Современный индийский художник. Zil Hoque

Современный индийский художник. Zil Hoque

В Третьяковку едут 60 индийских художников

В Нью-Дели официально объявлено о грандиозной выставке «Индия! Новое искусство», которая откроется в Третьяковской галерее в июне

Субодх Гупта. «В этом сосуде лежит философский камень». 2017. Фото: Ela Bialkowska, OKNO Studio

Торжественное объявление состоялось во время крупнейшей индийской художественной ярмарки IndiaArtFair, на приеме, организованном Kiran Nadar Museum of Art, главным партнером Государственной Третьяковской галереи по организации выставки «Современное индийское искусство». Частный музей, основанный коллекционером Киран Надар десять лет назад, обладает одним из лучших собраний современного индийского искусства. На приеме был объявлен и победитель закрытого конкурса на новое здание музея — им стал известный британский архитектор Дэвид Аджайе, автор Нобелевского центра мира в Осло, Московской школы управления «Сколково» и Дома авраамических религий в Абу-Даби.

Именно Kiran Nadar Museum of Art выступил организатором выставки в павильоне Индии на прошлой Венецианской биеннале. Арт-директор музея Рубина Кароде была куратором павильона и готовит вместе с коллегами из Третьяковки московскую выставку. «Мы счастливы этому сотрудничеству, — рассказала Рубина Кароде. — Я давно думала: почему мы делаем выставки в Европе, в Нью-Йорке и не едем в Россию? Ведь это очень близкая нам страна. Это будет очень большая, гигантская выставка с несколькими тематическими разделами, со множеством направлений и измерений, которая должна показать, что такое Индия сегодня. Вы знаете, что у нас очень сильны традиционные ремесла, но наша выставка — не о них. Там будут многие ключевые работы из собрания нашего музея, а также Devi Art Foundation и частных коллекций, такие важные художники, как Ранбир Калек, Аниш Капур, Субодх Гупта, Даянита Сингх, Шилпа Гупта, видеоартист Амар Канвар, но будут также и сюрпризы, молодые художники. Выставка должна показать многообразие индийской арт-сцены».

Зельфира Трегулова. Фото: Юрий Чичков

Выставка откроется 17 июня в Новой Третьяковке на Крымском Валу, ее соорганизаторами выступают Александр Попов и галерея «Триумф».

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала нашей газете о том, как возникла идея выставки «Современное индийское искусство».

Правда ли, что это будет самая большая в мире выставка индийского современного искусства?

Почти так. Индийское современное искусство показывали мировые музеи — нашу выставку можно сравнить с той, что была некоторое время назад в Центре Помпиду. Но за последние годы это самая большая выставка индийского современного искусства, организованная за пределами Индии. Там будет более 60 художников — как тех, кого уже нет, так и живущих, — но это выставка именно актуального, современного искусства за последние 10–20 лет.

Аниш Капур. «Моя алая родина». 2003. Фото: Nic Tenwiggenhorn ©Anish Kapoor, 2015

Почему вы решили показать именно индийское, а не, скажем, китайское искусство?

Первый раз я оказалась в Индии в 2011 году. Я тогда работала в Музеях Кремля, и мы сделали невероятную, значительную, крутую выставку индийского ювелирного искусства от эпохи махараджей до наших дней — и, кстати, если где в мире и сохранилось ювелирное искусство, так это в Индии. Так вот, мне безумно нравится Индия, и на биеннале последних лет я все больше и больше обращала внимание на индийское искусство, а на последней Венецианской биеннале, пусть меня простят коллеги, самые яркие и интересные проекты были у китайских и у индийских художников — как в их национальных павильонах, так и на основной выставке биеннале.

Когда Александр Попов, с которым мы делали ювелирную выставку в Кремле, предложил сделать выставку современного искусства Индии, я сразу сказала да. Потому что оно настоящее.

Конечно, китайское современное искусство более раскрученное, но их проекты какие-то мегаломаньячные, от слова «мегаломания», и сейчас эти прекрасные художники, когда-то вышедшие в авангард мирового художественного развития, стали настолько коммерчески востребованными, что это не может не повлиять на их проекты и все китайское искусство в целом.

Ранбир Калек. Auroboros. 2009. Фото: RANBIR KALEKA / rkaleka.com

Как бы вы описали современное индийское искусство? Чем оно примечательно?

Что меня поразило в индийском искусстве — оно настоящее, оно глубокое, и, будучи поразительно современным и новым по подходам, оно коренится в традиции и истории. Эстетическое чувство у них врожденное, в генах, и ты видишь это всюду. Даже на улицах самые бедные и нищие люди держат себя как короли и королевы. В этих своих цветных сари ценой в копейку они прекрасны. И они воспринимают мир прекрасным. И это тоже есть в индийском искусстве. Еще там присутствует невероятное качество и умение работать с материалом. Меня поразила их работа с бумагой, которую они используют так, как сейчас никто в мире. Цвет, форма, орнаментальность. А главное, что о важнейших вопросах сегодняшнего дня, о которых искусство говорит, как бы внешне оно ни было далеко от буквального изложения социального или политического послания, они говорят так сложно и глубоко, что сначала ты воспринимаешь художественное послание, а потом через него считываешь послание миру.

Читать еще:  Черно-белые автопортреты. Noell S. Oszvald

Расскажите, пожалуйста, о месте, где вы делаете эту выставку.

Эта выставка будет первым серьезным проектом Третьяковки в Западном крыле (бывший ЦДХ. — TANR), за которым последует большая выставка немецкого современного искусства.

Мы перекидываем мостик к тем невероятным временам конца 1980-х, еще до распада СССР, когда в этом здании, благодаря Таиру Салахову — не устаю произносить его имя, — проходили лучшие выставки главных мировых звезд: Фрэнсиса Бэкона, Гилберта и Джорджа, Янниса Кунеллиса и многих других, — и это было невероятным открытием. Между прочим, многие художники тогда думали, что у них выставка в Третьяковке, — и, например, Роберт Раушенберг подарил тогда нам свои работы.

Индийский вундеркинд на крупнейшей выставке искусства в Нью-Йорке

02 мая 2018 года

Настоящей сенсацией стали работы четырехлетнего индийца, которые демонстрировались в конце апреля на крупнейшей выставке искусств «АртЭкспо» в Нью-Йорке.

Западная пресса с восторгом рассказывает о юном вундеркинде из Индии, который стал самым молодым художником, выставлявшимся на престижной выставке «АртЭкспо» в Нью-Йорке. В своё время здесь демонстрировались работы самого Энди Уорхола, Роберта Раушенберга и Лероя Нимана, а весной этого года выставка предоставила свои площади четырёхлетнему мальчугану из Пуны. Разве такое возможно?

Тем не менее, происходящее не газетная утка — молодой индиец Адвайт Коларкар (Advait Kolarkar) действительно поражает своим талантов ценителей современного искусства, причём делает это не первый год! Первая его персональная выставка состоялась в Индии, когда тому было всего два года. А начиналось всё более чем прозаично: молодая индийская семья из Пуны, где папа программист, а мама дизайнер были вечно заняты и оставляли своего малыша на попечении старшей дочери, которая очень любила рисовать. Девочка, чтобы занять малыша, разрешала тому играть с акварелью — тот в восьмимесячном возрасте просто вазюкал краски по полу и не отвлекал сестру от её важных дел. Родители, когда увидели, что вытворяет их сын, посчитали игру с красками благотворным занятием для развития ребенка и не стали ничего запрещать. Напротив — они выдали тому ватман и кисть, чтобы Адвайт продолжал рисовать, но не портил при этом полы.

Адвайт за работой

В течении последующего года парень настолько развил свой талант, что к двум годам начал выдавать на холсте шедевры, которые поразили даже скептично настроенных родителей. Они решили показать картины местному знатоку изобразительного искусства, который настоял на том, что нужно организовать персональную выставку для мальчика в Пуне. Последующие события развивались, как в сказке: все работы Адвайта были раскуплены по баснословным ценам и семья в одночасье разбогатела. Родители мальчика купили недвижимость в Канаде и перебрались жить в прибрежный Сент-Джонс в провинции Нью-Брансуик. Здесь состоялась вторая персональная выставка молодого художника, которая также имела феноменальный успех. Через год Адвайт получает приглашение из Нью-Йорка принять участие в «АртЭкспо» и становиться самым молодом художником, выставлявшим свои работы на престижнейшем мероприятии за всю его историю — парню сейчас всего четыре года.

Деньги, которые выручает семья Адвайта за картины (а оцениваются его работы в тысячи долларов) поступают на счет для его будущего образования. Помимо этого, семья участвует в нескольких благотворительных проектах. Мама вундеркинда признается, что для неё самой и для её супруга такой поворот событий является полной неожиданностью и они никак не ожидали, что их сын станет мировой знаменитостью:

Мы никогда не думали, что к работам Адвайта будет проявлен такой интерес. Нашей первоначальной задачей было оставить его с любимым делом и позволить ему рисовать. Мы рассматривали это, как некую терапию, которая положительным образом должна будет сказаться на развитии ребенка. Мы никак не ожидали, что его талант окажется столь высоко оценен. Со своей стороны, могу сказать, что Адвайт счастлив, что его картины пользуются такой популярностью, но он вряд ли еще понимает, что такое слава и никак не реагирует на то, что его показывают по телевизору и что о нем пишут газеты — ему ведь всего лишь четыре года. Он еще малыш и самый частый ответ, который я даю журналистам — извините, но Адвайт сейчас спит и вы не сможете увидеть его.

Читать еще:  Сюрреалистические и абстрактные фото картины. Bruno Paolo Benedetti (фотограф)

Феноменальный Человек-иголка: индиец вышивает картины на машинке, и они потрясающие (7 фото)

Арун Кумар с самого детства хорошо рисовал и мечтал стать знаменитым художником. Но когда ему стукнуло 15 лет, внезапная смерть отца перечеркнула все планы. Мальчику пришлось бросить школу, чтобы заниматься семейным делом.

Арун Кумар, как и его отец, стал работать портным, но его творческое начало взяло верх. Вместо кистей и красок он стал использовать иголку и нитки, создавая с помощью швейной машинки настоящие шедевры. Теперь, благодаря своей уникальной технике, он постепенно приобретает известность во всем мире.

Во многих странах существуют давние традиции создания гобеленов и вышитых картин, однако Арун Кумар стал первым человеком, который создает вышивки такого уровня детализации на обычной швейной машинке.

«Я строчу на машинке вот уже 23 года, с 12 лет, — рассказал индийским журналистам 35-летний художник. — Мой отец-портной рано умер, поэтому мне пришлось бросить школу, чтобы заниматься его делом. Но я смог соединить эти два искусства».

Одной из самых впечатляющих работ Человека-иголки стало внушительное вышитое полотно с изображением Кришны. На создание этой работы размером 183 на 122 см у художника ушло 3 года и приблизительно 2840 километров ниток. Также среди его произведений есть вышитая картина суда махараджи Пенджаба Ранджита Сингха, на которой изображено примерно 2000 человеческих фигур. На ее создание у художника ушло около года.
«В моей работе нет права на ошибку: если шов ложится на ткань, его уже не убрать. Я обычно не делаю вышивку в несколько слоев, так она выглядит аккуратнее».

Арун Кумар продолжает заниматься швейным бизнесом на базаре Адалат в городе Патиала на севере Индии, но также много времени посвящает искусству.

Выставка современного индийского искусства

Вчера 28 января в лондонской галереи Саатчи открылась выставка современного индийского искусства под названием «Империя наносит ответный удар».

1) Работа скульптора из Пакистана Хумы Бхабхи (Huma Bhabha)

2) Художник Рашид Рана (Rashid Rana) позирует на фоне своей работы.

3) Произведение созданное индийским художником Джитиш Калатом (Jitish Kallat)

4) Инсталляция художника пакистанского происхождения Шезада Давуда (Shezad Dawood)

5) Произведение индийской художницы Бхарти Кхер (Bharti Kher).

6) Произведение индийской скульпторши Крити Ароры (Kriti Arora).

8) Произведение пакистанки Хумы Мулжи (Huma Mulji), которая живет в Лахоре и занимается скульптурой (иногда на основе таксидермии) и фотографией.

8) Произведение пакистанки Хумы Мулжи (Huma Mulji), которая живет в Лахоре и занимается скульптурой (иногда на основе таксидермии) и фотографией.

14) Произведение, созданное индийцем Судох Гупта (Sudodh Gupta).

15) Произведение художника Оджита Чохана ( Ajit Chauhan).

16) Инсталляция художника Тушара Джоага (Tushar Joag).

17) Произведение индийской скульпторши Крити Ароры (Kriti Arora).

18) Произведение созданное индийским художником Джитиш Калатом (Jitish Kallat)

20) Инсталляция художника Тушара Джоага (Tushar Joag).

21) Художница Скандра Сингх (Scandra Singh) позирует на фоне своей работы.

23) Произведение Джайшри Абичандани (Jaishri Abichandani).

24) Работа скульптора из Пакистана Хумы Бхабхи (Huma Bhabha).

25) Скульптура Мансура Али (Mansoor Ali).

26) Произведение художника Атула Додия (Atul Dodiya).

27) Произведение художника Атула Додия (Atul Dodiya).

28) Произведение, созданное индийцем Судох Гупта (Sudodh Gupta).

Новое индийское искусство
ARTinvestment.RU 16 августа 2011

Сегодня, через 65 лет после обретения Индией независимости, современное искусство этой страны переживает настоящий расцвет. Молодые индийские художники не только вернули искусство к национальным истокам, избавив его от подражаний Европе, но также прекрасно ориентируются в реалиях современного арт-рынка, активно экспериментируют и вовлекают зрителей в интересный диалог о явлениях современной жизни своей родины.

Читать еще:  Школьницы из Мордовии — среди лучших в конкурсе «Красота божьего мира — 2015»

Обновление индийского искусства началось в 1948 году, через год после объявления независимости страны, когда группа художников, в которую входили Макбул Фида Хусейн (M.F. Husain), Франсис Ньютон Суза (F.N. Souza), Акбар Падамси (Akbar Padamsee) и Тайеб Мехта (Tyeb Mehta) создали Бомбейскую группу прогрессивных художников, чтобы выработать в искусстве узнаваемый индийский стиль. Они хотели своим творчеством прийти на смену искусству эпохи британского владычества, которое в последние его годы представляло собой вариации на тему европейского экспрессионизма и американского абстрактного экспрессионизма. Независимость открыла для художников также новые горизонты и на рынке искусства.

«Однако до начала 2000-х индийский арт-рынок, представленный в основном быстро растущими в числе галереями, был подвержен постоянным колебаниям», — утверждает Сидхарт Тагор (Siddharth Tagore), владелец молодого аукционного дома Art Bull и галереи Art Konsult. «Рынок современного индийского искусства начал оформляться в 2004 году, когда в стране появилось несколько аукционных домов», — говорит Тагор, чей аукционный дом ориентируется на покупателей среднего класса из северной Индии и продает им работы молодых художников. «Наша целевая аудитория — жители таких городов, как Чандигарх и Лудхиана; именно там находятся потенциальные крупные рынки будущего», — прогнозирует Тагор. Большая свобода стала означать большее число галерей, большую свободу творчества, преобладание среди покупателей образованных людей — так Тагор охарактеризовал общие черты индийского искусства после 1947 года.

«Новое поколение художников, которым сейчас от 20 до 35 лет, находит темы для своих работ во всех срезах окружающей действительности: они размышляют о суете городской жизни и жизни деревни, о социальных проблемах, человеческих горестях, религии, культуре в целом, насилии, даже позволяют себе шутки о власть имущих», — считает арт-агент Киран Мохан (Kiran Mohan). В ознаменование 65-летия объявления независимости Индии Мохан организовала в своей галерее Art Value выставку «Шаги свободы». Экспозиция исследует сущность понимания свободы в индийском искусстве на примере около 50 работ различных художников. «Каждый художник независимой Индии хочет выразить себя и отобразить на холсте значимость такого понятия, как свобода», — поделилась в интервью изданию «The Times of India» Мохан. Молодой художник Санджив Махалик (Sanjeev Mahalik) изобразил на фоне национального триколора совершаемое женщинами детоубийство. «Я хотел разобраться, почему такое все еще происходит в современном мире, где большинство людей грамотны, а женщинам стали доступны новые жизненные горизонты», — пояснил он.

Художник Радхи Шьям Прадхан (Radhe Shyam Pradhan) использовал цвета индийского флага — зеленый, белый и оранжевый — для создания образов трех представителей разных каст, держащих в руках одну на троих длинную флейту. «Гармония — единственное, что объединяет людей, помогая единению и развитию общества, которые так важны для независимой Индии», — говорит художник. Он создал серию портретов Ганди, на одном из которых изображены три обезьянки, вылезающие из головы Махатмы и говорящие людям о том, чтобы они не смотрели на зло, не слушали злых речей и не произносили их сами (это юмористическая интерпретация известной индийской пословицы). Изображение трех обезьянок — четырехсотлетний японский символ, часто вспоминающийся в связи с философией Ганди. Этот образ стал неотъемлемой частью индийской культуры, так как в ашраме Сабармати, основанном Ганди, где он прожил с 1915 по 1930, была небольшая скульптура трех обезьянок.

Художник Амитеш Верма (Amitesh Verma) считает, что молодые художники наших дней — это будущий золотой фонд индийского искусства. Автор, известный своими изображениями лошадей, заявил, «что вернулся к духовным корням после блужданий по чужбине». «Я осознал, что мы неверно понимаем свою собственную культуру. Для новой выставки я написал профили иностранок на фоне стихов о женщинах из Вед и Пуран», — поведал художник. «Странно, что Запад сохранил свои древние религиозные традиции в искусстве, тогда как мы за последнее десятилетие от них отошли», — считает он.

«Искусство эпохи независимости — это активно развивающийся, направленный в будущее процесс, — утверждает искусствовед Кишор Сингх (Kishore Singh), глава отдела публикаций Галереи изобразительных искусств Дели. — Художники вроде Хусейна и Сатиша Гуджрала (Satish Gujral) приблизили искусство к людям, создавая масштабные настенные росписи и экспериментируя с искусством на улицах, что сделало обычных людей участниками процесса творчества».

Материал подготовила Мария Эстрова, AI

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector