От реализма до абстракции. Martha Escondeur

От реализма до абстракции. Martha Escondeur

Реализм vs абстракционизм

Вековой спор недавно всплыл на поверхность в одном из моих классов по живописи. Этот спор вращается вокруг роли в искусстве реализма и абстракционизма или стилей импрессионизма. Эта дискуссия длится уже многие десятилетия и обе стороны приводят сильные мнения.

Реализм vs абстракционизм

Я обучаю реализму, но питаю здоровое уважение к иным формам художественного выражения. Я принял технологический век и пользуюсь смартфоном, айпадом, ноутбуком и настольным компьютером. В моих классах мы часто подключаем ноутбук к нашему телевизору с плоским экраном для просмотра пошаговых уроков, которые я разместил на своей странице Flickr. И мы используем цифровые технологии в качестве вспомогательного средства на любом этапе наших проектов.

У нас в классе возник спор по поводу использования обучающих видео с YouTube, демонстрирующих использование пищевой плёнки, вощёной бумаги, соли и иных различных уловок, которые, казалось, обещают мгновенные результаты с минимальными усилиями. На мой взгляд, подобные видео сулят мгновенное удовлетворение и подрывают планомерную и, наверное, утомительную работу по изучению основ рисования. Наши споры привели к резкому разделению людей в классе на две группы, и два значимых члена даже ушли. Это вызывает сожаление, но, вероятно, неизбежно. Учение реализма, в любой среде, предполагает терпение, внимание к деталям, самодисциплину и готовность принять тот факт, что обучение является кумулятивным по отношению к опыту. Если студент склонен к гораздо более свободному стилю живописи, медленность реализма может оказаться для него утомительной, и он утрачивает мотивацию.

Ни одна из сторон в этом споре не является правой или неправой. Это вопрос личного выбора, и обе стороны могут соглашаться или не соглашаться. Как реалист я бы сказал, что большинство людей ожидают что произведение искусства будет напоминать что-то, что они знают. Будь то натюрморт с розами, портрет или пейзаж. В этих границах есть место для личной интерпретации. Но хитрости и уловки с YouTub’а с пищевой плёнкой подразумевают потерю контроля над проектом, и результат становится во многом делом случая. Некоторые утверждают, что в этом и есть часть очарования этих методов, и я не могу тут спорить. Это вопрос личного выбора.

Пошаговые уроки John Fisher:

Как нарисовать реалистичный букет белых тюльпанов в вазе, что на иллюстрации к этой статье, смотрите в пошаговом уроке Джона Фишера: пошаговый урок рисования акварелью тюльпанов

Реализм vs абстракционизм

Я буду продолжать делать сам и преподавать реализм ученикам, которые хотят выучить урок терпения, приобретая навыки, необходимые для создания картин, представляющих высокую степень реализма. Я желаю другим студентам удачи и надеюсь, что они найти учителей, которые могут дать им то, что они хотят.

John Fisher (Джон Фишер)

Абстракционизм: перевёрнутая картина как предтеча нового стиля

Абстракционизм — стиль живописи и искусстве в целом, отвергающий реалистичное воспроизведение окружающего мира. Его последователи изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии, плоскости и другие объекты, комбинируя их так, чтобы создать у зрителя определённые эмоции. Этим их подход отличается от того, что применяют мастера, придерживающиеся классицизма и многих других стилей. При первом взгляде на картину, написанную абстракционистом, может показаться, что на ней — хаотичное нагромождение линий, фигур и пятен. При более внимательном изучении становится ясно, что художник создал целостную композицию, призванную вызывать у зрителя определённые мысли или настроение.

Абстракционизм как направление живописи появился в 1910 году, когда русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский написал свою первую абстрактную акварель. Сам Василий Васильевич впоследствии рассказывал о том, что он просто перевернул одну из картин Клода Моне. Ему показалось, что в такой ориентации она выглядит намного лучше, чем в обычной, и именно это побудило его использовать абстракции в своём творчестве.

Абстракционизм после его создания Кандинским начал активно развиваться. Последователями художника в этом направлении стали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые сформулировали философию стиля и разработали одно из его ответвлений — лучизм, или районизм. Важную роль в развитии абстракционизма сыграл Казимир Малевич, который сделал технику абстрактности совершенно беспредметной, разработав такое направление, как супрематизм.

Изучая события тех времён, когда появился абстракционизм, можно сделать вывод, что для зарождения этого стиля было сразу несколько причин. Одна из них — запрос на перемены, который появился в предреволюционном обществе. В начале XX века многие устали от сложившихся традиций — как в искусстве в частности, так и в жизни в целом. Людям хотелось нового, и абстракционизм, который с определённой точки зрения можно считать экстремизмом в искусстве, дал им это. Ещё одной причиной появления стиля стало расслоение кубизма, экспрессионизма и футуризма, которое шло в 10-х годах прошлого века. В ходе этого процесса в живописи появились новаторские решения, подразумевавшие отказ от реалистичности и ставшие в основу абстракционизма.

Появившийся стиль стал, без преувеличения, началом новой эпохи в живописи. Отныне художник мог полностью отказаться от ограничений и рамок и свободно выражать себя, воплощая в произведениях эмоции, мысли и ощущения. Заметим, что абстракционизм получил признание далеко не сразу — некоторое время он оставался в андерграунде и подвергался критике и осуждению. Со временем ситуация изменилась, и абстрактная живопись получила признание и заняла достойное место в ряду многочисленных стилей.

Читать еще:  Нидерландский художник. Bert Van Zelm

Основные направления абстракционизма

Абстракционизм по мере развития расслоился на несколько направлений, в каждом из которых работали свои представители. Появились такие виды стиля, как:

  • геометрический. В работах художников, исполненных в этом стиле, преобладают чёткие формы и линии, многие из них создают иллюзию глубины;
  • цветовой. Мастера, придерживающиеся этого направления, активно работают с цветами и их сочетаниями — именно через них они передают эмоции, которые хотят создать у зрителей;
  • минималистичный. Суть этого направления живописи — в полном отсутствии отсылок к реальным объектам и предельно сдержанном использовании цветов, форм и линий;
  • экспрессивный. Художники, творящие в этом направлении, стремятся привнести в свои произведения динамику, движение, посредством которых передают эмоции и ощущения. Оттенки, линии и формы при этом отходят на второй план.

Самые известные представители абстракционизма

За время существования абстракционизма в разных странах мира получили известность многие художники, придерживающиеся этого стиля. В их числе:

  • Василий Кандинский;
  • Казимир Малевич;
  • Пит Мондриан (Pieter Cornelis Mondriaan);
  • Михаил Ларионов;
  • Наталья Гончарова;
  • Барнетт Ньюманн (Barnett Newman);
  • Франтишек Купка (František Kupka);
  • Александр Архипенко;
  • Иван Марчук;
  • Юрий Злотников;
  • Робер Делоне (Robert Delaunay);
  • Павел Филонов.

Проходят годы и десятилетия, а абстракционизм, остаётся актуальным, активно развивается и проникает во многие области искусства — архитектуру, моду и другие. Заинтересованы? Вы можете приобрести произведения искусства, выдержанные в абстрактном стиле, в онлайн-каталогах сайта Very Important Lot.

От реализма до абстракции. Ландшафтный коллаж

Регистрация на курс

На этом мастер-классе Вы познакомитесь с оригинальным обучением предметному и абстрактному искусству. Как понять и изображать натуру-природу. Как перейти от предметного изображения к абстрактному изображению. Как пользоваться своей «внутренней географией» в современном визуальном искусстве.

Проходя по путям Вашей личной «внутренней географии», с помощью Вашей визуальной и эмоциональной памяти, от Ваших рук выйдет настоящее произведение искусства. Вам не нужно уметь рисовать, нужно только быть открытым к новым экспериментам и к своим эмоциям…

Этапы: от набросков, рисунков, живописи — до самого коллажа.

Экспресс-курс. Основы техники Тильды Лови.

Курс состоит из двух вечеров (2 часа каждый).

Произведение коллажа в формате А3/А2 (по выбору). Для взрослых (с 14 лет).

На мастер-классе используются техники и материалы: рисование, живопись, цифровая фотография. Гуашь, масляная пастель, графитный мелок, журналы, папье-маше. Оригинальные смешанные техники.

Авторская методика Тильды Лови лицензирована. Все права защищены.

Регистрация на курс по телефону (495) 788-88-69.

Постоянная ссылка на этот мастер-класс:

Регистрация на курс

«Вы познакомитесь с оригинальным обучением предметному и абстрактному искусству.»

Профессиональная художница и скульптор Тильда Лови (Tilda Lovi) родилась в Бретани на западном берегу Франции. Её произведения приобретают сегодня не только коммерческие галереи изобразительного искусства, но и музеи. Работы вошли в многочисленные частные коллекции Франции, других стран Западной Европы, Америки и уже годы, как пополняют собрания российских коллекционеров современного искусства.

Большая выставка — ретроспектива работ французской художницы состоялась в Москве в ноябре-декабре 2013г. в Французском Институте. Некоторые работы Тильды Лови можно сегодня приобрести в Москве в Liberty Design Life Style Boutique.

В 2006 году французская художница основала первую в Москве студию современного искусства для детей Pour l’Amour de l’Art. В 2007-2008 студия была приглашена в Государственный Центр Современного Искусства (ГЦСИ). После серии удачных проектов и выставок, Тильда Лови вернулась в Париж и с тех пор живет и работает между Францией и Россией, где ее оригинальная школа стала довольно известной.

Кроме родного французского, Тильда Лови владеет английским, русским, португальским (Бразилия) и немецким языками. Ее особый, лично разработанный, метод преподавания уже зарекомендовал себя как во Франции, так и в ряде других западноевропейских стран.

Профессиональная художница и скульптор Тильда Лови (Tilda Lovi) родилась в Бретани на западном берегу Франции. Её произведения приобретают сегодня не только коммерческие галереи изобразительного искусства, но и музеи. Работы вошли в многочисленные частные коллекции Франции, других стран Западной Европы, Америки и уже годы, как пополняют собрания российских коллекционеров современного искусства.

Большая выставка — ретроспектива работ французской художницы состоялась в Москве в ноябре-декабре 2013г. в Французском Институте. Некоторые работы Тильды Лови можно сегодня приобрести в Москве в Liberty Design Life Style Boutique.

В 2006 году французская художница основала первую в Москве студию современного искусства для детей Pour l’Amour de l’Art. В 2007-2008 студия была приглашена в Государственный Центр Современного Искусства (ГЦСИ). После серии удачных проектов и выставок, Тильда Лови вернулась в Париж и с тех пор живет и работает между Францией и Россией, где ее оригинальная школа стала довольно известной.

Кроме родного французского, Тильда Лови владеет английским, русским, португальским (Бразилия) и немецким языками. Ее особый, лично разработанный, метод преподавания уже зарекомендовал себя как во Франции, так и в ряде других западноевропейских стран.

На эту тему у нас есть и другие мастер-классы. Возможно они вас тоже заинтересуют.

От реализма до абстракции. Martha Escondeur

По работам Герхарда Рихтера можно проследить путь живописи за половину прошлого века — метания от абстракции к реализму, работа с фотографией. В Еврейском музее покажут главным образом его абстрактные работы, написанные на протяжении сорока с лишним лет, с 1973-го года и до сегодняшнего дня.

Читать еще:  Польский художник. Joanna Pilarczyk

Главный экспонат — проект «Биркенау» (2014) из четырех живописных полотен по мотивам фотографий узников Освенцима. В Москву Рихтера привозили и раньше, но никогда в таких количествах, и интереснее всего будет посмотреть на самые свежие его работы (помимо всего прочего, обещают показать полотна 2016 года).

Лучшие отзывы

Выбьюсь из общего строя ценителей тончайшего псилогизма Рихтера и скажу то, что наверное крутится на устах половины посетителей этой «выставки». Честное слово, я будто пересмотрела «1+1» 🙂 В этом весь 21 век — я не особо талантлив, но увидел фото из Биркенау и теперь сделаю вид, что эти мазки имеют к лагерям смерти какое-то отношение. За это мне будут платить большие деньги, критики и ценители будут биться в эстетических конвульсиях, говорить о том, как гениален мой посыл, а я сам буду недоумевать, как они на это купились и почему мне платят за это тысячи долларов. Многие увидят в разноцветных мазках и разводах глубокие муки и страдания и слезы будут литься по их щекам, а сам я буду продолжать махать рукой из стороны в сторону, задумываясь только о том, какого цвета краску мне использовать в следующем штрихе. В общем, и смех и грех.
Вообще, как правильно где-то было написано, попытка выразить свое отношение к вышеупомянутому месту и к геноциду в целом через искусство — занятие, имеющее мало смысла. Мало какое слово или картина может передать всю суть этой трагедии. Возможно, это под силу музыке или фотографии. Но уж точно не разлетевшимся в спонтанном порядке по полотну краскам.
Итог: ставлю тройку, потому что в принципе название выставки себя вполне оправдывает. Абстракция? Да, вот она. Образ? Держите, пожалуйста. Но вот смысл. Смысл притянут за уши и играет исключительно пиар-роль. Отдам должное, с ролью он справляется на «отлично» (ведь я же в конце концов пришла).
P.S. Я готова к ответам а-ля «да вы же ничего не поняли, безмозглая вы особа!». Возможно. Но искусство должно создаваться не для избранных. Оно должно пробуждать чувства в простых людях. В моем случае оно пробудило только смешливость от абсурдности всеобщего желания сделать вид, что оценил-понравилось-действительно-гениальные-работы.

Вообще это круто, что в Москву привезли эту выставку! Видел некотрые полотна в LA , но что бы собрание! Советую всем .

От реализма до абстракции. Martha Escondeur

Абстракционизм — направление в искусстве начала XX в., в рамках которого художники отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.

Удивительно, но именно абстракционизм стал способом достижения гармонии: в начале XX вв. привычный материальный мир стремительно менялся, и художники вызывали ощущение полноты, комфорта и достаточности у зрителя лишь с помощью цвета, геометрических форм и законов композиции.

Отказ от предметности – не прихоть двоечников художественных школ, а закономерный этап развития искусства. Принцип «пиши что видишь» сформировался лишь в эпоху Возрождения, когда истинным творцом считался художник, способный максимально правдоподобно изобразить материальный мир и его элементы. Ранее, в Древнем Египте, художник должен был рассказать зрителю все, что известно о предмете (отсюда неестественные ракурсы тела). Античное искусство придало этим формам пластичности и грациозности, дабы, например, продемонстрировать красоту человеческого тела. В средневековой Европе искусство служило на благо церкви, повествуя о библейских сюжетах и житиях святых, а также вызывая трепет у зрителей своей монументальностью и каноничностью.

После эпохи Возрождения художники достигли совершенства в изображении ангелочков и таинственных женщин, поэтому нуждались в новых ориентирах. Они не заставили себя долго ждать: в XIX-XX вв. Европа была потрясена чередой революций, в результате чего появилась необходимость в создании нового языка искусства, равно интерпретируемого и доступного всем слоям общества от буржуазии до рабочих и крестьян. Живопись стремилась избавиться от всего лишнего, чтобы наладить контакт со зрителем. Многочисленные общественные потрясения, а также стремительная индустриализация, электрификация, автоматизация и прочие пугающие «-ации», до неузнаваемости изменившие материальный мир, провоцировали художников на поиск ускользающей гармонии. Более того, с изобретением и широким распространением фотографии у них пропала необходимость изображать материальный мир подробно и узнаваемо.

Все эти причины стали кирпичиками в фундаменте нового направления в искусстве, называемого абстракционизмом.

Это спорный вопрос. Некоторые художники, такие как Василий Кандинский, намеренно изображали фигуры, отдаленно напоминающие привычные вещи, цифры символы и т.д., однако их значение не играло никакой роли в интерпретации картины в целом. Джексон Поллок своей абстрактной живописью выражал эмоции и ощущения, импровизировал и играл с материалами, поэтому искать в его зрелых работах человеческие фигуры или объекты бессмысленно.

Тем не менее, ответ на данный вопрос зависит от конкретного художника и его работы. Цветовая палитра, композиция, линии и образованные ими углы – все это позволяет зрителям увидеть или не увидеть конкретные материальные объекты, согласно замыслу художника. Также всегда стоит обращать внимание на название полотна, которое порой указывает на наличие данного объекта или его схожести с изображением.

Читать еще:  Однажды в Казимеже. Richard Tuschman (фотограф)

Спешим вас расстроить: нет, если вы не обладаете навыками живописи и не имеете за плечами десятилетия практики. Прежде чем уйти в абстракционизм, многие художники десятилетиями оттачивали свое мастерство портретами, натюрмортами, пейзажами. Занятия нефигуративной живописью требуют знаний основ колористики и композиции. Именно грамотная сочетаемость цветов и детально выверенное расположение линий и точек на полотне позволяют достичь визуальной гармонии даже без изображения ублажающих взор объектов.

По мере развития абстрактной живописи многие художники и вовсе отказались от предварительных эскизов, доверяя своему внутреннему ощущению гармонии и нанося краску на холст автоматически. За такой техникой стоят годы художественной практики, поэтому ребенок вряд ли сможет повторить шедевр Джексона Поллока и Марка Ротко.

Знаменитый искусствовед Эрнст Гомбрих, автор знаменитого труда по истории искусств, дает универсальный рецепт, как отличить истинный шедевр от рядовой картины.

Итак, находясь перед загадочными линиями и пятнами в музее или изучая картину в Интернете или книге, обратитесь к своему чувственному восприятию. Задавайте вопросы: что вы чувствуете, глядя на данную картину? Какие эмоции, ассоциации, воспоминания она вызывает? Позитивные или негативные ощущения вы испытываете, и почему?

Как правило, во втором случае зритель заканчивает свое знакомство с картиной, ставя клеймо «ерунда» — и совершает роковую ошибку. Даже если вам неприятно смотреть на картину или вы вовсе ничего не испытываете, продолжайте зрительно блуждать по полотну, изучайте его умственно. Что вы видите здесь? Какие цвета использует художник: теплые или холодные, яркие или тусклые? Как он располагает линии и точки, и как считаете, почему именно так? Какой материал он использует: масло, карандаш, ручка, или вовсе делает полотно похожим на коллаж из стекла, металла и картона?

Далее обратитесь к всезнающему экскурсоводу, другу-искусствоведу, аудио- или текстовому гиду или к небезызвестной поисковой системе, дабы узнать: кто этот художник? В какую историческую эпоху он жил и работал? Когда было создано конкретное полотно? Какова история его создания и что случилось с ним после?

Подобный скрупулёзный анализ поможет вам получить удовольствие от самой, казалось бы, провокационной мазни, позволит увидеть красоту в привычных линиях и цветовых пятнах, а также научит интуитивно отличать выдающуюся работу от рядовой.

Основоположниками данного направления считаются русский художник Василий Кандинский (1866 — 1944) и нидерландский художник Пит Мондриан (1872 — 1944). Они никогда не работали вместе и состояли в разных художественных обществах, и, тем не менее, каждый из них внес свой существенный вклад в развитие абстракционизма в начале 20 века.

После того, как в 1910 г. Василием Кандинским в Германии была нарисована первая абстрактная картина, данное художественное направление начало свое уверенное шествие по Европе. Одним из первых его оценил художник Казимир Малевич, однако, в отличие от соотечественника, он не создавал визуальную гармонию и не служил духовным идеям, а развивал концепцию «чистого творчества» и избавлял живопись от лишних элементов. Таким образом родился супрематизм – одно из ведущих художественных направлений начала 20 в. – и его икона – минималистичный «Черный квадрат» (1915 г.).

Группа нидерландских художников, дизайнеров и архитекторов заставила идеи абстракционизма служить обществу. Организовав сообщество «Стиль», они поставили своей задачей изменение человека внутри и его быта снаружи, а сами провозгласили идеал нового творца на службе общества. Архитектурные проекты группы отличались радикальностью, строгостью, и простотой, а дизайнерские решения для дома – удобством, при этом члены группы в качестве основных инструментов использовали прямой угол и лишь три цвета — синий, красный, желтый, зачастую позволяя себе роскошь в виде фонового белого и контурного черного.

Во время Второй Мировой Войны европейские художники массово мигрировали в США, познакомив местных творцов с абстракцией. Радикальные идеи и новый взгляд на окружающий материальный мир оказали колоссальное влияние на молодых и перспективных, позже основавших абстрактный экспрессионизм – одно из главных художественных направлений в американском искусстве. Его основоположник – Джексон Поллок – ныне гордость Америки и один из самых дорогих художников современности.

Как таковых «чистых» абстракционистов выделить сложно. Из наших соотечественников стоит упомянуть Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Евгения Михнова-Войтенко. Идеи нефигуративной живописи оказали влияние на Александра Родченко, Лазаря Лисицкого, Любовь Попову, а также таких европейских художников и скульпторов, как Константин Бранкузи, Умберто Боччони, Пауль Клее и т.д.

К сожалению, в XX в. огромное количество абстрактных полотен покинуло нашу страну. Тем не менее, некоторые институции могут похвастать чудесной коллекцией нефигуративного искусства — например, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский музей современного искусства. Разумеется, есть работы абстракционистов и в Эрмитаже, а также, других музеях – но их концентрация там ниже чем в вышеупомянутых.

Также всем поклонникам абстрактного искусства рекомендуем к посещению следующие европейские музеи: Центр Помпиду во Франции, коллекция Пегги Гуггенхайм в Италии, галерея Тейт Модерн в Великобритании, Центр искусств королевы Софии в Испании.

А счастливым обладателям американской визы советуем не упускать свой шанс и при следующей поездке в США взглянуть на шедевры абстракционистов в музее Соломона Гугенхайма и музее современного искусства MoMa.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector