Нидерландский художник. Maudy Alferink

Нидерландский художник. Maudy Alferink

Как голландский художник умело ловил на кончик кисти улыбки своих моделей : Франс Хальс

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Франс Хальс (1583-1666) — живописец-портретист Золотого века фламандской живописи. Став основоположником живого стиля в голландском художественном искусстве, мастер прославился своей вольной манерой письма в портретном жанре, а также эволюционным подходом к групповому портрету.

Новаторство фламандского художника в жанре портрета

Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.

Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.

Герои полотен голландского живописца

В портретах Хальса можно увидеть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из простого народа, в том числе и детей. Такой демократизм его искусства был обусловлен традициями эпохи, в которой свершилась нидерландская революция.

Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.

Стоит отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать почти всегда в своей мастерской. Причем всегда усаживал свою модель так, чтобы та была освещена слева. В первую очередь, мастер концентрировался на лице и характере модели, а уж потом думал об игре света и тени на ее одежде. Еще меньше он уделял внимание реквизиту и аксессуарам, сводя его до минимума. Так, к примеру, для того чтобы подчеркнуть высокое положение заказчицы, ему хватало перчаток или веера.

Знаменитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Вероятно, любой другой голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, к примеру, «цыганке» кавалера или даже двух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые объясняли бы, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен себе, он, как всегда, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.

О художнике

Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье в городе Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника обучал Карел ван Мандер. Но особого влияния на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал собственный авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.

Свой первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к нему гораздо позже — после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанной в 1616 году. Раннему творчеству художника были свойственны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера отличалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм при помощи тяжёлых плотных мазков.

Что же касается личной жизни живописца, то следует отметить, что первый брак художника закончился трагически: во время вторых родов умерла его жена и новорожденный сын. От этого брака у художника остался первенец. Во втором браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил почти полвека. Супруга родила живописцу одиннадцать детей. К слову пятеро его сыновей стали впоследствии довольно хорошими художниками-портретистами.

В 1620-1630 годах Хальс создает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задорных представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак».

Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов супружеских пар, в виде диптихов: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

И что любопытно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс всегда обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.

Читать еще:  Португальский художник. Joao Teixeira

Однако с годами, став тяжелым на подъем, не желая покидать родной Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам или еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

Поздние произведения Хальса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов и оттенков: «Мужчина в чёрной одежде (1650—1652), «Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в некоторых из них проявилось чувство глубокого депрессионного пессимизма: «Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых» : обе написанные в 1664 году.

С течением временем смех хальсовских героев стал терять былую радость, как и постепенно терял её и сам художник. В старости Франс Хальс перестал получать и вовсе какие либо заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне в 1666 году.

Послесловие

В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он почти никогда не подписывал свои работы — полагая, вероятно, что его неповторимая манера живописного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с успехом заменяя автограф.

Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И сейчас наиболее крупным собранием работ голландского живописца обладает музей имени Франса Хальса в его родном городе Харлеме. Также немало его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.

Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты, не всем богатым заказчикам нравился подобный, «слишком реалистический» подход мастера. Но те, кто все же решился позировать художнику, теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.

К слову, это о его живописи великий Ван Гог однажды сказал, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного». Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах.

В продолжение темы о живых портретах, предлагаем посетить галерею работ Кристиана Сейболда— австрийского портретиста, биография которого затерялась в глубине веков.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Собрание картин Музея Франса Халса в Харлеме (Нидерланды). Часть 4

Pot, Hendrick Gerritsz — Офицеры Городской Гвардии Св. Адриана, 1630, 214 cm x 276 cm, Холст, масло

Pietersz, Pieter — Трое отроков в огненной печи, 1575, 222,8 cm x 182,2 cm, Дерево, масло

Poort, Allert Jacob van der — Портрет Geertruid Coulon, 1798, Дерево, масло

Poort, Allert Jacob van der — Портрет Hermannus Manger, 1798, Дерево, масло

Poorter, Bastiaan de — Портрет Bernardus Franciscus Suurman, 1848, Дерево, масло

Post, Frans Jansz — Бразильский пейзаж, 1656, Дерево, масло

Post, Pieter Jansz — Прощание Авраама с Лотом и его женой, 1630-33, Холст, масло

Pot, Hendrick Gerritsz — Аллегория бренности, ок. 1633, 58 cm x 73 cm, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz — Портрет Bernardus Paludanus, 1629, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz — Портрет Christiaen Henrici Ouwens, 1632, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz — Почтовый парусник Флоры, ок. 1637, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz — Сцена в борделе, ок. 1620, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz — Три Марии у могилы после воскресения, 1637, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz — Туалетная Эстер, 1640-60

Prins, Johannes Hubertus — Вид неизвестного города, 1785, Дерево, масло

Pronck, Hendrick — Корабль ‘Бык’, 1675-1700, Солома, акварель

Quinkhard, Jan Maurits — Портрет Adriana Aletta Storm van `s Gravensande, 1744, Холст, масло

Quinkhard, Jan Maurits — Портрет Jacob van Hoorn, 1734, 19 cm x 15,5 cm, Холст, масло

Quinkhard, Jan Maurits — Портрет Johan van Haeften, 1744, Холст, масло

Quinkhard, Jan Maurits — Похищение Европы, 1723, 265 cm x 178,5 cm, Холст, масло

Quinkhard, Jan Maurits — Юпитер и Юнона, 1723, 265 cm x 178,5 cm, Холст, масло

Raguineau, Abraham — Портрет неизвестного мужчины у клавесина, 1670, 115,5 cm x 100 cm, Холст, масло

Raguineau, Abraham — Портрет неизвестной женщины, 1670, 115 cm x 100,5 cm, Холст, масло

Raguineau, Abraham — Портрет принца Вильгельма III в детстве, 1660-99, 72 cm x 52 cm, Холст, масло

Reekers, Johannes — Портрет кларнетиста (вероятно, Philippe Christiani), 1813, 37 cm x 27 cm, Холст, масло

Reysen, Josef van — Автопортрет, ок. 1810, 56,5 cm x 48 cm, Дерево, масло

Читать еще:  Приглашаем художников к участию в конкурсе

Rijck, Pieter Cornelisz van — Кухня, 1621, 103,2 cm x 137,5 cm, Холст, масло

Roestraten, Pieter Gerritsz — Ванитас натюрморт, ок. 1650-98, 54 cm x 68,5 cm, Холст, масло

Roestraten, Pieter Gerritsz — Признание в любви (Буйный повар), ок. 1665-70, 73,5 cm x 63 cm, Холст, масло

Rombouts, Gillis Salomonsz — Ткацкая мастерская, 1656, 32 cm x 38,5 cm, Дерево, масло

Rombouts, Gillis Salomonsz — Ярмарка, ок. 1655, 39,5 cm x 55 cm, Дерево, масло

Rombouts, Salomon Gillisz — Овощной рынок, 1665-75, 41 cm x 66 cm, Дерево, масло

Roosendael, Nicolaes — Добрый самаритянин, 1665, 162,5 cm x 144 cm, Холст, масло

Ruisdael, Jacob Isaaksz van — Дюнный пейзаж с избушкой, ок. 1646, 52 cm x 67,5 cm, Дерево, масло

Ruisdael, Jacob Isaaksz van — Дюнный пейзаж с охотой на кроликов, ок. 1650, 33,5 cm x 38 cm, Дерево, масло

Ruysdael, Jacob Salomonsz van — Лесной Пейзаж с пастухами и крупным рогатым скотом в луже, 1655, 90 cm x 115 cm, Дерево, масло

Ruysdael, Salomon Jacobsz van — Вид на реку с паромом и бастионом, 1664, 49,4 cm x 68,4 cm, Дерево, масло

Ruysdael, Salomon Jacobsz van — Вид на реку с паромом и фермой, 1653, 52 cm x 80 cm, Дерево, масло

Ruysdael, Salomon Jacobsz van — Вид на реку с рыбацкими лодками в деревне, 1664, 49,4 cm x 68,2 cm, Дерево, масло

Ruysdael, Salomon Jacobsz van — Натюрморт с мертвыми птицами, 1659, 43 cm x 36 cm, Дерево, масло

Rzn, Johannes Jelgershuis — Женщина шьёт, ок. 1810, Дерево, масло

Saenredam, Pieter Jansz — Идеализированный Интерьер церкви Святого Петра в Утрехте, 1654, 50,5 cm x 73 cm, Дерево, масло

Saenredam, Pieter Jansz — Интерьер Новой Церкви Святой Анны в Харлеме, вид с запада на восток, 1652, 65,5 cm x 93 cm, Дерево, масло

Saftleven, Cornelis — Пародия на осуждение Johan van Oldenbarnevelt, 1650-63, Дерево, масло

Salm, Abraham — Корабли, 1670-1720, 79,3 cm x 116 cm, Дерево

Santvoort, Dirck Pietersz van — Портрет неизвестной женщины, 1625-50, Дерево, масло

Santvoort, Pieter van — Зимний пейзаж, 1630-35, Дерево, масло

Sassoferrato — Мадонна, 1600-99, Холст, масло

Как голландский художник умело ловил на кончик кисти улыбки своих моделей : Франс Хальс

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Франс Хальс (1583-1666) — живописец-портретист Золотого века фламандской живописи. Став основоположником живого стиля в голландском художественном искусстве, мастер прославился своей вольной манерой письма в портретном жанре, а также эволюционным подходом к групповому портрету.

Новаторство фламандского художника в жанре портрета

Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.

Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.

Герои полотен голландского живописца

В портретах Хальса можно увидеть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из простого народа, в том числе и детей. Такой демократизм его искусства был обусловлен традициями эпохи, в которой свершилась нидерландская революция.

Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.

Стоит отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать почти всегда в своей мастерской. Причем всегда усаживал свою модель так, чтобы та была освещена слева. В первую очередь, мастер концентрировался на лице и характере модели, а уж потом думал об игре света и тени на ее одежде. Еще меньше он уделял внимание реквизиту и аксессуарам, сводя его до минимума. Так, к примеру, для того чтобы подчеркнуть высокое положение заказчицы, ему хватало перчаток или веера.

Знаменитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Вероятно, любой другой голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, к примеру, «цыганке» кавалера или даже двух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые объясняли бы, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен себе, он, как всегда, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.

Читать еще:  Неформальный реализм. Judith Sturm

О художнике

Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье в городе Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника обучал Карел ван Мандер. Но особого влияния на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал собственный авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.

Свой первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к нему гораздо позже — после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанной в 1616 году. Раннему творчеству художника были свойственны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера отличалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм при помощи тяжёлых плотных мазков.

Что же касается личной жизни живописца, то следует отметить, что первый брак художника закончился трагически: во время вторых родов умерла его жена и новорожденный сын. От этого брака у художника остался первенец. Во втором браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил почти полвека. Супруга родила живописцу одиннадцать детей. К слову пятеро его сыновей стали впоследствии довольно хорошими художниками-портретистами.

В 1620-1630 годах Хальс создает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задорных представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак».

Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов супружеских пар, в виде диптихов: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

И что любопытно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс всегда обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.

Однако с годами, став тяжелым на подъем, не желая покидать родной Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам или еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

Поздние произведения Хальса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов и оттенков: «Мужчина в чёрной одежде (1650—1652), «Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в некоторых из них проявилось чувство глубокого депрессионного пессимизма: «Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых» : обе написанные в 1664 году.

С течением временем смех хальсовских героев стал терять былую радость, как и постепенно терял её и сам художник. В старости Франс Хальс перестал получать и вовсе какие либо заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне в 1666 году.

Послесловие

В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он почти никогда не подписывал свои работы — полагая, вероятно, что его неповторимая манера живописного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с успехом заменяя автограф.

Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И сейчас наиболее крупным собранием работ голландского живописца обладает музей имени Франса Хальса в его родном городе Харлеме. Также немало его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.

Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты, не всем богатым заказчикам нравился подобный, «слишком реалистический» подход мастера. Но те, кто все же решился позировать художнику, теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.

К слову, это о его живописи великий Ван Гог однажды сказал, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного». Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах.

В продолжение темы о живых портретах, предлагаем посетить галерею работ Кристиана Сейболда— австрийского портретиста, биография которого затерялась в глубине веков.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector