Особенности художественной росписи коллекционных фигур

Особенности художественной росписи коллекционных фигур

Художественная роспись: концепция и специальные методики

Художественная роспись — тема, весьма сложная для краткого рассмотрения. Практически тема не может относиться к хобби, и даже отдельный аспект технологии художественной росписи трудно объяснить в рамках одной описательной статьи. Действия, выполняемые художником по росписи, подчиняются сложным творческим алгоритмам, но не порядку чисто технических манипуляций с кистями и красками. Поэтому невозможно выработать универсальное методическое руководство по применению художественных средств для выполнения декора изделия любого типа. Не рекомендуем даже пробовать систематизировать знания — систематизация если и возможна, то неоправданна в непосредственной связи с непрерывным процессом изобретения новейших техник и материалов.

Мстерская миниатюра

Специальные художественные методики

В область методики обучения ремеслам входит обязательное расширение кругозора ученика.

Визуальные искусства не являются замкнутой самодостаточной средой. Многие разновидности искусства требуют взаимодействия с другими областями человеческого знания. Попробуйте дать понять ученику, какие дополнительные знания могут ему понадобиться для решения творческих задач. Но будьте осторожны, преподнося совокупность знаний, ведь, например, для того, чтобы использовать красочные материалы, вовсе не обязательно изучать химию. А вот к историческим наукам обратиться придется, хотя бы для достижения большей убедительности и достоверности.

В отличие, скажем, от вышивки крестом, художественная роспись — это комплексное ремесло, позволяющее создавать сложные произведения искусства, начиная с лаковой миниатюры и заканчивая огромной фреской. Но создание любого изделия всегда начинается с простейших операций. Данным фактом умело пользуются поточные производства, например, матрешек, но далеко не всегда мастера, работающие на поточном производстве, обладают творческим потенциалом. Часто мастера шаблонной технологии (работающие по шаблону) оказываются не в состоянии создать нечто новое, потому что вместо реального творческого подхода пользуются шаблонными методиками.

Иногда (например, когда мастер создает концептуально новое произведение искусства, которое отличается от всего ранее сделанного) воплощение задуманной идеи с нуля — наилучший вариант, хотя для его реализации художнику потребуется мобилизовать весь свой творческий потенциал. Поточное же производство основывается на уже существующей модели, многократно повторяет уже выполненные действия.

Палехская миниатюра

Концепция художественной росписи

Концепция любой разновидности художественной росписи заключается в технологических различиях и разнится методами решения визуальных задач. Описать концепцию той или иной разновидности росписи можно, изучив ее «модельное» представление или общий принцип управления композицией и материалами.

Принципов управления композицией всего два. Их можно условно обозначить, как модели «несвязанную» и «обусловленную». Обусловленная модель строится на четко отработанных (заданных веками практики) элементах, переходящих от одного изделия к другому, иногда на протяжении нескольких столетий. Ярким примером обусловленной модели являются почти все традиционные народные промыслы с их четко заданными мотивами, способами расположения элементов, декора, где каждая завитушка что-нибудь означает.

Несвязанная модель отличается тем, что мастер работает над художественным произведением не сразу кистью и красками непосредственно по подготовленному материалу, как на поточном производстве, а начинает с карандаша и ластика. Руководствуясь практическим опытом, в зависимости от наличия собственных наработок, художник ясно представляет, как будет выглядеть готовое изделие. Элементы композиции продумываются по ходу работы, творчески, экспериментально.

Холуйская миниатюра

Сравнение стилистики росписи некоторых народных промыслов

Согласно нескольким приводимым в тексте иллюстрациям нескольких разновидностей русского народного промысла попробуем рассмотреть их некоторые отличительные особенности в подтверждение сказанного о концепции художественной росписи.

Отличительными особенностями, например, холуйской миниатюры от Мстеры являются укрупненный, приближенный к зрителю пейзаж. Фигур значительно меньше, но они более крупные, чем у мстерцев. Удлиненные пропорции фигур в холуйской миниатюре роднит ее с декоративной живописью Палеха, однако холуйская миниатюра отличается своеобразным художественным языком, силуэты фигур более мягкие и выглядят объемнее, хотя рисунок проще, без детальной проработки и филигранности золотой графики.

Холуйская, мстерская и палехская миниатюра тесно связана с такими обиходными предметами, как шкатулки, разного рода коробочки, игольницы. Сюжеты живописи могут быть самыми разными, но холуйская миниатюра использует сюжеты, взятые из повседневной жизни. Она более реалистична, отличается лаконичной и ясной композицией.

Если Палех использует много позолоты красных оттенков, то у холуйцев мы видим золото лишь там, где его использование оправдано: шлемы воинов, золоченые купола церквей, иногда кольчуги. Главной же отличительной особенностью холуйской лаковой росписи является использование золота для изображения Солнца, Луны и звезд.

Холуйская, мстерская и палехская живопись обычно используют черный фон, миниатюру располагают точно по центру верхней плоскости, вписывают в правильную геометрическую фигуру (прямоугольник или окружность) и обрамляют по краям орнаментом, причем в холуйской живописи орнаментации больше. Золотая орнаментация служит естественным переходом от живописи к плоскости расписываемого предмета.

О видах русской росписи, и обо всем на свете)

Просматривала сегодня гобелены с цветочными рисунками на черном фоне и задалась вопросом, а на какую русскую роспись они похожи? Подозревала, что на жостовскую. Хотя подозревала интуитивно, т.к. никогда особо не вникала в то, какие виды русских росписей выделяют, и чем они отличаются друг от друга. Да, конечно, Гжель, Хохлома, Палех — на слуху, но все же.

Посмотрев соответствующий материал, получила порцию положительных эмоций с утра, потому что любая русская роспись — такая милая, сочная, эффектная, такая самобытная, что невольно на душе становится приятно-преприятно. И росписи действительно значительно отличаются друг от друга. Вникнув один раз, потом уже трудно будет перепутать виды росписи между собой.

Вот такая замечательная картинка, демонтрирует большинство видов русской росписи на одной схеме

Читать еще:  Приглашение посетить волшебную страну. Barbara Florczyk (фотограф)

И несмотря на то, что изначально меня интересовала роспись на черном фоне, которая все таки оказалась жостовской, мне так понравились все виды русских росписей, что я поделюсь найденными моментами по самым распространенным и известным из них.

Мезенская роспись по дереву

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Помню, как-то из путешествия по стране я привозила подруге настенные тарелки из Чебоксар, как раз расписанные вот в таком стиле — с конями, птицами.

Они уже много лет висят в ее коллекции настенных тарелок. теперь я знаю, что это была мезенская роспись.

А вот небольшое доказательство того, что я добаралсь до Чебоксар)

А еще в Чебоксарах производят самые вкусные и оригинальные в стране шоколадные конфеты — фабрики АККОНД. Я их поклонница. Я знаю эти конфеты, потому Магнит в нашем городе уже много лет в своем аасортименте имеет конфеты фабрики Акконд, правда всего 2-3 вида в наличии — обычно что-то из — Ломтишки, Отломики, Чоко-Пики, Тортимилка, Добрянка, Рулада. Но даже и 2-3 вида, имеющиеся в наличии, произвели на меня сильное впечатление. А когда я попала в фирменный магазин фабрики в Чебоксарах, и увидела, какое количество конфет и с каими начинками они там производят, я реально поняла, что «счастье есть».

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

Не припомню, чтобы я что-то приобретала из городецкой росписи, но в Городце была, о чем могу предоставить соответствующие доказательства)

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.».

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Читать еще:  Новая реальность. Игорь Шульман

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ну жостовский поднос был или есть наверное в каждой постсоветской семье. И у нас он был с перестроечных времен, когда денег не было, и предприятия поставляли друг другу продукцию по бартеру. И на предприятие, где работала мама, как-то завезли жостовские подносы, которые выдавались вместо зарплаты.

И именно с жостовской росписью, у меня ассоциируются гобелены, с вытканными цветами и узорами на черном фоне. Хотя конечно среди них есть просто узоры и цветы, не имеющие к жостовской росписи никакого отношения, но все равно это красиво.

Особенности художественной росписи коллекционных фигур

Долгое время коллекционирование оловянных фигурок было прерогативой высшего общества. В России коллекционеры миниатюр практически исчезли после 1917 г., но последние 20 лет интерес к коллекционированию неуклонно растет. Можно сказать, что в нашей стране возрождается интерес к расписным миниатюрным фигурам: появляются истинные ценители, развивается ремесло по созданию фигурок, которые нередко являются настоящими произведениями искусства.

Особенности военно-исторических миниатюр

Среди всех направлений именно военно-историческая миниатюра занимает первое место по популярности среди ценителей. Исполнение коллекционных мастерски окрашенных фигур удивительно точно передает дух эпохи разных войн, имевших место в истории цивилизации. Самые известные военно-исторические коллекции основаны на точном воспроизведении фигурок солдат — участников эпохальных событий:

  • Первая, Вторая мировая война
  • Троянская война
  • походы Александра Македонского
  • завоевания варваров в Европе;
  • рыцарское Средневековье
  • Крестовые походы и пр.

Для некоторых тематических коллекций число оловянных солдатиков может переваливать за сотню. При этом истинный ценитель будет обращать внимание не столько на количество, сколько на качество экземпляров. Традиционно миниатюра отливают из олова или других благородных сплавов. Сравнительно недавно появились бюджетные варианты — изделия из пластика, которые имеют низкое качество и крайне негативно оцениваются коллекционерами.

Расписные оловянные фигуры

Особой ценностью обладают коллекционные окрашенные фигуры. Для получения качественного изделия важно все: мастерство художника, используемые краски и инструменты, освещение, эскизы. Художественная роспись миниатюр — тонкая работа, требующая аккуратности, терпения. Перед окраской оловянные фигурки обязательно подвергаются обезжириванию, грунтованию. Это гарантирует равномерность и долговечность лакокрасочного покрытия. В процессе росписи мастер уделяет особое внимание естественности цветов и созданию фактурности.

Отличить качественную коллекционную фигуру от дешевой подделки может даже непрофессионал. У хорошо расписанных миниатюр прорисованы мельчайшие детали, переходы от одного оттенка к другому выполнены плавно, лица солдатиков имеют естественный цвет без желтизны. Отдельно раскрашивается оружие и аксессуары солдатиков. Цвета подбираются по эскизам и каталогам. Как правило, единая цветовая гамма применяется для всей коллекции. Если уже выпущенная линейка экземпляров пополняется новой фигуркой, то ее роспись осуществляется с учетом принятой гаммы.

Для росписи сложных фигур нередко требуются месяца кропотливой работы, но большинство коллекционных фигур фабричного производства расписываются в течение 1-2 дней профессиональными мастерами.

Росписи скульптур

Выставке в Стокгольме

Выставка в Стокгольме называется «Bunte Götter» («Бунте Гёттер», дословно «Пёстрые (разноцветные) боги»). Она проходит с 9 октября 2010 по 30 января 2011 года в Средиземноморском музее (Medelhavsmuseet). Впервые экспозиция была показана в декабре 2003 года в мюнхенской Глиптотеке, и с тех пор путешествует по миру. В основе экспозиции реконструкции приобретённых Глиптотекой в 1813 году по приказу короля Людовика I фигур с фронтонов храма Афайи с острова Эгина, так называемые «эгинеты». Понятно, что ученые не раскрашивали оригинальные статуи, а сделали их точные копии с помощью трехмерного сканера.

А так ли важно, какого цвета были статуи?

Представление, что античные статуи и здания были белыми, является одним из величайших эстетических заблуждений. Со времен Ренессанса и до наших день белый цвет воспринимался как одна из важнейших структурных характеристик Античности. Белый мрамор считался символом превосходства Западной цивилизации, и был одной из основ ее культурной идентичности. В отличие от других мировых культур, например, Китая, где скульптуры были цветными.

Для философов эпохи Просвещения греческая скульптура стала символом свободы и борьбы за права человека.

Визуальный язык американской нации был основан на античном искусстве и архитектуре из белого мерцающего мрамора. Отцы-основатели считали, что именно античный Рим имел особое значение для демократических идеалов новой республики. Поэтому неслучайно «Белый дом» именно белый.

Новый виток интереса к античности возник в фашистской Италии. Режим искал визуального выражения новой идеологии, и принял античный Рим за модель. Фашистские идеологи считали себя духовными наследниками Древнего Рима, и активно использовали античную традицию в скульптуре, архитектуре, живописи. И белый мрамор как нельзя лучше подходил для выражения националистических идеалов фашизма. Он стал главным символом «романита» (romanità) — нового Римского духа и величия белой расы.

Дворец итальнской цивилизации (Palazzo della Civiltà Italiana), построенный по приказу Муссолини в 1940 году.

И все-таки они цветные!

Работа над реконструкцией оригинальных росписей античных статуй велась последние 25 лет в Германии под руководством профессора Винцента Бринкмана (Vinzenz Brinkmann). С помощью ультрафиолетового излучения, специальной фотосъемки, химического и оптического анализа ученые смогли восстановить пигменты, не различимые невооруженным глазом.

Ученым удалось установить, что уже в глубокой древности каменные фигуры раскрашивали для придания им большей выразительности. Самый ранний тип мраморных греческих скульптур представляют так называемые «идолы» с Кикладских островов. На одной из женских фигур (2650 – 2300 до н.э.) были найдены следы красочного слоя.

Читать еще:  Новые работы. Eduardo Urbano Merino

Большая часть экспонатов выставки – это статуи Храма Афайи на острове Эгина. Фигуры были созданы ок. 500 г. до н.э.

Интересно, что художники древности использовали не только реалистичные, но и символические цвета. Например, гривы коней раскрашены в синий, зеленый и красный.

Статуи были не просто раскрашены, а богато орнаментированы.

Традиция цветной скульптуры сохранилась и в Римский период. На выставке продемонстрирована реконструкция бюста Калигулы.


Трудный путь к истине.

Еще в конце XVIII века французский архитектор Антуан Христозом Катрмэр де Кинси ( Quatremere de Quincy ) обнаружил, что древнегреческие статуи были цветными ( Le Jupiter olympien , 1814.). На многих скульптурах сохранялись отчетливые следы присутствия красочного слоя, хотя и сильно блеклого.

Саркофаг из Сидона со следами краски.

Это открытие породило бурную дискуссию, продолжавшуюся весь XIX век.

Художники и архитекторы отправлялись в Грецию, чтобы самостоятельно изучить древние храмы и статуи. Они больше не могли отрицать, что скульптуры и здания были когда-то раскрашены. Однако, вопреки очевидным доказательствам, победила идеология, а доказательства полихромности античных скульптур игнорировались и даже сознательно изымались из научных трудов. Почему так происходило?

В конце 1980-х американский ученый Мартин Бернэл ( Martin Bernal ) опубликовал книгу с провокационным названием «Черная Афина», которая вызвала дискуссии не только в академических кругах. Он выдвинул гипотезу, что в XIX веке главенствующей в представлении о Древней Греции стала так называемая «Арийская модель», приверженцы которой считали, что Греческая культура сформировалась как смесь локальных культур народов, населявших бассейн Эгейского моря. Одной из основ такого подхода был евроцентризм, а также национализм, который не мог потерпеть, чтобы колыбель Европы была обязана своей высокой культурой африканцам и семитам.

Это представление значительно отличалось от более раннего подхода, которого придерживались ученые вплоть до эпохи Просвещения, когда признавалось сильное влияние культур Древнего Египта и Ближнего Востока на культуру Древней Греции.

В начале XX века античность перестала восприниматься как единственный идеал. Художники искали вдохновения в других культурах. Все увлеклись Востоком. Интерес к Античности, и, как следствие, к изучению ее полихромности, угасал.

И только в последние десятилетия культурный контекст и достижения науки сделали возможным появление подобной выставки.

Стили русской росписи (20 фото)

Мы решили провести ликбез и создать специальную инфографику-шпаргалку, которая наглядно расскажет, чем отличаются друг от друга стили русской живописи. Чем русские стили живописи отличаются друг от друга?

роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины —

роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись —

роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным — «сажей» и красным — «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи — солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина — род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector