Украинский художник. Эдуард Гуревич

Украинский художник. Эдуард Гуревич

parashutov

parashutov

ЖЗЛ (ЭДУАРД ГУРЕВИЧ. «ПАЛИТРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ. «)

Мне очень приятно представить вам известного современного израильского художника Эдуарда Гуревича. Еще более приятно, что сам художник написал мне письмо с благодарностью за темы материалов и подборки в моем дневнике. Признаюсь, на Гуревичей мне везет! Точно так же виртуально я познакомился много лет назад с художницей Екатериной Гуревич, о которой тоже делал материал, и всё это время мы поддерживаем теплые и дружеские отношения.
Отмечу, что работы Эдуарда Гуревича я уже использовал в своих тематических галереях не раз. Теперь появилась возможность рассказать вам о самом художнике и познакомить с вернисажем его работ, понравившихся мне. Замечу также, что, наверное, в силу скромности и нежелания «пиарить» себя и свои картины, Эдуард мало рассказывает о себе даже на своем персональном сайте, как говорится, «ни паролей, ни явок». Поэтому всё, что удалось найти о художнике – перед вами. Но главное, все же, – его картины, в которых слышатся еврейские народные песни, видятся герои Шолом Алейхема и Бабеля, концентрируется всё, что связано с долгой и драматической историей народа, с его Верой, радостями и трагедиями..

Эдуард Гуревич
Родился в Украине, в Днепропетровске в 1947 году

Рисованием Эдуард был увлечен с детства, образование он получил в известных художественных школах Украины. В 1990 году художник переехал жить в Израиль, где с самого начала посвятил свою живопись иудейской тематике, отображая на своих полотнах любовь к своим еврейским корням, истории и традициям иудаизма и еврейского народа. Как говорил сам художник, «моя мечта в том, чтобы люди во всем мире через мое искусство смогли оценить красоту Израиля и мудрость иудаизма». На главной странице своего сайта Гуревич написал, что всё свое искусство он посвящает шести миллионам уничтоженных его сестер и братьев. «Я – художник, которому дороги еврейское наследие, история долготерпения моего народа, жизнь маленьких местечек, рассказы моей бабушки Марии Кукес-Гиверзман, мои воспоминания из детства, обрывки слов на идише. ». Наверное, поэтому Эдуарду Гуревичу удается именно с любовью показывать на своих картинах (и неважно, жанровая сцена это, натюрморт или портрет) всю еврейскую мудрость и боль, радость и многовековую историю. Убедитесь в этом сами…
Художник участвовал во многих международных выставках, его работы находятся в многочисленных частных коллекциях в Германии, Канаде, США, Франции, России и Израиля. В письме мне Эдуард сообщил, что заканчивает новую картину. Может быть, мне удастся одному из первых презентовать ее в своем дневнике.

Эдуард Гуревич Старый Вильнюс. Скрипач на крыше (Old Vilnius. Violinist on the Roof). 2013 г.

Эдуард Гуревич Скрипач на крыше (Violinist on the Roof). 2000 г.

Эдуард Гуревич Еврейская телега (Jewish Cart). 2012 г.

Эдуард Гуревич Корабль еврейских эмигрантов (The Ship of Jewish Immigrants). 2012 г

Эдуард Гуревич Старая Умань, бреславские хасиды на могиле рабби Нахмана, в канун Рош Ха-Шана (Old Uman, Breslav Hassids on the grave of Rabbi Nachman, on the eve of Rosh Ha Shanah). 2013 г.
Рош Ха-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה‎, буквально «голова года») — еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (приходится обычно на сентябрь или октябрь).

Эдуард Гуревич Старая Польша. Свадьба в еврейском квартале (Old Poland. Wedding in Jewish Quarter). 2013 г.

Эдуард Гуревич Еврейская свадьба в слободке (Jewish Wedding in Slobodka). 2013 г.

Эдуард Гуревич Убегая от погрома (Running from the Pogrom). 2014 г.

Эдуард Гуревич Еврейская свадьба в Хевроне (Jewish Wedding in Hevron). 2013 г.

Эдуард Гуревич Старый Иерусалим. Закат солнца над Храмовой горой (Old Jerusalem. Sunset of a sun above Temple Mountain). 2013 г.

Эдуард Гуревич Еврейский рынок в штетле (Jewish Market in the Shtetl). 2013 г.
Штетл (идиш שטעטל — городок или еврейское местечко) — небольшое поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе в исторический период до Холокоста. Штетлам было присуще особое устройство жизни, проявившееся в планировке этих районов, застройке, деятельности общественных институтов и прочих аспектах жизни.

Эдуард Гуревич Вид на Оливковую гору (Window on Olives Montein). 2001 г
Оливковая гора (ивр. הַר הַזֵּיתִים — Гар га-Зейтим) — в религиозной христианской традиции Елеонская или Масличная гора, это один из исторических холмов Иерусалима, возвышенность, тянущаяся с севера на юг от восточной стены Старого города Иерусалима до Кедронской долины на востоке.

Эдуард Гуревич Портняжный натюрморт (Sartorial Still-Life). 2012 г.

Эдуард Гуревич Новогодний натюрморт (Rosh Ha-Shana Still-Life). 1997 г.
Эдуард Гуревич Старый Иерусалим. Огонь масляной лампы в память о Храме (Old Jerusalem. Fire in an Oil Lamp in Memory of The Temple). 2003 г.

Эдуард Гуревич Старый Иерусалим. Еврейская улица (Old Jerusalem. Jewish Street). 2010 г.
Эдуард Гуревич Старая Варшава. Еврейская улица (Old Warshaw. Jewish Street). 2013 г.

Эдуард Гуревич Иерушалаим де Лита. Старый Вильнюс. Свадьба молодого раввина (Yerushalayim de Lita. Old Vilnius. Wedding yung Rabbi). 2006 г.
«Иерушалаим де Лита» — крылатое выражение, обозначающее «Вильнюско-литовский Иерусалим».
Эдуард Гуревич Клезмеры в штетле. Песнь о Иерусалиме (Klezmers in Shtetl. Song about Jerusalem). 2013 г.
Клезмер (слово из двух корней ивритских слов כְּלִי‎ (клей) — инструменты и זֶמֶר (земер) — напев) — традиционная небогослужебная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения. Исполнители музыки в этом стиле также назывались клезмерами. Термин «клезмерская музыка» был введён в обиход музыковедом Мойше (Моисеем) Яковлевичем Береговским (1892-1961) в 1938 году.

P.S. Когда я уже опубликовал этот пост, пришло новое письмо от Эдуарда, в котором он прислал свою новую работу, которую обещал показать. Так что завершаю галерею работ художника Эдуарда Гуревича его новой картиной, написанной в этом году. Пока, на мой взгляд, у картины длинное название, обозначающее всё, что имеет отношение к теме картины и ее сюжету. Думаю, со временем автор найдет более лаконичное название.

Эдуард Гуревич Мир, взорванный Холокостом. Штетл Межирич. Клезмеры. День рождения дедушки (World, blown Holocaust. Shtetl Mezhirich. Klezmers, Birthday Grandfather). 2014 г.

Я выражаю благодарность художнику за общение со мной и приглашаю заглянуть на его персональный сайт .

Украинский художник. Эдуард Гуревич

Барух Гольдштейн. Автор портрета — Эдуард Гуревич.

Доктор Барух Гольдштейн приехал в Израиль из США в конце 70-ых годов и жил с семьёй в Кирьят-Арба — до самой своей героической смерти 25 февраля 1994 года.

Художник Эдуард Гуревич приехал в Израиль в 1990 году и поселился с семьёй там же, в Кирьят-Арба. Судьба подарила ему на 4 года соседство и дружбу с Барухом Гольдштейном. Потому ему так удался этот замечательный портрет. Повторю несколько слов самого Эдуарда о Барухе:

Читать еще:  Фонд Art Russe купил в Европе ряд картин Репина, Серова и Рериха

«Высокий, худой, сутулый человек, с грустными глазами. Капитан медицинской службы, участник войны в Ливане. Ходил в полосатой куртке со Звездой Давида в знак памяти о шести миллионах погибших евреях. Жил с прекрасной женой, привёз её из Беер-Шевы. Сын, любящие родители рядом.»

За 20 прошедших лет много было написано статей и исследований по поводу события в Пещере Махпела, особенно в первые годы (у меня по тэгу «Барух Гольдштейн»). Но и на сегодняшний день нет чётных ответов на произошедшее.

Известно, что как врач Барух Гольдштейн помогал всем — и евреям, и арабам. В Кирьят-Арба работал в местном отделении больничной кассы “Леумит”, ездил в поселения Хевронского нагорья, где также принимал больных. Гольдштейн никогда не выключал свои телефоны на случай вызовов — ни днем, ни ночью, ни в будни, ни в праздники. Если требовалась медицинская помощь, он появлялся первым, опережая скорую помощь.

А потом ему пришлось ездить на места терактов, на места злодейских убийств евреев. Конец 1993 года, начало 1994. Договор Осло подписан, и как следствие, по всей стране начали взрываться автобусы, совершаться теракты. Друг и сосед Баруха Мордехай Лапид (отец 15 детей!) был расстрелян в автомобиле недалеко от въезда в Кирьят-Арбу. Один сын при обстреле был убит, трое ранены. Мордехай Лапид, светлая ему память, умер на руках Баруха.

Среди арабов Хеврона началась смута, это почувствовали и жители, и военное командование. Известно стало, что к празднику Пурим арабами готовится крупный теракт против евреев Хеврона и Кирьат-Арбы. Об этом, не стесняясь, объявляли с минаретов мечетей, на хевронском базаре расклеивали листовки с призывами к арабам запасаться загодя продуктами — на время комендантского режима после погрома.

Барух Гольдштейн числился офицером запаса в бригаде ЦАХАЛа, дислоцированной в Хевроне, и принимал участие в штабных совещаниях. Начальник Южного округа генерал Шауль Мофаз вызвал капитана Баруха Гольдштейна и приказал ему готовить палаточный лагерь на большое число раненых. в случае, если погром совершится. Это вместо того, чтобы пресечь погром в зародыше! На это генерал Мофаз не решился, ведь это не понравилось бы премьер-министру Рабину: мирный «ословский» процесс был в самом разгаре.

«.. в пуримский вечер (накануне трагедии) во время чтения «Мегилат Эстер» толпа арабов бесчинствовала в самой Меарат-а-Махпела и вокруг неё, оскорбляя присутствующих там евреев и угрожая им. Крики с минаретов мечетей, усиленные громкоговорителями, и вопли бесчинствующей арабской толпы: «Итбах эль-яхуд!» (режь евреев!) — почти заглушали голос чтеца «Мегилы» и традиционные пуримские хлопушки. Доктор обратился к присутствующему при этом офицеру ЦАХАЛ с просьбой сделать что-нибудь, чтобы прекратить это предпогромное безобразие, но. получил ответ, что «к сожалению, сделать ничего нельзя».
(«Трагедия поруганной чести», автор — Фаня Шифман)

Вот тогда и решился Барух Гольдштейн на стрельбу в Меарат-а-Махпела. Погибло 29 арабов, его самого линчевали там же, на месте. Но еврейский погром в Хевроне не произошёл, его предотвратил доктор Барух Гольдштейн ценой своей жизни.

Могила Баруха Гольдштейна. Автор фотографии — Шмуэль Мушник.

Давно не была в любимом моём городе Хевроне и на одинокой могиле Баруха Гольдштейна в Кирьят-Арба. Надеюсь вскоре там быть. Эдуард Гуревич рассказал мне, что был в числе тех, кто нёс гроб Баруха. Открыть его не разрешили, как не разрешили захоронить гроб на хевронском еврейском кладбище. Был страшный дождь, град, гром, ураганный ветер. Вот такое знамение с небес.

Вечная память герою. Положим мысленно камушки.

Еврейский художник: я родом из «штетла»

Художник Эдуард Гуревич, житель Бейт-Шемеша, взял на себя непосильную задачу: воссоздать затерянный мир еврейских местечек. По его словам, он и сам, всеми корнями и всей своей сутью, из этих мест. А значит, если «этого не сделает он сам, то не сделает никто». Дав интервью «Деталям» накануне праздника Хануки, художник рассказал, почему, несмотря на успех и популярность, у него до сих пор не было персональной выставки.

С первого взгляда видна «фотографичность» этих картин. Так тщательно прописаны образы и проработаны детали, что рука художника напоминает руку резчика, старательно вырезающего фрагменты орнамента. В мельчайших подробностях — и инкрустированный светильник, и лежащий рядом с ним спичечный коробок, и пончики… А на другой картине «Освящение раввином ханукальных свечей» — изображен тот самый затерянный мир «штетла»: деревянная изба, старенький ребе, наклонившийся над ханукальными свечами, и будто слышишь с той стороны холста, как он бормочет слова молитвы. Хоть самовар, хоть керосиновая лампа под потолком — все пропитано еврейской душой. Впрочем, и на своей странице в «Фэйсбуке» автор представляется так: «Меня зовут Эдуард Гуревич, я – еврейский художник».

— Но ведь недостаточно называться еврейским художником лишь потому, что на картинах изображены люди с пейсами или библейский сюжет. Кого вы могли бы назвать подлинно еврейскими художниками?

— Я с вами полностью согласен. Сейчас очень многие ударились вдруг в еврейскую тематику: это стало модным и за это стали платить. Другое дело — Марк Шагал, Иегуда Пэн — они были истинными певцами еврейства и еврейских местечек.

— Но что в них такого? Почему, даже отображая современный Израиль, вы словно перемещаете тот «штетл» в день сегодняшний, или мне показалось?

— Но ведь там — наши корни, и не след об этом забывать! Слишком долго об этом не хотели говорить, замалчивали, эта тема казалась невыгодной. Писали о чем угодно, не гнушались и христианскими мотивами, но только не о местечке, и это продолжается до сих пор. Евреи оттуда казались каким-то презираемым сословием, гонимым, заплеванным, ненужным. Хотя они и блюли традиции, и вкалывали от зари до зари, чтобы на собственные деньги содержать синагоги и отправлять детей учиться в хедер.

Я встречался со многими, кто еще помнил местечко, поднимал архивы, работал с историческими материалами. Сегодня среди художников я, наверное, единственный, кто знает о местечке не понаслышке.

Помню, как мой дядя, тоже художник, взял меня за руку и привел в детскую художественную школу в Днепропетровске. Я услышал тогда, как он беседовал с кем-то из учителей, который к тому же говорил с сильным еврейским акцентом. «Что вы хотите, — спросил учитель моего дядю, — чтобы я сказал, выйдет из него Репин или нет? А я знаю?»… Но школу я не закончил, мне просто там стало скучно. И когда со временем надо было поступать в художественное училище, тоже заартачился. Мне претил исповедуемый тогда соцреализм. Я, видно, понимал это нутром, просто не мог себе объяснить. Поступил в автотранспортный техникум, окончил его, долгое время работал водителем. При этом рисовать не переставал, а после армии устроился на завод художником-оформителем. Это и была моя «школа живописи» — я занимался наглядной агитацией, делал плакаты, писал лозунги. Так и пробыл этим самым оформителем вплоть до отъезда в Израиль.

Читать еще:  Таинственные картины. Aixa Oliveras

Но я и в Израиле работал водителем. Побывал в Иерусалиме, в Кирьят-Арбе, прикоснулся к святыням — и вернулся к занятиям живописью. Меня словно прорвало, работал, не покладая рук. Меня заметили владельцы художественных галерей, правда, и наживались они на мне — я потом только узнал, как они продавали за десять-пятнадцать тысяч долларов мои работы, а мне платили с этих сумм тысячу или полторы, к тому же шекелей.

Да и на мою страницу в «Фэйсбуке» заходит много людей — не только евреи, есть даже мусульмане, которые вдруг начинают для себя открывать, что же это такое, еврейство.

— Я прочитал, что вы участвовали во многих международных выставках, а ваши работы находятся в многочисленных частных коллекциях в Германии, Канаде, США, Франции, России и Израиле… Когда вы все успеваете?

— Работаю по двенадцать часов в день. Картины — да, в основном у американцев, в каких-то супербогатых домах. Мне, правда, от этого ни жарко, ни холодно, — как я уже сказал, зарабатывают на мне владельцы галерей. А выставлялся я много раз, вот только до персональной выставки дело не дошло: за ее устройство галереи просят деньги, да и некогда мне, работать надо. У меня в Бейт-Шемеше маленькая квартирка, где картины с трудом помещаются, и подрамник я использую один: заканчиваю картину, снимаю ее с подрамника, сворачиваю, а на подрамник устанавливаю следующий холст.

— Над чем вы сейчас работаете?

— «Адмор» — это такой обобщенный портрет еврейского мудреца, и «Реквием» — работа, посвященная Катастрофе. Но я ее задумал так, как никто и никогда до сих пор, наверное, не делал.

Марк Котлярский, «Детали». На снимках: работы художника Эдуарда Гуревича, посвященные Хануке. Предоставлены к публикации автором.

Фекально-генитальная живопись украинского художника Ройтбурда

Жил-был украинский художник Александр Ройтбурд. Да-да, украинский. Жил он в Одессе. Учился где-то живописи и, видать, какие-то навыки владения кистью ему там привили, ибо рисовал он сначала вот так:

Возможно, не всем это может нравиться, но, знаете ли, дело вкуса оно такое. Однако известности и денег подобная живопись нашему герою не принесла. Поехал тогда он за наукой в Киев, а там добрые люди его и надоумили, дескать, так рисовать каждый ученик художественной школы может, даже двоечник. Рисуй ка ты, Саша, как-нибудь так, чтобы не очень понятно, но по глазам чтобы било. Глядишь, люди к тебе и потянутся. И Саша внял добрым советам.

Кубистический пейзаж с церковью

Да, пейзаж, и таки да, с церковью. А вы что подумали?

И, судя по всему, кой-какой народ потянулся к Саше. Окрылённый первыми успехами он включил и свои мозги, ибо, сколько чужим умом не живи, а рассчитывать в результате приходится только на свой.

Да, боярыня, а что? И при чём здесь Суриков? Вы ещё Леонардо да Винчи вспомните.

Портрет Дамы в белом

Где дама и где белое, спрашиваете. А вам какое дело? Дама — вот она, а белое — оно стало серо-буро-зелёным. Ну, нет у дамы стиральной машинки-автомат, так что, белое прикажете не носить?

Витязь на распутье

И опять вы недовольны — Васнецова вам подавай! Наверняка старый анекдот про незалежну Украину не знаете:

— Приехал витязь на границу с Украиной, а там стоит каменюка и на ней написано. Нет, не «Направо пойдёшь. «, «Налево пойдёшь. «, а просто и доступно: «Ніде нічого нема!». Вот витязь и охренел.

А дальше талант, а с ним и успех Саши, теперь уже Александра, шли только по нарастающей:

Мужичок из робких

А сам то Александр оказался не из робких — ну сильных мира сего писать. Кого лизнёт, кого лягнёт, кого куснёт.

Кругозор Александра необыкновенно широк: от политиков до деятелей культуры все попали под его теперь уже не кисть, а мастихин.

И всё ради одной святой цели: борьбы за денежные знаки атрибуты искусства.)))

Натюрморт с атрибутами искусства

А в 2009 году Александр Ройтбурд получил почётное звание «самый дорогой художник Украины» за картину «Good Bye Караваджо!», проданную, то ли в Лондоне, то ли ещё где за сумму эквивалентную 97000$.

Good Bye Караваджо!

Картина была написана под впечатлением от похищения из одесского Музея западного и восточного искусства знаменитого полотна Караваджо «Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу». Картина потом нашлась в Берлине (2010), но осадочек, сами понимаете, остался. В виде картины Александра Ройтбурда. Успел таки до того, как нашли! Ежели бы после, то, дело ясное, что и цена была бы пониже.

Караваджо — Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу

Не успели оглянуться, а тут 2014 год привалил. И тут Александра понесло, а ему попёрло.

Предчувствие гибридной войны

Вообще-то, скорей всего, имелось в виду «Бог», потому как всё «хорошее», что происходит на Украине, происходит по вине Путина. То есть всё в руце его. А чья рука вездесуща, я вас спрашиваю?

Этому шедевру Александр названия не дал или дал, но интернет до нас его не донёс, народ же окрестил картину «Полный пи..ец».

Вот такая она, живопись знаменитого украинского художника, одного из отцов украинского постмодернизма,

Название на усмотрение уважаемой публики — смело фантазируйте и ни в чём себе не отказывайте.

(Да. Даже не знаю, хотелось бы в такой рай или нет.)

художника Александра Ройтбурда.

Автопортрет

Беря во внимание любовь классика к генитальной теме, сдаётся мне, что работа над автопортретом ещё не завершена.

Но всё сказанное было только интродукцией к вопросу о том, что Александр Ройтбурд назначен директором Одесского художественного музея, вопреки решению областного совета. Вспоминали ему, среди другого прочего, его высказывания по поводу событий 2 мая 2014 года в Одессе и фекальную выставку его работ, когда он свои картины для усиления эффекта обрызгал нетонущей субстанцией, чем отравил атмосферу в музее.

Реальная история о том, как Ройтбурд «приправляет» свои картины дерьмом, рассказанная научным сотрудником музея Островским.

К сожалению, первоначальное видео было удалено c YouTube, как это у них обычно бывает, поэтому пришлось заменить прежнее видео на видео от Эдуарда Ходоса, в котором присутствует нужный фрагмент интервью кандидата искусствоведения Островского. Название видео оставила прежнее.

Читать еще:  Тасманская Готика. Elizabeth Barsham

Вопреки решению сессии: Александр Ройтбурд всё-таки стал директором музея.

Михаил Львович Гуревич. Художник, ставший артиллеристом.

Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим.

Советский художник-график, ушедший добровольцем на фронт.

Командир взвода 45-миллиметровых пушек 973-го Краснознамённого стрелкового полка 270-я стрелковая Демидовская дивизия 43-й армии Калининского фронта, младший лейтенант.

Родился 31 марта 1904 года в городе Смоленске, в семье служащего. Еврей.

В 1913 году семья Михаила Гуревича переехала в Тифлис. В школьные годы увлекся рисованием.

По путёвке Наркомпроса Грузии выехал учиться в Москву в лесотехнический институт.

Позднее поступил в Московский художественно-технический институт (ВХУТЕИН), который закончил в 1930 году.

Группа выпускников-ударников Художественного института на выставке своих дипломных картин. Январь, 1930.

Слева направо: И. Рубанов, В. Тягунов, М. Гуревич, И. Ивановский, А. Щипицын, М. Филиппович.

На дальнем плане в центре картина Щипицына «На заводе «Серп и молот», написанной во время преддипломной практики.

Стал членом Союза художников СССР. Его картины экспонировались на выставках в нашей стране и за рубежом.

Поездки по стране, экспедиции давали богатый материал для творчества, и нашли выражение в портретах, жанровых композициях, графических сериях.

Картины экспонировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом.

Двор. Замоскворечье. 1930-е годы.

Полярный разведчик «Персей». 1933. Холст, масло. 20х25.

Пушкинская площадь. 1937. Холст, масло. 28х39.

Портрет начальника Главного управления Севморпути профессора О. Ю. Шмидта. 1932.

Одну из картин Михаила Гуревича приобрёл Русский музей в Ленинграде.

«Я жил и живу полной жизнью советского художника , верный заветам Ленина — искусство в народ, и питаю своё искусство тем, что живу в самом счастливом в мире советском народе», — писал он накануне войны.

После начала войны Гуревича направили во фронтовую газету «Боевой листок», для которой он рисовал портреты бойцов и командиров, создавал карикатуры на гитлеровцев и их фюрера.

В Рабоче-Крестьянской Красной Армии с 1942 году.

В Крыму Гуревич увидел огромный ров с сотнями расстрелянных жителей и написал другу:

«После того, что повидал под Керчью, твёрдо решил, буду артиллеристом и только им! Скоро начну заниматься в школе лейтенантов».

Он окончил курсы младших лейтенантов, стал командиром батареи 45-миллиметровых пушек.

На привалах артиллеристы устраивали концерты и пели частушки, сочинённые своим командиром:

«А мы споём таперича про орлов Гуревича.

Как его «сорокопятки» отрывают немцам пятки…».

Батарея Гуревича участвовала в сражении на Курской дуге и в боях под Смоленском.

В сентябре 1943 года он сообщал в письме:

«Уже три дня не умывался… Выгляжу диким волком, оброс, давно не чёсан, отчего волосы закручивались до предела. Но живу как бог. Мои расчёты сбили шесть пулемётных точек противника, раздолбали наблюдательный пункт и т. д. Я уже представил четырёх к награде. Все уверены, как и сам командир, в полном счастье и неуязвимости взвода».

Через несколько дней после этого во время немецкой атаки погибли все артиллеристы его батареи.

Это случилось у деревни Тарасово Духовщинского района Смоленской области.

13 сентября 1943 года батарея младшего лейтенанта М. Л. Гуревича, находившаяся в боевых порядках наступавших стрелковых подразделений, огнём поддерживала их атаки.

В разгоревшемся в районе сел Тарасово и Шалаи бою М. Л. Гуревич лично из орудия прямой наводкой уничтожил четыре дзота, три станковых пулемёта и большое количество гитлеровцев, поджог два склада боеприпасов врага.

15 сентября у деревни Кошелево крупные пехотные силы немцев внезапно контратаковали выдвинувшиеся вперед подразделения пехотного полка.

М. И. Гуревич быстро развернул орудия своей батареи и открыл огонь прямой наводкой.

Контратака захлебнулась, однако продвижению наших подразделений серьезно мешал плотный огонь станковых пулеметов врага.

Артиллеристы выдвинулись вперед и в результате кровопролитной дуэли заставили замолчать огневые точки противника.

Только взвод М. И. Гуревича уничтожил четыре вражеских станковых пулемета вместе с прислугой.

17 сентября 1943 года наши части приближались к Демидову.

Фашисты, подтянув резервы, перешли в контрнаступление.

Отражая вражеские контратаки, М. Л. Гуревич остался один, но продолжал вести огонь из орудия.

Сам заряжал, сам наводил и стрелял. Снаряд за снарядом посылал он в цели противника.

Получив ранение, — продолжал сражаться. Ни второе, ни третье ранение не сломило его.

Когда не стало снарядов, Михаил Гуревич переполз ко второму орудию и прямой наводкой ударил по фашистам.

Ему удалось уничтожить два станковых и один ручной пулеметы вместе с расчётами.

Противник, не считаясь с потерями, упорно лез на непреодолимую «сорокопятку».

А её выстрелы раздавались всё реже и реже. И, наконец, она умолкла.

Огромным усилием воли Гуревич, уже шесть раз раненый, ударил по атакующим фашистам длинной автоматной очередью, затем метнул гранаты. Фашисты отпрянули.

Но седьмое ранение оказалось смертельным. Гуревич упал, сжимая в руках оружие. Он не отступил ни на шаг.

В этом бою отважный командир пал смертью храбрых.

«Когда вышли из строя расчёты орудий, он сам лично из пушки в упор расстреливал гитлеровцев.

Когда кончились снаряды он перебежал к другой пушке и продолжал огонь, а когда кончились все снаряды, семь раз раненный, истекая кровью, стал уничтожать наседавших фашистов гранатами и огнём своего автомата.

При этом уничтожил два станковых, один ручной пулемёт и около 80 гитлеровцев».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками младшему лейтенанту

Гуревичу Михаилу Львовичу

присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Армейская газета «Храбрый воин» посвятила Гуревичу целый номер:

«Он был художником и мечтателем — Герой Советского Союза Михаил Гуревич… И многие сотни людей, которые не знали его как художника, узнали, оценили его как беспредельно смелого командира».

У родных Гуревича сохранилось его письмо с фронта:

«Дорогая мамочка и сестричка Женя! Как Вы там? У меня всё в порядке! Обо мне не беспокойтесь, я счастливый художник. А художников на войне убивать не положено — вышел такой приказ, номер раз».

Михаил Львович Гуревич был награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, орденом Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени.

Похоронен в посёлке городского типа Пржевальское Демидовского района Смоленской области.

Памятник павшим героям.

Здесь похоронен Михаил Львович Гуревич. Посёлок Пржевальское, Демидовский район, Смоленская область.

Именем Героя Советского Союза М. Л. Гуревича названа улица в Демидове Смоленской области, на которой установлена мемориальная доска. Также его именем назван переулок в посёлке Пржевальское.

В Смоленском музее хранится коллекция работ художника (живописные, графика), также работы Михаила Львовича представлены в художественной галерее.

Был выпущен почтовый конверт, посвящённый Михаилу Гуревичу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector