Отсутствие связи между внутренним и внешним миром. Yvonne van Woggelum

Отсутствие связи между внутренним и внешним миром. Yvonne van Woggelum

О взаимосвязи внутреннего и внешнего миров

Каждый миг мы совершаем какие-то действия или какие-то процессы происходят внутри нас. И мы всегда хотим понимать – что является причиной, а что следствием. Являются ли наши действия причиной внешних изменений, или напротив – внешние влияния управляют нашим поведением.

Согласитесь, что было бы неправильно утверждать, что только внутренние процессы определяют всё, что происходит и внутри нас, и вокруг. Тогда весь мир следовало бы рассматривать как порождение наших субъективных иллюзий.
Но также неверно утверждать, что внешние процессы полностью определяют всё, что с нами происходит. Ведь в таком случае наши мнения и решения не имеют никакого смысла, а мы являемся безвольными марионетками в руках неведомых внешних стихий.

Задача любого человека – научиться тонко чувствовать механику процессов, происходящих внутри него, и процессов, частью которых он сам является. Только в этом случае он сможет гармонично взаимодействовать с миром и принимать правильные решения в правильное время.

Если вы внимательно будете наблюдать за своим состоянием и событиями, которые с вами происходят, то заметите, что иногда именно Вы определяете ход событий, а иногда напротив – события определяют изменения вашего состояния. Активность непременно сменяется пассивностью, как день сменяется ночью. Игнорировать такие природные циклы глупо и даже опасно.

Представьте себе шарик, который сначала катится вниз по склону холма, набирая ускорение, а потом, достигнув минимума, начинает катиться вверх с замедлением. Когда шарик катится вниз, причиной движения является внешний фактор (склон холма), а когда шарик катится вверх, причиной движения является внутренний фактор (сила инерции, накопленная шариком, обладающим массой). И это два разных состояния системы.

Внутри нас постоянно происходят различные физиологические процессы, и это в какой-то мере влияет на наше поведение. Если мы слабы и больны, то лежим, набираемся сил. Если мы голодны, то едим. Если мы чувствуем избыток сил и вдохновение, то принимаемся за работу, за творчество.

Но бывает и так, что не мы определяем, что нам делать, а внешние обстоятельства вынуждают нас совершать те или иные действия. Мы могли бы позагорать на пляже, но крик тонущего человека вынуждает нас бежать ему на помощь. Мы могли бы отправиться гулять, но домашние обязанности вынуждают нас остаться дома. В таких случаях действия, совершаемые нами, и процессы, происходящие в нас, определяются внешними событиями. И это совсем другой режим функционирования.

Если бы клетки нашего тела размышляли подобно нам и захотели бы полностью управлять телом, то они решили бы, что только от них зависит, куда пойдет человек, что он подумает, скажет или совершит. Они руководствовались бы исключительно своими физиологическими интересами. Но к счастью, наши клетки знают границы своего влияния и не превышают своих полномочий. Всё, что они совершают, направлено на поддержание внутреннего равновесия организма (гомеостаза). Это наша физическая составляющая.

Помимо этого есть и духовная составляющая, которая регулируется нервной системой. И она подчиняется универсальным принципам электромагнитных взаимодействий. А значит, для неё так же существуют понятия притяжения и отталкивания, положительного и отрицательного. И это причина наших эмоций, наших предпочтений, симпатий и антипатий. И именно они определяют наше поведение во внешнем мире. Благодаря им мы создаем те или иные социальные структуры, объединяемся и разделяемся, сотрудничаем или враждуем. Игнорировать их так же невозможно, как законы физики, но их можно понять, почувствовать и научиться грамотно использовать, для того чтобы создавать наиболее гармоничные структуры и взаимоотношения.

Обладая знаниями, мы становимся более спокойными и уравновешенными, избавляемся от страхов и неуверенности. Именно неизвестность и неспособность повлиять на свою судьбу делает человека несчастным и заставляет его совершать совершенно нелогичные поступки.

Человек, тонко чувствующий взаимосвязь внутреннего и внешнего миров, обретает внутреннюю целостность, связь с космосом, с Богом. Совсем не обязательно иметь какое-то научное или религиозное объяснение. Одни люди пытаются строить научные теории, представлять силовые поля, заряды, атомы, другие говорят об энергетических потоках, чакрах, инь и янь. Но только личный жизненный опыт и самопознание дают человеку истинное знание и уникальный, бесценный опыт.

Отсутствие связи между внутренним и внешним миром. Yvonne van Woggelum

В своих предыдущих статьях я уже писал о защитных механизмах: ретрофлексия, рационализация, проекция, интроекция.

(англ. confluence) — один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт-терапии. В целом, в рамках понимания человека как субъекта, действующего в среде, С. можно определить как недостаточное отделение себя от среды. Человек начинает воспринимать общность своих и чужих («другого») взглядов, мнений, установок, мировоззрения как нечто само собой разумеющееся. Он м. б. сам источником этих взглядов, а может и принимать взгляды другого. С. описывается (напр., И. Польстер, М. Польстер) как некая игра, в которой партнеры играют по определенным правилам, однако эти правила известны только одному из них.

При невротическом С. происходит нарушение ощущения границы между «Я» и «другим», в результате чего нарушается здоровый ритм взаимодействия со средой. В норме предполагается, что при коммуникации с окружающим миром человек вступает в контакт, коммуницирует, а затем выходит из контакта. При невротическом С. исчезает фаза ухода из состояния контакта, внутренняя среда человека как бы «слипается» с внешней для него средой. Это м. б. С. с конкретным человеком, но также и с группой людей, с коллективом. Часто состояние С. может возникать между мужем и женой, родителями и детьми, начальником и подчиненными. (А. А. Корнеев.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

автомиксис, анизогамия, ассимиляция, интеграция, кариогамия, коалесценция, конъюгация, объединение, присоединение, синкретизм, синойкизм, слипание, соединение, соматогамия, срастание, стяжение, урев, фузионирование, фузия, централизация, экзогамия»

Психологическое слияние – это сложный механизм.

Впервые слияние происходит у новорождённого ребёнка с матерью: ребёнку кажется, что он и мать одно единое целое. Да и у матери во многом происходит отождествление себя с дитём. У ребёнка создаётся необходимое ощущение устойчивости и прочности.

Потом всю жизнь свою мы ищем это своё, родное, общее. Ищем друга, любимого человека, своё дело. Находим или не находим, теряем, опять находим. Порой забываем то, что самое главное себя не терять.

Если человек не будет ощущать своей общности ни с кем из других людей, не будет причислять себя ни к какой социальной группе, будь то город, страна или вот эта группа на subscribe, то трудно не причислить его к изгоям. Стремление в той или иной мере отождествлять себя с кем-то или чем-то естественно, нормально и даже необходимо.

Выхожу я вчера на улицу, а бабушки на лавочке обсуждают победу сборной России по футболу над Португалией: «Смотрела, как наши обнесли португальцев?» И такую я мощную общность с этими бабушками почувствовал. Приятно мне было. Я ведь тоже болельщик.

Необходимо нам всем это самое «наши»!

Здоровое слияние предполагает поддержание контакта, а контакт возможен только тогда, когда есть сознавание себя.

Во всех этих случаях защитных механизмов имеет место смещение границ, границ между «Я» и «Не-я».

«Интроекция означает сохранение структуры поглощенных вещей, в то время как организм требует их разрушения» (Perls, 1947), чтобы могла произойти ассимиляция. Интроецированное, не «пережеванное», а «проглоченное» остается интактным как инородное тело в системе. Интроекция — это естественная форма питания на этапе сосания. Сохранение этой формы в более позднем возрасте связано с нарушениями на этапе кусания и жевания. Оральная агрессия (кусание) блокируется в сочетании с навязыванием ребенку пищи. Оральная агрессия смещается, отчасти направляется на других людей. Насильственное кормление также ведет к появлению отвращения к пище, которое подавляется, а пища проглатывается в непрожеванном виде или крупными кусками. При интроекции организм реагирует на объект или ситуацию как на пищу, «проглатывая целиком», однако впоследствии не может их «переварить».

Читать еще:  От классики до абстракционизма. Irisney Bosco

Таким образом, при интроекции граница между самостью («Я») и миром смещена вглубь самого себя, тем самым значительно обедняя внутренний мир.

Проекция — это перемещение на внешний мир тех своих внутренних сторон, с которыми индивид не желает себя отождествлять, но которые ему глубоко присущи.

«Проецирующий человек не может удовлетворительно различать внешний и внутренний миры» (Perls, 1947).

При проекции граница между «внутренним Я» и миром смещена на внешний мир. Туда же, на внешний мир, смещены и многие личные качества.

А почему и что проецируется? А потому и то, что не совмещается с интроецированным. См. выше.

«Ретрофлексия означает, что некоторая функция, изначально направленная от индивида на мир, меняет свое направление и возвращается к инициатору» (Perls, 1947).

Человек границу между собой и миром устанавливает внутри себя.

Нарциссизм – это когда вместо того чтобы любить какого-то, человек влюбляется в себя.

Суицид – это когда вместо того, чтобы убить кого-то, человек убивает себя.

«Ретрофлексирующий человек знает, как провести границу между собой и окружением, он проводит тонкую аккуратную черту чуть ниже середины, но проводит ее ниже середины самости. Интроецирующий человек ведет себя в соответствии с желаниями и ожиданиями окружающих, проецирующий поступает с другими так, как они, по его мнению, поступают с ним, при патологическом слиянии человек не знает, кто, что и в отношении кого делает, а ретрофлексирующий человек поступает в отношении себя так, как хотел бы поступить в отношении других» (Perls, 1973).

Функция и предназначение интроекции, проекции, слияния и ретрофлексии как защитных механизмов состоит в

«прерывании усиления возбуждения данного типа до уровня, с которым индивид не может совладать. Эти механизмы приводят к неврозу лишь при их неадекватном и хроническом действии. Все они полезны и необходимы при временном применении в конкретных обстоятельствах» (Perls, 1951).

Таким образом, все механизмы защиты служат для снятия напряжения, когда индивид не знает реального способа разрешения той или иной конфликтной ситуации.

В этом случае, все эти способы самообмана хороши и полезны.

Но если они становятся постоянными, неотъемлемыми механизмами внутреннего поведения, способами видения мира и себя в нём?

Беда в том, что все мы грешим в той или иной мере этими защитными механизмами.

Продолжение следует. Тем более что этих форм защит ещё много. Не все рассмотрел.))

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Внутренний и внешний мир человека, в понимании силы сознания

Между раздражителем и реакцией, человек имеет свободу выбора. – Виктор Франкл

В процессе практики овладения силой своего сознания, человеку необходимо понять одну простую истину, – мы одновременно живем сразу в двух мирах. Это одна из самых главных вещей, с которой стоит начать. Во-первых, мы живем во внешнем мире: мире ситуаций, обстоятельств, внешней реальности. И одновременно с этим, мы живем в нашем собственном внутреннем мире, мире наших мыслей, мире нашего сознания. Два этих мира абсолютно различны, и вы должны понять различие между ними.

Например, в этот момент вы читаете этот текст, и при этом, физически находитесь где-либо. Вы сидите на своих стульях, вас окружают какие-либо предметы, и это происходит во внешнем для вас мире. А во внутреннем мире, вы находитесь в понимании того, что находится перед вашими глазами. В вашем внутреннем мире, вы способны уйти куда-либо еще. Возможно, вы вернетесь к себе в офис и будете думать о проблемах, с которыми сегодня столкнулись. Или, может быть, будете для себя строить планы на уик-энд. И так вы можете во внешнем мире оставаться здесь, т.е там где вы находитесь сейчас физически. А во внутреннем мире, вы способны переместиться куда угодно, ограничений нет!…

И в контроле над силой сознания, помогает понимание, нахождение различий между этими двумя мирами.

Примеры взаимодействия Внутреннего и Внешнего мира человека:

Как уже говорилось, мы одновременно живем сразу в двух мирах. Во внешнем мире, мире событий, обстоятельств и явлений. И во внутреннем мире, мире мыслей, эмоций и ощущений. В жизни происходят различные явления и события во внешнем для нас мире, но реагируем мы на них в нашем внутреннем мире. Когда в нашем внешнем мире происходит что-то хорошее для нас, то во внутреннем мире мы реагируем позитивно.

Если вам прибавляют зарплату (во внешнем мире), вы реагируете позитивно (во внутреннем мире), и в последствии этого испытываете позитивные эмоции, думаете о хорошем, испытываете благодарность за данное событие. Но если происходит нечто обратное, например вас увольняют с работы (это тоже происходит во внешнем мире). А реагируете вы, опять таки, во внутреннем мире. Вы начинаете сомневаться в себе, ваша уверенность в себе падает.

Ваш браузер не поддерживает встроенные фреймы!

Потому что ваш внутренний мир реагирует на стимулы, поступающие из внешнего мира. Кто-то делает вам комплимент, говорит вы замечательно выглядите, у вас замечательная прическа. Это происходит тоже во внешнем мире, а реагируете вы во внутреннем, и вам приятно это. Но через какое-то время, к вам подходит какой либо человек, и говорит: «ты отвратительно выглядишь, ты что заболел?» Опять, события во внешнем мире = реакция во внутреннем.

Если у вас возникает проблема, скандал – это происходит во внешнем мире, а реагируете вы во внутреннем. Мы проводим всю жизнь в сочетании таких отношений, между внутренним и внешним мирами.

Наш внутренний мир превращается в зеркало, и это зеркало отражает те явления, которые приходят из внешнего мира. В результате этого, мы полностью лишаемся силы. Мы реагируем на внешние события, как «Собаки Павлова». Мы становимся марионетками окружающей нас реальности. Внешняя реальность начинает контролировать нас. Вы должны понять, что эти две реальности, два этих мира совершенно не зависимы и отличны друг от друга. И можно овладеть теми истинами, принципами и законами, которые определяют деятельность каждого из этих миров.

Например, во внешнем мире нет такого понятия как уверенность в себе. Уверенность в себе не существует во внешнем мире, вы не можете принести её с собой в сумочке. Уверенность в себе существует только внутри. Во внешнем мире не существует страха, нет никакого беспокойства, которое существует во внешнем мире, все это часть внутреннего мира. Да и счастье не существует во внешнем мире. Все хотят быть счастливыми, но во внешнем мире нет никакого счастья, счастье это часть внутреннего мира.

Мы должны научиться, прекратить постоянно реагировать на внешний мир
. Тут не имеется в виду игнорировать этот мир, тут не имеется в виду то, что от него необходимо отказываться. Единственное что необходимо, это перестать постоянно, ежесекундно, ежеминутно реагировать на внешний мир.

Читать еще:  Польский художник. Romuald Mulk Musiolik

Необходимо положить конец той ситуации, когда каждую минуту, каждую секунду, внешний мир растаскивает нас на части. И если нам это удастся, то мы сможем постепенно увидеть то, на что способна сила нашего сознания. Потому что все в этом мире, в этой вселенной, подчиняется определенным законам.

Существуют законы, которые контролируют все что твориться в физической вселенной. Это касается и всех тех явлений, которые происходят в нашей жизни. Все зависит от наших внутренних вибраций. Не посвященные люди считают, что это все игра случая, удача. Но об этом не идет речь, вы можете не принимать этот факт, это не теория, это факт и каждый из вас сможет доказать его для себя сам.

Как только вы попробуете поэкспериментировать, попробовать другой способ жизни. Как только вы начнете думать о своих мыслях, о своих убеждениях и идеях, как о том, что содержит в себе колоссальную мощь. Ведь на самом деле они даже не равны по силе, они гораздо превосходят свое мощью все внешние явления. Мысли и сознание способны творить, способны проявлять себя во внешней реальности. Если вы научитесь создавать импринт, образ мыслей, создавать те впечатления, которые отразятся в подсознании и соответственно во внешнем мире.

Мы хозяева своей судьбы, мы способны выбирать и контролировать свои мысли. Мы можем выбрать даже те мысли, которые не являются частью нашей реальности. Это великая мощь, которой пользуются крайне редко.

Ваш браузер не поддерживает встроенные фреймы!

Как внутренний мир отражается во внешней реальности

Почему так часто случается — вы стремитесь исправить неугодное вам положение вещей, но получаете только кратковременную передышку, а потом вас снова настигает привычное. Глупцы, обманщики, неудачники. Нет денег, нет счастья, нет любви. Всё отвратительно плохо или безумно грустно.

Одна из причин «замкнутого круга» в том, что внешняя реальность отражает события внутреннего мира. Для этого обязательно находятся объекты: люди и ситуации. Собственная внешность тоже подходит. Даже явления природы годятся на крайний случай.

Как это выглядит

«Зима называется. Конец декабря, а снега как не было, так и нет»: недовольство чувствуете?

«Куда ты прёшь, господи! Вперёд смотреть надо! Уткнутся в телефон — никого вокруг не видят!»: сердится человек, да?

«Тачек крутых накупили, а ПДД выучить забыли»: скорее всего, завидует.

«Камеры нужно установить везде — и в подъезде, и в лифте, и перед квартирой»: похоже, боится.

«Ничего мне не помогает и не поможет, бесполезно лечиться»: так проявляет себя отчаянье.

«Наращу волосы, буду выглядеть совершенно по-другому и тогда…»: но потом, оказывается, надо ещё подкорректировать губы, уменьшить нос, увеличить грудь и т. д.

Так может заявлять о себе внутренний дефицит, недостаточность. Когда речь идёт о важных решениях, вполне себе хороший тон — обдумать не только рациональные «за» и «против», но и эмоциональные. То есть услышать — как там внутри. В повседневной жизни задумываться об этом некогда, а жаль.

Что происходит

Мы «вешаем» своё состояние на кого-то или на что-то вовне. Не специально. Так наше эго защищается от чего-то тревожного. Когда защита используется без фанатизма — ничего страшного, таким образом вы перевариваете внутреннюю ситуацию. Возьмёшься вдруг и наведёшь порядок в ящиках или во всём доме наконец. Потом обнаруживаешь, что и мысли «улеглись по полочкам». Другое дело, когда защитный процесс приобретает масштабы бедствия, и вы незаметно для себя постоянно избавляетесь от невыносимых (по каким-то причинам) чувств, «раздавая» их направо и налево. Потому что обратная сторона процесса такова: чем больше внутреннего содержания вы выбрасываете, тем сильнее истощается ваше собственное «Я». Вернёмся к примеру с уборкой. Попытка справиться с внутренним хаосом, наводя чистоту в квартире, может превратиться в навязчивое повторение. Человек спать не ляжет, пока не перемоет полку за полкой, комнату за комнатой, ботинок за ботинком, и так — изо дня в день. Только легче ему не становится.

Почему люди избегают вас

Одна беда чрезмерного проецирования — сами того не желая, мы разоряем себя. Избавляясь от непереносимых чувств, мы оставляем внутри себя пустоту. Любой эмоциональный всплеск приводит к колоссальной потере энергии. Другая беда — мы разрушаем отношения с окружающими. Ни природа, ни погода, ни собственная внешность, ни организм не смогут возразить нам. Но люди — близкие и не очень — постараются свести общение на нет. Никто не хочет быть мишенью-сосудом для чужой беспомощности, неуверенности, тоски или гнева. (Хотя и им не мешало бы задуматься над причинами проявления в их жизни подобных негативных моментов). Когда мы только и делаем, что проецируем, наши отношения с близкими сначала становятся до предела напряжёнными, а потом всё летит в тартарары. Мы остаёмся в одиночестве.

Как же быть

Остановитесь на минутку и посмотрите вокруг, проанализируйте свою жизнь — как вы оказались в этих обстоятельствах и условиях, которые тяготят вас и создают негативные эмоциональные реакции, и почему это происходит. Как правило, в жизни мы получаем лишь то, что заслуживаем. Мы сами создаём свою реальность. И пока мы не признаём в себе виновника всех тех ситуаций, которые обусловили наше недовольство, мы не сможем сделать шаг в сторону изменения жизни к лучшему. Это не всегда легко признаться самому себе, что не другие люди создают нам проблемы, как мы привыкли думать (или нам так удобно думать?!), а мы сами! Как мы обычно избавляемся от проблем в жизни? Не устраивает работа и коллектив — увольняемся, проблемы в семье — разводимся, с осуждающими нас или просто неприятными нам людьми (опять же задумайтесь, почему они нам неприятны?) стараемся не общаться. Мы сами убегаем от тех ситуаций, которые даны нам для того, чтобы мы вынесли из них определённый урок, ибо пока этот урок не будет пройден, ситуации будут повторяться только в новых условиях, в которые мы «убежали от проблем». Они нас там уже ждут с распростёртыми объятиями. Мы пришли в этот мир не для прозябания в удовлетворяющих наше эго, комфортных условиях, а для развития. И ни о каком развитии речи быть не может, если мы не работаем над собой, а только отмахиваемся от того, что принуждает нас изменяться. Легче же указать другим на их недостатки, нежели отыскать их в себе и с себя же потребовать в первую очередь! «Измени себя — изменится мир вокруг» — основное правило, которое должно сопровождать нас в жизни. Ведь мир — это зеркало. Что мы видим вокруг, то отражает наше внутренне состояние. Общество, в котором мы находимся, обстоятельства, условия жизни — всё это прямо или косвенно указывает нам на положение вещей в нашей жизни.

Не стоит также забывать, что Вселенная пребывает в гармонии. Поэтому при нарушении «баланса» в нашей жизни проявляются такие ситуации, которые призваны «выправить» создавшееся нарушение равновесия. Нужно осознанно перестать сетовать на судьбу и преследующие вас неприятности. Помните, что любые трудности и лишения в будущем обернутся для вас благом. В зависимости от того, чем наполнен ваш внутренний мир, то и откликнется извне определенными переменами. Если вас переполняют негативные эмоции, раздражение и обиды, то не ждите от окружения любви и понимания, если же в вашем сердце живет добро — вы излучаете свет, а значит, он же вам и отразится.

Читать еще:  Особенная красота. Karin Rindler

Не бойтесь меняться, начните с малого. Не бойтесь говорить близким людям, что вы их любите, дарите прохожим улыбки! Просто любите жизнь, и она ответит вам тем же!

Поверьте, это только начало большого пути. Невозможно не упомянуть здесь об очень важном моменте. Вы можете попасть ещё в одну ловушку — ожидание результата. Конечно, важно, что является стимулом к вашим переменам, но если вы, совершив очередное благое дело, будете ждать мгновенный отклик от мира, то имейте в виду — вы заблуждаетесь. Помните о законе равновесия — ничто не пройдёт бесследно, за всё будет воздано… в своё время. Если ничего не происходит, значит, мотивация была эгоистичной: «вот я сделаю благое дело, а мне за это «подарок» от Вселенной». И не важно, какого качества «подарок» вы ожидаете, в виде материального блага или духовного. Важно, что вы ждёте это для себя! Именно ваши истинные побуждения — это то, чем будет руководствоваться Вселенная, отмеряя вам в награду то или иное благо.

Как гласит народная поговорка: «Для себя жить — тлеть, для семьи — гореть, для народа — светить». Как только ваша мотивация к переменам будет обусловлена желанием творить благо для всех, а не только для себя или близкого круга, как только вы осознаете себя частью целого и обратите все стремления изменить жизнь к лучшему, ко благу всех живущих, не ограничиваясь своим укромным мирком, с этого момента можете быть уверены — вы на верном пути. Это уже очень высокий уровень осознанности, но теперь можно с уверенностью сказать, что выход из пресловутого замкнутого круга не за горами.

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА. Часть 2 / Читая манифест Ивонн Райнер

Катя Ганюшина об объективистском танце и танце постмодерн по следам второй лекции из цикла «История современного танца», прочитанной 24 мая 2017 в ГЦСИ-Москва.

«Материал состоит из двух частей: карта и атлас. В первой — в тезисной форме описаны основные понятия и указаны основные имена. Во второй — мои рекомендации по книгам и видео на тему лекции.»

О периоде истории, связанном с Мерсом Каннингемом и Judson Church, принято говорить, как о периоде радикальных и революционных изменений. Однако, на мой взгляд, хореографы этого времени лишь продолжили развивать то, чем занимались их предшественники. История современного танца в этот момент не сделала резких поворотов, а продолжила свое развитие по спирали, последовательно переходя с одного уровня на другой.

Чтобы это увидеть, необходимо вспомнить, что танец модерн, из которого вышел Мерс Каннингем, а также свободный танец – предшественник танца модерн – возник как реакция на непомерный гнет цивилизации, выражавшийся, в первую очередь, в формализованности, ритуализации, застроенности, подконтрольности, посредством правил и норм, жизни человека. Природа мыслилась как противоположность цивилизации – стихийная, непредсказуемая, хаотичная, свободная. В реальности же, природа, Вселенная, космос содержат в себе в равной степени как динамический хаос, так и детерминированные повторяющиеся структуры.

С развитием науки и техники, мы узнали, что, например, стол это не просто горизонтальная плоскость на опоре, за которой удобно сидеть, но и молекулы и атомы материала, из которого стол сделан, или волны, определенная длина которых формирует у нас ощущение стола. Дебора Джовитт в своей книге Time and Dancing Image пишет, что во время гастролей компании Мерса Каннингема в одном из колледжей, профессор физики посоветовал своим студентам посмотреть выступление танцоров, чтобы понять то, о чём он им рассказывает.

Merce Cunningham, Walkaround Time, Paris 1970

Мерс Каннингем, по сути, продолжив работу с «природой», предложил и задействовал важную концепцию – «исследователя», причем, что важно, как для зрителя, так и для хореографа и исполнителя. Эта способность «исследовать» мир вокруг является важным аспектом построения связей с окружающей средой, и при этом оптимальной природной стратегией принятия решений, основанной на устранении неопределенности путем действования и обработки реакции – своей на внешнюю среду (горячее обжигает) или внешней среды на действие человека (если укусить кошку, она может больно поцарапать). Однако с определенного периода эта способность у человека атрофируется за ненадобностью, так как общественные нормы, правила и традиции, якобы дают полную и исчерпывающую информацию о среде и последствиях действий человека в ней. Если бы это было так, мы бы жили в мире счастливых роботов, и концепция «исследования», действительно, была бы животным атавизмом.

Исследователь не оперирует понятиями нравится, не нравится. Он может получать удовольствие от процесса, но может получать удовольствие от результата, даже если его гипотеза не оправдалась.

Зритель-исследователь готов включиться в работу и найти свой путь в лабиринте, предлагаемом хореографом. Он ценит особенность и отличие своего пути от пути другого зрителя, он не соотносит его с неким идеальным «что хотел сказать автор?», а после не ищет виноватого (это хореограф плохо сделал свою работу и я не понял, что он хотел сказать? или это я недостаточно развит, чтобы понять, что хотел сказать хореограф?). Зритель-исследователь создаёт Вселенную вместе с хореографом, с удивлением и интересом осматривает её и внимательно обживает.

Хореограф-исследователь, снимает с себя наши самые тяжелые вериги. Он отказывается от своего привычного контроля над восприятием зрителя, от манипуляции его вниманием, от навязывания ему смыслов и выборов, отказываясь тем самым от суждений и оценок.

Движение означает лишь движение. В пространстве танца нет главного и второстепенного движения. На сцене нет более и менее значимых участков, поэтому то же самое, в физическом смысле, пространство сцены, которое зритель может не видеть – кулисы – это тоже пространство танца. Музыка не создаёт эмоциональное напряжение во время развития критической ситуации. Звук существует как отдельное полотно, из которого каждый зритель берёт свои нити в нужные ему моменты. Сценография – это визуальное пространство танца, и в отсутствие заданных смыслов движения оно существует с танцем и музыкой на равных. Именно поэтому сценография, звук и движение встречались в работах Каннингема зачастую в момент первого публичного исполнения.

«Мне не кажется, что кризис означает кульминацию, только если мы не готовы признать, что каждое дуновение ветра имеет кульминацию (что лично я признаю), но это тогда как раз и разрушает само понятие кульминации, делая его излишним. И поскольку наша жизнь по природе своей и в соответствии с тем, что пишут газеты, настолько полна кризисами, что их уже мало кто замечает, становится ясно, что жизнь идет своим чередом, и более того каждая вещь может существовать и существует отдельно от других, а непрерывный поток газетных заголовков лишь подтверждает это. Кульминация существует для тех, кто ощущает захватывающее чувство в канун Нового Года.» (Мерс Каннингем)

Хореограф-исследователь и зритель-исследователь дышат свободой, творцами которой сами и являются.

В этом смысле известный НЕТ-манифест Ивонн Райнер вовсе не является невыполнимым сводом правил. НЕТ-манифест освобождает хореографа и зрителя от всех тех ролей, которые даже в пространстве искусства регламентированы культурой и товарно-денежными отношениями. От тех ожиданий, которые автоматически вырастают в нас, когда мы занимаем позиции смотрящего и того, на кого смотрят.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector