Тёплый свет и жизненная сила Юга. Iszchan Nazarian

Тёплый свет и жизненная сила Юга. Iszchan Nazarian

Тёплый свет и жизненная сила Юга. Iszchan Nazarian

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 620 299
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 584 477

Иванов Сергей Иванович

Посвящается Ариям, ныне живущим на Земле.

Те, кто выполняет предписанные обязанности под наблюдением Господа, относящиеся равно ко всем и не считающие кого-то высшим или низшим, называются ариями.

Права на этот труд защищены НЕБЕСНОЙ КОНЦЕЛЯРИЕЙ и принадлежат ТОМУ ЕДИНОМУ, КОМУ принадлежит всё, видимое и не Видимое, потому что это всё и есть ОН, ВСЕВЫШНИЙ.

Кто не верит, пусть проверит. И попробует оспорить ЕГО права.

Было время, когда измерение которое является и Небесами и Землёй, и называется Вайкунтха, было проявлено. Но с погружением человека во всю большую иллюзию этого мира оно стало ему не доступно, хотя это измерение, где было в начале, там же находится и сейчас.

ГЛАВА 1. О разочаровании

Птицы могут летать только с обоими крыльями, также и действия со Знаниями вместе приводят к Освобождению. Ни одни только действия, ни одни только Знания не могут привести к Освобождению, но оба вместе — средства для достижения Освобождения. Слушай, я расскажу тебе легенду. Однажды жил святой по имени Карунья, сын Агнивешьи. Изучив Писания и понимая их смысл, молодой человек впал в апатию. Увидев это, отец потребовал объяснений, почему сын забросил выполнение своих ежедневных обязанностей. На это Карунья ответил: «Не говорят ли Писания, что, с одной стороны, мы должны выполнять их предписания до конца жизни, а с другой, что бессмертия можно достичь через оставление всех действий? Я запутался в этих двух доктринах, и что мне делать?»

Слушай, я расскажу тебе легенду. Обдумай её смысл и делай как посчитаешь нужным. Однажды нимфа Суручи сидела на вершине Гималаев и увидела пролетающего мимо посланника Индры. В ответ на её вопрос, он рассказал о своём задании: «Король-мудрец Ариштанеми передал своё королевство сыну и занялся аскетизмом на холмах Гандхамаданы. Видя это, Индра послал меня с нимфами к мудрецу пригласить и сопроводить его в рай. Однако король захотел узнать о достоинствах и недостатках рая. Я ответил: «В раю лучшие, средние и наименьшие среди праведных смертных получают награды в соответствии со своими достоинствами, а как только исчерпают свои награды, они возвращаются в мир смертных. Мудрец отказался от приглашения Индры в рай. Индра снова послал меня к мудрецу с просьбой посоветоваться с мудрецом Вальмики, прежде чем отказываться от приглашения.

Король-мудрец был представлен Вальмики. Он спросил: «Каким путём лучше всего избавиться от рождений и смертей?» Вальмики пересказал ему диалог между Рамой и Васиштхой.

Для изучения этого текста пригоден тот, кто чувствует, что он привязан к этому миру и должен быть свободным, и, кто — не совершенно глуп и не совсем просветлён. Кто размышляет о путях освобождения, предложенных в этом тексте в форме историй, достигнет Освобождения от повторяющихся рождений и смертей.

Я изложил историю Рамы ранее и передал её моему ученику Бхарадвадже. Однажды, когда он был на горе Меру, он пересказал её Брахме. Получив удовольствие от рассказа, Брахма спросил Бхарадваджу о его желании. Бхарадваджа высказал желание: «Чтобы все человеческие существа могли быть свободными от несчастья» и попросил Брахму найти лучшие пути для достижения этого.

Брахма сказал: «Иди к Вальмики и моли его продолжить рассказ о Раме, чтобы слушатель был бы освобождён от темноты непонимания». Брахма в сопровождении Бхарадваджи прибыл к моей обители.

После моего приветствия, Брахма сказал: «Мудрец, твоя история о Раме — это лодка, на которой люди будут переплывать океан самсары. Поэтому продолжай рассказ и заверши его». И Создатель исчез.

Я попросил Бхарадваджу объяснить мне слова Создателя. Бхарадваджа повторил слова Брахмы: «Брахма хочет, чтобы ты показал историю Рамы так, чтобы с её помощью все могли выйти из страданий. Я тоже молю тебя, расскажи в деталях, как Рама, Лакшмана и другие братья освободились от страданий».

Я раскрыл Бхарадвадже секрет Освобождения Рамы, Лакшманы и других братьев, а также их родителей и членов королевского двора. И я сказал Бхарадвадже: «Если ты будешь жить как они, ты тоже освободишься от страданий здесь и сейчас».

Этот мир является недоразумением. Лучше не позволять уму зацикливаться на этом, а игнорировать это. Ни свобода от страданий, ни осознание собственной природы невозможно, пока не будешь убеждён в нереальности этого мира. А это убеждение возникает при изучении этого Писания. Если ты не изучаешь это Писание, Знание не возникнет даже через миллионы лет.

Мокша, или Освобождение, — это прекращение всех ограничений ума и скрытых тенденций. Ограничения ума бывают двух видов — чистые и нечистые. Нечистые являются причиной рождения, чистые освобождают от рождений. Нечистые — неразумны и эгоистичны, они — семена для дерева перерождений. Когда эти семена отброшены, ограничения ума, удерживающие тело, — чистые. Такие ограничения есть даже у освобождённых в этой жизни и не приводят к перерождению, т. к. они поддерживаются прошлой мотивацией.

Вернувшись из обители своего учителя, Рама жил во дворце отца, развлекаясь. Желая попутешествовать по стране и посетить святыни, Рама попросил у отца аудиенции и разрешения на путешествие. Король выбрал благоприятный день для начала странствия и в этот день, получив благословления от старших в семье, Рама уехал.

Рама путешествовал по стране с братьями. Потом он вернулся в столицу, к удовольствию своих подданных.

Войдя во дворец, Рама поклонился отцу, мудрецу Васиштхе и другим святым. Столица Айодхья праздновала возвращение принца восемь дней.

Некоторое время Рама жил во дворце, выполняя свои ежедневные обязанности. Но скоро он похудел, побледнел и ослаб. Дашаратха обеспокоился этими изменениями в настроении и облике сына. На вопросы о его здоровье Рама ответил, что с ним — всё нормально. Когда Дашаратха спрашивал его, о чём он печалится, Рама ответил, что ни о чём, и хранил молчание.

Михайлов день 2020: поздравления с Днем святого Михаила на именины и универсальные

Поздравления с Днем святого Михаила в прозе своими словами, короткие смс, стихи и картинки с Днем ангела Михаила и на праздник Михайлов день – в материале.

21 ноября – в праздник Михайлов день – поздравления с днем ангела дарят Михаилу. Но не только Миши получают поздравления с Днем святого Михаила. Архангел Михаил – защитник всех верующих, поэтому добрые и светлые пожелания и картинки с Днем святого Михаила можно скачать и смело отправить каждому дорогому человеку.

Михайлов день часто путают с праздником Михайлово чудо (поэтому и ищут поздравления и гифки Михайлово чудо в праздник 21 ноября). Отчасти это правильно: оба праздника установлены в честь Архангела Михаила, в оба эти дня отмечается день ангела Михаила по церковному календарю. Но это разные праздники – и поздравления у них все же разнятся.

Что за праздник Михайлов день 21 ноября и что можно делать в этот день, а что нельзя – читайте в нашем материале Михайлов день в 2020 году – денежные традиции, приметы и запреты.

А сегодня мы подобрали поздравления с Днем святого Михаила в прозе своими словами, короткие смс, трогательные стихи и красивые картинки с Днем ангела Михаила и на праздник Михайлов день 21 ноября.

Поздравления с Днем святого Михаила – в прозе, смс и стихах

Поздравляю с Михайловым днём и желаю щедрого счастья, щедрой любви, щедрой удачи. Пусть в этот день для твоего сердца откроется светлый горизонт — горизонт добра и благополучия. И пусть на улицах становится всё холодней, в душе твоей пусть будет и тепло, и радостно.

С праздником Собора Михаила,

И прочих ангелов, помощников небесных,

Престолы, Серафимы, Херувимы,

Три чина воинов душе моей полезных.

Пусть нас хранят от возгласов проклятых,

Сам Гавриил и Михаил – аминь,

Денница изгнан, и за ним бесята

Не будут беспокоить нашу жизнь.

Пускай Архангел Михаил хранит от бед, от горя и от сглаза. Пускай покой и теплый свет согреют ваши души и дома. Желаю верить в Бога и добро. С праздником!

Пусть день Святого Михаила

Наполнит жизнь твою добром,

Чтоб в ней гармония царила,

Читать еще:  Современный аргентинский художник. Martin Riwnyj

Пускай уютным будет дом,

Пусть в нем огонь любви горит

И придает душевных сил!

Пускай от бед тебя хранит

Всегда архангел Михаил!

С Михайловым днем тебя! Пускай не бедствует карман, пускай сердца будут богаты любовью к людям. Желаю жить без зла и гнева.

Михаил, даже имя твое необычно,

Будь, как Бог, справедлив, благороден, могуч,

Счастлив в самом большом,

В самом малом и в личном,

Отметая наплывы сомнений и туч.

Поздравляем всех верующих с Михайловым днем, а всех Михаилов – с праздником в честь их покровителя и желаем им быть мудрыми и справедливыми, как их тезка, и всегда следовать своему пути. Пусть в любой ситуации другие люди уважают вас и ваш выбор.

Михайлов день пришел к вам в дом.

Пусть мир, достаток будут в нём,

Пусть солнце светит вам с небес.

Вы ждите в этот день чудес!

В Михайлов день желаю мира в душе, чтобы в семье жило счастье и царил мир. Пусть на столе всегда будет вкусная еда, а родные будут искренними признаниями одаривать каждый день друг друга. Пусть хранят святые ваш дом и близких!

На Землю пришел «Век демонов”?

На днях мир пережил очередную годовщину начала самого темного и тяжелого периода истории. 18 февраля 3102 года до нашей эры, согласно индуистским верованиям, на Земле наступила эпоха Кали-Юги. «Железный век», «Век демонов», «Век невежества» — такими нелестными словами описывается этот этап истории. И мучиться людям еще очень-очень долго. Или нет?

Согласно священным писаниям индуизма, история мира циклична, и состоит она из четырех периодов — «юг». Все события уже происходили и неуклонно повторятся в будущем, как повторяются четыре эпохи. Все перевоплощается и происходит снова и снова: человеческая жизнь, исторические эры, жизнь богов и развитие космоса.

Индуизм знает четыре эры-«юги», каждая из которых длится немыслимо долгий по человеческим меркам срок. От «золотого» до «железного века» периоды неуклонно сокращаются: связано это с тем, что уменьшается дхарма — понятие, обозначающее долг, нравственность и правильное поведение. От эпохи к эпохе дхармы становится все меньше, что и заставляет юги уменьшаться.

Сатья Юга, или, как ее иначе называют, Крита Юга (век чистоты) и Дева Юга (век богов) длится 1 728 000 лет. Трета Юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти Криты Юги — 1 296 000 лет. В следующий период, именуемый Двапара Юга, от изначальной дхармы остается только половина, поэтому ничего удивительного, что и длится она лишь половину от времени «золотой эры» — 864 000 лет.

Ну, а нам «повезло» жить в последнюю эру, называемую Кали Юга. Самый темный, самый тяжелый период, содержащий лишь четверть дхармы Крита Юги, начался 18 февраля 3102 года до нашей эры. И маяться человечеству с этой эпохой долгих 432 000 лет… Конечно, 5114 лет уже прошло, но осталось-то целых 426886!

Читайте также: «Меланхолия»: конец света без Бога

Если Крита Югу можно обозвать «золотым веком», а Трета Югу и Двапара Югу — соответственно «серебряным» и «бронзовым», то Кали Юга удостаивается куда более суровых прозвищ, из которых «железный век» — пожалуй, самое мягкое. Этот период принадлежит вестнику апокалипсиса, демону разрушения Кали. «Раздор, борьба, ссоры, противостояние» — вот, что значит слово «кали» в названии эры.

Закончится Кали Юга должна общемировой катастрофой, после чего обновленная вселенная снова войдет в прекрасный «золотой век». Но, признаться, особого оптимизма это не внушает, тем более, что еще многим и многим поколениям суждено страдать при самом коротком, но самом злобном периоде мировой истории.

Священные писания индуизма крайне мрачно описывают эпоху Кали Юги. «Кали Юга есть обитель греха, когда все заняты греховной деятельностью. Люди отвергают духовную истину и занимаются игрой и воровством. Все привязаны к сексу и помрачающим разум напиткам. На первый план выдвигаются еретики и атеисты» (Падма Пурана).

Основные приметы эпохи Кали — «жестокость, ревность, ложь, мошенничество и обман, крушение религиозных и моральных устоев, смертельные болезни, голод и страх» (Брахманда Пурана).

«Женщины будут нецеломудренными, перестанут интересоваться религией; они полюбят вино и мясо. Без огромных усилий станет невозможно выжить. Люди будут легко впадать в гнев, совершать жестокие поступки. Правители станут низкородными и лживыми. Не колеблясь, люди будут убивать детей в утробе матери», — грозит Ваю Пурана.

На протяжении всей Кали Юги «правители будут лживыми и порочными; они будут отнимать собственность у своих подданных, а свои законы будут так же легко устанавливать, как и отменять. Их благочестие будет ничтожно, а желания ненасытны. В далеком будущем люди не в силах больше сносить гнет алчных правителей и побегут в горы, где будут питаться травами и кореньями, диким медом и плодами», — политизирует ситуацию Вишну Пуран. А Линга Пурана добавляет: воры станут царями, цари будут не лучше воров, они перестанут быть защитниками и заступниками для народов, а станут им первыми врагами, расхитителями их имущества.

Читайте также: Конец света в отдельно взятой деревне

«Лженауки будут процветать. Появятся клановые, семейные убийства. Беспомощных и беззащитных людей будут воспринимать как легкую мишень для грабежа». «В Кали Югу, девочки 10-12 лет будут беременеть. Общество будет одобрять половые сношения, это будет считаться основной потребностью жизни». «Насколько сильно будет процветать грех, настолько велико будет божественное правосудие и наказание. Когда цветы начнут расти в цветах и фрукты плодоносить внутри фруктов, тогда придет конец Юги и облака прольют дождь не в свое время», — сказано в других священных писаниях индуизма.

Что же закончит эру Кали? Согласно индуисскому вероучению, когда человечество дойдет до полного ничтожества и деградации (предсказывается, что оно утеряет все технологии и перейдет на каменные орудия труда), то против демона апокалипсиса выступит десятый и последний аватар бога Вишну — Шри Калки. Воевать с Кали и его злобной семьей, управляющей сейчас нашим миром, Шри Калки выедет на белой лошади, и победит, и мир сгорит в огне, чтобы возродиться в новую прекрасную эпоху Сатьи Юги.

Впрочем, назвать Кали Югу совершенным темным пятном на мировой истории было бы неверно. Даже в этот «век демона» есть недлинный (по общим меркам Кали юги) период «золотого времени». В Брахма Вайварта Пуране Кришна говорит Ганге деви, что через 5000 лет после наступления Кали Юги наступит особое время — Золотой век Кали, который продлится 10000 лет. И это отличные новости для нас, ныне живущих: ведь, учитывая, что сейчас идет 5114 год с даты начала Кали Юги, мы уже 114 лет живем в «золотом веке Кали».

На этот период возлагаются особые надежды, вплоть до отмены грядущего апокалипсиса. Если за 10 тысяч лет все светлые силы смогут узнать друг друга и объединиться, то, возможно, решающей битвы между Шри Калки и Кали не произойдет, и мир перейдет к новой эре мягким и безболезненным путем.

Читайте также: Так грозит ли России Апокалипсис?

Да и священные писания не только «припечатывают» эру Кали плохими словами, но и находят в ней нечто хорошее и полезное. Шримад-Бхагаватам рассказывает, что многие великие души Сатья Юги, Трета Юги и Двапара Юги хотели бы вновь воплотиться в Кали юге, потому что, хоть это и тяжелое, мрачное время, но именно в эпоху Кали на Землю придет множество чистых душ, общение с которыми дает возможность достигнуть высшего духовного совершенства.

Однако, существует точка зрения, согласно которой, конец Кали Юги намного ближе, чем принято думать. Мол, в изначальные вычисления вкралась ошибка, в результате которой апокалипсис отодвинулся на многие тысячи лет, а на самом-то деле он «при дверях». Согласно этому мнению, конец «эпохи Кали» приходится… аккурат на нынешний високосный 2012 год. В таком случае, это уже второй «конец света», выпадающий на текущий год. И индуисский апокалипсис совпадет с тем, который по календарю майя запланирован на 21 декабря 2012 года.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Читать еще:  Уличный художник. Mako Deuza (стрит арт)

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

На Землю пришел «Век демонов”?

На днях мир пережил очередную годовщину начала самого темного и тяжелого периода истории. 18 февраля 3102 года до нашей эры, согласно индуистским верованиям, на Земле наступила эпоха Кали-Юги. «Железный век», «Век демонов», «Век невежества» — такими нелестными словами описывается этот этап истории. И мучиться людям еще очень-очень долго. Или нет?

Согласно священным писаниям индуизма, история мира циклична, и состоит она из четырех периодов — «юг». Все события уже происходили и неуклонно повторятся в будущем, как повторяются четыре эпохи. Все перевоплощается и происходит снова и снова: человеческая жизнь, исторические эры, жизнь богов и развитие космоса.

Индуизм знает четыре эры-«юги», каждая из которых длится немыслимо долгий по человеческим меркам срок. От «золотого» до «железного века» периоды неуклонно сокращаются: связано это с тем, что уменьшается дхарма — понятие, обозначающее долг, нравственность и правильное поведение. От эпохи к эпохе дхармы становится все меньше, что и заставляет юги уменьшаться.

Сатья Юга, или, как ее иначе называют, Крита Юга (век чистоты) и Дева Юга (век богов) длится 1 728 000 лет. Трета Юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти Криты Юги — 1 296 000 лет. В следующий период, именуемый Двапара Юга, от изначальной дхармы остается только половина, поэтому ничего удивительного, что и длится она лишь половину от времени «золотой эры» — 864 000 лет.

Ну, а нам «повезло» жить в последнюю эру, называемую Кали Юга. Самый темный, самый тяжелый период, содержащий лишь четверть дхармы Крита Юги, начался 18 февраля 3102 года до нашей эры. И маяться человечеству с этой эпохой долгих 432 000 лет… Конечно, 5114 лет уже прошло, но осталось-то целых 426886!

Читайте также: «Меланхолия»: конец света без Бога

Если Крита Югу можно обозвать «золотым веком», а Трета Югу и Двапара Югу — соответственно «серебряным» и «бронзовым», то Кали Юга удостаивается куда более суровых прозвищ, из которых «железный век» — пожалуй, самое мягкое. Этот период принадлежит вестнику апокалипсиса, демону разрушения Кали. «Раздор, борьба, ссоры, противостояние» — вот, что значит слово «кали» в названии эры.

Закончится Кали Юга должна общемировой катастрофой, после чего обновленная вселенная снова войдет в прекрасный «золотой век». Но, признаться, особого оптимизма это не внушает, тем более, что еще многим и многим поколениям суждено страдать при самом коротком, но самом злобном периоде мировой истории.

Священные писания индуизма крайне мрачно описывают эпоху Кали Юги. «Кали Юга есть обитель греха, когда все заняты греховной деятельностью. Люди отвергают духовную истину и занимаются игрой и воровством. Все привязаны к сексу и помрачающим разум напиткам. На первый план выдвигаются еретики и атеисты» (Падма Пурана).

Основные приметы эпохи Кали — «жестокость, ревность, ложь, мошенничество и обман, крушение религиозных и моральных устоев, смертельные болезни, голод и страх» (Брахманда Пурана).

«Женщины будут нецеломудренными, перестанут интересоваться религией; они полюбят вино и мясо. Без огромных усилий станет невозможно выжить. Люди будут легко впадать в гнев, совершать жестокие поступки. Правители станут низкородными и лживыми. Не колеблясь, люди будут убивать детей в утробе матери», — грозит Ваю Пурана.

На протяжении всей Кали Юги «правители будут лживыми и порочными; они будут отнимать собственность у своих подданных, а свои законы будут так же легко устанавливать, как и отменять. Их благочестие будет ничтожно, а желания ненасытны. В далеком будущем люди не в силах больше сносить гнет алчных правителей и побегут в горы, где будут питаться травами и кореньями, диким медом и плодами», — политизирует ситуацию Вишну Пуран. А Линга Пурана добавляет: воры станут царями, цари будут не лучше воров, они перестанут быть защитниками и заступниками для народов, а станут им первыми врагами, расхитителями их имущества.

Читайте также: Конец света в отдельно взятой деревне

«Лженауки будут процветать. Появятся клановые, семейные убийства. Беспомощных и беззащитных людей будут воспринимать как легкую мишень для грабежа». «В Кали Югу, девочки 10-12 лет будут беременеть. Общество будет одобрять половые сношения, это будет считаться основной потребностью жизни». «Насколько сильно будет процветать грех, настолько велико будет божественное правосудие и наказание. Когда цветы начнут расти в цветах и фрукты плодоносить внутри фруктов, тогда придет конец Юги и облака прольют дождь не в свое время», — сказано в других священных писаниях индуизма.

Что же закончит эру Кали? Согласно индуисскому вероучению, когда человечество дойдет до полного ничтожества и деградации (предсказывается, что оно утеряет все технологии и перейдет на каменные орудия труда), то против демона апокалипсиса выступит десятый и последний аватар бога Вишну — Шри Калки. Воевать с Кали и его злобной семьей, управляющей сейчас нашим миром, Шри Калки выедет на белой лошади, и победит, и мир сгорит в огне, чтобы возродиться в новую прекрасную эпоху Сатьи Юги.

Впрочем, назвать Кали Югу совершенным темным пятном на мировой истории было бы неверно. Даже в этот «век демона» есть недлинный (по общим меркам Кали юги) период «золотого времени». В Брахма Вайварта Пуране Кришна говорит Ганге деви, что через 5000 лет после наступления Кали Юги наступит особое время — Золотой век Кали, который продлится 10000 лет. И это отличные новости для нас, ныне живущих: ведь, учитывая, что сейчас идет 5114 год с даты начала Кали Юги, мы уже 114 лет живем в «золотом веке Кали».

На этот период возлагаются особые надежды, вплоть до отмены грядущего апокалипсиса. Если за 10 тысяч лет все светлые силы смогут узнать друг друга и объединиться, то, возможно, решающей битвы между Шри Калки и Кали не произойдет, и мир перейдет к новой эре мягким и безболезненным путем.

Читайте также: Так грозит ли России Апокалипсис?

Да и священные писания не только «припечатывают» эру Кали плохими словами, но и находят в ней нечто хорошее и полезное. Шримад-Бхагаватам рассказывает, что многие великие души Сатья Юги, Трета Юги и Двапара Юги хотели бы вновь воплотиться в Кали юге, потому что, хоть это и тяжелое, мрачное время, но именно в эпоху Кали на Землю придет множество чистых душ, общение с которыми дает возможность достигнуть высшего духовного совершенства.

Однако, существует точка зрения, согласно которой, конец Кали Юги намного ближе, чем принято думать. Мол, в изначальные вычисления вкралась ошибка, в результате которой апокалипсис отодвинулся на многие тысячи лет, а на самом-то деле он «при дверях». Согласно этому мнению, конец «эпохи Кали» приходится… аккурат на нынешний високосный 2012 год. В таком случае, это уже второй «конец света», выпадающий на текущий год. И индуисский апокалипсис совпадет с тем, который по календарю майя запланирован на 21 декабря 2012 года.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Христос — свет миру: какова природа Фаворского света?

Итак, Господь преображается перед апостолами, являет им Свою Божественную славу: и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17: 2). Из Евангелия мы знаем, что Сам Христос часто именуется Светом: Он — Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1: 9); Господь ясно говорит о Себе Сам: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12); Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин. 9: 5); Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12: 46).

Именно поэтому некоторые святые отцы (например, блаженный Августин и святитель Феофан Затворник) говорят о том, что Господь просиял на Фаворской горе перед Своими апостолами тем удивительным Светом, чтобы зримо подтвердить эту истину: Господь Иисус Христос — есть подлинный и высший духовный свет миру.

Читать еще:  Фото-художник-сюрреалист. Roberto Kusterle

Фаворский Свет:
сияние нетварных Божественных энергий

Какова же была природа того Света, который увидели на Фаворе апостолы и которым здесь сиял Господь — Его лицо и Его одежды? В своих проповедях на Преображение святые отцы возвращаются к этому вопросу неоднократно. Святоотеческая традиция говорит о Фаворском Свете как о небесном, как о нетварном, как о Свете, источником которого является Божественная природа Господа Иисуса Христа как Сына Божия, о том, что этот Свет — общий для всех Трех Лиц Пресвятой Троицы, что он есть сама, чудесным образом видимая для глаз апостолов, Божественная благодать.

Вероучительный вопрос о природе того Света, которым просиял Господь перед апостолами на Фаворе, был поставлен в ходе богословской полемики, состоявшейся между святителем Григорием Паламой и еретиком Варлаамом Калабрийским в XIV столетии.

Варлаам заблуждался, считая, что тот Свет, который открылся во время Преображения Господня ученикам Христовым, был обычным физическим светом, строго говоря, мало чем отличающимся от, например, солнечного света — пусть даже он и сиял не меньше, чем само солнце. Святитель Григорий Палама, напротив, настаивал на том, что на Фаворе апостолы сподобились видения особого — духовного — Света, имевшего совсем другое происхождение, иной Источник, чем любой свет, видимый человеческим глазом в окружающем нас материальном мире.

Свет этот отнюдь не сотворен Богом, как сотворены Создателем вселенной свет солнца или звезд; напротив, Фаворский Свет — это сияние Самого Бога. Он — нетварный Божественный Свет, предвечно и беспрерывно исходящий из неприступной для человека Божественной сущности, из единой и общей природы Пресвятой Троицы, как сияние Ее благодати. Такой Божественный Свет может быть отчасти познан человеком — конечно, если это сияние откроет ему Сам Господь. Более того, христианские святые оказываются способны — по дару благодати — даже приобщиться этому Божественному Свету, сами внутренне просияв им.

Спор о Фаворском Свете между святителем Григорием и Варлаамом перерос в их богословскую полемику о Божественной сущности (природе) и о Божественных энергиях. По учению святителя Григория Паламы, Бог сокрыт, непознаваем и непричаствуем по Своей Божественной сущности. Однако вместе с тем Бога возможно познать и Ему приобщиться по Его обращенным на нас нетварным Божественным действиям, силам, энергиям. Этими Своими нетварными Божественными энергиями Бог создал вселенную, промышляет о мире, спасает и освящает человека. Те из энергий, действием которых Бог спасает и освящает человека, принято именовать Божественной благодатью.

По учению святителя Григория, между сущностью и энергиями в Боге имеется «богодостойное различие». Нетварные Божественные энергии исходят из неприступной для творения Божественной сущности, не отделяясь от нее, но в то же время проницая собой все мироздание. Божественные энергии — это Сам Бог, творчески и промыслительно действующий в мире вне Своей сокрытой Божественной сущности.

Христианин может приобщиться Божественным энергиям, однако Божественной сущности он приобщиться не может. Явлением в мире одной из таких нетварных Божественных энергий как раз и стал Фаворский Свет, осиявший апостолов на горе в момент Преображения Господня: и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Нетварные Божественные энергии вечны, и их бытие в Боге никак не зависит от существования нашего мира, от необходимости Божественного промысла о нем. Каждая из них принадлежит сразу всем Трем Лицам Пресвятой Троицы.

Это учение святителя Григория Паламы о Божественной сущности и энергиях было принято Православной Церковью. Следует подчеркнуть, что оно основывается на надежном фундаменте древней святоотеческой традиции. Так, многие святые отцы — еще задолго до Паламы — высказывали свою убежденность в Божественном и нетварном характере Фаворского Света, в том числе и в своих проповедях на Преображение.

Так, святитель Иоанн Златоуст утверждает: то Фаворское сияние было откровением и зримым явлением апостолам славы Божией — намного более яркой, чем даже солнечный свет. В гомилии Ефрема Сирина утверждается, что Свет Фавора был Собственным светом Сына Божия, исходившим из Него Самого, и что этот Свет был явлен апостолам в ту меру, в которую они могли его вместить. При этом «Иисус во всем Своем теле, как солнце лучами своими, сиял славой Божества Своего».

Преподобный Иоанн Дамаскин именует Фаворский Свет «Светом невещественным»; он утверждает, что апостолам здесь было явлено Христово «земное тело, блистающее Божественным сиянием, смертное тело, источающее славу Божества». Этот Свет, по мысли Дамаскина, исходил из самой Божественной природы Господа и вместе с тем был явлен в Его обоженной человеческой природе, целиком пронизанной Божественной благодатью; он сиял невещественным блистанием в телесности Спасителя: «О, чудо, превосходящее всякий ум! Не снаружи слава присоединилась телу, но изнутри, от неизреченным образом соединенного с ним ипостасно Пребожественного Божества Бога Слова»; «Господь же Иисус имел украшение славы не приобретенное, но происходящее от врожденного Ему сияния Божественной славы».

Преподобный Григорий Синаит возвышенно говорит о том, что Фаворский Свет был явлением «облистания Божества», откровением Его «Божественной и умной, вечной лучезарности», «вечного Света и Божественного сияния». Сам Христос есть «пучина этого Света»: того Света, который в то же время есть общее благодатное сияние, принадлежащее всей Пресвятой Троице, — «богоначальный Свет и трисиянное блистание».

Однако Свет этот был явлен на горе апостолам лишь в ту меру, которую они могли выдержать и воспринять: по степени наших слабых человеческих — в сравнении с Божественным бытием — сил и способностей; и потому-то преподобный Григорий Синаит поясняет, что ученикам на Фаворе открылся лишь «слабый луч Божества».

Святитель Григорий Палама прямо утверждает нетварный характер этого Света, говорит, что он есть предвечная Божественная сила, общая энергия, присущая всей Пресвятой Троице. На Фаворе этот Свет исходит не только от Христа, но также затем из облака, которое сияет тем же самым Светом, что и преобразившаяся плоть Христа. Облако это есть образ явления апостолам Духа Святого. Из этого светлого облака обращается к апостолам со словами свидетельства о Божестве Сына Бог Отец.

Некоторые древние церковные писатели в своих гомилиях на Преображение ставят знак равенства между понятиями «Фаворский Свет» и «Божественная энергия»: ведь Свет Фавора и есть одна из нетварных Божественных энергий. Так, например, епископ Василий Селевкийский в своей «Гомилии на Преображение» прямо говорит о том, что, когда Христос «внезапно преобразился», от Его «человеческого образа стали исходить лучи, посылаемые Божественными энергиями».

По убеждению святых отцов, одной из важнейших причин того, зачем Христос возвел апостолов на Фавор, было желание Спасителя явить ученикам Его нетварный Божественный Свет: Господь хотел открыть им Свое вечное сияние и этим блистанием их преисполнить. Так, по словам святителя Андрея Критского, «Спаситель возводит учеников на гору, чтобы что сделать или чему научить? Для того, чтобы показать сверхвоссиявшую славу и светлость Своей Божественности», а также ради того, чтобы и в апостолах «соделалось это дивное и странное таинство». Отныне, по убеждению преподобного Иоанна Дамаскина, благодаря откровению Фавора, «невместимый для людей Бог, открывающий через Себя и в Себе сияние Божественной природы, стал вместим» для человека через наше приобщение Его Божественной благодати.

И именно этим Светом и будут сиять во Христе святые в жизни Будущего века в Небесном Иерусалиме. По словам Дамаскина, «так в Будущем веке мы всегда с Господом будем (1 Фес. 4: 17), зря Христа, сияющего Светом Божества».

Сияние этой благодати, свечение Фаворского Света, явленного апостолам на горе Преображения, отныне непрестанно влечет к себе святых, зовет всякого ищущего Бога к соединению с собой. Подобно тому, как на яркий свет горящей лампы ночью собираются мириады мотыльков, так и на нетварное сияние Фавора, блистающее посреди непроглядной ночи, окружающей нас тьмы греха, устремляются все жаждущие ясно узреть Солнце Правды — Христа. Так, по мысли святителя Филарета Московского, именно Фаворский Свет привлек Моисея и Илию на гору Преображения, привел их сюда своим путеводным сиянием, подобно маяку, ко встрече со Христом.

Больше о том, что говорили святые отцы о скрытых смыслах такого важного евангельского события, как Преображение, можно прочитать в книге Петра Малкова «Преображение Господне: антология проповедей »

Картина на обложке: Рафаэль Санти. Преображение

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector