Нидерландский художник. Simeon Nijenhuis

Нидерландский художник. Simeon Nijenhuis

Что погубило еврея-прерафаэлита Симеона Соломона: Прекрасный лик смерти и любовь по-древнегречески

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Симеон Соломон родился в 1840 году в лондонском районе Ист-Энд, в ортодоксальной еврейской семье. Отец Симеона Соломона, Мейер Соломон, был человеком необычным – ему удавалось сочетать и жесткую приверженность иудаизму (чем заслужил глубокое уважение еврейской общины), прочные позиции в лондонском обществе, членство в масонской ложе и… брак с одаренной художницей Катрин Леви.

Воспитывая своих восьмерых детей внутри традиции, Мейер и Катрин, сами люди глубоко творческие, не препятствовали их свободной самореализации. Несмотря на строгие нравы и ограничения религии, брат и сестра Симеона уже добились определенных успехов в живописи и стали его первыми учителями.

В пятнадцать он сумел поступить в Школу искусств при Королевской Академии, а в восемнадцать уже произвел фурор, дебютировав на одной из ее выставок. Юношей он еще не рисковал бунтовать против своей среды и культуры, создавая рисунки и полотна на сюжеты из Торы и еврейский быт. Однако его брат и сестра в то время уже водили тесное знакомство с прерафаэлитами – основателем братства Данте Габриэлем Россетти, Берн-Джонсом и Хантом. Последний стремился возродить истинную духовность через искусство, и поначалу это привлекло юного Симеона.

В отличие от новых друзей, чьи новаторские работы подвергались осуждению критиков-моралистов, Симеон Соломон без труда завоевал любовь викторианской публики своими академическими работами. Несмотря на происхождение, его ждала жизнь художника, создающего классические работы и иллюстрации на мифологически-религиозные сюжеты, которые так любила Академия, но…

Но в 1836 году он встретил Чарльза Суинбёрна.
Точно неизвестно, были ли они любовниками, хотя это достаточно популярная версия. Однако именно Суинбёрн значительно повлиял на взгляды, творчество и жизненный путь Симеона Соломона, открыв ему культуру классической античности с ее абсолютной красотой и особыми формами отношений между мужчинами.

Следуя своим новым идеалам, Симеон Соломон неожиданно для самого себя стал ключевой фигурой британского эстетизма – движения, к которому принадлежали Оскар Уайльд и Обри Бердслей.

На первый взгляд удивительно, что в те же годы, после троекратного посещения Италии, Соломон принял католицизм. На самом же деле его обращение в христианство преследует всю ту же цель обретения идеальной эстетики – католическая литургия, храмы и религиозное искусство пронизаны красотой, «эстетической стороной веры».

Создав свою собственную систему убеждений, Симеон Соломон обрел и собственный путь в живописи.

Современные искусствоведы отмечают в его работах очень сильное влияние Берн-Джонса, но сам Берн-Джонс восхищался чувственными потусторонними образами, созданными коллегой по цеху.

Живописный прием, когда персонажи словно растворяются в тумане, он «подсмотрел» у Леонардо да Винчи – также, как их темную, потустороннюю привлекательность и андрогинность.

Соломон любил изображать крылатых юношей – богов сна и смерти, Эрота, ангелов. Завораживают (и навевают вовсе не религиозные мысли!) его полотна с образами молодых священников.

Часто он разворачивает своих героев в профиль, придавая особое изящество.

Он отдал дань памяти и выдающимся женщинам Античности, создав утонченную работу, посвященную поэтессе Сафо.

Изображая персонажей античной мифологии и поэзии, Соломон придает им столь мощную эротическую окраску, что отныне его искусство обретает скандальную славу.

Соломон пробовал себя и в поэзии, пытаясь описать идеальную любовь – здесь высокая духовность католичества, чистота античности и мистика иудаизма сплетаются в одно. Так стоит трактовать и его картины – отчетливо чувственные, они рассказывают истории об иных мирах, измерениях и формах постижения любви.

В недрах иудейской традиции можно обнаружить и любование юношеской красотой (внешность Иосифа неоднократно играла с ним злую шутку, а Давид скрашивал будни царя Саула не только искусной игрой на кинноре, но и своим очарованием), и слишком тесную мужскую дружбу («превыше любви женской»).

Но английский протестантизм трактовал такие мотивы исключительно в «порочном» ключе. Впрочем, не только изысканная живопись Симеона Соломона сослужила ему дурную службу.
У античности – или древневосточных правителей? – Симеон Соломон позаимствовал и образ жизни, мало согласующийся в общественными нормами викторианской Англии и шокирующий даже для представителя богемы.

Он был склонен к обильным возлияниям и беспорядочным сексуальным связям. И если некоторое время ему удавалось отделываться штрафами, то многодневный тур по парижским «гей-клубам» кончился арестом и тюремным заключением на полгода.

Обретя свободу, Симеон Соломон обнаружил, что друзья забыли о его существовании – даже Суинбёрн и Россетти, которых никак нельзя было назвать поборниками нравственности. Семья была готова принять и поддержать его, но, раздавленный предательством своих «братьев», художник не пытался вернуться к нормальной жизни. Двадцать лет он провел в работном доме, продавал спички и шнурки, развлекал своими шутками бродяг и беспробудно пил. Его сестра Ребекка, художница и муза прерафаэлитов, от горя также пристрастилась к алкоголю и умерла, не в силах пережить крах в жизни любимого брата.

Читать еще:  Польский художник. Dariusz Kaleta

Но несмотря на эти несчастья, Соломон продолжал писать, по его словам, «сон, смерть и звезды» — благодаря поддержке эксцентричного графа Эрика Стенбока. О вновь обретенной славе – его работы потрясли посетителей выставки в США – он уже не узнал, умерев от сердечного приступа, осложненного последствиями алкоголизма. Несмотря на принятие им католицизма и возмутительный образ жизни, еврейская община Лондона приняла решение похоронить одного из своих блудных сыновей на еврейском кладбище.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Жан Батист Симеон Шарден — творец красоты в изображении быта: биография и лучшие картины

Жан Батист Симеон Шарден (Jean Baptiste Simeon Chardin; родился 2 ноября 1699 года — умер 6 декабря 1779 года) — парижский живописец XVIII века, уникальный мастер цветопередачи. Творчество Жана Батиста Шардена основывалось на тщательном наблюдении за окружающей жизнью. Его картины чужды мифологической помпезности, сюжеты простые, обыденные, полные тепла и задушевного света.

Жан Батист Шарден оставался непонятым критиками своей эпохи, но мирился с этим, не изменяя правдивой манере изображения жанровых сценок. Его натюрморты, в отличие от фламандских и голландских, лишены подчёркнутой грубости, изящны, просты, как вся жизнь скромного парижанина.

Биография Жана Батиста Шардена

Жан Батист Симеон Шарден увидел свет в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре, в семье простого ремесленника, поздней осенью 1699 года — 2 ноября. С младенчества он впитал дух простых горожан, честных ремесленников, с их маленькими радостями и повседневными заботами.

Отец с матерью радовались, обнаружив в сыне талант к рисованию. Статус художника давал возможность лучших заработков, известности. Поэтому мальчика отдали подмастерьем к выдающемуся историческому живописцу Пьеру Жаку Казу (Pierre-Jacques Cazes). Во время учёбы он увлечённо копировал картины своего учителя.

Впоследствии, наставниками Жана Батиста Шардена стали гравёр и живописец Ноэль Куапель (Noel-Nicolas Coypel), портретист Ван Лоо (Jean-Baptiste van Loo). Последний привлёк юношу к восстановлению фресок дворца Фонтенбло, привив любовь к портретной живописи, тонкой цветопередаче.

Но самым родным жанром Шардена оставался натюрморт. Фрукты, охотничьи трофеи, предметы быта, изображённые им, поначалу принимали за произведения знаменитых фламандских мастеров. В 1728 году его «Скат», выставленный на показе дебютантов, так поразил известного академика Никола де Ларжильера (Nicolas de Largillierre), что тот рекомендовал молодому живописцу пробиваться в престижную Академию живописи и скульптуры.

Тридцатые годы XVIII века положили начало созданию ряда бытовых жанровых сцен, в которых автор отображал спокойный семейный уклад, размеренность городской жизни. Яркий пример, вышедший из-под его кисти — «Молитва перед обедом», написанная в 1744 году и высоко оценённая знатоками искусства.

Знаменитый живописец прожил всю свою жизнь, не покидая пределов Парижа. Последние годы он посвятил освоению рисунка пастелью, создавая прекрасные портреты. В том числе, собственный автопортрет 1775 года.

Интриги, критика, неожиданное самоубийство сына подорвали здоровье Шардена. Он продолжал рисовать, отдав последние силы живописи, но долгая болезнь привела к тому, что 6 декабря 1779 года престарелый и больной художник умер, месяц не дожив до восьмидесятилетия.

Самые известные картины Жана Батиста Симеона Шардена

Картины Жана Батиста Шардена отличаются необычно тонкой, лишённой подчёркнутой неприглядности, манерой изображения, ощутимой даже тогда, когда его моделью становились мёртвые животные, рыбы, мятые кубки, кастрюли кухарок. Этим мастер заметно отличается от голландцев. К наиболее знаменитым его работам относятся:

  • «Мёртвый заяц» (1730) — одно из классических изображений охотничьих трофеев. Создана под влиянием фламандских натюрмортов.
  • «Мыльные пузыри» (1733-1734) — жанровая сценка, пойманная автором на одной из улочек родного предместья. В настоящее время оригинал хранится в Вашингтоне, США.
  • «Художник Жозеф Авед» (1734) — в салонном показе картина шла под названием «Алхимик». Критики высоко оценили её, найдя в манере исполнения подражание Рембрандту (Rembrandt Harmenszoon van Rijn).
  • «Шарманка» (1751) — одна из последних жанровых сценок, созданных живописцем. Была тепло принята правящим французским монархом.
  • «Натюрморт с персиками, серебряным кубком, виноградом и грецкими орехами» (1760) — игра света и тени, точная передача текстуры предметов, восхитила французского философа Дени Дидро (Denis Diderot).
  • «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766) — написан по высочайшему заказу русской императрицы Екатерины Великой, для украшения будущего здания Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Жан Батист Симеон Шарден — признанный мастер реалистического бытового жанра. Ознакомиться с картинами прошлых веков, узнать интересные факты о мировом искусстве и поучаствовать в аукционах можно на сайте Very Important Lot. Здесь представлены лучшие современные работы и шедевры антиквариата. Также предоставляется возможность недорого купить картины для пополнения своих коллекций. Истинным ценителям живописи будет интересно познакомиться с творчеством современных художников и классиков.

Кошки в искусстве. Генриетта Роннер-Книп – нидерландский художник-анималист.

Генриетта Роннер-Книп – нидерландский художник-анималист

Предыдущая публикация: Кошки на полотнах Питера Уильямса

Тема в моём блоге: Кошки в картинах художников

Генриетта Книп (Henriette Ronner-Knip, 1821 — 1909) родилась в Амстердаме в семье художника Иосифа Августа Книпа (Жозева Августуса Книпа).

Читать еще:  Почему свадебная фото- и видеосъемка настолько важна?

Она проявила талант к рисованию весьма рано — в возрасте пяти лет, копируя этюды своего отца. В 1827 году Иосиф всерьез занялся художественным образованием дочери. В это же время он стал стремительно терять зрение. Девушка работала в студии под руководством слепнущего отца от заката до рассвета — от ее старания и успехов зависел доход их семьи. Став взрослее, Генриетта поняла, что уроки и наставления отца дали ей гораздо больше, чем могла бы дать недешёвое обучение в академии.

Генриетта Книп быстро училась и в шестнадцать лет уже участвовала в выставке в Дюссельдорфе, где была продана ее картина с изображением кошки на окне. Генриетта стала постоянным участником выставок в различных странах.

Она создавала картины с изображением пасторальных ландшафтов, замков, ферм, натюрмортов, портретов, а также жанровых сцен. Со временем, художница все больше внимания стала уделять изображению животных. Характерной чертой Генриетты Книп в то время были точность и внимание к деталям, она использовала темные цвета, что говорит о влиянии неоклассического стиля ее отца.

После 1845 г. основными героями ее картин стали собаки. Через три года она вышла замуж за Тейко Роннера и переехала вместе с мужем из Брабанта в Брюссель (Бельгия). Первые годы брака ее муж тяжело болел, и Генриетте вновь пришлось стать ответственной за доходы семьи.
Вскоре Генриетта Роннер-Книп завоевала репутацию художника-анималиста и получила большое количество заказов от влиятельных людей, среди них были короли Ганновера, Пруссии, Португалии и королева Бельгии, а также Графиня Фландрии, для которой были нарисованы портреты ее собак.

В 1870 г. в доме художницы появилась кошка и завоевала внимание хозяйки своими движениями, взглядами и взаимоотношениями с другими, что было очень удивительно точно отображено на ее картинах. К тому же тема домашних животных была очень популярна у горожан среднего класса, и картины хорошо продавались. Генриетта Роннер-Книп двигалась по этому направлению, рисуя игривых или сонных кошек, используя при этом все те же темные цвета, пока нахлынувшее модернистское течение не назвало ее искусство скучным и консервативным. Скорее всего, именно это заставило ее в своих поздних картинах отказаться от строго выстроенной композиции и использовать более светлые тона.

Генриетта Роннер-Книп умерла 2 марта 1909 года в Брюсселе. За всю свою творческую карьеру она получила множество престижных наград и почестей. Картины Генриетта Роннер-Книп находятся в крупных музеях (в Гааге, Амстердаме, Брюсселе и др.), а также в частных коллекциях.

Симеон тен Хольт

Современная музыка… У многих слушателей это словосочетание сразу же вызывает представление о чем-то диссонирующем, резком и даже скрежещущем, и, разумеется, не имеющем ничего общего со стройной тональной гармонией. Возможно, по отношению к некоторым произведениям, созданным в ХХ столетии и в начале XXI, подобное представление и справедливо, но вот к музыке нидерландского композитора Симеона тен Хольта это определенно не относится. Своим творчеством он убедительно доказал, что и на традиционной основе можно построить нечто новое, а произведения, создаваемые на основе современных композиционных принципов, могут быть благозвучными.

Симеон тен Хольт – уроженец голландского города Бергена. Отец его был художником, и Симеон обучался изобразительному искусству у своего отца, однако искусство музыкальное увлекло его в большей степени. Наставником Симеона был композитор Якоб ван Домселаар. Этот композитор-модернист – друг художника Питера Мондриана, одновременно с Казимиром Малевичем и Василием Кандинским заложившего основы абстракционизма в живописи – в молодости был близок к движению «Де Стейл». Принципы этого сообщества художников, стремившихся в своих произведениях к рациональности и ясности, к «инженерной чистоте и конкретности», Якоб ван Домселаар распространил на музыку. Одним из произведений, отразивших подобные принципы, стала написанная в 1917 г. сюита для фортепиано «Proeven van Stijlkunst» с ее математически строгой выверенностью – ее можно рассматривать как предвестие минимализма, возникшего на несколько десятилетий позднее.

Можно ли сказать, что ученик перенял творческие устремления своего учителя? Отчасти – да: подобно Домселаару, тен Хольт сосредоточился в основном на создании фортепианных произведений, важную роль в его творчестве играют математические построения и связь музыки с изобразительным искусством. Однако назвать его творчество прямым продолжением творчества Домселаара все же нельзя, тем более, что Якоб ван Домселаар был его первым, но не единственным наставником в области композиции. Несколько лет Хольт провел во французской столице, совершенствуя свое композиторское мастерство под руководством Артюра Оннегера и Дариуса Мийо.

На родину он возвратился в 1954 г. Здесь – в Бергене – он поселился в переоборудованном бункере, оставшемся со времен Второй мировой войны. Он ведет весьма активную деятельность – композитор и преподает, и пишет статьи о современной музыке, и выступает как пианист, устраивая перформансы с групповой импровизацией – и, конечно, сочиняет музыку. Какими были произведения, которые создавал Хольт в эти годы? Он следовал теми же путями, что и многие его современники – серийная техника, атональность, электроакустическая музыка. Кардинальный поворот совершается в 1980-х гг. – отказавшись от прежнего стиля, композитор создает нечто принципиально новое. С одной стороны, от обращается к тональной гармонии времен романтизма (это кажется весьма логичным, учитывая его пристрастие к фортепиано), но использует ее в рамках репетитивной техники, предполагающей повторение музыкальных паттернов. Этот «гибрид» оказывается не просто жизнеспособным – подобное сочетание приносит неожиданные и очень интересные результаты.

Читать еще:  Нидерландский художник. Jacqueline Hoebers

Благозвучные сочинения тен Хольта с их прозрачной фактурой представляют собой наборы множества потенциально возможных композиций. Каждое сочинение состоит из нескольких секций, которые могут повторяться на усмотрение исполнителя – зачастую не одного, у него есть произведения для нескольких фортепиано. Творения тен Хольта ставят перед пианистами очень нелегкие задачи – во время исполнения они должны взаимодействовать друг с другом, определяя последовательность секций. По такому принципу написано множество творений нидерландского композитора, в том числе и наиболее прославленное из них – Canto Ostinato. Это произведение считается одним из наиболее продолжительных сочинений, написанных в стиле минимализма, но главная его особенность заключается в почти полной свободе, которую автор предоставил исполнителям. Варьироваться может не только количество и порядок повторений музыкальных секций, но и количество инструментов – Canto Ostinato может исполняться сольно, на два, на три или на четыре рояля. Таким образом, каждое новое исполнение Canto Ostinato – это неповторимое «театральное действо» или даже новое произведение. Прозвучав впервые в 1985 г., Canto Ostinato сделало автора одним из самых известных композиторов Нидерландов. И по сей день оно исполняется на родине композитора не реже, чем раз в неделю, а некоторые его записи обладают «золотым» статусом продаж.

Подавляющее большинство сочинений Симеона тен Хольта – фортепианная музыка, но имеются и исключения, например, септет для струнных инструментов «Palimpsest».

голландский художник Willem Haenraets / Уильям Хенритс

родился в октябре 1940 года в городе Роттердаме

. В возрасте 16 лет поступил в Антверпенскую художественную академию. Педагоги в академии быстро отметили явный талант молодого дарования и всячески содействовали его творческому росту. Через четыре года, с момента поступления в академию, Willem Haenraets начал получать государственную стипендию от правительства Бельгии и смог продолжить образование в Национальном институте изящных искусств в Антверпене.Там же у него вскоре появилась и своя мастерская. Willem Haenraets обучался у именитых профессоров Sarina и Vaarten. Опытные мастера были рады тому, что растет достойная смена, всячески содействовали продвижению Уильяма. В нем они видели продолжение традиций бельгийско-голландская школы.В те же годы состоялась и первая выставка молодого художника. На вырученные деньги он купил себе мотороллер, на котором впоследствии объездил многие живописные места в округе, особенно район порта Антверпена. Здесь случилось его знакомство с одним из состоятельных судовладельцев, с помощью которого Willem начал писать много заказных портретов.Когда заказчик скончался, Уильям, на несколько месяцев поехал в Париж. На городской площади Place de Tetre писал портреты с утра до вечера, и в итоге смог купить себе дом в городе Берген (что в Голландии). Вдальнейшем поселился в нем со совей первой женой Ханной. Это было время написания большого количества картин, которые распродавались в художественных салонах и галереях.Вскоре случилось большое несчастье – Ханна погибла в аварии, оставив мужа одного с шестинедельным ребенком.В эти годы жизнь Уильяма утратила порядок. Но в итоге он решил вернуться в родной Херпен, где поселился в маленьком замке Kasteel Terworm, с головой погрузившись в работу. Работы свои он продавал в Голландии и Германии.

В конце 70-х художник нашел свою вторую жену, у которой уже была маленькая дочь. Позднее у них родился сын.В этот период Уильям начал издавать свои работы. Это сильно изменило его жизнь финансово и в плане участия в художественных ярмарках и выставках. Пошли регулярные приглашения на выставки в США и Англии. Его оригиналы выставлялись в галерее в Беверли-Хиллс, а литографии работ показывались на выставках. В итоге, выставочная деятельность принесла живописцу мировую известность. Выставка в Нагойе (что в Японии) имела огромный успех. Японцам очень понравился стиль художника, его мягкие тона, романтическое настроение.В этот период художник сблизился с владельцем галереи на Stokstraat в Маастрихе. Вместе они проводили прекрасные выставки в Gallery Renoir каждые два года. Однако из-за болезни владельца галереи это сотрудничество завершилось.

2000-ые годы

В эти годы Willem Haenraets купил дом в Испании, в муниципалитете Hondon de las Nieves. Администрация попросила его представить свои картины в городском Доме Культуры. Художника упоминает это событие как очень приятное.

В настоящее время Уильям работает с издательством, которое представляет его работы во всем мире в форме высококачественных постеров и литографий. Оригиналы художник продает сам и через галереи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector