Ню в Средние Века и в эпоху Возрождения

Ню в Средние Века и в эпоху Возрождения

10 пикантных фактов об интимных отношениях в эпоху Средневековья

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Проституция считалась необходимым злом

Проституция в Средние века была весьма распространённым явлением. Хотя священнослужители этот факт не приветствовали, но с другой стороны и не делали никаких попыток, чтобы искоренить ее. Клирики поняли, что многие люди нуждались в таком способе «сбросить пар», и что отсутствие легкодоступных дам может принести больше вреда, чем пользы. Они боялись, что в противном случае, мужчины будут «приставать» к респектабельным женщинам или, что еще хуже, начнут вступать в интимные контакты с такими же неудовлетворёнными мужчинами.

Несмотря на эту терпимость, были нюансы, которые отражали непритязательное положение ночных бабочек в обществе. Они были обязаны носить определенную одежду, чтобы их могли с первого взгляда отличать от добропорядочных дам, жить в определенных районах города и не имели никаких гражданских прав. Бордели обычно маскировали под бани или ремесленные магазины (к примеру, мастерская по вышивке), где женщины могли бы работать «подмастерьями».

2. Импотенция как повод расстаться

Во многих европейских странах в средние века были приняты законы, согласно которым половые отношения для продолжения рода считались неотъемлемой частью брака. Поэтому, если кто-то из партнёров не мог или не хотел заниматься продолжением рода, его «половинка» могла потребовать аннулировать брак. Неспособность выполнить супружеский долг могла привести к ситуации, когда человек в суде должен был доказать, что он физически способен заниматься сексом.

Есть десятки зарегистрированных в то время случаев испытаний на потенцию». Одним из самых известных примеров является ситуация в 1198 году с французским королем Филиппом II и его второй женой Ингеборг, дочерью датского короля Вольдемара I. По какой-то причине, Филипп ненавидел Ингеборг и не хотел, чтобы она была королевой Франции. В итоге он сослался на свою «временную импотенцию», чтобы избежать брака.

3. Средневековая контрацепция

С древних времен люди разработали многочисленные методы, чтобы избежать зачатия. Тем не менее, до недавнего времени историки считали, что использование противозачаточных средств резко сократилось в средние века. Во-первых, католическая церковь очень не одобряла их, поскольку считала рождение ребенка даром Бога и единственной причиной брака. Кроме того, ученые полагают, что женщины старались родить, как можно больше детей из-за высокой детской смертности.

Однако, демографические исследования показывают, что женщины старше 30 лет оказывались беременными гораздо реже 20-летних, а это позволяет сделать вывод, что они использовали различные методы контрацепции. Тем не менее, записей о контрацепции очень мало. Вероятно, из-за отношения церкви к ней.

4. Акушерки-ведьмы и интим с дьяволом

Эпоха позднего Средневековья известна своими охотами на ведьм, из-за которых десятки тысяч людей (в основном женщин) преследовали за колдовство. Ведьмой могли объявить за многочисленные «подозрительные» занятия, а иногда даже за акушерство. Все стало особенно плохо после того, как папа Иннокентий VIII издал в 1484 году папскую буллу «Summis desiderantes affectibus», признав существование ведьм и утвердив необходимость их преследования.

После этого инквизитор Генрих Крамер написал «Молот ведьм», который до сих пор считается самым важным трактатом о колдовстве. Крамер в том числе заявлял, что акушерки обманом принуждают молодых женщин к интимным отношениям с дьяволом, а затем используют родившихся некрещеных младенцев в колдовстве.

5. Священнослужители и брак

История церковных браков в средние века весьма длинная и запутанная, на протяжении столетий происходили многочисленные изменения. В начале эпохи византийский император Юстиниан Великий аннулировал все браки членов Святого Ордена и объявил всех своих детей незаконнорожденными. Закон безбрачия после этого никто не отменял в течение сотен лет, но он не всегда соблюдался с особым рвением.

Также было различие между священнослужителями, которым было разрешено вступать в брак, и женатыми мужчинами, которым было разрешено принять сан. Последнее было более распространено. После Великого Раскола 1054 года обе церкви стали строже относиться к данному вопросу, и снова было введено безбрачие.

6. Женская любовь

Хотя однополые отношения были «горячей темой» в средние века, внимание было обычно сосредоточено на мужчинах. Существует очень мало упоминаний о подобных отношениях среди женщин. Один из немногих средневековых законов, которые непосредственно касались женской страсти, происходит от французского трактата середины XII века Li Livres de jostice et de plet («Книга справедливости и мольб»). За женский гомосексуализм было предусмотрено такое же наказание, как и за мужской: членовредительство после первых двух «преступлений» и сожжение на костре в третий раз. Лесбиянство, кстати, рассматривалось как медицинская проблема.

7. Куртуазная любовь

Исторически сложилось, что брак заключался сугубо по материальным соображениям, а не по любви. Тем не менее, в позднем Средневековье появилась новая литературная концепция, в которой изображались романы и страсти. Эта концепция была известна как «куртуазная любовь», хотя этот термин был популяризировал в XIX веке во Франции под немного другим значением.

Подобный жанр вырос из поэзии трубадуров XI века в французских регионах Аквитания и Шампань. Эти работы возвеличивали романтические отношения между рыцарем и дамой, причем эта любовь всегда была тайной, а женщина была в браке. Куртуазная любовь подчеркивала такие черты, как «рыцарский дух» и «благородство».

8. Трансвеститы

Трансвестизм не считался обыденной практикой до недавнего времени и к нему по-прежнему относятся с неодобрением во многих частях мира. Неудивительно, что это было табу в средневековой Англии, но это не означает, что подобного не происходило. Исследования показали, что в Англии в XV веке довольно распространены были мужчины, переодевающиеся в женщин. Большинство трансвеститов, как правило, торговали своим телом.

9. Миссионерская поза

Церковь считала постельные утехи средством для продолжения рода. Именно отсюда ведет свою распространенность миссионерская поза. Считалось, что когда мужчина находится сверху и лицом к женщине, то это дает лучшие шансы на беременность. Церковники опасались, что любая другая поза может спутать «естественный порядок вещей». Некоторые позы, такие как «мужчина сзади», считались «собачьими» и Церковь утверждала, что они стирают границы между человеком и животным.

Все другие виды совокупления средневековые клирики запрещали. Поскольку считалось, что они не давали никаких шансов на продолжение рода, а служили только для сексуального удовольствия, то рассматривались как похотливый грех.

Читать еще:  Охотник за пейзажами. Clarence Bourgoin

10. «Книга наказаний»

Когда дело доходило до наказания за «греховный» проступок, необходим был свод правил. Именно поэтому в средние века появились «Книги наказаний», в которых было подробным описанием правил наказания за каждый грех. Они ведут свое происхождение от священников, начавших документировать грехи, которые они слышали во время исповедей, и налагать епитимьи за эти грехи. Неудивительно, что в таких книгах было немало грехов, связанных с постельными утехами. Самым страшным грехом считалось «извержение мужского семени в рот», это каралось смертью.

Всё течёт, все меняется. Не менее невероятными кажутся сегодня и интимные истории неандертальцев и предков современных людей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ню. Часть 2. Эпоха Возрождения.

Часть 2.

В первой части нашего экскурса в историю искусства мы остановились на одном из самых мрачных периодов в истории Европы — Средневековье, который справедливо рассматривается, как временный закат европейской цивилизации, отразившийся буквально на всем, и в первую очередь на культуре. Но засилье мракобесия не могло продолжаться вечно. Постепенно идеи восприятия личности, как центра окружающего мира, все более овладевают умами людей. Центром этого мировоззрения, получившего название гуманизм, становится Италия. Почему именно Италия? Не будем забывать, что в конце XIV века Англия и Фрация были втянуты в изматывающую Столетнюю войну, Германия была фактически раздроблена на множество удельных княжеств. В то время, как в Италии процветала торговля, разбогатевшие горожане вытесняли аристократию, стремительно терявшую свои позиции.

Новые власть имущие не хотели жить так, как их предки; южный темперамент искал выход и в скором времени практически вся Италия стала походить на Венецианский карнавал. Такие нравы требовали совершенно других произведений искусства. К тому же, все большую популярность приобретают идеи о высоком достоинстве человеческой природы, что во многом походило на мировоззрение древних греков. Поэтому художники эпохи Возрождения стали черпать вдохновение в античном искусстве.

Одним из самых прекрасных творений этого периода была картина великого художника тосканской школы Сандро Боттичели «Рождение Венеры». Эта картина была написана им для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, двоюродного брата герцога Флоренции, и воплощает тот момент мифа, когда рожденная в пене Венера приплывает к берегу в огромной раковине, словно прекрасная жемчужина.

В отличие от Средневековья взгляд итальянцев на женщину отличался свежестью и простотой. В соответствии с царившими тогда понятиями женщина должна была быть ровна, спокойна в своих манерах, уметь поддерживать беседу практически обо всем, придерживаться правил приличия и не впадать в крайности. Однако недоступность женщины не считалась добродетелью. Застенчивость в то время была чужда итальянскому обществу. В конце XV века в Италии можно было встретить прекрасно образованных женщин, с блестящим умом и изящным вкусом, что часто отражалось в портретах художников той эпохи.

(на фото картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1484-1486 гг. и «Венера и Марс» 1483 г.)

Искусство двигалось вперед гигантскими шагами, при этом тесно сотрудничая с наукой. Самым ярким представителем блестящей плеяды художников той эпохи, которого называют величайшим гением всех времен и народов был Леонардо да Винчи.

В его живописных работах практически нет обнаженной натуры, за исключением нескольких картин на мифологические темы. Но Леонардо да Винчи создал целый том рисунков с изображением различных частей человеского тела. Одной из таких работ является «Человек Витрувия» (на фото), получившая название по имени древнеримского архитектора Марка Витрувия Поллиона.

Это небольшой карандашно-акварельный рисунок, который является иллюстрацией к определению пропорций мужского тела. На рисунке изображены две мужские фигуры, наложенные друг на друга, одна из которых вписана в окружность, а другая — в квадрат.

Практически одинаковое явление с Леонардо да Винчи в том , что касается живописи, скульптуры и архитектуры, представляет собой Микеланджело Буонарроти. Он буквально воссоздал нагое тело классической древности, сбросив все условности, еще остававшиеся в тосканской школе. Его работы несут на себе печать первозданной мощи.

Обладая глубокой и страстной натурой, Микеланджело создал наиболее совершенные в своей реалистичности образцы человеческого тела, к которым относится и его знаменитый «Давид».

С этой статуей связан любопытный факт. Более 100 лет на главной площади Флоренции лежал огромный кусок мрамора. Целая комиссия во главе с самим Леонрадо да Винчи признала камень совершенно негодным для скульптурных работ.И только Микельанджело взялся за дерзкий замысел и изваял из этой глыбы мрамора непревзойденного «Давида».

Дорогие друзья! Позвольте на этом прервать повествование, но продолжение обязательно будет, ведь еще столько прекрасных имен подарила нам эпоха Возрождения — Рафаэль, Тициан, Веронезе, Пармиджанино, Веласкес, в свою очередь подаривших нам необыкновенные образцы обнаженного человеческого тела, взглянувших на наготу философским взглядом с точки зрения красоты и обаяния.

Позвольте и мне предложить Вашему вниманию свою коллекцию «Люди как Боги или Олимп Красоты», где я доступными мне средствами попыталась передать тему красоты человека.

Мне будет очень приятно, если Вы поддержите ее своими голосами.

Публикация подготовлена по материалам книги «Ню: самые знаменитые шедевры», изд-во «Белый город»

Сексуальность в эпоху Ренессанса (18+)

Обнаженные женщины на полотнах художников, публичные дома с разрешения городских властей и популярные книги об однополой любви — строгой средневековой морали не нашлось места в эпоху Возрождения. Развлечениям Ренессанса позавидовали бы римские патриции: так, Чезаре Борджиа устроил в Риме Каштановый банкет, на котором прислуживали обнаженные девушки легкого поведения.

С изобретением книгопечатания в Европе самым распространенным изданием стал «Декамерон» Боккаччо. Этот «бестселлер» Возрождения посвящался любви и любовникам. Герой одной из новелл — согрешивший монах. Ему удалось избежать наказания, уличив настоятеля в аналогичном поступке. В старости Боккаччо открестился от непристойных рассказов, назвав их безнравственными. Несмотря на заявление автора, «Декамерон» точно отразил дух своего времени. Земные развлечения теперь не считались чем-то постыдным. Женщины отбросили, как надоевшую книгу, консервативную средневековую моду.

Глубокое декольте считалось вполне уместным для светского ужина. Платья открывали плечи. Представительницы прекрасного пола красили ресницы, губы и брови, осветляли волосы с помощью лимона. Стандарты красоты были вполне определенными: «Волосы золотистые, кожа сияющая, брови выразительные, глаза большие, брови не слишком широкие, нос тонкий. Шея не слишком короткая и не слишком длинная». Торговцы в парфюмерных лавках подсчитывали выручку, радуясь желанию дам украшать себя. В эпоху Ренессанса снят запрет на тему отношений мужчины и женщины. Жан Фернель — врач французского короля Генриха II — опубликовал работу, посвященную вопросам физиологии.

Читать еще:  Ностальгия и романтика. Сергей Игнатенко

Средневековый «регламент», целиком и полностью определявший быт женщины, ушел в прошлое. «Князь гуманистов» Эразм Роттердамский настаивал на том, чтобы девушки имели доступ к образованию наравне с мужчинами. Однако далеко не все мыслители Возрождения разделяли эту мысль. Теоретик искусства Леон Баттиста Альберти писал: «Мужчины лучше переносят трудности, нежели чем женщины. Они гораздо выносливее. Робкие, медлительные, мягкие женщины нужны нам дома».

Любопытно, что итальянская куртизанка Туллия д’Арагона получила образование, которое в XVI столетии было доступно лишь мальчикам. В этом ей покровительствовал архиепископ Палермо. Перу Туллии принадлежит сочинение «Диалоги о бесконечности любви». Популярными в эпоху Ренессанса были стихотворения графини Вероники Гамбара. Вероника затрагивала ранее неприемлемые темы, например, домогательства мужчин. Сборники ее стихотворений хорошо продавались. Гамбара достигла успеха как на литературном поприще, так и в делах государственных: она была владетельницей города Корреджо. «Примадонна Возрождения» Изабелла д’Эсте, одна из самых образованных женщин своего времени, собрала обширную коллекцию произведений искусства, покровительствовала художникам и ученым, при ее дворе регулярно проходили шахматные турниры. Д’Эсте открыла школу для девочек.

Муза Микеланджело Виттория Колонна оставила богатое поэтическое наследие, по достоинству оцененное современниками. Куртизанка Вероника Франко, в отношениях с которой состоял французский монарх Генрих III, также издала несколько поэтических сборников. Она откровенно писала о своих любовных переживаниях. В 1580-м Франко заинтересовалась инквизиция: ее обвиняли в «запретных играх доме, наведении любовных чар». Вероника была оправдана. Во многом влиянию примадонн итальянского Ренессанса способствовало их богатство. Благодаря финансовой независимости и происхождению они могли приобщиться к занятиям, традиционно доступным мужчинам.

Свобода, привнесенная эпохой Возрождения, имела и другие последствия. Куда более лояльным в обществе стало отношение к публичным домам. «Женские переулки» в Италии и Франции, по сути, санкционировали местные власти. В Риме, Венеции и других крупных городах узнать девушек легкого поведения можно было по дресс-коду: туфли на высоких каблуках, перчатки. В итальянском городе Мерано характерным украшением являлся желтый цветок. В одной только Венеции в 1509 году насчитывалось больше 5 тысяч работниц публичных домов. Чтобы заполучить девушек, владельцы домов терпимости шли на различные ухищрения — например, обещали оплатить все долги. Бордели нередко работали с молчаливого согласия местных властей при условии своевременных взносов в казну.

Инструкция для владельца одного из публичных домов в Германии гласила: «Пусть присягнет, что будет содержать свой дом в порядке и снабжать его хорошими, опрятными и здоровыми женщинами и что он никогда не будет иметь менее четырнадцати, если же он лишится одной из них вследствие болезни или по какой-нибудь другой причине, то обязан в течение месяца возместить их другой или другими опытными, опрятными и здоровыми женщинами так, чтобы не уменьшалось вышеозначенное число». В связи с распространением сифилиса муниципалитеты распоряжались о медицинских обследованиях девушек в борделях.

Сохранились свидетельства, что во время проведения Констанцского собора (с 1414-го по 1418-й год) особенно удачливые куртизанки сколотили в Констанце целое состояние. Современники рассказывали, что во время осады Нойса в ходе Бургундских войн в войске Карла Смелого находилось несколько тысяч проституток.

Ренессанс — время праздника, игры, карнавальных шествий. В дни карнавала стирались правила и чаще, чем обыкновенно, назначались свидания. В Венеции проводились праздники на воде, девушки представали в образе нимф. Представительницы прекрасного пола могли также участвовать в соревнованиях по гребле. Эротика проникла и в свадебные обычаи, особенно простых горожан и крестьян. Мужчины и женщины вместе посещали баню, нередко их разделяла лишь невысокая перегородка. В бане назначали свидания, здесь мужья подкарауливали своих неверных жен. На праздниках получили распространение игры, когда мужчины и женщины касались друг друга. Редкое торжество обходилось без плясок. Танцы были энергичными, с возможностью импровизации.

В литературе периода Возрождения высмеиваются однополые отношения. В Италии в середине XVI столетия разгорелся скандал вокруг римского папы Юлия III, взявшего в качестве слуги бездомного подростка Инноченцо. После долгой службы Инноченцо получил титул кардинала. Юлию III приписывали и связи с другими мужчинами. По обвинению в содомии были привлечены молодой Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини.

Ню в Средние Века и в эпоху Возрождения

В Королевской Академии художеств в Лондоне проходит выставка, посвященная изображению обнаженного тела в эпоху Возрождения. Кураторы выставки собрали работы самых известных художников того времени —Тициана, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо, Дюрера и многих других.

Изображение обнаженного тела как форма искусства зародилось в V веке до нашей эры в Древней Греции и с течением времени претерпевало значительные изменения и во многом зависело от религиозных догм. Если в Древней Греции богов часто изображали обнаженными, то в Средние века церковь накладывала множество ограничений на изображение человеческого тела. Человек должен был быть подчинен богу, что отражалось в искусстве того периода.

Наиболее значимым периодом в эволюции изображения обнаженного тела стала эпоха Ренессанса, который можно разделить на 4 этапа: Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение.

Центральной фигурой живописи Проторенессанса стал Джотто. Художники эпохи Возрождения считают его реформатором живописи — он определил путь, по которому пошло дальнейшее развитие искусства. Светские формы пришли на смену религиозным, объемное изображение заменило плоское, в живописи стали уделять большое внимание интерьеру.

Раннее Возрождение характеризуется большим влиянием классической древности. Художники отходят от средневековых канонов и используют концепции античного искусства. В период Высокого Возрождения обращение к античности полностью вычеркивает средневековые черты из художественных работ. Леонардо, Микеланджело и Рафаэль являются ведущими творцами того времени, а их работы стали сердцем выставки в Королевской Академии.

Позднее Возрождение в Италии характеризуется разнообразием художественных форм, которые невозможно подвести к общему знаменателю. В то же время в Венеции был свой путь развития художественных традиций. На выставке вы можете увидеть работы Тициана, который был одним из наиболее ярких представителей живописи Позднего Возрождения.

Итальянский Ренессанс фактически не оказал влияния на Северное Возрождение, которое было распространено в Северной Европе. В живописи стран, расположенных к северу от Альп, долго сохранялись традиции готического искусства, а анатомии человека уделялось значительно меньше внимания. Одним из ярчайших представителей той эпохи стал Альбрехт Дюрер, чьими работами можно сейчас полюбоваться в Королевской Академии.

На выставке представлены работы разного формата, от рисунков до скульптуры, которые исследуют преображение отношения к телу, красоту пожилого тела, а также работы, которые были изначально предназначены для частного просмотра. Художественные традиции Ренессанса оказали огромное влияние на развитие искусства и до сих пор во многом перекликаются с современными работами.

Читать еще:  Не талантом единым. Denise Henley

«Позы» Аретино — средневековая похабщина, ставшая классикой Ренессанса

«Позы» Аретино, «Шестнадцать поз» или «Любовные позы» — все это названия сборника похабных стихов поэта Пьетро Аретино, проиллюстрированного гравюрами с разнузданными сценами секса.

Эту книгу запрещали, за нее сажали, ее много раз подпольно копировали, и ей восхищались — со временем «Позы» Аретино превратились из произведения, от одного упоминания которого дамы падали в обморок, в ценнейший артефакт Ренессанса, из которого черпали вдохновение Казанова и Александр Сергеевич Пушкин.

Рассказываем о непростой судьбе этого очаровательного культурного памятника средневековой эротики. Естественно, с картинками.

Начать рассказ о «Позах» Аретино придется издалека. В 1524 году маркиз Федерико II Гонзага решил построить себе загородную виллу рядом с городом Мантуя, и пригласил в качестве архитектора не абы кого, а Джулио Романо, именитого ученика Рафаэля Санти. Романо понадобилось всего восемнадцать месяцев на постройку виллы и еще десять лет на дальнейшую роспись ее интерьеров. Работа оказалась колоссальной. Несколько залов покрыли огромные росписи с мифами о богах-олимпийцах, однако некоторые работы Романо отличались от основного массива. К примеру, вот эта:

Хотя маркиз Гонзага и придерживался передовых взглядов, еще до начала строительства виллы он забраковал большинство откровенных росписей, оставив лишь несколько. Но пропасть самым пикантным рисункам не дал друг Романо, Маркантонио Раймонди — художник и еще один ученик Рафаэля. Когда Раймонди впервые увидел этюды приятеля, он был настолько восхищен их дерзким эротизмом, что предложил Романо незамедлительно переделать их в гравюры и издать отдельно. Автор был не против, но понимал, что после такого у них точно появятся серьезные проблемы не только с властями, но и лично с папой Климентом VII, с которым у Романо и без того были сложные отношения.

По легенде, Климент VII однажды пригласил Джулио Романо расписывать Ватикан, однако времена были тяжелые, и они не смогли договориться насчет гонорара, поэтому в отместку ретивый художник оформил зал Константина порнографическими картинами, которые потом пришлось перекрашивать, за что Романо и впал в немилость.

Так это было на самом деле или нет — никто не знает, но Романо действительно поучаствовал в росписи Битвы Константина, которую ему поручили доделать за Рафаэлем после смерти мастера. И между Романо и Климентом правда были разногласия, но, с другой стороны, у кого из именитых живописцев их тогда не было? В Италии шел Ренессанс, и если для творческих людей это был переломный момент в художественном переосмыслении роли человека, Бога и морали, то для католической церкви это был слом политический — в 1527 году Рим вообще будет разграблен войсками Карла V, из-за чего власть папы серьезно пошатнется.

Но в 1524 году папский престол еще крепко стоял, и когда гравюры Раймонди по самым разнузданным эскизам Романо были изданы, их незамедлительно изъяла церковь. Усугубляло дело еще и то, что картинки с совокупляющимися парочками сопроводил похабнейшими стихами друг живописцев, поэт Пьетро Аретино. По другой версии, Аретино добавил свои сонеты уже многим позже, однако очевидец всего этого безрассудства, художник Джорджо Вазали, пишет о событиях так:

Джулио Романо поручил Маркантонио вырезать по его рисункам на двадцати листах все возможные способы, положения и позы, в каких развратные мужчины спят с женщинами, и, что хуже всего, мессер Пьетро Аретино написал для каждого способа неприличный сонет, так что я уж и не знаю, что было противнее: вид ли рисунков Джулио для глаза или слова Аретино для слуха. Произведение это было строго осуждено папой Климентом, и, если бы, когда оно было опубликовано, Джулио уже не уехал в Мантую, он заслужил бы суровое наказание от разгневанного папы. Маркантонио был схвачен и заключен в тюрьму, и плохо бы ему пришлось, если бы его не выручили кардинал Медичи и Баччо Бандинелли, находившиеся в Риме на службе у папы.

Лишь в неспокойном 1527 году Романо, Раймонди и Аретино удалось, наконец, переиздать свой труд, но и тут их ждала неудача. Творцы понадеялись, что политическая смута в Италии отведет от них зоркий взгляд папы Климента VII, но чуда не произошло — второе издание сборника, уже известного в народе как «Позы» Аретино, также было полностью сожжено. На этот раз, к сожалению, безвозвратно.

Уцелевшая гравюра Раймонди

Так оригинал «Поз» Аретино был утрачен — до нас дошла лишь одна уцелевшая гравюра Раймонди и шестнадцать сонетов Пьетро Аретино. Однако в середине XVI века широкой публике это произведение было вновь представлено в изложении художника Агостино Карраччи, сделавшего копию с другой копии 1550 года. «Любовные позы» к тому моменту уже превратились в легенду — сборник несколько раз переиздавался кем ни попадя, но раз за разом уничтожался властями.

Копия «Поз» 1550 года

По разрозненным свидетельствам мы знаем лишь то, что обе этих версии («Позы» Карраччи и пиратское издание 1550 года) отличаются от оригинала персонажами, но не самими позами. На гравюрах Раймонди были изображены обычные люди, тогда как Карраччи рисовал пары богов и знаменитых любовников из реальной истории: Зевс и Гера, Марк Антоний и Клеопатра, и все в таком духе. Не исключено, что таким образом Карраччи хотел избежать излишнего гнева церковников — дескать, не порнографию какую-то рисует, а отдает дань уважения классическим сюжетам.

Мускулистые тела и мощные торсы персонажей тоже были идеей Карраччи, как и идея перенести сцены секса из бытовых интерьеров в более помпезные локации. Именно эта версия «Поз» Аретино в итоге и стала каноничной, а если точнее, то ее французское переиздание 1798 года под названием L’Arétin d’Augustin Carrache, ou recueil de postures érotiques, d’après les gravures à l’eau-forte par cet artiste célèbre (примерный перевод — «Позы Аретино в исполнении Агостино Карраччи или сборник эротических картин с дополнениями знаменитого художника»).

По соображениям нынешней нравственности, во многом столь близкой по духу эпохе Ренессанса, мы были вынуждены замазать некоторые пикантные детали этих гравюр. Но вы наверняка это и так уже поняли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector