Украинский художник. Zakhar Sherman

Украинский художник. Zakhar Sherman

Russian Express Toronto

Метафоры Захара Шермана

Персональная выставка известного художника открылась в Improve Canada Centre (7250 Keele St). «Я считаю, что художник жив тогда и до тех пор, пока он что-то создает», — говорит Захар Шерман, с которым мы беседуем накануне открытия в Торонто его выставки. Кстати говоря, 17-й персональной и 71-й по счету. Настоящая магия цифр…

При желании, работы Шермана можно отнести к любому из почти десятка направлений современного искусства, в которых проявляется его уникальное чувство «четвертого измерения», и умение передать это зрителю.
Произведения мастера являются частью коллекций самых престижных музеев Франции, Германии, Израиля, Финляндии, Польши, выставляются в галереях США, Канады и стран Азии. Две работы хранятся в Третьяковской галерее, в Москве, с которой связано его становление как художника.

— Я считаю себя московским художником-метафористом, — рассказывает Захар. — Хотя детство и юность провел на Украине, и там меня считают своим. Но в Москве я получил образование, познакомился со многими замечательными людьми, участвовал во многих выставках, начиная с 1971 года.

Собственно говоря, тогда и родился метафорический реализм, литературное течение, к которому примкнули некоторые художники, в том числе и он.

— У каждого из нас были свои метафоры, служащие основой, — вспоминает Шерман. — У меня их было три: Космос, как гладкокрашеные бесконечные пространства. Потом биологические пространства — разработанные жизненные поля, которые я вплетал в эти картины. И как скелет к этому, линейные цветовые структуры, которыми я связывал свои работы. Это была первая линия. Из нее вытек Revision Art, где биологические пространства я заменил на цитаты из исторических произведений художников.
Там биология, и здесь биология. Но мои линейные структуры остались. И получилось из этого новое видение моей линии, историческое и личное…

Выставка под необычным названием Samples & Mannequins. From metaphorical spaces to metareality открылась в центральном зале Improve Canada Centre. Основную помощь в реализации проекта оказали Майкл и Екатерина Бульман. Директор Improve Canada Centre Олег Шехтер предоставил замечательное помещение, которое превратилось в art-space. Марат Ресин (YEDI) помог в издании всей печатной продукции и великолепного альбома, текст к которому написал Илья Кутик, поэт, профессор Чикагского университета, в славные 80-е — один из основателей метафорического реализма. Духовную поддержку обеспечил раввин Мендель Зальцман (JRCC).

— Мне предложили сделать ретроспективу, — говорит художник, — И я решил представить три направления: Revision Art, которым занимался в 90-е, потом метареализм московского периода, и Meta-Reality — метафорическую реальность, изображенную в моих окнах.
Мы даже скомпоновали экспозицию в соответствии с этим. Первый зал — из моих предыдущих работ, центральную часть мы сделали из «окон», и этот зал — с некоторыми вкраплениями маленьких вещей из моего «ревизионистского» периода…

К идее создать цикл «Окна» Захар пришел уже в Канаде и посвятил ей последние десять лет.
— Ощущение канадской действительности, если не брать социальную составляющую, оно очень похоже на Россию. Особенно если выехать из городов. Но «оконной» ситуации в России не было, когда я выезжал. А здесь я нашел метафору в отражениях. Когда человек находится посередине, между тем, что у него за спиной, и тем, что в окне. То есть видит перед собой уже отраженную реальность. И одновременно то, что за стеклом, еще дальше. Получается, что метафора обогащает действительность, само наше представление о ней, накладывая реальность на отражение.

Но между Москвой и Канадой был Израиль, куда Захар Шерман, уже признанный художник, перебрался с семьей в самом начале «большой алии» 90-х. Там он создал свои масштабные полотна, два из которых вошли в экспозицию.

— В 91-м году я жил в Рамат-Гане, как раз во время «войны в Заливе», — с юмором вспоминает Захар, — и нас обстреливали советскими СКАДАми. Там я делал эти работы, в абстрактной манере, и в них наиболее ярко представлена космическая тема. Так же, как в некоторых работах у меня присутствует еврейское начало, символика…

Три года картины висели в Музее Хайфского университета. Но надо сказать, что еврейская тема привлекала художника еще до того, как он оказался на Земле Обетованной. В 1986 году Шерман создал цикл абстрактных полотен, три из них представлены на выставке: «Творение», которое, по замыслу автора, олицетворяет возникновение биологии человека, «Исход», и «Талес» — символическое торжество бело-голубых линий на тревожном красном фоне.

— Из всего, что я делал, — размышляет Захар, — должна была выстроиться вертикаль «Низ-Верх, Земля-Космос», духовное туда стремление, физическое. И вообще, стремление поднять человека на какую-то высоту. Потому что Шагал находился между землей и облаками, он летал параллельно земле. Я же выстроил вертикаль…

Упоминание о Шагале — не просто образное сравнение. Судьба подарила Захару Шерману бесценную возможность лично общаться с «витебским мечтателем».

— Мой друг, живущий ныне в Германии Валя Карпович, культуролог и художник, познакомил меня когда-то с Александрой Вениаминовной Азарх, женой Грановского, организатора и режиссера ГОСЕТ, Государственного Еврейского театра. Мы много общались, и у нее дома я познакомился с Марком Шагалом, в 1972 году, когда он привозил свою выставку в Третьяковку. Он упорно дарил им свою графику, они ее не хотели принимать, но борьба увенчалась успехом.
Так вот, этот человек написал мне письмо о том, что я, с его точки зрения, делаю в последние годы – это «искусство победы искусственного прогресса. Артефакта над человеком».

И действительно, в последних работах Шермана человек представлен в уменьшенном состоянии по сравнению с манекенами и другими искусственными образованиями, окружающими его.
— Я считаю, что сейчас человек находится в плену у этих артефактов. Картина Invasion — то, как искусственный вариант вторгается в нашу жизнь. Это не интерьерная работа, а общественная, социальная.

Читать еще:  Сочные и яркие краски. Болгарский художник. Radosveta Zhelyazkova

Яркий пример того, как художественный прием обретает социальное звучание, что и обусловило название выставки. Захар дополнил его пояснением, что происходит это от метафорических пространств, метафорической реальности, и вышел уже далеко за пределы Торонто, Канады, открывая для нас окна в Испанию, Австрию, Америку.

О выставке Захара Шермана можно писать и говорить без конца. Думается, что это еще сделают искусствоведы и критики. А нашим читателям стоит воспользоваться столь редкой возможностью и посетить ее самим. Скажем одно — уходить из зала не хочется…

Олег Митасов: История одного из первых уличных художников Украины

Городских сумасшедших можно встретить практически в каждом уголке нашей страны. Эти люди, коих в древние времена именовали блаженными, имеют неповторимую харизму. Их действия, лишенные зачастую логики и смысла, могут подолгу оставаться в памяти людей. Жизненная история безумцев часто скрыта за вуалью тайн, домыслов, а иногда и фантастических сказаний.

Но Харьков в этом плане особое место, ведь в нем жил душевнобольной уличный художник Олег Митасов. Личность он культовая, вызывающая то ли удивление, то ли раздражение. Долгое время он оставлял странные надписи на стенах домов, подъездов и собственной квартиры – изменял обличье города и своего жилища.

Митасова можно назвать одним из первых представителей «стрит-арта» в Украине, ведь его творческий путь начинается в 80-х годах. Однако вандалом он не был, ибо оставлял граффити осмысленно, придерживаясь некой концепции. Подобные проделки не раз привлекали внимание милиционеров. Местные жители рассказывают, что когда Митасова били правоохранители, то он сопротивлялся и даже умудрялся срывать погоны.

Вот примеры некоторых из его надписей:

СРАЗУ. ЖЕ. СУЖЕНИЕ. УМА

СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ. РЕСПУБЛИК СВОБОДНЫХ. НА ЗЕМЛЕ НЕТ

ЛЕНИН. СДЕЛАЛ. ВСЕМ. УКОЛ. В. ГОЛОВУ

НЕ. ТЕРЯТЬ. ВЕРЫ. В. ЛЮДЕЙ. ВСЕМ. ВСЕМУ. ЖИВОМУ. НЕ. ЖИВОМУ.

ЗВЕЗД. С. НЕБА. НЕ. СРЫВАТЬ

ИЗУЧАТЬ. РУССКИЙ. ЯЗЫК. А. НЕ. ПРИСВАИВАТЬ

Что интересно, слова Митасов разделял точкой. Такой стилистический прием стал популярным у российских постмодернистов конца 80-х, начала 90-х годов. Ныне им «балуются» пользователи интернета.

Возможно, что подобной живописью странный харьковчанин пытался выразить диссидентские взгляды. Его ментальная болезнь стала своей рода индульгенцией от возможности попасть в тюрьму за антисоветскую пропаганду.

О биографии Митасова известно немногое. Родился в Чехословакии, получил высшее экономическое образование, жил в коммунальной квартире в Харькове, а умер от туберкулеза в психбольнице в 1999 году.

В творчестве художника часто фигурируют надпись: «ВАК» (Высшая аттестационная комиссия). Бытует городская легенда, что Митасов обезумел, когда забыл свою диссертацию в трамвае, направляясь в ВАК для сдачи исследования.

После смерти маэстро городские власти позаботились о том, чтобы уничтожить большинство надписей. Квартира украинского Бэнкси выкуплена под офисные помещения. Граффити были успешно закрашены, а расписанные предметы быта (пианино, холодильник, тумбочки и др.) – выброшены на свалку.

Сейчас немногочисленные работы таинственного харьковчанина можно увидеть во дворе, где он жил. В народе его именуют «Митасов-лендом». Найти музей под открытым небом можно по адресу: Каплуновский переулок, 18.

Нашлись у Митасова и последователи, являющиеся лишь “копией” неповторимого “оригинала”. Свежие настенные фразы не обладают той изюминкой, которая присутствует в произведениях 30-летней давности.

Возможно, это и к лучшему, что личность Митасова покрыта легендами. Ведь именно привкус неизвестности заставляет вспоминать харьковского городского сумасшедшего снова и снова, прибавляя стоимость его работам.

Самые яркие фото-образы Синди Шерман

Синди Шерман — знаменитый современный фотохудожник и кинорежиссер, чьи работы широко представлены в галереях и музеях по всему миру. Многие знатоки фотоискусства называют ее «самой влиятельной женщиной в современной фотографии».

В день рождения фотографа мы хотели бы познакомить вас с ее весьма неординарными работами.

1. Постоянно проживая в Нью-Йорке, Синди Шерман до сих пор активно участвует в международных выставках и арт-экспозициях, получает всевозможные призы и гранты.

2. Ее имя стало звучать в мире фотографии с конца 1970-х годов с появлением на публике серии фотографий «Кадры из фильмов без названия» («Untitled Film Stills»). Серия состоит из 69 преимущественно черно-белых снимков и вполне соответствуют названию — глядя на них, зрителю кажется, что он узнает на них героинь знаменитых фильмов 1960-х — героинь Альфреда Хичкока или Жана-Люка Годара. Но на самом деле он ошибается — на всех своих снимках сама Шерман выступает и фотографом и … натурой.

3. Эти талантливые и необычные (особенно для того периода) перевоплощения в разных персонажей так и остались самой популярной серией работ фотографа, прославив ее как автора знаменитых «концептуальных портретов». А для съемки своих «успешных перевоплощений» Синди исполняла все роли одновременно: она была и моделью, и фотографом, стилистом и визажистом.

5. Когда Синди Шерман спросили, почему она сама выступает моделью на своих снимках, она ответила: «Я пробовала использовать родственников или друзей, однажды я даже наняла помощника. Но, даже заплатив деньги, я жаждала вышвырнуть их из студии. Я чувствовала, что давила на них. Для них это было развлечением, что-то типа игры в переодевания. Для меня же это не было игрой. Кроме этого, я поняла, что сама не знаю точно, что хочу увидеть перед собой, а тем более не могу объяснить это кому-нибудь другому. Когда я сама позирую, то смотрюсь в зеркало, стараясь вызвать в себе что-то — и сама не знаю, что мне нужно пока не увижу этого».

6. Возможно, последние фразы дают ключ к разгадке тайны ее успеха: она не «играла», она действительно перевоплощалась в своих героинь, примеряла на себя их жизнь, их отношение к этой жизни. «Моя работа — это плод моей интуиции», — признается фотограф, — «я не знаю, откуда что берется».

Читать еще:  Сцены красоты и любви. Shawn Mackey

7. По словам Синди, в творчестве она пыталась осознать роль женщины в разных сферах — в бытовой и общественной жизни, в культуре и искусстве.

9. После успеха «Кадров из фильмов» Шерман продолжила снимать себя в качестве модели, создав еще несколько серий «автопортретов».

10. В течение нескольких десятков лет своей карьеры она запечатлела себя в самых неожиданных ракурсах и перевоплотилась во все мыслимые и немыслимые образы, для создания которых потребовался арсенал крыльев, париков, костюмов и прочего реквизита.

12. Вдохновение для своих работ фотограф черпает в журнальных статьях, рекламных плакатах, фильмах, телевизионных сериалах и всем том, что составляет будни общества массового потребления.

14. Она даже решилась позировать в образе героини полотен Рафаэля и других живописцев эпохи возрождения, сделав практически фоторепродукции полотен древних мастеров. Неподготовленный зритель вряд ли догадается, что на всех фото изображен один человек.

15. Пародия на современный культ красоты: весьма популярный образ — «блондинка с автозагаром»

Фекально-генитальная живопись украинского художника Ройтбурда

Жил-был украинский художник Александр Ройтбурд. Да-да, украинский. Жил он в Одессе. Учился где-то живописи и, видать, какие-то навыки владения кистью ему там привили, ибо рисовал он сначала вот так:

Возможно, не всем это может нравиться, но, знаете ли, дело вкуса оно такое. Однако известности и денег подобная живопись нашему герою не принесла. Поехал тогда он за наукой в Киев, а там добрые люди его и надоумили, дескать, так рисовать каждый ученик художественной школы может, даже двоечник. Рисуй ка ты, Саша, как-нибудь так, чтобы не очень понятно, но по глазам чтобы било. Глядишь, люди к тебе и потянутся. И Саша внял добрым советам.

Кубистический пейзаж с церковью

Да, пейзаж, и таки да, с церковью. А вы что подумали?

И, судя по всему, кой-какой народ потянулся к Саше. Окрылённый первыми успехами он включил и свои мозги, ибо, сколько чужим умом не живи, а рассчитывать в результате приходится только на свой.

Да, боярыня, а что? И при чём здесь Суриков? Вы ещё Леонардо да Винчи вспомните.

Портрет Дамы в белом

Где дама и где белое, спрашиваете. А вам какое дело? Дама — вот она, а белое — оно стало серо-буро-зелёным. Ну, нет у дамы стиральной машинки-автомат, так что, белое прикажете не носить?

Витязь на распутье

И опять вы недовольны — Васнецова вам подавай! Наверняка старый анекдот про незалежну Украину не знаете:

— Приехал витязь на границу с Украиной, а там стоит каменюка и на ней написано. Нет, не «Направо пойдёшь. «, «Налево пойдёшь. «, а просто и доступно: «Ніде нічого нема!». Вот витязь и охренел.

А дальше талант, а с ним и успех Саши, теперь уже Александра, шли только по нарастающей:

Мужичок из робких

А сам то Александр оказался не из робких — ну сильных мира сего писать. Кого лизнёт, кого лягнёт, кого куснёт.

Кругозор Александра необыкновенно широк: от политиков до деятелей культуры все попали под его теперь уже не кисть, а мастихин.

И всё ради одной святой цели: борьбы за денежные знаки атрибуты искусства.)))

Натюрморт с атрибутами искусства

А в 2009 году Александр Ройтбурд получил почётное звание «самый дорогой художник Украины» за картину «Good Bye Караваджо!», проданную, то ли в Лондоне, то ли ещё где за сумму эквивалентную 97000$.

Good Bye Караваджо!

Картина была написана под впечатлением от похищения из одесского Музея западного и восточного искусства знаменитого полотна Караваджо «Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу». Картина потом нашлась в Берлине (2010), но осадочек, сами понимаете, остался. В виде картины Александра Ройтбурда. Успел таки до того, как нашли! Ежели бы после, то, дело ясное, что и цена была бы пониже.

Караваджо — Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу

Не успели оглянуться, а тут 2014 год привалил. И тут Александра понесло, а ему попёрло.

Предчувствие гибридной войны

Вообще-то, скорей всего, имелось в виду «Бог», потому как всё «хорошее», что происходит на Украине, происходит по вине Путина. То есть всё в руце его. А чья рука вездесуща, я вас спрашиваю?

Этому шедевру Александр названия не дал или дал, но интернет до нас его не донёс, народ же окрестил картину «Полный пи..ец».

Вот такая она, живопись знаменитого украинского художника, одного из отцов украинского постмодернизма,

Название на усмотрение уважаемой публики — смело фантазируйте и ни в чём себе не отказывайте.

(Да. Даже не знаю, хотелось бы в такой рай или нет.)

художника Александра Ройтбурда.

Автопортрет

Беря во внимание любовь классика к генитальной теме, сдаётся мне, что работа над автопортретом ещё не завершена.

Но всё сказанное было только интродукцией к вопросу о том, что Александр Ройтбурд назначен директором Одесского художественного музея, вопреки решению областного совета. Вспоминали ему, среди другого прочего, его высказывания по поводу событий 2 мая 2014 года в Одессе и фекальную выставку его работ, когда он свои картины для усиления эффекта обрызгал нетонущей субстанцией, чем отравил атмосферу в музее.

Реальная история о том, как Ройтбурд «приправляет» свои картины дерьмом, рассказанная научным сотрудником музея Островским.

К сожалению, первоначальное видео было удалено c YouTube, как это у них обычно бывает, поэтому пришлось заменить прежнее видео на видео от Эдуарда Ходоса, в котором присутствует нужный фрагмент интервью кандидата искусствоведения Островского. Название видео оставила прежнее.

Вопреки решению сессии: Александр Ройтбурд всё-таки стал директором музея.

В бессмертие на «Шермане»

11 января 1945 года скончался в госпитале, Герой Советского Союза, Якушкин Иван Игнатьевич

В течение нескольких суток его батальон отражал контратаки противника, уничтожив 13 танков, несколько бронетранспортеров, много живой силы.

Читать еще:  Черно-белые картины. Minh Hang

Якушкин Иван Игнатьевич – командир танкового батальона 46-й Днестровской гвардейской танковой бригады 9-го гвардейского механизированного корпуса 6-й гвардейской танковой армии 2-го Украинского фронта, гвардии капитан. Родился 29 октября 1918 года в селе Мишнево ныне Суворовского района Тульской области. Окончил семилетнюю школу в Москве. Работал на заводах, в 1936 году был направлен на работу в школу № 433 старшим пионервожатым. В 1939 году Сталинским районным военкоматом Москвы был призван в армию. С января по март 1940 года участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.

В действующей армии с июня 1941 года. Участвовал на Ленинградском фронте в обороне Ленинграда (с июня 1941 по май 1942 года), в боях на Северо-Западном (май 1942 — апрель 1943 года) и 2-м Украинском (с марта 1944 года) фронтах . Служил политруком роты. В 1943 году был направлен на курсы переподготовки и после их окончания в конце февраля 1944 года прибыл в 6-ю танковую армию, в 5-й механизированный корпус. Там его назначили командиром танковой роты 233-й танковой бригады, которая с конца 1943 года до окончания войны воевала на американских танках М4А2 «Шерман». Незадолго до его прибытия в часть бригада принимала участие в Корсунь-Шевченковской операции.

С 5 марта 1944 года старший лейтенант И.И.Якушкин принимал участие в Уманско-Ботошанской наступательной операции, в том числе в освобождении города Могилёв-Подольский, в боях за город Бельцы, другие населенные пункты Правобережной Украины и Молдавии, в ходе которых танки 5-го механизированного корпуса с десантом на броне, преодолев с боями около 300 км, к 28 марта достигли реки Прут на участке Скуляны – Унгены, завершив на этом направлении операцию. За боевые заслуги в этой операции И.И.Якушкин был награжден орденом Красного Знамени.

В последних числах марта 1944 года части 5-го механизированного корпуса форсировали реку Прут, перейдя на территорию Румынии и овладев плацдармом на правом берегу реки. Линия фронта стабилизировалась. Танкисты 233-й бригады около двух недель вместе с пехотой удерживали занимаемые позиции, пока не подошли резервы.
В конце июля немецко-румынское военное руководство попыталось ликвидировать этот плацдарм, для чего на узком участке фронта в северо-восточном направлении был нанесен сильный удар из района Ясс. Бои приняли ожесточенный характер. Противнику удалось прорвать первую линию нашей обороны, что привело к реальной угрозе потери плацдарма. Ситуация требовала введения в действие резервов и в первую очередь танков для нанесения сильных контрударов. Ближе всего к району развернувшихся боев находились части 5-го механизированного корпуса. Подразделения 233-й танковой бригады, которая расположилась в 12 км от переднего края, 1 августа участвовали в нанесении контрудара. Выполнив задачу и понеся большие потери, бригада была отведена за реку Прут в прежний район сосредоточения.

Командование фронта приняло меры по восстановлению боеспособности 233-й танковой бригады. К 20 августа ее подразделения имели полный штатный состав танков «Шерман». С 20 по 29 августа 1944 года части 5-го механизированного корпуса 6-й танковой армии в составе войск 2-го Украинского фронта участвовали в Ясско-Кишиневской наступательной операции. За это время танкисты преодолели расстояние в 350 км, покрывая от 35 до 75 км в сутки. Отрыв танковых частей от общевойсковых соединений нередко достигал 60-80 км. 233-я танковая бригада участвовала во взятии городов Яссы, Васлуй, Бырлад и других населенных пунктов.

На подступах к городу Бырлад 233-я бригада с ходу разгромила два пехотных батальона, взяв богатые трофеи: оружие, продовольствие, горючее для танков. После Бырлада танки 233-й бригады устремились на юг по направлению к Бухаресту. Наступающими войсками с ходу была преодолена река Сирет, а после кратковременного напряженного боя 27 августа прорван и последний серьезный оборонительный рубеж противника – Фокшанский укрепленный район. Танки механизированного корпуса вышли на оперативный простор. 31 августа 233-я танковая бригада в числе других частей и соединений вошла в Бухарест.

Приказом Народного Комиссариата Обороны СССР от 12 сентября 1944 года 6-я танковая армия стала гвардейской, 5-й механизированный корпус – 9-м гвардейским, 233-я танковая бригада – 46-й гвардейской.

Затем И.И.Якушкин участвовал в освобождении Венгрии и Чехословакии, в том числе с 2 по 27 октября 1944 года в Дебреценской и с 29 октября – в Будапештской операциях. И.И.Якушкину было присвоено воинское звание гвардии капитана, он был назначен командиром батальона 46-й гвардейской танковой бригады.

В декабре 1944 года советские войска уже находились в северной Венгрии и на юге Чехословакии, сжимая кольцо окружения вокруг немецко-венгерских войск в Будапеште.

По приказу Ставки от 4 января 1945 года 6-я гвардейская танковая армия во взаимодействии с 7-й гвардейской общевойсковой армией наносила удар из района Каменицы вдоль северного берега Дуная на Комарно с целью овладеть переправами на Дунае у Комарно, нависнув таким образом над группировкой немецких соединений, рвущихся к окруженному Будапешту.

Батальон И.И. Якушкина, находившийся в передовом отряде бригады, в ночь с 4 на 5 января был введён в прорыв севернее города Хатван. С десантом на броне он начал движение и совершил стремительный бросок в направлении Комарно, разгромив опорные пункты противника в населённых пунктах Херед, Кекениеш, Ердё Тарча и уничтожив при этом 6 танков, 3 самоходных орудия, 3 артиллерийских батареи и до батальона пехоты. Достигнув города Комарно, он был остановлен мощной обороной противника. В течение нескольких суток батальон отражал контратаки противника, уничтожив 13 танков, несколько бронетранспортеров, много живой силы.

В бою под Комарно 10 января И.И.Якушкин был тяжело ранен и 11 января 1945 года скончался в госпитале. Похоронен в городе Шахи (ныне – Словакия).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в Будапештской операции, гвардии капитану Якушкину Ивану Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector