Портрет истории. Victor Arseni

Портрет истории. Victor Arseni

Арсени Виктор Фёдорович

Для меня ЧЕЛОВЕК не стафажная фигурка среди небоскрёбов или цветовое эффектное пятно на зелёной травке, ЧЕЛОВЕК для меня — это ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ!

ЧЕЛОВЕК — это смысл и цель моего искусства!

Очень сложно передать на холсте материальность драгоценных металлов, шикарных тканей, гладь воды и нежность женской кожи, но не за это я молюсь, это всего лишь дело техники!

Есть вершины, которые не достигнуть даже рабским трудом — это умение глубоко чувствовать и понимать человеческие души и знать как эти чувства тонко и точно выразить на холсте — и именно об этом я и молюсь!

Как портретист, я всё в картине подчиняю образу, который пишу! Всё должно работать — одежда, фон, цвета, технические приёмы, пятна, композиция — всё ради того, чтоб заглянуть поглубже и открыть побольше тайн! Если что-то даже просто нейтрально — я удаляю без жалости.

Как иллюстратор, я люблю читать, особенно фантастику и делать себе пометки — когда рисуешь один, в голове созревает окончательные очертания и изюминка для следующего. Времени, конечно, уходит не мало, а сил ещё больше — просто я люблю вжиться в рассказ и посидеть на деталях рисунка, добиться максимальной выразительности, создать нечто оригинальное или другими словами «ПОРТРЕТ РАССКАЗА». Довожу каждый рисунок до высокой степени законченности, даже цвета и колорит продумываю — любой рисунок, при продолжении работы, может стать законченным живописным произведением или обложкой книги.

Как пейзажист, люблю писать на пленере. Пейзаж для меня как долгожданный десерт после работы в мастерской!

Родился в 1969 году, Молдова, г. Кишинев — художник-портретист, иллюстратор. Живe и работа. в Кишинёве.

1983 год — принят сразу во II класс художественной школы им. А. Щусева, города Кишинёва (преподователь Васильева Н. А.).

1986 год — принят сразу на II курс художественно-педагогического училища имени И. Репина, города Кишинёва (преподователи Либерман И., Тихончук М., Степанов И.).

1987-1989 года — служба в армии, город Рязань.

С 1991 год — работа художником-реставратором в Музее Изобразительных Искусств Молдовы города Кишинёва.

2004 — персональная выставка в Италии (Citta di Marostica)

28-30 октября 2008 года — Участие в выставке-конкурсе «НЕКРОПОЛЬ 2008». Первый Всероссийский конкурс «ТЕМА СМЕРТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ». На выставке-конкурсе мной представлен первый вариант иллюстрации к рассказу «НЕ ЛЮДИ». Учавствовало около 300 участников и представленно около 900 работ.

ноябрь-декабрь 2007 — Иллюстрирование сборника научно-фантастических рассказов «РБЖ Азимут», №4 и №5.

апрель-октябрь 2008 — Иллюстрирование новой повести-притчи инока Всеволода Филипьева «Ангелы приходят всегда», продолжение книги «Начальник тишины»

Художник Арсени Виктор Фёдорович

Живопись (159 картин)

Графика (42 картины)

Копии картин (20 работ)

Творческая биография художника

«Для меня ЧЕЛОВЕК не стафажная фигурка среди небоскрёбов или цветовое эффектное пятно на зелёной травке, ЧЕЛОВЕК для меня — это ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ! ЧЕЛОВЕК — это смысл и цель моего искусства!

Очень сложно передать на холсте материальность драгоценных металлов, шикарных тканей, гладь воды и нежность женской кожи, но не за это я молюсь, это всего лишь дело техники!

Есть вершины, которые не достигнуть даже рабским трудом — это умение глубоко чувствовать и понимать человеческие души и знать как эти чувства тонко и точно выразить на холсте — и именно об этом я и молюсь!» — так говорит о своём творчестве художник Виктор Фёдорович Арсени.

Виктор Фёдорович родился в 1969 г. в Кишинёве. Окончил художественную школу им. А. Щусева и художественно-педагогическое училище им. И. Репина. В годы учёбы, благодаря влиянию преподавателя щусевской школы Н.А. Васильевой, Виктор Фёдорович проникся особой любовью к русским живописцам 19-го века, которые стали для него примером для подражания.

Отслужив в армии, Арсени вернулся в родной город и посвятил себя художественному творчеству. Его жанровые направления весьма разнообразны – иллюстрации, графика, пейзажи, многофигурные композиции, портреты…

Портреты, прописанные с фотографической точностью, занимают, пожалуй, главное место в творчестве Виктора Фёдоровича. «Как портретист, я всё в картине подчиняю образу, который пишу! Всё должно работать — одежда, фон, цвета, технические приёмы, пятна, композиция — всё ради того, чтоб заглянуть поглубже и открыть побольше тайн! Если что-то даже просто нейтрально — я удаляю без жалости», — говорит художник.

Не менее придирчиво относится он и к другим работам. И в первую очередь, к картинам жанровым. «Меня всегда жжёт щемящее чувство, после окончания каждой картины, — удалось, нет! – признаётся Арсени. — И успокаиваюсь только, когда даю себе настрой, что пусть БУДЕТ ПОКА ТАК, как этюд к будущей картине, и только после этого КАРТИНА, взяв как бы с меня обещание на продолжение, отпускает жёсткую хватку с моего горла и души!
Может поэтому я и пишу картины по своим рисункам и иллюстрациям — выполняю обещания, данные своим рисункам — осколкам души и сердца!

И удивительное дело, отдавая часть души, ДУША становится ещё больше и чище!
Господи. Велика сила твоя!»

В творчестве Виктора Фёдоровича заметно доминируют религиозная и историческая тема. «Второе явление Иисуса Христа» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/6/502383.html, «Хлеб наш насущный. Пасха или Воскресение Христово в Молдове» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/7/329821.html, «Старец и Ангел» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/2/348687.html, «Покаяние инока» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/2/865140.html — эти и другие работы проникнуты глубокой верой и выполнены в строгой традиции классицизма. Классицизм – отличительная черта всех полотен Арсени. И влияние русских живописцев 19-го века чувствуется в них определённо. Работы Виктора Фёдоровича приводят на память картины А. Иванова, К. Брюллова, Г. Семирадского и др.

На своих полотнах Арсении отобразил эпизоды ратной истории Молдавии. «Пётр I и господарь Молдавии Дмитрий Кантемир в битве за Молдавию, с турками и татарами, 1711г.» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/5/809314.html, «Явление Св. Георгия Победоносца, покровителя воинства Молдовы, в битве при Васлуй 10 января 1475 год» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/5/553763.html, «Сражение при Кагуле» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/1/861453.html, «Покаяние янычара на могиле своего отца» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/2/394733.html … Последнюю работу должно признать наиболее пронзительной в этом цикле. Пронзительна она созданным в ней образом Покаяние, которое и стало, по словам художника, главной темой картины. «У каждого свой путь к истине, полный сомнений и ошибок, даже апостол Пётр трижды предал Иисуса! – рассуждает художник. — Но Господь прощает и самого законченного преступника, ПОКАЯНИЕ, искреннее и без остатка — вот путь к истине! А не желание быть судьёй либо священником или проповедником, наставляя всех и вся, в то время что в своём глазу бревна не видят! Уж тем более не упорствуя в своих ошибках и оправдывая свои преступления. Главное чтоб ПОКАЯНИЕ было искренним и без фанатизма, МЕЖДУ ТОБОЙ И ИМ, иначе это путь в никуда!»

Читать еще:  Нестыдная очередь

Особенно примечательны в творчестве Виктора Фёдоровича работы, написанные на современные темы. Современные художники, к сожалению, обращаются к ним не так часто. Оттого, быть может, что наше время не даёт таких богатых сюжетов, как наша история… Но довольно и в нём и своих трагедий, и своих подвигов.

«Сказать по правде, давно уже пытаюсь писать картины Радостные, Весёлые, Оптимистичные и по началу всё обычно идёт хорошо… Но, чем глубже и честнее изучаю и изображаю начатую тему, разбираю нюансы, ищу случаи из реальной жизни — понимаю, что из трёх слов с большой нaтяжкой к картине может подойти только третье слово «Оптимизм» или Надежда, чаще на Бога, иногда на то, что может хоть дети наши будут счастливей нас, за что, как нормальные родители, мы и готовы жертвовать всем и даже жизнью, как в войну. Вот и получается, что пишу либо драму, либо борьбу за выживание окружающих меня людей, в основном это, конечно, мои любимые молдаване, хотя все Мы, люди, одинаковые, хоть и обычаи разные. Ну вот и капнул эту тему с гастарбайтерами, ведь у нас в Молдове, как в Великую Отечественную, если по сёлам пройтись, только стариков и детей можно в основном увидеть — все поуезжали за границу работать, кто удачней, но чаще нет. И если кто возвращается, это целый праздник, но…… торговля людьми во всем мире остается самым прибыльным бизнесом после наркотиков и оружия. По данным Международной организации миграции, больше всего секс-рабынь попадает в Европу из постсоветских стран, среди которых лидирует Молдавия — 40%, второе место принадлежит Украине — 11%… Вот копнул, так сказать, как настоящий реалист героико-драматического жанра, как учили… аж до слёз…», — это авторская аннотация к картине Арсени «Возвращение молдаванки домой из турецкого рабства. Ура, мамочка приехала!» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/6/585710.html Счастливые дети, пёстрый колорит бедно, но празднично убранной комнаты, горестные отец и мать и застывшее, мокрое от слёз лицо обнимающей младшую дочурку вернувшейся из рабства женщины…

А, вот, другая картина – «Молдавские дети зарабатывают на учёбу в школе» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/3/963620.html … А к ней примыкают ещё две: «Сиротинушка из Кишинёва» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/2/377119.html — спящий на заснежённом пороге бездомный мальчик, пробуждения которого ожидают верные скрипка с нотами и такая же бездомная собака; и «Молитва на островке «Надежды», посреди озера «Слёз», в стране «Страданий» и в мире «Равнодушия» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/5/881554.html. Сирота из детского дома г. Бельцы, Молдова» — щемящий образ мальчика-сироты, бесконечно печальный взгляд которого вряд ли может оставить равнодушным кого-либо из зрителей.

Не осталась вне внимания художника и тема Новороссии. Им написана работа, посвящённая обороне Славянска https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/1/901376.html, а также картина «Молитва» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/3/843497.html. Но наибольшую известность обрела картина «Баллада о Донбассе, Новороссия. Непокорённые» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/1/828062.html, изображающая мирных жителей Донбасса за полевыми работами на фоне сожжённой карателями церкви и разрушенных домов. «22 февраля 2014 года в Украине произошёл государственный переворот, во главе с нацистскими и экстремистскими партиями, с поддержки ЕС и США. Сразу после переворота новые правители решили унизить Донбасс, говорить с ним с позиции победителей. Когда люди призвали провести децентрализацию власти, Киев тут же навесил на них ярлык «сепаратистов», а затем и «террористов». Власть, легитимность которой не признали пол страны, приняла решение использовать армию против народа, и на мирный Донбасс были направлены танки. А жители Донбасса стали невинными жертвами бескомпромиссной политики власти. Когда нацистским украинским войскам дали отпор ополченцы, жители Донбасса и часть армии, перешедшей на сторону народа, нацистское правительство решило подвергнуть экономической блокаде безвинных жителей Юго-Востока Украины и ежедневно бомбить и убивать людей. Прежде всего украинские войска бомбили церкви, школы, больницы, детские сады, вокзалы, заводы и так далее. Уничтожив их, начали бомбить и жилые дома, стерев с лица земли множество сёл и деревень Донбасса, Донбасса ставшего за месяцы блокады, геноцида и страданий Новороссией!», — пишет Виктор Фёдорович в аннотации к своей работе.

Картина «Непокорённые» удостоилась запрета на Украине и двух международных премий. Победу ещё в одном конкурсе одержала третья картина новороссийского цикла «Крещение Новороссии» https://artnow.ru/ru/gallery/3/2154/picture/2/821375.html.

Автор Е.В. Семёнова
Статья «Человек, как смысл искусства. Художник Виктор Арсени»
Из Литературно-общественного журнала «Голос Эпохи», выпуск 1, 2018 г.

Жертва скопинского маньяка рассказала, как оказалась в машине преступника в роковой вечер

30 сентября для Екатерины Мартыновой и Елены Самохиной — страшная дата. В этот день в 2000 году подруги оказались в плену у маньяка Виктора Мохова. Девочки подвергались сексуальному насилию, Елена беременела трижды. Только через три года и семь месяцев они покинули жуткий подземный бункер.

Фото © Соцсети. Скриншот © YouTube / НТВ

Спустя 20 лет после рокового момента Екатерина в программе НТВ «Новые русские сенсации» подробно рассказала о событиях того дня. 14-летняя девочка собиралась на дискотеку в Рязани со старшей сестрой, которую ждала дома. Однако та приехать не смогла. Зато Кате позвонила подруга сестры, 17-летняя Елена, предложила пойти на праздник вместе.

В тот же вечер из города Скопина в Рязань выехал 50-летний Виктор Мохов с сообщницей, переодетой в мужчину. Пока девочки слушали музыку, те выискивали себе жертв. По словам Кати, на дискотеке было много молодёжи, но они ни с кем не знакомились, к ним тоже никто не подходил. Так же тихо подруги решили вернуться домой. Однако на автобусной остановке была огромная толпа. Хрупкие девочки не влезли в транспорт, и Елена предложила отойти от центра города и попытаться уехать оттуда.

Читать еще:  Поэтические и эмоциональные послания. QI Debrah

Как будто сложились все карты. Злой рок. Судьба

Виктор Мохов, Екатерина Мартынова. Скриншот © YouTube / НТВ

Когда девочки шли к другой остановке, к ним подъехали Мохов и его спутница. Подруги не собирались садиться в машину к странным незнакомцам. Однако те принялись их уговаривать, заявляли, что они местные, просили не бояться. Тогда Лена сказала Кате, что уже поздно, автобуса они могут не дождаться. И предложила согласиться на поездку, которая разделит их жизни на до и после.

Мы не дошли до остановки метров 20, и перед нами остановилась машина

Екатерина Мартынова с мужем и детьми. Фото © Соцсети

Сообщники задабривали девочек сладким, а потом дали выпить алкоголь, в который добавили снотворное. Так Катя и Лена оказались в подземном бункере, существование в котором стало для них адом. Освободиться пленницы смогли, лишь когда подбросили записку квартирантке Мохова. Преступника приговорили к 17 годам, но уже скоро опасный маньяк покинет тюремные стены.

Изо дня в день тебя насилуют, все одно и то же. Ты понимаешь, что ты не можешь выйти на улицу. Ты понимаешь, что себе не хозяйка. Что хозяин твоей жизни — какой-то посторонний человек, который может в любой момент отобрать твою жизнь

Отец Арсений: Собирательный образ или реальное историческое лицо?

За последние 30 лет издано много книг хороших и не очень, так или иначе затрагивающих церковную тематику. Иную просмотришь и жалко терять время на ее чтение, даже притом, что в ней нет какой-нибудь ереси.

Другую прочитаешь один раз и больше не возникает желания к ней возвращаться.

А есть такие книги, которые хочется перечитывать и от повторения не возникает чувства пресыщения.

Проходит какое-то время и желание чтения у тебя снова обновляется. Одной из них является книга «Отец Арсений».

Книга в художественной форме повествует о жизни, подвигах, чудесах старца-исповедника иеромонаха Арсения, а также о жизни его духовных детей.

За Христа о. Арсений отбывал заключение в советском концлагере, но не только не потерял веры, а сумел обратить к Богу многих заключенных и даже некоторых членов лагерной администрации.

По выходе на свободу он жил на покое в Ростове Великом, где принимал духовных чад, наставляя их тому, как сохранять веру, исполнять заповеди и спасаться в условиях воинствующего государственного атеизма.

Однако этим не ограничивается ее содержание.

Дело в том, что это не совсем обычное жизнеописание святого или подвижника благочестия, у которого, как правило, имеется один автор, издательство, дата написания и выхода в свет. Впервые в самиздате книга появилась после смерти старца Арсения в 1975 году.

Автор по причине гонений предпочел скрыть свое ФИО, а также имена большинства людей, которые упоминаются в книге, о чем честно предупреждает в предисловии.

В 1993 году она была впервые официально издана в трех частях, затем дополнена еще двумя частями воспоминаний других духовных чад подвижника и краткими биографическими данными об отце Арсении. Но и это еще не все.

Как видно из содержания нескольких воспоминаний – книга появилась по инициативе самого отца Арсения и имела целью передачу духовного опыта верующих периода гонений последующим поколениям. Живя в Ростове, старец периодически проводил беседы с духовными чадами и либо сам рассказывал полезные для укрепления в вере случаи из жизни своей и жизни своих сподвижников (например, главы «Михаил», «Мать Мария»), либо просил кого-нибудь из приезжих рассказать о своей жизни, о своем пути ко Христу, о тех испытаниях, которые пришлось пережить и о том, как удавалось их преодолеть, сохранив веру («Отец Платон Скорина», «Милость Божия» и проч.).

По его благословению автор записывал эти беседы, многие из них вошли в книгу. Старец придумал и название книги «Путь к вере».

В третьем и последующих изданиях так называется четвертая часть книги. Поэтому «Отец Арсений» – это можно сказать дар общины и ее руководителя нам, их духовным потомкам. Автор р. Б. Александр лишь исполнил журналистскую работу – встретился с людьми, записал их воспоминания, расшифровал магнитофонные записи бесед, скомпоновал и литературно обработал текст. Главы, касающиеся жизни о. Арсения он показывал самому старцу, который вносил в них правку.

Четвертая и пятая часть – это личные записи духовных чад батюшки, выполненные по его благословению и собранные у них или их родственников членом Мароссейской общины духовным чадом св. прав. Алексия Мечева, сщмч. Сергия Мечева и иеромонаха Арсения Владимиром Владимировичем Быковым. Им же составлена и краткая биография отца Арсения, помещенная в четвертом и последующих изданиях.

Как пишет редактор прот. Владимир Воробьев, благодаря этой книги многие обрели веру. В то же время по словам того же священника, нашлись «скептики, заявившие даже в печати, что книга «Отец Арсений” – роман, главный герой которого является собирательным образом, а рассказы, из которых он состоит, – художественный вымысел» (https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=284).

Не хочется ничего плохого говорить о них или осуждать. В конце концов, даже Христос оставляет свободному выбору человека верить или не верить в Него. Имеют право. Другое дело, что этим они сами себя лишают духовной поддержки, а высказывая необоснованные суждения по поводу старца и книги о нем, рискуют навлечь на себя суровый суд Христа, Который предупредил о строгом ответе за каждое праздное слово (Мф. 12, 36).

Прежде чем рассмотреть их аргументы, хотелось бы поделиться с читателем наблюдениями над «скептиками». Уже замечено, что о. Арсения не любят сторонники обновленческих реформ в Православной Церкви. Любой может поставить опыт, задать вопрос об этой книге какому-нибудь модернисту. и он сам увидит, с каким жаром тот будет доказывать, что якобы отец Арсений собирательный образ.

Читать еще:  Обманчиво простые картины. Elizabeth Fox

Но как же тверд миф о «собирательном образе». Даже отчасти в него уверовал, а если не уверовал, то под чьим-то давлением вынужден был публично заявить то, во что сам не верит, издатель книги прот. Владимир Воробьев. Вот что он сказал в интервью И. Сечиной: «Сначала мы были уверены, что найдем отца Арсения, но в результате долгих поисков у нас создалась уверенность, что отец Арсений – это все-таки собирательный образ, который состоит из двух или трех людей» (https://pravoslavie.ru/57483.html).

А вот Владимир Владимирович Быков, который 12 раз встречался со старцем, был на этот счет иного мнения, о чем пишет сам прот. Владимир, например, здесь https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=284. Воспоминания его помещены в конце 4-го издания 2000 года.

Во-вторых, о том, что это реальный человек, свидетельствует схимонахиня Исидора (Петрова), которая также встречалась с о. Арсением во время его возвращения из заключения. Ее рассказ можно посмотреть здесь
https://yandex.ru/video/preview?filmId=8264396427131020682&from=tabbar&parent-reqid=1578656935119020-1495528980501783492200122-vla1-3635&text=Отец+Арсений (34минута).

Кроме того клирик Воронежской епархии протоиерей Александр Евдоков рассказывал, что встречал двух женщин, которые общались с о. Арсением.

Наконец, приведем свидетельство духовника Московской епархии протоиерея Валериана Кречетова. На вопрос корреспондентки отец Арсений – это реальный персонаж или собирательный образ, он прямо говорит:
«Это действительно реальная личность. И он своих некоторых духовных чад посылал к отцу Сергию (Орлову), служившему в Акулове» (http://www.orthedu.ru/news/obzor-smi/17198-protoierey-valerian-krechetov-v-lyubvi-tolko-i-zhizn.html).

Теперь хотелось бы рассмотреть некоторые «доказательства» «скептиков». Как правило, они сводятся к тому, что я/мы искал/искали и не нашел/нашли. Такова логика прот. Владимира Воробьева, которую он излагает в выше приведенном интервью. Также рассуждает и автор ошибочного текста, размещенного здесь comcan.ru›upload/Pulic/220119_mon_plat20 11.pdf. Но если ты не нашел, это не значит, что никто. Это лишь говорит о том, что либо плохо искал, либо Господь не открыл, потому что не оказался этого достойным.

Второй автор предлагает нам поверить в то, что якобы прототипом о. Арсения послужил иеромонах Зосимовой пустыни Ефросин (Данилов; †1973).
Однако на самом деле ссылка на него искусственно притянута за уши. Ни по образованию, ни по местам проживания, ни по каким иным критериям он не напоминает старца Арсения. Общее лишь то, что оба в свое время отбывали заключение за Христа и обоих сажали в карцер.

В сети имеется несколько статей, посвященных утверждению мифа о «собирательном образе».
Весьма любопытно, что две из них принадлежат зарубежным раскольникам, одна какому-то укрпатриоту, а одна – скандально известному журналисту из «Московского комсомольца» С. Бычкову, поклоннику А. Меня.

С другой стороны весьма показательно отношение к «Отцу Арсению» подвижников благочестия.
Например, Оптинский новомученик иеромонах Василий (Росляков) дарил эту книгу своим духовным чадам (https://www.proza.ru/2012/12/04/214).

Духовник Санаксарского монастыря схиигумен Иероним заставлял ее читать скорбящих для утешения. (Пестова Фотинья. Крестный путь. 2011. С. 322).

Наши знакомые рассказывали, что они просили помощи отца Арсения, ставя о его упокоении свечи, и получали по своей вере заступление. Но может ли помогать собирательный образ?

Из приведенных нами примеров и свидетельств видна вся неосновательность мифа о собирательном образе. Старец иеромонах Арсений – реальное историческое лицо, подвижник благочестия, который не только при жизни, но и после смерти продолжает людям оказывать помощь.

Книга «Отец Арсений» — история истинного исповедника

Много написано о годах репрессий, но мало мы знаем о том, как в лагерях, на этапах и допросах жили и выживали, а часто, к несчастью, и погибали люди глубокой веры. «Не забыть, а рассказать должны мы об этих страдальцах, это наш долг перед Богом и людьми», — сказано в предисловии к книге «Отец Арсений». В ней как раз и рассказано о жизни одного такого страдальца, истинного исповедника и Учителя.

Книга представляет собой сборник воспоминаний, писем и рассказов духовных чад отца Арсения о его жизненном пути, случаях из его жизни и служения, их встречах с ним и об их собственной жизни. В некоторых главах отец Арсений не участвует, а истории поданы так, будто их с благословения подвижника собирали, а потом рассказывали «на вечерах у отца Арсения».

До сих пор остается загадкой, кем на самом деле был отец Арсений. Некоторые считали, что это был реальный человек, только звали его иначе. В предисловии к книге сказано: «для удобства изложения воспоминаний некоторые события сдвинуты во времени, переменены названия мест и имен почти всех участников». Проводились поиски, были установлены настоящие имена и фамилии людей, описанных в книге, найдены дома, лагеря и места, где происходили события. Однако установить личность отца Арсения не удалось, и укоренилось мнение, что это образ собирательный, а прототипами послужили несколько человек.

Книга подвергалась и критике за недостаточную документальность, за недостоверность. Говорили и о том, что это выдумка, фальшивка. Но, то, что книга создана путем совмещения рассказов о двух или трех людях, не означает, что события в ней вымышлены. Все это действительно происходило, все описанные чудеса совершались на самом деле, и рассказано о них было реальными людьми.

Сама по себе книга «Отец Арсений» является настоящим историческим документом еще и потому, что была создана и издана еще в 1975 году в самиздате и распространялась подпольно. Только в 1993 году книга вышла в издательстве при Православном Свято-Тихоновском университете. С тех пор она не раз переиздавалась, была переведена на английский и греческий языки. Можно сказать, что книга «Отец Арсений» — это настоящий православный бестселлер.

Это не только историческое свидетельство о жизни подвижников в тяжелый период нашей истории, но и пример для верующих. Когда во время жизненных трудностей и неурядиц хочется сдаться и все бросить, стоит вспомнить, через какие испытания проходили такие люди, как отец Арсений: «страдали и умирали они за Веру свою, не отрекались от Бога и, умирая, не оставили Его, и Он не оставлял их».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector