Нигерийский художник. Dada Adesoji Disu

Нигерийский художник. Dada Adesoji Disu

Пять самых странных творений дадаистов

Если открыть Литературную энциклопедию, то в качестве определения дадаизма мы найдем следующее: «сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов». Другими словами, художники, писатели и поэты того времени поставили себе целью избавиться от устоявшихся общественных принципов, от старых культурных норм, от всего того, что было придумано и создано до Первой мировой войны, которая оказалась неожиданно тяжелым испытанием для Европы.

Водворение на пьедестал идеи абсолютной свободы навсегда изменили лицо мирового искусства. Плохо это или хорошо, сейчас уже сказать сложно. С одной стороны, «дада» выдвинула один из самых сильных лозунгов того времени, ответив на жестокость и бессмысленное кровопролитие на фронте, с другой — революционная борьба с принципами прошлого оставила нас с вами без четкого понимания тех границ, которые раньше определяли, что считать, а что не считать искусством. Можно сказать, что вся путаница, связанная сегодня с отношением обывателей к современному искусству, пошла именно отсюда. Из нейтральной и тихой Швейцарии, из 1916 года.

По сути, слово «дада» обозначает все и, одновременно с этим, ничто. Основатель течения поэт Тристан Тцара определял этот термин как «нечто совершенно бессмысленное». С самого начала в дадаизме стали сочетаться три неизменных его составляющих: протест, абсурд и гротескная ирония. Благодаря этим принципам родилось немало странных творений, смысл которых тогда, а впрочем, и сейчас разгадать сложно.

«РГ» выбрала самые неожиданные из них.

Французский и американский художник Марсель Дюшан оставил после себя относительно небольшое творческое наследие. Однако, благодаря рискованности и оригинальности его идей, Дюшан считается одной из самых знаковых фигур в искусстве ХХ века. О течении дадаистов Дюшан узнал уже после того, как успел достаточно прославиться в художественных кругах довоенной Франции. В 1915 году он переезжает в Нью-Йорк. А уже в апреле 1917 года шокирует Америку своим «Фонтаном», представленным на выставке Общества независимых художников. Несмотря на правило, по которому у художников, входивших в «общество» и заплативших взнос, все работы должны были быть приняты, «фонтан» вызвал споры и, в итоге, был отклонен комитетом. Дюшан в знак протеста выходит из «общества», а через месяц в журнале The Blind Man («Слепец») появляется фото злополучного экспоната с короткой анонимной статьей, в которой автор защищает отклоненную работу. Предположительно, текст был написан по заказу художника его подругой Беатрис Вуд (с ее помощью он не раз подогревал интерес публики). Благодаря статье, в нью-йоркском обществе разгорается нешуточная дискуссия и «фонтан» решают допустить к выставке. Работа Дюшана явно выбивалась из общей картины и не могла не вызвать интерес: на небольшом пьедестале красовался обыкновенный писсуар с подписью «R.Mutt» (Р.Дурак). Использование готовых вещей в качестве арт-объекта — одно из главных достижений художника. Эту «художественную» технику Дюшан обозвал «реди-мэйдом». Ее идея заключается в том, что при переносе готовой вещи из нехудожественного пространства в художественное, объект должен открыться для зрителя с новой стороны.

Еще одна скандально известная работа Марселя Дюшана была создана им в 1919 году. Репродукцию «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, которая была просто напечатана на обычной типографской бумаге, художник превратил в одно из самых известных полотен искусства ХХ века. Дюшан просто пририсовал знаменитой Джоконде усы и козлиную бородку, а внизу картины добавил аббревиатуру «L.H.O.O.Q.», расшифровка и смысл которых до сих пор неизвестны. Несмотря на то, что подобный жест выглядит, как неудачная шутка над шедевром, именно это «полотно» точнее других отразило основную идею дадаистов (отрицание всего предшествующего) и положило начало новому течению в искусстве — поп-арту. В 1964 году Дюшан изготовил 38 таких «усатых Джоконд», абсолютно неотличимых друг от друга. В 2010 году 21-ый экземпляр был продан на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке почти за полмиллиона долларов, что в пять раз превысило ожидания организаторов. Сегодня «вандализм» Дюшана признан иконой поп-арта и произведением, давшим направление концептуализму.

Поиски новых форм в художественном мире начала ХХ века предполагали изменения не только в идее искусства, но и в работе с материалом. Если художники отрицали старую школу, то и краски, полотна, гипсовые скульптуры также оказывались под запретом. Конечно, это не говорило о тотальном отказе от привычных материалов, но большинство авторов стремилось внести свою лепту в радикальные изменения ремесленной работы. Так, на замену привычным картинам, написанным масляными красками, пришел коллаж из фотографий, газетных вырезок, плакатов и т. д., а вместо скульптуры в качестве трехмерного объекта стали выставляться «реди-мэйды». Однако не все художники спешили отказаться от бронзы или глины. Ханс Арп, немецкий художник, скульптор и поэт, решил вопрос новаторства в дадаизме по-своему. Несмотря на то, что он использовал привычные материалы, его скульптуры и картины представляют из себя странную абстракцию, которая считывается зрителем только благодаря названию. Созданные им скульптурные объекты — это замысловатые геометрические конструкции, с помощью которых, по мнению искусствоведов, художник пытался передать изменчивость и гармонию природы. Арп зачастую работал бессознательно, полагаясь на случайные образы, возникавшие в голове. Известно, что некоторые произведения были созданы в процессе художественной игры с коллегами. Независимо друг от друга художники создавали фрагменты на заданную тему, а при встрече соединяли их в абстрактные картины. Арп настолько легко относился к работе, что даже позволял своим ученикам менять или дополнять уже созданные им объекты. Так, одна из самых известных скульптур художника, «Пастух облаков», изначально была 39-сантиметровой фигуркой, носившей название «Форма гнома». В 1953 году его ученик Антуан Понсе увеличил ее до гипсового монумента высотой более трех метров. Сегодня эта странная «обтекаемая» конструкция стоит на территории Венесуэльского университета в городе Каракас.

Французский художник и писатель Франсис Пикабиа получил известность с помощью своих эксцентричных работ, которые зачастую выполнены в абсолютно разных стилях. Пикабиа был одним из немногих участников художественной жизни начала ХХ века, который несколько раз кардинально менял свою технику и взгляды на искусство, его «кидало» из одного течения в другое. И одной из крайностей стал дадаизм. В 1910 году Франсис знакомится с Марселем Дюшаном, оказавшим на его творчество серьезное влияние. Уже в 1915 году он частично отказывается от кубизма и вместе с Дюшаном возглавляет нью-йоркскую секцию движения дадаистов. В это время он создает цикл художественных композиций, которые, в отличие от его предыдущих работ, не повторяли какой-либо из существующих стиль, а стали оригинальным и самобытным изобретением Пикабиа. Картины, ставшие визитной карточкой художника, условно можно назвать «механическими» или «антропоморфными» чертежами. Пикабиа брал за основу копии существующих технических схем или чертежей и добавлял в них «одушевленные» детали. Зачастую это были яркие, но абсолютно бессмысленные штрихи, которые, однако, придавали схематичному и математически выверенному рисунку парадоксальные черты человеческих форм. Например, его картина «Парад любви», созданная в 1917 году, больше похожа на разукрашенный чертеж какого-то двигателя или машины, работа которого символизирует страсть, «механическое» чувство любви. Удивительно, но подобные работы Пикабиа ярче других отразили сближение машины и человека — процесс начала ХХ века, который пугал и одновременно восхищал современников.

Читать еще:  Непрерывный самоанализ. Roberta Coni

Настоящей квинтэссенцией дадаистской «бессмыслицы» можно считать работу французского художника, фотографа и кинорежиссера Мана Рэйя «Подарок». Рэй никогда не претендовал на звание великого художника, однако, отличался пристрастием к экспериментированию. Его увлечение фотографией началось еще в студенческие годы, а благодаря знакомству с работами Альфреда Стиглица, он открывает для себя новое течение европейского авангардизма. Жизнь в Нью-Йорке и участие в художественной жизни города не могли не привести молодого фотографа в движение дадаистов. А после переезда в Париж, попав под влиянием известных европейских художников, Ман Рэй создает несколько «дада-объектов». В 1921 году на одной из выставок он представляет обыкновенный утюг, к подошве которого было приклеено четырнадцать медных гвоздей. Что обозначал этот странный «реди-мэйд», выставленный под названием «Подарок», сказать сложно, однако известно, что объект настолько понравился публике, что в конце выставки был украден одним из посетителей.

Дада проявляется только в актах насилия Дада – это совсем не модерн. Дада это скорее возвращение к буддистской религии всеобщего безразличия Основания Дада лежали не в искусстве, но в отвращении Все, что человек видит, ложно ДАДА против высоких цен на жилье ДАДА – общество с ограниченной ответственностью для эксплуатации идей У ДАДА есть 391 точек зрения и цветов в соответствии с полом президента Дада меняется – утверждается – говорит противоположностями – неважно – кричит – идет рыбачить Дада – это хамелеон непрерывной эгоистичной смены цвета Дада против будущего. Дада умер. Дада абсурден. Да здравствует Дада Дада это не литературная школа (вой)

Дадаизм — одно из направлений в искусстве, которое прошло пик развития в 1915-1922 годах. Берёт своё начало с середины I-й мировой войны, когда в швейцарском Цюрихе был открыт тихий и уютный кабачок « Cabaret Voltaire ». Этот кабачок изначально задумывался как арена политических и художественных дискуссий, и вскоре в него со всей Европы начали съезжаться художники, не желавшие марать руки войной, небыдло-дезертиры из французской армии и персонажи при деньгах, которые их совсем не хотели терять, и прочая клоака общества.

И вот, объебавшись кокаином с героином, смесь которых на французском сленге как раз и зовётся словом dada, а потом заполировав эту смесь парой бутылок спиртного, все эти творческие личности извлекли на свет божий множество пустых умозаключений, одним из которых было, что весь мир катится в сраное говно, а основным фактором этого является логика. Тут же ей была объявлена война, а новому стилю дано название Dada (фр. деревянная лошадка, в переносном смысле — бессвязная речь, подражание детскому лепету). Сочувствующие, в свою очередь, стали наименоваться дадаистами.

Основателем дадаизма является Тристан Тцара, ЕРЖ-эмигрант из Румынии.

Содержание

[править] Отличительные особенности

Нарочитая бессмысленность и дефункциональность картин, скульптур, музыки и литературных произведений. Большинство произведений представляет собой коллажи из совершенно разных объектов.

[править] Чем прославились

Самый известный дадаист — Марсель Дюшан, художник и профи-шахматист в одном. Прославился, во-первых, тем, что покусился на самое святое, на священную корову Леонардо да Винчи — подрисовал усы и бороду репродукции Мона-Лизы, да еще и приделал к ней название L.H.O.O.Q. (буквы складываются в слово «шлюха» на французском) и загнал ее за бешеные бабки нагло требовал за эту работу кругленькую сумму, а во-вторых, тем, что расписался на писсуаре со строительного рынка и выставил в серьезной галерее, представив как произведение искусства. То же самое он сделал и с вешалкой для шляп и прочим домашним хламом, что собрался у него в кладовке.

Но вначале, конечно, Дюшана беспощадно критиковали, ругали как бесстыдного тролля и вообще наглого недохудожника. Но у него оказались крепкие яйца чтобы и дальше гнуть свою линию, выступать перед падкой на скандалы, интриги и пресыщенной парижской и нью-йоркской публикой со своими идеями.

Курт Швиттерс, дойч, проникшийся идеями дадаистов, решил что круто делать картины из различных отходов — проволочек, верёвочек, билетов, консервных крышек. Для этого Курт регулярно совершал походы на свалку, а также шарил в окрестных мусорных баках, «в поисках вдохновения», так сказать. Свои художественные объекты Швиттерс называл «мерцы» (сокращение немецкого слова Kommerzbank — «коммерческий банк»).

[править] Значимость™

Дадаисты впервые начали использовать граффити в современном понимании этого слова, а также фактически они изобрели такую хрень как инсталляция. Порядочные бюргеры и мюсье не хотели ломать мозги над приколами дадаистов, а вот американские денежные мешки были не прочь поспекулировать на этом — в Нью-йорке в 1920-х дадаисты нашли кучу поклонников с тугими кошельками, которые не отличали Моне от Мане, но скупали каждый очередной писуар Дюшана или «Merz» Швиттерса.

Алсо, большинство работ дадаистов было показано на нацистской выставке «Дегенеративное искусство», которая колесила по всей Германии полтора года, и её успели посетить около трёх миллионов зрителей. Темой выставки были всякие модернистские течения в искусстве, а также творчество душевнобольных. Естественно, что великий художник и архитектор Адольф Гитлер искренне презирал дадаистов и желал их перевоспитать. Под раздачу попали все, благо дело большинство дадаистов успело засверкать пятками из Дойчлянда когда там запахло расово верным искусством.

Читать еще:  Новый способ взглянуть на знакомое. Hans Poppe

[править] Наши дни

Сейчас идеи дадаизма претерпевают ренессанс, возникает новое явление, так называемое Neodada. Оно является переосмыслением основных положений дадаизма через призму современного мира. Тут, школьники, придется вспомнить родоначальников электронного дада-треша Cabaret Voltair, и конечно же немецкую индастриал-группу Einstürzende Neubauten; в её творчестве находят отражение многие идеи дадаизма (пример).

Алсо, дадаизм дичайше котируется дядей Мишей в проекте Fantômas (они сами говорят, что играют дада-митол). Особенно дадаизмом проникнут первый альбом. Дичайший разрыв шаблона, тотальная шизофазия и взрыв мозга — я гарантирую это!

Некоторые поциенты также утверждают, что, мол, ярким примером дадаизма есть гринда.

Дада, или дадаизм — авангардное течение в искусстве начала 20 века

Дадаизм, или дада — авангардное течение в искусстве во времена Первой Мировой войны, которое просуществовало с 1916 по 1923 годы.

Зародившись в Цюрихе, дадаизм как эпидемия прошелся по всей Европе, включая главные мировые культурные центры.

Францию, куда он пришел в 1920-е годы, соединившись с лидирующим в то время сюрреализмом и Германию, где правил экспрессионизм. В Россию дадаизм пришел в то время, когда движение уже практически сошло на нет.

Возник дадаизм как катастрофическое последствие результатов Первой Мировой войны. После которой жизнь казалась бессмысленной, а моральные и физические потери невосполнимыми. Дадаизм перечеркнул всю историю искусства до войны, разрушив нормы эстетического восприятия культурных ценностей.

Тотальный нигилизм — так характеризовали главную цель основоположники дадаизма.

Название движения появилось, когда основоположник поэт Тристан Тцара и его приятель Хуго Балль, написавший манифест к первому вечеру дадаистов в Цюрихе в 1916 году, остановились на слове «дада» благодаря словарю Ларусса.

Простое выражение «дада» понравилось им тем, что оно по сути не обозначает ничего конкретно.

Так, по-французски — это любимое занятие, детская игрушка в виде лошади, по-немецки — «будь добр, слезь с моей шеи», по-русски — двойное утверждение. Последнее является особо значимым, так как по мнению Т. Тцара русские — прирожденные дадаисты.

Хотя как утверждал основоположник дадаизма Тристан Тцара это слово ничего не означает, и главное не слово, а что под ним подразумевается.

Он говорил: «Нормальное состояние человека есть дада». И добавлял, «дадаизм нельзя понять, его нужно пережить».

Дадаисты выражались посредством протеста установленным общепринятым нормам как в обществе, так и в культурной среде. Они отрицали логические законы в живописи с помощью введения своих анархических взглядов и идей.

Во Франции один из признанных лидеров дадаизма был художник-авангардист Франсис Пикабиа (22 января 1879 — 30 ноября 1953).

В период с 1915 по 1925 годы во время Первой Мировой войны Ф. Пикабиа находился в Нью-Йорке и Цюрихе, где совместно с другим дадаистом Марселем Дюшаном организовывает авангардистский альманах «391», для которого пишет блестящие статьи и создает рисунки.

Ключевые работы художника в этом направлении — «Редчайшая картина на земле» и «Сватовство».

В первой половине 1920-х годов кроме масляных красок Пикабиа использовал и эмалевые. Кроме живописных работ, как и другие дадаисты Пикабиа экспериментировал с составлением коллажей.

Франсис Пикабиа вошел в историю как один из самых разноплановых и изменчивых художников.

Известная реплика, принадлежащая Ф. Пикабиа: «Наши головы круглы, чтобы мысли могли менять направление».

В 1919 году в Берлине был создан клуб «Дада», куда входили немецкие художники-экспрессионисты разных политических взглядов — Георг Гросс, Отто Дикс, братья Хартфилд, Рауль Хаусманн и другие.

В Берлине дадаизм имел политическую направленность, что особенно ярко проявлялось в фотоколлажах Рауля Хаусманна, а также в социальной сатире Отто Дикса и Георга Гросса.

Политический ангажированный оттенок дадаизм приобретает благодаря злой социальной сатире немецких экспрессионистов Отто Дикса и Георга Гросса.

В русском дадаизме весомый след оставил Василий Кандинский (16 декабря —13 декабря 1944 гг.). Картины художника были оценены немецкими дадаистами и выставлены в 1917 году в галерее «Дада».

В. Кандинский считается основоположником абстрактного экспрессионизма, цель которого заключалась в освобождении искусства от логических законов и контроля разума.

Среди других русских дадаистов можно выделить Казимира Малевича, Алексея Моргунова, Александра Родченко и Ольгу Розанову.

Русского поэта Владимира Маяковского также можно отнести к дадаистам.

К моменту революции 1917 года в России молодой 22-летний Маяковский был уже ключевой фигурой тогдашнего течения, которое ставило перед собой задачи создания нового общества в соответствии с принципами футуризма.

* Текст блога авторский. Копирование материала без разрешения Автора запрещено.

Дадаизм /dadaisme

dada подразумевает множество разных толкований: по /румын./ — да, да; по /франц./ — детская деревянная лошадка-качалка; по /нем./ — простодушие младенца (лепет), мамка-кормилица. (1916-1921)

Литературно-художественное движение, получившее развитие во многих странах Европы, а также в США. Дадаизм возник как протест творческой молодежи против мировой войны и культуры, приведшей к ней. Для разноязычных художников (немцев, румынов, французов и шведов), завсегдатаев кабаре «Вольтер», которые спасались в Швейцарии от тягот войны, дада стал лингвистическим союзом, некоторой разновидностью простого и незатейливого ассамбляжа, который мог иметь, а мог и вовсе не иметь никакого смысла. Выбор имени, делал очевидной позицию, основанную на случайности, непредсказуемости, игре и бессмыслице.

Слово «дада», как сообщает миф о зарождении дадаизма, было взято из словаря и, как писал Тристан Тцара, «не означает ничего». И одновременно, как подчеркивал Хуго Балл, подразумевает множество разных толкований. Дадаизм не был исключительно художественным, литературным, музыкальным, политическим или философским движением. Фактически он был всем этим сразу и одновременно их противоположностью: антихудожественной, провакационно литературной, несерьезно музыкальной, радикально политической, но при этом также антипарламентарной, а иногда и ребяческой. Анархический дух дада, отражен в тезисах манифеста 1918 года Т.Тцара: «Я против действий, связанных с непрерывным отрицанием или утверждением. Мы не признаем никаких теорий». В соответствии с этой позицией, художественная продукция дадаистов отличалась абсолютной стилистической свободой.

Дадаизм создавался совместными усилиями художников, интеллектуалов, литераторов и философов. Он совершенствовал техники коллажа и ассамбляжа кубистов, а также разрабатывал новаторские для искусства ХХ века методы: объект и реди-мейд, фотомонтаж, фотографию и кинематограф. Стадии существования дадаизма отмечены разными пристрастиями (политическими, эстетическими, литературными), но его неизменной тенденцией было уничтожение границ между искусством и жизнью, что подрывало сложившуюся буржуазную концепцию автономности искусства.

Читать еще:  Политический поп-арт. Lv Yanjun

Цитаты: «Свобода: дада, дада, дада, вой, судорожно сжавшегося страдания, переплетение противоположностей и всех противоречий, гротесков и непоследовательностей: жизнь». Тристан Тцара.

«Дада значит ничто, мы хотим изменить мир при помощи ничто. » Рихард Хюльзенбек.

«Дада — как Ваши надежды: ничто; как Ваш рай: ничто; как Ваши идолы: ничто; как Ваши политические вожди: ничто; как Ваши герои: ничто; как Ваши художники: ничто; как Ваши религии: ничто». Франсис Пикабиа.

«Дада прекрасен, как ночь, баюкающая в своих объятиях новый день». Ханс Арп.

«Я хотела бы стереть все жесткие границы, которые мы, люди, создаем, чтобы поглотить все досягаемое»». Ханна Хех.

«У искусства нет ничего общего со вкусом. Искусство существует не для того, чтобы быть вкусным». Макс Эрнст.

Художники: Хуго Балл ( Hugo Ball) , Тристан Тцара ( Tristan Tzara) , Ханс Арп ( фр. Jean Arp, нем. Hans Arp) , Марсель Дюшан ( Marcel Duchamp) , Макс Эрнст ( Max Ernst) , Георг Гросс ( George Grosz) , Рауль Хаусманн ( Raoul Hausmann) , Джон Хартфилд ( John Heartfield) , Рихард Хюльзенбек ( Richard Huelsenbeck) , Ханна Хёх ( Hannah Höch) , Ман Рэй ( Man Ray) , Франсис Пикабиа ( Francis Picabia) , Ханс Рихтер ( Hans Richter) , Курт Швиттерс ( Kurt Schwitters) , София Тойбер-Арп ( Sophie Taeuber-Arp) , Иоганн Баадер ( Johannes Baader) .

Манифест: Т.Тцара. «Манифест Дада», 1918.

Выставки: Берлин «Международная ярмарка-дада», 1920; Париж Галери Монтень «Салон дада», 1921; Нью-Йорк Музей современного искусства «Фантастическое искусство: дада и сюрреализм», 1936.

Тексты: Х.Балл «Бегство во времени» 1927, Х.Рихтер «Искусство и антиискусство дада» 1964.

Журналы: «New York Dada», «Dada», «Litterature»,»391″.

Описание некоторых произведений:

Ханс Арп «Портрет Тристана Тцара», 1916. Раскрашенное дерево. Женева, Музей искусства и истории. Портрет посвящен одному из основателей дадаизма. Делая коллажи, выполненные по законам случайности, он работал исключительно с геометрическими фигурами. Материал и способ создания Портрета, абсолютно наглядны. Необработанное дерево и затеки лака, свидетельствуют об отсутствии какого бы то ни было иллюзионизма. В этой связи, важно исчезновение рамы: новшество означает вторжение рельефа в пространство, в котором существует сам зритель.

Ханс Арп «Портрет Тристана Тцара», 1916.

Франсис Пикабиа «Движение дада», 1919. Бумага, тушь, перо. Нью-Йорк, Музей современного искусства. Пикабиа и Дюшан, первыми проявили интерес к механоморфным формам, что стало отличительной чертой живописи дадаизма. В ответ на «Большое стекло» (1915-1923) — загадочную «бесполезную машину» Дюшана — Пикабиа создает здесь «действующую» схему, которая представляет поток энергии искусства. Электрический коммутатор связывает воедино протагонистов истории искусства. Их имена расположены волнами и отчасти напоминают генеалогическое дерево (от Энгра и Коро вверх, к Сезану, Матису, Дерену, Пикассо и Браку), вершину которого составляет движение дада. Оно заставляет идти часовой механизм. «Энергия» далее идет вниз, к переключателю с номером 391. Эти цифры, напоминание о дадаистическом журнале, основанном художником в 1917 году, в Барселоне.

Дадаизм: искусство коллажа как протест против рационализма и войны

Дадаизм, или «дада» — стиль в искусстве в рамках авангарда, зародившийся в начале XX века в годы Первой мировой войны на территории Швейцарии — государства, сохранявшего нейтралитет и выглядевшего осколком утерянного мира на полыхающей карте Европы. Это авангардистское направление проникло в изобразительное искусство, литературу, театр и кинематограф. Дадаизм стал узнаваем.

Дадаизм возник в 1916 году. Основателем его считается поэт Тристан Тцара (Tristan Tzara). Его идеи подхватили не только поэты, но и художники — Ханс Арп, или Жан Арп (Hans Arp или Jean Arp), Макс Эрнст (Max Ernst), Марсель Янко (Marcel Janco). Все они в 1916 году оказались в Швейцарии, поскольку, как выразился поэт Карл Хюльзенбек (Carl Hülsenbeck), были выброшены войной из родных стран. Дадаистов объединила «бешеная ненависть» (это слова Хюльзенбека) к агрессивной политике своих правительств.

Дадаисты считали, что жестокость Первой мировой войны, потрясшая Европу, принёсшая боль и страдания миллионам людей, порождена логикой и рационализмом. Поэтому они пропагандировали своим творчеством разрушение эстетических канонов, цинизм, бессистемность, иррациональность.

Разочарование в том, что имеет смысл, привело дадаистов к созданию стиля, воплощающего концепцию бессмысленности. Само слово «дада», выбранное для обозначения течения Тристаном Тцарой, на разных языках означает коровий хвост, мать, детскую лошадку или что-то ещё, а иногда воспринимается как лепет младенца. Поэтому это слово, которое может означать многое и в то же время быть абсолютно бессмысленным, и выбрали в качестве названия для стиля, про который сами дадаисты говорили: он представляет собой «ничего, ничего, ничего».

Коллажи художников-дадаистов

Основным творческим методом художников-дадаистов стал коллаж. Холст или бумага служили фоном, на котором художник создавал коллаж с помощью лоскутов ткани, бумажных обрезков и других материалов.

Искусствоведы выделяют три ветви этого художественного направления:

  • Цюрихский коллаж, который также называют случайным. Приверженцы этого стиля комбинировали элементы безо всякой системы. Ханс Арп, например, просто высыпал на картон разноцветные кусочки бумаги, а затем приклеивал их так, как они упали. Тем самым художники-дадаисты провозглашали доминанту абсурда и антихудожественности;
  • Берлинский, известный также как манифестационный и фотоколлаж. Его отличает мощная идейная насыщенность, антивоенный и антибуржуазный протест. Берлинские дадаисты придерживались радикальных политических взглядов, призывали к разрушению старого общественного строя и классической эстетики. Отличительной чертой стиля стало использование фрагментов фотографий. Художники, применявшие этот метод, называли его фотомонтажем, а себя — фотомонтажниками;
  • Кёльнско-ганноверский, он же — поэтический. Авторы работ в этом стиле считали, что коллаж близок к поэзии. Подобно тому, как поэты противопоставляют слова, утверждали кёльнские дадаисты, так и художники в коллажах противопоставляют материалы. Так, по словам Макса Эрнста, сливаются чужеродные реальности, и при их сближении вспыхивает поэтическая искра.

Просуществовал дадаизм сравнительно недолго: с 1916 по 1923 год. Это объясняется тем, что его мировоззренческой платформой стал антивоенный пафос, противостоящий реальности Первой мировой. В 1920-х годах в Германии дадаизм слился с экспрессионизмом, а во Франции — с сюрреализмом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector