Необарокко - главное не быть, а казаться

Необарокко — главное не быть, а казаться

Необарокко ( Neo-Baroque)

Необарокко

Необарокко пришел на замену причудливому стилю барокко, соединив в себе ту же вычурность, но сделав ее менее дорогой. Это все то же украшательство, однако, уже не столь серьезное. Про этот стиль в архитектуре говорят как про фальшивый. Но, несомненно, новый барокко нельзя назвать скучным.

Необарокко в архитектуре

Стиль необарокко возник в 19 веке и обрел популярность в России, в частности, в Санкт-Петербурге. В архитектуре это направление долго не могло отвоевать место, поскольку зачастую необарокко сливался с деталями неоренессанса. В то время возникло большое количество неостилей.

Постепенно на домах начали появляться консоли, большие застекленные окна, железные проемы и косоуры лестниц. Необарокко в архитектуре начал активнее распространятся. Дома стали украшать колоннами с двойными каннелюрами, лучковыми фронтонами, фигурами богов и атлантов. Таким образом, стиль необарокко придавал зданиям изящество и, вскоре, полюбился современниками.

Дворец Белосельских-Белозерских, который был перестроен в Санкт-Петербурге, практически первым испробовал на себе новый стиль. Позднее в этом направлении построили Мариинский дворец, особняк Т.П. Дылева, доходный дом Н.П.Жеребцовой. По принципу необарокко строились частные дома, павильоны, дачи.

Подхватили течение необракко архитекторы А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, Л. Н. Бенуа, А. И. Кракау. Таким образом, стиль необарокко в архитектуре жил вплоть до 1910-х годов.

Необарокко в интерьере

Стиль необаркко в интерьере – это, главным образом, наигранное и более легкомысленное, чем в барокко, декорирование. Внутри отделка зданий, которые были построены по принципу необарокко, обычно удивляет своей пышностью: искусные канделябры, облицовка из мрамора, деревянные панели с резьбой, покрытой позолотой и так далее.

Главным принципом этого направления является повторение элементов декора. Что касается мебели, то она не отличается скромностью и простотой. Это могут быть большие люстры, излишне вычурные диваны с изогнутыми ножками и так далее.

Необарокко в архитектуре – это смесь стилей, поэтому материалы, которые применялись, не были натуральными.

Необарокко в современном интерьере

Этот стиль в интерьере позволяет свободно смешивать материалы, классическую мебель и современные предметы декора. Фантазии нет границ.

Материалы могут быть искусственными: металлические рамки, замаскированные под дерево, синтетическая обивка мебели. Не зря необарокко называют фальшивым и дешевым стилем. Необарокко в интерьере продолжает оставаться пышным и, немного театральным.

Данный стиль легко угадать по специфической цветовой гамме. Как правило, это монохромные интерьеры. Зачастую дизайнеры используют яркую отделку стен и белую мебель, или наоборот. Приветствуется черно-белая гамма. При этом идет полное отрицание нежных пастельных тонов.

Традиционное оформление стен и потолка выполняют с помощью синтетических материалов. Источники света прекрасно смотрятся с приглушенными лампами, свечи в барочных подсвечниках с неоновой подсветкой, а классические предметы, вроде зеркал, рамок и так далее, замечательно сочетаются с традиционной лепниной.

При создании интерьера в стиле необарокко зачастую применяют большое количество аксессуаров: зеркал с оправой из пластика, статуэтки из цветного стекла, позолоченная посуда и рамки с фотографиями.

Этот стиль часто используют современные декораторы в ресторанах, кафе, ночных клубах и модных бутиков. Может потому что, само по себе оформление в стиле необарокко предает ощущение праздника.

Необарокко: устарело или модный интерьерный тренд?

Появившийся в Италии на рубеже XVI- XVII веков стиль барокко представлял собой обилие роскоши, демонстрировал власть и богатство. Призванный украсить действительность путем сочетания различных видов искусств в одной интерьерной композиции с театральными эффектами, он пользовался популярностью в королевских дворцах и загородных дворянских резиденциях. С наступление двадцатого века и развитием прогресса модерн и конструктивизм оттеснили барокко с его чрезмерностью. Но мода возвращается, поэтому во второй половине двадцатого века барокко преобразился и стал новым веянием. К традиционной изысканности и богатому убранству примешали инновационные материалы, а основу заложили актуальные понятия о комфорте и эргономике. Именно так зародился стиль необарокко.

Театральные декорации

Характерной особенностью стиля стало совмещение традиционного декора барокко, классических способов оформления и новых материалов. С помощью доступных материалов происходит воссоздание атмосферы старинных дворцов. Особый акцент ставится на искусственную составляющую материалов: виниловые обои, пластиковые люстры и ламинат стали неотъемлемой частью стиля. Благодаря этому необарокко считается бюджетной версией богемской классики или театральными декорациями дворцовой эстетики.

Как сделать стиль лофт уютным

Сегодня поговорим о ключевых ошибках интерьера в стиле лофт, которые допускаются чаще всего

Привлекающий взгляд декор, роскошь убранства и разномастные варианты орнаментов занимают главенствующие позиции. Дорогое дерево сменяется пластиком, роскошный качественный текстиль уступает место синтетическим аналогам, а антикварная мебель доступным имитациям.

Основным условием является выдержанность окружающего пространства и предметов в одной цветовой гамме. Тогда помещение в стиле необарокко будет выглядеть безупречно.

Видоизменение стиля необарокко

В 90-х годах в России необарокко начали приравнивать к пошлости и вычурности за счет абсурдных нагромождений помпезных элементов в интерьере. В этот период он выделялся наличием огромных хрустальных люстр, золотых унитазов и винтовых лестниц, а также искусственных молдингов, из которых создавали контрастные композиции с золотыми вкраплениями. Обязательными элементами являлись барочная софа и обои с рисунком дамаск.

Для дамаска характерен орнамент растительности и геральдические символы, расположенные в симметричном порядке и создающие особый ритм.

Крупные золотые багеты, украшающие зеркала и картины эпохи Возрождения – все это было присуще необарокко. По мнению дизайнеров интерьеров, подобные квартиры выглядят нелепо за счёт избыточности и перегруза деталями. За последние двадцать лет этот стиль отошел на задний план. Жители России стали воспринимать его как слишком вычурный, с избытком аксессуаров.

Возрождение

Как необарокко в интерьере на сегодняшний день превратился в один из наиболее популярных стилей?

На интерьерных выставках Salone del Mobile в Милане и Maison & Objet в Париже, которые проводятся ежегодно и устанавливают каноны в мировой интерьерной моде, презентовали необарокко, как один из самых популярных и модных стилей 2018-2019 гг.

Отметим, что вычурность и помпезность знакомого нам необарокко остались в прошлом: стиль основательно видоизменился.
На сегодняшний день видение дизайнеров необарокко имеет другую направленность. Текстильные и виниловые обои с рисунком дамаск заменили на окрашивание стен в глубокие темные тона. Особой популярностью пользуются цвета увядшей розы, мокрого асфальта, грозового неба, штормового моря, винного, бутылочно-зеленого, темно-синего индиго. На смену золотым изыскам пришла техника омбре и градиента, что подразумевает под собой цветовой переход. Сочетания разных оттенков одного цвета стали применяться в деталях интерьера. По мнению дизайнеров, для доведения необарокко до совершенства, двери, межкомнатные перегородки, напольные и потолочные плинтуса, ниши, шкафы и стеллажи внутри них, а также декоративные камины должны быть выкрашены в цвет стен. Библиотечные шкафы в гостиной, подобранные в тон помещения являются модным дополнением ко всему образу.

Лепнина в интерьере

Лепнина как способ украшения интерьера используется уже много столетий. Особо популярной она была в Древней Греции и Риме. Вновь применять лепной декор стали в эпоху Возрождения. В наши дни это течение активно развивается, представляя широкий простор для фантазии дизайнеров.

Дух «старого» необарокко сохранился только в декоративной лепнине на стенах. Отличие в том, что раньше молдинг был преимущественно белый с золотыми элементами, а сейчас он окрашивается в основной тон помещения во время покраски стен. Дополнительный декор при этом будет излишним: зеркала в крупных рамах и картины перегрузят интерьер.

Читать еще:  Освежающие работы. Elisabeth Estivalet

Умеренный минимализм является основной задачей при создании стиля. Претенциозные габаритные хрустальные люстры уступили место латунным стилизациям в духе модерна и ар-нуво. Люстры должны выглядеть дорого, но разоряться при этом не обязательно. Можно приобрести стилизацию под старинный светильник за приемлемую цену. Бронзовые светильники заняли почетные места в стиле необарокко за счет своей сочетаемости с темными стенами. Что касается напольных покрытий, то теперь используются паркет «ёлочка» насыщенного чайного оттенка или ореха. Темные потолки являются популярным приёмом. Подобными методами удается уйти от избыточности первоначального необарокко.

Создание необарокко в интерьере: советы для
желающих исполнить мечту

При создании этого стиля нужно быть осторожным. Темные тона визуально уменьшают пространство и поглощают свет, поэтому квартира должна иметь открытые планировки, а также подходить по метражу. Помещения с потолками ниже трех метров не подходят для современного «тёмного» необарокко. Пространство будет зрительно минимизироваться за счет сумрачных тонов.

Но для тех, кому пространство позволяет «разгуляться», стоит действовать смелее: стиль необарокко смотрится выигрышно и респектабельно. Учитывая влияние темных тонов на пространство, нужно четко продумать варианты светового сценария. Он должен быть многоуровневым. Начальным этапом служит потолочное освещение, далее свет должен поступать точечно с нижнего уровня, а завершают картину декоративные источники света. Все три уровня освещения должны быть задействованы.

Зонирование в интерьере: как войти в зону комфорта

Как гласит интернет-мудрость: прежде чем выйти из зоны комфорта, надо сначала в неё войти.

Отметим, что сегодняшний необарокко несовместим со стандартными белыми пластиковыми стеклопакетами. Лучшим выходом из ситуации будет заказать деревянные, либо стилизованные рамы под цвет дерева. Обычные батареи тоже не впишутся в подобный интерьер. Отличным решением будет изначально продумать дизайн радиаторов. Вариантов великое множество. Например, можно заказать радиатор, стилизованный под лепнину.

Для мягкой мебели и текстиля модно использовать атлас, парчу и бархат глубоких расцветок. Выигрышно на фоне темных стен будут смотреться насыщенно-бордовые или глубокие бутылочные оттенки кресел и диванов. Подобный яркий акцент добавит пространству элегантности. Для создания целостного стиля необарокко в интерьере вам не потребуется долго выискивать все комплектующие – достаточно заглянуть в салоны торгового комплекса «Ланской».

Игра в необарокко

Необарокко представляет собой современное видение стиля барокко. Стиль, возникший в конце прошлого века, вернул в интерьер декоративность и изящество. Театральный, слегка наигранный необарокко был вызовом устоявшимся традициям функциональности и простоты дизайна, интерьеры, оформленные в этом стиле, буквально взрываются от роскоши декора. Необарокко был отходом от прямолинейности и минимализма к ярким, насыщенным тонам, цветовым контрастам, вычурному классическому декору барокко, но из неклассических материалов. Здесь, как и в классическом барокко, на первый план выходят детали — изогнутые линии, завитки, множество узоров и декоративных элементов.

В стиле необарокко сошлись авангард и классика, одно из самых интригующих, волнующих сочетаний быстро завоевало сердца утонченных модников и ценящих стиль людей.

Создайте интерьер своей мечты с дизайнерами нашей студии

Каждый наш проект отражает потребности, вкус и образ жизни нашего клиента

Основное направление необарокко — работа с материалами и цветом. Главное отличие необарокко от классического барокко — в используемых материалах. Дизайн построен на контрастах — классические формы, выполненные из ультрасовременных материалов. Бра из пластика и цветного стекла воссоздают классические формы люстр эпохи барокко или представляют собой их утрированный, игривый вариант, классические кресла в стиле барокко обиты современными синтетическими тканями яркой расцветки. Модные цвета — белый, лиловый и бежевый, глянцевые поверхности и зеркала. Разнообразная керамическая плитка. В таком интерьере уместно сочетание лаконичных однотонных поверхностей и барочных орнаментов. Особое внимание в помещениях с невысокими потолками уделяется освещению. Игра и разнообразие фактур и текстур отделочных материалов, яркая декоративность, чередование матовых и глянцевых поверхностей, их нарочитое техническое «несовершенство» придают стенам особенную прелесть, визуально обогащают интерьер и делают его запоминающимся. При этом важно соблюсти меру. Многоликий и впитавший в себя самые яркие черты многих направлений, стиль не исключает присутствие вкуса и взыскательной избирательности.

Необарокко — это зрелищность, своеобразный китч, роскошь, смешанная с авангардизмом современности. В интерьерах необарокко возникает ощущение легкой эйфории, волшебной сказки. От барокко новый стиль взял кривые линии, завитки, пышные формы, эффекты освещения, сложные изогнутые очертания элементов интерьера и яркие краски. Насыщенный синий, малиновый, алый, изумрудный в сочетании с темным деревом и позолотой создают эффект праздника.

Благодаря использованию современных материалов, детали подчеркнуто авангардны — цветное стекло, пластик, плитка, синтетические ткани сочетаются с деревом и камнем. Из пластика выполняются старинные узоры на потолке, молдинги на стенах, зеркальные рамы под старину. Яркий свет соседствует с приглушенными бра, неоновое освещение со свечами, привычные функциональные вещи — с зеркалом в тяжелой позолоченной раме с розами и завитушками, лепнина нередко заменяется пластиковыми деталями. Мебель из ценных пород дерева (тика и дуба) с узорами, выполненными резьбой по дереву вручную. Похожие на антиквариат зеркала, обрамлёны ветвящимися старинными узорами, придающие интерьеру шарм средневекового замка. Особенно интересен этот стиль для коллекционеров, в такой интерьер впишется любая коллекция (посуды, вин, бабочек).

Роскошный необарокко часто используют при оформлении ресторанов, кафе и бутиков. Театральность и постановочность интерьеров создает сцену, на которой выступают изысканная еда, шикарная одежда, красивые люди. Дома, выполненные в этом стиле, сами оказываются как бы на сцене среди современных конструкций из стекла и бетона. Проекты частных интерьеров также выполняются в стиле необарокко — как отдельные помещения (спальни, гостиные, кухни и ванные комнаты), так и целые дома. Яркая, броская роскошь в сочетании с самыми необычными материалами дает поразительные эффекты и делает интерьер не только функциональным и изысканным, но и по-настоящему уникальным, превращая обычные помещения, в стильное и яркое пространство. При этом стиль позволяет сочетать совсем, казалось бы, контрастные детали. Более «мягко» оформляются спальни. Здесь доминантой выступает текстиль. Аксессуары и предметы интерьера используются умеренно, они, скорее, функциональны, нежели декоративны.

При оформлении ванной комнаты в интерьере преобладает нежная цветовая гамма, спокойное сочетание разнообразных материалов, но при активном внедрении золоченых элементов мозаики, плитки крупного формата с изящным узорчатым рисунком, крупного верхнего бордюра, венецианской штукатурки, изысканных смесителей и аксессуаров, которые дозированы в нужной пропорции, чтобы не перегружать интерьер. Полки и витражи из тонированного стекла с витиеватым кованым орнаментом, элегантная раковина и овальная ванная встроены в мраморный камень столешницы. Яркий свет сочетается с приглушенными бра подсветки ниш, привычные функциональные вещи — с зеркалом в тяжелой позолоченной раме.

Легкий и элегантный необарокко, вернувшийся из прошлого в новом обрамлении, слегка наигранный и призрачный, постановочный и театральный, находится вне временного контекста. Несмотря на дух золотого века, он ещё долго будет на вершине лучших творений дизайна интерьеров, экстерьеров и архитектурных проектов. Секрет его успеха — в подборе предметов декора и мебели. Необарокко — стиль жизнелюбцев, умеющих чувствовать вкус каждого мгновения. В таком доме не будет скучно — но не забывайте, что стилю жизни, который будет диктовать вам интерьер, предстоит соответствовать.

Читать еще:  Обряд любви и освобождения. Anna Madia

Необарокко: устарело или модный интерьерный тренд?

Появившийся в Италии на рубеже XVI- XVII веков стиль барокко представлял собой обилие роскоши, демонстрировал власть и богатство. Призванный украсить действительность путем сочетания различных видов искусств в одной интерьерной композиции с театральными эффектами, он пользовался популярностью в королевских дворцах и загородных дворянских резиденциях. С наступление двадцатого века и развитием прогресса модерн и конструктивизм оттеснили барокко с его чрезмерностью. Но мода возвращается, поэтому во второй половине двадцатого века барокко преобразился и стал новым веянием. К традиционной изысканности и богатому убранству примешали инновационные материалы, а основу заложили актуальные понятия о комфорте и эргономике. Именно так зародился стиль необарокко.

Театральные декорации

Характерной особенностью стиля стало совмещение традиционного декора барокко, классических способов оформления и новых материалов. С помощью доступных материалов происходит воссоздание атмосферы старинных дворцов. Особый акцент ставится на искусственную составляющую материалов: виниловые обои, пластиковые люстры и ламинат стали неотъемлемой частью стиля. Благодаря этому необарокко считается бюджетной версией богемской классики или театральными декорациями дворцовой эстетики.

Теренс Конран: дизайнер, который заново изобрел удобство

«Хороший дизайн – это 98% здравого смысла и 2% эстетики»

Привлекающий взгляд декор, роскошь убранства и разномастные варианты орнаментов занимают главенствующие позиции. Дорогое дерево сменяется пластиком, роскошный качественный текстиль уступает место синтетическим аналогам, а антикварная мебель доступным имитациям.

Основным условием является выдержанность окружающего пространства и предметов в одной цветовой гамме. Тогда помещение в стиле необарокко будет выглядеть безупречно.

Видоизменение стиля необарокко

В 90-х годах в России необарокко начали приравнивать к пошлости и вычурности за счет абсурдных нагромождений помпезных элементов в интерьере. В этот период он выделялся наличием огромных хрустальных люстр, золотых унитазов и винтовых лестниц, а также искусственных молдингов, из которых создавали контрастные композиции с золотыми вкраплениями. Обязательными элементами являлись барочная софа и обои с рисунком дамаск.

Для дамаска характерен орнамент растительности и геральдические символы, расположенные в симметричном порядке и создающие особый ритм.

Крупные золотые багеты, украшающие зеркала и картины эпохи Возрождения – все это было присуще необарокко. По мнению дизайнеров интерьеров, подобные квартиры выглядят нелепо за счёт избыточности и перегруза деталями. За последние двадцать лет этот стиль отошел на задний план. Жители России стали воспринимать его как слишком вычурный, с избытком аксессуаров.

Возрождение

Как необарокко в интерьере на сегодняшний день превратился в один из наиболее популярных стилей?

На интерьерных выставках Salone del Mobile в Милане и Maison & Objet в Париже, которые проводятся ежегодно и устанавливают каноны в мировой интерьерной моде, презентовали необарокко, как один из самых популярных и модных стилей 2018-2019 гг.

Отметим, что вычурность и помпезность знакомого нам необарокко остались в прошлом: стиль основательно видоизменился.
На сегодняшний день видение дизайнеров необарокко имеет другую направленность. Текстильные и виниловые обои с рисунком дамаск заменили на окрашивание стен в глубокие темные тона. Особой популярностью пользуются цвета увядшей розы, мокрого асфальта, грозового неба, штормового моря, винного, бутылочно-зеленого, темно-синего индиго. На смену золотым изыскам пришла техника омбре и градиента, что подразумевает под собой цветовой переход. Сочетания разных оттенков одного цвета стали применяться в деталях интерьера. По мнению дизайнеров, для доведения необарокко до совершенства, двери, межкомнатные перегородки, напольные и потолочные плинтуса, ниши, шкафы и стеллажи внутри них, а также декоративные камины должны быть выкрашены в цвет стен. Библиотечные шкафы в гостиной, подобранные в тон помещения являются модным дополнением ко всему образу.

Способы зонирования квартиры

Маленьким комнатам предпочитают открытое пространство с функциональными зонами. Дизайнеры интерьера выделяют несколько популярных способов зонирования пространства.

Дух «старого» необарокко сохранился только в декоративной лепнине на стенах. Отличие в том, что раньше молдинг был преимущественно белый с золотыми элементами, а сейчас он окрашивается в основной тон помещения во время покраски стен. Дополнительный декор при этом будет излишним: зеркала в крупных рамах и картины перегрузят интерьер.

Умеренный минимализм является основной задачей при создании стиля. Претенциозные габаритные хрустальные люстры уступили место латунным стилизациям в духе модерна и ар-нуво. Люстры должны выглядеть дорого, но разоряться при этом не обязательно. Можно приобрести стилизацию под старинный светильник за приемлемую цену. Бронзовые светильники заняли почетные места в стиле необарокко за счет своей сочетаемости с темными стенами. Что касается напольных покрытий, то теперь используются паркет «ёлочка» насыщенного чайного оттенка или ореха. Темные потолки являются популярным приёмом. Подобными методами удается уйти от избыточности первоначального необарокко.

Создание необарокко в интерьере: советы для
желающих исполнить мечту

При создании этого стиля нужно быть осторожным. Темные тона визуально уменьшают пространство и поглощают свет, поэтому квартира должна иметь открытые планировки, а также подходить по метражу. Помещения с потолками ниже трех метров не подходят для современного «тёмного» необарокко. Пространство будет зрительно минимизироваться за счет сумрачных тонов.

Но для тех, кому пространство позволяет «разгуляться», стоит действовать смелее: стиль необарокко смотрится выигрышно и респектабельно. Учитывая влияние темных тонов на пространство, нужно четко продумать варианты светового сценария. Он должен быть многоуровневым. Начальным этапом служит потолочное освещение, далее свет должен поступать точечно с нижнего уровня, а завершают картину декоративные источники света. Все три уровня освещения должны быть задействованы.

Прованс в интерьере: никогда не выйдет из моды или уже вышел?

Стиль прованс в интерьере — один из самых любимых и востребованных в наших широтах. Расскажем, какую судьбу ему уготовили дизайнеры в новом десятилетие, когда чистые интерьерные стили выходят из моды, уступая дорогу индивидуализации.

Отметим, что сегодняшний необарокко несовместим со стандартными белыми пластиковыми стеклопакетами. Лучшим выходом из ситуации будет заказать деревянные, либо стилизованные рамы под цвет дерева. Обычные батареи тоже не впишутся в подобный интерьер. Отличным решением будет изначально продумать дизайн радиаторов. Вариантов великое множество. Например, можно заказать радиатор, стилизованный под лепнину.

Для мягкой мебели и текстиля модно использовать атлас, парчу и бархат глубоких расцветок. Выигрышно на фоне темных стен будут смотреться насыщенно-бордовые или глубокие бутылочные оттенки кресел и диванов. Подобный яркий акцент добавит пространству элегантности. Для создания целостного стиля необарокко в интерьере вам не потребуется долго выискивать все комплектующие – достаточно заглянуть в салоны торгового комплекса «Ланской».

Необарокко — главное не быть, а казаться

Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000-х годов

Первоначально я хотел просто подготовить новое — как принято говорить, расширенное и дополненное — издание своей книги 1997 года «Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики». Принявшись за дело, я довольно скоро убедился в том, что за прошедшее время не только интересующая меня литература приобрела новые очертания, но и изучение русского постмодернизма заняло солидное место в академической науке — как российской, так и мировой. Возможно, — под влиянием этих факторов — как, впрочем, и в силу возрастных, исторических и географических причин — мои собственные представления об этом культурном феномене претерпели довольно серьезные изменения. Настолько серьезные, что потребовалось написать новую книгу[1].

Читать еще:  Нигерийский художник. Arinze Stanley

Мне очень хочется верить, что эту книгу можно читать не только из академического интереса. По крайней мере, я старался писать ее так, чтобы не только последовательное движение от главы к главе, но и изолированное чтение наугад взятых глав — в основном посвященных подробному анализу отдельных текстов — имели бы если не равное, то во всяком случае сопоставимое значение. Представленная мной последовательность глав и текстов, которыми я в этих главах занимаюсь, не образует причинно-следственной связи. Каждый из выбранных для анализа текстов может быть понят как, говоря словами Мандельштама, пучок смыслов, из которого в разные стороны растут разнообразные тенденции, и далеко не одна, а многие одновременно получают продолжение и заново преломляются в культуре. Меня интересуют «взрывы», порождающие эти пучки, а не развитие той или иной смысловой нити.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что выбранный мной метод «правильнее», чем последовательный исторический анализ одного из сюжетов. Скорее наоборот. Но разбросанность и интерес к пучкам, а не к нитям, по-видимому, отражают достаточно распространенное представление, разделяемое и мной, о том, что литературный процесс — по крайней мере в русской литературе XX–XXI веков — не идет линейно, от «этапа» к «этапу», что в нем сосуществуют многие пути и возможности одновременно, что, строго говоря, ничто не уходит в прошлое: и в сегодняшней культуре совсем не мирно сосуществуют «литературы», вырастающие из Серебряного века, из советского авангарда, из соцреализма, из разрешенного социального реализма, из андеграундного «высокого модернизма», из андеграундного авангарда, из того, что в предыдущую культурную эпоху никто бы не стал считать литературой (например, так называемое «наивное письмо») и т. д., и т. п.

«Полицентрическая» структура книги также отражает предположение (тоже не только мое) о том, что современная теория литературы с трудом поддается абстрактному, формульному изложению. Разумеется, времена нормативных эстетик давно миновали. Но постмодернизм (а с постмодерной точки зрения и модернизм) ставит исследователя в особенно скользкую ситуацию, заставляя описывать в логических понятиях то, что выходит за их пределы, формируя какую-то иную, уж точно не рациональную логику. Отсюда приходится либо артистически резонировать на «предмет описания» (как это делает, например, Александр Генис или делал Александр Гольдштейн), либо искать какую-то другую, алогичную и иррациональную, логику. Иначе говоря — паралогию.

Понятие «паралогии» было введено Жаном-Франсуа Лиотаром для характеристики нового типа легитимации, формирующегося в современной культуре — в постмодерной ситуации кризиса глобальных метанарративов:

Занимаясь неопределенностями, ограничениями точности контроля, конфликтами с неполной информацией, «фракталами», катастрофами, прагматическими парадоксами, постмодернистская наука строит теорию собственной эволюции как прерывного, катастрофического, несглаживаемого парадоксального развития. Она меняет смысл слова «знание» и демонстрирует, каким образом это изменение может происходить. Она производит не известное, а неизвестное. И она внедряет модель легитимации, не имеющую ничего общего с моделью наибольшей результативности, но представляющую собой модель различия, понимаемого как паралогия[2].

Поясняя эту категорию, Лиотар подчеркивает, что «паралогия» воплощает «силу, которая дестабилизирует объяснительные возможности и проявляется в предписании мыслительных норм или, если угодно, в предложении новых правил научной языковой игры»[3]. По мнению ученого, именно паралогия противостоит традиционным формам легитимации знания как наиболее эффективная и наименее репрессивная: паралогия не скрывает противоречий и парадоксов высказывания, а, напротив, выдвигает их на первый план как каналы коммуникации с другими, конкурирующими или параллельными высказываниями, тем самым включаясь в процесс языковых игр, порождающий новое знание. Мне это понятие кажется важным и для понимания трансформаций русского модернизма и постмодернизма, и для способа описания этих трансформаций. Отсюда и название книги.

Книга эта, как я сейчас вижу, не относится ни к теории, ни к истории литературы. С точки зрения теории она слишком много внимания уделяет отдельным текстам. С точки зрения истории она слишком пунктирна: между анализируемыми произведениями остаются большие пробелы. Естественно, выбранные мной феномены соотносятся с развиваемой в книге теоретической логикой (паралогией). Но они вряд ли иллюстрируют теорию — скорее всего, они заставляют меня ее все время переписывать. Соответственно то, что можно обозначить словом «теоретизирование», в моем случае не является жестким каркасом, пронизывающим текст книги насквозь. Скорее, теоретические гипотезы возникают как выводы из анализа конкретных текстов и больше похожи на бинтики с привязанными к ним гайками, которые герой фильма Андрея Тарковского «Сталкер» бросал впереди себя по мере продвижения по Зоне (тоже весьма нелинейного, если кто помнит). Может быть, поэтому в книге три вводных теоретических главы, у каждого из разделов — своя.

Именно тексты, выбранные для разбора, — а не теоретические концепции — образуют что-то вроде сюжета книги. Сюжет этот, в общем, чрезвычайно прост. Говоря словами Ж.-Ф. Лиотара, постмодерн, «конечно же, входит в модерн»[4]. Однако эта самоочевидная для философа формула вызывает множество вопросов: чем модернизм отличается от модерна, а постмодернизм от постмодерна? Означает ли сказанное, что «постмодернизм, конечно же, входит в модернизм»? И вообще насколько это универсально и чем доказывается?

Я не претендую на то, чтобы ответить в целом на столь глобальный вопрос: в «Паралогиях» речь идет о том, что русский постмодернизм не только не противостоит русскому модернизму 1910–1930-х годов, но и — в отличие от западноевропейского или североамериканского постмодернизма — представляет одну из важных фаз в историческом развитии модернизма. Развитии, не законченном и поныне.

Как, по-видимому, не завершена и модерность (modernity), которая с окончанием «холодной войны» не воссияла над миром (как на то надеялся Фрэнсис Фукуяма — и далеко не он один), но, напротив, обнаружила непредвиденные противоречия и даже способность трансформироваться в «новое средневековье» с религиозными войнами и общим возрастанием роли религиозного фактора в культуре. Впрочем, относительно конца модерности звучали и иные голоса. В частности, голос Юргена Хабермаса, назвавшего модерность незавершенным проектом[5]. Но для Хабермаса мысль о незавершенности «проекта» модерности служила основанием для резкой критики постмодернизма и его философии (аналогичную позицию занимают а современной России Б. Дубин и Л. Гудков — см. подробнее в гл. 12). А русская культура, на мой взгляд, демонстрирует ограниченность, если не фиктивность, дихотомии модерн/постмодерн, позволяя, повторю это еще раз, рассматривать постмодернизм как важный (хотя, понятно, далеко не единственный) путь развития модерной культуры и модернистского сознания.

В настоящее издание вошли некоторые фрагменты из «Русского постмодернизма» (см. главы о Набокове и Вен. Ерофееве), но ни один из них не остался таким же, как был, — по ходу работы оказалось, что новая структура и новые задачи влияют и на детали конкретного анализа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector