Оценка и объективный анализ предметов искусства

Оценка и объективный анализ предметов искусства

Как оценивать искусство?

Краткий набор приемов для оценки картин и скульптур. Несколько подходов к анализу произведения.

Оценка искусства

Задача оценки произведений искусства, будь то картины или скульптуры, требует комбинации объективной информации и субъективной оценки. Действительно, анализ таких работ сильно персонализирован, однако целью является не просто выяснение того, нравится ли вам произведение или нет, но еще и понимание причин. Это и требует определенного набора знаний. В конце концов, оценка рисунка современного школьника будет радикально отличаться от рассуждений на тему фресок Микеланджело. Точно так же нельзя использовать одинаковые стандарты для оценки классических шедевров реализма и портретов экспрессионистов. Это связано с тем, что художник-экспрессионист не пытается реализовать ту же степень визуальной схожести, что и его коллега. Проще говоря, перед тем как проанализировать полотно или скульптуру, нужно располагать фактами о контексте работы, а уже потом о самом произведении. Чем больше информации удается почерпнуть из контекста и самого предмета анализа, тем более точной и правильной получится заключение.

Сотворение Адама. Микеланджело.

Нравится или не нравится

Как уже было сказано, недостаточно говорить «Мне не нравится эта картина, так как она слишком темная». Например, можно оценить символизм и композицию работы, несмотря на то, что освещение не пришлось по душе. Необходимо выяснить причины решения.

Существует ряд критериев и механизмов оценки произведений искусства. Одним из самых простых способов анализа является понимание того, что происходило (или могло происходить) в сознании художника в процессе создания работы. На основе этого можно сделать более обоснованный вывод. Вот еще несколько вопросов, на которые стоит ответить:

  • Когда работа была создана? Зная дату создания произведения можно сделать вывод о сложностях, с которыми столкнулся художник. Так, например, пейзажи и портреты, создаваемые до появления фотографии, имели большую ценность и популярность. От времени зависит и выбор цветовой палитры, набор используемых инструментов и ряд других факторов.
  • Это абстрактная работа? Произведение искусства может быть полностью абстрактным (никакого сходства с известными природными формами), органически абстрактным (имеет некоторое сходство с органическими и природными формами), полуабстрактным или репрезентативным (образы и фигуры узнаваемы). Очевидно, что абстрактные произведения превозносят иные ценности и развивают совершенно другие темы, отличные от репрезентативных работ.

Зеленая клякса. Эльсуорт Келли.

Отблески на воде. Андре Дерен.

Само произведение

После оценки контекста произведения можно приступить к анализу самой работы. Формирование мнения о некоторой картине или скульптуре скорее является искусством, чем наукой, вследствие чего дать однозначные ответы касательно ценности творения не всегда представляется возможным.

Какие материалы использованы? Какие краски применялись? Ответы на эти (и аналогичные) вопросы могут сообщить о намерениях и идеях автора. Для быстрого создания картин использовались быстросохнущие акварельные краски и акрил, для технологичных бонусов использовался холст, масляные краски ценились за богатство передаваемого цвета и так далее.

Раннее утро. Уильям Тёрнер.

Каковы содержание и предмет? Что изображено в работе? Каков символизм произведения? Роль различных предметов в общей композиции? Тут стоит отметить и общий характер произведения, ведь удачное расположение деталей помогает художнику акцентировать внимание на некоторых элементах, создавать нужную атмосферу.

Как применяется цвет? Цвет оказывает влияние на наши эмоции и, безусловно, играет огромную роль при оценке произведений искусства. Использование цвета может сказать и об идеях, которых придерживался автор. Импрессионисты и экспрессионисты (в частности, фовисты) придавали большое значение этому элементу живописи, стараясь раскрыть весь его потенциал, в то время как сторонники традиционного и академического искусства придерживались реалистичных цветовых парадигм (зеленая трава, голубое небо, серое море и т.д.). Художники используют различные цвета, чтобы стимулировать эмоции, привлечь внимание зрителя, придать большей реалистичности изображению, дополнительно подчеркнуть характер фигур или сцен, усилить глубину абстрактных работ и в некоторых других, аналогичных, целях.

Красные виноградники в Арле. Ван Гог

Эстетика является субъективной и личной субстанцией. Мы видим вещи по-разному, понимаем «искусство» и «красоту» в уникальных формах. Кроме того, так как картины и скульптуры в первую очередь объекты визуального искусства, если нас спросят о красоте тех или иных произведений, мы, вероятно, дадим мгновенный ответ. Тем не менее, если затем попросить оценить красоту (или ее отсутствие), смысл работы и обосновать свой анализ, могут возникнуть некоторые трудности. Обычно эстетические критерии связаны с гармоничностью и балансом произведения, его пропорциями, симметрией и аналогичными факторами.

Присяга Горации. Жак-Луи Давид.

Абстрактное искусство

В случае, когда абстрактные произведения имеют общую тему и идеи (кубизм — прекрасный пример) или когда они включают в себя узнаваемые формы и доступный символизм, произвести оценку можно по аналогии другим картинам, но когда уровень абстракции достигает геометрических стандартов, возникает ряд трудностей. Целиком абстрактные работы освобождают зрителя от любых оптических ассоциаций с реальной жизнью. Таким образом он может сосредоточится исключительно на живописных аспектах произведения (линии, форма, цвет, текстура, тип мазка и т.д.). Стоит задать себе следующие вопросы, которые, возможно, помогут составить более целостное мнение об абстрактных картинах и скульптурах:

  • Как художник направляет взгляд зрителя, на чем акцентирует его внимание?
  • Как использованы цвета и какую роль они играют в композиции?
  • Какие формы содержит работа? На что они похожи? К чему они могут отсылать? Абстрактные картины должны быть расшифрованы. Возможно, к ним стоит относиться, как к головоломкам.

Натюрморт с плетеным стулом. Пабло Пикассо

Заключение

После изучения контекста произведения и самой работы можно задать ряд заключительных вопросов:

  • Что произведение пытается сказать? Это общий вопрос, который включает в себя все, что мы обнаружили и решили в процессе изучения работы.
  • Каким образом картина или скульптура влияет на вас? Ответ должен основываться на личной реакции.
  • Хотели бы вы видеть это произведение в вашем доме? Подобный вопрос позволяет рассмотреть работу под другими углами.
  • Вам хочется увидеть больше композиций со схожим содержанием, атмосферой, сюжетом и т.д.?

Оценка и объективный анализ предметов искусства

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Как оценивать искусство? Краткий набор приемов для оценки картин и скульптур

Задача оценки произведений искусства требует объективной информации и субъективной оценки,
необходим определенный набор знаний,чтобы установить причину, нравится ли вам произведение или нет,
нельзя использовать одинаковые стандарты для оценки классических шедевров реализма
и современного искусства

Сотворение Адама. Микеланджело.

художник-экспрессионист не пытается реализовать ту же степень визуальной схожести, что и его коллега.


Дама в голубом

Существует ряд критериев и механизмов оценки произведений искусства.

Произведение искусства может быть полностью абстрактным (никакого сходства с известными природными формами), органически абстрактным (имеет некоторое сходство с органическими и природными формами), полуабстрактным или репрезентативным (образы и фигуры узнаваемы). Очевидно, что абстрактные произведения превозносят иные ценности и развивают совершенно другие темы, отличные от репрезентативных работ.

Зеленая клякса. Эльсуорт Келли

. Тип живописи? Картины бывают различных видов и категорий, известных как жанры живописи. Существует некоторая иерархия жанров, составленная в 17-ом веке Академиями искусств. Классификация содержит как здравые идеи, так и весьма спорные моменты.

Школа или движение с которой ассоциируется работа?

Произведение может быть создано некоторой национальной группой художников (древнеегипетская, испанская, немецкая), локальной группой (школа голландского реализма), эстетическим движением (барокко, классицизм, импрессионизм, фовизм, кубизм, поп-арт), общей тенденцией (реализм, экспрессионизм), жанровой группой, методами окраски, аспектами отражения мира и так далее. При наличии этого знания о принадлежности движениям и школам формируется более глубокое понимание содержания и смысла работы.

Отблески на воде. Андре Дерен.

  • Где было создано произведение? Зная, где и при каких обстоятельствах создавалась работа, можно дать ей более объективную оценку. Ценность фресок Микеланджело, безусловно, оценивается высоко, а если знать то, что на протяжении четырех лет мастер создавал роспись Сикстинской капеллы без посторонней помощи, под высоким потолком и в сложных условиях, то понимание и оценка его шедевра может стать более высокой. Таким образом, окружение может оказать существенное влияние как на сложность создания произведения, так и на настроение мастера, что скажется на конечном результате.

Микеланджело Буонарроти 1508-1512

Раннее утро. Уильям Тёрнер.

Каковы содержание и предмет? Что изображено в работе?
Каков символизм произведения? Роль различных предметов в общей композиции? Тут стоит отметить и общий характер произведения, ведь удачное расположение деталей помогает художнику акцентировать внимание на некоторых элементах, создавать нужную атмосферу.

Как применяется цвет? Цвет оказывает влияние на наши эмоции и, безусловно, играет огромную роль при оценке произведений искусства. Использование цвета может сказать и об идеях, которых придерживался автор. Импрессионисты и экспрессионисты (в частности, фовисты) придавали большое значение этому элементу живописи, стараясь раскрыть весь его потенциал, в то время как сторонники традиционного и академического искусства придерживались реалистичных цветовых парадигм (зеленая трава, голубое небо, серое море и т.д.). Художники используют различные цвета, чтобы стимулировать эмоции, привлечь внимание зрителя, придать большей реалистичности изображению, дополнительно подчеркнуть характер фигур или сцен, усилить глубину абстрактных работ и в некоторых других, аналогичных, целях.

Красные виноградники в Арле. Ван Гог

Эстетика является субъективной и личной субстанцией. Мы видим вещи по-разному, понимаем «искусство» и «красоту» в уникальных формах.Обычно эстетические критерии связаны с гармоничностью и балансом произведения, его пропорциями, симметрией и аналогичными факторами.

Присяга Горации. Жак-Луи Давид.

Абстрактное искусство

В случае, когда абстрактные произведения имеют общую тему и идеи (кубизм — прекрасный пример) или когда они включают в себя узнаваемые формы и доступный символизм, произвести оценку можно по аналогии другим картинам, но когда уровень абстракции достигает геометрических стандартов, возникает ряд трудностей.
Целиком абстрактные работы освобождают зрителя от любых оптических ассоциаций с реальной жизнью.
Таким образом он может сосредоточится исключительно на живописных аспектах произведения (линии, форма, цвет, текстура, тип мазка и т.д.). Стоит задать себе следующие вопросы, которые, возможно, помогут составить более целостное мнение об абстрактных картинах и скульптурах:

  • Как художник направляет взгляд зрителя, на чем акцентирует его внимание?
  • Как использованы цвета и какую роль они играют в композиции?
  • Какие формы содержит работа? На что они похожи? К чему они могут отсылать?
  • Абстрактные картины должны быть расшифрованы. Возможно, к ним стоит относиться, как к головоломкам.

Натюрморт с плетеным стулом. Пабло Пикассо

Заключение

После изучения контекста произведения и самой работы можно задать ряд заключительных вопросов:

  • Что произведение пытается сказать? Это общий вопрос, который включает в себя все, что мы обнаружили и решили в процессе изучения работы.
  • Каким образом картина или скульптура влияет на вас? Ответ должен основываться на личной реакции.
  • Хотели бы вы видеть это произведение в вашем доме? Подобный вопрос позволяет рассмотреть работу под другими углами.
  • Вам хочется увидеть больше композиций со схожим содержанием, атмосферой, сюжетом и т.д.?

Анализ материалов живописи и предметов прикладного искусства

В настоящем разделе предполагается коротко изложить сведения о тех современных методах анализа, которыми пользуются во всех крупных реставрационных организациях и музеях мира при проведении технико-технологических исследований произведений искусства и анализа авторских материалов, не касаясь существа самих этих методов.

При исследовании станковой и настенной живописи прежде всего проводят исследование послойного состава красочных слоев и грунта (стратиграфии), которое обычно производят на микропробах, взятых в неответственных местах живописи (например, с кромок картин). Исследования производятся с использованием оптических микроскопов. Наблюдение можно проводить в отраженном неполяризованном свете (микроскоп МБС-10, увеличение 10— 100); в отраженном поляризованном свете (микроскоп «Полам Р-312», увеличение 200); в проходящем поляризованном свете (микроскоп «Полам Р-211», увеличение 400 — 800) [29].

К. числу самых современных методов исследования стратиграфии красочных слоев живописных полотен можно отнести новый неразрушающий метод с использованием нейтронной радиографии с автоматической фиксацией результатов. Для такого рода исследований в Берлинском центре нейтронного облучения была специально создана установка нейтронного облучения В8, с использованием которой можно не только получать снимки расположения живописных слоев, но и проводить анализ элементного состава пигментов. Кроме того, данное оборудование позволяет получить информацию о происхождении картины, об особенностях живописной техники, о привнесенных изменениях, чего не удается достичь ни с помощью инфракрасной спектроскопии, ни методом рентгеноскопии.

Природу пигментов обычно определяют с использованием стандартных методов качественного и количественного микрохимического анализа. Однако в последние десятилетия более надежную и точную информацию дает метод атомной эмиссионной спектроскопии.

Для анализа связующих, наряду с обычными методами прокрашивания шлифов активными красителями, используется метод тонкослойной хроматографии.

Для исследования цветовых характеристик применяется метод колориметрии, который осуществляется с применением прибора спектрофотометра.

Структуру материалов произведений искусства — бумаги, пергамента, кожи, стекла, фотодокументов и др. изучают методом сканирующей электронной микроскопии, который дает возможность увеличения объекта исследования в несколько тысяч раз.

В последнее время методы исследования произведений искусства немыслимы без использования компьютерных программ, создаваемых специально для решения сугубо реставрационных задач: для физико-химических исследований, технико-технологической экспертизы, методов комплексной атрибуции произведений искусства.

В Государственном Эрмитаже методом компьютерного проектирования была решена задача воссоздания утраченного фрагмента живописи. Работая с электронной копией картины, можно увидеть ожидаемый результат работы до завершения реставрации [30].

В современной мировой практике научно-технических исследований материалов очень важное место принадлежит неразрушающим методам исследования, применение которых позволяет изучать внутреннюю структуру художественных произведений, структуру материалов памятника и элементный состав неорганических материалов без вторжения в авторский материал для отбора проб [31]. К неразрушающим методам относится люминесцентный анализ (видимая люминесценция, отраженный ультрафиолетовый свет), исследования в инфракрасных лучах (инфракрасная люминесценция, инфракрасная рефлектография), рентгенография. Эти методы позволяют определить степень сохранности произведения, наличие поздних записей и поновлений, они необходимы при проведении научно-технической экспертизы произведения в процессе его атрибуции.

Для исследования структуры материалов историко-культурных памятников привлекаются ультразвуковые методы диагностики и дефектоскопия. С помощью этих методов можно определять внутренные пустоты, толщину самих изделий или нанесенных на них покрытий. Однако эти методы имеют ограничения, например, в случае руинированных предметов применение ультразвуковых методов может привести к дополнительному разрушению материала памятника.

По аналогии с исследованием красочного слоя станковой темперной живописи в отделе реставрации темперной живописи ГосНИИР О.В. Лелековой и Н.Г. Брегманом был разработан метод исследования красочных слоев стенописей с применением оптической микроскопии без отбора проб. В результате применения этого метода при обследовании стенописей во Владимирском Успенском соборе, в соборе Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре и других памятниках древнерусского зодчества было высказано предположение о том, что мелящие красочные слои, ранее считавшиеся деструктированными, не нуждаются в укреплении.

Для исследования неорганических материалов в последнее время стремительно развивается метод рентгено-флюоресцентного(RFA) анализа, который позволяет в течение нескольких минут определить качественный состав твердых объектов, например, металлических или керамических изделий; достоинством этого метода является его высокая чувствительность, позволяющая определять очень малое содержание вещества без взятия проб. Этот метод позволяет определить не только химический состав пигментов, но и их структуру и распределение элементов в материале. Он применяется при исследовании художественно-исторических и археологических предметов, содержащих металл, предметов, имеющих патину, золочение или иные защитные слои, а также стеклянные поверхности, драгоценные камни и т. д. [32].

Сообщается о появлении мобильных миниспектрометров для проведения исследований методом рентгенофлюоресцентного анализа. Появление в 2000 г. мобильного прибора модели Art TAX расширило возможности применения этого метода: такими приборами можно пользоваться для анализа пигментов и идентификации материалов памятника при проведении археологических раскопок, а также при установлении подлинности исследуемого предмета, определении его происхождения, времени возникновения, выявлении позднейшего вмешательства и пр. [33].

Исследование органических материалов живописи — связующих, лаков, олифы, воскосмоляных мастик — является достаточно сложной задачей. В лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР была выполнена работа по модифицированию традиционных методов исследования органических веществ (таких как макрохимические, гистологические, спектроскопические, метод тонкослойной хроматографии), в результате которой появилась возможность выявлять подделки в ходе экспертизы художественных произведений [37].

В Институте им. Гетти для идентификации органических материалов применяют методы газовой хроматографии, метод масс-спектрометрии, совмещенной с газовой хроматографией, рамановской спектроскопии, метод рентгеновского рассеяния и др.; комплексное применение этих методов позволяет надежно идентифицировать компоненты связующих.

В последнее время для исследования предметов искусства получила широкое распространение компьютерная томография, метод, давно использующийся в медицине, но лишь сравнительно недавно примененный для исследования состояния материала внутри музейных предметов. Этот метод был успешно применен для обнаружения границы металла и окисла в средневековых металлических изделиях [34].

Рассматривается применение оптической когерентной томографии с преобразованием Фурье (FDOCT) для изучения музейной фарфоровой и фаянсовой керамики, живописи, а также для изучения изменений поверхностных слоев картины под действием окружающей среды [35].

В отечественной реставрации использование современных методов анализа пока не столь популярно, как за рубежом. Проблема состоит в том, что ни одно реставрационное подразделение не в состоянии самостоятельно эксплуатировать все эти дорогостоящие и очень сложные в обслуживании приборы. Сегодня в случае необходимости проведения такого рода исследований сотрудники вынуждены обращаться в академические институты, располагающие соответствующими приборами и квалифицированными кадрами, способными интерпретировать результаты этих исследований.

Более разумным представляется опыт Франции, где создана и функционирует централизованная научно-исследовательская лаборатория музеев Франции, в которой проводится изучение произведений искусства с использованием инфракрасной и ультрафиолетовой спектроскопии, рентгеноспектрального анализа, методов сканирующей электронной микроскопии, эмиссионной спектрометрии, масс-спектрометрии, ядерного магнитного резонанса, методами, основанными на диффузии частиц, хроматографии, термолюминесценции и др. [36].

Научные исследования в области реставрации проводятся в крупный музеях мира и в специальных институтах:

— в США— в институте консервации Гетти (Getty Conservation Institute), в научно-исследовательской лаборатории Музея изобразительных искусств в Бостоне, существуют также мастерские по реставрации книг, одна из них — государственная и отвечает за состояние сохранности фондов Библиотеки конгресса;

— в Великобритании исследования проводятся в Британском музее в Лондоне и в Музее Виктории и Альберта в Институте консервации бумаги.

Искусствоведческая экспертиза

Искусствоведческая экспертиза (Экспертиза искусства)

Понятие «Искусствоведческая экспертиза / Экспертиза искусства»:

Искусствоведческая экспертиза или экспертиза искусства (экспертиза произведений искусства, экспертиза предметов искусства) – это особый класс экспертиз, при производстве которых устанавливается подлинность произведений и предметов искусства, их историческая ценность, авторство, стиль, жанр, соответствие определенным историческим промежуткам и эпохам, а также разрешаются иные вопросы, требующие специальных познаний в области истории, искусствоведения и культуры.

В настоящее время, искусствоведческую экспертизу принято разделять на следующие виды :

  • собственно искусствоведческая экспертиза
  • историко-культурная
  • культурологическая экспертиза

Кроме того, как правило, к искусствоведческим экспертизам также относятся:

  • религиоведческая экспертиза
  • экспертиза порноматериалов
  • экспертиза экстремизма
  • и особый вид – политологическая экспертиза

Наш Центр проводит все виды искусствоведческих экспертиз!

Проведение искусствоведческой экспертизы, также как и проведение иных исторических и культурологических экспертиз и исследований, является одним из приоритетных экспертных направлений деятельности нашего Центра.

С целью производства экспертиз произведений искусства, в нашем Центре имеются эксперты и специалисты, имеющие ученые степени и звания, и являющиеся членами международной ассоциации изобразительных искусств – «АИАП ЮНЕСКО».

Судебная искусствоведческая экспертиза получила довольно широкое распространение в досудебном порядке, при рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции, а также при ведении уголовных дел на этапе предварительного расследования и судебного следствия.

Стоимость искусствоведческой экспертизы указана ниже

Вопросы искусствоведческой экспертизы представлены в конце раздела

Процессуальные виды искусствоведческих экспертиз:

Как и иные виды экспертиз, искусствоведческая экспертиза, процессуально, может быть:

  • досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических, юридических лиц, адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста (досудебная искусствоведческая экспертиза; внесудебная искусствоведческая экспертиза; независимая искусствоведческая экспертиза);
  • судебной , т.е. назначается и проводится по определению суда, постановлению следователей либо дознавателей, с последующим составлением заключения эксперта (судебно-искусствоведческая экспертиза; искусствоведческая экспертиза для суда).

Объекты искусствоведческой экспертизы:

Все объекты и предметы искусствоведческой экспертизы можно объединить в три группы: объекты изобразительного искусства, объекты зрелищного искусства, объекты неизобразительного (выразительные) искусства, к которым относятся:

  • предметы живописи и изобразительного искусства
  • предметы декоративно-прикладного искусства (вазы, статуэтки, предметы домашней утвари и др.)
  • музыкальные произведения
  • театральные постановки, опера, балет, произведения кинематографа
  • текстовые произведения
  • художественная, документальная и историческая литература
  • скульптуры, памятники
  • здания и сооружения, представляющие историко-культурное наследие, и элементы их декора
  • садово-парковые комплексы
  • мебель и элементы интерьера
  • одежда
  • оружие
  • автомобили
  • монеты, банкноты
  • фото- и видеоматериалы откровенного или порнографического содержания
  • материалы гражданских и уголовных дел
  • ранее проведенные искусствоведческие экспертизы
  • иные предметы, документы и материалы, необходимые для проведения искусствоведческих экспертиз

Цели и задачи искусствоведческих экспертиз:

  • анализ и оценка с целью определения подлинности предметов искусства
  • определение сходства и тождества между двумя и более объектами искусства
  • выявление подделок предметов искусства
  • анализ и оценка копий предметов искусства
  • определение жанра произведений искусства
  • определение стиля предметов искусства
  • установление принадлежности предметов искусства определенной эпохе
  • установление авторства произведений и предметов искусства
  • определение исторической ценности предметов искусства
  • установление факта плагиата музыкальных и кинематографических объектов искусства
  • анализ и оценка порноматериалов
  • оценка объективности, полноты, научной обоснованности и правильности ранее проведенных искусствоведческих экспертиз и исследований;
  • рецензирование искусствоведческих экспертиз и исследований

В каких случаях назначается и проводится искусствоведческая экспертиза:

Искусствоведческая экспертиза относится к одному из старейших классов экспертных исследований. Проведение независимой и судебной искусствоведческой экспертизы необходимо во всех случаях, когда имеются сомнения в подлинности предметов и произведений искусства, в том числе с целью отличия подлинников от хорошо изготовленных копий. Довольно часто экспертиза произведений искусства проводится в отношении картин, старинных монет, статуэток, ваз, с целью определения их конкретному временному промежутку, эпохе и определения их исторической ценности. В рамках производства судебно-искусствоведческих экспертиз возможно выявление плагиата или копий музыкальных и художественных произведений, театральных постановок. Широкое применение подобные экспертизы находят при умышленном либо неосторожном повреждении произведений искусства, чаще всего это полотна картин известных живописцев. Нередко, искусствоведческая экспертиза по уголовным делам проводится по следующим статьям УК РФ: ст. 164 – «Хищение предметов, имеющих особую ценность», ст. 167 – «Умышленные уничтожение или повреждение имущества», ст. 190 – «Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей», ст. 214 – «Вандализм». Кроме того, судебная искусствоведческая экспертиза довольно часто проводится при рассмотрении уголовных дел по экстремизму, возбуждении вражды и ненависти на религиозной почве, по делам связанным с изготовлением и распространением материалов откровенного сексуального содержания и порноматериалов.

Ходатайство о проведении и назначении искусствоведческой экспертизы:

Заявляя ходатайство о проведении и назначении экспертизы предметов и произведений искусств, в обязательном порядке укажите обстоятельства дела, вопросы для экспертизы и экспертное учреждение, в котором предполагается проведение экспертизы. Ходатайствуя о проведении судебной экспертизы предметов и произведений искусств в нашем Центре, Вы можете рассчитывать на высокопрофессиональный, научно обоснованный и объективный подход наших экспертов и специалистов при производстве экспертизы.

Обратите внимание! Перед ходатайством в суде о проведении и назначении судебно-искусствоведческой экспертизы в нашем Центре, обратитесь к нам в центральный офис за Информационным письмом , где мы укажем сроки исполнения и цену искусствоведческой экспертизы.

Стоимость искусствоведческих экспертиз:

Срок производства судебных и независимых искусствоведческих экспертиз — от 10 суток!

Стоимость искусствоведческой экспертизы
(ориентировочная)

Методы оценки произведений искусства

Привожу полностью текст Татьяны Маркиной («The Art Newspaper Russia»): «Аукционный дом Sotheby’s купил индекс Мея — Мозеса, одну из самых старых научных методик, позволяющих спрогнозировать стоимость произведений искусства. Теперь его эксперты смогут с цифрами и графиками в руках убеждать клиентов, что пришло время покупать. Мы решили вспомнить, какие способы оценки искусства, в частности живописи, существуют в мире, и классифицировать их:

По покупателю
Российские антиквары любят анекдот, описывающий процесс оценки полотна. Прежде чем смотреть саму картину, арт-дилер спрашивает: «Мы продаем или покупаем?» Когда это услышал один статусный представитель аукционного дома Sotheby’s, то очень смеялся и сказал: «Мы тоже это спрашиваем». Это основанная на
опыте необходимость выяснить эмоциональную заинтересованность клиента (насколько сильно он хочет купить или продать картину) — в других методиках оценки, сугубо научных, она же может присутствовать в виде специального коэффициента. Один из петербургских арт-интернет-магазинов и сейчас поучает художников, как назначать цены. Нужно исходить из того, кто покупает: инвестор (с этих можно урвать побольше), коллекционер («они, как правило, небогаты») или дизайнер-оформитель (который в любом случае не выйдет за рамки бюджета).

По размеру и площади
В 1990-е постсоветские годы, эпоху бурного зарождения российского арт-рынка, был такой способ формирования цены: длинная сторона картины плюс три нуля, и это в долларах. Применялся он для академиков, например Шишкина или Айвазовского (к 80 см дописываем 000 — получается $80 тыс.). Сейчас с первыми именами уже не сработает (продешевим), а с академиками второго ряда может и получиться. Цена, конечно же, зависит от размера — но не напрямую, а по некой параболе. Маленькая картина одного и того же автора обычно стоит дешевле той, что побольше, но до определенного предела. Неким «золотым», самым удобным для частной коллекции оказывается размер с длинной стороной не более метра.

Русские художники в основном и работали в таком «золотом» формате, хотя монументальные полотна приходилось писать и им. А миниатюрист у нас один — Иван Похитонов. Его самая дорогая картина «На пляже», проданная Christie’s в 2011 году за $632,3 тыс., имеет размер 18,9х32,6 см. Это значит, 1 кв. см его живописи стоит $1,026 тыс. Самый дорогой сантиметр русской живописи, без сомнения, принадлежит Казимиру Малевичу — $9,549 тыс. («Супрематическая композиция», 88,5х71 см, продана в 2008 году на Sotheby’s за $60 млн).

В 2005 году был издан «Определитель стоимости живописи» Владимира Соловьева. В книге собраны рассчитанные автором таблицы зависимости стоимости от площади картины для 47 тыс. художников мира и введены поправочные коэффициенты. К «Определителю» приложены квадрат (для измерения площади) и круги из картона. Выставляя на круге нужные коэффициенты, можно получить цену картины. Пробовавшие метод рассказывали, что работы получались дороже, чем они стоили на рынке.

По затратам
Затратная методика придумана неким Михаилом Тамойкиным (этаким Остапом Бендером от культуры, «работавшим» на Украине). Цена тут напрямую зависит от затрат на создание произведения и вычисляется по стоимости чисто материального объекта, которая корректируется специальными поправками. Коэффициенты для этих поправок высчитываются исходя из значения, которое имеет произведение («мировое» или «семейно-клановое», статус художника и его нынешняя популярность). Впрочем, что стоит холст, краска и кусок хлеба по сравнению с $104 млн за Пикассо голубого периода или $60 млн за супрематизм Малевича? Впрочем, ни Пикассо, ни Малевича автор методики художниками не считает и в расчет не берет. В качестве примеров приведено в основном прикладное искусство, но практика опровергает и это. Например, на московском аукционе «Монеты и медали» в 2009 году был продан за 850 тыс. руб. медный полтинник 1925 года, притом что серебряному полтиннику того же года 1 тыс. руб. — красная цена. А все потому, что это пробный экземпляр в нестандартном металле.

По повторным продажам
Аукционы искусства проходят в мире уже больше трех столетий, и многие произведения успели побывать на них не один раз. Повторные продажи позволяют проследить, как искусство дорожает, и предположить, как оно будет дорожать дальше. На этом и основан индекс Мея — Мозеса, которым теперь единолично будет пользоваться Sotheby’s. Его придумали несколько десятилетий назад профессора Университета Нью-Йорка Джианпинг Мей и Майкл Мозес. Они проанализировали продажи произведений искусства за огромный отрезок времени, с 1875 года. В целом рост цен на произведения искусства был приблизительно таким же, как и рост фондового рынка (уж точно не меньшим), и при этом спрос на искусство был более устойчивым и не зависел от погоды на других рынках. Эти выводы с тех пор используют все аналитики арт-рынка, пытаясь убедить покупателей в том, что лучше приобретать картины, чем акции.

Статистику повторных продаж использует и методика Сергея Скатерщикова, специалиста по инвестициям. Созданная им база данных Skate’s позволяет высчитать среднегодовую доходность. Например, полотно Герхарда Рихтера «Абстрактная картина (712)» 1990 года показало поразительную доходность в 29,27%, причем при перепродаже всего лишь через год. Обычно доходность тем больше, чем длиннее инвестиция. А вот картина Пабло Пикассо «Голова женщины» 1935 года понесла среднегодовую убыль в цене на 20%, когда перепродавалась через два года. Сергей Скатерщиков в книге «Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства» предлагает рассчитывать цену по формуле: Р = (FV + IP) х PF, где Р (price) — расчетная цена предмета искусства; FV (fair value) — справедливая цена предмета искусства; IP (irrational premium) — премия за иррациональность (то самое желание обладать); PF (provenance factor) — провенанс-мультипликатор (который может уменьшать цену работы, если у нее неясный провенанс, она может оказаться реституционной или вдруг объявятся обманутые наследники). «Справедливая цена» формируется на основе информации о сделках с аналогичными произведениями и корректируется в зависимости от важности периода для художника, размера и сюжета работы, ширины рынка и прочего.

Сравнительные
Сбором цен из открытых источников, то есть аукционных продаж, занимается несколько крупнейших компаний. Например, французская Artprice собирает данные 4,5 тыс. аукционов со всего света (исключая российские — наши данных не сдают) и иногда сводит их в публичные отчеты. На сайте Artprice можно просмотреть справочник цен за XVIII–XIX века, изданный 100 лет назад. Американская компания Artnet не только агрегирует аукционные цены, но и сотрудничает с галереями (а значит, дает более развернутую картину спроса и предложения).

Уникальную методику разработал российский интернет-проект ARTinvestment. Помимо того, что сайт собирает аукционные цены на российских художников, причем не только западные (что просто, так как западные аукционы публикуют цены), но и внутренние, малодоступные, его основатели придумали ценовые индексы для конкретных художников. Они отражают ежегодное изменение средней аукционной цены фрагмента условной картины художника на аукционах в России и за рубежом. За базу принимается фрагмент такой площади, которая стоила $100 на год начала исчисления индекса. Например, для живописи Ильи Репина этот индекс в 2000 году был принят за 100, на текущий момент он составляет 486, а в 2009 году равнялся 696. То есть $100, вложенные в картины художника в 2000 году, спустя девять лет условно превратились в $696, а к 2016 году усохли до $486. Необходимость сравнивать с предыдущими продажами признается всеми — вопрос лишь в том, как «аналоги» приблизить к тому полотну, которое нужно оценить. Ведь даже две почти одинаковые картины того же автора, года, размера и сюжета продаются по-разному. Итог зависит от тысячи причин — от экономической ситуации до места (аукционного дома и города). И очень сильно — от «настроения» на рынке и мнения уважаемых людей.

На доверии
Многие занимающиеся оценкой искусства компании поддерживают «индекс доверия» к рынку, опрашивая уважаемых и влиятельных людей. Так поступают Artprice и ArtTactic, и нередко мнения экспертов — коллекционеров, критиков, галеристов, аукционистов — действительно делают погоду на рынке. В преддверии русских торгов в Лондоне цветной «светофорчик» индикаторов инвестиционного риска, который определяют эксперты, появляется и на ARTinvestment.

По рейтингам
Метод опроса экспертов, который включает 17 критериев, влияющих на значимость художника, использует Ксения Подойницына, инициатор первого аналитического отчета по рынку российского современного искусства InArt 2016. Рейтинг современных российских художников, который она планирует представить весной 2017 года при поддержке Национального рейтингового агентства, должен помочь определить статус, а значит, и цену. Здесь учитываются как количественные (цены), так и качественные показатели (участие в выставках, наличие работ в коллекциях, публикации в СМИ) — в их формировании принимают участие эксперты: галеристы,
сами художники, кураторы и коллекционеры.

Что же в реальности?
У каждого из способов есть достоинства и недостатки. На практике арт-дилеры применяют понемногу все методики: учитывают предыдущие цены на картины, знают, что портреты детишек всегда дороже портретов старушек (а уж с обнаженной натурой ничто не сравнится), заглядывают в глаза клиентам, советуются с коллегами и принюхиваются к атмосфере на рынке». Отсюда.

Читать еще:  Немецкий художник. Daniela Neumann
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector