Немного об истории российской мебели начала и середины 19-го века

Немного об истории российской мебели начала и середины 19-го века

Офисная мебель и всё вокруг неё

История российской мебели: творцы и ремесленники 19 век

Генрих Гамбс и стиль «жакоб»

Полет мысли Воронихина, Росси и других талантливых архитекторов воплощал в реальность Генрих Гамбс, который юношей приехал в Санкт-Петербург и основал там свое дело в конце 19 века. Мастерские немецкого мебельщика просто поражали невиданным по тому времени размахом. Во-первых, мастерские выполняли огромное количество заказов на убранство дворцов – работая как по экскизам Воронихина, Росси и других дворцовых архитекторов, так и разрабатывая свои собственные, оригинальные модели. А во-вторых, они занимались и производством массовой мебели высокого качества.

Это бюро принадлежит к числу самых технически сложных изделий Генриха Гамбса, работа над ним продолжалась около 20 лет. Мастер создал его для демонстрации своих возможностей в мебельном деле и в механике. В бюро вмонтировано складное кресло, которое выдвигается под музыку Моцарта, исполняемую механическим органом.

Туалетный столик, столик для рукоделия, украшенный вышивкой (по проекту Воронихина), дамское бюро

Именно с мастерской Генриха Гамбса связано появление в России оригинальной мебели в стиле «жакоб». «Жакоб» – это мебель из красного дерева, преимущественно строгих форм, декорированная латунью. Она создавалась, как считают историки мебели, в подражание французским образцам, а затем приобрела собственные узнаваемые черты.

Бюро и кресло из мастерских Гамбса, в которых прослеживаются мотивы стиля «жакоб», 1800-е

Предметы мебели в стиле «жакоб», простые по форме, дешевые в производстве и в то же время эффектные внешне, сразу стали очень популярны в России. Бюро и комоды, шкафы и столы, кресла и стулья стали тысячами копироваться другими, менее даровитыми мебельщиками, зачастую в более упрощенных и дешевых вариантах, и распространяться по городам России.

Мебель в стиле «жакоб» серийного производства, первая половина 19 века

Так было положено начало почти серийному производству массовой, относительно недорогой мебели. Мебель «жакоб» продержалась в моде почти до конца 19 века, до Александра III (правил с 1881г. до 1894г.). А фабрика, основанная Генрихом Гамбсом, дело которого переняли наследники, просуществовала до самой революции, продолжая создавать мебель высочайшего качества.

Камердинерская во дворце, обставленная мебелью «жакоб»

Мастера русского модерна

В конце 19 века в России зародился еще один оригинальный, достойный внимания стиль, который до сих пор является излюбленным предметом охоты любителей антиквариата. Это мебель в неорусском стиле или в стиле «русский модерн».

Наиболее яркими мебельными центрами этого направления считаются подмосковное Абрамцево и Талашкино Смоленской губернии, чуть менее известен в этом качестве Сергиев Посад. Художественные центры в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом посаде были созданы лучшими живописцами и архитекторами того времени, которые воплощали в жизнь свои представления об идеальной мебели. Они изучали традиции русского искусства и, творчески переосмысляя их, превращали в элементы изысканного декора в стиле модерн.

Дубовая мебель из Абрамцево, по проектам Е.Поленовой, 1880-е

Над проектами мебели работали знаменитые художники — братья Васнецовы, Врубель, Билибин, Рерих и многие другие. Мастерские в Абрамцево возглавляла сестра известного художника Елена Поленова, а в Талашкино — талантливый художник и архитектор Сергей Малютин.

Мебель из Абрамцево. Стол (справа) создан в 1880-е, а табурет (слева) представляет собой более поздний, «продвинутый», вариант стиля модерн (1910 г). Этот предмет уже гораздо меньше напоминает традиционную русскую мебель (сравните со столом), национальные мотивы приобрели здесь более авторское прочтение

Мебель, сделанную в Абрамцево, отличала простота линий и изящество. Каждый предмет идеально продумывался на всех этапах создания, от столярной работы до украшения знаменитой абрамцевской резьбой. Тем не менее, здесь пытались делать и серийную мебель, однако это получалось с трудом, поскольку каждый шкафчик делался вручную и довольно долго.

Сергиев Посад, полка «Святое воинство» и шкафчик, проекты Н.Рериха, 1900-е

Талашкинская мебель относится к более позднему этапу модерна. Ей свойственны плавные линии, применение дополнительных (кроме дерева) материалов — металла или стекла, а также большего количества техник — резьба, выжигание, раскрашивание красками. Предметы мебели из Талашкино зачастую украшены сказочными мотивами — изображениями Жар-птицы, Бабы-Яги, летящей в ступе, и других сказочных персонажей.

Талашкино, шкафчик по проекту С.Малютина, зеркало по проекту А.Зиновьева, 1900 г.

Талашкино, полка с рыбами, шкатулка по проектам художника В.Бекетова, 1900-е

Как и сам модерн, мастерские в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом Посаде просуществовали недолго. Абрамцево и Сергиев Посад прекратили работу вскоре после революции, а мастерские в Талашкино работали всего 5 лет — с 1903 по 1905 год.

Отзвуки мебельных стилей — классицизма, ампира, модерна, созданных российскими мебельщиками, можно встретить и в современной мебели. Охотно находки дореволюционных мастеров использовала и советская промышленность. Мебель «жакоб» мне, например, поразительно напомнила мебельный гарнитур, который стоял в спальне моих родителей в 70-80-х годах. У вас не было таких дежа вю?

Николлетто

Всемирный подниматель настроения))))))

История российской мебели: творцы и ремесленники 19 век

Генрих Гамбс и стиль «жакоб»

Полет мысли Воронихина, Росси и других талантливых архитекторов воплощал в реальность Генрих Гамбс, который юношей приехал в Санкт-Петербург и основал там свое дело в конце 19 века. Мастерские немецкого мебельщика просто поражали невиданным по тому времени размахом. Во-первых, мастерские выполняли огромное количество заказов на убранство дворцов – работая как по экскизам Воронихина, Росси и других дворцовых архитекторов, так и разрабатывая свои собственные, оригинальные модели. А во-вторых, они занимались и производством массовой мебели высокого качества.

Это бюро принадлежит к числу самых технически сложных изделий Генриха Гамбса, работа над ним продолжалась около 20 лет. Мастер создал его для демонстрации своих возможностей в мебельном деле и в механике. В бюро вмонтировано складное кресло, которое выдвигается под музыку Моцарта, исполняемую механическим органом.

Туалетный столик, столик для рукоделия, украшенный вышивкой (по проекту Воронихина), дамское бюро

Читать еще:  Освященный временем мотив. Jeff Chester

Именно с мастерской Генриха Гамбса связано появление в России оригинальной мебели в стиле «жакоб». «Жакоб» – это мебель из красного дерева, преимущественно строгих форм, декорированная латунью. Она создавалась, как считают историки мебели, в подражание французским образцам, а затем приобрела собственные узнаваемые черты.

Бюро и кресло из мастерских Гамбса, в которых прослеживаются мотивы стиля «жакоб», 1800-е

Предметы мебели в стиле «жакоб», простые по форме, дешевые в производстве и в то же время эффектные внешне, сразу стали очень популярны в России. Бюро и комоды, шкафы и столы, кресла и стулья стали тысячами копироваться другими, менее даровитыми мебельщиками, зачастую в более упрощенных и дешевых вариантах, и распространяться по городам России.

Мебель в стиле «жакоб» серийного производства, первая половина 19 века

Так было положено начало почти серийному производству массовой, относительно недорогой мебели. Мебель «жакоб» продержалась в моде почти до конца 19 века, до Александра III (правил с 1881г. до 1894г.). А фабрика, основанная Генрихом Гамбсом, дело которого переняли наследники, просуществовала до самой революции, продолжая создавать мебель высочайшего качества.

Камердинерская во дворце, обставленная мебелью «жакоб»

Мастера русского модерна

В конце 19 века в России зародился еще один оригинальный, достойный внимания стиль, который до сих пор является излюбленным предметом охоты любителей антиквариата. Это мебель в неорусском стиле или в стиле «русский модерн».

Наиболее яркими мебельными центрами этого направления считаются подмосковное Абрамцево и Талашкино Смоленской губернии, чуть менее известен в этом качестве Сергиев Посад. Художественные центры в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом посаде были созданы лучшими живописцами и архитекторами того времени, которые воплощали в жизнь свои представления об идеальной мебели. Они изучали традиции русского искусства и, творчески переосмысляя их, превращали в элементы изысканного декора в стиле модерн.

Дубовая мебель из Абрамцево, по проектам Е.Поленовой, 1880-е

Над проектами мебели работали знаменитые художники – братья Васнецовы, Врубель, Билибин, Рерих и многие другие. Мастерские в Абрамцево возглавляла сестра известного художника Елена Поленова, а в Талашкино – талантливый художник и архитектор Сергей Малютин.

Мебель из Абрамцево. Стол (справа) создан в 1880-е, а табурет (слева) представляет собой более поздний, «продвинутый», вариант стиля модерн (1910 г). Этот предмет уже гораздо меньше напоминает традиционную русскую мебель (сравните со столом), национальные мотивы приобрели здесь более авторское прочтение

Мебель, сделанную в Абрамцево, отличала простота линий и изящество. Каждый предмет идеально продумывался на всех этапах создания, от столярной работы до украшения знаменитой абрамцевской резьбой. Тем не менее, здесь пытались делать и серийную мебель, однако это получалось с трудом, поскольку каждый шкафчик делался вручную и довольно долго.

Сергиев Посад, полка «Святое воинство» и шкафчик, проекты Н.Рериха, 1900-е

Талашкинская мебель относится к более позднему этапу модерна. Ей свойственны плавные линии, применение дополнительных (кроме дерева) материалов – металла или стекла, а также большего количества техник – резьба, выжигание, раскрашивание красками. Предметы мебели из Талашкино зачастую украшены сказочными мотивами – изображениями Жар-птицы, Бабы-Яги, летящей в ступе, и других сказочных персонажей.

Талашкино, шкафчик по проекту С.Малютина, зеркало по проекту А.Зиновьева, 1900 г.

Талашкино, полка с рыбами, шкатулка по проектам художника В.Бекетова, 1900-е

Как и сам модерн, мастерские в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом Посаде просуществовали недолго. Абрамцево и Сергиев Посад прекратили работу вскоре после революции, а мастерские в Талашкино работали всего 5 лет – с 1903 по 1905 год.

Отзвуки мебельных стилей – классицизма, ампира, модерна, созданных российскими мебельщиками, можно встретить и в современной мебели. Охотно находки дореволюционных мастеров использовала и советская промышленность. Мебель «жакоб» мне, например, поразительно напомнила мебельный гарнитур, который стоял в спальне моих родителей в 70-80-х годах. У вас не было таких дежа вю?

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • История России (144)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (49)
  • История (37)
  • Исторические личности (35)
  • Романовы (25)
  • История храма (14)
  • Известные личности (13)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (6)
  • Труд и быт (4)
  • Русская культура (4)
  • Поэзия (130)
  • Духовное (58)
  • Времена года (20)
  • Стихи о танцах (16)
  • О России (16)
  • Женский образ (8)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Живопись (123)
  • пейзажи (82)
  • художники (72)
  • Портреты (53)
  • Женский образ (25)
  • Дети (13)
  • Натюрморты (2)
  • Декоративно — прикладное искусство (96)
  • Народный костюм (68)
  • История вещей (9)
  • Иконы (5)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (4)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (84)
  • День Победы (20)
  • Рождество (18)
  • Пасха (17)
  • пасхальные открытки (6)
  • Крещение Господне (5)
  • Троица (4)
  • Благовещение (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Новый Год (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Русский костюм (76)
  • История костюма (60)
  • Женский костюм (51)
  • Головной убор (19)
  • Мужской костюм (15)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (2)
  • Полезная информация для дневника (75)
  • Рамочки (43)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (38)
  • Истории из жизни (16)
  • Советы (10)
  • Духовные песни (8)
  • Проза (7)
  • Личное (32)
  • Времена года (27)
  • Осень (27)
  • Молитва (23)
  • Пейзажи (21)
  • Полезная информация (20)
  • Музыка (20)
  • Украина (13)
  • Поздравления (13)
  • Клипы (4)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (1)
  • Ангелы (1)
  • Православие (404)
  • Иконы Божией Матери (85)
  • Притчи (62)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (38)
  • Поминовение усопших (35)
  • Иконы святых (29)
  • Храмы, соборы, монастыри (21)
  • Живопись, искусство (19)
  • Проповедь (18)
  • День Ангела, именины (5)
  • Посты (2)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Святые (62)
  • Церковные праздники (106)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

История российской мебели: творцы и ремесленники 19 век.

История российской мебели: творцы и ремесленники 19 век

Генрих Гамбс и стиль «жакоб»

Читать еще:  Подводная фотография. Mallory Morrison

Полет мысли Воронихина, Росси и других талантливых архитекторов воплощал в реальность Генрих Гамбс, который юношей приехал в Санкт-Петербург и основал там свое дело в конце 19 века. Мастерские немецкого мебельщика просто поражали невиданным по тому времени размахом. Во-первых, мастерские выполняли огромное количество заказов на убранство дворцов – работая как по экскизам Воронихина, Росси и других дворцовых архитекторов, так и разрабатывая свои собственные, оригинальные модели. А во-вторых, они занимались и производством массовой мебели высокого качества.

Это бюро принадлежит к числу самых технически сложных изделий Генриха Гамбса, работа над ним продолжалась около 20 лет. Мастер создал его для демонстрации своих возможностей в мебельном деле и в механике. В бюро вмонтировано складное кресло, которое выдвигается под музыку Моцарта, исполняемую механическим органом.

Туалетный столик, столик для рукоделия, украшенный вышивкой (по проекту Воронихина), дамское бюро

Именно с мастерской Генриха Гамбса связано появление в России оригинальной мебели в стиле «жакоб». «Жакоб» – это мебель из красного дерева, преимущественно строгих форм, декорированная латунью. Она создавалась, как считают историки мебели, в подражание французским образцам, а затем приобрела собственные узнаваемые черты.

Бюро и кресло из мастерских Гамбса, в которых прослеживаются мотивы стиля «жакоб», 1800-е

Предметы мебели в стиле «жакоб», простые по форме, дешевые в производстве и в то же время эффектные внешне, сразу стали очень популярны в России. Бюро и комоды, шкафы и столы, кресла и стулья стали тысячами копироваться другими, менее даровитыми мебельщиками, зачастую в более упрощенных и дешевых вариантах, и распространяться по городам России.

Мебель в стиле «жакоб» серийного производства, первая половина 19 века

Так было положено начало почти серийному производству массовой, относительно недорогой мебели. Мебель «жакоб» продержалась в моде почти до конца 19 века, до Александра III (правил с 1881г. до 1894г.). А фабрика, основанная Генрихом Гамбсом, дело которого переняли наследники, просуществовала до самой революции, продолжая создавать мебель высочайшего качества.

Камердинерская во дворце, обставленная мебелью «жакоб»

Мастера русского модерна

В конце 19 века в России зародился еще один оригинальный, достойный внимания стиль, который до сих пор является излюбленным предметом охоты любителей антиквариата. Это мебель в неорусском стиле или в стиле «русский модерн».

Наиболее яркими мебельными центрами этого направления считаются подмосковное Абрамцево и Талашкино Смоленской губернии, чуть менее известен в этом качестве Сергиев Посад. Художественные центры в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом посаде были созданы лучшими живописцами и архитекторами того времени, которые воплощали в жизнь свои представления об идеальной мебели. Они изучали традиции русского искусства и, творчески переосмысляя их, превращали в элементы изысканного декора в стиле модерн.

Дубовая мебель из Абрамцево, по проектам Е.Поленовой, 1880-е

Над проектами мебели работали знаменитые художники – братья Васнецовы, Врубель, Билибин, Рерих и многие другие. Мастерские в Абрамцево возглавляла сестра известного художника Елена Поленова, а в Талашкино – талантливый художник и архитектор Сергей Малютин.

Мебель из Абрамцево. Стол (справа) создан в 1880-е, а табурет (слева) представляет собой более поздний, «продвинутый», вариант стиля модерн (1910 г). Этот предмет уже гораздо меньше напоминает традиционную русскую мебель (сравните со столом), национальные мотивы приобрели здесь более авторское прочтение

Мебель, сделанную в Абрамцево, отличала простота линий и изящество. Каждый предмет идеально продумывался на всех этапах создания, от столярной работы до украшения знаменитой абрамцевской резьбой. Тем не менее, здесь пытались делать и серийную мебель, однако это получалось с трудом, поскольку каждый шкафчик делался вручную и довольно долго.

Сергиев Посад, полка «Святое воинство» и шкафчик, проекты Н.Рериха, 1900-е

Талашкинская мебель относится к более позднему этапу модерна. Ей свойственны плавные линии, применение дополнительных (кроме дерева) материалов – металла или стекла, а также большего количества техник – резьба, выжигание, раскрашивание красками. Предметы мебели из Талашкино зачастую украшены сказочными мотивами – изображениями Жар-птицы, Бабы-Яги, летящей в ступе, и других сказочных персонажей.

Талашкино, шкафчик по проекту С.Малютина, зеркало по проекту А.Зиновьева, 1900 г.

Талашкино, полка с рыбами, шкатулка по проектам художника В.Бекетова, 1900-е

Как и сам модерн, мастерские в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом Посаде просуществовали недолго. Абрамцево и Сергиев Посад прекратили работу вскоре после революции, а мастерские в Талашкино работали всего 5 лет – с 1903 по 1905 год.

Немного об истории российской мебели начала и середины 19-го века

Мебель Гамбса определяла направление движения всей российской мебельной промышленности, критически подходя стилевым тенденциям и художественной моде того времени

Генрих Даниель Гамбс, последователь знаменитого мебельного мастера Давида Рентгена, открыл своё производство в России в 1790 году, однако, на момент смерти Генриха Даниеля в 1831 году, изделия его мастерской стали не только примером для подражания и признанным эталоном хорошего вкуса и высокого качества, но и, в некоторой мере, обязательным элементом отечественной культуры той эпохи, получившим распространение как среди знати, так и среди зажиточных мещан.

Мебель Генриха Даниеля Гамбса упоминается в известном произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», также она фигурирует в произведениях Пушкина, Тургенева, Вяземского и Гончарова.

Предметы мебели на предприятиях Гамбса исполнялись в нескольких вариантах, некоторые использовались в быту, по прямому назначению, а некоторые служили частью интерьера в приёмных покоях. Большая часть продукции мастерской Гамбса изготавливалось по заказу, в качестве презента, а некоторые произведения мебельного искусства, предназначались для украшения интерьеров во дворцах царских особ. Мебель, произведённая в мастерской Гамбса, несколько десятков лет определяла направление движения всей российской мебельной промышленности, критически подходя стилевым тенденциям и художественной моде того времени.

Краткий обзор экспозиции в Историческом музее, посвящённой мебельному искусству России

На выставке в Историческом музее показано всё лучшее из мебельного собрания — удивительная коллекция авторской мебели, произведённой на предприятии мастера Гамбса и его сыновей в первых десятилетиях 19 века, в том числе и предметы мебели, изготовленные подражателями прославленного «бренда». В начале выставки посетители увидят больших размеров бюро, произведённые в период с 1800 по 1840-е годы, дающие представление о богатстве воображения мастеров-декораторов: здесь можно увидеть вставки из орехового и красного дерева, дуба и бука, отделку эгломизе и фарфором, золочение и резьбу, скульптуры из дерева и инкрустацию, и прочие удивительные достижения инженерно-художественной мысли: великое множество потайных ящичков и скрывающих их декоративных поверхностей.

Читать еще:  Одиночество. Thomas Levy-Lasne

Продолжение экспозиции (украшенное настенными гобеленами и коврами) демонстрирует элементы декора жилых помещений середины 1800-х годов. Это элементы стиля, называемого неорококо, состоящего из мебели прихотливых очертаний из разнообразных, необычных и, как правило, ценных пород дерева, в основном, ореха, украшенных, уже упоминавшимися ранее, резьбой и инкрустацией, обтянутой оригинальной бархатной тканью: диваны, комоды, кровати, кресла, письменные и чайные столики, конторки и, разумеется, прославленные стулья из произведения Ильфа и Петрова.

Немного об истории российской мебели начала и середины 19-го века

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

История дизайна российской мебели: творцы и ремесленники 19 век

Генрих Гамбс и стиль «жакоб»

Полет мысли Воронихина, Росси и других талантливых архитекторов воплощал в реальность Генрих Гамбс, который юношей приехал в Санкт-Петербург и основал там свое дело в конце 19 века. Мастерские немецкого мебельщика просто поражали невиданным по тому времени размахом. Во-первых, мастерские выполняли огромное количество заказов на убранство дворцов – работая как по экскизам Воронихина, Росси и других дворцовых архитекторов, так и разрабатывая свои собственные, оригинальные модели. А во-вторых, они занимались и производством массовой мебели высокого качества.

Это бюро принадлежит к числу самых технически сложных изделий Генриха Гамбса, работа над ним продолжалась около 20 лет. Мастер создал его для демонстрации своих возможностей в мебельном деле и в механике. В бюро вмонтировано складное кресло, которое выдвигается под музыку Моцарта, исполняемую механическим органом.

Туалетный столик, столик для рукоделия, украшенный вышивкой (по проекту Воронихина), дамское бюро

Именно с мастерской Генриха Гамбса связано появление в России оригинальной мебели в стиле «жакоб». «Жакоб» – это мебель из красного дерева, преимущественно строгих форм, декорированная латунью. Она создавалась, как считают историки мебели, в подражание французским образцам, а затем приобрела собственные узнаваемые черты.

Бюро и кресло из мастерских Гамбса, в которых прослеживаются мотивы стиля «жакоб», 1800-е

Предметы мебели в стиле «жакоб», простые по форме, дешевые в производстве и в то же время эффектные внешне, сразу стали очень популярны в России. Бюро и комоды, шкафы и столы, кресла и стулья стали тысячами копироваться другими, менее даровитыми мебельщиками, зачастую в более упрощенных и дешевых вариантах, и распространяться по городам России.

Мебель в стиле «жакоб» серийного производства, первая половина 19 века

Так было положено начало почти серийному производству массовой, относительно недорогой мебели. Мебель «жакоб» продержалась в моде почти до конца 19 века, до Александра III (правил с 1881г. до 1894г.). А фабрика, основанная Генрихом Гамбсом, дело которого переняли наследники, просуществовала до самой революции, продолжая создавать мебель высочайшего качества.

Камердинерская во дворце, обставленная мебелью «жакоб»

Мастера русского модерна

В конце 19 века в России зародился еще один оригинальный, достойный внимания стиль, который до сих пор является излюбленным предметом охоты любителей антиквариата. Это мебель в неорусском стиле или в стиле «русский модерн».

Наиболее яркими мебельными центрами этого направления считаются подмосковное Абрамцево и Талашкино Смоленской губернии, чуть менее известен в этом качестве Сергиев Посад. Художественные центры в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом посаде были созданы лучшими живописцами и архитекторами того времени, которые воплощали в жизнь свои представления об идеальной мебели. Они изучали традиции русского искусства и, творчески переосмысляя их, превращали в элементы изысканного декора в стиле модерн.

Дубовая мебель из Абрамцево, по проектам Е.Поленовой, 1880-е

Над проектами мебели работали знаменитые художники – братья Васнецовы, Врубель, Билибин, Рерих и многие другие. Мастерские в Абрамцево возглавляла сестра известного художника Елена Поленова, а в Талашкино – талантливый художник и архитектор Сергей Малютин.

Мебель из Абрамцево. Стол (справа) создан в 1880-е, а табурет (слева) представляет собой более поздний, «продвинутый», вариант стиля модерн (1910 г). Этот предмет уже гораздо меньше напоминает традиционную русскую мебель (сравните со столом), национальные мотивы приобрели здесь более авторское прочтение

Мебель, сделанную в Абрамцево, отличала простота линий и изящество. Каждый предмет идеально продумывался на всех этапах создания, от столярной работы до украшения знаменитой абрамцевской резьбой. Тем не менее, здесь пытались делать и серийную мебель, однако это получалось с трудом, поскольку каждый шкафчик делался вручную и довольно долго.

Сергиев Посад, полка «Святое воинство» и шкафчик, проекты Н.Рериха, 1900-е

Талашкинская мебель относится к более позднему этапу модерна. Ей свойственны плавные линии, применение дополнительных (кроме дерева) материалов – металла или стекла, а также большего количества техник – резьба, выжигание, раскрашивание красками. Предметы мебели из Талашкино зачастую украшены сказочными мотивами – изображениями Жар-птицы, Бабы-Яги, летящей в ступе, и других сказочных персонажей.

Талашкино, шкафчик по проекту С.Малютина, зеркало по проекту А.Зиновьева, 1900 г.

Талашкино, полка с рыбами, шкатулка по проектам художника В.Бекетова, 1900-е

Как и сам модерн, мастерские в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом Посаде просуществовали недолго. Абрамцево и Сергиев Посад прекратили работу вскоре после революции, а мастерские в Талашкино работали всего 5 лет – с 1903 по 1905 год.

Отзвуки мебельных стилей – классицизма, ампира, модерна, созданных российскими мебельщиками, можно встретить и в современной мебели. Охотно находки дореволюционных мастеров использовала и советская промышленность. Мебель «жакоб» мне, например, поразительно напомнила мебельный гарнитур, который стоял в спальне моих родителей в 70-80-х годах. У вас не было таких дежа вю?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector