Спасибо Папам: как работают инвестиции в искусство, сделанные 500 лет назад

Спасибо Папам: как работают инвестиции в искусство, сделанные 500 лет назад

Спасибо Папе: как работают инвестиции в искусство, сделанные 500 лет назад

Идея обменных выставок между ватиканскими музеями и Третьяковской галереей возникла в верхах: на встрече президента Путина с Папой Франциском. А затем уже подключились Министерство культуры РФ и Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Музеи Ватикана занимают в мировом рейтинге посещаемости, составленным The Artnewspaper, четвертую строчку, идут ноздря в ноздрю с такими гигантами мировых столиц как Лувр, Британский музей и Метрополитен-музей. Римские Папы были щедрыми заказчиками и отлично разбирались в искусстве. Отборное собрание шедевров кормит Ватикан: в 2006 году, например, музейная прибыль составила $65 млн.

Сколько стоят гастроли исторической живописи

Не считая расходов на подготовку выставки и подготовку картин, первой серьезной статьей трат считает транспортировка картин. Хотя Третьяковская галерея не называет цифры, они известны: по оценкам специалистов, перевезти работы для выставки уровня Roma Aeterna обходится в €200-400 000. Картины специально упаковывают, заказывают спецтранспорт и охрану на всем пути следования. Часто для каждой картины нанимают отдельного курьера-сопровождающего. На дальние расстояния ценную живопись перевозят по воздуху. Самолетов, приспособленных к перевозке крупногабаритных произведений, в мире всего несколько штук, их можно пересчитать по пальцам. Каждая картина должна быть размещена так, чтобы избежать контакта с поверхностью и любым другим грузом, чтобы соблюдалась определенная влажность и температурный режим. По сути музеи платят за воздух, за то свободное место вокруг картин.

Перед поездкой все произведения обязательно страхуют. Страховой взнос зависит от степени риска проекте, в том числе: путь картин (чем дольше дорога, тем выше риск), количество пресадок-перегрузок с одного транспорта на другой, квалификация фирмы-перевозчика, профессионализм персонала, серьезность охраны, качество упаковки. Страховая премия на крупных музейных проектах составляет сотни тысяч евро. А страховая сумма, которая рассчитывается с учетом стоимости картин — десятки и сотни миллионов еров.

Сколько тратили Папы на коллекцию

Как подсчитать расходы Ватикана времен эпохи Возрождения на оплату художникам? До 1861 года в Италии не существовало единой валюты. В архивах и мемуарах говорится о выплатах мастерам во флоринах, дукатах и скудо (скуди во множественном числе). Собственная золотая монета Флоренции, флорин, ходившая с 1252 года, весила около 3,5 грамма. В 1284 году Венеция выпустила дукат (с XVI века — цехин). Со временем дукат стал универсальной европейской высокопробной золотой монетой весом около 3,5 г. Скудо (по-итальянски «щит», с изображением гербового щита на реверсе) — аналог французских золотых монет экю. Впервые появившись в XIII веке, монета имела вес 4 грамма, но к XV веку сравнялась с флорином и дукатом, стала весить те же 3,5 г.

Какими ценовыми категориями оперировали в XV веке? Например, семья из четырех человек тратила на рыбу, мясо, хлеб, оливковое масло, вино, овощи и фрукты 30 флоринов в год. Верхняя одежда стоила 4-7 флоринов (но за роскошный кафтан, шитый золотом, портной просил 100 флоринов). Аренда дома прадеду Рафаэля Санти обходилась в год в 13 флоринов.

Художники тогда стремились получать не за отдельные заказы, а стать придворными мастерами на полном содержании с годовыми выплатами. Например, Лоренцо Гиберти получал 200 флоринов в год, Андреа Мантенья у герцогов Гонзаго — 600 (мастерская, личные апартаменты и подарки в качестве бонусов), Леонардо да Винчи во время работы в Милане — 2000 флоринов. 2000 флоринов Да Винчи — это 7 кг золота: 3,5 гр (1 флорин) умноженные на 2000 флоринов. По современному курсу покупки золота за грамм ( 2587 руб/г) — 18 млн 109 000 руб. В общем, и задолго до появления Christie’s и Sothebiy’s первоклассная живопись стоила немалых денег, а художники знали себе цену. Сейчас эти цены возросли в разы.

Коротко и наглядно: как выросли цены на папские заказы за 500-600 лет

Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли (1438 – 1494), «Ангел, играющий на лютне», 1480 (2 фрески)

«Ангел, играющий на виоле», 1480

Тогда: Умбрийский мастер Мелоццо да Форли, которого часто именовали pictor papalis, то есть придворный художник Папы римского, создал композицию «Вознесение Христа» с Иисусом в окружении музицирующих ангелов для церкви Святых Апостолов. Заказчиком выступил кардинал Пьетро Риарио или Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II (понтифик с 1503 по 1513). В XVIII веке композиция была уничтожена, уцелели 15 фрагментов (три из них сейчас показывают в Москве).

К XV веку расценки расценки при папском дворе устоялись: большие фресковые циклы шли за 1000 флоринов, среднего размера фреска оценивалась в 30 флоринов, а за изображение кондотьера Джованни Акуто художнику Паоло Уччелло заплатили 15 флоринов. Стоимость работ устанавливалась заказчиком, который отчаянно торговался , не желая признавать именитость и цены художника. За фрески в Сикстинской капелле Папа Сикст IV выдал Козимо Росселли, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино по 250 дукатов каждому. А да Форли, вероятно, получил за роспись с ангелами около 200 флоринов, то есть по нынешнему курсу около £7000.

Сегодня: Мелоццо да Форли на арт-рынке не встречается. Можно представить какой фурор вызовет появление оригинала, если копию XVIII века ушла на аукционе Bonham’s за £562.

Рафаэль Санти (1483 – 1520), «Вера», 1507, пределла

«Милосердие», 1507, пределла

Тогда: Еще при жизни удостоившийся эпитета divino, божественный, Рафаэль умел считать деньги. Буду чи оф ициа ль ным художником папского двора с 1508 года, он пользовался расположением и у Юлия II, и у сменившего его папы Льва X. Ходили легенды, что за рисунки Рафаэля платят столько золотых монет, сколько помещается на листе. Если доверять письмам художника, так оно и было. Рафаэль сообщал своему дяде Симоне Чиарла следующее: «У меня есть состояние в 3 000 дукатов и доход в 50 скуди. 3 000 золотых дукатов мне назначил папа ежегодно и пожизненно за наблюдение за постройкой собора Св. Петра. За работы живописью мне платят столько, сколько я требую. За фрески для одной комнаты, заказанные опять-таки Львом, я получу 1200 дукатов. Итак, милый дядя, — вы можете мною гордиться — вы, и все мои родные, и родина».

Сегодня: Портрет Лоренцо Медичи, герцога Урбинского (1492-1519) работы Рафаэля продан на Christie’s за £18,5 млн при оценке £10-15 млн.

Картина «Мадонна с гвоздиками» (1506-1507 годы) до 2004 года находилась в частном собрании герцога Нортумберлендского. Национальная галерея в Лондоне сумела договориться о прямой покупке Рафаэля за £35 млн (£22 млн пожертвований собрал сам музей, остальное добавили спонсоры).

Рекордная цена за работу Рафаэля на открытом аукционе была установлена в 2012 году на аукционе Sotheby’s, когда нарисованная углем «Голова апостола» ушла за £29,7 млн.

В 2009 года на Christie’s продали рисунок Рафаэля «Голова музы» за £29,2 млн.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1573 – 1610).

«Положение во гроб», ок. 1603–1604

Тогда: Именем Караваджо названо направление в искусстве барокко, но свою прижизненную славу художник получил прежде всего как знатный дебошир. Драки с цыганами и коллегами по цеху, ссоры с кредиторами, оскорбления стражей порядка и криминальный финал — непреднамеренное убийство. Скитаясь с места на место, Караваджо успевал продуктивно работать, а за картины брал приличные деньги. «Ужин в Эммаусе» (1601 год) обошелся римскому аристократу и банкиру Чириако Маттеи в 150 крон (или 370 дукатов, по нынешнему курсу около $14 248). Позднее картина находилась в коллекции кардинала Сципиона Боргезе.

На выставке в Третьяковской галерее показывают «Положение во гроб» (1603-04), написанное для капеллы Виттриче в церкви Санта Мария ин Валличелла. В 1600-е годы Караваджо запросил за свои услуги в 470 дукатов, по нынешнему курсу $20 210, (столько же он получил за «Семь дел Милосердия» для церкви Пио Монте делла Мизерикордия). В письме художника Поурбуса герцогу Мантуанскому от 15 сентября 1607 г. есть такие цифры: «Я видел здесь две прекраснейшие картины Микеланджело да Караваджо. Одна — это «Розарио» (Четки), и она выполнена как алтарная картина…за нее спрашивают не меньше, чем 400 дукатов. Другая картина средних размеров с полуфигурами «Юдифь и Олоферн». Они хотят продать ее не меньше, чем за 300 дукатов…» По документам 1600-х годов финансовые дела Караваджо шли хорошо и художник завел счет в одном из неаполитанских банков.

Инвестиции в искусство и Яркие примеры

Приобретение художественных ценностей с целью извлечения прибыли – это мудрый подход к вложению капитала. Сегодня инвестиции в искусство могут принести хорошую прибыль. Многие уподобляют арт-рынок фондовому рынку, где полотна известных мастеров приравниваются к высоколиквидным «голубым фишкам», а картины начинающих художников – к акциям второго эшелона. Попробуем разобраться, насколько оправдан такой коммерческий подход к произведениям искусства.

Читать еще:  Яркие и сочные акриловые краски. Jiaur Rahman

Вложения в картины молодых художников

Безусловно, приятно быть обладателем коллекции полотен выдающихся мастеров, но подобные инвестиции в искусство – удел состоятельных людей. Рядовым покупателям творения Моне, Дега или Пикассо явно не по карману. Впрочем, если вы обладаете художественным вкусом и практической сметкой, можно собрать коллекцию из картин начинающих или малоизвестных художников. Возможно, через несколько десятков лет их произведения вырастут в цене в сотни раз.

На Западе такой подход к вложению капитала очень популярен.

Например, Ребекка Уилсон – широко известный галерист и меценат – составила своеобразный рейтинг инвестиционной привлекательности молодых художников. Она считает, что работы многих начинающих авторов сейчас недооценены и потому обладают высоким потенциалом увеличения стоимости. В её ТОП–5 художников, работы которых перспективны в инвестиционном плане, вошли:

  • Американец Ben Gooding – выпускник Cambridge School of Art and an MFA. Его минималистские картины демонстрируют тончайший баланс между филигранной техникой и безудержной фантазией. Стоимость работ – $1–3,5 тыс.

  • Англичанин Louis Fratino – питомец Institute of Art в Балтиморе, сейчас обучается в престижном Йельском университете. Его картины, изобилующие яркими красками и необычными человеческими фигурами, вызывают огромный интерес во всём мире. Сейчас его работы продаются за $250–5000.

  • Clare Price из Великобритании, окончившая Central St Martin’s в Лондоне, создаёт абстракционистские полотна. В её активе – несколько успешных художественных выставок и престижная премия Acme Jessica Wilkes. Полотна художника оцениваются в $1–5 тыс.

  • Pippa Young – перспективная английская художница, окончившая Falmouth University. В своих работах она исследует превращения, происходящие с фотографиями, когда с них пишут художественные картины. Творения Пиппы сейчас продаются за $1,5–2 тыс.

  • Michael Covello, окончивший Cornell University, является одним из самых популярных молодых художников США. Его увлечение архитектурой находит отражение в картинах, созданных под влиянием цветовых фантазий и геометрических образов. Сегодня эти картины можно купить за $650–3000.

В России инвестиции в искусство молодых художников не слишком популярны по причине низкого интереса отечественных гениев к традиционным жанрам. Сегодня найти классическое живописное полотно, графическую работу или креативную скульптуру практически невозможно. Объектом творчества обычно становятся инсталляции, видеоарт и их комбинации. Тем не менее, есть молодые художники, творения которых могут со временем неплохо вырасти в цене. Среди них:

  • Олег Доу – москвич, окончивший МИСиС. На его счету около сотни работ, большая часть из которых находится в частных и семейных коллекциях в США, Франции, Нидерландах, Швейцарии. Стоимость работ Олега – $10–40 тыс.

  • Егор Кошелев – москвич, выпускник знаменитой Строгановки, автор 200 с лишним работ. Его зарубежные персональные выставки в Лондоне и Вене прошли с большим успехом. Работы Егора сейчас продаются по €2–10 тыс.

  • Иван Плющ – уроженец Санкт-Петербурга, выпускник Государственной художественно-промышленной академии им. В. Мухиной. Автор 70 с лишним работ, половина из которых уже находится в коллекциях и частных собраниях. Участник выставок в Сеуле, Лондоне, Милане, Женеве, Париже, Вене. Стоимость работ Ивана – €5–8 тыс.

Конечно, инвестировать в работы начинающих авторов – это большой риск. Никто не даст гарантий, что мода на «раскрученного» художника не пройдёт через несколько лет, и из успешного инвестора вы превратитесь в мецената. Возможно, поэтому большинство состоятельных людей предпочитает приобретать проверенные временем произведения.

Выгодные произведения известных авторов

Один из российских инвесторов, проявляющих интерес к такому способу вложения капитала – совладелец «Промсвязьбанка» Алексей Ананьев. Сегодня в его коллекции находится более 5 000 полотен русских реалистов конца XIX – начала XXI вв., стоимость которых владелец не раскрывает. По мнению Ананьева, рынок русского реалистического искусства стабилен, в кризис здесь появляется больше интересных работ, но цены на них всё равно не падают.

Алексею принадлежит интереснейшее замечание об инвестициях в искусство. Он считает, что если заниматься собирательством с мыслью о рыночных котировках экспонатов и рентабельности вложений, коллекция «теряет лицо».

Гораздо ценнее, если в ней чувствуются знания, вкус и убеждения коллекционера. Это не только повышает стоимость собрания, но и приносит удовольствие его обладателю.

Инвестиции в искусство: как заработать на арт-инвестициях?

Как работает Art-рынок?

Различные инвестиционные рынки в разное время могут переживать кризисы и подъемы, чего не скажешь о рынке инвестиций в искусство. Благодаря выгодному вложению в тот или иной арт-предмет можно не только уберечь свои деньги от инфляции, но и хорошенько заработать. Главное – знать, во что стоит вкладывать.

Действительно ценные предметы искусства могут через определенное время дорожать в сотни, а то и тысячи процентов! Таким положением вещей умело пользуются арт-инвесторы, которые не боятся рисковать и вкладывать деньги.

Рынок инвестирования в искусство работает по своим законам и инвестору необходимо знать его особенности, прежде чем сделать вложение:

  • Инвестиции в предметы искусства – это не банковский депозит, когда вы четко знаете, когда и сколько заработаете. Инвестору, который решил вложиться в картину или скульптуру, необходимо знать, что четкого плана и схемы приумножения средств у него не будет. Вы можете заработать уже через пару лет или дожидаться десятилетиями подорожания предмета искусства, в который вложились.
  • Для инвестиций в рынок искусства необходимо иметь солидный капитал. Как правило, произведения искусства стоят немало, поэтому это явно не тот случай, когда вложить можно десять баксов. Если, конечно, вы не собрались купить картину неизвестного художника, которая быть может, когда-то будет что-то стоить.
  • Чтобы зарабатывать на предметах искусства необходимо что-то в них смыслить. И, как правило, для инвестиций нужно быть настоящим арт-экспертом или же прибегать к помощи профессионалов.

Отечественный рынок арт-инвестиций находится на стадии зарождения, чего не скажешь о вложении в искусство за рубежом. Там инвестиции в искусство не являются такой уж диковинкой. В целом же рынок произведений искусства кардинально отличается от других инвестиционных рынков.

Более комфортно он себя чувствует во время кризисов и быстрее после них восстанавливается по сравнению с традиционными рынками. Поэтому вложение в арт-объекты будет удачной инвестицией, как в период экономического расцвета, так и упадка.

Не будем забывать и то, что произведения искусства – это не облигации или акции, которые вне мира инвестиций не представляют ценности – предмет искусства не будет совсем уж бесполезной вещью и будет выполнять, как минимум, эстетическую функцию, даже если вложение не будет успешным.

Куда вложить деньги

Вложение в предмет искусства – не самый простой вид инвестиций, при котором от инвестора требуются не только деньги для вложения, но и четкое понимание, что и когда стоит покупать. Так как искусство многообразно, то и направлений инвестирования может быть масса и каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки. На начальном этапе инвестору необходимо определиться, какие именно предметы искусства представляют для него интерес – исходя из этого, вы можете спланировать свою стратегию инвестирования.

Хоть в странах СНГ рынок инвестиций в искусство только зарождается, тем не менее ассортимент «товаров» для вложения достаточно большой. Включаясь в заработок на арт-предметах, имейте в виду, что на отечественном рынке произведения искусства могут быть недооцененными на 100%, а то и 200%.

Инвестиции в картины известных художников

Если капиталы позволяют вам тратить большие деньги на инвестиции в предметы искусства, то, возможно, стоит обратить внимание на покупку картин известных художников. Цена на эти арт-объекты напрямую зависит от именитости и таланта мастера, поэтому может составить несколько миллионов рублей и даже сотни миллионов долларов. Кроме того, что суммы вложения достаточно весомые, инвестиции в картины известных художников имеют и другие особенности:

  • Такой предмет искусства является достаточно ликвидным и с вопросом его продажи не возникнет никаких проблем.
  • Чем выше цена картины, тем проще будет продать предмет искусства, в который вы инвестировали.
  • Картины именитых художников не падают в цене – вам легко удастся в любое время вернуть вложенную сумму, а чаще всего даже получить хороший профит от инвестиции. Для этого даже не придется ждать годами – вложенное можно вернуть сразу же, перепродав инвестированную картину по более высокой цене.

Вложение средств в работы молодых художников

Решаясь на покупку такого арт-объекта, как картина художника без известности и признания, инвестору нужно понимать, что это рискованное вложение денег, которое требует предельной осторожности и прозорливости. Перед инвестицией необходимо взвесить все «за» и «против», не лишним будет прибегнуть к помощи арт-консультантов, если инвестор не является экспертом в искусстве.

Инвестиции в современное искусство

Современное искусство очень многообразно, но далеко не все его направления способны принести инвестору деньги. По факту, рынок современного искусства представлен только «первичкой», то есть купить арт-произведение можно непосредственно с рук самого автора – вторичного рынка как такового пока не существует. Сейчас инвесторы слабо понимают, что современное искусство тоже может быть удачной инвестицией, сейчас это скорее походит на экзотический метод заработка.

Читать еще:  Современный американский художник. John Wentz

Инвестиции в современное искусство могут быть сверхдоходными, но риски прогореть чрезвычайно высоки. Преимуществ, как и недостатков у инвестиции в современные арт-объекты хватает:

  • Большинство современных произведений искусства стоят дешево, инвестицию в них могут себе позволить все те инвесторы, которым не по силам покупать творения известных мастеров прошлого.
  • Тратить деньги и время на экспертизы инвестору не придется, так как подделок в мире современного искусства гораздо меньше, чем среди известных и дорогих произведений.
  • У инвесторов есть шансы «сорвать куш» даже при минимальном вложении средств в современное искусство.
  • Современные арт-объекты могут расти в цене независимо от того, сколько им лет. Это тот случай, когда давность произведения искусства, в который вы инвестировали, не играет значительную роль в цене.

Оценка произведения искусства

Определение реальной стоимости произведения искусства при инвестиции усложняется тем, что на цене отражается не только объективные факторы, но и его субъективная оценка. Кроме техники выполнения того или иного объекта, мастерства, творческого замысла, важно также и то, какие эмоции произведение вызывает. Для эффективной оценки инвестору нужно обладать не только чутьем, но и соответствующими знаниями, поэтому часто в вопросах оценки прибегают к помощи экспертов.

Цена при инвестиции на предмет искусства во многом зависит от репутации и известности автора и галерейной истории произведения. С каждой очередной выставкой или аукционом цена на объект должна возрастать – если в какой-то момент она начинает снижаться, то это может говорить о том, что мастер теряет благосклонность публики и инвестировать в него не стоит. В том случае, если арт-объект совсем новый и выставочной истории не имеет, то определить точную стоимость инвестору будет непросто – все на свой страх и риск.

В определении стоимости предмета искусства инвестор может использовать несколько методов оценки. Например, сравнение подобных предметов искусства со схожей историей или оценивать стоимость, исходя из предполагаемого дохода от инвестиции в арт-объект.

Риски и подводные камни

Как и любые инвестиции, вложение денег в искусство может нести в себе риски, от которых никто не застрахован. Независимо от того, в какой объект искусства вы собираетесь вложить деньги нужно быть готовым к негативным исходам инвестиции:

  • Любой арт-объект, в который вы инвестировали, может со временем подешеветь, а то и вовсе обесцениться. Конечно, больше это правило относится к малоизвестным работам, чем к картинам Малевича или Моне.
  • Если инвестор имеет дело с современными произведениями искусства, то ему нужно быть готовым к тому, что при попытке продать объект, найти покупателя будет сложно и инвестиция из-за этого может долго себя окупать.
  • При инвестиции в дорогие предметы искусства существует риск того, что инвестор может нарваться на подделку.
  • При инвестиции в произведения для общей коллекции, объединенных тематикой, направлением или автором, цена прибыли может быть выше в разы.

Заключение

Инвестиции в искусство – более нетрадиционный метод заработка, в сравнении с вложением в классические инструменты. Из этого следует, что и подходить к инвестиции в арт-объекты следует иначе, учитывая специфику рынка предметов искусства и его ценовую политику. Инвестору недостаточно просто иметь деньги для осуществления инвестиции, необходимо кроме этого разбираться в конкретном направлении искусства или заручиться поддержкой профессиональных экспертов.

Удачная инвестиция в искусство может принести сотни и тысячи процентов профита, но как правило, для заработка современному инвестору необходимо запастись терпением, ведь потребоваться могут многие десятилетия. В то же время, как и при любых других инвестициях, нельзя забывать о рисках и нужно обязательно учитывать возможные негативные последствия.

Инвестиции в искусство: зачем это делать?

К миру прекрасно можно относиться по-разному. Если же ваша цель предполагает не только эстетическое наслаждение тем или иным предметом художественного мастерства, и еще и способ вложения денежных средств, то делать это надо осознанно и продуманно.

Что же такое инвестиции в искусство? За этим понятием стоит покупка с целью последующей перепродажи предмета, обладающего художественной ценностью. В роли таких произведений искусства могут выступать: картины, антиквариат (фарфор, мебель), часы, книги и т.п.

Инвестирование в искусство привлекательно тем, что доходность со временем только возрастает, и это могут быть как 10, так и 200 и даже 1000% от первоначальной стоимости. Теоретически все верно, а на практике доходность инвестиций в искусство ставится под сомнение, потому что на ситуацию могут влиять несколько факторов. В частности, уровень экспертности самого инвестора и соотношения нынешней цены предмета искусства с его возможной будущей стоимостью.

Работа Art-рынка или инвестиции в будущее

Одно можно сказать с уверенностью: вложение денежных средств в предметы искусства – это не банковский депозит. Заключая договор с финансовым учреждением, клиенту заранее четко известна схема накопления денежных средств, предполагаемая сумма с учетом процентов и выплат, дата, когда депозит с прибылью получиться забрать.

С произведениями искусства, которые были приобретены с целью инвестиций, всего этого и близко нет. С учетом того, что будущий доход неизвестен, как и продолжительность вложений, этот вид инвестирования относится к высокорискованным. В этой сфере невозможно с точностью сказать, сколько и через какое время получиться заработать, но если выбор предмета искусства был сделан правильно, то доход способен превзойти любые прогнозы.

Из этого становится понятно, почему для работы Art-рынке необходим значительный стартовый капитал, и самые успешные инвесторы в этой сфере – это очень богатые люди. Оценки экспертов для старта в арт-рынке разнятся, но минимальная сумма начинается с 60 000 – 300 000 рублей.

Существует возможность вложения и ниже обозначенной суммы, но тогда придется выбирать среди «недорогих» предметов искусства с перспективой не роста в цене приобретаемого лота. С одной стороны, это делает инвестиции в искусство еще более рискованными, а, с другой – может принести огромную прибыль, если картина, книга, часы и т.п. станут востребованными.

Консультантами в сфере вложений в предметы, обладающие художественной ценностью, могут выступать арт-диллеры, галеристы. Эти специалисты могут оказывать платные услуги, известные так же, как арт-банкинг. При выборе консультанта инвестору стоит проверить профессиональные знания, репутацию.

Относительно предметов искусства с целью инвестирования следует помнить:

  • это долгосрочные вложения (минимум 5 лет);
  • лучше приобретать их на известных аукционах, в галереях, на художественных выставках, интернет-аукционах, показах, напрямую у автора;
  • большим плюсом станет наличие художественного образования, умение хорошо разбираться в теме;
  • знание о факторах, которые влияет на цену предмета (новаторство, стиль, качество, мастерство автора, рецензии экспертов);
  • формирование тематической коллекции может в результате принести доход намного выше, чем покупка разных предметов искусства, не связанных между собой общей тематикой.

Подписываетесь на блог Школы трейдинга Александра Пурнова, чтобы узнать больше о теории и психологии трейдинга, тайм-менеджменту, инвестициях . Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить свой бонус: 12 видео с полезными обучающими материалами бесплатно! Сделайте шаг сегодня, чтобы уже завтра начать торговать лучше.

Искусство инвестировать в искусство

Инвестировать в искусство сегодня не только модно, но и выгодно. Средняя доходность этого рынка составляет 30–80 процентов годовых. Ну а если повезет, то можно заработать и 100–300 процентов. Не правда ли, заманчиво? Но как стать успешным инвестором? И самое главное: с чего начать и с каким капиталом выходить на арт-рынок?
Очень часто художественный или, как его еще называют, арт-рынок сравнивают с фондовым рынком. Автор произведения искусства — это своеобразный эмитент, выпустивший в свет «ценную бумагу», то есть свою работу. Произведения всемирно известных мастеров можно назвать «голубыми фишками», а работы начинающих и пока малоизвестных художников — акциями второго эшелона.
Бесспорно, инвестиции в предметы искусства, знаменитых мастеров являются самыми стабильными, ликвидными, и безопасными для инвесторов. Однако и капиталы для этого нужны немалые. Другое дело — творение никому неизвестного художника. Есть шанс, что он станет всемирно знаменитым и тогда его работы, купленные по дешевке, принесут хороший доход. Яркий пример тому — российский фабрикант Сергей Щукин, живший в XIX веке. Он в свое время начал покупать за бесценок картины никому не известных тогда импрессионистов. Спустя время, когда началась мода на импрессионизм, цены на картины взметнулись вверх и сейчас коллекция Щукина стоит более 3 млрд долларов!
Цифры впечатляют, но не стоит забывать и о риске. Может статься, что «темная лошадка» (неизвестный мастер) так и не добежит до финиша славы и навсегда останется безвестной. Что будет с деньгами, вложенными в его работы? Ничего, считайте, что вы эти деньги просто-напросто потеряли.
Итак, чтобы стать вторым Щукиным, нужно знать, что покупать. Предметов, которые можно отнести к категории искусства, очень много. Но, по мнению экспертов, самым доходным и доступным инструментом на арт-рынке является живопись. Так с чего же начинать человеку, решившему не только приобщиться к прекрасному, но и выгодно вложить деньги?

Читать еще:  Современная фигуративная живопись. Richard Thomas Scott

Цена участия
Прежде определимся, кому по карману такие инвестиции. «Арт-рынок — это такая интересная игра, в которую можно играть, имея любые деньги, — говорит галерист Леонид Шишкин. — Можно вложить 100 долларов и получить 1000, а можно потратить 100 000 долларов и получить миллион. Другой вопрос, сколько вы готовы и можете потратить».
В начале 90-х в большой моде была гладкая живопись XIX века: Айвазовский, Шишкин. Представителем этого направления был и Петр Суходольский. Его картины на первый непрофессиональный взгляд полностью соответствуют стилю того времени: красиво и гладко написаны. Однако тот, кто в 90-е купил работу Айвазовского, допустим, за 100 000 долларов, тот сегодня имеет актив в размере не менее 1 500 000 долларов, а тот, кто предпочел работы Суходольского за 50 000 долларов, заработал всего 150 000 долларов. То есть работы Айвазовского подорожали в 15 раз, а работы Суходольского всего в три раза. В конечном итоге в выигрыше оказались все инвесторы. «Но, если вы хотите сделать на “художественных вложениях” максимальные проценты, нужно покупать самые лучшие вещи имен первого ряда, — советует Леонид Шишкин. — Если вы стоите перед выбором: купить, допустим, три средних работы или одну, но дорогую, картину, то приобретайте последнюю. Именно она вырастет в цене больше всего».
Айвазовский, Шишкин и даже Суходольский — это, как вы понимаете, верхний сегмент живописного арт-рынка, где правят очень большие деньги и куда среднестатистическому инвестору вход заказан. Но есть и другие уровни, которые будут интересны и доступны многим россиянам. Например, живопись советского периода. Она завоевывает все большую популярность, поэтому есть смысл обратить на нее внимание. Тем более что цены на русское искусство постоянно растут. И не только на произведение классиков — Пименова, Дейнеки, Ромадина, Налбандяна, но и на работы других мастеров того времени.
Огромный пласт живописи советского периода мы привыкли называть одним словом — соцреализм. Однако в стилевом отношении влияние на советское искусство предыдущих художественных направлений — от академизма до импрессионизма и модернизма — было очень велико и многообразно. Степень присутствия того или иного направления в работах советских художников сказывается на их цене. Скажем, если пять лет назад в фаворе был «советский импрессионизм», то сейчас набирают обороты «советские модернисты» — ученики «бубновалетовцев»: Машкова, Кончаловского, Осмеркина.

Без любви к искусству…
Вы решили свободные деньги вложить в арт-рынок? Ваше желание заслуживает похвал. Ведь искусство — это поле чудес, на котором можно закопать один золотой и получить россыпь монет. Однако если вы рассматриваете альтернативные инвестиции как выгодное вложение денег и только, то вам лучше выбрать более приемлемый инструмент: ПИФ, ОФБУ или банковский депозит. Если искусство не интересно вам само по себе, вряд ли вы сможете добиться успехов в этом деле. Ведь нужно не только разбираться, например, в живописи, но и уметь ценить, любить и понимать ее.
Итак, вы, как азартный охотник, готовы гоняться за полюбившимся трофеем, не жалея ни сил ни времени? Что ж, продолжаем разговор дальше.

Трезвый ум и железные нервы
Имейте в виду: арт-рынок, как и любой другой, не терпит безрассудства. «Прежде чем начать вкладывать деньги, например, в картины, надо понять, как функционирует эта область рынка искусств, — советует Леонид Шишкин. — Понять, какое направление находится на гребне волны, какой художник сейчас в моде».
Моду на направление и художников задает спрос. А спрос в свою очередь задают операторы этого рынка: галереи, аукционные дома. В практике арт-рынка известен не один случай мощной раскрутки какого-либо направления или художника. Яркий пример тому — популяризация советского нонконформизма (направление искусства, подчеркивающее несогласие автора с устоявшимися нормами, ценностями, целями современного ему общества) 1960–1980-х годов. Основной пласт картин представителей этого течения был вывезен на Запад еще в конце 80-х — начале 90-х годов. И когда за рубежом была сосредоточена большая часть материала (художников, работавших в этом стиле, не так много), а у нас остались лишь единичные работы, был сделан мощный толчок для раскрутки этих картин. В итоге произведения первых имен (Оскар Рабин, Дмитрий Краснопевцев, Виталий Комар, Александр Меламид), стоившие 5–7 лет назад 3000–5000 долларов, теперь оцениваются в 200 000–300 000 долларов.
Кстати, эта схема типична для операторов, которые вкладывают деньги в раскрутку имен: они сначала скупают по дешевке все картины, а потом уже начинают рекламную кампанию. Поэтому, если вы почувствовали, что кто-то стал вкладывать деньги в то или иное направление или в того или иного автора, у вас есть реальный шанс поучаствовать в этом празднике жизни. Вы можете купить «по дешевке» картины, которые способны принести вам хороший доход. Но не забывайте и о риске приобрести откровенную мазню, которая и через 50 лет не будет ничего стоить.
Чтобы не попасть впросак, человек, желающий инвестировать в произведения искусства, просто обязан научиться разбираться в живописи. А для этого он должны стать завсегдатаем музеев, галерей, выставок, биеннале, аукционов и т. д., чтобы его глаз научился отличать хорошую картину от проходной, некачественной, неинтересной работы. Кстати, помните и о том, что работы одного и того же художника, написанные в разные периоды, могут значительно отличаться по стоимости. Например, работы Дейнеки и Пименова, написанные в 20–30 годы наиболее популярны и соответственно стоимость их выше.
Таким образом, осваивая область инвестиций в искусство, вы просто обязаны вжиться в эту атмосферу: ходить, смотреть, сравнивать. Вы должны изучать аукционные каталоги, сводные каталоги продаж (их выпускает целый ряд компаний), анализировать результаты продаж как западных, так и наших аукционов, посещать антикварные салоны и уметь разговаривать и спрашивать. Приходя в галерею, учитесь общаться с сотрудниками. Расспрашивайте о художнике, о его картинах, об истории владения ими, так называемом провенансе. По мнению многих экспертов, провенанс в значительной степени влияет на стоимость полотна.
Короче говоря, арт-инвестиции — это не что иное, как кропотливая работа, помноженная на охотничий азарт и на возможность соприкоснуться с искусством, с судьбами художников.

Покупайте то, что нравится
Составляя свой художественный инвестиционный портфель, не забывайте и о том, что ваши инвестиции должны не только приносить доход, но и радовать глаз. Одним словом, покупайте картину, на которую вам будет приятно смотреть каждый день и сюжет которой будет вам близок. Картина — это вещь, которая повышает ваш статус. Она может служить предметом для разговоров с друзьями, родственниками, детьми. И если вы прониклись к ней любовью, то разговор получится более содержательным и интересным. Это с одной стороны. С другой, если вы ошиблись и ваше приобретение как инвестиция не оправдало себя, то картина с милым вашему сердцу деревенским пейзажем хотя бы будет радовать глаз.
А вот чтобы совместить приятное с полезным (и картина нравится, и цена на нее неумолимо растет), вы должны уметь угадывать и видеть, а для этого требуется особый нюх, интуиция, которая вырабатывается с годами. «Новичку на нашем арт-рынке сегодня нелегко освоиться, — говорит Леонид Шишкин. — Причина более чем банальна. Рынок искусства у нас еще неструктурирован. Сейчас работы художников можно купить в одной галерее, а продать в другой. Естественно, дороже. Например, даже на таком популярном аукционе, как Совком, мне удалось купить картину Жилинского за цену в 2–3 раза ниже ее реальной стоимости».
И, чтобы вы сумели поймать за хвост вот такую удачу, нужно хорошо ориентироваться в этой области. Если вы чувствуете, что знаний для игры на арт-рынке не хватает, но есть огромное желание, можно воспользоваться услугами арт-банкинга (что это такое — см. врез «Консультанты в искусстве») или обратиться за помощью непосредственно к консультантам галерей. Они всегда предоставят необходимую информацию.
И последний совет. Вы должны время от времени проверять свою коллекцию продажами. Нельзя действовать по принципу «я покупаю картины, и они когда-нибудь будут стоить дорого». Выставьте одно из своих приобретений на аукцион. Если цена картины выросла, то вы на правильном пути.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector