Пейзажная живопись. Tony DAmico

Пейзажная живопись. Tony DAmico

Вселенная творчества. Пейзажная живопись Часть 2

Японская пейзажная живопись

Мы рассказывали об особенностях китайской пейзажной живописи, разделили наше повествование о пейзажной живописи Востока на две части, рассказ о китайской и японской пейзажной живописи. Как может показаться с первого взгляда, довольно близкие направления, но имеют свой путь развития и особенности.

Традиции пейзажной живописи Востока уходят вглубь веков, мы с трепетом узнаем о школах, династиях, изучаем работы каждого исторического периода. Материалы, техники исполнения. Горные ландшафты, озера, реки, водопады, деревья. Деревушки, храмы, монастыри. Монохромный и цветной. Пейзажи, выполненные на рисовой или хлопковой бумаге, на шелке. Бесподобная японская гравюра, особенностям и процессу в работе над японской гравюрой мы обязательно посвятим одну из наших статей.

Суми-Э, Укиё-э, Эпоха Эдо, Мэйдзи, Нихонга, Ёга – эпохи, стили, развитие

Повествование было бы не полным, если бы мы не упомянули о творчестве Кацусика Хокусая (1760-1849) и его знаменитой гравюре «Большая волна в Канагаве» — 1832 г. Первое произведение из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», одно из самых знаменитых и самых популярных произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии. Отпечатки столь популярной гравюры делали до тех пор, пока деревянные пластины, с которых они производились, не начали изнашиваться.


Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве»

Укиё-э (Ukiyo-e) — картины «бренного», изменчивого мира. Это особое направление в японской живописи, представленное цветной гравюрой на дереве. Первоначально слово укиё обозначало одно из буддийских понятий и переводилось как «бренный и быстротекущий мир». В 17 веке оно уже стало обозначать современный суетный мир, мир любви и наслаждений. Слово «э» означает «картина, изображение». Поэтому название искусства «укиё-э» говорит о том, что оно отображает повседневную, современную жизнь периода Токугавы или Эпоха Эдо (1603-1868) Эдо — по древнему наименованию столицы Японии г. Токио.

Удивительные, тонкие, наполненные воздухом гравюры Tsuchiya Koitsu 1870-1949.


Работы Tsuchiya Koitsu

В 1868 году в Японии произошла буржуазная револю­ция, положившая начало новому периоду в жизни страны, известному под названием Мэйдзи (1868-1912). Социальные изменения, вызванные революционным переворотом, оказали большое влияние на формирование культуры и искусства. в связи с прекращением изоляции Японии, длившейся более двух с половиной столетий. В этот период времени происходит некоторые трансформации в сторону Западного искусства. Но после сравнительно короткого промежутка времени интерес к западному новаторству был утрачен, и художники возвращаются к традициям японского искусства, это плодотворный период мастеров техники – Нихонга. Пытливый творческий подход мастеров к симбиозу Западного и Восточного искусства отображен в картинах направления Ёга.

О направлении живописи Ёга интересная статья на нашем сайте:

О выдающихся художниках и направлении живописи Нихонга статьи на нашем сайте:


Работы Юкио Кондо

Суми-э (Суйбокуга) – техника живописи тушью, имеет глубочайшие исторические корни.

Техника живописи тушью, которую использовали китайские художники, творившие в эпоху танской династии (618 — 907), впервые была представлена японцам в VIII в. Прошло еще несколько столетий, прежде чем монохромная живопись мастеров Китая, живших при сунской (960 — 1279) и юаньской (1279 — 1368) династиях претерпела трансформацию в основное направление японского изобразительного искусства как такового.

Настоящий расцвет Суми-Э произошел в XIV веке в эпоху Муромати. Произведения искусства Суми-Э украшали стены дворцов знатни и военачальников. Самыми яркими представителями суми-э являются Дзёсецу, Тоё Сэссю и Кано Мотонобу. Именно монах Дзёсецу считается отцом стиля суми-э.


Работа Дзёсецу «Ловля сома с помощью тыквы — горлянки»

Пейзажи, выполненные в технике Суми-э наполнены воздухом, тончайшие переливы оттенков туши. Проникновенное созерцание картины от переднего плана к ускользающему, выходящему за грани картины заднему плану. В работе особое значение уделяется композиции, каждый персонаж пейзажа имеет свой облик. Монохромная живопись японского пейзажа завораживает, глубокие оттенки темной туши и многогранные оттенки более светлых тонов туши.

Кисти мастера подвластно все, уникальность техники Суми-э в изысканности владения кистью и множестве приемов. Кисть, бумага, тушь участвуют в создании картины и успех в творческом замысле зависит от каждой из этих трех составляющих. Бумага с памятью и без, тончайшая Васи или более плотная Джунминтан, хлопковая или рисовая. Точка, линия, пятно, работа всей поверхностью кисти или кончиком. Различные способы набора туши на кисть для изображения стеблей и листьев бамбука или тончайших прозрачных лепестков цветка. Работа сухой кистью позволяет отобразить великолепие коры дерева, движение струй водопада, фактуры деревянного строения.

Работа кисти по влажному или сухому листу, многослойная или легкая однослойная живопись. И совершенство работы выполненной мастером на бумаге с памятью, когда бумага обладает свойствами запоминать каждое движение кисти. Несомненно, в технике работы Суми-э очень важно владение кистью. Современные мастера японской живописи прибегают к некоторым техническим приемам, работая с резервами, к ним относятся растворы «Доса» и «волшебный порошок» Ванпо. С помощью этих резервов можно добиться мягкости туманов и передать изящные веточки заснеженных деревьев.

В следующем разделе мы расскажем о разнообразии творческого мира современных японских художников.

И обязательно посвятим одну из статей искусству японской гравюры.

Приглашаем Вас к посвящению в эстетику японской живописи

Как украинский художник придумал новую технику живописи, за которую его назвали «гений современности»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читать еще:  Нигде нет убежища. Massimiliano Ligabue

Несколько слов о художнике

Иван Марчук (1936 г.р.) родом из села Москалевка Тернопольской области, которое на момент рождения живописца была под управлением Польши. Родился он в семье известного на всю округу мастера ткацких дел. Еще с раннего детства художник знал, что путь его предначертан: «Понимаете, откуда-то сверху Бог мне подсказал: «Ты должен заниматься именно этим. Бери карандаши или ручку и порть свой альбом». И я начал его портить – срисовывать из читанки писателей. И если уж перст Господень указал мне на то, что я должен взять в руки кисть… Это, очевидно, и был талант. Я уже не спал, не ел – рисовал, где только можно было, и думал, как это продолжить»,— из воспоминаний самого Ивана Марчука.

В 1956 году Иван окончил Львовское училище прикладного искусства. Обучение в котором дало юному Марчуку колоссальные знания о различных декоративно-прикладных техниках. Далее продолжил обучение на кафедре керамики Львовского института прикладного и декоративного искусства. Еще будучи студентом, он исследовал мировые художественные течения, принципиально обходя соцреализм. Еще тогда молодой художник фанатично искал свой путь, свой стиль и технику.

Творческий путь

И творил он всегда как подсказывала ему душа, тонко чувствовавшая и красоту родного края, и несправедливость, и боль за свой народ. Поэтому в советское время Иван был под постоянным «прицелом» властей. И поэтому вплоть до 1988 года Союз художников официально не признавал творчество этого мастера.

В 1979 году его картины были представлены на первой коллективной выставке украинского нонконформизма, организованной украинской диаспорой в Мюнхене, Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Именно там на него обратили внимание западные искусствоведы. К слову, в том же году состоялась и первая персональная выставка Ивана Марчука в Москве на улице Малой Грузинской, 28.

В 1989 году художник эмигрировал в Австралию, а оттуда в Канаду и США. За рубежом к нему пришел долгожданный успех и признание. На родине также вспомнили и заговорили о живописце. Иван Стапанович получил звание Заслуженного художника Украины (1996), а через год стал лауреатом национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. По возвращении в Украину в 2002 году художнику присвоили звание Народного художника Украины.

На сегодняшний день Иван Степанович Марчук — художник с мировым именем, основавший новый стиль в искусстве живописи, создавший более 5000 работ и проведший более 100-а персональных выставок в разных станах по всему миру. С 2006 года по решению Международной академии современного искусства в Риме является членом «Золотой гильдии», в которой насчитывается всего 51 художник со всего мира. А в 2007-м года по версии британской газеты The Daily Telegraph Марчук назван гением современности. Причем вполне заслуженно.

«Когда я вхожу в мастерскую и смотрю на стопы картин, когда вспоминаю полотна, рассеянные по миру, теплее становится… Это единственное, в чем я доволен собой. Есть выражение: «Жизнь идет, а биография стоит», так вот, чтобы удостовериться, что моя биография не стояла, я мысленно перебираю свои работы… Нужно время, чтобы картину сделать, а их у меня уже больше пяти тысяч, и я смело, как Рембрандт когда-то, могу сказать, что недаром прожил жизнь»— так комментирует свой длинный творческий путь 84-летний мастер.

«Дайте мне тысячу лет – и я разрисую небо». Иван Марчук

Как было сказано выше художник является автором более 5000 работ, которые можно разделить на двенадцать основных периодов: «Голос моей души», «Цветные прелюдии», «Портрет», «Натюрморт», «Цветение», «Пейзаж», «Шевченкиана», «Новые экспрессии», «Белая планета 1», «Белая планета 2», «Выходят мечты из берегов», «Взгляд в бесконечность».

Уникальная техника «плентанизм»

Начиная с первого цикла работы мастера получили название «Голос моей души» и стали основой для всех последующих направлений в творчестве художника. Именно с этого периода появились у Ивана Степановича картины, созданные в новой авторской технике «плентанизм» (укр. «пльонтанизм»). Такое определение ей дал сам автор. Происходит оно от украинского слова «пльонтати», то есть – плести.

Внимательно присмотревшись, вы увидите, что его полотна как будто созданы уникальным переплетением множества разноцветных нитей. Потрясающая завораживающая техника, приковывающая взгляд и вызывающая желание у зрителя потрогать руками и попробовать смотать нити на клубки.
Краски в своем творчестве художник использует на водной основе, по консистенции довольно густую, которая, ложась на холст имеет объемную фактуру, что и создает впечатление кружевных плетений.

Наиболее всего впечатляют невероятные пейзажи самобытного мастера. На первый взгляд, казалось бы, совершенно простые пейзажи. Но, свето-цветовая гамма играет свою невероятную роль, придавая полотнам дополнительное значение. К примеру, вот чей-то дом, светлый и радостный, хотя покосившийся забор свидетельствует о запустении. Справа под лучами весеннего солнца греется старое дерево, такое же ветхое, но не менее значимое для цветовой и композиционной целостности картины. Жизнь здесь пришла в упадок, но не погасла.

Полотна художника с изображением хат-мазанок никак нельзя отнести к тоскливым пейзажам. Мастер оживил их определенным деталям: вкраплениями солнечного или лунного света, бликам сверкающего снега и наложению мерцающих теней.

Работы Марчука настолько великолепны, что на них можно смотреть подолгу, не уставая взглядом отслеживать хитросплетения красочных тончайших мазков.

Суми-э — японская монохромная живопись

Суми-э — японская монохромная живопись

Суми-э — японская монохромная живопись тушью. Это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э (sumi-e) представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми) и «живопись» (э). То есть суми-э — это тип монохромной живописи, похожей на акварель.

Читать еще:  Немецкий художник. Joe Brockerhoff

Дзэнские монахи, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия.

Уникальность сюжета, мягкое прикосновение кисти и обильное использование воды – все это составляет отличительные индивидуального стиля японской живописи суми-э.

Сэссон Сюкэй 雪村. Восемь видов рек Сяо и Сян

Зарождение суми-э

На протяжении XIV–XV веков преобладающим направлениемживописи был монохромный пейзаж в стиле сансуй (горы-вода), произведениями которого украшали дворцы аристократов и военной элиты. Представителями сансуй были высокообразованные художники — Китидзан Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (1405-1423) и Сэйссю Тойо (1420-1506) обучавшиеся в Китае. Дзёсэцу и Сэйссю были художниками монахами из монастыря Сёкокудзи в Киото, который принадлежал дому Асикага.

История суми-э, как и история японской эстетики ваби-саби, началась с монаха. Дзен-монах Дзёсэцу (1394-1428), согласно приданию, стал основателем стиля суми-э в пейзажном жанре. Картина «Ловля рыбы при помощи тыквы», выполненная по личному заказу военного правителя Японии, уже вполне самостоятельна и несёт лишь следы китайского влияния.

Дзёсэцу. Ловля сома тыквой-горлянкой.

В эпоху Муромати много художников появилось и в провинциях, и большинство из них самурайского происхождения. Наиболее известный из них – Сэссон Сюкэй 雪村 (1504-1589). Сэссон ушел в монахи и стал художником. Он продолжал работать до 80 лет в районе Канто и Айдзу. На многих его работах присутствует отпечаток самурайского воспитания художника.

Sesson Shukei. Tempest

Хосэгава Тохаку (1539-1610) был выдающимся художником того периода. Легендарное произведение в формате двух 6-панельных ширм — Сосновый лес . В настоящее время Сосновый лес хранится в токийском Национальном музее и включён в список национальных сокровищ Японии.

Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, левая сторона

Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, правая сторона

Каждая ширма величиной 1,5 м х 3,5 м. Сосны изображены штрихами тушью в различных оттенках серого цвета. Они стоят группами в тумане, частично выступая из него и пропадая, растворяясь в отдалении. Это произведение также является одним из самых известных примеров использования приёма ёхаку, или «осмысленной пустоты» в японской живописи.

Ёхаку эффект пустого белого пространства на плоскости картины. Ёхаку придавало живописи непознаваемую значимость, будило в зрителе чувство неисчерпаемости источника космической жизни. Подобные принципы фигурировали в искусстве театра Но умение вызвать интерес при отсутствии видимого действия. В искусстве чайной церемонии таким принципом выступает такэкурами (таинственность, неявленность). Ёхаку — это основа осмысления религиозного опыта в искусстве, вершиной которого является категория югэн.

В переходный период от Адзути-Момояма к более мирному времени Эдо работал художник Товарая Сотацу, творчество которого знаменовало появление исключительно японского стиля суми-э. Также ему приписывают основание декоративной школы японской живописи Римпа. Вместе с оригинальным стилем живописи и техникой тарасикоми – стекание капель туши Товарая оказал колоссальное влияние на современный стиль суми-э. Работая вместе, Таварая Сотацу и художник Хонами Коэцу создавали удивительные по живописности произведения.

Маруяма Окё. Сосны под снегом. Роспись шестистворчатых ширм.

Еще одним знаменитым мастером этого периода, делавшим зарисовки с натуры, был Маруяма Окё (1733-1795). Маруяма декорировал движущиеся куклы и создавал полотна в стиле укиё-э. Он умел виртуозно использовать пустое пространство листа в своих композициях.

Выдающимися мастерами этого направления были Икэ-но Тайга (1723-1776), Ёса Бусон (1716-1784), Урагами Гёкудо (1745-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835). Творчески переосмысливая традиции японской и китайской живописи, они пытались придать своим картинам настроение глубокой лиричности и неповторимой индивидуальности.

Портрет Урагами Гёкудо

В XVIII в. в моду входит китайский стиль бундзинга («живопись художников-интеллектуалов»), получивший в Японии название нанга. Художники бундзинга , считавшиеся «японскими импрессионистами», вдохновленные китайской культурой, особо ценили живопись эпохи династий Юань, Мин и Цинь.

Ориентир на китайские образцы всегда был свойственен японской монохромной живописи. Однако удивительная способность японцев к виртуозной интерпретации заимствований приводила к тому, что образцы, приходившие с материка, постепенно преобразовывались в духе отечественных художественных тенденций.

Урагами Гёкудо. Голубые горы, предчувствие дождя.

В отличие от Китая, где живопись тушью вплоть до современности развивалась в едином русле общих законов и традиций, в Японии к ней обращались мастера разных школ и направлений, сумевшие существенно расширить художественный диапазон и арсенал выразительных средств суйбокуга.

Урагами Гёкудо. Червленые осенней листвой горы.

Вобрав в себя мистический дух буддизма, суми-э в художественной форме воплотила его основные мотивы. Простые черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации.

Маруяма Окё.Сосна, бамбук и слива (три символа счастья).

В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует. Он изображает природу такой, какой она рисуется в его воображении, воплощает самую ее суть. Любые образы художник хранит в памяти такими, какими он их увидел.

Пейзажная живопись. Tony DAmico

Японская живопись (яп. 絵画 кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Другим предметом, который широко распространен в японской живописи, является изображение сцен из повседневной жизни и тематических картин, которые часто переполнены цифрами и деталями. Эта традиция, несомненно, началась в период раннего средневековья под влиянием Китая, но со временем стала рассматриваться как часть японских традиций, которая существует и сегодня.

Читать еще:  Предвкушение и романтика. Heather Arenas

Первая живопись в Японии датируется периодом японского палеолита.

В периоды Кофун и Асука (IV — VII века) наряду с внедрением китайской письменности (иероглифы), создания государственного режима по китайскому образцу и распространения буддизма, из Китая в Японию были завезены и многие произведения искусства. После этого в Японии начали воспроизводить произведения живописи в стиле аналогичном китайскому.

С дальнейшим развитием буддизма в VI и VII веке в Японии процветала религиозная живопись, используемая для украшения многочисленных храмов, возведенных аристократией, но в целом в период Нарав Японии вклад в развитие искусства и скульптуры был больше, чем в живопись. Ранние из сохранившихся картин этого периода включают росписи на внутренних стенах храма Хорю-дзи в префектуре Нара. Эти росписи включают рассказы о жизни Будды Шакьямуни.

Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения.

В XIV веке развивается стиль суми-э(монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII веканазывают японизмом.

В резком контрасте с живописью периода Муромати выступает живопись периода Адзути-Момояма (1573—1603). Ей характерен полихромный стиль с широким использованием золотой и серебряной фольги. В то время большой известностью и престижем пользовалась школа Кано. Её основатель Эйтоку Канозанимался росписью стен потолка и раздвижных дверей для разделения комнат. Такие расписные элементы служили украшением замков и дворцов военной знати.

Период Эдо (1603—1868)

В этот период искусство впервые обращается к темам повседневности — мир чайных домов, театра Кабуки, борцов сумо. Появление гравюры на дереве было связано с демократизацией культуры, поскольку гравюре свойственна тиражность, дешевизна и доступность. Вслед за бытовой живописью гравюра стала называться укие-э. Развитие гравюры связано с художником Хасикава Миранобу, который изображал незамысловатые сцены из жизни обитателей чайных домов, ремесленников, совмещая на одной гравюре разнообразные не связанные между собой события. Японская гравюра в 1780-1790 гг. вступает в период расцвета. Судзуки Харанобу впервые применил прием раската, создающий переход от темного к светлому тону, варьировал толщину и фактуру линий. Он не заботился о реальной расцветке, море на его гравюрах розовое, небо песочное, трава голубая, все зависит от общего эмоционального настроя сцены.

Со второй половины XIX века было отмечено разделение искусства на конкурирующие европейский и традиционный стили. Во время периода Мэйдзи Япония подверглась большим политическим и социальным изменениям в процессе европеизации и модернизации, организованной правительством. Западный стиль живописи официально продвигался правительством. Перспективные молодые художники были посланы за границу для учебы, а иностранные художники приезжали в Японию для разработки школьной программы по искусству.

Тем не менее, после первоначального всплеска интереса к западному художественному стилю, маятник качнулся в противоположную сторону, произошло возрождение традиционного японского стиля. В 1880 году западный стиль искусства был запрещен на официальных выставках и подвергался резкой критике.

Период Тайсё (1912–1926)

Эпоха Тайсё приходится на краткий период времени, лежащий между ускоренной модернизацией Японии в эпоху Мэйдзи (1868–1912 гг.) и агрессивным милитаризмом первых лет эпохи Сёва (1926–1989 гг.).

Период Тайсё начался 30 июля 1912 со смертью императора Муцухито (Мэйдзи, 1852–1912 гг.) и восхождением на престол наследного принца Ёсихито (1879–1926 гг.). Девизом своего правления новый император выбрал Тайсё, что означает «Великая справедливость». Слабое здоровье вынудило его удалиться от дел в 1921 году, и принцем-регентом был провозглашен его старший сын Хирохито (1901–1989 гг.), будущий император Сёва

В то же время, новый виток получило и развитие живописи. Традиционные жанры продолжали существовать, однако испытали значительное влияние Запада. Одновременно с этим, многие молодые художники увлеклись импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом, фовизмом и другими художественными направлениями, развивающимися в западных странах.

В общем, период Тайсё можно назвать временем смешения японских и западных черт и приемов практически во всех видах искусства и творчества.

Период Сёва (1926–1989)

Эпоха Сёва — период в истории Японии с 25 декабря 1926 года по 7 января 1989 года, когда императором был Хирохито (1901–1989 гг.). Девизом своего правления он выбрал Сёва, что можно перевести как «Просвещённый мир».

В истории послевоенной живописи одними из самых известных художников были Окумура Тогю (1889–1990 гг.), прославившийся изображением ста видов горы Фудзи, а также Хигасияма Кайи (1908–1999 гг.), ставший известным, в частности, благодаря тому, что создал и отреставрировал стенные росписи многих японских дворцов и храмов (Императорского дворца, храма Тосёдайдзи и т. д.). В живописи на западный манер наиболее известным художником является Хаяси Такэси (1896–1975 гг.), в чьих работах можно проследить сильное влияние Сезанна, Пикассо, Модильяни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector