Пастель и масло. Сербский художник. Milica Radovic

Пастель и масло. Сербский художник. Milica Radovic

6 современных художников, которые рисуют масляной и мягкой пастелью потрясающие кратины

Картины можно создавать разными способами. Общепринятым вариантом рисования являются краски – масло, гуашь, акварель. Но также шедевры великих художников написаны при помощи карандашей, и мелков. У многих мастеров прошлого и современности любимыми остаются пастель и масло.

Что такое масляная и мягкая пастель

Разница между этими двумя видами пастельных карандашей очевидна. Масляная пастель произведена путем соединения цветного пигмента с мягким связующим, преимущественно воском. Такая краска не затвердевает и дает большой спектр ярких оттенков. Цвета можно соединять между собой, производя новые колеры.

Мягкая пастель более сухая, чем масляная. Цветной пигмент соединяется с белым мелом и небольшим количеством смолы для связки. Такая краска более нежная и и имеет меловой оттенок.

Современные гении

Американка Зария Форман очарована ледниками, которые и запечатлевает при помощи пастельных карандашей. Ее картины созданы с фотографической точностью. От такой живописи оторвать взгляд практически невозможно.

Еще один американский живописец Аарон Шуэрр любит творить на пленэре. Его яркие пейзажи характеризуют Америку с чарующей стороны. Картины Шуэрра — настоящее искусство!

Похоже, в США собрались самые ярые поклонники пастельной живописи. Дебора Стюард — тому подтверждение. Ее мягкая пастель, казалось, сама пишет абстрактные полотна, в которых сочетаются цвета и энергия природы. Благодаря своему увлечению художница известна как член Международной ассоциации пастельных обществ.

Ирина Плаксина – представительница русской школы пастели. Особенно удаются художнице деревенские мотивы. Работает мастерица масляными пастелями. Ее техника работы со светом и тенью достойна восхищения.

При созерцании картин Натальи Савостиной рот поневоле наполняется слюной. Уж очень реалистично изображены на полотнах фрукты и овощи. Яркие сочные краски добавляют шедеврам еще больше достоверности.

Киевская художница Вера Кавура рисует преимущественно цветы. Ее мечтательные букеты наполнены жизнью и величием. Кажется, вот-вот можно почувствовать тонкий аромат нарисованных ромашек, маков и сирени. От картин Веры Кавуры так и веет вечной весной и молодостью.

Анализ страницы ВКонтакте

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно скрыть настройками приватности: частично

ВКонтакте не позволяет полностью настроить приватность для фотографий профиля (фото, которые используются на аватарке). Однако, при ограничении доступа ко всей странице, будет доступно только главное фото в небольшом размере.

Можно скрыть настройками приватности: частично

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть до 30 друзей.

Основная информация

Можно редактировать: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Контактная информация

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Личная информация

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Читать еще:  Перуанский художник. Edmundo Pita

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Жизненная позиция

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

После изменения настроек приватности и редактирования профиля ВКонтакте рекомендуется повторно проверить страницу на соответствие желаемым требованиям.

О пастели и пастельной живописи. Русские художники

В первой части материалов по пастельной живописи мы познакомились с творчеством зарубежных художников, но в России тоже были и есть приверженцы этого прекрасной техники. Продолжим наше знакомство 🙂

С момента своего появления и до конца XVIII в. пастель художники делали вручную, смешивая пигмент, связующее (чаще всего — гуммиарабик) и мел, массу прессовали, формировали из нее палочки и высушивали.* Напомним, что речь идет о сухой пастели. В настоящее время ведущие производители пастели также выпускают элитные линейки пастели ручной работы, чаще всего, такая пастель очень мягкая и очень дорогая, с большим количеством натурального красящего пигмента. Она действительно очень красиво ложится на лист и оставляет насыщенные фактурные мазки, выпускается сложных красивых цветов, но подходит не для всех целей. Для уточнения деталей, более графичных штрихов используется пастель soft (мягкая), для совсем тонких деталей используются пастельные карандаши. Твердая пастель (hard) используется больше для графических работ, практически как цветные карандаши, но с возможностью рисовать боковой частью.Она плохо растушевывается, но и не крошится. Художник сам выбирает, какой материал ему подходит для реализации своих творческих задач.

Как мы уже знаем, пастель получила большое распространение во Франции XVIII в., и далее распространилась по всей Европе, а ко 2-й половине XVIII в. дошла до России. Картины, написанные в технике сухой пастели, нуждаются в бережном хранении, поэтому в нашей стране предпочтение отдавалось масляной живописи, хотя и в XVIII в. было написано немало портретов представителей высшего света в технике сухой пастели, преимущественно приглашенными европейскими художниками.

Однако в начала XIX века у пастели появились свои приверженцы. Художники зачастую владели многими техниками, поэтому работы пастелью можно встретить и у мэтров масляной живописи. Давайте познакомимся с этой гранью их творчества.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 — 1847)

Кипренский Орест Адамович (1782 — 1836)

Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)

Левитан Исаак Ильич (1860 — 1900)

Серов Валентин Александрович (1865 — 1911)

Бакст Лев Самойлович (1866 — 1924)

Мария Васильевна Якунчикова (Вебер) (1870 — 1902)

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 — 1967)

Кстати, 5 апреля в Третьяковской галерее открывается выставка, посвященная творчеству Зинаиды Серебряковой. Уникальная возможность широко познакомиться с творчеством этой талантливой художницы!

Надеемся, что вас вдохновило творчество художников-пастелистов, и вы решитесь попробовать этот прекрасный живописный материал!

* Материалы по истории пастельной живописи взяты из книги Ю.Ю.Дорофеевой и А.А.Моисеева «Пастельная живопись», ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014 г. Книга будет интересна всем любителям пастели.

Маленькая Милица – ангел Божий

Маленькая Милица Ракич (3 года), которая трагически погибла от взрыва бомбы во время агрессии НАТО на Югославию весной 1999 года и стала своеобразным символом страданий сербского народа того периода, с 2004 года имеет свою фреску в монастыре Тврдош под Требиньем (Босния и Герцеговина).

Люди со всех концов света молятся перед этой фреской.

Хотя официально Милица не канонизирована, но по инициативе владыки Атанасия и по благословению владыки Григория и ныне покойного патриарха Павла, через пять лет после гибели девочки, художник дьякон Никола Любарджич из Белграда написал в монастыре Тврдош фреску-портрет в византийском стиле, на которой написано «св.н.мч (святая новомученица) от НАТО дитя Милица».

Иеромонах Порфирий из этого монастыря рассказал корреспондентам «Alo!», что верующие, особенно те, кто попал сюда впервые, всегда задерживаются перед этой фреской.

Обычно люди относятся к фреске с пиететом, останавливаются перед ней, крестятся и молятся. Некоторые удивляются, так как знают, что девочка не канонизирована. А вот иностранцев почему-то фреска раздражает, некоторые из них даже смотрят на нее с презрением, – сказал отец Порфирий. По его словам, патриарх Павел сразу же по окончании росписи, приехал сюда посмотреть фреску и благословить ее.

Наш монастырь – единственный, который имеет такое изображение, и я очень рад этому, потому что образ этого дитя несомненно на месте в нашей святыне. Верующие разделяют мое мнение. Родители Милицы не приезжали. Когда мы попросили их разрешения написать эту фреску, они ответили: «Делайте, если хотите», – добавил священник. Он уверен, что рано или поздно Милица будет объявлена святой.

Читать еще:  Охотник за головами. Antoine Schneck (фотограф)

Так же считает и Никола Любарджич, автор росписи:

Мне дорога каждая моя работа, но эта фреска – особенно, потому что здесь ребенок провозглашен ангелом Божьим. Это было дитя, безгрешное, как и любое другое, которое так трагически погибло. Для фрески я использовал две ее фотографии и написал изображение за три дня. Оно находится в приделе нашей церкви, рядом с изображением праведной Анны, матери святого чудотворца Василия Острожского.

Милица была убита 17 апреля 1999 года в Батайнице осколком бомбы у себя дома.

Памятник ей установлен в белградском парке Ташмайдан.

История пастельной живописи

Слово пастель произошло от итальянского слова pasta — тесто или паста. Пастель представляет собой цветные мелки из тонко размолотой смеси из красящего пигмента, мела или особого сорта глины и связующее гуммиарабика.
Пастель занимает промежуточное положение между живописью и графикой. С технологической точки зрения пастель является графикой, а по своим выразительным возможностям пастель может быть отнесена к живописи.
Пастельные мелки, состоящие из сухого красочного пигмента, скрепленного смолой акации (гуммиарабиком), изобрел в конце XV века французский художник Жан Перреаль для быстрых зарисовок военной компании Людовика ХI.
Художник познакомил с новой техникой Леонардо да Винчи, который назвал новую технику colorire a secco (окрашивать сухим способом) и использовал ее в этюде к портрету Изабеллы д’Эсте Мантуанской (1499).
В начале XVI века пастель заняла прочное место в европейской художественной жизни. В это время был очень популярен французский карандашный портрет, исполнявшийся с натуры черным мелом, сангиной и пастелью в один-два сеанса. Итальянцы называли такое сочетание художественных материалов a pastello.
Техника пастели достигла своего расцвета в XVIII веке. В 1663 году техника пастели получила официальное признание и равные права с живописью, когда в Королевскую Академию живописи и скульптуры приняли Дюмустье как первого признанного художника-пастелиста. В 1698 году в Академию был принят французский портретист Жозеф Вивьен — популяризатор техники пастели. Французский Салон 1704 года демонстрировал двадцать портретов пастелью в натуральную величину художника Жозефа Вивьена. Успех выставки повлиял на стремительный рост популярности данной техники. Расцвету пастельной живописи во Франции поспособствовал и приезд в Париж в 1720 году знаменитой венецианской художницы-пастелистки Розальбы Каррьеры (1675-1757), ставшей портретисткой французской королевской семьи. Розальба Каррьера — первый художник, работающий только в технике пастели.
В России эта техника стала известна в середине XVIII века, сначала в виде коллекции работ европейских мастеров, а затем получила широкое распространение только в жанре камерный портрет. В конце XIX века пастель постепенно вытесняется другими графическими техниками, в частности растет популярность соуса. С появлением в искусстве России конца XIX века эстетики модерна и символизма пастель стала снова популярна. В советские времена пастели уделялось мало внимания, приоритет отдавался обучению работе мягкими материалами (сангина, соус, уголь, мел). Отход от пастели объяснялся буржуазностью техники, несоответствием ее выразительных средств нуждам народа.
В настоящее время общества художников-пастелистов существуют во всем мире и они объединены в Международную ассоциацию пастельных обществ (IAPS).

Технология производства пастели

С момента своего возникновения и приблизительно до конца XVIII века художники изготавливали пастель вручную. Пастель делали из увлажненной водой тестообразной массы из красочного пигмента, небольшого количества связующего вещества и минерального наполнителя. Получившуюся массу прессовали, разрезали на палочки и сушили.
Несмотря на пятисотлетнюю историю, технология производства пастели сильно не изменилась, с тех пор сильно увеличился цветовой диапазон — сейчас пастель имеет более 1500 оттенков. Практически все операции по производству этого материала выполняются вручную. Качество пастели определяется тонкостью помола пигмента и тщательностью замеса красящих веществ со связующими. Выпекают пастель в специальных железных печах для просушки при температуре от 60° до 80°.

Секреты пастельной техники

  • Для основы пастели используют торшон, наждачную бумагу, рыхлый или ворсистый картон, замшу, пергамент, холст.
    Плохо подобранные материалы основы затрудняют работу над картиной или делают ее недолговечной.
    Старайтесь избегать крайностей в выборе цвета бумаги — практически для любых задач подходит лист серого цвета.
  • Масляной пастелью можно рисовать в технике alla prima, предварительно прокрывая основу разбавителем.
  • Пастельные штрихи втираются пальцами, ладонью, специальными растушками, кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами и даже бумажными салфетками (для крупных областей).
    Виртуозно владея техникой растирания пастели, можно добиваться фотореалистичной точности изображения. Розальба Каррьера и Жан Батист Симеон Шарден растирали пастель, но для выразительности оставляли в работах нерастертые участки.
  • Штриховать пастелью можно в различных направлениях, прямыми как у «Голубых танцовщиц» Дега или дугообразными штрихами. Штрихи можно пересекать под разными углами или накладывать параллельно друг к другу.
  • Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать или писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой или мокрой кистью.
  • Эдгар Дега растворял пастель горячей водой и наносил ее жесткой кистью на холст в сочетании с сухими корпусными штрихами. Иногда он обрабатывал растертый пигмент паром и наносил пасту тонким слоем, получая прием лессировки.
  • Современные лаки для фиксации пастели не являются панацеей, вдобавок они меняют тон и структуру красок.
Читать еще:  Отражение всего, что происходит вокруг меня. Arun Prem

Типы пастели

  • Сухая пастель — производится из пигмента путем прессовки без добавления масла, для изготовления используются гуммиарабик, камедь, крахмал, мел и снятое молоко.
    Сухая пастель бывает различной мягкости. Очень мягкая пастель формируется в виде брусков и толстых палочек, мягкая — в виде круглых палочек, твердая — в виде тонких, прямоугольных палочек или карандашей.
    Твердая пастель содержит больше связующих веществ и меньше красящего пигмента, поэтому цвета у нее не такие яркие, как у мягкой, она меньше крошится и лучше держится на листе.
    Сухая пастель, как и масляная хорошо сочетается с другими материалами.
  • Масляная пастель — производится методом прессовки из пигмента с льняным маслом путем прессовки, для изготовления используются животные жиры, льняное масло и воск высшего качества. Масляная пастель может содержать различное количество масла и воска — чем выше содержание воска, тем тверже пастель.
    Масляная пастель не ломается и не крошится, она более жесткая и яркая и прекрасно подходит для быстрых набросков на пленэре. Но по своим техническим возможностям масляная пастель уступает сухой.
    Масляная пастель отлично сочетается с масляными, акварельными, гуашевыми или акриловыми красками, сухой пастелью, а так же темперой и цветными чернилами.
  • Восковая пастель — производится из пигмента путем прессовки с добавлением воска. В восковой пастели воска гораздо больше, чем в масляной.
    Восковая пастель считается учебным материалом и мало пригодна для профессиональной работы.

Как определить качество пастели

  • Хорошая пастель имеет большой диапазон оттенков, отличных по светлоте и насыщенности.
  • Хорошая пастель не должна царапать поверхность.
  • Хорошая пастель должна легко и мягко ложиться, в зависимости от силы нажатия меняется плотность следа.
  • Хорошая пастель должна свободно растираться пальцами до равномерного тона.
  • Хорошая пастель не только хорошо растирается, но и легко смешивается с другими цветами.
  • Хорошая мягкая пастель не должна сильно крошится при штриховке и ломаться в руке.
  • Производители качественной пастели оборачивают середину мелков в бумагу или пленку и продают в наборах с поролоновыми вставками.

Долговечность

Антон Рафаэль Менгс — немецкий художник и теоретик искусства XVIII века, из-за хрупкости техники — нежной, как пыльца на крыльях бабочки и столь же недолговечной и исчезающей от неосторожного прикосновения, сравнивал пастель с «бабочками в цветочном саду искусства». Легко разрушающаяся пастель зримо воплощает идею бренности человеческого существования. Дени Дидро высказывал свои опасения знаменитому пастелисту Морису Кантен де Латуру: «взмах крыльев времени не оставит ничего от славы великого мастера и драгоценная пыль исчезнет с поверхности, и часть ее рассеется в воздухе».
Время показало, что пастель оказалась достаточно выносливой. Это подтверждают хранящиеся в музеях Европы старинные пастели, до сих пор удивляющие свежестью своих красок:

  • «Изабелла д’Эсте» эскиз к портрету. Леонардо да Винчи. 1499. Лувр, Париж
  • «Шоколадница». Жан-Этьен Лиотар. 1774. Дрезденская галерея
  • «Портрет мадам Троншен». Жан-Этьен Лиотар. 1758 — считается одним из мировых шедевров графики
  • «Портрет монахини». Даниель Дюмустье. 1615. Лувр, Париж
  • «Автопортрет». Жан Батист Симеон Шарден. 1771. Лувр, Париж
  • «Портрет Жан Жака Руссо». Морис Кантен де Латур. 1753. Музей искусства и истории, Женева.
  • «Портрет Антуана Ватто». Розальба Каррьера. Музей Байло, Тревизо
    150 пастелей Розальбы Каррьеры хранятся в Дрезденской картинной галерее
  • «Голубые танцовщицы». Эдгар Дега. 1887. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
  • «Женщина расчесывающая волосы». Эдгар Дега. 1886. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Как хранить пастель

  • температурно-влажностный режим: 18-20°С при влажности 50-55%
  • максимальная освещённость 30-50 люкс
  • лучше не пользоваться искусственной подсветкой
  • недопустимо попадание прямого солнечного света
  • очень не благоприятно ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, антибликовое стекло предохраняет пастель от этого излучения
  • пастель должна быть надежно защищена от попадания влаги
  • крайне вредны резкие колебания температуры и влажности
  • долго не хранить без рамы и стекла, поскольку пыль с пастели практически не удаляется
  • оформляйте картины используя паспарту, оно создает необходимую прослойку между картиной и стеклом, которая обеспечивает консервацию картины, сохраняя микроклимат и улучшая сохранность
  • хранить в хорошо вентилируемых помещениях
  • пастель не любит сотрясения, ей опасны путешествия.

Литература: Евгения Плотникова, журнал «Наше Наследие» № 78 2006; Дорофеева Ю.Ю., Моисеев А.А. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2014

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector