Устойчивое искусство. Michiel Folkers (коллаж)

Устойчивое искусство. Michiel Folkers (коллаж)

Cut Out Art: люди для коллажа

Персонажи и пространства с картин Эдварда Хоппера

Влад Капустин, Алёна Шляховая

Время чтения: 10 мин

Архитекторы многое заимствуют у художников: в коллажах к архитектурным проектам часто можно увидеть фрагменты известных картин и фотографий, а в визуализациях — узнать прямые отсылки к знаковым произведениям искусства. Не удивительно: художественные приёмы, подсмотренные у классиков и современных художников, делают подачу проекта более выразительной.

В серии материалов Cut Out Art кураторы и преподаватели Софт Культуры рассказывают о том, где сами ищут вдохновение для подачи проектов. В этом выпуске архитектор, автор и преподаватель курса «SketchUp + V-Ray. Концептуальный рендер» Влад Капустин рассказывает о художнике Эдварде Хоппере, а мы делимся подборкой персонажей, вырезанных из его картин.

Эдвард Хоппер — один из важнейших художников XX века. Его работы повлияли на популярную культуру и визуальный язык современного искусства: отсылки к одним можно увидеть в «Симпсонах» (18-й эпизод 8-го сезона: Homer vs. the Eighteenth Amendment, 1997), сюжеты других воссоздаются в конструкторе Lego, а в 2005 году Бэнкси 1 написал картину “Are you using that chair”, почти прямо цитируя картину «Полуночники» (англ. Nighthawks) Хоппера.

Картины Хоппера, написанные масляными красками, удивительно близки современным архитектурным визуализациям и коллажам: и те, и другие изображают прежде всего портрет пространства, и только потом — портрет человека в нём.

Чистота и архетипичность изображаемых пространств, строгость линий и интенсивности цвета, динамики кадра и продуманности деталей — архитекторам явно есть чему поучиться у художника. Но картины Эдварда Хоппера оказали влияние на современную культуру архитектурной подачи не только за счёт своих формальных качеств: за последние 5–10 лет персонажи, созданные художником, стали одними из самых распространенных героев в архитектурных коллажах.

Основная тема творчества Хоппера, которая и принесла ему успех, — тема одиночества человека в большом городе. Свою самую известную картину, которая транслирует это настроение — «Полуночники» — Хоппер написал в 1942 году. В ней же объединены основные черты визуального языка художника — хороший пример для анализа и для того, чтобы разобраться со всем по порядку.

Повседневное и типовое

Эдвард Хоппер любил выбирать для своих сюжетов заурядные места, на его картинах царит повседневность: окна, стены комнат, углы и фрагменты зданий, улицы. Ничто из этого — не конкретное место, не уникальное здание, всё — собирательный образ, архетип подобных мест.

«Полуночники» изображает самую обыкновенную ночь, показывает момент из жизни типичной нью-йоркской закусочной. Но типичная закусочная синтезирована из нескольких реальных мест Нью-Йорка: одним из основных прототипов стала закусочная на улице Гринвич-Виллидж, находившаяся неподалёку от дома художника, другим — «нос» Флэтайрон билдинг.

Внутреннее и внешнее

Основой картин Хоппера часто служила пластическая идея — композиция, ритм, динамика, пропорция и глубина изображения. Пространственный сюжет «Полуночников» распространён и в других картинах художника: это пространство с большим витринным стеклом, за которым виден интерьер, основное действие картины при этом сосредоточено внутри, вокруг некого объёма.

Эдвард Хоппер редко показывал в своих картинах стекло как непроницаемый материал. Напротив, он дематериализовал витрину или окно, разрушая барьер между внутренним и внешним пространством, усиливая связь между улицей и интерьером.

Другой эффект, возникающий вследствие такой дематериализации — эффект наблюдения или кинематографичности: персонажи картин становятся похожи на актёров в кино.

Хоппер и сам любил кино, даже его эскизы и подготовительные рисунки к картинам похожи на раскадровки к фильмам. Но и работы Хоппера оказали влияние на многих режиссеров и операторов, в частности на Альфреда Хичкока. В 2013 году даже вышел фильм «Ширли: образы реальности» (“Shirley visions of reality”, 2013) — в нём истории из жизни вымышленной актрисы Ширли рассказаны в 13-ти картинах Эдварда Хоппера.

Композиция, кадр и план

Хоппер кадрировал свои сцены так, что даже банальные, скучные сюжеты в его картинах обретают новую динамику. Композиция и чёткое деление картины на планы помогает подчеркнуть форму одного объекта или детали и не перегружать при этом оставшуюся поверхность картины избыточной информацией.

В «Полуночниках» легко выделить три основных плана — они последовательно накладываются друг на друга, как слои. Первый — тротуар и фасад закусочной — не является главным и не наполнен деталями. Второй и главный — внутреннее пространство закусочной: здесь расположены персонажи и детали, раскрывающие основную смысловую часть картины. Сам интерьер закусочной изображен простым и минималистичным, а персонажи и детали быта прорисованы гораздо детальнее. Третий план — фасады окружающих зданий: за одной из витрин виднеется стойка с кассой, в других угадываются очертания и силуэты предметов, но они оставлены недосказанными, находятся в полумраке и не привлекают внимания зрителя.

Цвет и акценты

Важная особенность стиля Эдварда Хоппера — яркие цвета: в начале своего творчества художник подражал импрессионистам. Часто именно цвет в работах Хоппера помогает сфокусировать внимание зрителя на персонажах и важных деталях картины.

Цветовая гамма «Полуночников» построена на трёх основных цветах: красном, жёлтом и зелёном. Цвета расположены относительно друг друга по принципу контраста: светло-жёлтый — рядом с тёмно-синим, красно-коричневые тона — на тёмно-зелёном фоне.

Красно-коричневая барная стойка — ключевой элемент композиции. Это подчеркивают и контрастные по отношению к ней лимонно-жёлтые стены интерьера закусочной, и холодный белый оттенок одежды бармена, и такого же цвета посуда на стойке. Близость цветов посуды и формы бармена как бы намекает, что и то, и другое — элементы сервиса.

Читать еще:  Чувства универсальны. Hens Runhaar

Двое мужчин, сидящих за барной стойкой, изображены в тёмно-синей одежде и почти сливаются с фоном улицы. Только их лица подсвечены контрастным оранжевым цветом, и это делает их чуть менее обезличенными.

Самый уникальный цвет картины — малиново-розовый цвет женского платья. Женщина — визуальный центр картины и точка наибольшего контраста: здесь сходятся тёмно-синий фон улицы, малиново-розовый цвет платья и лимонно-жёлтый цвет стены закусочной.

Детали и персонажи

Картины Хоппера насыщены деталями неравномерно. Архитектуру художник всегда показывал минималистично — ровными линиями, крупными и чистыми геометричными пятнами. Людей же и предметы быта он прописывал более детально, порой почти с фотореалистичной точностью — за счёт этого они всегда становятся главным акцентом, притягивающим внимание зрителя.

В сериях подготовительных рисунков Хоппера виден тщательный и долгий отбор: он множество раз прорисовывал все объекты. Таким образом художник как будто проектировал свои картины: синтезировал образы, подбирал детали, выставлял свет, находил выгодный ракурс, искал масштаб и размер.

Все персонажи картин Эдварда Хоппера, как правило, изображены неподвижными: спокойными, задумчивыми, застывшими в пустом пространстве. Их позы естественны и привычны: они воплощают собирательный образ человека в таком же собирательном образе “обычного” пространства — идеальный стаффаж для архитектурных подач — не удивительно, что столь часто цитируемый.

Устойчивое искусство. Michiel Folkers (коллаж)

Фолкере Folkers. Выдающиеся химики мира Биографический справочник ( 1991) — [ c.0 ] Выдающиеся химики мира (1991) — [ c.0 ] .

Ульрих Фолькерс (нем. Ulrich Folkers; 6 мая 1915 (1915-05-06), Киль — 6 мая 1943, Северная Атлантика) — немецкий офицер-подводник, .

07 февр. 2019 г.- Kunstwerk: ‘The Absence of fear is Love’ van Michiel Folkers.

Михель Фолкерс разработал технику, названную им «Устойчивое искусство», которая придает острый характер его картинам.

24 мая 2019 г.- Kunstwerk: ‘Bob Dylan’ van Michiel Folkers.

Все тексты песен(слова) Канцлер Ги (Майя Котовская). Ветер рассыпается в травах, друг мой, что тебе не по нраву? Знать пролил ты в сердце беды .

19 ноя 2018 . Ваня Сметана — «KATINGA TRAPPIN’ vol. 1» EP released 7 november, 2018 prod. by: Kyle Junior, Krissio, Veinz, Just Sickk Official Показать .

Bianca Folkers: Voor Jou, Door Jou (Nieuw Geluk), Verdergaan и другие песни. Вся дискография, Радио, Концерты, рекомендации и похожие исполнители.

28 май 2019 . . потолок можно из пластиковой или МДФ-вагонки. Фото № 15: Как декорировать интерьер вагонкой: 20 лучших примеров Фото: folkers.

Merry Xmas Everybody (feat. the Dirty Folkers & Beki Bondage) — Beki Bondage, Vice Squad, The Dirty Folkers. Открывайте новую музыку каждый день.

Создание пикчей, что помогут заполнить твою пустоту.

The Pensacola Home Improvement Contractors at Folkers specialize in replacement windows, vinyl siding, storm shutters, screen doors, impact windows & more.

Vítam Vás. Hlavným ťažiskom mojej tvorby sú originálne drevené šperky- ručne vyrobená umelecká bižutéria a módne doplnky- náušnice, prívesky, náhrdelníky, prstene, náramky, brošne, spony do.

Get free estimates for home improvement and window installation, open Monday through Friday, 8AM to 5PM. Call us at 1-888-FOLKERS.

Designed for the Gulf Coast environment, our custom home windows outlast coastal weather. Click for replacement windows, installation, estimates and more.

E-shop, Šperky z dreva, šperky z drôtu, hand made.

All of our window and door products are rated to meet or exceed wind zone standards. This is means no worries for condo owners. View our full condo flyer.

Designed for the Gulf Coast environment, our custom exterior doors outlast coastal weather. Click for replacement doors, installation, estimates and more.

Since 1972 Folkers Window Company and Home Improvement in Pensacola FL has been serving the Gulf Coast with replacement windows, storm shutters and more.

Whether buying or selling, looking for your next investment property or your first place, your vacation home or your forever home; Max Folkers will be with you every step of the way to make sure you.

Коллаж — это искусство

С коллажем знакомы все. Кто-то мастерил открытку для мамы по своей инициативе, другие коллективно создавали школьный плакат о вреде курения, третьи крепили вырезки из модных журналов на обои перед письменным столом. Однако несмотря на компрометирующие ассоциации, коллаж не только эффектный инструмент, но и объемное направление в искусстве.

Дать определение коллажу не сложно: технический приём создания живописных или графических произведений путём наклеивания отличающихся от основы предметов и материалов. А вот проследить историю развития сложнее. После появлении бумаги в Китае (2 век до н.э.) некоторые мастера склеивали небольшие фрагменты между собой. Во времена позднего средневековья некоторые образцы библии украшали накладными золотыми пластинами и камнями. Несмотря на то, что технически это тоже коллаж, некоторые историки искусства утверждают, что первый коллаж появился только в 20 веке. Его создал Жорж Брак. Работая в самых новаторских стилях того времени: фовизме и кубизме, Брак искал новые выразительные средства. В 1912 году он стал включать в картины фрагменты картона, покрашенную текстурной краской бумагу, куски обоев, газеты, пачки сигарет и другие материалы с характером.

Читать еще:  Украинский художник. Кристина Гошовская

Жорж Брак. «Блюдо с фруктами и стакан» 1912

Жорж Брак. «Стеклянный графин и газета» 1914

Пикассо, знавший коллегу по цеху, решился использовать коллаж в картинах вместе с масляными краскам.

Пабло Пикассо. «Гитара» 1913

В это же время Джон Хартфилд, основоположник фотомонтажа, создает изображения, полностью состоящие из скомбинированных снимков. С этого началась популярность коллажа.

Джон Хартфилд. Гитлер точит ножи, готовясь зарезать французского петуха. Глава МИД Франции Жорж Бонне: «Не бойтесь. Гитлер — вегетарианец». Май 1939 года

Развивающаяся фотография быстро и дешево делала реалистичные изображения, а перед искусством встали новые задачи: эмоциональные, эстетические, идейные. Коллаж отлично справлялся с ними и поэтому проникал во все рождающиеся стили, порой вытесняя живопись и рисунок. Луи Арагон, французский писатель, говорил: «Коллаж – это искусство, которое бросает вызов живописи». Посмотрим интересные примеры взаимодействия коллажа с разными направлениями в искусстве.

Многие коллажи от дадаистов не только изобразительное произведение, но и литературное. Стихи, сложенные из случайных слов имеют графический и звуковой ритм.

Страница издания Ильи Зданевича (Ильязда) Париж: Сорок первый градус. 1923. Деталь

Эрнст Макс, увлекшись дадаизмом, сосредотачивается на коллажах, объясняя любовь к этому приему так: «Я пытался увидеть в нём [коллаже] разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане». Здесь имеется в виду известная фраза Лотреамона: «Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки».

Макс Эрнст. «Китайский Соловей» 1920

Макс Эрнст. «За облаками» 1920

Позже художник сосредоточится на сюрреализме, но о коллаже не забудет. В 1991 году вышла любопытная книга немецкого искусствоведа Вернера Шписа, Max Ernst Collages: The Invention of the Surrealist Universe.

В манифесте Баухауса, Гропиус пишет: «Художники должны быть подобны ремесленникам, но более высокого порядка». Следует создавать работы вручную, но при этом они должны быть лаконичными и понятными для всех. Для этого коллаж крайне удобен. Он сокращает время, так необходимое для рисунка и живописи, но оставляет возможность ручного труда, самого по себе вдохновляющего художника.

Марианна Бранд. Без названия. 1929

Коллаж создает не только фактурные грубоватые и лаконичные образы, как в дадаизме и кубизме. Ричард Гамильтон в работе «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года действует иначе. Работая по закону жанра, Гамильтон собирает желанные и модные объекты из журналов, создавая новое пространство. В этом мире рекламной жизни нет грубых текстур, но наполненное только новыми модными вещами и идеальной парой, новое пространство пугает стерильностью и неестественностью.

Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)

Концептуальное искусство Джон Стезакер

Простое совмещение двух снимков производит эффект больший чем дал бы каждый по отдельности. Оставляя на пространстве картины только два объекта, художник заставляет их взаимодействовать, дополняя и раскрывая друг друга. Обыденный портрет и пейзаж придают друг другу масштабность природы и индивидуальность человека. Часто Стезакер соединяет мужской и женский портрет. Это позволяет исследовать гендерные вопросы и порассуждать на тему зависимости критериев красоты от пола.

John Stezaker. «Mask LXIII»

John Stezaker. «Mask XLVI»

John Stezaker. «Siren Song V»

John Stezaker. «Betrayal XVIII»

John Stezaker. «Marriage (Film Portrait Collage) LXI»

Сегодня опасения о притеснении живописи в прошлом. А. Тарковский о работах С. Параджанова в этой технике пишет: «Между замыслом и исполнением нет разницы: он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в начале его творческого процесса, доходит до результата, не расплескавшись.» Эти слова справедливы для коллажа вне зависимости от жанра: американский поп-арт и советский конструктивизм, прикладной баухаус и шутливый дадаизм, можно продолжать еще очень долго. Везде коллаж уместен и убедителен. Подобно наемному солдату, он способен сделать все ради цели, если цель ясна.

Устойчивое искусство. Michiel Folkers (коллаж)

Когда Жан-Мишелю Баския было три года, он решил, что станет художником. В 12 он написал свою первую работу, в 20 продал первую картину, а в 27 скончался от героиновой передозировки. 22 декабря легендарному художнику и безусловной иконе стиля могло бы исполниться 59 лет. Рассказываем, как он превращал всю свою жизнь в арт-перформанс.

«Как вы считаете, вы везунчик?» — спрашивает у Баския Лиза Личинтра Понти в интервью журналу Domus в 1984-м. «Еще и талантливый», — отвечает Жан-Мишель. В общении с прессой он был немногословен, но и нескромен. Баския знал себе цену еще до того, как его картины стали приносить ему большие деньги; но к середине 80-х он уже был самым востребованным художником Нью-Йорка.

«Всего за 9 лет активного творчества он оставил нам такое наследие, которого иные художники не могут создать за всю свою жизнь», — говорил арт-дилер Тони Шафрази в интервью New York Magazine после смерти Баския. Художник покрывал рисунками любой предмет, который попадался ему под руку: холодильник, бейсбольный шлем, дверцы книжного шкафа или костюмы Armani, которые появились в его гардеробе с первыми большими гонорарами. И все это становилось произведениями искусства.

Его называли Black Picasso, хотя самому Баския это определение не нравилось: «С одной стороны это, конечно, лестно, но с другой — унизительно». Он предпочитал быть собой, потому что осознавал свою уникальность: до Баския работы темнокожих художников не были представлены ни в одной галерее Манхэттена. И он боролся с этим своими методами, зачастую похожими на священные ритуалы. В один четверг 1982 года Жан-Мишель и его возлюбленная Сюзанна Маллук пошли в MoMA, где Баския достал из кармана пальто бутылку воды и начал разбрызгивать ее в каждом зале. «Я бы помочился здесь, если бы был собакой, — говорил Жан-Мишель, проходя мимо работ Поллока, Пикассо, Кляйна и Брака. — Ни одного черного художника в этом музее!»

Читать еще:  Яркие и сочные акриловые краски. Jiaur Rahman

Сюзанна Маллук и Жан-Мишель

Он ненавидел общаться с журналистами: «Они все пишут о моем гетто-детстве, — говорил Баския. — Для белых художников они почему-то детство не придумывают». На самом же деле у него не было каноничного «гетто-детства» — его отец, Джерард, довольно неплохо зарабатывал, будучи бухгалтером, а мама, Матильда, с детства водила сына по театрам и выставкам Бруклинского музея, МоМА и Met. Именно она привила Баския любовь к искусству и моде, поэтому даже в эпоху SAMO (когда Жан-Мишель рисовал граффити на улицах Нью-Йорка) он всегда был хорошо одет — в длинные шерстяные оверсайз-пальто, белые рубашки с коротким рукавом и классические брюки прямого кроя. Аксессуары он носил редко (чаще экспериментировал с прической), но, судя по ранним фотографиям Жан-Мишеля, он периодически надевал очки-вайфареры и берет Kangol.

Жан-Мишель в берете Kangol

Comme des Garçons Homme Plus, весна-лето 1987

В начале 80-х о нем заговорил Манхэттен. Баския начал набирать популярность и получать от нее удовольствие. В клубах и барах ему в объятия бросались модели. В ресторанах он заказывал только самое дорогое вино. Баския играл в богатство, и его холодильник всегда был до отказа забит профитролями, эклерами и всевозможными деликатесами. «Я не знаю, зачем он всегда покупал дорогую еду, — вспоминает в мемуарах Widow Basquiat Сюзанна, которая несколько лет жила с Баския в лофте на Crosby Street. — Наверное, думал, что так делают богачи».

«Жан-Мишель внезапно превратился в то, что сам больше всего критиковал, — в яркого представителя арт-тусовки, — говорил его близкий друг и легендарный граффити-художник Кит Харинг. — Но что его отличало — он относился к деньгам не всерьез: рисовал на дизайнерских смокингах, давал взаймы окружающим баснословные суммы и выбрасывал стодолларовые купюры из окна своего лимузина».

Баския вдохновлял даже тех, кого сам когда-то называл своим кумиром. Например, Энди Урохола и Рэи Кавакубо. Энди в Жан-Мишеле восхищало все: его работы, стиль и даже количество половых партнеров (хотя сам секс Уорхола интересовал мало). А Рэи Кавакубо пригласила Жан-Мишеля принять участие в показе Comme des Garçons Homme Plus весна-лето 1987. За время шоу художник вышел на подиум четыре раза и был единственным из моделей, кто ни разу не улыбнулся.

Энди Уорхол и Жан-Мишель

На обложке журнала New York Times он тоже не улыбается — позируя босиком и в черном костюме Armani. Смокинги этого бренда стали своего рода униформой Баския. Он ходил в них на открытия выставок и вечеринок и писал в них картины (а потом нередко их выбрасывал). «Я был счастлив, что он решил носить именно мой бренд, — вспоминал Джорджо Армани. — И еще больше я был счастлив, что он в них рисует. Я делаю одежду для того, чтобы ее носили, чтобы в ней жили, и он это почувствовал».

Обложка The New York Times Magazine

«Униформа» не убивала индивидуальность — напротив, образ босоногого художника в дорогом костюме, залитом краской, сначала стал узнаваемым, а потом и культовым. Более того, несмотря на обилие дорогих костюмов, в гардеробе художника находилось место и винтажным футболкам adidas, джинсам (также забрызганным краской), разноцветным носкам и африканской национальной одежде. «Он любил шокировать, — говорит Сюзанна. — Иногда красной мексиканской шляпой, а иногда традиционной африканской рубашкой, которой поражал всех на торжественном открытии какой-нибудь выставки, где все были в смокингах».

«Я помню, когда он встречался с блондинкой из хорошей семьи, он одевался как денди, как Кеннеди, — вспоминает Маллук, — но всего одной детали было достаточно для того, чтобы разрушить этот образ, и в случае Жан-Мишеля это были дреды. Такие дреды, которые вы больше ни у кого не увидите». Особенно в привилегированной (то есть исключительно белой) среде Нью-Йорка 80-х. «Однажды он пришел в очередной итальянский ресторан, — вспоминает Дженнифер Клемент, автор книги Widow Basquiat. — За соседним столом сидело 20 белых бизнесменов. Они пялились на него, отпускали расистские шуточки, показывали пальцем на его прическу и говорили, что он сутенер. Тогда Жан-Мишель подозвал метрдотеля и сказал ему, что закроет счет за этих бизнесменов. Он заплатил за их ужин три тысячи долларов. Так он посмеялся над ними в ответ».

Мишель Каскелла

Мишель Каскелла (1892-1989) — итальянский художник. В первую очередь известен своими картинами акварелью, он также работал в керамике, литографии и текстиле. Michele Cascella регулярно выставлялся на Венецианской биеннале с 1924 до 1942 года, а его произведения являются собственностью крупнейших музеев в Италии и Европе.

Похожие картины

Времена года, Пейзажи природы, Современные художники

Времена года, Натюрморт, Цветы в живописи

Времена года, Пейзажи природы

Времена года, Пейзажи природы

Времена года, Городской пейзаж, Пейзажи природы, Современные художники

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector