Современный украинский художник. Юрий Закордонец

Современный украинский художник. Юрий Закордонец

Одеський художній музей: історія

Юрий Закордонец, «Untitled»

27 марта в 15:00 в арт-галерее «Желтые великаны» Одесского художественного музея состоялось открытие выставки живописи и графики Юрия Закордонца “Untitled”.

Первая выставка картин Юрия Закордонца состоялась в Одесском доме актера еще во время его учебы в медицинском институте, не удивительно, что следующим его «университетом» стал художественно-графический факультет Одесского педагогического института. Как ни странно, выбор между медициной и искусством для Юрия не актуален: до сих пор он чередует или совмещает профессии врача и художника.

Молодость Ю. Закордонца совпала, как он говорит, с «плодотворным и творческим перестроечным временем, когда нельзя было не заниматься искусством». Он был не только художником, но и одним из пионеров борьбы за создание отечественного художественного рынка: стал председателем альтернативного Союзу художников Творческого объединения художников (ТОХ), директором «Artbridge Gallery» Советско-Британской Творческой Ассоциации, был в числе учредителей ассоциации «Новое искусство». Выставки-продажи в одесском Пале-Рояле, многочисленные выставки ТОХ, участие в резонансном московском «Арт мифе — 2», свидетельство активной и успешной работы в области арт-менеджмента.

В те годы Юрий Закордонец, как художник, работал с деревом и металлом, рисовал на кожах, его ранние произведения были в большей степени дизайнерскими. Надо сказать, что дизайн, как и арт-менеджмент, слова в те годы – довольно редкие и непривычные. Работы Ю. Закордонца имели успех, продавались на художественных ярмарках, экспонировались на зарубежных и отечественных выставках.

Уже тогда сложилась индивидуальная манера художника. Её формированию во многом способствовал материал, который избрал для себя художник.

Кожа в качестве основы для изображения в отличие от бумаги и даже холста в очень напряжённой психологической ситуации и разбалансированной социальной среде многими воспринималась как нечто надёжное и защищающее, как несомненная ценность. Очередной раз всё разрушалось ради построения нового мира и поэтому обращение к первоосновам архаических художественных форм, к наиболее устойчивым древним традициям искусства вполне соответствовало избранному материалу, как соответствовал ему характер изображений, найденный художником: лаконичная графичность, иногда своеобразный орнамент, напоминающий татуировку или рубцевание с полинезийскими или африканскими мотивами. И это всё в совокупности с любовью автора к декоративности и красоте художественных материалов, стремлением к оригинальности в творчестве.

Сейчас на новом витке своей художественной практике Юрий Закордонец использует холсты, тоже иногда имитируя изображение на коже, развивая прежние творческие находки, кроме того усилились тенденции к использованию эстетики наскальной живописи и элементов древней письменности. При этом не ощущаются стремления к анатомической точности, отсутствует мощная энергетика первобытных художников, а множество знаков не несут информации, а лишь интригуют и декорируют. Игру в декаданс, к которой обращается художник, усиливают и часто используемые символы: чёрные перчатки, рассыпавшиеся карты, огромные бабочки.

Работы Юрия Закордонца скорее особая графика на холсте, это чёрные линии на охристом красном или синем неравномерно окрашенном фоне. Линии извилистые и текучие, местами расширяющиеся как наполненные тёмной кровью потерявшие эластичность вены. У линий нет начала и конца, они переходят друг в друга, образуя некий бесконечный лабиринт, в котором больше тупиков чем выходов. Линии создают странные сплетения из обнажённых женских фигур – полу-людей – полу растений, безвольно поддерживающих или касающихся друг друга. Крупный масштаб изображений пугающе приближает их к зрителю. Фигуры медлительны и лишены лиц, их силуэты покрыты загадочными татуировками. Вокруг странные иероглифы или пиктограммы. Соединение внутренней усталой безысходности и бесконечной настойчивости преодоления рождает ощущение внутреннего драматизма, иногда даже трагизма.

Автор намеренно воздерживается от определённости в суждениях, не претендует на раскрытие истин, но остро воспринимает и точно передаёт дисгармоничность мира и относительность возможностей человеческого познания.

В последние годы Юрий Закордонец стал вновь активно и настойчиво работать как живописец и график, создав множество новых обогащенных ярким жизненным и творческим опытом произведений.

Интересно? Расскажите о нас друзьям

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Вечность против актуальности.

До 29 ноября в галерее ArtOdessa, что в Летнем театре Городского сада, работает выставка живописи Юрия Закордонца «Психотравматическая практика». Штатный практикующий психотерапевт ТАЙМЕРА Мария Гудыма побывала на вернисаже.

Читать еще:  Современные художники Бельгии. Frederic Dufoor

На самом деле всё, что можно считать психотравмой, осталось за стенами уютного галерейного зала. В этом оазисе как раз комфортно и спокойно, и первые посетители спокойно дожидались автора, застрявшего в автомобильной пробке. Для художника это была травматичная ситуация, публика же прекрасно проводила время, общаясь с его холстами. Акрил и кофе — материалы, использованные для данных картин, а ещё, шутит мастер, в ход пошли табачный дым и кошачья шерсть, частицы которых вполне можно найти на полотнах.

«Возможно, психотравматическими факторами можно считать актуальные явления в современной общественной жизни, — комментирует экспозицию галерист Екатерина Пименова. — Пандемия, экономический кризис, политические баталии в стране и в мире, интернет и социальные сети налагают неизбежный отпечаток на наше мировосприятие. Человек, будучи заложником социального контекста, стремится к независимости, к освобождению от влияний. Арт-проект «Психотравматическая практика» провоцирует и в то же время является в определённом смысле терапевтическим. Юрий Закордонец — один из самых загадочных одесских художников. Сюжеты его работ — экзотичные и метафоричные, апеллируют к глубинам человеческого «я», тайнам и неосознанным областям нашего внутреннего мира. Образы, представленные автором в его произведениях, символичны и аллегоричны; с мотивами ориентального и африканского искусства, где за условностью и декоративностью кроется философичность и ирония. Герои на полотнах находятся в диалоге, при этом воплощая различные коммуникативные модели. Пейзажи Юрия Закордонца лаконичны и при этом наделены разной степенью художественной эмоциональности. От экспрессивных и ярких — до сдержанных, статичных, воплощающих ровное звучание и вовлекающих в своё пространство. Таким образом, зрительская практика, по замыслу автора, становится терапией и даже располагает к возможному катарсису, то есть к освобождению через искусство».

Более или менее травматичные ситуации возникают в сюжетах полотен, так или иначе связанных с человеческим общением, виды природы, напротив, действуют умиротворяющее и успокаивающе. Впрочем, природа в наших краях была спокойной не всегда, в излюбленном для автора историческом периоде человеку от природы приходилось уворачиваться, дабы не попасть на зубок саблезубому тигру или на клык мастодонту… А сейчас, предоставляя свои уши собеседнику для вливания некой информации, человек здорово рискует. Складывается некий пазл, и тон задает говорящий. Пожалуй, в нашей эпохе слишком много вещают, притом безапелляционно… А творческие натуры впечатлительны, им не стоит прислушиваться ко всем подряд.

«Время такое, вокруг действительно сплошная психотравматика, — говорит художник. — Меня больше интересует доисторическое, первобытное искусство. Неолит, петроглифы, наскальная живопись — там не было заказа».

Юрий Закордонец окончил Одесский медицинский институт, учился на худграфе Одесского педагогического института. С 1982 года принимал участие в проектах и выставках живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и дизайна как художник, автор, куратор, координатор. С 1989 года — член Творческого объединения художников Одессы (ТОХ). С 1991 года — председатель ТОХ и директор галереи Artbridge Советско-Британской Творческой Ассоциации (СБТА). С 1993 года — заместитель председателя Ассоциации «Новое искусство». Персональные выставки проходили в Одессе, Риге, Таллине, Чикаго. Работы находятся в музеях, галереях и частных собраниях Одессы.

Выставки-продажи в одесском Пале-Рояле, многочисленные выставки ТОХ, участие в резонансном московском «Арт-мифе-2», упорная работа в мастерской в избранной эстетике и с неожиданными материалами вроде кожи и туши, железного и чёрного дерева, кости, металла уводили от кажущегося актуального к неоспоримому вечному. Тоска современного человека по всему натуральному, не засоренному синтетикой и словесной шелухой миру может выражаться вот так, в создании произведений искусства, населённых реликтовыми носорогами или вообще никем не населёнными. В свою Вселенную Закордонец сам выбирает, кого приглашать.

World of Art

Наскальная живопись, древние письмена или всё-таки картины украинского художника Юрия Закордонцева?

Диптих для двоих, 1991 год, кожа. Автор: Юрий Закордонец.

Работы современного украинского художника Юрия Закордонца напоминают наскальную живопись, в которой отсутствует анатомическая точность, но присутствует лаконичная графичность и мощная энергетика. Благодаря незаурядному таланту и необычной технике исполнения, картины автора тут же привлекли к себе всеобщее внимание, вызвав не только шквал эмоций, но и неподдельный интерес со стороны критиков и почитателей подобного творчества.

Читать еще:  Французский художник. Lina Redford

Besame, besame mucho, 2016 год. Холст, акрил, кофе. Автор: Юрий Закордонец.

Золушка. 25 лет спустя. Холст, акрил, кофе. Автор: Юрий Закордонец.

Коррида, новые правила, 2016 год. Автор: Юрий Закордонец.

Настрое, 2016 год. Автор: Юрий Закордонец.

Норны, 2013 год. Холст, акрил. Автор: Юрий Закордонец.

Илона синоптик. Всё хорошо, жара, 2016 год. Автор: Юрий Закордонец.

Goddess, 2014 год. Автор: Юрий Закордонец.

Ещё в ранние годы Юрий отдал своё предпочтение не холстам и бумаге, как это чаще всего бывает у художников-графиков, а коже, с которой весьма сложно, но в тоже время очень интересно работать. Именно поэтому большая часть его творчества напоминает эстетику наскальной живописи и элементы древней письменности, где всё гармонично и энергично. И совсем неудивительно, что картины автора разошлись по всему миру, заняв свои места не только в картинных галереях и музеях, но и в частных коллекциях. Ведь есть в них что-то необычное и особенное, так привлекающее внимание зрителя и переносящее его в далёкое прошлое, полное тайн, загадок и древнейших цивилизаций…

Аркадия, 2014 год. Автор: Юрий Закордонец.

Парагway 312,03°, 2014 год. Автор: Юрий Закордонец.

Очаровательное Цу, 1989 год. Кожа. Автор: Юрий Закордонец.

Дана, 2013 год. Холст, акрил. Автор: Юрий Закордонец.

Рыба-Золушка наносит психотравму: в Летнем театре Горсада показывают живописный неолит Юрия Закордонца (фото)

До 29 ноября галерея ArtOdessa в Летнем театре Городского сада представляет выставку живописи Юрия Закордонца «Психотравматическая практика». Мастер любит говорить, что всем эпохам в истории изобразительного искусства предпочитает доисторическую, в частности неолит, ведь в то время художники не работали на заказ, были честны перед собой и зрителем.

На самом деле акриловая живопись и работы тушью на коже (в данную экспозицию они не попали) Закордонца, скорее, напоминают наскальную живопись палеолита, но в любом случае у художника собственный, узнаваемый стиль.

«Возможно, психотравматическими факторами можно считать актуальные явления в современной общественной жизни, — комментирует экспозицию галерист Екатерина Пименова. — Пандемия, экономический кризис, политические баталии в стране и в мире, Интернет и социальные сети налагают неизбежный отпечаток на наше мировосприятие. Человек, будучи заложником социального контекста, стремится к независимости, к освобождению от влияний. Арт-проект «Психотравматическая практика» провоцирует, и в то же время является в определенном смысле терапевтическим».

Если присмотреться, можно увидеть, как явно доисторическая рыба-Золушка убегает от рака-принца, едва не теряя при этом туфельку. Принцу явно наносится психотравма, Золушка его заманила своей красотой, но покинула, и вот как ему теперь с этим жить?! Но если серьезно, в пространстве выставки можно забыть о всяких психотравмах (хотя образ носорога-единорога для многих пациентов может представляться весьма тревожным и символизировать нежелательное проникновение сексуального характера) и просто отдыхать от пугающей реальности.

В восьмидесятых Закордонец начал проводить выставки, и на всевозможных выставкомах его творчество часто не встречало понимания. Но времена менялись. В девяностых он возглавил Творческое объединение художников Одессы (ТОХ), участвовал в выставках-продажах в Пале-Рояле.

«ТОХ был открыт для совместной работы талантливым художни­кам, такими как Сергей Лыков, Василий Рябчен­ко, Александр Ройтбурд, Сергей Ануфриев, Павел Пепперштейн, Михаил Рева, Игорь Гусев, Стас Подлипский, Дмитрий Дульфан, Дмитрий Нужин, Игорь Камин­ник и многим-многим другим, с которыми были прове­дены выставки «Новый сезон», «Продолжение традиций», «Aqua vita», «Пассажирский узел», «САД», «Art SKY», «Поселение», «PROECTICA» , — вспоминает художник. — Мы принима­ли участие в международных ярмарках «АРТ-МИФ-2» и «AРТ-МИФ-93», проводившихся в мо­сковском «Манеже», на кинофести­валях «Золотой Дюк» и «КРОК».

Конечно, психотравматическое название экспозиции намекает на актуальность проекта. Но это та актуальность, которая не скатывается в излишнюю политизацию, чего мастер не любит (насмотрелся на выставкомах на сюжеты вроде «Теплоход «Ленин» у родного причала»). Спешите на выставку и ничего не бойтесь!

Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева

ПИСЬМО В ЗАЩИТУ «ПРОЕКТОВ»

Открытое письмо в защиту книги Леонида Войцехова (Одесса) «Проекты».

Читать еще:  Современный немецкий художник. Falk Gernegross

Книга Леонида Войцехова «Проекты» является первым и пока единственным изданием одной из наиболее значимых работ художника – коллекции его неосуществлённых проектов.

Данное обращение должно было предшествовать повторной публикации книги. Предыдущий тираж был задержан в апреле 2016-го года издателем — типографией ArtHuss, после того, как художник и его произведение были неформально обвинены в оскорблении личности.

В мировой практике даже судебные дела, связанные с оскорблением личности, как правило считаются спорными, потому что за их инициацией зачастую скрываются акты цензуры. Мы понимаем, что “статус” художественной работы не освобождает высказывание от ответственности в правовом поле, но нам хотелось бы внести ясность относительно того, что именно становится потенциальным объектом запретов и цензуры.

Книга «Проекты» является художественной работой — а не, например, вариантом скандальной публицистики.

Леонид Войцехов — ключевой украинский художник, инициировавший концептуальное искусство в Одессе и, в целом, в Украине.

Значительная, а может и основная, часть его наследия — нереализованные проекты. Свойственный ему способ репрезентации этих проектов — полуфантастический рассказ с переходом на личности. Это произведение получило именно такую форму и не может быть другим.

Отказывать в праве на существование частям работы — значит уничтожать её всю.

Мы рискуем потерять собрание произведений художника, пока единственную и уникальную документацию его деятельности и среды, в которой она осуществлялась.

В Украине в последние годы случаются примеры очевидной цензуры, совершаемой под прикрытием непрофессионализма: куратор приглашает художника, не понимая, чем тот занимается и потом уничтожает работу. Издатель не читает книгу перед тем, как выпустить её в свет, и потом арестовывает тираж. Боязнь попасть в немилость «полезным людям» оказывается сильнее уважения к авторскому высказыванию.

Подобный произвол наносит ущерб не только его «жертвам», но и репутации Украины в глазах международного художественного сообщества. Цензура и связанные с ней этические, репутационные и многие другие потери, не должна стать культурной нормой. Не мало значительных художественных произведений разных времен были уязвимы по той же причине, что и «Проекты» Войцехова. Не сопоставляя художественную значимость столь разных явлений, можно вспомнить, однако, Данте, Фрэнсиса Бэкона, Артюра Кравана, Александра Бренера, Blu и многих других.

Мы повторяем: данное произведение состоялось именно таким. Речь идет о праве на существование отдельно взятой художественной работы. Мы рискуем потерять не только эту работу. Мы рискуем свободой высказывания, прозрачностью отношений, тем, что может не допустить деградации украинской художественной среды до состояния неопределённости, клановости, договорняков, цензуры.

Галина Скляренко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Институты искусствоведения, фольклористики и этнологии им.М.Рыльского НАНУ и Института проблем современного искусства НАИУ, Украина

Павло Ковач, художник, Украина

Никита Кадан, художник, Украина

Анна Звягинцева, художница, Украина

Николай Карабинович, художник, Украина

Евгения Белорусец, художница, участница кураторского объединения Худсовет, Украина

Лучия Макари, художница, Молдавия/Голландия

Станислав Силантьев, художник, Украина

Игорь Сатановский, поэт и редактор, США

Дмитрий Белоярцев (D.Riba), музыкант, композитор, Украина/Голландия

Аркадий Насонов, художник, Россия

Оксана Саркисян, искусствовед, Россия

Илья Китуп, художник, поэт, музыкант, Россия/Германия

Дария Кузьмич, художница, Украина/Германия

Дмитрий Левицкий, драматург, Украина

Александр Володарский, публицист, Украина/Германия

Васыль Лозинський, поэт, Украина

Лада Наконечна, художница, Украина

Володимир Кузнецов, художник, Украина

Лариса Бабий, куратор, переводчица, автор текстов о современном искусстве, Украина/США

Юрий Закордонец, художник, Украина

Наталия Чермалых, куратор, теоретик искусства, Украина/Швейцария

Татьяна Кочубинская, куратор, искусствовед,Украина

Даша Якимова, научный сотрудник НХМУ, искусствовед, Украина

Светлана Либет, студентка, культ менеджер, Украина

Павло Керестей, художник, Украина/Германия/Великобритания

Мария Гончар, художник, член Национального союза журналистов Украины, Украина

Ольга Брюховецкая, кандидат философских наук, культуролог, Украина

Лариса Венедіктова, художник, науковець НЦТМ ім. Леся Курбаса, перформер TanzLaboratorium, Украина

Инга Пилипчук, журналист, Украина/Германия

Сергей Соколовский, прозаик, издатель, Россия

Андрей Сильвестров, кинорежиссер, продюсер, Россия

Яна Волкова, канд. соц. наук, философ, Украина

Мар’яна Матвейчук, культуролог, науковий співробітник НЦТМ ім. Леся Курбаса, Украина

Владимир Дубосарский, художник, Россия

Константин Сухан, музыкант, Россия

Евгения Кочубинская, математик, преподаватель КНУ имени Тараса Шевченко, Украина

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector