Оружие и доспехи в эпоху возрождения

Оружие и доспехи в эпоху возрождения

Оружие эпохи возрождения

Огнестрельное оружие было изобретено в начале XIV в. После этого прошло немало времени, прежде чем оно стало широко применяться, но, так или иначе, это изобретение полностью изменило способ ведения войн. Рыцари и замки средневековья постепенно ушли в прошлое. Рыцарские доспехи не могли защитить от пуль, поэтому рыцари уже не подходили к врагу на близкое расстояние, чтобы пустить в ход свои мечи и копья. А стены замков, в свою очередь, не могли противостоять пушечным ядрам.

Примерно с начала XIV в. в пехоте стали использоваться большие, в рост стрелка, луки, которые были очень эффективны в бою против конных рыцарей. Они стреляли на немалое расстояние и с большой точностью попадания. Взятие замков и укрепленных городов было нелегким делом, но когда в XV в. при осаде начали использоваться пушки, даже самые толстые стены не могли против них устоять.

Доспехи и вооружение стоили дорого. Когда крестьяне поднимали восстание против феодалов, как это нередко случалось в XV — XVI вв., у них было мало надежды выстоять против хорошо вооруженных рыцарей. На этом рисунке немецкий рыцарь наносит удар копьем крестьянину-мятежнику. Первые ружья были не очень удобны в бою, потому что на их перезарядку уходило много времени и точность попадания была невелика. Поэтому рядом со стрелками ставили солдат, вооруженных пиками, которые прикрывали их во время перезарядки ружей.

Затем было изобретено ружье под названием мушкет. Оно стреляло более метко, но было слишком тяжелым для того, чтобы держать его в руках. Поэтому мушкетерам приходилось во время стрельбы ставить ружье на специальную подпорку. Стрельба из пистолетов была более меткой, но менее дальней, чем из ружья. Из пистолетов обычно стреляли кавалеристы, которые, подскакав к врагу, разряжали пистолеты, а затем отъезжали на безопасное расстояние, чтобы их перезарядить. К концу XVII в. на вооружении у пехоты появились штыки, которые прикреплялись к дулу ружья. Теперь на близком расстоянии стрелки могли защитить себя сами.

Вместо того чтобы полагаться на военную поддержку своих вассалов и их ополчений или использовать наемников, короли стали создавать свои собственные регулярные армии. Эти армии были гораздо лучше обучены и дисциплинированны, чем те войска феодалов в прошлом. Военачальникам теперь приходилось серьезно изучать военную науку, чтобы научиться планировать боевые действия и военные походы.

Способы ведения войны на море тоже изменились. Англичане и голландцы научились строить более легкие и маневренные корабли. Благодаря таким кораблям английский флот смог разгромить Испанскую армаду. На каждом борту военного корабля устанавливались пушки. Противники старались стрелять друг в друга бортовыми залпами, то есть всеми орудиями борта сразу, чтобы увеличить вероятность попадания. Из-за болезней, плохого питания и суровых наказаний корабельная жизнь матросов была очень тяжелой. Правительствам часто приходилось пользоваться отрядами вербовщиков, которые похищали людей и насильно доставляли на корабль.

Доспехи эпохи Ренессанса.Венский императорский арсенал.

Один из доспехов «Орлиного гарнитура» Фердинанда II Тирольского.

На грани 15 и 16 веков,когда огнестрельное оружие стало массовым,рыцарские доспехи достигли своего совершенства.

Доспехи стали пробивать стрелы арбалетов и пули пистолетов и мушкетов. Да, их создатели достигли в них совершенства, сумели прикрыть броней буквально каждый кусочек тела, и тем не менее даже такое совершенство не гарантировало от тяжких ранений и смерти. Рыцари, даже короли, погибали и на турнирах, где уж, казалось бы, все было сделано для обеспечения безопасности сражающихся. Другим важным обстоятельством была цена! Давно прошло то время, когда вооружение рыцаря стоило 30 коров: 15 – само вооружение и доспехи, и 15 за боевого коня. Теперь такой стоимостью обладали разве что серийные полевые доспехи наемников-латников, а стоимость доспехов для королей и герцогов перевалила за… стоимость небольшого города! Но доспехи были также подвержены влиянию моды, поэтому их требовалось много. Их нужны было дарить своим детям, внукам и племянникам, дарить королям сопредельных стран, заказывать престижа ради, чтобы никто не сказал: «А этот монарх обеднел, дважды выходит на турнир в одних и тех же доспехах!» И что же было делать? Проще всего – отказаться от доспехов вообще, что впоследствии и было проделано.

Герцоги и императоры Австрии были влиятельными и богатыми и их коллекция рыцарских доспехов,дошедшая до нашего времени,поражает великолепием и высочайшей работой оружейников.

Эрцгерцог Фердинанд II (1529-1595), в доспехах «Орлиного гарнитура». Изображен в так называемой «богемской шляпе», головном уборе из войлока и серебряной проволоки. На столе справа от него шлем с открытым забралом; рядом с ним латные рукавицы и фиолетовый пояс.

Следуя моде на такие гарнитуры и одновременно будучи человеком довольно практичным, император Фердинанд I в 1546 году заказал для своего второго сына, эрцгерцога Фердинанда II Тирольского, доспешный гарнитур, состоявший из 87 отдельных частей.

Читать еще:  Польская художница. Paulina Wilk

Это самый большой набор, сохранившийся до наших дней, и, благодаря его раннему описанию в инвентарной книге эрцгерцога Фердинанда, он, безусловно, лучше всего задокументирован. Основной единицей модульной конструкции стал так называемый «полевой доспех», то есть латный рыцарский доспех, используемый в полевом сражении. Комбинируя с ним различные дополнительные детали можно получить двенадцать различных доспехов для конного и пешего боя. Например, доспех для пешего боя отличался своей фигурной «юбкой-колоколом».

Этот гарнитур был изготовлен в типичном для того времени и достаточно простом исполнении, и без вычурных деталей, но с превосходной отделкой. Изготовили его Йорг Зойсенхофер и гравер Ганс Перхаммер из Инсбрука. Набор украшен изображениями позолоченных орлов – являвшихся геральдическими символами Австрии и потому был назван «Орлиным набором» в честь своего характерного украшения. Цена этого помпезного набора была соответственно очень высокой и составляла огромную сумму в 1258 золотых флоринов, в двенадцать раз превышающую годовую зарплату чиновника высшего суда, а кроме того, еще 463 флорина было потрачено на его золочение.

Интересно,что доспехи заказывали у именитых мастеров даже для принцев-детей и подростков.Детские доспехи сохранились до нашего времени прекрасно.Видимо потому что принцы быстро из них выросли?

Известным мастером по изготовлению доспехов – «платтнером», был Конрад Зойзенхофер, живший и работавший в Инсбруке. Император Максимилиан I (1493-1519) в 1504 году доверил ему управление тамошней оружейной мастерской, которой он заведовал до своей смерти в 1517 году. Зойзенхофер стоял во главе огромной компании, которая производила как серийные, так и драгоценные доспехи для представительских целей. Для полировки доспехов использовался привод от специальной водяной мельницы на реке Силл. Для серийного использовалась штамповка. В 1514 году император Максимилиан I заказал у Зойзенхофера доспех для восьмилетнего венгерского короля Людвига II, причем поводом для подарка стала свадьба Людовика с Марией, внучкой Максимилиана, в 1515 году. Такие праздники часто использовались как раз для того, чтобы покрасоваться в доспехах. Доспехи эти упоминаются в самых старых документах, начиная с 1581 года, как принадлежащие к коллекции эрцгерцога Фердинанда II. Интересно, что, хотя в это время «максимилиановские» доспехи из моды еще не вышли, император не счел возможным заказывать их в подарок, а ограничился обычным гладким доспехом.

Доспехи не помогли королю Людвигу.В 20 лет от роду он пал в битве под Мохачем в 1526 году.И венгерское королевство пало под ударом турок.

В июле 1511 года Максимилиан I заказал мастеру Гансу Рабейлеру в Инсбруке для своего внука Карла (будущий император Карл V (1500 – 1558 гг.)) новые модные доспехи. Но получилось так, что… мальчик успел из них вырасти до конца работы. В результате они так и остались незавершенными. И это оказалось очень ценным для историков. На не полированной поверхности виден каждый удар молотка, каждый след кропотливой работы. Доспех был вчерне закончен лишь в 1514 году, но к сроку, понятно, он уже опоздал. Это типичный «костюмный доспех» имитирующий одежду того времени. На шлеме нет забрала, а также крепления для копья справа на груди, хотя, возможно, что оно не предусматривалось изначально. И хотя доспех был незакончен, он все равно хранился в арсенале Инсбрука и был внесен в его инвентарный список 1583 года

А вот этот совершенно необычный доспех с юбкой плиссе император Максимилиан I заказал Конраду Зойзенхоферу в 1512 году. Причем эти латы предназначались не кому-нибудь, а для его двенадцатилетнего внука герцога Альберта Прусского. Мастер попробовал выполнить в металле голландский мужской костюм из ткани, частью которого была как раз вот такая складчатая юбка. Поэтому подобные доспехи называются костюмными. Возникает вопрос, а как же всадник в таком доспехе садился на коня, ведь юбка ему должна была при этом мешать? А очень просто! Для поездок верхом на юбке спереди и сзади предусматривались вырезы, закрывавшиеся соответствующей формы деталями юбки, крепившиеся на крючках. Когда нужно было пажи или оруженосцы их снимали и… везли отдельно, а когда обладатель доспехов сходил с коня, они тут же крепили их на место. Такой доспех, по идее, предназначался для пешего поединка на арене. И, кстати, какой бы мальчишка, одетый в такие вот доспехи, отказался бы подраться с другим таким же мальчишкой примерно своих лет и… соответствующего положения?!

Поскольку с подарком юному Карлу у Максимилиана I ничего не вышло, он решил заказать для него же еще один доспех, уже Конраду Зойзенхоферу, и так, чтобы сделали его поскорее. Образцом здесь вновь был выбран мужской костюм из Голландии с плиссированной юбкой, так называемый «Schaube» с пришитыми тканевыми накладками. Чтобы их имитировать, на металле были сделаны позолоченные серебряные полосы с эмблемами Ордена Золотого Руна и Андреевского Креста. Доспех был украшен чернью и позолотой в стиле аугсбургского мастера Даниэля Хопфера

Читать еще:  Пейзажи и люди. Cha Soo Griffith

Необычные латы Вильгельма фон Роггендорфа, выполненные оружейником Хельмшмидтом, также относятся к «костюмным доспехам». Мастер воспроизвел в металле традиционную одежду германских ландскнехтов

Сказочные и грозные шлемы правителей эпохи Ренессанса

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В семейной мастерской Филиппо Негроли вместе с братьями и кузенами изготавливал невероятной красоты доспехи для императорских и королевских дворов Германии, Франции, Италии, Испании, Австрии. Все первые лица Европы носили доспехи «от Негроли».
Его искусно украшенные шлемы, рукавицы, нагрудники и щиты покрывались чеканкой мифологических фигур, таких как грифоны, русалки и медузы, а также мотивами, основанными на искусстве древнего Рима.

В дополнение к защите головы от ударов рапирой или алебардой эта броня играла символическую роль, словно превращая рыцаря в героя древней истории, мифов или литературного персонажа. Резные шлемы были предназначены для правителей эпохи Возрождения, которые часто получали классическое образование в отличие от предыдущих правителей Средневековья. Эти личности новой формации, уверенные в своем превосходстве, считали себя преемниками великих государственных деятелей и полководцев древнего Рима.

Среди впечатляющих творений оружейной мастерской Негроли самыми лучшими произведениями были бургиньоты. Это военные шлемы с козырьком над лицом и гребнем, идущим ото лба до основания шеи. Один из замечательных бургиньотов, изготовленный в 1543 году, хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. На шлеме изображена изящная сирена, образующая гребень шлема. Она держит за волосы голову Медузы.

Сделанные из стали бургиньоты весят около двух килограмм – немалая нагрузка на голову и плечи правителей, но это мелочи в сравнении с грузом ответственности за империю или королевство. Шлемы украшались золотом, медью, на них устанавливался плюмаж из перьев.

Среди довольных клиентов Негроли были император Священной Римской империи Карл V и французские короли Франциск I и Генрих II. Карл V был частым клиентом, который не только заказывал шлемы с мифологическими мотивами, этот человек сам стал мифом. Негроли изготовил для императора парадный шлем, который включал собственные золотистые волосы и бороду Карла V. В результате, когда император одевал доспехи, то становился похож на стальную версию самого себя.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Иллюзия неуязвимости: насколько были эффективны рыцарские доспехи

Средневековые рыцари, с ног до головы закованные в доспехи, кажутся неуязвимыми. Но на самом деле десятки килограммов отборной стали лишь снижали вероятность получить смертельное ранение. Воин, даже облаченный в булатные латы, созданные самыми искусными мастерами, мог получить ранение, в том числе смертельное. Уровень защиты существенно снижался из-за конструктивных недостатков доспехов или благодаря усилиям создателей холодного оружия, тоже не терявших времени даром.

Уязвимые места любых доспехов — это швы и стыки в местах, где находятся суставы, а также смотровые и дыхательные щели в забрале шлема. Для поражения рыцаря в такие места использовался специальный «кинжал милосердия» — мизерикордия.

Такое название этот тонкий и длинный кинжал получил потому, что им добивали, в основном, поверженного на землю противника, избавляя его от позора поражения и безрадостной жизни с увечьями.

Лезвия некоторых мизерикордий были четырехгранными и сильно утолщающимися к рукояти. Таким кинжалом человек, имеющий хорошую физическую форму, мог пробить доспех в любом месте.

Мизерикордия с четырехгранным клинком

У этого орудия был один недостаток — чтобы его применить, нужно было вплотную подобраться к противнику, который тоже не зевал. В начале 16 века у «кинжала милосердия» появился близкий родственник — стилет. Это оружие придумали флорентийские оружейники и оно отлично подходило для поражения соперника, облаченного в кольчугу или чешуйчатый панцирь. Тонкое лезвие могло пройти через ячейку доспеха.

В эпоху Возрождения и даже позже стилет был любимым оружием наемных убийц. Это оружие могло быть разной длины, формы и конструкции. Стилеты изготавливались складными и даже скрытыми в тростях и посохах. Как и мизерикордия, стилет мог поразить рыцаря через стык, на сгибах или в районе подмышки и паха.

Виртуозно владевший своим оружием лучник или арбалетчик мог попасть в незащищенное место стрелой. Именно из-за такого точного попадания в щель между нагрудником и шлемом погиб король Англии Ричард Львиное Сердце. Хотя, скорее всего, попадание в шею короля было случайным — выстрел был произведен из арбалета издалека, с крепостной стены.

Но чтобы убить или покалечить закованного в доспехи воина, было вовсе не обязательно подкрадываться и целиться в щель между стальными пластинами. Рубящие и дробящие удары, наносимые с большой силы мечами, топорами и булавами также могли нанести обладателю доспехов серьезный урон.

Читать еще:  Портрет истории. Victor Arseni

Боевой молот — клевец, мог при умелом применении пробить любой доспех

Переломы и ушибы во времена рыцарей были очень распространенными боевыми травмами. Свалив с коня рыцаря, можно было почти безнаказанно избивать его чем угодно, хоть камнем, так как встать на ноги без посторонней помощи человеку в стальных латах было очень сложно.

Чтобы снизить урон от сокрушительных ударов по корпусу, нагрудники делали выпуклыми. Так создавалась буферная зона, иногда помогавшая спасти от переломов ребра и позвоночник. Но от атаки копьем на всем скаку, ударов с размаху клевцом, двуручным топором или молотом эта уловка спасти не могла.

Франт в таких дорогих доспехах был лакомым куском с точки зрения выкупа

Но чтобы там не говорили, доспехи могли спасти жизнь своему владельцу, даже если были не слишком прочными. Убитый рыцарь был не слишком ценным приобретением — за его тело можно было выручить немного, а вот живого знатного заложника можно было обменять не только на деньги и ценности, но и на пленников. Поэтому воина в доспехах старались взять живьем и чем дороже выглядели латы, тем деликатнее его пленили.

Так выглядел «ловец людей»

Для относительно бережного захвата рыцаря предназначалось специальное оружие — мэнкетчер («ловец людей»). Этот ухват с хитрым приспособлением позволял захватить конника или пешего воина в доспехах за шею и безопасно удерживать на расстоянии и даже конвоировать.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Альтернативный взгляд

Статей за 48 часов: 37

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Тайны истории
  • Средневековое оружие – жестокий атрибут эпохи Возрождения

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Средневековое оружие – жестокий атрибут эпохи Возрождения

Средние века нашей цивилизации – это не только романтическое время рыцарей и турниров.

Это еще мрачная история крестовых походов и жестоких войн. Бесстрастное средневековое оружие вершило судьбы городов и народов.

Вооружение рыцаря

Военную дружину возглавлял рыцарь. Это был богатый человек, способный самостоятельно обеспечить себя сложной военной экипировкой. Его облачение состояло из кольчуги или лат. Кольчугу плели из металлических колец, латы же изготавливали из прочных кованых листов. На голову одевался прочный шлем с щелевидной прорезью для глаз. Рыцарь был вооружен длинным, тяжелым копьем с колющим наконечником.

Меч рыцаря наносил разящие колющие или рубящие удары и парировал удары противника. Во многих культурах меч – это геральдический символ славы, доблести и чести.

Защитой рыцаря служил круглый или удлиненный щит. Внешнюю поверхность украшал родовой герб или особый знак военного союза. Боковые грани укреплялись металлом или кожей. Щит мог иметь множество приспособлений, таких, как отверстие для пистолета, фонарь или острые пики. Щит держали за рукоять с внутренней стороны.

Вооружение дружинников

Пехота снабжалась короткими копьями, деревянными дубинами, булавами, металлическими палицами. Дубины с подвижным ядром, прикрепленным к ним цепью, назывались «утренняя звезда». Широко использовались боевой топор – секира, укрепленный на длинном древке топорик – бердыш, а также копье, спаренное с топором – алебарда.

Обязательной частью средневековой армии были хорошо обученные свои или наемные лучники. Они использовали длинный дугообразный тисовый лук длиной до 2,1 м. Для того, чтобы полет стрелы был достаточно далеким, и при этом стрела могла пробить доспехи противника, её древко делали из тяжелых древесных пород, а наконечник – массивным.

Во времена крестовых походов находит широкое применение арбалет (самострел). Спуск тетивы производился механически. Стреляли из арбалета небольшими стрелами или пулями. Это было более дорогое оружие, чем лук, и менее скорострельное. Арбалет обычно использовали во время осады и в морских сражениях.

Стенобитные орудия

Грозное средневековое оружие – метательная машина требушет, или фрондибола, на Руси называлась порока. Для метания камней в ней использовался принцип рычага и гравитация. Тяжелые ворота крепостей выбивались стенобитным оружием – тараном.

Огнестрельное оружие

В конце средневековья появляется огнестрельное оружие. Это ручные длинноствольные мушкеты, гладкоствольные аркебузы. На суше и на море широко применялись пушки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector