Почему полотно "Спаситель мира" стало самым дорогим лотом за всю историю торгов?

Почему полотно «Спаситель мира» стало самым дорогим лотом за всю историю торгов?

Миллиардер Рыболовлев продал шедевр Леонардо да Винчи «Спаситель мира» за рекордные $450,3 млн

Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за рекордные $450,3 млн. По итогам торгов стоимость составила $400 млн, к ней добавилась комиссия аукциона в размере $50,312 млн.

Предыдущий владелец — российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев — приобрел ее в 2013 году за $127,5 млн у швейцарского арт-дилера Ива Бувье. Имя нового владельца картины не называется.

Произведение кисти Да Винчи стало самым дорогим предметом искусства, когда-либо продававшимся на аукционе в мировой истории. Шедевр, датированный приблизительно 1500 годом, входит в число менее 20 сохранившихся до наших дней работ итальянского художника.

Начальная цена лота составляла $100 млн, торги были окружены вниманием коллекционеров со всего мира — за продажей «Спасителя мира» следили почти 1000 коллекционеров, консультантов, журналистов и искусствоведов. Торги проходили в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке, который не мог вместить всех, кто интересовался продажей уникального полотна. Поэтому на сайте аукционного дома была организована прямая трансляция торгов.

Президент Christie’s Юси Пулкканен ударил молотком спустя 20 минут с начала торгов. Основная конкуренция шла между двумя участниками, которые то резко повышали ставки (с $332 млн до $350 млн), то медленно торговались (в течение 18 минут цена увеличивалась с $370 млн до $400 млн). Публика встретила вздохом восхищения и аплодисментами завершение торгов.

Как отмечает американский Forbes, многие месяцы вопрос о том, может ли хоть один музей мира позволить себе покупку такого шедевра, были предметом спекуляций прессы. 500-летний шедевр многие искусствоведы и эксперты называют «мужской версией знаменитой Мона Лизы».

Стоит отметить, что отнесение картины к шедеврам Леонардо да Винчи признается не во всем мире, но аукционный дом настаивает на ее подлинности и называет главным открытием XX века. Сомнения возникли из-за того, что картина долгие годы считалась утерянной. Редкое произведение искусства также в свое время было ошибочно принято за копию и продано за $59.

Предыдущий аукционный рекорд среди классических произведений принадлежал полотну Рубенса «Избиение младенцев», которое продали за $76,7 млн в 2002 году. Для работ да Винчи предыдущий рекорд стоимости был еще скромнее — $11,48 млн за рисунок на бумаге «Конь и всадник», проданный в 2001 году.

Почему картины стоят $450 млн

На прошлой неделе на аукционе Christie’s в Нью-Йорке был установлен новый рекорд — картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» ушла за $450,3 млн, став самым дорогим предметом искусства, проданным с аукциона, пишет Forbes.

Эльдияр Муратов, президент Singapore Castle Family Office:

«Деловой Петербург» провел выставку предметов искусства из коллекций миллиардеров

Картина «Спаситель мира», заказчиком которой обычно называют короля Франции Людовика XII, ушла с молотка после 20-минутной напряженной борьбы между тремя претендентами, за $400 млн ($450,312,500 с комиссионными) под бурные аплодисменты зала. Чтобы разобраться в причине столь, казалось бы, эмоциональной покупки, необходимо понять творчество Леонардо, то, какую ценность несет за собой картина «Спаситель мира», и перспективы ее как инвестиционного актива, ведь те, кто разбирается в арт-банкинге, делают свой выбор, основываясь именно на этих фактах.

Так, после торгов, Джейсон Фараго из The New York Times охарактеризовал «Спасителя мира» как довольно заурядное для Высокого Возрождения произведение, не открывающее новых художественных горизонтов. Кроме того, плачевное состояние оригинального красочного слоя повлияло на стартовую цену лота, составив всего $100 млн. Но сопроводительная гарантия, 500-летняя история произведения, сила автора, ограниченность предложения, правильно выстроенная маркетинговая стратегия в преддверии торгов – все это накалило интерес арт-инвесторов, и спрос взлетел до небывалых за всю историю цифр.

Всего существует порядка 20 картин, авторство которых приписывается Леонардо да Винчи. Каждая из них – штучный товар, пользующийся безмерным уважением и почитанием. Произведение «Спаситель мира» считалось утерянным долгое время, но в 2007 году реставратор Дайэнн Дуайен Модестини, сняв первый слой краски с холста, обнаружила нынешний оригинал. В 2011 году подлинность картины была доказана, и в 2013 году Дмитрий Рыболовлев покупает картину за $127,5 млн, в то время как его предшественник приобрел ее за $80 млн, что в 2015 году стало одним из поводов разразившегося скандала в Монако между Рыболовлевым и Бувье. Чтобы компенсировать убытки, семейство Рыболовлевых выставляет лот на продажу. К слову, в 1958 году неизвестный коллекционер приобрел полотно со «Спасителем» на аукционе всего за 45 фунтов стерлингов, что сегодня эквивалентно 1 тыс. фунтов.

Осенью 2017 года аукционный дом Christi’s красиво преподнес «Спасителя мира» как последнее произведение Леонардо да Винчи, принадлежавшее частному владельцу. Совместные «рекламные» ролики со звездами Голливуда и шикарный предпоказ в Нью-Йорке спровоцировали безмерный интерес в нужных кругах, и, как результат битвы эмоциональных титанов, лот был переоценен в 4,5 раза. Мы видим, как весь мир сделал шаг вперед и сменил парадигму понимания ценности. Это сравнимо с самым дорогим трансфером футболиста Неймара летом 2017 года за рекордные 222 млн евро в ПСЖ. Никто раньше и представить не мог, что такое возможно, но отчаянное желание получить желаемое любой ценой заставляет рынок изменить свое понимание ценности. Постепенно приспосабливаясь к таким мерам исчисления, мы, скорее всего, сможем увидеть что-то похожее в арт-индустрии в ближайшее время – с постоянно нарастающей динамикой.

Авторские колонки и комментарии читайте в разделе » Блоги «ДП «.

Как неизвестная картина за 45 фунтов стала самым дорогим полотном в мире

Лента новостей

Все новости »

Работа «Спаситель мира», автором которой считают Леонардо да Винчи, принадлежала Дмитрию Рыболовлеву. Она ушла с молотка за 450 млн долларов, побив предыдущий рекорд продажи картины более чем в два раза. Миллиардеры шокированы: кто мог ее купить?

Читать еще:  Натюрморты в стиле реализм. Jean-Pierre Walter

Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Фото: Peter Nicholls/Reuters

Картина Леонардо да Винчи продана за невероятные 450 млн долларов. Полотно начала XVI века «Спаситель мира» принадлежало российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву, который купил его четыре года назад за 127 млн долларов.

Леонардо да Винчи написал «Спасителя мира» между 1506 и 1513 годами для французского монарха Людовика XII. Картина успела побывать в коллекциях королевских семей Европы и впервые была выставлена на аукцион Sotheby’s в 1958 году. На тот момент информация об авторстве картины была утрачена, а после неудачных попыток реставрации полотно описывали как «испорченное и мрачное».

Картину условно отнесли к «школе да Винчи», и покупатель заплатил за нее всего 45 фунтов. Позднее полотно выкупила группа арт-дилеров за 10 тысяч долларов, а в 2011 году экспертиза подтвердила, что «Спаситель мира» принадлежит кисти самого Леонардо. Тогда же картину представили в Национальной галерее в Лондоне в рамках выставки, посвященной художнику.

Leonardo da Vinci’s masterpiece Salvator Mundi achieves $450,312,500, a #worldauctionrecord for any work of art sold at auction. pic.twitter.com/snKxm7t3cb

До Дмитрия Рыболовлева полотном владел швейцарский торговец искусством Ив Бувье. Он приобрел ее за 80 млн долларов, а перепродал Рыболовлеву за 127,5 млн в 2013 году. Всего российский миллиардер приобрел у Бувье предметов искусства на сумму в 2 млрд долларов, однако впоследствии обвинил арт-дилера в завышении цен на картины. Бувье был задержан, но вышел под залог в 10 млн евро.

Стартовая цена на полотно составляла 100 млн долларов. Предыдущий рекорд аукционной продажи картины за 180 млн был превышен более чем в два раза. Новый владелец пожелал остаться неизвестным. Это полотно стало самым дорогим из когда-либо продававшихся на аукционе.

Миллиардеры шокированы: кто мог купить картину да Винчи за 450 млн долларов? О реакции присутствующих на аукционе коллекционеров и бизнесменов рассказывает Bloomberg. «О Господи!» — воскликнули в зале, когда 500-летнее полотно ушло с молотка почти за полмиллиарда долларов.

По словам одного из присутствовавших на торгах коллекционеров, теперь будет неудивительным увидеть и первую картину за миллиард долларов. Почему картина ушла за такую рекордную сумму и кто может выложить полмиллиарда за полотно, пусть и кисти Леонардо да Винчи?

Сергей Подстаницкий историк искусства, коллекционер «Было ожидаемо, что эта вещь продастся дорого. Насколько дорого, я думаю, никто точно сказать не мог до вчерашнего дня. Это вещь совершенно уникальная, работ Леонардо да Винчи на рынке фактически нет, кроме небольшого количества графики, которое тоже редко-редко всплывает. Появление такой вещи было таким грандиозным событием, что люди были готовы заплатить самые большие деньги. С одной стороны, для Рыболовлева это колоссальный подарок, поскольку он окупил большую часть своих вложений в коллекционирование, но с другой стороны, теперь его претензии к Бувье выглядят судебные несколько беспочвенными: получается, что он продавал не по завышенным, а даже по заниженным ценам. Купить могли какие-нибудь арабские шейхи, для которых вопрос престижа — пополнить свою коллекцию какой-то очередной дорогостоящей вещью. Можно предположить, что это королевская семья Катара, у них как раз был настрой именно на покупку самых шедевральных и дорогих вещей из разных областей мировой культуры. Теоретически это могут быть и китайцы. Это может быть и инвестиционная покупка. Но это все-таки, скорее, престиж, чем инвестиция».

В начале года The Art Newspaper Russia сообщала, что Дмитрий Рыболовлев распродает свою коллекцию искусства себе в убыток. Согласно публикациям издания, бизнесмен выставил на торги целый ряд объектов, купленных по завышенным ценам у Ива Бувье. Общая сумма потенциальных убытков миллиардера, по данным издания, примерно сравнима с прибылью, полученной от продажи «Спасителя мира» да Винчи.

Дмитрий Рыболовлев занимает 15-ю строчку в списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes. Журнал оценивает его состояние в 7,3 млрд долларов.

Почему полотно «Спаситель мира» стало самым дорогим лотом за всю историю торгов?

Мужской версией «Моны Лизы» называют иногда «Спасителя мира» Леонардо да Винчи. Теперь, это – самое дорогое произведение искусства в истории аукционных торгов — сотни миллионов долларов

Аукцион установил у этого шедевра Леонрадо скрытую камеру наблюдения, и было видно, как многие с явным недоверием взирали на картину – может, всё-таки подделка, предыстория картины мутновата. И вообще, непонятно, как даже самое великое произведение искусства может стоить таких невообразимых денег? Алексей Черепанов попытался разобраться.

Лот «9Б» стал абсолютным рекордом аукционных торгов за всю историю искусства! Картину «Спаситель мира», которую приписывают кисти Леонардо Да Винчи, разыграли всего за 19 минут. В конце за нее боролись два анонимных покупателя.

«Я должен сказать, что цена оправдана. Это хорошо для нас. Это хорошо для всех. Ведь рекордная цена на Да Винчи доказывает, что Леонардо — величайший художник из всех художников мира», — отметил директор отдела послевоенного и современного искусства Christie’s в Северной и Южной Америке Алекс Роттер.

Полотном «Спаситель мира» владели английский король Карл I и английский промышленник Фредерик Кук. Правда, авторство да Винчи оспаривали, и наследникам Кука в 1958 году удалось продать полотно всего лишь за 45 фунтов. «Вторая жизнь» картины началась в 2005, когда эксперты обнаружили его на маленькой домашней распродаже, заказали реставрацию и попытались вернуть первоначальный облик, — за прошедшие 500 лет было множество подновлений, «Спасителю» даже пририсовали усы.

«Это не просто картина Леонардо! Это великая картина Леонардо! Она сравнима с Моной Лизой», — подчеркнула реставратор Диана Модестини.

Читать еще:  Пейзажи в импрессионистском стиле. John Dimech

Предпоследним владельцем картины был российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Арт-дилер Ив Бувье продал ему «Спасителя мира» почти за 130 миллионов, хотя сам за неделю до того купил полотно за 80! Что послужило поводом для громкого судебного разбирательства и, конечно, привлекло внимание к картине.

Еще больший ажиотаж создала «предпродажная подготовка» аукционного дома Christie’s. Полотно, которое называли «Святым Граалем искусства» (величайшим и самым неожиданным художественным открытием XXI века) отправили в мировое турне: Нью-Йорк, Лондон, Гонгконг… Снимали ролики о том, как зрителям, разглядывающим картину, открываются тайны мира. Даже тезка художника Леонардо ди Каприо попал в кадр.

«Те маркетинговые шаги, которые предпринял дом Christie’s, вышли за рамки обычного маркетинга и коммерческой рекламы. Подавляющее большинство воспринимали работу, как икону, и шли туда, чтобы вступить в контакт с божественным», — отметил искусствовед, гендиректор «Сотбис Россия-СНГ» 2007-2016 годах Михаил Каменский.

Все это немного походит на басню Крылова «По улицам слона водили». Правда, мосек, которые лают на этого гиганта продаж, слишком много, да и моськами их назвать сложно. Сомнение в подлинности картины выразили искусствовед Карло Педретти, автор биографии Да Винчи, Уолтер Айзексон, обозреватель Нью-Йорк Таймс, Джейсон Фараго, арт-критик Джерри Сальц.

«Всмотритесь в картину — Леонардо никогда не писал ничего подобного, персонаж выглядит мёртвым, как кукла, прилизанным. Christie’s утверждает, что это подлинный Леонардо. Но в это верят всего 12 человек, а самые авторитетные эксперты мира по Да Винчи говорят обратное: это и близко не напоминает руку мастера», — объяснил арт-критик Джерри Сальц.

Вот главные претензии критиков: «Ни на одной из существующих картин Да Винчи нет лиц анфас — на всех портретах более сложные ракурсы». «Десница Спасителя переосвещена, а сфера, которая символизирует мироздание, изображена некорректно». «В этой картине нет фирменного леонардовского эффекта сфумато (или дымки), а есть многочисленные перекрашивания и лакировки».

Однако и аукционный дом Christie’s, прежде чем выставлять на торги произведение подобного уровня, провёл доскональное исследование.

«Как искусствовед и как сторонний наблюдатель, я исхожу из статуса кво, а именно, что это — подлинное произведение Леонардо да Винчи. На сегодняшний день зафиксирован факт продажи Леонардо да Винчи, значит, до появления какого-то иного подтверждённого факта, опровергающего авторство, мы должны считать, что это он. Вот этот нерушимый блок юристов и искусствоведов является краеугольным камнем, на котором зиждется эта продажа», — подчеркнул искусствовед Михаил Каменский.

Вопрос, почему «Спаситель мира», полотно конца XV века, продавали на аукционе современного искусства, озвучивали многие эксперты. Было даже несколько остроумных ответов. Потому что, Леонардо всегда современен, потому что, 90 процентов картины было создано за последние 50 лет.

Есть и еще один ответ: молоток аукциониста остановился на цифре 400 миллионов, но покупателю пришлось выложить 450. Разница – комиссионные аукционного дома Christie’s – 50 миллионов долларов.

«Спаситель мира» Леонардо да Винчи продан за $450,3 млн на Christie’s

Картина великого мастера эпохи Возрождения из скандальной коллекции миллиардера Дмитрия Рыболовлева официально стала самым дорогим произведением искусства в мире

Картина вызвала ажиотаж уже на пресс-конференции Christie’s 10 октября 2017 г. Фото: GettyImages

Картина, которая датируется примерно 1500 годом, стала самым дорогим лотом вечернего аукциона современного и послевоенного искусства Christie’s в Нью-Йорке 15 ноября. Более того, $450,3 млн — абсолютный рекорд цены для произведения искусства, проданного на публичных торгах. Суммарная выручка аукционного дома, продавшего этим вечером также произведения Энди Уорхола, Сая Твомбли, Марка Ротко и других, составила $789 млн.

Торги начались с $90 млн (накануне стало известно, что у Christie’s есть гарантированная ставка от заочного покупателя, который предложил чуть менее $100 млн) и продолжались целых 20 минут. Основными претендентами были 4 телефонных покупателя и 1 участник в зале. В конце концов работа досталась торговавшемуся по телефону клиенту Алекса Роттера, главы международного отдела современного искусства Christie’s. Когда аукционист Юсси Пилкканен подтвердил продажу картины за $400 млн третьим ударом молотка (с учетом комиссии аукционного дома цена достигла $450,3 млн), зал разразился аплодисментами.

Свое решение продавать «Спасителя мира» на аукционе современного искусства в Christie’s объяснили невероятной значимостью произведения. «Картина самого важного художника всех времен, изображающая знаковую фигуру для всего человечества. Возможность выставить подобный шедевр на торги — это огромная честь и шанс, который выпадает лишь раз в жизни. Несмотря на то что работа была написана Леонардо примерно 500 лет назад, сегодня она влияет на современное искусство ничуть не меньше, чем в XV–XVI веках», — отметил председатель нью-йоркского отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Лоик Гузер.

Последнюю находящуюся в частной коллекции работу Леонардо да Винчи решил продать миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев, чье имя нынче постоянно звучит в новостях мира искусства. Во-первых, он судится со своим арт-консультантом Ивом Бувье, обвиняя его в мошенничестве и утверждая, что вдвое переплатил за коллекцию, а во-вторых, постепенно распродает эту коллекцию на аукционах и частным образом, обычно выручая за произведения значительно меньше, чем заплатил. Теперь очередь дошла и до «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, который ушел с молотка более чем втрое дороже: Рыболовлеву картина обошлась в $127,5 млн, а продал он ее за $450,3 млн.

Примечательны как история этой картины, долгое время считавшейся уничтоженной, так и научная дискуссия, посвященная ее атрибуции. Существует несколько фактов, косвенно доказывающих, что Леонардо написал Христа в образе Спасителя мира на рубеже XV–XVI веков, то есть в период пребывания в Милане, вероятнее всего, по заказу короля Франции Людовика XII, в то время контролировавшего север Италии. Во-первых, известна гравюра 1650 года, выполненная Вацлавом Холларом с оригинала Леонардо да Винчи (как указал сам гравер). Сохранились также наброски мастера — рисунок головы Христа, датируемый 1480-ми годами, из Атлантического кодекса Леонардо (хранится в Амброзианской библиотеке в Милане), а также эскизы драпировок (хранятся в королевской библиотеке Виндзорского замка), композиционно совпадающих и с теми, что изображены на выставленной на торги картине, и с теми, что на гравюре. Есть и несколько близких композиций учеников Леонардо с тем же сюжетом. Однако оригинал считался безвозвратно утраченным.

Читать еще:  Несколько фактов о Дмитрии Пригове, которые раскрывают его многогранный талант

Картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи продана на торгах послевоенного и современного искусства Christie’s в Нью-Йорке 15 ноября 2017 г. за $450,3 млн. Фото: Christie’s

«Спаситель мира», ныне принадлежащий Рыболовлеву, впервые был документально зафиксирован в коллекции британского монарха Карла I: в XVII веке он хранился в королевском дворце в Гринвиче. Следующее свидетельство относится к 1763 году, когда картина была продана Чарльзом Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского. Тот распродавал наследие отца после того, как продал Букингемский дворец королю. Затем картина надолго исчезает из виду, и ее след вновь обнаруживается лишь в 1900 году, когда «Спасителя мира» как произведение последователя Леонардо Бернардино Луини приобретает сэр Чарльз Робинсон, арт-консультант сэра Фрэнсиса Кука. Так работа попадает в коллекцию Кука в Ричмонде. Считается, что к этому моменту произведение уже подверглось неумелой реставрации, которая понадобилась после того, как доска раскололась надвое (в частности, было переписано лицо Христа). В 1958 году Sotheby’s распродает собрание, изрядно переписанное изображение Христа уходит с молотка за £45. Столь скромная цена объясняется тем, что работа была атрибутирована в каталоге аукциона как поздняя копия с картины художника Высокого Возрождения Джованни Больтраффио.

В 2005 году «Спаситель мира» был приобретен группой арт-дилеров (включая нью-йоркского специалиста по старым мастерам Роберта Саймона) как произведение леонардеска всего за $10 тыс. на мелком американском аукционе. В 2013 году консорциум дилеров продал картину Иву Бувье за $80 млн, который почти сразу перепродал ее Дмитрию Рыболовлеву за $127,5 млн.

Предполагается, что именно галерист и искусствовед Роберт Саймон первым увидел в безымянной работе руку Леонардо. По его инициативе были проведены необходимые исследования и консультации с экспертами. В это же время работа была отреставрирована. Спустя шесть лет — сенсационное появление «Спасителя мира» как подлинной картины самого Леонардо да Винчи на выставке, да еще и в одном из самых авторитетных музеев мира, Национальной галерее в Лондоне.

Куратор экспозиции «Леонардо да Винчи. Художник при миланском дворе» (ноябрь 2011 года — февраль 2012 года) Люк Сайсон, в то время хранитель итальянской живописи до 1500 года и глава научного отдела, горячо поддержал авторство Леонардо. Работа была включена в каталог выставки под редакцией того же Сайсона как произведение Леонардо из частной коллекции. В каталоге подчеркивается, что самая сохранная часть изображения — пальцы Христа, сложенные в благословляющем жесте. Здесь и заметны наиболее характерные приемы итальянского гения, в частности многочисленные изменения, которые вносил художник уже в процессе работы. Кроме того, на Леонардо указывают и другие детали: сложные драпировки туники, мельчайшие пузырьки воздуха в сфере из прозрачного кварца, а также то, как написаны вьющиеся волосы Христа.

По сообщению интернет-издания ARTnews, тогдашний директор Национальной галереи Николас Пенни и Люк Сайсон, прежде чем принять решение о включении работы в выставку, пригласили четырех экспертов посмотреть картину: куратора отдела живописи и графики Метрополитен-музея Кармен Бамбах, ведущего реставратора фрески «Тайная вечеря» в Милане Пьетро Марани, автора книг по истории Ренессанса, в том числе биографии Больтраффио, Марию Терезу Фьорио, а также почетного профессора Оксфордского университета Мартина Кемпа, более 40 лет посвятившего изучению наследия Леонардо да Винчи. Вроде бы работу приняли, однако публично в пользу атрибуции «Спасителя мира» Леонардо высказался лишь Кемп в интервью 2011 года изданию Artinfo. Отвечая на вопросы журналиста, он отмечает особое чувство «присутствия Леонардо», которое испытываешь, глядя на его произведения, — его ощущаешь перед «Моной Лизой» и перед «Спасителем мира». Кроме того, профессор говорил о стилистических особенностях, характерных для манеры мастера.

Справедливости ради надо отметить, что искусствоведческим анализом дело не ограничилось — были также проведены скрупулезные технико-технологические исследования. Реставрацией и изучением «Спасителя мира» занималась профессор Дайанн Модестини, которая возглавляет Программу Сэмюэла Генри Кресса по реставрации живописи в Институте изящных искусств Университета Нью-Йорка. Результаты ее исследований были представлены на конференции «Леонардо да Винчи: последние технологические открытия» в феврале 2012 года в Нью-Йорке. Впрочем, Модестини фактически единственная, кто имел доступ к данным технологических исследований, а без них высказываться об авторстве не вполне корректно.

Против атрибуции «Спасителя мира» Леонардо публично высказался итальянский специалист по леонардескам Карло Педретти, который в 1982 году курировал выставку художника в его родном городе Винчи и тогда включил в экспозицию другого «Спасителя мира», из коллекции маркиза де Гане, считая ту картину работой самого мастера. Кроме того, Guardian цитирует ряд тезисов вышедшей в октябре этого года биографии Леонардо да Винчи, написанной Уолтером Айзеком. Он обращает внимание на неверное с точки зрения законов физики изображение шара в руке Христа. Издание также ссылается на мнение профессора Университета Лейпцига Франка Цельнера (автора монографии о Леонардо 2009 года), который в статье 2013 года назвал «Спасителя мира» высококлассным произведением мастерской Леонардо или его последователя. Впрочем, эта статья в Guardian уже стала предметом судебного иска со стороны Christie’s International.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector