Сплав из немецкого экспрессионизма, фовизма и американского попа. Corina Rodriguez Anievas

Сплав из немецкого экспрессионизма, фовизма и американского попа. Corina Rodriguez Anievas

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Вдохновение (26)
  • копилка мудрости (10)
  • Живопись (8)
  • Традиции, праздники, обычаи (7)
  • Художники (5)
  • Улыбнуло (0)
  • Графика (7)
  • Интересности (9)
  • Мастер — классы (7)
  • Мои работы (11)
  • Словарь художника (14)
  • уроки рисования и живописи (18)
  • фото (5)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

стили и направления в искусстве: фовизм, кубизм и футуризм.

Фовизм – (от fauve – дикий) авангардистское течение во французском искусстве начала XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.

К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Группа заявила о себе на парижских выставках 1905—1907 гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись.

Кубизм – (фpaнц. cubisme, oт cube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.

Пабло Пикассо «Натюрморт»

Задачей кубизма было не раскрытие и постижение окружающего мира, а полное отречение от действительности.

Для творчества художников было характерно разграничение объектов изображения на плоскости и дальнейшее сочетание, чередование этих плоскостей, с точки зрения кубистов, необходимые для наиболее полного отображении окружающей действительности. Часто на полотнах живописцев предмет воспроизводился с разных точек (проекций) зрения.

Художники-кубисты основную задачу своего творчества видели не в зеркальном отображении действительности, а в создании иной реальности.

Футуризм — (oт лaт. futurum — бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни.

Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

Юрий Анненков «Горький»

При подготовке статьи были использованы материалы сайта http://libsib.ru

и материалы статьи Татьяны Несветайло искусствоведа, старшего научного сотрудника ГРМ

Фовизм /fauvisme

от fauve /фр./ — дикий (1905-1906)

Постимпрессионисты и фовисты — это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Фовизм — направление живописи возникшее во Франции. В 1905 г. в одном из залов парижского Осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А.-Ш. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптора эпохи Итальянского Возрождения. Критик Луи Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: «Донателло среди диких!» На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово «фовизм», в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, вызвали бурю критики и эмоций, это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ — острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: «Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски».

Читать еще:  Сюрреализм в живописи. Ray Caesar

Художники: Анри Матисс ( Henri Matisse) , Андре Дерен ( Andrе Derain) , Жорж Брак ( Georges Braque) , Отон Фриз (Henri Achille Emile Othon Friesz), Альбер Марке ( Marquet Pierre Albert) , Кеес Ван Донген ( Kees van Dongen) , Рауль Дюфи ( Raoul Dufy) , Морис де Вламинк ( Maurice de Vlaminck) , Шарль Камуан ( Charles Camoin) , Луи Вальта (Louis Valtat), Анри Эвенепул ( Henri Evenepoel) , Морис Марино, Жорж Руо ( Georges Henri Rouault) .

Выставки: 1905, Париж, «Осенний Салон»; 1906, Париж, «Салон независимых».

Тексты: А.Барр «Матисс: его искусство и его публика», 1951.

Описание некоторых произведений:

Анри Матисс «Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном», 1908. Холст, масло. Санкт-Петербург, Эрмитаж. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа, изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков. Плоскость ярко-красного цвета кажется полной динамики, она то растягивается, то выступает вперёд, подчиняясь ритму линий, который заставляет взгляд зрителя быть в неустанном движении. Фигура смещена вправо от центра, отчего все прочие элементы композиции, выделяясь на ярком фоне, приобретают вес. В том же 1908 году Матисс писал: «Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Она — в композиции моей картины. Место, которое занимают тела, пустое пространство вокруг них, пропорции — все имеет значение».

Анри Матисс «Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном», 1908

Морис де Вламинк «Барки на Сене», 1907. Холст, масло. Москва, ГМИИ им. Пушкина. Вид Сены протекающий в Шату, — излюбленный мотив Вламинка. Самоучка, внимательно изучавший Ван Гога, он наследует у него цветовую интенсивность, на которой основана напряженная экспрессия его работ. Поверхность реки, прорезанная носами баркасов, покрыта рябью белых мазков: широких и выпуклых, распространяющих свою энергию на весь пейзаж. Формы корабельных корпусов, дамбы, строения на берегу очерчены резкими извилистыми движениями кисти.

Сплав из немецкого экспрессионизма, фовизма и американского попа. Corina Rodriguez Anievas

Искусствоввед Елена Якимович и филолог Кирилл Головастиков подготовили на «Арзамасе» таблицу-шпаргалку с основными стилями живописи 20 века. Там кратко и понятно объясняют суть этих стилей и с помощью примеров произведений учат отличать их друг от друга. Потом можно с друзьями пойти в Национальный художественный музей и проявить свои познания.

Здесь есть 12 стилей живописи 20 века − от фовизма и кубизма до поп-арта и сюрреализма. Авторы отмечают, что указали только «большие стили», а не отдельные направления и школы − например, супрематизм можно найти внутри геометрической абстракции. К каждому из стилей даны ответы на три вопроса: «Что это такое?», «Кто и когда?» и «Как распознать?». Отдельно показывают примеры произведений и в несколько предложений объясняют, как этот стиль развивался в России (СССР). Приводим несколько примеров, а остальное посмотрите на сайте − и обязательно добавьте себе в закладки.

Как распознать кубизм

Предметы и люди на кубистических картинах не изображены жизнеподобно, а разъяты на плоскости, совмещенные на одном холсте. Может создаться впечатление, что мы видим одну и ту же вещь с разных сторон, картина может выглядеть выпирающей на зрителя или вывернутой наружу. Изображение складывается из простых геометрических форм (квадратов, цилиндров, трапеций) и выглядит «угловато». Понять, какой именно реальный предмет мы должны за ним угадать, не всегда просто. Цвет интересовал кубистов меньше формы, а портреты и натюрморты − больше остальных жанров.

Что такое ар-деко

Международный роскошный и буржуазный стиль, главная цель которого была в украшении пространства (поэтому он больше известен по архитектуре и ди­зайну интерьеров, чем по живописи). При этом ар-деко одновременно стре­мился быть максимально современным — и потому синтезировал черты других стилей и направлений (ар-нуво, кубизм, неоклассицизм, древнееги­пет­ский и другие модные этнические стили), обращая недавние авангардные новшества в декоративные приемы. В дальнейшем ар-деко во многом повлиял на пост­модерн 1970-80-х.

Читать еще:  Художник-импрессионист. Robert Hagan

Как распознать фотореализм (гиперреализм)

Картины большого размера, сильно напоминающие фотографии. Гиперреа­лис­ты убирают все следы индивидуального почерка; используются краско­пульт, аэрограф, диапроекция, полировка картин. Они делают акцент на блестящих поверхностях, смешивании плоскостей и отражений. Люди на их картинах выглядят как вещи, иногда лица изображены отдельно и превращаются в почти абстрактные поверхности. Часто используются темы городской повседнев­но­сти и потребления: супермаркеты, кафе, бензозаправки, витрины, автомобили и так далее.

«Экспрессионизм в русском искусстве» в приложении Artefact

Р усский музей совместно с Нью-Йоркским музеем современного искусства (МоМА) запустил виртуальный проект «Экспрессионизм в русском искусстве». В приложении Artefact доступен виртуальный гид, который знакомит зрителей с самыми яркими произведениями русского авангарда и картинами зарубежных мастеров — работами Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Анри Матисса, Винсента Ван Гога и других. Слушайте аудиогиды, листайте изображения, нажимайте на «точки интереса» — и сравнивайте работы отечественных и западных экспрессионистов.

Михаил Ларионов, «Венера», и Анри Матисс, «Красная мастерская»

Михаил Ларионов — один из основоположников авангарда в России. Он писал картины и создавал рисунки, оформлял спектакли и исполнял иллюстрации к книгам поэтов-футуристов, организовывал выставки и писал манифесты. Михаил Ларионов успел поработать в разных направлениях, в начале XX века художник увлекся народным творчеством и стал писать в духе примитивизма. Одна из картин этого периода — «Венера» 1912 года.

Художник использовал в полотне яркие цвета. Историк и теоретик искусства Николай Пунин писал: «На каких тонких контрастах она держится — желтое, коричневое, белое. Это одна из самых острых комбинаций в цвете, которую вообще может допустить художник».

Ларионов намеренно сделал картину плоской и проигнорировал пропорции — это был своеобразный протест мастера против академизма. От академических предрассудков уходил и французский художник Анри Матисс. Листайте галерею, нажимайте на «точки интереса» и узнавайте, в чем сходство между творчеством Михаила Ларионова и Анри Матисса.

Петр Кончаловский, «Испанский танец», и Эрнст Людвиг Кирхнер, «Улица Дрездена»

Петр Кончаловский учился в Академии Жюлиана в Париже и в Петербургской академии художеств. Он был одним из ведущих художников русского авангарда и одним из основателей объединения «Бубновый валет». Ключевым моментом в творчестве Кончаловского стала поездка в 1910 году в Испанию. Во время путешествия его очень впечатлила народная живопись. Позже художник писал: «Для меня Испания — это какая-то поэма черного и белого, так я почувствовал ее и такой, конечно, должен был изображать. Все время, пока я жил в Испании, меня преследовала мысль овладеть искусством упрощенного синтетического цвета».

Из поездки Петр Кончаловский привез серию испанских полотен, которые он показал на выставке «Бубновый валет». Среди картин был и «Испанский танец».

Как и Кончаловский, немецкий художник Эрнст Людвиг Кирхнер интересовался народным искусством — только Африки и Океании — и позаимствовал некоторые приемы примитивного искусства. Листайте изображения и ищите общие черты в творчестве двух художников.

Наталия Гончарова, «Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного», и Поль Гоген, «Семя Ареои»

Наталия Гончарова в 1901 году поступила вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Примерно в это же время она познакомилась в будущим мужем — Михаилом Ларионовым. Он говорил Гончаровой: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» По совету Ларионова она перешла на курс живописи к Константину Коровину.

Наталия Гончарова написала «Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного» весной 1911 года, когда Михаил Ларионов был на военной службе под Москвой. В это время в творческой манере художницы преобладает влияние народного искусства с его примитивизмом. На Поля Гогена подобное влияние оказала народная культура Таити. Нажимайте на точки интереса и узнавайте о сходствах в картинах русской художницы-авангардистки и французского живописца.

Василий Кандинский, «Мурнау. Летний пейзаж», и Винсент Ван Гог, «Звездная ночь»

Василий Кандинский стал художником довольно поздно. Он поступил в Мюнхенскую академию художеств, когда ему было уже 34 года.

Осенью 1908 года вместе с немецкой художницей Габриэле Мюнтер Кандинский жил в Мурнау, небольшом городке недалеко от Мюнхена. В этот ранний творческий период художник обратился к идеям французского фовизма: использовал ненатуральные интенсивные цвета, нарушал линейную перспективу. Через год он написал: «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». «Мурнау. Летний пейзаж» он создал в 1909 году — это был эскиз к картине «Дома на горе».

Читать еще:  Фантастическая вселенная. Sophie Wilkins

Ван Гог, художник, который оказал влияние на формирование фовизма, в своем творчестве так же отдавал важную роль цвету. Изучайте картины и ищите сходства в произведениях художников.

Фовизм /fauvisme

от fauve /фр./ — дикий (1905-1906)

Постимпрессионисты и фовисты — это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Фовизм — направление живописи возникшее во Франции. В 1905 г. в одном из залов парижского Осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А.-Ш. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптора эпохи Итальянского Возрождения. Критик Луи Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: «Донателло среди диких!» На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово «фовизм», в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, вызвали бурю критики и эмоций, это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ — острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: «Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски».

Художники: Анри Матисс ( Henri Matisse) , Андре Дерен ( Andrе Derain) , Жорж Брак ( Georges Braque) , Отон Фриз (Henri Achille Emile Othon Friesz), Альбер Марке ( Marquet Pierre Albert) , Кеес Ван Донген ( Kees van Dongen) , Рауль Дюфи ( Raoul Dufy) , Морис де Вламинк ( Maurice de Vlaminck) , Шарль Камуан ( Charles Camoin) , Луи Вальта (Louis Valtat), Анри Эвенепул ( Henri Evenepoel) , Морис Марино, Жорж Руо ( Georges Henri Rouault) .

Выставки: 1905, Париж, «Осенний Салон»; 1906, Париж, «Салон независимых».

Тексты: А.Барр «Матисс: его искусство и его публика», 1951.

Описание некоторых произведений:

Анри Матисс «Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном», 1908. Холст, масло. Санкт-Петербург, Эрмитаж. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа, изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков. Плоскость ярко-красного цвета кажется полной динамики, она то растягивается, то выступает вперёд, подчиняясь ритму линий, который заставляет взгляд зрителя быть в неустанном движении. Фигура смещена вправо от центра, отчего все прочие элементы композиции, выделяясь на ярком фоне, приобретают вес. В том же 1908 году Матисс писал: «Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Она — в композиции моей картины. Место, которое занимают тела, пустое пространство вокруг них, пропорции — все имеет значение».

Анри Матисс «Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном», 1908

Морис де Вламинк «Барки на Сене», 1907. Холст, масло. Москва, ГМИИ им. Пушкина. Вид Сены протекающий в Шату, — излюбленный мотив Вламинка. Самоучка, внимательно изучавший Ван Гога, он наследует у него цветовую интенсивность, на которой основана напряженная экспрессия его работ. Поверхность реки, прорезанная носами баркасов, покрыта рябью белых мазков: широких и выпуклых, распространяющих свою энергию на весь пейзаж. Формы корабельных корпусов, дамбы, строения на берегу очерчены резкими извилистыми движениями кисти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector