Современный индийский художник. Bhavesh Zala

Современный индийский художник. Bhavesh Zala

Парк утопических развлечений

Петербургский Манеж открыл эффектную выставку «Утопия Cпасенная» современной южнокорейской художницы Ли Бул, сопоставив ее творчество с русским авангардом

Выставка «Утопия Спасенная». Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

Ли Бул — художник с мировой известностью, ее персональные выставки проходили во многих музеях и галереях мира, она представляла свою страну на Венецианской биеннале. Скульптор по образованию, она начинала карьеру, как и многие современные художники, с перформансов — самого малозатратного из искусств. В 1990-х прославилась благодаря скульптурам киборгов и дерзким инсталляциям. В начале этого века увлеклась архитектурой модернизма и утопическим сознанием, что и стало на два десятилетия темой художницы, импульсом к созданию произведений.

Директор петербургского Центрального выставочного зала «Манеж» Павел Пригара сказал на пресс-показе выставки «Утопия Спасенная», что он горд впервые показать такого художника в России. Его можно понять, тем более что выставка не была экспортирована: часть больших работ воссозданы, некоторые сделаны специально для Манежа, и, главное, была реализована идея показать работы Ли Бул вместе с произведениями художников русского авангарда, чтобы видна была связь между ними.

Выставка «Утопия Спасенная». Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

Связь эта представлена сразу при входе на выставку. Огромный нарядный живописный «Дирижабль» Василия Купцова, написанный в 1933 году, помещен рядом с огромным серебристым объектом Ли Бул в форме дирижабля — части ее гигантской многосоставной инсталляции «Желание быть уязвимым». Еще один элемент, тоже гигантский, этого грандиозного сочинения — прозрачный шар с блестками на оболочке, повисший между этажами. Шатры из расписных тканей и еще нечто блестящее и переливающееся дополняют это завораживающее собрание праздничных объектов несуществующего парка развлечений. Несуществующего и невозможного, потому что реальные парки никогда не смогут иметь столь сложные, изысканные и хрупкие на вид визуальные аттракционы. К тому же, как сказано в экспликации, на создание инсталляции художницу вдохновил дирижабль «Гинденбург», задуманный как символ германского могущества, но сгоревший в воздухе в 1937 году. Утопия с ее благими намерениями и высокими устремлениями, несовместимыми с реальностью, как и было сказано, главная тема в нынешнем творчестве Ли Бул.

Выставка «Утопия Спасенная». Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

Можно ничего не знать об источниках ее работ, не видеть в их названиях отсылок к ним, но одновременное ощущение смеси детского восторга и взрослой тревоги будет возникать при встрече и с «Желанием быть уязвимым», и с еще одной огромной инсталляцией — «Городом Солнца». В темном зале с зеркальными стенами на полу лежат в причудливом порядке фрагменты черного блестящего пластика и зеркал, горят огни, кажущиеся поминальными. Когда проходишь между ними, то возникают разнообразные визуальные эффекты. Все блестит, мерцает и поражает. Однако Ли Бул, как говорил классик русской литературы, пугает, но нам не страшно. Потому что, во-первых, красиво, во-вторых, понятно, что перед нами только игра с утопией — не столько ее спасение (как предлагает считать название выставки), сколько обессмысливание. Не проект идеального будущего, а сказка. И если вдруг кажется, что сказка может стать былью, то это только иллюзия.

Выставка «Утопия Спасенная». Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

«Через отрицание» — работа Ли Бул как раз о парадоксах восприятия. Это стеклянный лабиринт, где невозможно увидеть собственного отражения, тоже, в сущности, комната кривых зеркал, немыслимая в настоящем развлекательном парке. Осколки зеркал и стекла — материал для нескольких эффектных работ художницы. Она любит все, что блестит, даже тривиальные блестки, которыми когда-то украшала костюмы для перформансов.

При этом Ли Бул — интеллектуалка, в своих текстах она цитирует философов Жан-Франсуа Лиотара и Мишеля Фуко. На выставке есть ее проект инсталляции «Бункер», посвященной Михаилу Бахтину, очевидно, как описавшему «разноречие» — использование и конфликт в произведении разных типов речи. Ну а приведенные в каталоге выставки тексты о ней — просто собрание отсылок к философским сочинениям разных времен.

Выставка «Утопия Спасенная». Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

Однако отчетливее всего ум и умение работать с различными пластическими высказываниями проявляет Ли Бул в произведениях, посвященных архитектуре модернизма. Прежде всего ее вдохновляли проекты немецкого экспрессиониста Бруно Таута и русского конструктивиста Владимира Татлина. Тауту, сумевшему частично реализовать свои идеи, посвящено несколько работ. А наклонный силуэт татлинского памятника III Коммунистическому интернационалу ясно читается во фрагменте макета инсталляции «Мое великое повествование…». К сожалению, остальные цитаты по небольшому макету, представляющему собой некую аморфную массу, определить не удается. Русскому конструктивизму посвящена целая серия объектов, представленная на выставке макетами из отполированной до блеска нержавейки и такими маленькими, что они кажутся какими-то ювелирными насекомыми.

Выставка «Утопия Спасенная». Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

Читать еще:  Уругвайский художник-реалист. Miguel Angel Nunez

Зато отсылки к русскому авангарду позволили сделать русский раздел выставки. Правда, показанные в нем графические композиции Якова Чернихова, проуны Эль Лисицкого, эскизы декораций Александры Экстер и пейзаж Ивана Леонидова к проекту «Город Солнца» не вполне корректно считать вдохновителями Ли Бул. Но корейские кураторы проекта Сун Джун Ким и Су Джин Ли все же настаивают, что именно работы русских авангардистов стали поводом для рефлексий Ли Бул. Не будем спорить с ними, ведь русский авангард — часть наследия мирового модернизма. А сама художница великодушно пишет: «Данная выставка, как мне кажется, приглашает посетителя войти в своего рода психологическое взаимодействие с экспонатами и согласно собственной внутренней логике объединить различные аллегорические фрагменты в целостный текст».

Манеж, Санкт-Петербург
Утопия Спасенная
Работа выставки планируется до 31 января

Выставка современного индийского искусства

Вчера 28 января в лондонской галереи Саатчи открылась выставка современного индийского искусства под названием «Империя наносит ответный удар».

1) Работа скульптора из Пакистана Хумы Бхабхи (Huma Bhabha)

2) Художник Рашид Рана (Rashid Rana) позирует на фоне своей работы.

3) Произведение созданное индийским художником Джитиш Калатом (Jitish Kallat)

4) Инсталляция художника пакистанского происхождения Шезада Давуда (Shezad Dawood)

5) Произведение индийской художницы Бхарти Кхер (Bharti Kher).

6) Произведение индийской скульпторши Крити Ароры (Kriti Arora).

8) Произведение пакистанки Хумы Мулжи (Huma Mulji), которая живет в Лахоре и занимается скульптурой (иногда на основе таксидермии) и фотографией.

8) Произведение пакистанки Хумы Мулжи (Huma Mulji), которая живет в Лахоре и занимается скульптурой (иногда на основе таксидермии) и фотографией.

14) Произведение, созданное индийцем Судох Гупта (Sudodh Gupta).

15) Произведение художника Оджита Чохана ( Ajit Chauhan).

16) Инсталляция художника Тушара Джоага (Tushar Joag).

17) Произведение индийской скульпторши Крити Ароры (Kriti Arora).

18) Произведение созданное индийским художником Джитиш Калатом (Jitish Kallat)

20) Инсталляция художника Тушара Джоага (Tushar Joag).

21) Художница Скандра Сингх (Scandra Singh) позирует на фоне своей работы.

23) Произведение Джайшри Абичандани (Jaishri Abichandani).

24) Работа скульптора из Пакистана Хумы Бхабхи (Huma Bhabha).

25) Скульптура Мансура Али (Mansoor Ali).

26) Произведение художника Атула Додия (Atul Dodiya).

27) Произведение художника Атула Додия (Atul Dodiya).

28) Произведение, созданное индийцем Судох Гупта (Sudodh Gupta).

Пепельная компартия и «Эрмитажный Будда»: что посмотреть на выставке Чжан Хуаня

Пепельные картины

Во время посещения одного из шанхайских храмов Чжан Хуань засмотрелся на пепел, оставшийся от благовоний, которые сжигают на церемониях в память о Будде. Выяснив, что после совершения богослужения пепел никак не используется, художник решил применить его в качестве материала для своих полотен. Пепельные картины быстро завоевали признание у публики, так что впоследствии Хуаню пришлось договориться сразу с несколькими храмами о поставках пепла.

Портрет коммунистической партии КНР

Сорокаметровый групповой портрет коммунистической партии КНР, также выполненный с использованием пепла, занял почти всю стену самого большого парадного зала Эрмитажа. Как отмечает куратор выставки Дмитрий Озерков, картины на сюжеты сурового исторического прошлого «не имеют ничего общего с цинизмом» и передают течение времени, увиденного через призму коллективной памяти.

«Перерождение»

В Тибете существует особая похоронная практика: тело умершего кладут на вершину горы, где его поедают стервятники и другие обитатели гор. Таким образом умерший проявляет сострадание ко всему живому и соединяется с небом. По словам Хуаня, если бы он мог выбирать, он бы предпочел именно такой вариант погребения.

Две работы из новой серии художник создал в период самоизоляции, отразив с помощью надрывных красных полотен тяжелое личное переживание, связанное с пандемией. Изначально выставка должна была пройти в мае, и эти работы были включены в экспозицию незадолго до открытия Эрмитажа после длительного карантина.

«Мой Зимний дворец»

Еще одна техника, с которой активно работает художник, — резьба по дереву, а точнее, по старинным деревянным дверям. Нанося на их поверхность репродукции знаменитых картин (в данном случае — работ из собрания Эрмитажа), Хуань создает возможность дополнительного прочтения хорошо знакомых сюжетов вроде «Возвращения блудного сына» Рембрандта или «Данаи» Тициана.

«Эрмитажный Будда»

Гигантские медные тела Будд, одновременно напоминающие и гигантов из восточных сказаний, и героев западной мифологии, показывают своей вызывающей пластикой «наше глубокое желание перерождения». Так, «Эрмитажный Будда» наступает себе на голову одной из своих пяти ног, и интерпретировать этот внушительный образ можно по-разному.

«Зал всех душ»

В Николаевском зале вместе с 40-метровым портретом партии можно увидеть макет нереализованного проекта «Зал всех душ». По задумке художника, этот зал с портретами китайских и российских вождей и участников политических партий должен был располагаться прямо на Дворцовой площади, но воплотить столь масштабный замысел по различным причинам не удалось.

Читать еще:  Фигуративные картины маслом. Bronwyn Hill

Дракон против течения

Она проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» при поддержке Pearl Lam Galleries и ряда китайских арт-фондов, работающих с современным искусством, в частности, China Art Foundation, DС Foundation, Asymmetry Art Foundation.

Пандемия внесла коррективы в этот проект, не только сдвинув сроки открытия с весны на осень. Одной из частей выставки стала экспрессионистская серия «Любовь», ставшая откликом художника на события этого года. Рядом с огромными полотнами, где пульсирующее, истекающее кровью сердце выглядит почти абстракцией, — воссозданные на холсте из пепла и благовоний фрагменты известных полотен — «Возвращение блудного сына» Рембрандта и репинский «Иван Грозный и его сын Иван». 55-летний Чжан Хуань принадлежит к поколению детей, выросших в эпоху культурной революции, и к первому поколению китайских художников, которые идеально вписались в мировую инфраструктуру современного искусства. Собственно, Чжан Хуань стал одним из самых ярких символов международного успеха китайских современных художников на рубеже веков, и не только на арт-рынке. Его работы — частые гости Биеннале Уитни и Берлинской академии художеств. Он участвовал в постановке оперы Генделя «Семела», переложившей античный сюжет на древнекитайский лад. Его пятиметровый Будда, созданный из 20 тонн пепла сожженных благовоний, собранных в буддистских монастырях для биеннале в Сиднее, постепенно разрушаясь, стал своеобразной «живой скульптурой», символом быстротечности и бренности жизни.

В центре внимания выставки в Эрмитаже — серия «Пепел истории» — около 30 работ, многие из которых созданы в последние годы в мастерской художника под Шанхаем. Чтобы оценить масштаб этих работ, достаточно увидеть монументальное — во всю длину парадного Николаевского зала Эрмитажа — «фотоувеличение» снимка «15 июня 1964», где Великий кормчий Мао Цзэдун снят вместе с партийными деятелями и представителями армии. Снимок превращен художником в огромное полотно, создававшееся пять лет из пепла. Представлена в экспозиции и серия «Мой Зимний дворец», созданная по мотивам картин из собрания Эрмитажа. Увеличенные репродукции полотен, наклеенные на старинные тяжелые деревянные двери, становятся контуром работы резчиков по дереву из Дунъяна, где традиции художественной резьбы по дереву восходят к VII-Х векам.

Отличие творчества Чжан Хуаня от фотореализма не только в том, что, возвращая фотоизображению «ауру» уникальности, Чжан Хуань использует не живопись, а трудоемкую резьбу по дереву. Не меньше его интересует и материал, который он используется для арт-послания. Он работает как «арт-медиатор», переосмысливая «каналы» коммуникации и акцентируя на них внимание зрителей. Но вместо цифровых образов исследует потенциал аспектов культурной коммуникации, связанных с буддистской традицией или искусством резчиков по дереву.

Не зря художник как-то сравнил себя с «драконом, плывущим против течения». Судя по выставке в Эрмитаже, ему интересно взаимодействие традиционно восточных элементов с европейской картиной и архивной фотографией. Он варьирует масштабы, материалы, технику, выделение фрагментов. Кажется, он ищет возможность открыть самобытную оптику, которая придаст земному взгляду новое расширение.

Список музеев и галерея, в которых есть работы Чжан Хуаня, похож на список кораблей у Гомера. Он начинается с нью-йоркских тяжеловесов МоМА, Метрополитен-музея, Музея Соломона Гуггенхайма, а завершается Художественным музеем Шанхая и парижским корпоративным фондом Карминьяка. Между ними — музеи Австралии, Англии, Европы, США, Китая, Японии… После нынешней выставки, для которой Чжань Хуань сделал ряд работ, вдохновленных полотнами Рембрандта, Снайдерса, Рафаэля, Рубенса, Тициана из коллекции в Зимнем дворце, а также «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова, Эрмитаж тоже, по-видимому, получит в коллекцию одну работу, войдя таким образом в этот эпический музейный список.

Современный индийский художник. Bhavesh Zala

Desi Girl
♥♥♥Модератор♥♥&#9829

Зарегистрирован: 30.08.2009
Сообщения: 10233
Откуда: Russia

Б.Г. Шарма по праву считается наиболее выдающимся мастером миниатюры в современном индийском искусстве. Он снискал себе известность благодаря необычности композиции, дизайна и использования орнамента, повлияв своим неординарным видением мира на творчество многих других художников. Шарма родился 10 августа 1925 года в брахманической семье в священном городе Натхадвара, который находится в Раджастане. Его отец и дед посвятили его в тайны искусства миниатюры.

В детстве Шарма частенько бегал в близлежащий храм четырёхсотлетней давности. Это был храм Шринатхджи, считающийся одним из самых священных храмов в Индии. Там Шарма поклонялся Божеству Шринатхджи — детской форме Господа Кришны. Храмовые флаги виднелись с террасы их дома, что вдохновляло молодого художника на творчество и повлияло на становление его личности.

Впоследствии Шарма обучался в традиционных школах искусства в Кангре, Кишанагаре и Мугхале, но художественный стиль этих школ не прижился в его искусстве. Скорее он тяготел к той манере, которую привил ему его дед Шри Лаладхарджи. Художник помнил, как в детстве старик давал ему, пятилетнему, небольшую дощечку из тикового дерева и показывал, как наносить на неё первый слой грунта.

Читать еще:  Цифровая живопись. Adrian Chesterman

Темой первых набросков юный Шарма выбрал Ганешу – необычное существо с телом человека и головой слона. Ганеша считается богом богатства, предусмотрительности и мудрости, покровителем бизнесменов, астрологов, писателей. Его индусы призывают на помощь, предпринимая любое важное дело.

Одиннадцатилетним юношей Шарма принялся писать портреты паломников и преданных, приходивших, чтобы увидеть Шринатхджи. Так, постепенно, он сделался самым популярным портретистом из всего сообщества художников Натхадвары.

Позже, начав посещать школу искусств «Ти Джей» в Бомбее, он тут же привлёк к себе внимание её директора, так как его манера писать и впрямь отличалась своей необычностью. Он обладал собственным уникальным художественным стилем, который многое привнёс как в традиционную, так и в современную концепцию искусства.
Шарма пишет сюжеты на тему ведических повествований — такие, как, например, его знаменитая картина о битве на поле Курукшетра, которая описана в «Бхагават — Гите».

Героями его миниатюр являются персонажи, упомянутые в Ведах — Бог Любви Кришна, Его возлюбленная Радхарани, а также их вечные спутники и друзья, их мир,их игры и развлечения. Не забывает художник и о других Божествах индуистского пантеона.Постепенно Шарма становился всё более знаменитым, а его авторский стиль стал именоваться в Индии как «стиль Б.Г. Шармы».

В 1955 году в Бомбее Шарма занялся изданием репродукций и плакатов с изображением своих картин, которые расходились грандиозным массовым тиражом по всей Индии. Несомненно, это был успех.

В 1967 году он покончил с коммерцией и поселился в Удаипуре, но пресса не оставляла его без внимания: о нем писали журналы «India Today» и др. Помимо этого, художник не раз давал интервью на радио и телевидении, высказываясь в пользу классического искусства живописи.

Работы Шармы включены в сборник изобразительного искусства «The Cow Book», составитель которого, Марк Галлант, собрал картины с изображением коров художниками более чем из 25 стран, отобрав из индийских работы только работы Шармы. В 1979 году его картины выставлялись в художественной галерее «Дженагар» в Бомбее и в Рабиндра Бхаване в Дели.
В 1980 году прошла выставка в India House в Лондоне, там он дал интервью Би-Би-Си.
В 1983 году картины Шармы попали на выставку в Музей Барода. Позднее в том же году, в официальном открытии выставки работ Шармы в Ананда Бхаване в Удаипуре принимал участие Раджив Ганди.

В декабре 1980 индийское правительство сделало заказ на портрет в миниатюре на слоновой кости Её Величества Королевы Елизаветы II. Шарма написал портрет и презентовал его Принцу Чарльзу во время визита последнего в Джайпур.
Несколькими месяцами позже портрет появился в журнале «Connoisseur» (Лондон). Красивую миниатюру на слоновой кости получил также премьер-министр Австралии сэр Малком Фрейзер во время своего визита в Удаипур в 1983 году.

Год за годом Шарма получал различные награды: в том же 1983 г. ему присудили престижную в то время Премию Народного Искусства за Мастерство;
в 1984 г. он удостоился чести стать членом Союза художников миниатюрной живописи, причём его кандидатура была представлена Министерством Образования и Культуры в Нью-Дели.Весной 1985 г. индийское правительство отправило Б.Г. Шарму представлять традиционное индийское искусство в Германии. Этот тур включал 18 городов. В том же году он посетил Вашингтон, Колумбию и презентовал там президенту Рейгану и его супруге их миниатюрные портреты на слоновой кости.

К концу 80-х работы Шармы входили в лучшие коллекции музеев Англии, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Голландии, Японии, Саудовской Аравии и США.

Последние 20 лет своей жизни Б.Г. Шарма посвятил основанию своей художественной галереи в Удаипуре. На сегодняшний день в этой галерее выставлены 150 работ художника, на которые приезжают полюбоваться ценители искусства со всего мира, а также многочисленные туристы.Невзирая на лавры, этот знаменитый мастер гравюры сохранял простоту, скромность и непритязательность. Он поднимался рано утром, по возможности используя светлые дневные часы для работы. Шарма просто одеваелся, носил традиционную одежду: дхоти и курту, придерживался строгой вегетарианской диеты и регулярно посещал храм в родном городе Натхадваре, чтобы получить «даршан» (аудиенцию) Божества Шринатхджи.

За последние десятилетия ХХ века Шри Б.Г. Шармаджи больше, чем кто-либо другой способствовал развитию и выходу в свет классического индийского художественного стиля, а также стиля Натхадвары.

из журнала liveinternet.ru/users/yoginya-natalika/blog/


_________________
Happy Dancing!

Последний раз редактировалось: Desi Girl (Вс Окт 14, 2012 9:18 pm), всего редактировалось 2 раз(а)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector