Яркие и лирические произведения. Van Hovak

Яркие и лирические произведения. Van Hovak

10 самых известных произведений Людвига ван Бетховена

Людвиг ван Бетховен, творивший в эпоху между классицизмом и романтизмом, считается одним из важнейших композиторов в истории классической музыки.

Он сочинял во всех популярных в то время жанрах и везде имел успех, но все же лучшими его работами принято считать инструментальные произведения.

С момента его смерти прошло почти 200 лет, но его музыка по-прежнему жива. Трудно описать словами то влияние, что оказал Бетховен на историю, поэтому мы просто вспомним самые известные его произведения. Возможно, кто-то о них даже не знал, но если выделить время и послушать композиции из нашего списка, то ваш музыкальный вкус может сильно измениться.

10. Симфония №5, ор. 67

Даже если вы далеки от классической музыки и предпочитаете слушать русский рэп, вступительный фрагмент 5-й симфонии Бетховена наверняка покажется вам знакомым.

Его до сих пор активно используют в кино, играх, рекламе и т. д. Сам композитор описывал его короткой, но очень емкой фразой: «Так судьба стучится в двери».

Произведение было написано в период с 1804 по 1808 годы, когда и состоялась премьера в Вене. 4 года – большой срок, поэтому современники Бетховена даже поговаривали о том, что у него кончилось вдохновение и симфонию он не допишет.

Уже тогда он страдал от прогрессирующей глухоты, что только добавляло вес словам скептиков. 22 декабря в «Театр ан дер Вин» они с первых секунд поняли, что ошиблись.

9. Концерт для скрипки с оркестром, op. 61

Уникальность произведения в том, что это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Он написал его для своего близкого друга Франца Клемента, который в 1806 году был не только известным музыкантом, но еще и директором Венского театра.

Концерт создавался в спешке, так что последнюю партию композитор закончил буквально перед выходом Клемента на сцену, из-за чего тому пришлось читать с листика и играть без репетиций.

Возможно, именно это стало причиной того, что выступление прошло тихо и незаметно, не произведя должного впечатления на публику.

Концерт был забыт и вспомнили о нем уже после смерти Бетховена, когда в 1844 году его сыграл Йозеф Иоахим, 12-летний вундеркинд. Вместе с ним на сцене был оркестр Королевской филармонии, а дирижировал Феликс Мендельсон.

8. Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император»

Многие свои произведения Бетховен посвящал своим друзьям и родным и концерт «Император» не стал исключением: его он посвятил своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

Концерт стал одним из самых масштабных сочинений в карьере немца, отразив весь спектр переполнявших его эмоций. Здесь нежность граничит с грубой силой, а мощь переплетается с успокоением.

Интересный факт: вторую часть концерта (Allegro) режиссер Том Хупер использовал в титрах фильма «Король говорит», который в 2010 году получил «Оскар».

7. «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84

История отважного полководца Эгмонта была написана Иоганном Гёте в 1788 году, но поставить по ней масштабную пьесу решили только через 20 лет.

Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии).

Сюжет трагедии повествует об отважном герое, который нашел в себе мужество открыто выступить против инквизиции, которая в XVIII веке сжигала людей без разбора.

К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили. На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной.

6. Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата»

Одну из своих самых известных сонат композитор начал писать в 1803-м, а закончил в 1805-1806 годах, посвятив ее графу Францу Брунсвику.

Произведение было очень популярно в СССР, так как его высоко оценил Владимир Ильич Ленин. Максим Горький в своем очерке писал, как «вождь» слушал «Аппассионату» в квартире правозащитницы Екатерины Пешковой: «Я не знаю произведения лучше и готов слушать его каждый день», – сказал тогда Ленин.

5. Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша»

Для начала поясним, что такое «рондо-капричио». Капричио – это определение произвольности в музыкальном темпе, а рондо – музыкальный формат, характерной чертой которого является чередование главной темы с отличающимися фрагментами. «Ярость по поводу потерянного гроша» – самое известное произведение, сочетающее в себе эти форматы.

Композиция была написана в 1795 году, когда Бетховену было 25 лет. Подзаголовок, довольно шуточный, придумал Антон Шиндлер, друживший с музыкантом.

4. Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»

Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.

Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.

Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.

3. Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната»

Название соната получила в честь Рудольфа Крейцера, которому Бетховен ее посвятил, однако по изначальной задумке она должна была называться иначе.

Первым исполнителем стал скрипач Джордж Бриджтауэр, сыгравший ее вместе с композитором в Вене 24 мая 1803 года.

Музыка вновь была написана в спешке, из-за чего часть нот имелась в единственном экземпляре, так что Бриджтауэру во время выступления приходилось заглядывать через плечо Бетховена, сидевшего за фортепиано.

Читать еще:  Современная, сложная простота. Steven Lindsay

Именно Джорджу немец посвятил сонату, но потом передумал. Почему? Точного ответа нет, но есть пара легенд.

Согласной одной, в ночь после премьеры скрипач оскорбил знакомую даму Бетховена, что стало причиной крупной ссоры между ними.

Другая версия гласит, что Крейцер просто был более известным в те годы. Самое забавное, что последний никогда не исполнял посвященное ему произведение, сочтя его крайне неудобным.

2. Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)

Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.

Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.

Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.

Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.

1. Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната»

Знаменитую на весь мир «Лунную сонату» Бетховен написал для Джульетты Гвиччарди – 18-летней графини (композитору тогда было 30), которой он давал уроки музыки и в которую был влюблен.

Увы, но девушка предпочла выйти замуж за Венцеля Галленберга, тоже композитора. Пусть эта любовь и не обрела развития, зато подарила миру по-настоящему великое музыкальное произведение.

5 самых известных фрагментов из произведений Рихарда Вагнера (21.05.2014)

22 мая 1813 года в Лейпциге родился выдающийся немецкий композитор Рихард Вагнер, один из главных представителей романтизма в музыке. Наиболее известные его произведения — цикл опер «Кольцо нибелунга», оперы «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Летучий Голландец» и др.

Рихард Вагнер вошёл в историю как гениальный и противоречивый композитор, драматург, философ и теоретик искусства, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру. Его музыка популярна и по сей день. АиФ.ru вспоминает самые известные произведения композитора.

«Полёт валькирий»

Наверное, каждый хотя бы раз в жизни слышал «Полёт валькирий» Вагнера. Он звучит в начале третьего действия оперы «Валькирия», входящей в цикл опер «Кольцо нибелунга». Основой для этого цикла послужила средневековая эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах».

Когда в опере звучит «Полёт валькирий», девы-воительницы, сёстры валькирии Брюнхильды, мчатся по грозовому небу на своих могучих конях сопроводить в Вальхаллу героев, павших на поле битвы.

«Полёт валькирий» любят использовать в кинематографе и на телевидении. Этот отрывок из оперы звучал во многих голливудских фильмах, среди которых, например, картина Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».

«Свадебный хор (марш)»

В Западной Европе и Америке на свадьбах всегда исполняется «Свадебный хор» Вагнера из оперы «Лоэнгрин». Традиционно он звучит в начале церемонии, когда выходит невеста. Часто это произведение Вагнера ошибочно называют «Свадебным маршем».

Очень часто «Свадебный хор» исполняется вместе с «Маршем Мендельсона», хотя в жизни Мендельсон и Вагнер были врагами, поскольку первый по происхождению был евреем, а второй являлся убеждённым антисемитом.

Опера «Лоэнгрин», в которой звучит «Свадебный хор», была написана на сюжет средневековой рыцарской легенды. В основе оперы — борьба добра и зла, рыцаря Лоэнгрина и брабантского графа Фридриха. Лоэнгрин спасает оклеветанную Фридрихом дочь герцога Брабанта Эльзу и берёт её в жёны при условии, что она никогда не будет спрашивать о его происхождении.

«Свадебный хор» звучит в начале третьего действия оперы, когда хор славит новобрачных Лоэнгрина и Эльзу. Однако же хэппи-энда в опере нет — Эльза, мучаясь в сомнениях, нарушает своё обещание и спрашивает Лоэнгрина о том, кто же он. Он вынужден рассказать, что является рыцарем Чаши Святого Грааля, после чего покидает Эльзу, и она умирает от горя.

Современным людям не всегда интуитивно понятна мотивация героев средневековых эпосов, в легенде о Лоэнгрине не даётся конкретного ответа, почему именно он ставит возлюбленной такое условие. Известно, в средневековых кельтских и нормандских легендах Чаша Святого Грааля считалась той самой чашей, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран Иисуса, когда его распяли на кресте. В Средневековье рыцари безуспешно искали Грааль, поскольку считалось, что испивший из него получит прощение грехов и вечную жизнь.

Вступление к опере «Лоэнгрин»

Известно и популярно среди поклонников классической музыки вступление к этой опере. В ней Вагнер отказался от увертюры, обобщающей всё содержание оперы, и вместо этого передал во вступлении образ главного героя.

Рыцарь Святого Грааля Лоэнгрин в прелюдии предстаёт идеалом благородства. Его тема отличается удивительной чистотой и гармонией, в начале и в конце её исполняют скрипки в высочайшем регистре.

Ещё Чайковский считал вступление к «Лоэнгрину» «самым вдохновенным сочинением» Вагнера.

Увертюра к опере «Тангейзер»

Это произведение Вагнера не так известно широким массам, однако невероятно популярно среди любителей классической музыки и часто входит в программы симфонических концертов. Публика любит оперу «Тангейзер», хотя сам Вагнер считал её своей худшей.

В основе оперы лежит средневековая легенда о состязании певцов, в котором принимает участие рыцарь и певец Генрих Тангейзер.

Увертюра предваряет оперу и является квинтэссенцией всего, что Вагнер хотел в ней показать, а показать он хотел противостояние духовного и чувственного начал. Духовное начало выражено в образах пилигримов и невесты Тангейзера Елизаветы, чувственное — в образе богини Венеры, в гроте которой какое-то время находился Тангейзер.

Увертюра состоит из трёх частей. Начинается она с хора пилигримов. Вторая часть ей резко контрастна, это тема Венеры. Завершается увертюра репризой — снова звучит тема пилигримов.

Читать еще:  Способ общения с миром. Drinka Mercep

Увертюра «Фауст»

Увертюра «Фауст», навеянная знаменитым произведением Гёте, считается одним из выдающихся произведений раннего периода творчества Рихарда Вагнера. Первоначально Вагнер планировал написать симфонию по «Фаусту», однако с ней не сложилось, и увертюра осталась самостоятельным произведением.

Как и большинство произведений классической музыки, увертюра написана в трёхчастной форме. В ней передан мятущийся дух Фауста, за который борются Господь и Мефистофель. Вагнера, который и сам был полон противоречий, не мог не интересовать этот образ.

Материал впервые опубликован 22 мая 2013 года

Иво, вы уже приезжали на фестиваль «Балтийский дом».

Иво ван Хове: Получить приглашение представить свой спектакль на этом фестивале и вообще в стране, в которой театр ценят как общественное явление, — большая честь. Тем более если речь идет о спектакле, поставленном по произведению классика нидерландской литературы.

Роман Купейруса «О старых людях, о том, что проходит мимо» — это такой нидерландский вариант саги о Форсайтах. Вы часто обращаетесь к семейным историям. Для вас семья — это своего рода метафора общества?

Иво ван Хове: Конечно. В самом начале романа Купейрус задает большой вопрос: не отжил ли институт семьи свое? Потому что семья — это нечто сковывающее, лишающее человека свободы, независимости. Этот же вопрос можно перенести на общество. Мне кажется, сейчас во всем мире появляется все больше ограничений. В буквальном и метафорическом смысле. Такое ощущение, что мы постепенно возвращаемся в викторианскую эпоху. Вообще, это удивительно, но текст романа Купейруса, написанный в начале ХХ века, намного больше резонирует с нашей эпохой, нежели с собственным временем. Он о человеческих фрустрациях, о нашем страхе перед старостью, перед смертью, о том, как тяжело прощаться с жизнью даже тем, кто уже отжили свое. И он также о молодых людях, которые пытаются найти себя в мире.

Купейрус отличался пристальным вниманием к тому, что находится за внешне благополучным фасадом цивилизации. На Западе его сравнивают с Золя, а у нас с Львом Толстым.

Иво ван Хове: Сравнение с Толстым для нас большая честь. Но на мой взгляд, Купейрус все-таки более специфический писатель, он писал о реалиях, которые присущи только Нидерландам.

Мне ваш спектакль не показался специфическим.

Иво ван Хове: Это было нашей целью — сделать спектакль «универсальным», приблизить его к древнегреческой трагедии.

Да, одетые во все черное, персонажи в спектакле подобны древнему хору, транслирующему ощущение тревоги, которая душит все желания и мечты.

Иво ван Хове: Петер Штайн, который научил меня анализу пьесы и ее переводу в конкретную форму, научил меня и тому, что для каждой пьесы нужно придумать свое пространство — содержание текста и форма неразрывно связаны. На этот раз мы с моим многолетним партнером, сценографом Яном Версвейвельдом, отталкивались от того, что на второй странице романа описывается пространство — как вечная гостиная. Для нас она стала гостиной смерти, чистилищем, потому что происходящее в романе указывает на это. И там есть один магический момент, когда действие на секунду оказывается в раю.

Но при этом вы не апологет вербатима, реализма на сцене. Ту же сагу Купейруса вы насытили хореографией.

Иво ван Хове: Да, мы убрали почти весь натурализм. И кстати, я убежден, что актеры не должны имитировать реальность — переодеваться, клеить бороды и прочее. Для меня очень важно, чтобы они в своих персонажах находили что-то свое и привносили это в спектакль. На мой взгляд, искусство не отражает реальность, это дело газет и телевидения. От искусства люди ждут другого. Я согласен с Гарольдом Пинтером, который, принимая Нобелевскую премию, сказал, что театр должен давать возможность заглянуть за зеркало реальности.

Парадоксально, что, отказываясь от реальности на сцене, вы тем не менее часто беретесь за сценическую адаптацию киносценариев — от «Гибели богов» Лукино Висконти и «Теоремы» Пазолини до «Сцен из супружеской жизни» Бергмана и «Мужей» Джона Кассаветиса.

Иво ван Хове: Не так уж часто, как кажется. Просто я один из первых, кто начал работать со сценариями, может, поэтому это так бросается в глаза. А взялся я за сценарии, потому что в них я находил темы, персонажей и экстремальные ситуации, которые не смог найти в пьесах. Например, премьера моего спектакля по сценарию голливудского фильма «Нетворк» («Телесеть» — фильм, снятый Сидни Люметом в 1976 году. — Прим.ред.) в Нью-Йорке. Обращение к киносценариям для меня своеобразный тренинг — каждый раз нужно изобретать театральное решение для воплощения на сцене того, что было изначально предназначено для экрана. Это как будто вы первым поставили «Гамлета».

Кстати о «Нетворке». Почему именно за него взялись?

Иво ван Хове: Потому что этот фильм рассказывает о том, как медиа постепенно скатывается в популизм. На мой взгляд, это одна из самых важных современных проблем.

Все книги жанра Лирические произведения

Сонет 130 Уильям Шекспир, — литературный перевод Комаров Александр Сергеевич

Полный текст — 2 стр., 06.12.2019

Сонет 130 Уильяма Шекспира — является ярким образцом использования утончённых эпических сравнений.

Полный текст — 0 стр., 30.11.2019

Дивная праздность

Полный текст — 4 стр., 28.11.2019

Вороний глаз

Полный текст — 0 стр., 26.11.2019

Сонет 23 Уильям Шекспир, — перевод Комаров Александр Сергеевич

Полный текст — 1 стр., 25.11.2019

Изучая эпоху Уильяма Шекспира я попытался понять дух эпохи, всю сложность взаимоотношений живших т.

Волчья колыбельная

Полный текст — 0 стр., 24.11.2019

Сонет 116 Уильям Шекспир, — пер. Комаров Александр Сергеевич

Полный текст — 2 стр., 23.11.2019

Читать еще:  Способ заманить время в ловушку. Agnieszka Pilat

William Shakespeare Sonnet 116, «Let me not to the marriage of true minds». Уильям Шекспир в .

Портрет молодого человека

Полный текст — 0 стр., 18.11.2019

Когда я стану ангелом

Полный текст — 4 стр., 12.11.2019

Оксана начинающий художник. Её жизнь размеренна:любимая работа, увлечение рисованием, и ей кажется.

Настроение

Полный текст — 0 стр., 30.10.2019

Полный текст — 0 стр., 03.10.2019

Лирическая повесть о странной, удивительной девушке и о всевозможных, порой неадекватных попытках .

Этюды о Вселенной

Полный текст — 0 стр., 02.10.2019

Стихи. Этюды о Вселенной! В каждом из нас — своя отдельная Вселенная.

Новый ковчег

Полный текст — 3 стр., 09.09.2019

Новый ковчег. С Богом в душе! Стихи как размышления о Человеке, Человечестве, Земле! Ода в прозе: К.

А у нас во дворе: полная версия

Полный текст — 0 стр., 13.08.2019

Гентский сад

Полный текст — 1 стр., 08.08.2019

У времени нет чувств

Полный текст — 0 стр., 14.07.2019

От автора. Первоначально, во время написания стихотворения «У времени нет чувств» идея написания ба.

Сонет 68 Уильям Шекспир, литературный перевод Свами Ранинанда

Полный текст — 4 стр., 10.07.2019

Постараюсь поэтапно провести семантический анализ этого сонета, пройдясь по каждой строке. При это.

Откровение любви *избранная лирика»

Полный текст — 25 стр., 24.06.2019

В новый большой сборник поэта вошли избранные произведения любовной лирики .

Стихи любви и революции (2019)

Полный текст — 0 стр., 23.06.2019

Являющийся довольно многогранной интересной творческой личностью, совмещающая в себе удивительные пе.

БЛОГ ШОУ ЮРЫ

Полный текст — 3 стр., 14.05.2019

Полный текст — 0 стр., 12.05.2019

— «Меня поразило то, что Слободан Иванович оригинально рисует жизнь простого человека, малыми слова.

Внимание! Сайт может содержать информацию, предна­значенную для лиц, дости­гших 18 лет.

Яркие и лирические произведения. Van Hovak

Классическая музыка всегда восхищает и завораживает своей изысканной красотой и проникновенностью. Она может успокаивать, вдохновлять и трогать до глубины души. В ней находят отражения яркие эмоции и сильные чувства, самым прекрасным из которых является любовь.

«Лунная Соната» Людвиг ван Бетховен

Знаменитое музыкальное произведение было создано Бетховеном под влиянием страстной любви и преклонения перед юной и прекрасной Джульеттой Гвиччарди. Сильные чувства во всей своей многогранности находят в сонате свое необыкновенное красивое отражение. Вначале композитор пребывает в чарующем мире надежд, фантазий и желания никогда не расставаться со своей возлюбленной. Казалось, что любовь взаимна, а сердца стучат в унисон. Однако ветреная кокетка предпочла другого. Это вызывало целую бурю чувств в душе музыканта. Гнев, обида, ярость, стремление навсегда вычеркнуть вероломную возлюбленную из своей жизни – всем этим наполнен конец сонаты.


Графиня Юлия Гвиччарди

«Фантастическая симфония» Гектор Берлиоз

Чарующая музыка о любви имеет большое значение и в творчестве Гектора Берлиоза. Его сердце пленила очаровательная актриса Гентриетта Смитсон. Он осыпал возлюбленную подарками, мечтал о свидании, ревновал и писал многочисленные любовные послания. Однако сердце дамы оставалось неприступным. Более того, она и вовсе начала избегать общества своего верного поклонника. Пребывая в смятении эмоций и чувств, спускаясь то в бездну отчаяния, то поднимаясь в облака мечты, композитор создает свою знаменитую симфонию. Премьера проходит с большим успехом, а наивысшей наградой для него становится получение приглашения на свидание от неприступной ранее дамы сердца. Она недвусмысленно дает понять, что теперь общество композитора для нее стало желанным.


Гентриетта Смитсон

Вальсы Фредерика Шопена

Тема любви в музыке Фредерика Шопена раскрывается во всей своей многогранности. Его произведения подобны лирическим дневникам, где он в нотах выражает самые сокровенные порывы своей души. В числе его прекрасных муз:

Элегантная красавица стремилась к славе на оперной сцене, а композитор мечтал лишь о ней. Мысли о Констанции вдохновляют его на создание четырех вальсов: от грустных и поэтичных до легких и грациозных. Один из них получил название «Большой блестящий вальс».

Юная и прелестная кокетка вызывала в сердце композитора волнительные чувства. Влюбленные даже собирались пожениться, но девушка расторгла помолвку, предпочтя выйти замуж за другого. Шопен посвящает ей необычайно чувственные вальсы.

Талантливая и всесторонне развитая красавица стала для композитора верным и добрым другом. Ей посвящены светлые и прекрасные вальсы, например, «Минутка».

Выдающиеся музыкальные произведения о любви были написаны во время отношений с известной писательницей Жорж Санд. Увы, длительный роман закончился расставанием, но чарующие ноты многочисленных вальсов навсегда сохранили пережитые композитором чувства.

«Вальс-фантазия» Михаил Глинка

Музыка отражает историю любви и выдающегося Михаила Глинки. Свой знаменитый вальс он посвящает прелестной Екатерине Керн, которая стала его музой в сложный период жизни. Любовь расцвела в сердце композитора прекрасным цветком, который дарил ему радость, поддержку и вдохновение.


Екатерина Керн

Глинка начал думать о разводе, чтобы потом сочетаться браком со своей новой возлюбленной. Однако чувства не выдержали испытание расстояниями. Екатерина уезжает к морю, чтобы поправить свое здоровье. Когда же она возвращается спустя несколько лет, Михаил не придает их встрече большого значения. Чувства угасли, было принято решение остаться друзьями.

«Романс фа-минор» Петр Чайковский

Сердце знаменитого Чайковского покорила прекрасная певица Дезире Арто. Чувства были настолько сильными, что влюбленные планировали вскоре пожениться.


Дезире Арто

Однако на пути их любви появлялись всё новые и новые препятствия. Сначала мать певицы не давала своего благословения, а потом близкий друг композитора настраивал влюбленных друг против друга. Вскоре Дезире уезжает на гастроли, даже не попрощавшись с Чайковским. Она выходит замуж за другого, но ее прелестный образ еще долго живет в душе композитора. Он посещает ее спектакли, неизменно восхищаюсь талантом певицы.

Ставьте Лайк и делитесь статьей в соцсетях! Спасибо!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector