Образ человека. Mustafa Orkun Muftuoglu

Образ человека. Mustafa Orkun Muftuoglu

«Образ человека-главная тема искусства»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Презентация к уроку по изо в 6 классе . Раздел: Вглядываясь в человека. Портре в изобразительном искусстве.

Тема урока: Образ человека-главная тема искусства.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

6 класс Учитель изобразительного Искусства Матыпова Виктория Викторовна Образ человека – главная тема в искусстве 900igr.net

цель Познакомить учащихся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета ; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир ; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи, скульптуры, графики. Необходимое требование, предъявляемое к портрету, передача индивидуального сходства . Само слово «портрет» произошло от латинского. Его можно перевести как « извлечение сущности », т.е. выявление внутреннего содержания.

Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя, но каждое изображение для нас – нечто большее, чем сходство с одним человеком. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. И это именно то, что мы особенно ценим в портретах. Понимание жизни художником обогащает наше понимание самих себя. Ф. Липпи . Фрагмент храмовой Росписи. Фреска. Италия. XV в.

Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий назад. Первые портреты были созданы египтянами. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити .

При раскопках в Фаюме , около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми красками. Перед поражёнными исследователями предстали ошеломляющие реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад. Их взор обращён к нам, в их образах явно преобладание духовного начала над телесным.

Для римского портрета характерно с самого начала пристальное внимание к изображению индивидуальных черт. Портрет императора Филиппа Мрамор. Древний Рим. I в.

В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в XVII в. И вначале писали их точно таким же методом как иконы, — на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона». Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.

К концу XVIII в. Русские живописцы достигли совершенного мастерства. Портреты было принято делить на парадные и камерные.

Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. О. А. Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова. Масло. Россия. XIX в.

Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В это время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживаний. Портрет Марии Лопухиной – самый знаменитый из портретов – образов юности, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа

Вывод: портрет-это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей , и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и разви.

Тема урока: «Образ человека – главная тема искусства», 6 класс (урок с использование метода проектов и информационно – коммуникационных технологий на уроке ИЗО)Знакомство учащихся с и.

Презентация по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского «Образ человека — главная тема в искусстве» (1 урок III четверть).

7 класс 1 четверть Тема «Изображение человека».

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 6 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского.

Разработка урока на тему «Образ человека – главная тема в искусстве» представлена по гуманитарному направлению учителем изобразительного искусства Прошуниной Ольгой Петровной.

ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ББББББББББББББББББББББББББББ ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ.

Урок изобразительного искусства «Образ человека – главная тема искусства»

Презентация к уроку

Цели: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Оборудование: репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи “Джоконда”; Рембрандт Харменс ван Рейн; Илья Ефимович Репин “Торжественное заседание Государственного совета”.

1. Организационный момент.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит… —

написал Александр Сергеевич Пушкин, увидев свой портрет, написанный Орестом Адамовичем Кипренским. Поэт, без сомнения, походил на себя: то же вытянутое лицо, те же курчавые волосы и живые глаза, бакенбарды, обрамляющие четкие и тонкие черты. Но куда же подевались присущие ему озорство и ирония? Перед Пушкиным предстал величественный мудрец, немного усталый и печальный. Таким увидел поэта художник. Именно таким, через сто семьдесят лет, представляем Пушкина и мы.

2. Изучение нового материала.

Тема нашего урока “Портрет”.

Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Само слово “портрет” произошло от латинского слова. Его можно перевести как “извлечение сущности”, т.е. выявление внутреннего содержания. Нарисовать его похоже – не единственная и далеко не главная задача портретиста. От него требуется передать также внутренний мир, душевное состояние человека, его положение в обществе. И, что самое важное, портретист должен выразить свое личное отношение к модели (так называют изображаемого человека). Художник имеет право на собственный взгляд, даже если портретируемый представляет себя иначе.

Читать еще:  Новые миры. Joanne St-Cyr

“Из истории возникновения портрета”

Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние из сохранившихся произведений этого жанра – гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня. Тысячи рабов трудились над их изготовлением. Эти огромные статуи должны были вознести фараонов на недосягаемую высоту, уподобить их богам.

Были в Древнем Египте скульптурные изображения и поменьше. Например, сделанные в мастерской скульптора Тутмеса портреты фараона Эхнатона, царицы Нефертити и их шестерых дочерей. Перед нами предстают обычные человеческие лица, но выполненные настолько мастерски, что с трудом верится в их нынешний “возраст” — три с половиной тысячи лет!

Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции, где так высоко ценили человеческую личность. Моделями для скульпторов служили философы, поэты, политики, имевшие заслуги перед страной. Поэтому художник, изображая конкретного человека, вместе с тем создавал и образ идеального гражданина.

В истории искусства жанр портрета не только никогда не угасал, но, напротив, процветал во все времена – в первую очередь потому, что всегда находились заказчики.

В Древнем Риме ими были знатные горожане и члены их семей. Теперь мы можем многое узнать о том, как они одевались в те далекие времена, какие прически и украшения носили – насколько точно и правдиво работали римские скульпторы.

Наряду с обычным развивался и аллегорический (иносказательный) портрет. В Древнем Египте фараоны изображались в виде бога Осириса, царицы – богини Исиды. В Древней Греции царя Александра Македонского представляли в образе сказочного героя Геракла, облаченного в львиную шкуру и с палицей в руках. А в Древнем Риме императору придавали облик верховного божества Юпитера.

Жанр живописного портрета сложился позднее, в эпоху Возрождения. Тогда портрет стали разделять на парадный и камерный.

Парадный портрет изображает человека в момент его торжества. Об этом красноречиво говорит весь его вид: пышная одежда со знаками отличия и украшениями, вычурная горделивая поза. Кажется, что модель откровенно позирует художнику.

Полная противоположность парадному – камерный портрет. Само название говорит о том, что он предназначен не для парадных залов, а для небольших помещений (слово “камера” означает на латыни “комната”). Камерный портрет вводит нас во внутренний мир человека, часто неизвестного. Поза модели непринужденна. Создает впечатление, что портретируемый даже не подозревает о том, что его рисуют.

Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Из этой эпохи дошли до нас образы господ и крестьян, детей и стариков, королей и шутов… Невероятно, но все это людское разнообразие воплотил в своем творчестве испанский художник – Диего Веласкес.

Долгие годы он был живописцем при дворе испанских королей. Его парадные портреты очень торжественны и пышны. Они представляют королевскую семью и придворную знать во всем их внешнем великолепии: изысканные костюмы из бархата и парчи, усыпанные драгоценностями и расшитые золотом и кружевами, способны поразить самое богатое воображение.

Но позы моделей слишком напоминают позы манекенов, а за показной роскошью не видно человеческой души.

Эти картины художник писал на заказ, а для себя рисовал королевских шутов. Уродцы, над которыми окружающие постоянно издевались, вызывали у Веласкеса глубокое сострадание и сочувствие, что отчетливо видно по многочисленным портретам.

Художник открыл для нас, что за скромной одеждой и физическими недостатками скрывались внутренняя красота и благородство этих людей.

Блестящим мастером камерного портрета был голландский художник Рембрандт Харменс ванн Рейн. Созданные им образы пронизаны самыми разными чувствами: радостью, грустью, глубокой задумчивостью, усталостью, достоинством, любопытством. Модели Рембранта словно говорят с нами. Мы ясно слышим каждую их историю, “рассказанную” движениями глаз, красноречивыми жестами рук, выразительной осанкой… Великий Рембрандт писал автопортреты на протяжении всей своей жизни. Их насчитывается около ста, и по ним мы сегодня можем проследить его сложную судьбу.

В Россию жанр портрета пришел только в 18 веке вместе с европейскими художниками, приглашенными Петром Первым. Сначала на портретах, называвшихся тогда “парсунами” или “персонами”, изображали самого царя и его приближенных.

Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой, романтическая личность. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Именно таким предстает перед нами написанный кистью Кипренского гусарский полковник Е.В. Давыдов: ярко – красный парадный мундир, твердый взгляд, уверенная поза.

Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному.

Большую роль в этом сыграли передвижники. Так сокращенно называли себя члены Товарищества передвижных выставок. Его вдохновителем был блестящий портретист Иван Николаевич Крамской.

“Торжественное заседание Государственного Совета” вмещает в себя восемьдесят одну модель, и все написаны с портретным сходством.

Беседа по картине Леонардо да Винчи “Джоконда”.

Учитель. Из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет?

Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?

3. Задачи стоящие перед художником.

Художник должен уметь изображать человека в различных положениях, в движении. В человеке самое главное, самое выразительное – это его внешний облик и лицо. Поэтому художник начинает изучать человека с рисования головы.

Читать еще:  Очарование человеческого тела. Mauricio Cardona

Необходимо изучить анатомию, что является

Портрет – это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика. Главное передать сущность портретируемого.

4. Практическая работа.

Задание: Выполнить рисунок на свободную тему.

5. Подведение итогов урока.

Список используемой литературы.

1. Энциклопедический словарь юного художника. Составитель Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. — 416 с., илл.

2. Диккинс Р. Маккаферти Я. Как научиться рисовать лица. Перевод с английского Н. Веденеевой. — М.: ООО “Издательство РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. – 64, 64 с.

3. И.Г. Мосин. Рисование. Виды и жанры. ООО – “У – Фактория”, 1999 г.

«Образ человека и его характера, выраженный в объеме»

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства по теме: «Образ человека и его характера, выраженный в объеме».

Просмотр содержимого документа
«»Образ человека и его характера, выраженный в объеме»»

Образ человека и его характера, выраженный в объеме

Памятник Н. Токареву.

Памятник С.Э. Дувану.

Скульптор В. Цигаль.

Скульптор А. Шмаков.

Скульптурное изображение создаётся путём удаления лишних частей.

Скульптор отсекает все лишнее.

Бронзовая фигура Скорбящей матери. Скульптор О.Прудкая.

Мемориал «Красная горка». Братская могила. Скульптор О. Прудкая.

Монумент-скульптура «Родина-мать». Киев. Скульптор Василий Бородай.

Скульптура «Родина-мать зовёт!». Волгоград. Скульптор Е. В. Вучетич.

Статуя Свободы. Скульптор Ф.Бартольди

1) Возьмем несколько брусочков пластилина. Размягчим его. 2) Раскатаем из одного брусочка толстый цилиндр для рубашки. 3) Для штанов раскатаем еще один длинный цилиндр, но чуть тоньше. 4) Скатаем черный или красный цилиндр для сапог.

5) Скатываем шарики для головы, рук, шлема. 6) Разрезаем стекой верхнюю часть рубашки и пополам цилиндр для сапог.

7) Пальцами формируем два рукава, скругляя и вытягивая их.

8) Складываем цилиндр для штанов пополам. 9) Нижнюю часть штанов заостряем.

10) Делаем ямочку в нижней части рубашки. 11) Формируем «клювики» на голове и ладошках.

12) Формируем сапоги. Носочки сапог закругляем. 13) Делаем ямочки в рукавах, воротнике, сапогах. 14) Формируем шлем.

15) Собираем все части вместе.

16) Добавляем детали: — глаза; — нос; — рот; — меч; — щит; — пояс; — кольчугу.

Işıkların Efendisi, Ressam; Mustafa Orkun Müftüoğlu

Ressam; Mustafa Orkun Müftüoğlu

Resimler arasında bir tablo düşündürdü beni. Bir adam bir sürü birikimlerin üzerinde oturmuş düşünüyordu…

Aşması gereken yeni yerler varmış gibi,

Yorulmuş bekliyor gibi,

Beklerken güçlenmek gibi…

Belki geçmişini gözden geçiriyordu, belki geleceğinden korkuyordu.

Bilmiyorum o adam orada öylesine oturmamıştı. Bir şeyler anlatıyordu.

Ne anlattığını ben kendimce bu yönü ile yargılarken!

Birde uzaklardan bu resim beni niye çekmişti onca tablolar arasında.

Aydınlık olması mıydı sebep,

Düşünmek her zaman beyaz değildi, siyahı ağırlıkta, grisi makbülken,

Bu adam düşünürken!

Işıklar beni davet etmişti…

Işıkların doğru kullanılması mıydı,

Aydınlık halinin içinde hüzün olması mıydı,

Hüznün yanında bir davet çağrısı mı vardı?

Bir süre tabloda takılı kalmış olmalıyımki yanımda tablonun yaratıcısı gelmiş bakıyordu.

Zaten tablonun yanındaki anlatımda resmi ve hakkındaki bilgileri okumuştum, birde kendinden dinlemeli dedim.

Kimdi bu güzel tabloya renklerle hikâye anlattıran,

Düşündüren,

Her bir fırça darbesinde; duygularını aktarırken verdiği enerjiden pişman olmayan,

Renklerin aydınlığı için renk karışımına gönlünü de içine koyan,

Fırtınaları aktarırken ne kadarını orada ne kadarını kendimde tutsam düşüncesi içinde olan,

Sonunda da hepsini akıtan sanatçı?

“Merhaba, ellerinize yüreğinize sağlık. ”

“Tabloda dalıp gitmişim, açık halinde esrarlı tavrı var. Bize biraz anlatsanıza…”

“Aslında bunun birazı yok, bayağı söylenecek sözler var. Tablom benim dağın ötesidir…”

“Dağın ötesi, ne güzel…”

“İnsanın yaşam macerasındaki-sürecindeki birdinlenme anını ya da bu dinlenmede kendini sorgulama gerekliliğini ifade etmektedir. Resmin alt tarafından başlayıp, resmin üst tarafına doğru gözü yönlendiren doğa görünümünde; art arda dizilen doğal ya da insanın yaptığı engelleri aşması ile birlikte insanın zirveye doğru yol alışını, dağın zirvesine varması halinde ötesinin de olacağını vurgulamakta.

Bunu fark etmesini gerektiğini işaret etmektedir. Hep önüne çıkan hayat aşamalarının sorunlarıyla uğraşan insan çoğu zaman kendi ya da etrafının varlığının farkında olamaz. İşte bu olması gerektiği irdelenen dinlenme ya da sorgulama anı resimdeki figürde anlam kazanmıştır.”

“Resim böyle bir şey, siz dantel işler gibi işlerken ruhunuzdaki fırtınaların aktarılma halinde böyle düşündünüz, ben o tabloyu uzunca bir süre izlerken kimbilir neler düşündüm!”

“Sanat Böyle bir şey değil mi?”

“Haklısınız… Mustafa Orkun Bey, sizi biraz daha iyi tanıyalım dersem neler söylersiniz kendinizden?”

”Ben Trabzon doğumluyum.

1990–1995 Mimar Sinan Üniversitesi Güzel Sanatlar Fakültesi Resim Bölümü’nde Lisans eğitimi aldım.

1998–2006 Mimar Sinan Güzel Sanatlar Üniversitesi Güzel Sanatlar Fakültesi Resim Bölümü’nde Araştırma Görevlisi oldum.

2006–2011 Mimar Sinan Güzel Sanatlar Üniversitesi Güzel Sanatlar Fakültesi Resim Bölümü’nde Yardımcı Doçent oldum.

2011 Mimar Sinan Güzel Sanatlar Üniversitesi Güzel Sanatlar Fakültesi Resim Bölümü’nde deDoçent.

“Tablalorla yolunuz; sergileriniz, aldı iseniz ödülleriniz…”

Kişisel Sergilerim:

2007 Kanat Beyazıt Sanat Galerisi/ İstanbul,

2009 Akademililer Sanat Merkezi/İstanbul,

2010Enka Dr. Clinton Vickers Sanat Galerisi, İstanbul’da sergilerim oldu…

Ödüllerim:

2005 Gebze Belediyesi,1.Osman Hamdi Bey Resim Yarışmas, İkincilik

2000 Türkiye Jokey Kulübü,5. Resim Yarışmas, Mansiyon

1997 Türkiye Jokey Kulübü,3. Resim Yarışması, Birinçilik

1997 Tekel, Geleneksel 9. Resim Yarışması, Ödül

1996 Adana Çimento Sanayi T.A.Ş. 6.Resim Yarışması, Mansiyon

Читать еще:  Повседневной жизнь. Howard Mason

1996 Esbank 8.Yunus Emre Resim Yarışmas, Ödül

1995 Adana Çimento Sanayi T.A.Ş. 5.Resim Yarışması, Üçünçülük

1994 Ayşe ve Ercüment Kalmık Vakfı Resim Yarışması, Birincilik

1994 Esbank 6.Yunus Emre Resim Yarışmas, Ödül

1994 Siemens Sanat Ödülü, İkincilik

1993 Siemens Sanat Ödülü, Mansiyon

1993 Ayşe ve Ercüment Kalmık Vakfı Resim Yarışması, Jüri Özel Ödülü

“Genç yaşta bu kadar başarılı olmak güzel olmalı…”

“Yolunuz hep tablonuzdaki ışık belirginliğinizdeki gibi ışıklı olsun…”

Nazan Şara Şatana

Önerilerine Ekle Beğendiğiniz blogları önerin, herkes okusun.

Ататюрк. Биография, успех и невероятные факты его жизни

Мустафа Кемаль Ататюрк — один из наиболее популярных людей в сегодняшней Турции. В каждом городе воздвигнут памятник в его часть, в каждом государственном учреждении висит его портрет.

К началу XX века упадок когда-то грозной Османской империи достиг последнего предела. Представьте, что всего поколение назад вы жили в великой стране, простиравшейся от Дуная до Нильских порогов и от Багдада до Триполи, а ваш правитель являлся халифом, то есть главой, хоть и номинальным, мусульман всего мира. Однако теперь, после поражения в Первой мировой войне (где вы сражались на стороне агрессора), столица и почти вся территория вашей родины оккупирована, султан Мехмед исполняет приказы комиссара Антанты, парламент разогнан британскими войсками, армия под присмотром западных военных советников успешно самораспускается.

Более того: в 1920 году, по условиям Севрского мирного договора, Турцию (вернее, оставшиеся от когда-то обширных владений полуостров Малая Азия и европейский берег Босфора) вообще решают полностью ликвидировать, разделив между державами-победительницами.

Вас может спасти только чудо. И оно приходит в лице 40-летнего офицера по имени Гази-Мустафа Кемаль-паша.

Внешний и внутренний облик

На фотографии статный мужчина с импозантной проседью и волевым подбородком, при пиджаке и галстуке — точь-в-точь киноактёр «золотой эпохи» Голливуда. А всего четвертью века ранее любой европейский художник изобразил бы османского правителя бородатым султаном в красной феске на фоне цветастых ковров, в окружении подобострастных визирей и одалисок. Уже одна эта трансформация образа свидетельствует о грандиозных переменах, произошедших в Турции всего за 15 лет правления Мустафы Кемаля (1923-1938).

Подобно многим патриотам империи, тот родился на её окраине, в небогатой семье в городе Салоники около 1880 года. Фамилию Ататюрк, то есть «Отец турок» или «Великий турок», получил много позже, по предложению парламента в 1934 году.

Великий реформатор являлся «Отцом нации» и в буквальном смысле: Аллах не дал Ататюрку детей — тот усыновил десятерых сирот, а за год до смерти передал государству свои земельные владения и часть имущества.

Но всё это было много позже. А пока Мустафа заканчивает военный колледж и Академию генерального штаба в Стамбуле, до Первой мировой участвует в боевых действиях в Ливии — против итальянцев, во Фракии — против болгар.

Во время Великой войны — успешно, насколько то позволяет общее плачевное состояние османской армии, командует войсками на решающих участках малоазийского фронта.

Однако война проиграна. Империя повержена. Летом 1919 года, не желая участвовать в ликвидации армии, Мустафа Кемаль увольняется со всех официальных должностей и собирает в восточной части страны сторонников независимости; оккупационная администрация приговаривает его к смертной казни.

Кемаль-паша создаёт альтернативный центр власти — весной 1920 года в Анкаре созывается Великое Национальное Собрание Турции (заметьте: не раскинувшейся на трёх континентах Османской империи, а именно Турции). Будущий Ататюрк избирается председателем этого парламента и главой правительства.

Впрочем, его окончательная победа вряд ли могла быть достигнута без помощи Советской России: в 1920-22 годах РСФСР поставила Кемалю оружие, боеприпасы и около двух центнеров золота. Цели товарища Ленина, помимо поддержки революционного движения в соседней стране, были сугубо прагматичны: установление дружественного режима, контролирующего черноморские проливы, критически важные для экспортных поставок зерна из Новороссии — одного из немногих источников валюты для молодого Советского государства.

Создание нации

Сокрушительный развал империи, в сочетании с деморализованным народом и политическим банкротством прежней элиты, в то же время создал подходящие стартовые условия для глубочайших преобразований.

«Полная независимость возможна только при экономической независимости», — говаривал Ататюрк. Полный перечень его реформ и нововведений 1920-30-х годов занял бы весь текст этой статьи. Вот лишь наиболее значительные: отмена шариатского суда и запрет многожёнства, переход на созданные по западным образцам правовые нормы, григорианский календарь, метрическую систему и одежду на европейский манер; перевод использовавшегося в Турции арабского алфавита на латиницу и очистка лексики от арабских и персидских заимствований. А ещё — отмена старых аристократических титулов, введение имён и фамилий, перенос столицы из Константинополя в Анкару, установление 5-дневной рабочей недели, создание первого национального банка, национализация железных дорог, принятие плана индустриального развития, аналогичного советской пятилетке.

Демократизация затронула все сферы жизни. Женщины получили право учиться в университетах, заниматься бизнесом, голосовать, избираться в парламент. Церковь отделили от государства и перевели Коран на турецкий язык; легендарная Святая София превратилась из действующей мечети в музей. Была унифицирована образовательная система, построены сотни новых школ, введены обязательные к посещению курсы ликвидации неграмотности.

Народная память

Современная Турция, участник НАТО и кандидат в члены ЕС, повсеместно признана развитым и демократическим государством. Ататюрк и его память по-прежнему дороги и близки каждому гражданину этой страны — оскорбления Ататюрка и критика его деяний в этой стране законодательно запрещены (вплоть до получения реального тюремного срока).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector