Нотки сюрреализма в дизайне интерьера: освободите подсознание

Нотки сюрреализма в дизайне интерьера: освободите подсознание

Сюрреализм в архитектуре и дизайне

Сюрреализм — направление, возникшее в литературе в начале ХХ века, а затем постепенно перешедшее в живопись и архитектуру, став тем самым крупным направлением, охватившим многие сферы искусства.

В основе этого направления лежит сочетание реальности и сна, как правило, необычного, яркого, продуманного. Любое, даже самое бредовое сюрреалистическое произведение является плодом долгих и усердных трудов, работой с подсознанием. Именно подсознание генерирует сны, и творцы-сюрреалисты, чтобы получить идею, вначале много экспериментируют со своим мозгом. Подобными экспериментами можно назвать голодание, бессонницу, употребление наркотиков. В последнем случае, творцы буквально жертвуют своей жизнью ради искусства.

Широкое распространение сюрреализм получил в сфере дизайна. Особенно, в дизайне интерьера. Воплощая свои сны в реальность, люди получают довольно занятный интерьер комнаты. Например, с окном на полу или дырой в стене.

Возникновение и развитие сюрреализма

Как направление в искусстве, сюрреализм возник в 1910-х годах, исключительно в литературе. Только потом он проник и в другие сферы, например в живопись, а затем, как следствие, в архитектуру и дизайн.

Для людей того времени, такое направление казалось крайне необычным, возможно, даже безумным, а творцов-сюрреалистов часто считали душевнобольными и обходили стороной. Даже сейчас живописные произведения в стиле сюрреализма иногда называют “картинами шизофреника”. В этом есть доля правды — при сравнении рисунков из психбольниц с картинами, например Здислава Бексински, выявляется много схожих черт.

Но несмотря на всё это, художники разных профилей со всего света творили и продолжают творить свои сюрреалистические произведения. Самым известным живописцем-сюрреалистом был великий Сальвадор Дали. Его картины наполнены всевозможными нереальными сюжетами и завораживают людей, отчасти тем, что содержат в себе некий смысл, а отчасти — что мало кому понятно происходящее на картинах действо.

Дали был также прекрасным дизайнером-сюрреалистом. В интерьерах он воплощал то, что не мог (или не хотел) воплотить в картинах, и результат всегда был потрясающим.

Что представляет себя архитектурный сюрреализм?

Как уже говорилось ранее, сюрреализм — это эксперимент, попытка соединить сон и реальность, в результате чего может получиться всё, что угодно. Говоря простым языком, сюрреализм — эдакий хаос, безумие, в котором всё-таки сквозит частица какого-то смысла.

Особенно эффектно сюрреализм смотрится в архитектуре и дизайне интерьера. Перевёрнутые дома, сложенные, словно из конструктора, башни, бесконечные комнаты с окнами в самых неожиданных местах — всё это странно и удивительно для обычного человека. Но ведь в этом и есть вся прелесть сюрреализма.

Миру известны яркие примеры сюрреализма в архитектуре. Например, музей Сальвадора Дали в штате Флорида, созданный по мотивам его картин, перевёрнутый дом в Германии или загадочная гостиница во Вьетнаме. Примеров невероятно много, всех их не перечислить, но каждый из них уникален и по-своему прекрасен, а значит достоин, чтобы о нём узнали.

Заключение

Не всем дано понять гениев, а уж если это гении в области сюрреализма, то их творения для простых людей — тёмная, непролазная чаща глухого леса. Но, если постараться, то в их работах всё же можно найти красоту и даже щепотку здравого смысла.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзене. Подписавшись, вы будете в курсе всех самых интересных новостей. Перейти и подписаться.

Объекты желания: что смотреть на выставке сюрреализма в музее Vitra

Как воображаемые миры и сюрреалистические образы Сальвадора Дали и его коллег способствовали возникновению самых дальновидных проектов из области дизайна? Об этом — выставка «Объекты желания». Она проходит до 19 января 2020 года в музее дизайна Vitra в Вайль-на-Рейне.

В 1930-х годах губы скандальной и необыкновенно сексуальной актрисы Мэй Уэст соблазнили гения Дали, а сорок лет спустя похожий объект появился в ассортименте итальянского бренда Gufram (авторы проекта — архитекторы Studio 65). Их диван «Bocca», вдохновленный творением Дали, а также ядрено-красными губами голливудских звезд, стал настоящим символом поп-культуры 1970-х годов.

Параллель между сюрреализмом и дизайном прослеживается и в других объектах экспозиции. Декоративные тарелки Пьеро Форназетти (художник обожал оптические иллюзии — в лучших традициях сюрреализма), светильники из карт и битой посуды Инго Маурера и торшер в виде лошади от Moooi — эти и другие экстравагантные предметы дизайна вступают в диалог с работами Магритта, Дюшана, Мерет Оппенгейм, Ман Рэя и других представителей одного из самых влиятельных арт-движений XX века.

Сюрреалисты и предметные дизайнеры, кажется, всегда находились в тесном диалоге друг с другом. С одной стороны, предметы быта неоднократно становились важным источником вдохновения для художников — вспомнить хотя бы телефон-омар Сальвадора Дали или велосипедное колесо Марселя Дюшана, — с другой, — сам сюрреализм с его фантастическими образами и большим интересом к глубинному подсознанию человека оставил огромный след не только в истории искусства, но и в культуре в целом. Он повлиял на целую плеяду креативщиков, от мебельных и фэшн-дизайнеров до иллюстраторов и даже архитекторов. Так, например, в 30-х годах Ле Корбюзье спроектировал пентхаус на Елисейских полях для эксцентричного коллекционера и декоратора Карлоса де Бистеги (1929-31) и разместил на террасе загадочный украшенный зеркалом камин.

Читать еще:  Ощущение покоя и благополучия. Esteve Navarrete

После войны под влияние сюрреализма попали и другие видные архитекторы и дизайнеры, в том числе Чарльз и Рэй Имз, Исаму Ногучи и Фредерик Кислер (убедиться в увлеченности сюрреализмом последнего можно, взглянув на интерьеры галереи-музея «Искусство этого века» (The Art of This Century) Пегги Гуггенхайм).

Если первая часть выставки обращается к истокам зарождения движения, вторая исследует трансформацию архетипических предметов быта и то, как сюрреалисты «взломали» смысловые коды нашего якобы предельно знакомого и родного мира. Здесь помимо прочего представлены, например, предметы адепта радикального дизайна Акилле Кастильони — удивительно похожие на неконтекстуализированные фрагменты произведений Сальвадора Дали или Джорджо де Кирико.

Третья часть экспозиции посвящена темам любви, эротики и сексуальности — они в сюрреализме играли чуть ли не ключевую роль, — а замыкается выставка разделом, посвященным иррациональности и случайности (в свое время французский этнолог Клод Леви-Стросс назвал это «диким мышлением»). Здесь можно увидеть, например, столик на «куриных» ножках Traccia (Мерет Оппенгеймс для Cassina), вешалку с функцией щетки для одежды Константина Грчича, знаменитый торшер в виде лошади в натуральную величину от Moooi, «текучий» объект для сидения Pools & Pouf Роберта Стадлера, стул Pools & Pouf Роберта Стадлера, люстру из битых тарелок Porca Miseria! Инго Маурера, а также Cocoon 8 Начо Карбонелла — гибрид стола и торшера.

Впервые исследуя связь сюрреализма и дизайна, экспозиция «Объекты желания» демонстрирует, насколько актуален сегодня этот диалог — освободив послевоенный дизайн от уз функционализма, он переключил наше внимание на сома форму вещей и часто скрытые в них смыслы.

Сальвадор Дали, лицо Мэй Уэст, которое может выступать сюрреалистической квартирой, 1934-35

Вешалка-щетка для одежды Coathangerbrush, Константин Грчич для Muji, 2002

Пегги Гуггенхайм в кресле-качалке Фридриха Кислера, в своей галерее «Искусство этого века», 1942

Выставка продлится до 19 января 2020 года, она проходит по адресу:
Вайль-на-Рейн, Чарльз-Имз-Штрассе 2, Музей дизайна Vitra.
Подробную информацию можно найти на сайте музея.

Сюрреализм в дизайне. Гармония парадокса

Сюрреализм возник в 1910-х годах в литературе, но вскоре стал масштабным направлением, охватившим практически все виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн. Основу составляет идея совмещения сна и реальности, обращение к глубинам подсознания. Сюрреалисты достигали нужного эффекта, создавая противоречивые сочетания образов, форм, тем. Однако даже самые абсурдные произведения являются результатом тщательной продуманности. Зачастую, чтобы добраться до подсознания, художники работали под воздействием гипноза, алкоголя, голода, психотропных веществ.

Первым сюрреалистом-дизайнером стал великий Сальвадор Дали. Идеи интерьера его собственного жилья раскрываются в деталях, создающих соответствующую атмосферу. Но главным его шедевром в этой области является одна из его шуточных работ – «Комната Мэй Уэст». На картине лицо актрисы является пространственной иллюзией, составленной из предметов интерьера. Шторы превращаются в роскошные волосы, глаза воплощены в картинах, нос – причудливый камин, на котором стоят часы, линия подбородка – округлые ступени и, наконец, самый чувственный объект этой композиции – диван в виде губ. Под руководством самого Дали интерьер был сконструирован в объеме в 1974 году. С этого момента начинается новая эпоха в сфере дизайна.

Тенденции сюрреализма начала ХХ века перерабатываются и приспосабливаются к современным условиям. Авторы отбрасывают на задний план любимую сюрреалистами теорию Фрейда, отходят от глубин подсознания, оставляя для себя лишь идеи парадоксальности, иллюзорности, абсурдности. Сочетание несочетаемого – главная концепция современных дизайнеров. Это может выражаться в таких принципах как: противоестественное сочетание чуждых друг другу предметов, их обмен свойствами (тяжелое становится невесомым, легкость приобретает массивность; то, что должно быть мягким, затвердевает, а твердое принимает растекающуюся форму). Предмет вызывает ассоциации сразу нескольких образов (диван-губы, стол-конь), соединение приемов (старое и новое, естественное и искусственное, динамичное и статичное, повседневное и экзотическое), масштабирование предметов (чаще всего используется увеличение мелких предметов). В итоге дизайн интерьера в сюрреалистическом стиле можно разделить на несколько типов.

Первый представляет собой случай, когда все пространство помещения составляет единый образ, и стиль представлен во всех элементах, будь то покрытие пола, мебель, освещение и т. д. Однако такой интерьер наиболее уязвим от чрезмерной перегруженности, и человеку будет трудно в нем находиться. Логичным решением в такой ситуации является игра с цветом, фактурой и материалом предметов, спокойные плавные не сильно деформированные формы и образы.

Читать еще:  Погуляли и хватит: рейтинг возвращенных после похищения шедевров

Второй тип является самым простым в общем решении интерьера, поскольку в таком случае несочетаемость может проявляться в использовании предметов искусства (картин, фотографий, панно, скульптуры), отвечающих идеям сюрреализма, размещенных в пространстве, кардинально противоположном по стилю. Скажем, картины Сальвадора Дали в барочном интерьере выглядели бы весьма интересно.

Третий вариант применения сюрреализма в дизайне интерьера наиболее распространен среди современных авторов. Стиль проявляется уже частично в каких-либо соответствующих концепции сюрреализма объектах, которые гармонично вписаны в остальное пространство. Эффект в таком случае создается за счет контраста традиционной отделки помещения с причудливо выполненными предметами обстановки.

Ярким представителем сюрреалистического стиля в дизайне можно смело назвать французского архитектора и дизайнера Филиппа Старка. Его работы минималистичны, лаконичны, но в то же время полны иронии. Игра с формой и материалами преобладает над цветовым решением. Старк считает, что люди должны окружать себя интересными и красивыми вещами, поэтому часто он использует пластик как универсальный, технологичный материл, чтобы предметы были максимально доступны. Предметы интерьера поражают «гармонией парадокса» и вызывают у зрителя много вопросов. Порой их внешняя простота заставляет задуматься о сущности бытия.

Наряду со Старком ведущими дизайнерами, придерживающимися принципов сюрреалистического стиля, являются Рон Арад и Том Диксон. Для Арада во главе всего стоит неординарность, борьба со штампами. После экспериментов с различными материалами (бетон, пластик, акрил, силикон) дизайнер остановил свой выбор на металле. Он создает предметы интерьера затейливой, гипертрофированной, абстрактной формы, которые только по внешнему виду можно считать арт-объектом, однако в удобстве использования они нисколько не уступают своему эстетическому превосходству.

Рон Арад. Мусорное ведро

Плавные линии, неестественные формы также встречаются в работах Тома Диксона. Но стальные конструкции, в отличие от Арада, здесь заменяются более «теплыми» и привычными материалами. Это случай, когда сюрреализм раскрывается через ассоциацию: светильник, напоминающий молекулу, стулья – птицу, изгиб листьев, и даже опору линии электропередач.

Такие предметы впишутся как в полностью сюрреалистический интерьер, так и станут ярким акцентом в пространстве другого стиля. Продолжать список неординарных дизайнеров можно бесконечно, так как сюрреализм является неисчерпаемым океаном идей.

В дизайне этот стиль претерпел много изменений. Авторы уже не столько озабочены идеями подсознания и автоматизма, сколько желают удивить зрителя необычностью своих творений. Несмотря на это, принципы, сохранившиеся от традиционного сюрреалистического дизайна, гармонично вписываются в современную среду. Основная идея сочетания несочетаемого никогда не будет исчерпана, поэтому можно смело сказать, что дизайн в стиле сюрреализма имеет огромное будущее.

Эстетика сюрреализма в предметах интерьера

Сюрреализм, как стилистическое направление, сложилось в рамках модернизма, и достигло своего пика популярности в начале 20-го столетия. С 1920 г. по 1980 г. это течение охватило практически все развитые государства Европы, Америки и Азии. Основа сюрреализма — это разработанная теория психоанализа по Фрейду, где источником творческих идей является наше подсознание: сны, видения, грезы и внезапные озарения. Именно это объясняет алогизм, абсурдность, фантастичность и парадоксальность форм и образов, созданных в интерьере.

Чтобы понять, как оформить интерьер в стиле сюрреализм, достаточно вспомнить картины известных художников Сальвадора Дали или Рене Магритта. В их произведениях все персонажи имеют биоморфные, обтекаемые и расплывчатые силуэты.

Выбирая этот стиль для оформления своего интерьера, не забывайте о цветовой гамме. Здесь можно использовать любые яркие контрастные сочетания: красно-зеленый, желто-синий, черно-белый и т. д. При этом не обязательно применять контрасты в отделке помещения, можно создавать несколько интригующих ярких акцентов в мебели и декоре, которые будут преображать светлый фон интерьера. Например, уместным решением будет застелить пол ярким ковролином, при этом стены украсить оргалитовыми панелями с необычным орнаментом кислотных оттенков.

Мебель и декор в сюрреалистическом интерьере

Яркий представитель сюрреалистической мебели — «диван-губы», придуманный Сальвадором Дали для скандальной американской актрисы тридцатых годов Мэй Уэст. Выбирая мебель для своего интерьера в данном стиле, вы можете отталкиваться от принципа сочетай не сочетаемое. Причем, это касается не только форм, но и техник, и материалов.

Некоторые сюрреалистические элементы можно использовать в рамках создания интерьера в стиле фьюжн. Так, например, в качестве декоративного украшения можно использовать «тающие» часы или часы в виде глаза с бриллиантовой слезой. Вообще в сюрреализме просматривается задействование разных частей человеческого тела в качестве образов и предметов: глаз, нос, губы, уши. Поэтому решиться на данный эксперимент могут только смелые и креативные люди, готовые каждый день находиться в таком театре абсурда.

Читать еще:  Немного чёрного юмора от фотографа из Виннипега. Diana Thorneycroft

Если вы явный поклонник эстетики метаморфоз, то интерьер в стиле Сюрреализм — это именно то, что вам нужно. Проявите свою фантазию и преобразите свое жилое пространство в мир иллюзорных вещей.

Возможно, для воплощения идеи вам понадобится помощь профессионалов. Специалисты компании «ВекоНика» готовы изготовить любые декоративные изделия и мебель на заказ с учетом стилистического направления вашего интерьера.

Объекты желания: что смотреть на выставке сюрреализма в музее Vitra

Как воображаемые миры и сюрреалистические образы Сальвадора Дали и его коллег способствовали возникновению самых дальновидных проектов из области дизайна? Об этом — выставка «Объекты желания». Она проходит до 19 января 2020 года в музее дизайна Vitra в Вайль-на-Рейне.

В 1930-х годах губы скандальной и необыкновенно сексуальной актрисы Мэй Уэст соблазнили гения Дали, а сорок лет спустя похожий объект появился в ассортименте итальянского бренда Gufram (авторы проекта — архитекторы Studio 65). Их диван «Bocca», вдохновленный творением Дали, а также ядрено-красными губами голливудских звезд, стал настоящим символом поп-культуры 1970-х годов.

Параллель между сюрреализмом и дизайном прослеживается и в других объектах экспозиции. Декоративные тарелки Пьеро Форназетти (художник обожал оптические иллюзии — в лучших традициях сюрреализма), светильники из карт и битой посуды Инго Маурера и торшер в виде лошади от Moooi — эти и другие экстравагантные предметы дизайна вступают в диалог с работами Магритта, Дюшана, Мерет Оппенгейм, Ман Рэя и других представителей одного из самых влиятельных арт-движений XX века.

Сюрреалисты и предметные дизайнеры, кажется, всегда находились в тесном диалоге друг с другом. С одной стороны, предметы быта неоднократно становились важным источником вдохновения для художников — вспомнить хотя бы телефон-омар Сальвадора Дали или велосипедное колесо Марселя Дюшана, — с другой, — сам сюрреализм с его фантастическими образами и большим интересом к глубинному подсознанию человека оставил огромный след не только в истории искусства, но и в культуре в целом. Он повлиял на целую плеяду креативщиков, от мебельных и фэшн-дизайнеров до иллюстраторов и даже архитекторов. Так, например, в 30-х годах Ле Корбюзье спроектировал пентхаус на Елисейских полях для эксцентричного коллекционера и декоратора Карлоса де Бистеги (1929-31) и разместил на террасе загадочный украшенный зеркалом камин.

После войны под влияние сюрреализма попали и другие видные архитекторы и дизайнеры, в том числе Чарльз и Рэй Имз, Исаму Ногучи и Фредерик Кислер (убедиться в увлеченности сюрреализмом последнего можно, взглянув на интерьеры галереи-музея «Искусство этого века» (The Art of This Century) Пегги Гуггенхайм).

Если первая часть выставки обращается к истокам зарождения движения, вторая исследует трансформацию архетипических предметов быта и то, как сюрреалисты «взломали» смысловые коды нашего якобы предельно знакомого и родного мира. Здесь помимо прочего представлены, например, предметы адепта радикального дизайна Акилле Кастильони — удивительно похожие на неконтекстуализированные фрагменты произведений Сальвадора Дали или Джорджо де Кирико.

Третья часть экспозиции посвящена темам любви, эротики и сексуальности — они в сюрреализме играли чуть ли не ключевую роль, — а замыкается выставка разделом, посвященным иррациональности и случайности (в свое время французский этнолог Клод Леви-Стросс назвал это «диким мышлением»). Здесь можно увидеть, например, столик на «куриных» ножках Traccia (Мерет Оппенгеймс для Cassina), вешалку с функцией щетки для одежды Константина Грчича, знаменитый торшер в виде лошади в натуральную величину от Moooi, «текучий» объект для сидения Pools & Pouf Роберта Стадлера, стул Pools & Pouf Роберта Стадлера, люстру из битых тарелок Porca Miseria! Инго Маурера, а также Cocoon 8 Начо Карбонелла — гибрид стола и торшера.

Впервые исследуя связь сюрреализма и дизайна, экспозиция «Объекты желания» демонстрирует, насколько актуален сегодня этот диалог — освободив послевоенный дизайн от уз функционализма, он переключил наше внимание на сома форму вещей и часто скрытые в них смыслы.

Сальвадор Дали, лицо Мэй Уэст, которое может выступать сюрреалистической квартирой, 1934-35

Вешалка-щетка для одежды Coathangerbrush, Константин Грчич для Muji, 2002

Пегги Гуггенхайм в кресле-качалке Фридриха Кислера, в своей галерее «Искусство этого века», 1942

Выставка продлится до 19 января 2020 года, она проходит по адресу:
Вайль-на-Рейн, Чарльз-Имз-Штрассе 2, Музей дизайна Vitra.
Подробную информацию можно найти на сайте музея.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector