Сюрреалистическое искусство Xetobyte

Сюрреалистическое искусство Xetobyte

30_day_photo

30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем

Глобальная сеть иногда любит с нами пошутить. Вот и сейчас приключилась такая шутка.
Я собралась писать материал для нашего сообщества 30DF , который предназначался в помощь к теме дня:
«Сюрреализм.Снимаем под Norvz Austria». И я была уверена, что он является фотографом, который создает
сюрреалистические произведения обрабатывая свои личные фотографии.

Уверенность эта была основана на том, что именно так его и представляют на многих русскоязычных сайтах, где
уверенно пишут, что Norvz Austria — филиппинский фотограф-самоучка, который поражает качеством своих
работ и впечатлением от них. С качеством и впечатлением можно согласиться, но вот насчет
фотографа все оказалось не так однозначно. Информация о Norvz Austria на этих сайтах очень скудна, пара
предложений, в которых его называют именно фотографом, а дальше примеры изображений. Но хотелось узнать
более подробно о его творчестве.

Пришлось отправиться на поиски информации по иноязычным сайтам. Кстати, в сети у него есть и второе, не
менее известное имя – Xetobyte .

Поиски завершились тем, что удалось раскопать интервью с Norvz Austria, которое опубликовано на ресурсе

Norvz Austria рассказывает в этом небольшом интервью, что родился он 17 сентября 1990 года, а в данное время
является студентом айтишником, то есть изучает информационные технологии.

Страсть к рисованию зародилась у него в раннем детстве, когда любимым времяпровождением было рисование
карандашом или ручкой. Позже он серьезно увлекся цифровым искусством и начал создавать свои собственные
произведения при помощи компьютерной графики.

И вот именно из этого интервью становится ясно, что Xetobyte отнюдь не является фотографом, кем его, не
разобравшись, объявляют многие ресурсы. Xetobyte создает свои произведения путем подбора и объединения
нескольких различных фотографий из фотобанков. Прежде всего здесь работает его воображение, а технически
используется программное обеспечение для редактирования фотографи й и изображений.

Norvz Austria рассказывает, что исходники для своих цифровых произведений он берет на сайтах, которые
предоставляют фри изображения, то есть свободную лицензию. Вдохновляется он работами других художников,
песнями, фильмами, а также своим собственным опытом.

Любимыми художниками Xetobyte называет Рене Магритт и Сальвадора Дали, на вопрос о любимых книгах отвечает,
что книг он вовсе не читает.

В блоге на deviantart он пишет о себе:
«Я самоучка — цифровой художник. Я начал делать фото-манипуляции, когда я не мог найти обои, которые мне
нравятся, поэтому я сделал мои собственные . ».

Предлагаю посмотреть подборку сюрреалистических сюжетов, фото-манипуляций цифрового художника Norvz Austria :

«Сюрреалистичный» — это что такое? Значение, синонимы и примеры

Поговорим о модном словечке, которое многим знакомо, но нет четкого понимания, а что же оно значит. Внимание уделяется прилагательному «сюрреалистичный». Это будет интересно, как минимум.

Сюрреализм – это…

Занимательное и смелое движение начала 20-х годов 20-го века. Основателем считается Андре Бретон (1896-1966). Именно из-под его пера в 1924 году вышел первый манифест сюрреализма. Основное понятие учения – «сюрреальность», то есть, если переводить буквально с французского, «сверх- и надреальность». Деятели движения хотели омолодить старушку-действительность, насытив ее новыми смыслами. Главный принцип направления – это смешение действительности реальной и сновидческой. Две противоположные сущности соединялись в причудливых коллажах совсем так, как это бывает обычно во сне, либо перемещением нехудожественных, обыденных предметов в художественную среду, таким образом творилось искусство. Это технология называется заграничным словосочетанием ready-made.

Неудивительно, что представители движения хотели свободы и революции, но прежде всего — перестройки сознания, справедливо полагая именно ее началом всех перемен. Какой смысл помещать человека в новые условия бытия, если он еще ментально к этому не готов? Правильно, никакого! Для того чтобы полнее понимать, что означает сюрреалистичный, необходимо глубже проникнуть в идеи самого движения. Рассмотрим последние хотя бы немного.

Идеологическая основа и основные темы

Сюрреалисты, не стесняясь, экспериментировали: творили под гипнозом, алкогольным и наркотическим дурманом, морили себя голодом – и все это только для того, чтобы разогнать собственное бессознательное. Термин Фрейда здесь неслучаен, так как именно его идеями вдохновлялись сюрреалисты, но не все. Например, Рене Магритт спокойно относился к учению о бессознательном. Кстати, его картина — на первом фото. Читатель ее наверняка знает.

Сюрреалистов интересовали в первую очередь магия, эротика, подсознание. От этого перечисления уже захватывает дух. Поэтому неудивительно, что сюрреализм остался в культуре и в языке. Читатель уже, наверное, подумал, что мы забыли, зачем вообще здесь собрались. Но нет, мы помним: от нас ожидается объяснение прилагательного «сюрреалистичный». Это проблемой не является, ведь мы уже знаем основное содержание учения, от которого оно и пошло. Всё очень просто. Сюрреалистичный — не имеющий отношения к реальности, по крайней мере, к той, которой привыкли все. Это действительность, иная, другая, насыщенная.

Здесь особенно пригодятся слова-замены. Иногда, конечно, этот подраздел кажется формальностью, но не теперь, когда рассматривается столь сложное понятие. Синонимы действительно необходимы. Итак, вот они:

  • абсурдный;
  • волшебный;
  • магический;
  • нереалистичный;
  • сновидческий.

К сожалению, дать однозначное толкование прилагательному «сюрреалистичный» – это иногда трудная задача. Но обычно люди употребляют его в значении «абсурдный». Вряд ли кто-то лезет в словари и читает об истории движения, которое основал Андре Бретон. Хотя не исключаем, что могут быть и такие люди. Тогда последние используют термин с полным пониманием.

Читать еще:  Тысяча историй. Warren Faye

«Трасса 60» (2002)

Фильм вышел давно, уже лет 15 минуло с тех пор. Но в пространстве культуры время уже не имеет такого значения. Самое интересное остается, а проходное пропадает и выпадает из человеческого обихода и исчезает из памяти. Но «Трассу 60» продолжают смотреть. И не в последнюю очередь потому, что к фильму применимо прилагательное «сюрреалистичный». Это станет очевидно, если обратиться к материалу вновь, или же в первый раз насладиться кинокартиной.

И даже главный герой, Нил Оливер, произносит слово «сюр», когда проходит собеседование при приеме на «работу». А это явная отсылка к нашей сегодняшней теме. И тут нужно вернуться к тому, что «сюрреализм», как понятие и определенное ощущение от бытия, фактически не имеет аналогов. Да, люди говорят «сюр», когда им становится очевидна абсурдность существования, но все же философский абсурдизм (А. Камю, Л. Шестов) или литературный (Д. Хармс) имеет мало общего с подлинным сюрреализмом.

Что стоит добавить? Словосочетание «сюрреалистичное впечатление» ближе, скорее, к магическому ощущению. Но здесь нет никаких канонов. Теперь читатель знает историю движения и его основные идеи и может сам прекрасно понять, что такое сюрреализм. Подлинное освоение некоторых знаний дается не так-то просто, потому что они сложны сами по себе.

«Алиса в Стране чудес»

Кстати, говоря о сновидческой реальности, никак нельзя забыть замечательное произведение Льюиса Кэрролла. «Алиса в Стране чудес» — это сюрреализм до его официального признания. А что? Все черты на лицо. Разве что эротики в сочинении никакой нет. Но, надо понимать, что, во-первых, это — Викторианская эпоха, а во-вторых, это все-таки сказка для детей. Хотя первоначальный адресат, то есть ребенок, в ней мало что поймет. Вернее, ему недоступна вся глубина насмешки автора над действительностью. Сюрреалистичное впечатление прозы улавливается без труда. Наверное, Льюис Кэрролл был предтечей сюрреализма, так или иначе. Но согласимся и с тем, что поместить действие истории в сон – это удобный прием. Если будет критика, всегда можно сказать: «Это сон, только сон». Какие в таком случае могут быть претензии к автору? Правда, в Советском Союзе уловка работала не всегда.

Итак, мы поняли, что значит сюрреалистичный. Нельзя сказать, что прилагательное востребовано широкими массами, но иногда оно используется. Остается еще одно белое пятно в проблематике: может ли быть сюрреалистичным кошмар? Однако этот вопрос мы намеренно оставляем без ответа, чтобы читателю было о чем подумать холодным летом 2017.

Сюрреализм

Сюрреализм (от фр. surréalisme , буквально «сверх-реализм», «над-реализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Считается, что сюрреализм развивался более сорока лет, до появления новых течений 1960-х годов [1] .

Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924) [2] . В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirésias» ) 1917 года было введено понятие «сюрреализм» [3] . Известными литераторами сюрреализма также были Поль Элюар и Луи Арагон [2] .

Содержание

Общая характеристика

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, изобретая методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений [1] . Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо.

Сюрреалисты-художники искали новые технические методы уходить от реализма: Вольфгангом Пааленом был изобретен фьюмаж. Макс Эрнст изобрел фроттаж, придающий работам ирреальность, а также дриппинг. Оскар Домингес в 1936 году впервые использовал в творчестве декалькоманию — еще один метод, позволяющий освободить сознание, затем Эрнст применил этот метод к масляной живописи. Граттаж, также изобретенный Эрнстом, развил Эстебан Франсес [1] .

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — фильмы Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.

История сюрреализма

Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро и Одилон Редон. Непосредственной предтечей сюрреализма и дадаизма стала парижская «школа фумизма» во главе с писателем Альфонсом Алле и художником Артуром Сапеком. Многие выходки фумистов, а также их «живопись» и музыкальные произведения кажутся точными цитатами из творчества и личного поведения дадаистов, хотя были созданы почти на сорок лет раньше — на рубеже 1880-х годов. Предшественником сюрреализма был дадаизм, в котором принимали участие некоторые из будущих сюрреалистов, после пришедшие к выводу, что дадаисты неспособны выразить желаемое (Бретон порывает с дадаизмом в 1922 году).

Читать еще:  Уличное искусство Кристиана Гуеми (Christian Guémy aka C215)

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».

В1919 году Бретон и Супо поочередно написали текст, созданный методом автоматического письма — «Магнитные поля» (Les Champs Magnétiques, 1919). Официальное начало направлению положил в 1924 году первый «Манифест сюрреализма» (Surrealist Manifesto), созданный Андре Бретоном как предисловию к сборнику стихотворений Poisson soluble, написанных методом автоматического письма.

В первый период, находясь под влиянием доминирующей личности Бретона, сюрреализм по существу был литературным движением.Его полем исследования были эксперименты с языком, свободным от сознательного контроля. Этот образ мышления вскоре распространился на живопись, фотографию и кинематограф [1] . К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин» (Le Paysan de Paris).

Первая групповая выставка художников-сюрреалистов открылась в галерее Пьер в Париже 13 ноября 1925 года. На ней были представлены работы Де Кирико, Жана Арпа, Макса Эрнста, Поля Клее, Ман Рэя, Андре Массона, Жоана Миро, Пикассо и Пьера Руа. В этом же году в Бельгии начинают выпускать сюрреалистический журнал Correspondance, и бельгиец Рене Магритт пишет свои первые сюррееалистические работы. В 1928 году Сальвадор Дали и Луис Бунюэль создают фильм «Андалузский пес». Второй Манифест сюрреализма Бретона был опубликован в декабре 1929 года, в том же году проходит первая крупная выставка Дали. В 1930 году в ответ на Второй манифест Жорж Батай опубликовал трактат «Un cadavre» , в котором он осуждает морализирующие принципы Бретона. В декабре 1930 года второй фильм Дали и Бунюэля, L’Âge d’or, показан в кинотеатре Монмартр, и члены Лиги Патриотов и Антиеврейская лига разрушают кинотеатр. В 1932 году Джакометти создает свои первые мобили, а в 1935 году его исключают из группы. Сальвадор Дали был исключен из группы в 1939 году [1] .

Многие из популярных художников Парижа в 1920-30-х годов стали сюрреалистами, в том числе Магритт, Макс Эрнст, Дали, Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие. (Хотя Бретон искренне восхищался Пикассо и Дюшаном и призывал их присоединиться к движению, они держались от сюрреалистов на некотором расстоянии, хотя и не избегали их влияния). Затем движение распространилось за границу, завоев международную известность на выставках 1936 года в Лондоне и Нью-Йорке (в МоМА Fantastic Art, Dada and Surrealism), затем в Токио в 1937 году и в Париже в 1938 году (Международная сюрреалистическая выставка 1938 года).

Центр Помпиду заканчивает официальную летопись сюрреалистического движения 1939-м годом [1] . Не существует четкого консенсуса относительно даты конца, если он действительно случился, сюрреалистического движения. Некоторые историки искусства предполагают, что Вторая мировая война фактически распустила движение. Однако историк искусства Саране Александриан (1970) утверждает, что «смерть Андре Бретона в 1966 году ознаменовала конец сюрреализма как организованного движения». Также были попытки связать некролог движения с смертью Сальвадора Дали в 1989 году.

В 1920-60-е годы сюрреализм распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 1980-х годах — и по Австралии.

Отъезд многих художников из Европы в Америку в связи с приближающейся Второй Мировой войной усилил их воздействие на американское искусство: например, практика автоматизма является одним из принципов работы Джексона Поллока и для живописи действия, а интерес сюрреалистов к предметам предвосхитил поп-арт. Помимо американской живописи и поп-арта, сюрреалистическое искусство лежало в основе появления второй волны авангарда в Европе в 1960-х годах, ее главным представителем был новый реализм [1] . Также они помогли появиться неодадаизму, абстрактному экспрессионизму.

В 1970-е годы появился неосюрреализм. Среди наследников сюрреализма называют фантастический реализм и стили, проистекающие от него, например, виженари арт. Существует массюрреализм (термин 1992 года).

В настоящее время, после смерти оригинальных представителей движения. продолжают работать эпигоны. Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешние признаки направления — фантасмагоричность сюжета. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни — этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется. В фотоискусстве к подобному современному сюрреализму обычно относят творчество таких фотографов, как австралийка Трейси Моффат и голландская фотохудожница Эллен Коой, работы художницы Отем де Форест.

Читать еще:  Французский художник. Robert Ricart

Сюрреализм: от истории до современного искусства

Чашка кофе по утрам, куча неразложенных бумаг на работе, вегетарианский сэндвич на обед, потому что жена вдруг стала на защиту бедных животных и теперь в мире одной курицей стало больше, сон в автомобильной пробке, проигрыш Барселоны какому-то там Манчестеру, гречка на ужин и «извини, голова болит» на ночь… Неужели такова реальность? И в чём тогда смысл жизни? Неужто люди созданы для просиживания штанов и поедания чужих трудов?

Известный польский писатель Станислав Ежи Лец как-то сказал: Я реалист и не стану закрывать глаза на сюрреализм жизни. Так что же это такое – сюрреализм и как он связан с жизненной философией?

Что такое сюрреализм?

Слово имеет французское происхождение и обозначает авангардное движение в искусстве, которое отличается обильным использованием аллегорий, иносказаний и противоречивых высказываний. Само понятие было введено в широкое использование драматургом Гийомом Аполлинером в одной из его драм в начале XX века.

Направление выступает своеобразным синтезом яви и сна. Если подумать, в этом определённо есть смысл, ведь все наши действия – это отображение мысли и подсознательных желаний. Психоаналитик Фрейд считал, что шедевры живописи являются воплощением невыплеснутых агрессивных эмоций и сексуальных вожделений. Именно поэтому творцы часто использовали тему политической сатиры и эротики.

Картины писались под воздействием наркотиков, алкоголя или во время голодовки. Так художники стремились отделить высокое духовное начало от низменных человеческих инстинктов. Сюрреалисты утверждали, что их произведения очищены от материальной оболочки и полностью лишены цепей общепринятых догматов.

История сюрреализма

Основателем течения считают Андре Бретона – автора знаменитого «Манифеста сюрреализма» (1924 год). В своём произведении писатель пытается раскрыть тему вечности, но делает это, конечно же, весьма сумбурно, хаотично и аляповато. Несмотря на это, писанина имела огромный успех и нашла многих почитателей. Как говорится, всему своё время, и время бунта против ординарности настало в двадцатых годах прошлого века.

Андре Бретон

Предшественниками сюрреализма можно назвать фюмизм (высмеивание всего самым абсурдным образом) и фовизм (спонтанность рисунка и мимолетность впечатления). От первого направления художники взяли сочетание несочетаемого, а от второго – эстетическую необдуманность произведения. Кубизм – сюрреализм по полочкам – также имел значительное влияние на развитие нового течения и во многом помог творцам осознать способ показа трёхмерности изображения.

Изначально такой вид искусства был характерен только для литературы, позже перекинулся и на живопись. Он неразрывно связан с развитием абстракционизма – достижения идеальных форм при помощи цвета и геометрии – и футуризма – раздробление фигуры на элементы с целью точного отображения взаимодействия силуэта с общим фоном.

Известные художники сюрреализма

Колоссальный вклад в развитие живописи сделали такие художники:

  • Сальвадор Дали;
  • Рене Магритт;
  • Макс Эрнст;
  • Поль Дельво;
  • Фрида Кало;
  • Ив Танги;
  • Джорджо Кирико;
  • Кловис Труй;
  • Майкл Паркес;
  • Дороти Таннинг.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности, но сегодня мы рассмотрим манеру рисования только первых двух иллюстраторов.

Анализ некоторых сюрреалистических картин

«Постоянство памяти». Сальвадор Дали.

Один человек как-то шёл просторами Пятьдесят третьей улицы Нью-Йорка и случайно забрёл в Музей современного искусства. Он был поклонником Ренессанса и не понимал модерна, но волей-неволей остановился у громадного полотна Анри Матисса «Танец» и полюбовался причудливыми небесными очертаниями «Звёздной ночи» Винсента Ван Гога. Крошечную картину с растёкшимися часами мужчина вообще миновал, взглянув на неё лишь краешком глаза. Но когда через год у него спросили, знает ли он «Постоянство памяти» Сальвадора Дали, тот уверенно ответил, что да, хотя больше никогда с ней не сталкивался.

Этим человеком может быть кто угодно, но такая картина только одна. Она может не нравиться, но не может не затрагивать. Она навсегда врезывается в память, а быстротекущие года жизни отныне всегда будут ассоциироваться с образом размякших часов. Тема полотна была навеяна видом плавленого сыра, но вряд ли лишь это хотел показать автор.

«Сын человеческий». Рене Магритта.

Библейское понятие «сын человеческий» в данном случае символизирует такого себе яппи – цивилизованного молодого бизнесмена, солидно одетого, курящего дорогие папиросы, употребляющего первосортный коньяк, живущего в ультрамодном доме. Но за всем этим шиком скрывается тот же первобытный беззащитный человечишка, который за одну монету продаст душу дьяволу.

Эта неоднозначная картина одним махом снимает с современного «культурного» общества их культуру и показывает истинное бескультурье милых вежливых людей.

Современный сюрреализм

Наследниками сверх-реализма стали фантастический реализм, виженари арт и неосюрреализм, показывающие сложные комбинации подсознательных видений в более современных тонах. Они отошли от глубокой философии и отображения личной проблемы и стали использовать только спонтанность и неожиданность сюжета.

Самой известной современной представительницей этого вида искусства является Отем де Форест – шестнадцатилетняя художница, прославившаяся работой «Капающее лето»; новатор в технике рисования (например, использовала корневище растения для изображения огня).

Не менее оригинальным можно назвать Олега Шупляка – сюрреалиста, который отображает две стороны одной иллюзии через рисование портретов знаменитостей (одной из самых оригинальных картин признан портрет Ван Гога).

А Войтек Сьюдмак – польский художник – отображает жизнь древнеримских богов через контраст человеческих верований и развития современных технологий.

По прочтении этой статьи задумайтесь: так ли реально то, что мы видим вокруг, и не живём ли мы на самом деле в свете собственных идей?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector