Справочник художника Сюрреализм

Справочник художника Сюрреализм

Справочник художника Сюрреализм

Сюрреализм возник в конце 1910-х-начале 20-х годов как литературное движение, экспериментировавшее с новым способом выражения, называемым автоматическим письмом, или автоматизмом, который стремился высвободить необузданное воображение подсознания. Официально освященный в Париже в 1924 году публикацией Манифеста сюрреализма поэта и критика Андре Бретона (1896-1966), сюрреализм стал Международным интеллектуальным и политическим движением.

Бретон, опытный психиатр, наряду с французскими поэтами Луи Арагоном (1897-1982), Полем Элюаром (1895-1952) и Филиппом Супо (1897-1990), находился под влиянием психологических теорий и исследований сновидений Зигмунда Фрейда (1856-1939) и политических идей Карла Маркса (1818-1883). Используя фрейдистские методы свободных ассоциаций, их поэзия и проза опирались на частный мир ума, традиционно ограниченный разумом и социальными ограничениями, чтобы создавать удивительные, неожиданные образы. Интеллектуальные и иррациональные догматы сюрреализма берут свое начало в умном и причудливом пренебрежении традициями, которое десятилетием ранее поддерживал дадаизм.

Автопортрет. Леонора Каррингтон

Поэты-сюрреалисты поначалу неохотно соглашались с художниками-визуалистами, потому что считали, что трудоемкие процессы живописи, рисования и ваяния противоречат спонтанности свободного самовыражения. Однако Бретон и его последователи не совсем игнорировали изобразительное искусство. Они высоко ценили таких художников, как Джорджо де Кирико (1888-1978), Пабло Пикассо (1881-1973), Франсис Пикабиа (1879-1953) и Марсель Дюшан (1887-1968), благодаря аналитическим, провокационным и эротическим качествам их работ.

Например, концептуально сложная невеста Дюшана, Обнаженная, окружённая холостяками, даже («Большой стакан») (1915–23; Музей искусств Филадельфии), и считаются предшественниками движения из-за его причудливо соседствующих и эротически заряженных объектов. , В 1925 году Бретон обосновал свою поддержку визуального выражения, воспроизведя работы таких художников, как Пикассо, в журнале La Révolution Surréaliste и организовав выставки, на которых были представлены картины и рисунки.

Варвары. Макс Эрнст

Первыми художниками, работавшими с сюрреалистическими техниками и образами, были немец Макс Эрнст (1891-1976), француз Андре Массон (1896-1987), испанец Жоан Миро (1893-1983) и американец Ман Рэй (1890-1976). Свободные ассоциативные рисунки Массона 1924 года — это изогнутые, непрерывные линии, из которых возникают странные и символические фигуры, являющиеся продуктом раскованного ума. Бретон считал рисунки Массона сродни его поэтическому автоматизму. Картофель Миро 1928 года использует сопоставимые органические формы и витые линии, чтобы создать воображаемый мир фантастических фигур.

Примерно в 1937 году Эрнст, бывший дадаист, начал экспериментировать с двумя непредсказуемыми процессами, называемыми декалькоманией и граттажем. Декалькомания — это техника прижатия листа бумаги к окрашенной поверхности и отслаивания его снова, в то время как граттаж — это процесс соскабливания пигмента по холсту, который укладывается поверх текстурированной поверхности. Эрнст использовал комбинацию этих приемов в «Варварах» 1937 года, композиции спаррингующих антропоморфных фигур в пустынном постапокалиптическом пейзаже, которая иллюстрирует повторяющиеся темы насилия и уничтожения, встречающиеся в сюрреалистическом искусстве.

Великие Сирены. Пол Дельво

В 1927 году бельгийский художник Рене Магритт (1898-1967) переехал из Брюсселя в Париж и стал ведущей фигурой в визуальном сюрреалистическом движении. Под влиянием картин де Кирико в период между 1910 и 1920 годами Магритт писал эротически эксплицитные объекты, соседствующие в сказочном окружении. Его творчество определило раскол между визуальным автоматизмом, взращенным массоном и Миро (и первоначально со словами Бретона), и новой формой иллюзионистического сюрреализма, практикуемого испанцем Сальвадором Дали (1904-1989), бельгийцем полем Дельво (1897-1994) и франко-американцем Ивом Танги (1900-1955).

В «вечно очевидном» художественное изображение Магриттом расчлененной обнаженной женщины эмоционально шокирует. В «Атласной камертоне» Танги заполнил иллюзионистическое пространство неопознанными, но сексуально привлекательными объектами, изображенными с большой точностью. Таинственное освещение картины, длинные тени, глубокое отступающее пространство и чувство одиночества также напоминают о зловещих декорациях де Кирико.

Жилье Желания. Сальвадор Дали

В 1929 году Дали переехал из Испании в Париж и создал свои первые сюрреалистические картины. Он расширил образы сновидений Магритта своими собственными эротически заряженными галлюцинаторными видениями. В книге «приспособление желания» 1929 года Дали использовал фрейдистские символы, такие как муравьи, чтобы символизировать свое подавляющее сексуальное желание. В 1930 году Бретон высоко оценил представления Дали «о бессознательном» во втором Манифесте сюрреализма. Они стали главными соавторами «review Minotaure» (1933-39), ориентированного в первую очередь на сюрреалистическую направленность издания, основанного в Париже.

Организованное сюрреалистическое движение в Европе распалось с началом Второй мировой войны. Бретон, дали, Эрнст, Массон и другие, включая чилийского художника Матту (1911-2002), который впервые присоединился к сюрреалистам в 1937 году, уехали из Европы в Нью-Йорк. Движение нашло свое возрождение в Соединенных Штатах в галерее Пегги Гуггенхайм «искусство этого века» и Галерее Жюльена Леви. В 1940 году Бретон организовал в Мехико четвертую международную выставку сюрреалистов, в которую вошли мексиканцы Фрида Кало (1907-1954) и Диего Ривера (1886-1957) (хотя ни один из художников официально не присоединился к движению). Удивительная образность сюрреализма, глубокий символизм, утонченная техника живописи и презрение к условностям повлияли на последующие поколения художников, включая Джозефа Корнелла (1903-1972) и Аршила Горького (1904-1948), чьи работы образовали континуум между сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом.

Читать еще:  Смесь волшебного и наивного. Tamalar

Справочник художника Сюрреализм

Сюрреализм в живописи

Сюрреализм — это направление в авангардном искусстве первой половины двадцатого века. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Сюрреализм зародился во Франции. Французская приставка «сюр-» означает «сверх-», так что основная идея сюрреализма — выйти за рамки реальности. Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания.

Сюрреалисты стремятся освободить Я, подавленное реальностью. Такое искусство призвано дать человеку возможность овладеть своей внутренней сущностью, о которой он ничего не знает.

Сальвадор Дали

Сюрреализм в живописи. Сальвадор Дали

Сальвадор Дали — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе. Способности к рисованию у него появились еще в детстве. В 1921 году Сальвадор Дали уехал в Мадрид и поступил там в Академию изобразительных искусств. В 1926 году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х годов создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу, которая стала его музой.

К 1937 году, когда Дали уже побывал в Италии, стиль его работ значительно изменился. На него сильно повлияли работы мастеров Возрождения. Дали изгнали из общества сюрреалистов. Умер Сальвадор Дали в 1989 году 23 января после смерти Галы, которая скончалась в 1982 году.

Рене Магритт

Сюрреализм в живописи. Рене Магритт

Рене Магритт — бельгийский художник-сюрреалист. Он был исследователем, мыслителем от искусства и философом образов. Его картины — загадки, в которых исследуется связь между предметами.

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в бельгийском городе Лессин. В октябре 1915 года будущий художник бросает школу и переезжает в Брюссель, где планирует посещать Академию изящных искусств. В январе 1920 года Рене забрали в армию, где он свободно продолжал заниматься живописью. Через год художник повстречал в Брюсселе Жоржетту Берже, на которой женился в 1922 году. Жоржетта почти всю жизнь была единственной женщиной и натурщицей Рене.

начале 20-х годов Магритт писал в стиле кубизма, при этом издавал дадаистский журнал и работал над книгой про абстракцию. Вступление в кружок сюрреалистов в Париже помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль.

В 1943 году стиль картин Магритта резко поменялся, приближаясь к стилистике Ренуара. Сюрреалисты не поняли резкую перемену в творчестве коллеги. Уже после войны Бретон исключил Рене из сообщества.

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года.

Сюрреализм в живописи

Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное.
Художники-сюрреалисты вдохновились идеей – революцией собственного сознания.
И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого.
Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма.

Интуиция (по утверждению философа Анри Бергсона) есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая нас реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья», а не как логическое понятие. Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Модное в то время учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало большое влияние на эстетику сюрреалистов.

В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон.

Художники сюрреалисты

По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства».
Галлюцинации, бред, сны – вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность – сверхреальность.
Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли. Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

Читать еще:  Яркие краски американской фото художницы Jane Gottlieb

«Чистый психологический автоматизм» — это то, что стало основополагающим методом в сюрреализме, при котором художники переносили на полотна отрывочные изображения вымышленных и реальных предметов в самых невообразимых сопоставлениях. Создавая на картинах надуманные иррационалистические представления, художники лишили картины эмоциональности, внутреннего содержания.

Этот подход стимулирует изобретение нового приема изображения: расклеивание, натирание, снятие верхнего слоя красок на картине, копчение и т.д.
Благодаря технике «ready-made» и коллажам создаются образы абсурдные и противоречивые.
К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Ряды пополняются такими именами как Магритт и Дали.

Кризис движения вызвала Вторая мировая война. Большинство художников эмигрируют в США. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. Главное первенство принадлежит Сальвадору Дали.

К 70-м годам ХХ века сюрреализм отходит в прошлое, оставляя нам в наследие свои принципы, которые актуальны и поныне. Сюрреализм в наше время глубоко проник в сценографию, дизайн, отразился во многих авангардных направлениях искусства.
Современный сюрреализм в высокой степени видоизменился. От него остается только внешняя сторона – фантасмагория.
Бессознательные страхи, комплексы, фантазии, глубинные переживания и экспрессия игнорируются. Ушла в небытие та часть сюрреализма, которая делала его таким притягательным, таинственным и важным.

Сюрреализм – живопись из подсознания

Приветствую вас друзья, подписчики и посетители сайта!

Все мы знаем, что человек любопытный и любознательный по природе своей. Его всегда интересовало то, что выходило за рамки сознания, за рамки реальности.. Людям всегда было интересно сначала найти, потом увидеть и наконец понять…. Что, собственно говоря, и произошло.

В этом необычном стиле живописи живет своя философия , в которой, мы и постараемся разобраться.
Произведения в живописи и литературе, выполненные в стиле сюрреализма, могут вызывать самые сложные и неоднозначные ассоциации в мозге человека, давая волю для воображения.

Образы, украшающие полотна сюрреалистов могут отождествляться как с добром, так и со злом. Чувства, которые появляются при лицезрении картин, вызывают отчаяние и веру, смирение и буйство – очень неоднозначные, смешанные, но интересные эмоции. Именно эти противоречия имеют сильное воздействие на зрителя!

Творческая энергия сюрреализма (surrealisme — сверхрреализм = выше реального) зарождается в подсознании человека, которое может появиться во сне, под воздействием гипноза, в состоянии болезненного бреда и галлюцинаций, при выполнении автоматических действий или свободном странствовании карандаша по бумаге.

Самая популярная картина Рене Магритта «Сын человеческий» 1964 г. частная коллекция

Немало художников сюрреалистом создавали свои работы в состоянии алкогольного опьянения, наркотиков…. И даже голода. Обычно, в подобных состояниях возникают галлюцинации. Многие сознательно впадали в такое состояния, чтобы освободить разум от реальности.

Но есть и глубоко обдуманные сюжеты картин, загадочные и поэтичные, которые разрывают обыденность бытия, обыденность реальности как у бельгийского сюрреалиста Рене Магрита

Такой необычный и интересный стиль живописи начал формироваться с 1920-х годов во Франции. Первым инициировал появление этого стиля французский поэт и писатель Андре Бретон, тем самым сделав его международным стилем в литературе. Ведь название стиля появилось сначала именно в литературе благодаря французу- писателю, который начал использовать новый метод письма

Сюрреализм имел свое развитие в двух направлениях, первому характерны свободные обтекаемые образы, возникшие неоткуда, интересные формы, перерождающиеся в абстракцию

«Искушение святого Антония» 1946 г. Сальвадор Дали
Королевские музеи изящных искусств (Бельгия)

Второе направление сюрреализма было возглавлено Сальвадором Дали — испанским живописцем, самым ярким представителем этого стиля. Автор оставлял на полотне иллюзорные образы, возникшие в подсознании… и часто во время сна.

Чтобы появились образы для картин, Сальвадор Дали засыпая, держал ложку над металлическим тазом. Та, с грохотом падая, будила Дали, у которого появлялся сюжет для картины из глубины сна.

Сальвадор Дали, создал «Постоянство памяти» в состоянии жуткой усталости и мигрени, оставив на полотне ствол маслины и мягкие часы. В этом пейзаже автор преследовал какую-то идею, но разгадку он оставил для воображения зрителя. А может на полотне Дали оставил свою головную боль, которая в будущем стала шедевром в сюрреалистическом искусстве?

«Постоянство памяти» 1931 г. Сальвадор Дали Музей современного искусства, Нью-Йорк

Читать еще:  Тяга к совершенству. Licio Passon

Основным источником вдохновения для художников сюрреалистом является его подсознание, выразить которое на холсте можно при помощи свободных ассоциаций . Погружение в иллюзию обмана, решения загадок, отображенных на картинах – это основные тенденции стиля сюрреализм.

Сюжеты картин иногда не поддаются объяснениям, тем самым завораживая любителей искусства, коллекционеров и последователей в этом направлении

Так, например, мексиканская художница Фрида Кало в своей работе «Корни» изобразила свою болезнь, передав состояние своей души и переживания. Об этой мексиканской художнице и об ее трагической жизни, вы можете почитать в этой статье

« Корни» 1943 г , Фрида Кало, частная коллекция

Глядя на некоторые работы известных художников, возникает этакое присутствие абсурда между реальностью и сном . Целью создания сюрреалистических полотен является отторжение материального, и только бессознательное восприятие мира. Превозношение духовных ценностей над материальными….

Действительность жизни была подсказана подсознанием и в этом вся красота стиля!

Вместе с абсурдностью и некоторой забавностью сюжетов, картины стимулируют сознание и развивают воображение. Противоречивые художественные явления интересны зрителю, тем самым объясняя популярность стиля. Поль Дельво в произведении «Спящая Венера» не изменил привычному стилю, изобразив образ Венеры, но окружил его загадочными фигурами.

«Спящая Венера» 1944 г. Поль Дельво. Современная галерея Тейт, Лондон

Технику сюрреализма «примеряли» многие художники, оставляя после себя вереницу загадок и философских головоломок… В этом направлении писали многие известные всему миру художники, такие как Сальвадор Дали, Макс Эрнст, А. Масон, Миро , Поль Дельво, Фрида Кало, Марк Паркес, Рене Магрит и другие.

Немало есть и последователей художников- сюрреалистов нашей современности, такие как Майк Ворралл, Геннадий Приведенцев, Яцек Йерка , Алекс Фишгойт и многие другие

Неоднозначные впечатления и, на первый взгляд, неадекватные ассоциации вызывают картины, написанные в этом стиле. При этом именно эти эмоции заинтересовывают зрителя, вдохновляют и вызывают «мозговой шторм» в голове.

Очень занимательное занятие, изучение картин в стиле сюрреализма, ведь на каждом полотне присутствуют неподдельные эмоции и чувства творца. А что думаете вы о сюрреализме? Симпатизирует ли он вам? Какие ассоциации вызывают картины в вашей голове?

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Современный сюрреализм: 5 художников, которые пленили мир своими живописными иллюзиями

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

Сюрреализм – от французского surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм» — это уникальная живопись из глубокого подсознания художника, и стиль, в котором живет своя философия, подчиненная неоднозначным ассоциациям и воображениям, возникающим в мозгу человека.

Энергетика сюрреализма зарождается в подсознании мастера и может проявляться во сне, во время гипнотического состояния, в бреду и галлюцинациях. Некоторые художники- сюрреалисты создавали свои творения в состоянии алкогольного опьянения или же под воздействием наркотиков. Но многие осознанно входят в такое состояние, чтобы освободить свой разум от реальности.

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет — фантастическим гиперреалистом.

Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector