Норвежская художница. Elisabeth Gyllensten

Норвежская художница. Elisabeth Gyllensten

Французская художница Elizabeth Sonrel и ее птицы, цветы и портреты

Сегодня я хочу рассказать о талантливом художнике, творчество которого было забыто почти на полвека.

Элизабет Сонрель (1874—1953) — французская художница, она писала портреты, натюрморты, жанровые картины. Хотя мне больше нравятся ее работы в стиле модерн. Я и заинтересовалась этим художником, когда искала картину в стиле арт-нуво. Альфонс Муха наиболее известен и популярен, а вот ее работы я увидела впервые, и они очень заинтересовали меня.

Элизабет родилась в семье художника, ее отец и был ее первым учителем. Позже она переехала в Париж, где продолжила свое обучение у Жюля Лефевра в Школе Изящных искусств. В поисках вдохновения Элизабет посетила Италию, города Рим и Флоренцию, где попала под влияние живописи художников, творивших в эпоху Возрождения.

Не остановившись на этом, она создавала свои работы в разных стилях — модерн, символизм, прерафаэлизм; по содержанию это в основном фантастические сюжеты.

В возрасте 25 лет Элизабет рисовала в основном портреты, пейзажи и цветы. Серии «Цветы» и «Времена года» выполнены в стиле арт-нуво и вызывают ассоциации (у меня так однозначно) с работами Альфонса Мухи. Из всех ее картин это мои самые любимые.

Последняя ее выставка состоялась, когда художнице исполнилось 67 лет.

Здесь я выложила свои любимые работы этой талантливой художницы. В основном, конечно, это работы из упомянутой выше серии «Цветы» и еще одной серии «Птицы».

Пресвятая Дева, Святая Женевьева и Жанна Д`Арк

В шведском храме появился первый ЛГБТ-алтарь.

02 декабря 2019 18:12

В шведской церкви впервые открыли ЛГБТ-алтарь, и такого рая прихожане ещё никогда не видели. Адам и Ева из него никуда не делись и даже наоборот — их теперь не двое, а четверо; а вот трансгендеру досталась незавидная участь. Всем этим шведская церковь хочет показать, что место в раю найдётся каждому, хоть и не все с этим согласны.

Новый алтарь в церкви Святого Павла в Мальмё открыли 1 декабря. Его украшением стала картина художницы Элизабет Олсен Валлин, нарисованная в 2012 году и затем переданная в дар храму, — сказано на сайте церкви.

С гордостью и радостью мы принимаем «Рай» в церкви Святого Павла… Мы благодарны творчеству Элизабет, которое позволяет нам создать церковь, которой доверяют и которая показывает, что все мы — вне зависимости от того, кого мы любим и как определяем самих себя, — можем найти своё место в раю.

Приобретением похвасталась в своём твиттере и пастор этой церкви — Хелена Мирстенер (в Швеции женщины составляют большинство священников). Она написала, что это исторический момент для всей страны.

helena myrstener 📎

На картине показаны две однополые пары, по библейской традиции прикрывающие наготу листьями. А над ними на дереве притаился змей-искуситель, который, как отмечает RT, предстаёт в образе трансгендера.

Художница рассказала, что в своей работе вдохновлялась образами Лукаса Кранаха-старшего — немецкого живописца эпохи Возрождения. Вероятно, имеется в виду полотно «Адам и Ева. Грехопадение». Причём, что интересно, на современной картине нагота персонажей прикрыта куда более старательно, чем на работе XVI века.

Церковь Швеции славится своим лояльным отношением к представителям сексуальных меньшинств. С 2009 года она официально заключает однополые браки. А в 2017 году местному духовенству даже рекомендовали избегать местоимений мужского рода применительно к Богу. Несмотря на это, в стране немало противников такого отношения к ЛГБТ-движению. А новый алтарь в церкви Святого Павла кому-то даже показался ересью.

Нередко самые активные поборники традиционных ценностей в итоге признают своё поражение в борьбе за них. Так произошло с американцем МакКреем Геймом, который 20 лет «лечил» геев. А потом совершил каминг-аут и признался, что всех обманывал, ведь религиозные взгляды долго не давали ему принять свою собственную идентичность.

Гораздо больше везёт тем, кому с самого начала удаётся найти подходящий для себя способ увидеть Бога — например, вступив в Международную церковь конопли в США.

Не только Кассат и Моризо.

Элизабет Норс, «Автопортрет» (1892). Частная коллекция

Женщин принимала Академия Жюлиана, но и там им приходилось заниматься в исключительно «дамских» классах, было запрещено работать с обнажёнными моделями, а значит — писать престижные исторические полотна. И всё же, несмотря на трудности, многие художницы завоевали заслуженные почести и славу.

Мари Бракемон (1840 – 1916)

Мари Бракемон, «Ирис в вазе» (1886)

Бракемон была одной из пяти женщин наряду с Мэри Кассат и Бертой Моризо (ещё две взяли псевдонимы), участвовавших в показах импрессионистов. Она часто изображала свою сестру Луизу, сцены в парках, садах и других публичных местах, где художницы получали больший простор для творчества.

Мари Бракемон, «Пьер и его тетя Луиза в саду» (1886)

К сожалению, карьера Бракемон сошла на нет без поддержки семьи. Выйдя замуж за человека эгоистичного и властного, она в последний раз выставлялась в заключительной экспозиции импрессионистов в 1886 году. После этого Бракемон фактически прекратила писать картины.

Мария Башкирцева (1858 – 1884)

Мария Башкинцева — дочь предводителя дворянства из Полтавской губернии — в юном возрасте переехала с семьёй во Францию, с 1877-го по 1884 год училась в Академии Жюлиана. Сначала она хотела стать певицей, но отказалась от этой карьеры из-за туберкулёза, который в конце концов и погубил её. Кисти Башкирцевой принадлежит самая известная сцена в Академии Жюлиана, написанная в 1881 году. На ней изображены женщины, работающие с мальчиком-натурщиком.

Читать еще:  Побыть Ван Гогом

Мария Константиновна Башкирцева, «В студии. Мастерская Жюлиана» (1881)

В 1880-х Башкирцева выставлялась на парижском Салоне и получила признание в 1883-м. После смерти в возрасте 25-ти лет девушка прославилась благодаря публикации «Дневника», который она начала вести в возрасте 13-ти лет. В нём она описывала своё разочарование консервативностью парижского общества: «Я жажду свободы гулять в одиночку, приходить и уходить, сидеть в парке Тюильри и в Люксембургском саду, останавливаться, разглядывая витрины, заходить в церкви и музеи, бродить по старым улицам по ночам. Это то, чего я хочу, и это свобода, без которой нельзя стать настоящим художником».

Амели Бори-Сорель (1848 – 1924)

Амели Бори-Сорель родилась и некоторое время жила в Испании. Она добавила материнскую фамилию к своей, чтобы выразить почтение к предкам-женщинам. Одна из самых известных её работ — портрет «В тоске», выполненный пастелью на холсте. На нём изображена яркая независимая современная женщина за чашкой кофе с сигаретой.

Амели Бори-Сорель, «В тоске» (1894)

Картины Бори-Сорель получили награды на парижском Салоне в 1885-м и на Всемирной выставке в 1889 году. Она вышла замуж за Родольфа Жюлиана, основателя художественной Академии, где стала преподавателем и руководителем женского отделения. После смерти мужа в 1907 году управляла школой с помощью своих племянников.

Элизабет Норс (1859 – 1938)

Американка Элизабет Норс стала одной из немногих женщин, допущенных в Художественную академию Цинциннати. Она отклонила предложение преподавать там и после смерти родителей в 1882 году переехала с сестрой Луизой в Нью-Йорк, а спустя пять лет — в Париж, где поступила в Академию Жюлиана. Её автопортрет за работой, написанный 1892 году, — это иллюстрация силы и решительности, которые необходимы художнице для успеха. Женщина, пишущая на невидимом зрителю холсте, смотрит на нас дерзко и твёрдо. В наше время этот образ был перенесён на стену одного из зданий в Цинцинатти.

Элизабет Норс, «Мать» (1888)

Интересно, что живопись позволяла Норс зарабатывать на жизнь себе и сестре, не полагаясь на поддержку семьи, мужа или на преподавательскую работу. Такой успех был редкостью для женщин в те времена.

Мина Карлсон-Бредберг (1857 – 1943)

Мина Карлсон-Бредберг. «Академия Жюлиана. Мадемуазель Бесон пьёт из стакана» (1884)

Когда Карлсон-Бредберг было 20 лет, её заметили целующейся с мужчиной, и семья настояла на браке. Союз, который длился семь лет, не давал ей заниматься живописью. Второй муж, с которым она связала судьбу в 1895 году, также с неодобрением относился к художественной карьере супруги. Поговаривают, Мина предупреждала своих племянниц: «Девочки, помните, как вам очень повезло, что вы не замужем!».

Мина Карлсон-Бредберг, «Мотив Парижа», Конец XIX века.

Луиза Бреслау (1856 — 1927)

Немка Луиза Бреслау нашла в рисовании утешение от скуки в монастыре, куда её отправили на лечение. Позже она училась в Академии Жюлиана, а после успеха на Салоне, где художница впервые выставлялась в 1879 году, открыла собственную студию. Её работа «Подруги», где изображена сама Бреслау и её соседки по квартире — ещё одна художница и оперная певица — получили признание не только в Париже, но и в Европе. Несмотря на одобрение критики, картина была высмеяна в прессе. Например, одна из карикатур представляла её персонажей в виде трио собак.

Луиза Бреслау, «Подруги», (1881)

На Всемирной выставке 1889 года Бреслау, которая представляла Швейцарию, завоевала золотую медаль. Государство купило три её работы на Салонах Национального общества изящных искусств, где она также была членом жюри. Художница стала первой иностранкой, получившей орден Почётного легиона.

Элена Шерфбек (1862-1946)

Элен Шерфбек, «Дверь», (1884)

В 1902 году проблемы со здоровьем стоили Шерфбек места преподавателя рисования, а ещё 10 лет она провела в заботе о матери в отдалённой деревне. Это привело, как пишут искусствоведы, «к её маргинализации». Учреждения периодически выставляют работы Шерфбек, а к 150-летию со дня её рождения была организована большая передвижная экспозиция, но она остаётся незаслуженно забытой за пределами родной страны.

Эллен Теслефф (1869 – 1954)

Эллен Теслефф родилась в Хельсинки, с 16-ти лет училась в частной финской академии живописи, а затем — в Школе рисования Финского художественного общества. В юном возрасте она находилась под влиянием символизма, а во время обучения в Академии Коларосси в Париже Теслефф стала соорганизатором группы Septem, привившей импрессионизм в Скандинавии.

Эллен Теслефф. «Эхо»

Её картина «Эхо» на выставке 1891 года в Финском художественном обществе была названа «прорывом». Эллен Теслефф выиграла бронзовую медаль на парижской Всемирной выставке в 1900 году, много путешествовала и демонстрировала свои произведения во Флоренции, в Париже, Стокгольме и Санкт-Петербурге. В 1951 году президент Финляндии удостоил художницу медали Pro Finlandia — высшей награды для финских деятелей искусства. Однако после смерти Теслефф была организована лишь одна её ретроспектива — в хельсинском музее Атенеум в 1998 году.

Читать еще:  Нидерландский художник. Paulus Geeve

Анни Хопф (1861 – 1918)

Анни Хопф приехала в Париж из Швейцарии в 1882 году. О ней известно крайне мало: она училась в Академии Жюлиана и была профессором Берлинской академии искусств. Между 1884-м и 1890 годами художница выставлялась на Салоне, а в 1894-м участвовала в экспозиции Швейцарского общества изящных искусств, но не получила значительной известности и славы.

Анни Хопф. «Вскрытие (Профессор Порье, Париж)», (1889)

Женщина за мольбертом: 20 художниц XVI — XIX века, получивших мировое признание

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Впервые начали появляться полотна, подписанные женскими именами, лишь в эпоху Ренессанса. Но, чтобы добиться полного равноправия и признания в изобразительном искусстве понадобилось еще пятьсот лет. Лишь к началу 19 века женщины у мольберта заняли свое достойную страницу в истории мирового искусства.

Потрясающие портреты Розальбы Карреры, изысканные полотна Мари Виже-Лебрен, поэтичные образы Анжелики Кауфман принесли художницам мировую славу и уважение. Берта Моризо и Сюзанна Валадон своими мастерски написанными полотнами доказали, что они не только модели, вдохновлявшие великих импрессионистов Огюста Ренуара и Клода Моне, но и сами талантливейшие художницы.

История искусства и по сей день не особо благосклонна к женщинам-художницам. Однако достойных женских имен равнозначных мужским известным именам в области живописи не так уж и мало, как кажется на первый взгляд.

Катарина ван Хемессен (1528 —1587)

Caterina van Hemessen — дочь и ученица нидерландского художника Яна ван Хемессена. Была придворной художницей королевы Марии Австрийской.

Софонисба Ангиссола (1532-1625)

Sofonisba Anguissola — испанская художница, которая была придворным живописцем короля Испании. Ее кисти принадлежат множество портретов членов королевской семьи и аристократов. Ее две сестры, также были художницами.

Лавиния Фонтана (1552—1614)

Lavinia Fontana — итальянская художница болонской школы.

Артемизия Джентилески (1593-1653)

Имя Artemisia Gentileschi — символ борьбы женщины за право быть художником в Италии. В 17 веке ей удалось стать первой женщиной, которую приняли в старейшую в Европе Академию изящных искусств во Флоренции.

Дочь художника — Орацио Джентилески, была в тематике и стилизации последовательницей Караваджо. Ее живопись стала отражением личной драмы, так как ей пришлось пережить позорный судебный процесс, связанный с сексуальным насилием. Поэтому основной темой ее творчества была женская способность отстаивать собственное достоинство.

Мария ван Остервейк (1630-1693)

Анна Васер (1678–1714)

Anna Waser — швейцарская художница и гравер.

Розальба Каррера (1675— 1757)

Rosalba Carriera — итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, одна из основных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции.

Ангелика Кауфман (1741-1807)

Немецкая художница, дочь живописца Angelica Katharina Kauffmann вошла в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков, она и Мэри Мозер — художница из Швейцарии, были единственными женщинами, получившими в ней членство.

Ангелика Кауфман удалось достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стать признанным мастером классицизма.

Элизабет Виже-Лебрен (1755—1842)

Еlisabeth-Louise Vigеe-Le Brun — французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентиментального направления в классицизме.

Талантливейшая французская портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён пользовалась огромной популярностью среди знатных заказчиков. Она настолько была востребована, что с 15-летнего возраста могла на заработанные деньги обеспечивать себя и содержать овдовевшую мать и младшего брата.

Сентиментальный жанр позволял художнице изображать портретируемых в весьма выгодных позах и элегантных одеждах, поэтому Луиза Виже-Лебрён пользовалась любовью среди французской аристократии и членов монарших семей.

Она написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты, а позже став ее придворной художницей создаст еще около 30 ее портретов. В годы французской революции Луизе Виже-Лебрён пришлось покинуть Францию и отправиться в путешествие по миру. Шесть лет она жила и в России. Была знакома с императрицей Екатериной II, с которой задумала написать портрет. Однако не успела — императрица умерла, еще не начав позировать.

Маргерит Жерар (1761 —1837)

Marguerite Gеrard — французская художница, ученица Фрагонара.

Мария Башкирцева (1858-1884)

Башкирцева Мария Константиновна — уроженка села Гавронцы Полтавской губернии, большую часть прожившая во Франции, считала себя русской писательницей и художницей. Умерла в 26 лет от туберкулеза.

Мари Виктория Лемон (1754-1820)

Мари Виктория Лемон — французская художница, принимавшая участие в художественных салонах.

Мари Габриэль Капет (1761–1818)

Marie-Gabrielle Capet окончила Королевскую Академию Искусств в Париже в то время, когда в учебном заведении разрешалось учиться лишь четырем женщинам одновременно. Была талантливой портретисткой, мастерски писала акварелью, маслом и пастелью. Принимала участие в художественных выставках и салонах.

Аделаида Лабиль-Жиар (Винсент) (1749-1803)

Adеlaide Labille-Guiard — французская художница-портретист, основательница первой Парижской женской школы живописи.

Анна Валлайе-Костер (1744-1818).

Анна Валлайе-Костер — французская художница, дочь королевского ювелира, любимица королевы Марии-Антуанетты.

Мари-Элизабет Каве (1809-1882)

Так же известна под именем Eliza Blavot — французская художница, писательница и преподавательница искусств.

Элиза Кунис (1812-1847)

Elisa Counis — итальянская художница.

Каролина фон дер Эмдбе (1812-1904)

Caroline von der Embde — немецкая художница.

Роза Бонёр (1822—1899)

Rosa Bonheur — французская художница-анималист.

Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825—1867)

Софья Васильевна Сухово-Кобылина — русская художница ставшая первой женщиной, окончившей Академию художеств с золотой медалью.

Читать еще:  Немецкий художник. Helle Jetzig

Этот список можно продолжить и далее перечислять имена и достижения художниц с мировыми именами, жившими и творившими в 20 веке. Это и Тамара де Лемпицки с ее эффектными произведениями, Фрида Кало с пронзительными картинами. А также воодушевляться, испытав настоящий восторг, при виде работ русских художниц Зинаиды Серебряковой и Александры Экстер.

Однако мужчины-художники по-прежнему норовят принизить роль женщин в истории искусства и поддерживают миф, что они плохие художники: «Даже если в занятиях живописью в художественной академии более 90 процентов составляют женщины, это факт, что очень немногим из них удастся стать по-настоящему мощными художниками»,- заявил Георг Базелиц — известный немецкий художник.

Талантливым просвещенным женщинам во все времена приходилось нелегко. Многим приходилось отказываться от семейных уз ради своего творчества, оставаясь при этомстарыми девами.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

5 фактов о работах Ли Бул

В питерском Манеже открылась выставка «Утопия Спасенная» суперзвезды корейского искусства — художницы Ли Бул. Рассказываем главное, что нужно знать о художнице.

Критики называют работы Ли Бул, главной современной художницы Южной Кореи, гротескными и роскошными. Дочь диссидентов, преследуемых режимом диктатора Пак Чон Хи (известен также как автор «корейского экономического чуда»), Ли с детства привыкла к обыскам в доме и вообще узнала, как выглядит угнетение и что значит быть свободной. Она и сама, возвращаясь из школы, где ее насильно переучивали в правшу, садилась рисовать — левой рукой, не как все. В итоге хрупкость человека и исторические потрясения стали главной темой ее работ — причудливых инсталляций из стекла, тканей и металла. Впрочем, в выборе материала она свободна до крайностей: выставку в нью-йоркском МoМА закрыли раньше времени из-за запаха тухлой рыбы — важной части инсталляции. В ход идут и человеческие волосы, и слепки греческих статуй, и собственное тело — для своих знаменитых перформансов Ли переодевается в монструозные костюмы. Ли Бул — первая и пока единственная из корейских художников достигла большого международного признания, ее роль в развитии перформанса сравнима с ролью Марины Абрамович. Кроме того, Ли была одной из основателей корейской андеграундной арт-группы Museum, влиятельной до сих пор. О красоте, уязвимости и вдохновении The Blueprint рассказала сама художница и куратор ее выставки Сунджун Ким.

В 20 лет она хотела изменить мир радикальными перформансами

В важнейшем перформансе «Аборт», обнаженная и подвешенная вниз головой к потолку, она облизывала леденцы и с болью рассуждала об абортах (в тот момент запрещенных в Корее). А те самые монструозные костюмы, напоминающие вывернутого наизнанку человека, — отражали беспокойство, ее и окружающих, вызванное политическими репрессиями в стране. «Сейчас я понимаю, — говорит Ли Бул, — что легко мир не изменится. А когда мне было 20, я думала, что это возможно. Еще теперь я знаю, что мое искусство не дает конкретный ответ на фундаментальные вопросы, которые у меня есть к миру. Если бы я знала все это в 20 лет, была бы я менее фрустрирована тем, что мир нельзя изменить? Не знаю».

ЕЕ РАБОТЫ 1990-Х ИССЛЕДУЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО: ЕГО КРАСОТУ, ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

Ли Бул полагает, что красота — в неожиданном, недосказанном, неизвестном и не определенном до конца. Ли Бул находит красоту в руинах и разрушении, несовершенстве и уязвимости. Красота в ее произведениях иногда воплощается в трагедии и травме: свежая рыба умирает внутри скульптур, киборгам из ее знаменитой серии, обезличенным и вместе с тем как будто бы женским фигурам, не хватает рук и ног.

В НУЛЕВЫЕ ОНА ОБРАЩАЕТСЯ К АРХИТЕКТУРЕ И УТОПИИ

Willing to be Vulnerable («Желание быть уязвимым») — это название недавней серии инсталляций, которые состоят из связанных друг с другом различных предметов: воздушных шаров, тентов и баннеров; все вместе напоминают о заброшенном цирке. Серия воссоздает модернистское представление о воображаемом будущем, а легкие и воздушные материалы придают этому будущему ощущение неуловимости. Один из элементов этой инсталляции, воздушный шар из металла (Metalized Balloon), напоминает печально известный дирижабль «Гинденбург» (взорвался при посадке в 1937 году. — The Blueprint). Ли Бул долго изучает историю модернизма и его утопий, но в отличие от большинства художников она этим не очарована — ее захватывает, скорее, связь утопичных идей с ее личной памятью и опытом.

В РАБОТАХ ЛИ БУЛ ЕСТЬ ОТСЫЛКИ К СОВЕТСКОМУ АВАНГАРДУ

Ли Бул говорит, что больше всего сейчас ее волнует образование цивилизаций, идеи прекрасного будущего, которые общество без конца пытается претворить в жизнь — и проваливается в своих начинаниях. «Мои работы так или иначе — исследование идей и идеологий, которые лежали в их основе. А утопическая модернистская архитектура начала XX века — важный мотив моей работы. Я прозвучу как старомодный гуманист, но больше всего меня вдохновляет человечество в целом — идеалы, истории, цивилизации, связь будущего и прошлого. Не верю, что можно говорить о будущем, прошлом и настоящем независимо друг от друга. Мы всегда рассматриваем прошлое из настоящего. А настоящее было будущим всего секунду назад».

БОЛЬШЕ ВСЕГО ОНА ИЗВЕСТНА СВОИМИ ОГРОМНЫМИ ИНСТАЛЛЯЦИЯМИ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector