Натюрморты в Северной Европе, 1600-1800

Натюрморты в Северной Европе, 1600-1800

Завтрак на голландский манер: Как «вкусные» натюрморты превратились в отдельное направление живописи

Украсить стену своей гостиной или столовой картиной XVII века имели возможность либо весьма состоятельные ценители живописи, либо обычные голландские бюргеры, правда, жившие около четырехсот лет назад. Тогда и появились первые натюрморты-завтраки, быстро ставшие очень популярными, и если их внимательно рассмотреть, становится ясно, почему.

Картины, вызывающие аппетит: натюрморты из Харлема

Первые натюрморты были призваны замаскировать стенную нишу или украсить створку шкафа – голландские граждане могли себе это позволить, а огромное количество произведений художников на рынке изобразительного искусства позволяло выбирать лучшие или, по крайней мере, те, что были милей глазу хозяина дома. Сначала появились цветочные натюрморты, а изображать группы предметов, съедобных и несъедобных, на белой скатерти стало модно чуть позднее, они перекочевали в отдельные самостоятельные произведения с групповых портретов за накрытым столом.

П. Клас. Натюрморт с солонкой

Родиной и центром создания таких натюрмортов – они носили также названия «Завтраки», «Десерты» — стал голландский город Харлем. Мастера изображали простые и привычные для голландского быта предметы и продукты: сыр, ветчину, фрукты, рыбу, пиво, сервированные в оловянной посуде.

Менялась и посуда на картинах – оловянные миски уступили место серебряным блюдам, художники изображали перламутровые кубки из раковин наутилуса, дорогой фарфор, высокие бокалы с вином.

П. Клас. Натюрморт с крабом

Одним из назначений натюрморта было радовать глаз его обладателя, украшать собой помещение, а потому «завтраки» становились все более роскошными и декоративными. Впрочем, каждый художник, во всяком случае, из тех, кто чувствовал себя не ремесленником, а творцом, старался вносить в свои произведения некий смысл, наполнять их символами.

Чьи имена и натюрморты сохранила история изобразительного искусства

Особенность голландского рынка картин того времени состоит в том, что каждый из художников – за исключением немногих великих мастеров — работал в очень узкой нише, часто годами изображая на холсте одно и то же. Так было проще всего наладить продажу картин покупателям и справиться с конкуренцией, которая в те времена была очень жесткой. Поэтому теперь, оказываясь в одном зале музея, картины порой выглядят своеобразными «близнецами», различия между которыми становятся заметны лишь при внимательном изучении.

Н. Гиллис. Накрытый стол

Одним из первых натюрмортов-завтраков XVII века считается картина харлемского живописца Николаса Гиллиса «Накрытый стол». Предметы на столе предстают перед зрителем под таким ракурсом, как будто на них смотрят чуть сверху. Это позволяет увидеть и разглядеть все, что находится на столе, от пирамиды с сырами до ореховых скорлупок.

Рулоф Кутс. Натюрморт

Чтобы натюрморт был интересным и живым, а не просто изображением группы разных предметов, от художника требовалось тщательно продумать композицию. Поэтому от голландских «завтраков» остается впечатление некоторой интимности, как будто зритель заглядывает в чей-то дом и чью-то жизнь.

Нарочитой небрежностью отличались натюрморты Рулофа Кутса, еще одного харлемского живописца. Его визитной карточкой стала виноградная лоза с тщательно написанными листьями и нарочитая небрежность, даже беспорядок на столе – смятая скатерть, опрокинутые кубки, свисающие с края стола предметы.

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

Два мастера голландского натюрморта считаются одними из ведущих художников в этом жанре. Одним из них был Питер Клас, который поначалу также специализировался на натюрмортах вида «суета сует» или vanitas, напоминавших о бренности человеческого бытия. Со временем он полностью посвятил себя «завтракам», изображая на холсте небольшое количество предметов, создавая иллюзию скромной трапезы на одну персону, как будто некто, для кого накрыт стол, только что отошел и вот-вот вернется. Натюрморты Класа замечательны и тем, что демонстрировали объемное изображение, игру света на предметах, блики, серебристый тон.

П. Клас. Натюрморт с кубком и устрицами

Другой выдающийся живописец XVII века, Виллем Клас Хеда, тоже обращался к идее бренности бытия на своих натюрмортах – это заметно по изображениям перевернутых и разбитых бокалов, Его картины были выдержаны в сером или коричнево-зеленом тоне, без ярких акцентов, несколько выделялись лишь белая скатерть и желтый лимон или пирог. Работы Хеды стали первыми примерами монохромного натюрморта. Обычный набор предметов на картинах художника – кувшин, блюдо, бокал, окорок, смятая салфетка, опрокинутая ваза, наполовину очищенный лимон – в каждом новом произведении складывался в новую неповторимую композицию. Хеда тщательно, точно передавал форму, цвет, фактуру каждого предмета, и эта достоверность придавала натюрморту некоторую таинственность, загадочность.

В.К. Хеда. Натюрморт

Что могло быть зашифровано на натюрмортах «Завтрак»?

Современному зрителю представляется шанс увидеть на голландских натюрмортах продукты четырехвековой давности и заодно старинные способы их сервировки, и уже одно это заставляет присмотреться к ним повнимательнее. А кроме того, нельзя забывать о символах, которые прятали на картинах.

В.К. Хеда. Натюрморт с крабом

Голландцам нравилось воспринимать простые, повседневные вещи полными скрытого смысла, часто философского. О том, что жизнь и удовольствия преходящи, художники любили «упомянуть» в большинстве натюрмортов. Считается, что именно о тщете и бренности говорят, например, разбитые бокалы и ощущение хаоса на столе. А вот окорок, ветчина, вино символизируют плотские, земные удовольствия.

Осиас Берт-старший. Натюрморт

Устрицы несли в себе неоднозначный смысл, чаще всего их изображение имело эротический подтекст – ведь и Венера родилась из раковины, но порой в них видели, наоборот, символ раскрытой души. Рыба напоминала о Христе, нож — о жертве, лимон символизировал предательство.

Во многом благодаря изображению на натюрмортах некоторые продукты становились особенно востребованными, те же устрицы однажды оказались под угрозой полного уничтожения, пришлось запрещать их ловлю в определенные месяцы года.

Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт

А в целом натюрморт предоставлял его владельцу возможность самостоятельно трактовать изображенную на холсте композицию, и судя по тому спросу, которыми пользовались «завтраки», голландцам, да и иностранным ценителем этого жанра, такое занятие было по душе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читать еще:  Ощущение кристальной чистоты. Zdravko Derek

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Художники (5852)
  • импрессионисты (318)
  • Кулинарные рецепты (16)
  • Рукоделие (14)
  • Схемы для оформления дневника (14)
  • Латвия (6)
  • Венгрия (5)
  • Армения (5)
  • Сайт знаменитых художников (3)
  • Мексика (3)
  • Дизайн помещений (3)
  • Египет (2)
  • Дания (2)
  • Абхазия (2)
  • Саудовская Аравия (1)
  • Индонезия (1)
  • Финляндия (1)
  • Кипр (1)
  • Колумбия (1)
  • Сербия (1)
  • Княжество Лихтенштейн (1)
  • Исландия (0)
  • Люксембург (0)
  • Австралия (9)
  • Австрия (21)
  • Азербайджан (3)
  • Актеры кино и театра (844)
  • Антиквариат (88)
  • Архитектура (113)
  • Белоруссия (4)
  • Бельгия (7)
  • Бразилия (2)
  • Великобритания (110)
  • Вьетнам (4)
  • Германия (31)
  • Голландия (1)
  • Графика (722)
  • Греция (8)
  • Декоративно-прикладное искусство (157)
  • Достопримечательности Канады (28)
  • Достопримечательности Франции (206)
  • Париж (45)
  • Европейская готика (4)
  • Зарубежные звезды (435)
  • Звезды балета (59)
  • Из жизни знаменитостей (243)
  • Израиль (7)
  • Индия (9)
  • Интерьеры помещений (36)
  • Испания (27)
  • Италия (80)
  • Картинки (15)
  • Кино (60)
  • Китай (39)
  • Классическая живопись (1136)
  • Конкурсы красоты (10)
  • Корея (6)
  • Короли спорта (13)
  • Коста-Рика (1)
  • Культура, искусство (7734)
  • Ландшафтный дизайн (53)
  • Литва (3)
  • Литература (202)
  • Мастера фотографии (237)
  • Мир животных (90)
  • Мир моды (122)
  • Монако (4)
  • Мудрые мысли (8)
  • Музыка (разных жанров) (276)
  • Нидерланды (12)
  • Новая Зеландия (5)
  • Норвегия (7)
  • Опера (26)
  • Открытки (84)
  • Пакистан (1)
  • Польша (15)
  • Португалия (10)
  • Природа (251)
  • Путешествия (743)
  • Разное (37)
  • Россия (271)
  • Города (58)
  • Храмы (23)
  • Румыния (1)
  • С Ш А (89)
  • Сингапур (3)
  • Скульптура (114)
  • Словения (5)
  • Советские и российские актеры (404)
  • Современная живопись (4439)
  • Таиланд (4)
  • Театры, библиотеки, музеи (60)
  • Турция (3)
  • Украина (10)
  • Хорватия (10)
  • Цветы (127)
  • Черногория (4)
  • Чехия (24)
  • Швейцария (21)
  • Швеция (10)
  • Эстония (1)
  • Ювелирные изделия (50)
  • Япония (41)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Натюрморты в Северной Европе, 1600-1800

Натюрморты в Северной Европе,

1600-1800

Натюрморт как самостоятельный жанр или специальность впервые расцвел в Нидерландах в начале 1600-х годов, хотя немецкие и французские художники (например, Георг Флегель и Себастьян Стоскопф) также были ранними участниками развития этого жанра, потому что их, менее продолжительные традиции итальянской и испанской натюрмортной живописи датируются, тем же периодом.

Натюрмортные мотивы довольно часто встречаются в рукописях, часовых книгах и панно 1400-х и 1500-х годов, таких как триптих «Благовещения» Роберта Кампина (около 1425 года) и в книге Петруса Кристуса «Ювелир» в его мастерской 1449 года. Многие из предметов, изображенных в этих ранних работах, символизируют некие особенности Девы или другого религиозного деятеля (например, лилия символизирует чистоту), в то время как другие предметы могут напоминать зрителю о назидательном понятии, таком как мирская суета или умеренность (как в случае с зеркалом и Весами ювелира).

Морализаторские смыслы также были распространены в независимых натюрмортах XVII века, которые варьируются от таких явно дидактических работ, как натюрморт Жака де Гейна II «Vanitas» 1603 года и Натюрморт Питера Клаеса с черепом и писчим пером 1628 года до богатых экспонатов предметов роскоши, как натюрморт Абрахама Ван Бейерена с омарами и фруктами 1650-х годов. В последней работе изображены карманные часы, символизирующие мимолетность земных удовольствий. Зачастую, они могут рассматриваться скорее как интеллектуальное тщеславие, чем как трезвое предостережение против желания материальных вещей, таких как изображенные предметы или сама картина.

В целом подъем натюрмортной живописи в северных и Испанских Нидерландах (главным образом в городах Антверпен, Миддельбург, Харлем, Лейден и Утрехт) отражает растущую урбанизацию голландского и фламандского общества, которая принесла с собой акцент на домашнем и личном имуществе, торговле, обучении — всех аспектах и развлечениях повседневной жизни.

Цветочные натюрморты стали особенно заметны в начале 1600-х годов, и в их чрезвычайно изысканном исполнении, а также в их сюжетах и символике они были адресованы культурной аудитории. Такие художники, как Амброзий Босшерт старший, Бальтазар ван дер АСТ, Роландт Савери и Якоб Восмаер, часто ссылались на гербарии и другие ботанические тексты при составлении «букетов» (например, «ваза цветов» Восмаера), которые обычно объединяли цветы из разных стран и даже разных континентов в одной вазе и в один момент цветения (такое возможно осуществить и сейчас, стоит только воспользоваться услугами опытных флористов из buketex.ru). Для многих придворных коллекционеров (например, императора Рудольфа II в Праге) и богатых купцов цветочная картина была частью частного владения, включавшего сад с редкими экземплярами (которые иногда стоили больше, чем их картины), цветные рисунки или акварели редких тюльпанов и других необычных цветов, а также небольшую библиотеку ботанических книг и гравюр.

В то время как цветочные натюрморты были особенно популярны в Антверпене (Ян Брейгель Старший и младший были среди главных практиков), Миддельбурге и придворном городе Гааге, так называемый монохромный «банкет» или «завтрак» был более распространен в торговом городе Харлем; Флорис ван Дейк, Питер Клаес, Виллем Клаес Хеда и другие устраивали знакомые блюда (ветчину, сыр, устрицы и т. д.) и бокалы вина или пива на деревянных столешницах. Натюрморты «Vanitas» были специальностью лейденских художников, таких как молодой Ян Давидс де Хим и Дэвид Байи. Большие «рыночные» и «кухонные» натюрморты, которые часто включают фигуры, были впервые популяризированы в середине 1500-х годов в Антверпене Питером Эрценом и его учеником Иоахимом Бекелером. Эртсен вернулся в свой родной Амстердам примерно в 1557 году и вдохновил голландских художников, таких как Иоахим и Петер Втеваэль, на создание подобных работ. Кухонная сцена младшего Втеваэля принимает сексуальный подтекст плотских мотивов Эртсена, но упускает его преуменьшение.

В 1650-х и 1660-х годах, когда Амстердам стал социальной, политической и финансовой столицей Нидерландов, художники натюрмортов, такие как Ван Бейерен и Виллем Кальф, создавали причудливые натюрморты pronk (display) с изображением импортных фруктов и дорогих предметов, таких как китайский фарфор, Венецианская посуда, серебряные позолоченные чашки и подносы, обычно выполненные в сверкающем свете и бархатной атмосфере. В этих работах и более поздних цветочных картинах де Хима, Виллема ван Эльста, Рахили Рюйш и весьма влиятельного Яна ван Гюйсума акцент на эстетической привлекательности и декоративной функции, ранее очевидный почти во всех натюрмортах, сейчас бросался в глаза еще более ярко, чем когда-либо прежде.

Читать еще:  Португальский художник. Joao Figueiredo

Именно во второй половине 1600-х годов натюрморты мертвой дичи, или “охотничьи трофеи” (например, сумка сокольничего Яна Вееникса 1695 года), создали аристократический образ деревенской жизни (который встречается также в картинах живых птиц и животных, таких как павлины мельхиора Д’Ондекутера 1683 года). В прежние десятилетия изображения мертвой дичи были более привычны в Испанских Нидерландах, где Франс Снайдерс и его последователь Ян Фит превратили изображения несчастных птиц, зайцев, оленей и других животных в эссе по цвету и текстуре, а также в завещания о жизни, комфортно проживаемой в обширных поместьях. К 1700 году голландские, Фламандские, немецкие и французские специальности стали менее четко различимы, голландские художники работали на иностранных принцев, а рынок натюрмортов рос по всей Европе. Французские художники Жан Симеон Шарден и Жан-Батист Удри-одни из многих наследников нидерландской традиции XVIII века.

Голландские натюрморты: символизм и философский смысл

Голландские натюрморты, созданные в XVI-XVIII веках, представляют собой зашифрованные послания от автора к зрителю. Изображенные на них предметы — это символы, которые были понятны современникам, но не всегда угадываются сейчас. И все же многие знаки известны нам благодаря сохранившимся эмблематическим сборникам XVIII столетия. Изучение голландских натюрмортов дает понять, насколько глубокий смысл в них вкладывался. Каждая картина, если прочитать ее правильно, превращается в нравственный урок.

Натюрморты в Голландии заменили иконы жителям протестантских стран, где были запрещены изображения святых. Картины с цветами, фруктами, посудой, дичью и вином напоминают о бренности земного мира, проповедуют умеренную и праведную жизнь. Постепенно традиция распространилась и в католической Фландрии, а позже — во Франции. Какие знаки использовали живописцы, чтобы передать этот смысл?

Голландские натюрморты с цветами

Голландские натюрморты с цветами появились раньше других. В основе их символики лежит язык цветов, сложившийся еще в эпоху Готики и Возрождения. Значение того или иного растения было понятно каждому образованному дворянину. Сложность состояла в том, что многие цветы обладали несколькими значениями, иногда почти противоположными.

Например, нарцисс был одним из символов Богоматери, но также мог означать самовлюбленность, как в древнегреческом мифе. То же самое с тюльпанами: они символизируют и обращение Богоматери к Христу, и расточительную страсть богатых голландцев к коллекционированию луковиц. В итоге один и тот же натюрморт может читаться по-разному.

Классический натюрморт с цветами писали в соответствии со сложившейся «иконографией». Внизу изображали увядшие соцветия и осыпавшиеся лепестки, как метафору бренности. Земное несовершенство могли также обозначать мухи или пустые раковины. В центре размещали цветы, означавшие скромность и душевную чистоту, обычно полевые: ландыши, незабудки или фиалки. По краям их окружают пышные розы, гвоздики или анемоны как символ греховного тщеславия и стремления к роскоши. Наверху или в центре изображается самый красивый цветок — знак добродетели и надежды на спасение.

Ваза означает хрупкость, когда она стеклянная, или человеческое тело как сосуд души. Если в верхней части картины порхает бабочка, стрекоза или птичка, — это символ бессмертной души.

Голландские натюрморты с накрытым столом

Еще один популярный тип голландского натюрморта — это сервировка стола. Разнообразные фрукты, морепродукты, напитки и другие предметы — все это имело свое значение. Вот небольшой список «съедобных» символов:

  • спелые плоды — богатство и процветание;
  • земляника — знак добродетели и трудолюбия;
  • гроздь винограда и гранат — жертва Христа;
  • лимон — предательство или разочарование;
  • яблоко — напоминание о грехопадении;
  • ветчина — чревоугодие;
  • устрицы — мирские соблазны и прелюбодеяние;
  • хлеб и вино — таинство причастия;
  • сельдь — символ Христа и постной пищи;
  • пшеничные колосья — знак возрождения и обновления.

Часто на натюрмортах появляется высокий стеклянный сосуд — он символизирует хрупкость человеческой жизни. Если бокал наполнен наполовину — это призыв к умеренности, а пустой означает смерть. Бутылка символизирует пьянство, нож — предательство, а серебряная посуда — богатство.

Иногда разнообразная снедь на картине воплощает четыре стихии:

  • воздух — живая или битая птица, бабочки и стрекозы;
  • вода — рыба и моллюски;
  • земля — фрукты, овощи и злаки;
  • огонь — солнечный свет или хлеб.

Главная мораль голландских натюрмортов состоит в напоминании о смерти и вечной жизни, но каждый мастер воплощает эту идею по-своему. Зритель, рассматривая картину, включается в культурную игру и пытается разгадать все ее смыслы. В этом один из секретов популярности голландского искусства.

Если вы хотите купить старинную картину для своей коллекции, найти ее поможет сайт Very Important Lot! Здесь регулярно проводятся аукционы, на которых можно приобрести редкие произведения искусства русских или зарубежных мастеров.

Натюрморты в Северной Европе, 1600-1800

Натюрморт – произведение искусства: рисунок, живопись или фотография группы предметов. В английском языке «Still Life» – неподвижная жизнь. В классическом натюрморте изображаются, как правило, цветы, фрукты и другие виды пищи или мертвые животные – отсюда «жизнь». Французский вариант «nature morte» – «натура мертвого» или «мертвая природа».

В настоящее время, натюрморт изображает любые объекты, достаточно маленькие, чтобы быть представленными перед зрителем на столе.

Расцвет жанра приходится на XVII век в среде Голландских и Фламандских живописцев. В это время популярными стали картины «Vanitas». Название относится к словам из Библии, где говорится: «vanity of vanities — all is vanity» («Суета сует – все суета»). Идея заключалась в том, что люди любят мирские удовольствия, то, что заставляет их чувствовать себя важными или богатыми, и все же это ничего не значит, потому что время скоротечно, и человек уйдет из этого мира как и пришел – ни с чем.

Натюрморты «Vanitas» были призваны напомнить, что люди не должны слишком привязываться к имуществу. Во всяком случае, художники всегда изображали дорогие и причудливые предметы, музыкальные инструменты и бокалы для вина, предметы для удовольствия. В сюжеты включались предметы напоминающие о времени, такие как свеча или песочные часы, или о смерти, обычно черепа.

Читать еще:  Норвежский художник. Geir Stahl

Художники продолжали писать натюрморты, но считались менее важными, чем сцены из Библии. Предметная живопись служила для тренировки технических навыков художника.

Это изменилось в XIX веке с появлением импрессионистов. Теперь художники не были заинтересованы в создании фотореалистичной живописи – после изобретения фотографии в этом не было никакого смысла. Вместо этого начались эксперименты с цветом, формой и способом нанесения краски на холст, чтобы создавать прекрасные произведения сами по себе, в визуальной эстетике – не из-за символизма или сюжета. Величайшим из этих художников был Поль Сезанн. Он в одиночку поднял натюрморт к уважаемой художественной форме.

Последователи Сезанна развили идею не расписывать вещи в перспективе с одной точки зрения, а изображать плоскости из нескольких точек зрения, чтобы создать нечто более оригинальное и эффектное.

Как Брак, так и Пикассо рисовали многочисленные натюрморты. В некоторых случаях трудно понять, какие объекты на них изображены. С этого момента начинается абстрактная живопись, в которой художник не рисует ничего реального, а просто создает привлекательные образы краской.

Ранняя фотография натюрморта в значительной степени черпала вдохновение из живописи, хотя более поздние фотографии подошли к жанру через призму современных художественных движений.

Фотографы, как и художники, часто обращались к натюрмортам по практическим соображениям. На неподвижных предметах удобно отрабатывать навыки работы с освещением и композицией. В течение ХХ столетия фотографы начали добавлять художественные штрихи к композициям натюрморта, используя мягкие линзы и играя со светом и тенью, чтобы создать изображения приближенные к эстетике живописи.

Современный натюрморт обобщает опыт предыдущих стилей, но с новыми технологиями диапазон потенциальных предметов расширился и включает движущиеся объекты.

Вместо заключения предлагаю вашему вниманию проект современного художника Лоренцо Виттури. В нем хорошо видно, как переосмысливается предыдущий опыт художников.

Dalston Anatomy – это проект, о Ridley Road Market в Восточном Лондоне. Виттури показывает рынок как уникальное место, где «разные культуры сливаются воедино в празднике жизни, разнообразия и непреодолимой энергии». Живя рядом с этим рынком он был вдохновлен тем, как место трансформировалось до неузнаваемости.

Более семи лет, Виттури ежедневно посещал рынок и был свидетелем жизни местного сообщества, торговли и самой природы рынка, меняющейся вокруг него с поразительной скоростью.

В стейтменте к проекту на сайте автора написано:
«Используя выброшенные продукты и обрезки, частично сгнившые, Виттури группирует их в композиции и фотографирует на фоне материлов также найденных на рынке. Эфемерный характер этих скульптур отражает непостоянную природу самого рынка, а реконструкция и размещение этих тотем-объектов в выставочном пространстве обращает внимание на постоянство цикла производства, разрушения и переработки».

Виллем Клас Хеда. Натюрморты с названиями и описанием

Виллем Клас Хеда (14 декабря 1593/1594, — 24 августа 1680/1682

Биография, картины

Хеда, Виллем Клас (Willem Claesz (Claeszoon) Heda) (14 декабря 1593/1594, Харлем — 24 августа 1680/1682, там же) — голландский живописец, мастер натюрморта.

Этого живописца семнадцатого века называют одним из основоположников и первым мастером голландского «аристократического» натюрморта.

Художник Виллем Клас Хеда (Willem Claesz Heda) родился в городе Харлеме (Нидерланды) в семье городского архитектора Клааса Питерса в декабре 1593 или 1954 года (точная дата рождения достоверно неизвестна).

Живописи, предположительно, обучался под руководством отца. В начале своего творческого пути Виллем Клас Хеда писал портреты и религиозные сюжеты, а затем увлёкся натюрмортом.

В Нидерландах (Голландии) семнадцатого века натюрморт стал необычайно популярным. При этом эстетические основы голландского натюрморта в тот период были чрезвычайно консервативными: обязательный горизонтальный формат картины, нижний край стола с расположенными на столе предметами обязательно параллелен горизонту и раме, предметы на столе должны быть расположены по кругу или в линию и не соприкасались и т.д. Такой классический натюрморт получил название «ontbijtjes» или «натюрморт – завтрак», хотя, если перевести название натюрморта буквально, то ontbijtjes – это не столько завтрак, сколько лёгкая закуска для любого времени суток.

Willem Claesz Heda стал одним из самых видных и значительных голландских художников, которые писали натюрморты в стиле ontbijtjes. Художник писал простые «завтраки» в зеленовато-серой или коричневой цветовой гамме, с невероятным качеством отделки изображаемых объектов и явно «аристократическим вкусом».

К своему сорокалетию Виллем Клас Хеда подошёл с репутацией мастера живописи. В 1631 году художник получил статус мастера в Гильдии Святого Луки, а в последующем (в 1637, 1643 И 1651 годах) неоднократно избирался председателем гильдии, в 1642 и 1652 годах живописец был деканом гильдии.

Живописец предпочитал и даже любил писать перламутровые раковины, венецианские стеклянные кубки и столовое серебро – мастер удивительным образом писал блики и отражения на гладких и блестящих поверхностях.

Хеда практически во всех своих работах использовал один и тот же мотив, но мастерски менял расстановку предметов и в результате создавал оригинальные композиции в которых была не только точность передачи формы, цвета и света, но и создавал некое романтическое и даже таинственное ощущение, которое позволяет ощутить красоту предметного мира.

С 1640 года Willem Claesz Heda несколько изменяет подход к своим работам: полотна становятся больше по своим размерам, красочнее и богаче становится колорит работ. А ещё Хеда нарушает классический канон и начинает писать натюрморты в вертикальном формате.

Один из сыновей художника, Геррет Виллемс Хеда (1620 – 1702), впоследствии стал достаточно известным голландским живописцем, который, как и его отец, писал натюрморты в «отцовской» монохромной манере.

Кроме того, у Willem Claesz Heda было огромное количество учеников и последователей. Но самым именитым стал сын художника Геррет.

Скончался Виллем Клас Хеда в августе 1680 или 1682 года (дата смерти, как и дата рождения, достоверно не известна).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector