Портрет музыканта. Nikolaj Lund

Портрет музыканта. Nikolaj Lund

Вундеркинд-пианист, покоривший весь мир, вырос и стал никому не нужен

«Пестрые сумерки» — так назвала Людмила Гурченко свой фильм, который вышел недавно в прокат. За основу актриса взяла и сто рию кубанского саморо дк а — от рождения слепого пианиста из города Ейска Олега Аккуратова . Его имя прогремело на всю страну, когда мальчику было всего пять лет. Своим родителям он был не нужен — его 15-летняя мать заботилась только о себе. Мальчика воспитывали дедушка с бабушкой, они и показали внука учителям музыки в интернате для слепых. Педагоги рассмотрели в ребенке талант, возили на разные конкурсы. Свою первую премию Аккуратов получил в шесть лет, став дипломантом II Международного конкурса имени Луи Брайля. К 17 годам Олег не только феноменально играл, но и прекрасно пел, выступал с Монтсеррат Кабалье . А в 19 лет победил на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске — обошел своих зрячих сверстников. С мальчиком занимался известный джазмен Михаил Окунь. Когда Олег окончил Московское эстрадно-джазовое училище, педагог познакомил его с Людмилой Гурченко. Актриса была так очарована мальчиком, что решила снять фильм о его нелегкой судьбе. Но если на экране — история со счастливым концом, то в жизни 21-летний Олег Аккуратов, которому аплодировал сам Папа Римский, зарабатывает на жизнь игрой на фортепиано в ресторанчике родного поселка. ВМЕСТО БОЛЬШОЙ СЦЕНЫ — ПОДРАБОТКИ В ДОМЕ КУЛЬТУРЫ — Олег был непростым ребенком, — говорит Александра Куценко , директор музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей в Армавире , где учился Аккуратов. — Но вместе с тем самым одаренным за всю историю школы. От героя фильма он сильно отличается. Тот пробивной, а наш Олег мягкий. — У него абсолютный слух и фантастическая память, — так отзывается о своем подопечном Людмила Гурченко. — Такие талантливые люди, как он, рождаются раз в сто лет. Когда Аккуратову исполнилось 18 лет, о нем неожиданно вспомнили собственные родители (к тому времени они уже были в разводе и отец женился во второй раз). Хотя чему удивляться — у ребенка был такой успех! Сначала мать захотела увидеться с Олегом, но бывший муж опередил ее, забрав мальчика из интерната. — Я уже год не могу дозвониться до Олега, — вздыхает Александра Куценко. — Люди, окружающие его, не хотят, чтобы он, как раньше, побеждал на конкурсах. Оно и понятно: достаточно просто давать концерты и собирать дивиденды. Сейчас парень играет в местном ДК и никуда не стремится. Однако знакомые семьи Аккуратова не соглашаются: — Олегу помогает один меценат, который организовал фонд в поддержку слепого музыканта. И не думайте, что он загнивает в болоте провинции! Да, Ейск не Москва , но сюда тоже приезжают звезды мирового масштаба. «ЕСЛИ ПАРЕНЬ НЕ ВЫСТУПАЕТ, ЗАЧЕМ ЕМУ КВАРТИРА?» Когда мы дозвонились мачехе Олега, оказалось, что история более закрученная, чем казалось вначале. — Все, что говорит директор школы, — ерунда! — повысила голос Марина Аккуратова. — Мы скоро едем на международный конкурс в Ростов ! Пусть она лучше расскажет о квартире, ключи от которой Олегу вручили в 2007 году (после благотворительной акции от неравнодушных армавирцев Олегу подарили трешку. — Прим. авт.). Он не мог в нее попасть аж три года! Нам говорили: ну если парень не живет в Армавире и не выступает, зачем ему квартира? Потом мы написали заявление в прокуратуру, и через десять дней вопрос решился в нашу пользу. Однако с тем, что говорит мачеха музыканта, не согласна его бывшая наставница. — Олег не воспользовался квартирой только потому, что ему удобнее было жить в интернате: в квартире не было мебели, — объясняет Александра Кирилловна. — Он отдал ключи от своего жилья мне, чтобы я и сотрудники отдела культуры следили там за порядком. А в 2009 году, когда купили мебель, мы отметили новоселье. А что же сам пианист? Доволен ли он тем, как сложилась его судьба? — Мне обидно, что так получилось, но, похоже, у нас с Александрой Кирилловной уже не будет прежних отношений, — говорит Олег. — Она всегда была слишком строга ко мне. Сейчас у меня новая жизнь, новый репертуар. Похоже, Олег действительно доволен тем, что имеет. Может быть, исполнитель перерос свою гениальность и стал таким, как тысячи других ловко перебирающих клавиши музыкантов? Мальчик вырос, а мы и не заметили. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Николай НАРИЦЫН, психотерапевт: «Из чудо-детей не вырастают чудо-взрослые» — Как бы ни кощунственно это звучало, но далеко не у всех вундеркиндов действительно есть талант. Чаще восхищает не само качество их исполнения песен или музыки, а то, что маленький ребенок выдает результаты на уровне взрослого! В итоге юное дарование привыкает к постоянной похвале и не может воспринимать критику. А то, что его заставляют работать в бешеном ритме, не свойственном детям, приводит к тому, что в будущем ребенок перестает работать вообще. Не потому, что ленивый, а потому, что запредельно устал в детстве. И что получается? Физический рост есть, а творческого прогресса нет. Вот и выходит, что из чудо-детей не вырастают чудо-взрослые. СПРАВКА «КП» Как сложилась судьба известных вундеркиндов планеты Англичанка Дэйзи Эшфорд записывала в тетрадку забавные истории для больной мамы. Новеллу «Юный гость, или План Мистера Салтина» она написала в 9 лет. Ее книжка была продана тиражом 150 тысяч копий в Британии и 50 тысяч — в США . Больше она не написала ничего. 8-летняя Ника Турбина по ночам диктовала маме абсолютно недетские трагические стихи, которые однажды прочел Евгений Евтушенко . Вскоре она уже выступала в огромных залах и подписывала свои книги. Евтушенко возил ее в Италию и Америку , где Нику принимали с восторгом. Она стала второй русской обладательницей премии «Золотой лев» после Анны Ахматовой . В 12 лет стихи закончились, в 16 она вышла замуж за 76-летнего профессора из Швейцарии . Через год от него сбежала в Россию , а в 27 лет выбросилась из окна.

Читать еще:  Поэтика человеческого тела. Tomas Prochazka

Читайте также

В месяц разбивает две коробки воланчиков: сибирячка с одной рукой мечтает стать чемпионкой по бадминтону

Девушка занимается генетикой, чтобы предотвращать инвалидность у детей, и неустанно тренируется, чтобы стать первой в спорте

Советские свадебные платья из ночных рубашек и скатертей показали на выставке в Санкт-Петербурге

Ретро-экспозиция собрала 12 свадебных нарядов и 12 удивительных историй любви

Главной елке страны 96 лет: выбрано дерево, которое нарядят в Кремле

Высота ели составляет 25 метров, диаметр — 60 сантиметров, а размах нижних ветвей — порядка 10 метров

Кадыров против Капитана Америки: в Чечне нашли замену героям Marvel

После просьбы главы Чечни супергероев заменили историческими личностями

Итоги недели в Ижевске: иск Соловьеву, судьба Генеральского дома, лучшие врачи и открытие кино и театров

Чем запомнится ижевчанам эта неделя

Да мы и сами с усами: Попробуй Россию на вкус!

Зырянская колбаса, султановские сыры, коломенская клубника — какие российские продукты успешно конкурируют с импортными и могут их заменить [голосование]

«Перевал Дятлова»: сериал, который нас зацепил

Наши журналисты, 8 лет занимающиеся расследованием этой истории — о новом фильме об одной из самых загадочных трагедий ХХ века

«Джигит теперь платит за честь»: стрелков и лихачей на свадьбах будут штрафовать в пользу малоимущих

Новые и достаточно суровые нормы приняло духовенство Ингушетии

Орск первым из городов РФ реализовал программу обновления объектов ЖКХ «60+»

Котельная стала одним из 9 реконструированных в области объектов

Записки затворника на карантине: Четырнадцать дней одиночества. Каково это — выжить с короной в деревне

Получив положительный тест на COVID-19, спецкор kp.ru Дмитрий Стешин решил вести дневник, фиксируя все перемены в организме и вокруг себя [фото, видео]

Писатель Дмитрий Глуховский: Решили, что раз я выступал против присоединения Крыма, то мой текст недостоин «Тотального диктанта»

Автор фантастического романа «Метро 2033» рассказал на Радио «Комсомольская правда» — возможно ли вернуть Советский Союз и кто такие «русские-русские» люди

Здесь правилами рулишь ты: Пройди опрос и сделай ОСАГО дешевле!

Ответь на несколько вопросов «КП», чтобы сделать правила автострахования более справедливыми

«Это ни о чем не говорит»: суд «оставил без движения» иск сына Виктора Цоя к компании режиссера Алексея Учителя

Ранее Александр Цой рассказывал «Комсомолке», что хочет добиться переделки картины

Зависимые: Как вылечить пагубную привычку

«Комсомолка» рассказывает, как получить бесплатную помощь алко- и наркозависимым людям

Любовь и коптеры: видео с «кибердеревней» под Рязанью набирает сотни тысяч просмотров

Автор ролика Сергей Васильев выложил клип в стиле кибер-панк, в котором совмещаются привычная рязанская разруха с футуристическими технологиями

Истязателям покалеченной Аиши Ажиговой вынесли приговор

На скамье подсудимых оказались тетя девочки Макка Ганиева и ее сожитель [фото, видео]

ZenBook Flip 13: Универсальные ноутбуки существуют

На рынке девайсов появился ноутбук-мультитул нового поколения — он хорош и для работы, и для для развлечений

«Мосфильм» вычислил самую любимую киноцитату россиян

Самые узнаваемые фразы из советских комедий — в картинах Леонида Гайдая

Депутат-мотогонщик решил «притормозить» автолюбителей

Он предложил убрать нештрафуемый порог превышения скорости

Привет с орбиты: космонавты МКС отправили в Волгоград послание для качинцев

Уникальный вымпел, созданный к 110-летию Качинского училища, полгода провел на космической станции [фото] [видео]

«Это оптимальная форма»: губернатор Ленинградской области изучил возможности совершенствования дистанционного образования

Александр Дрозденко считает приоритетным в школах региона очное образование, а для удаленных уроков предлагает использовать лучшие практики

«Страшный дедушка Ковид! Он под деревом сидит» — какие стихи писали бы классики во время пандемии

Корреспондент «КП» замахнулся на святое и написал во время самоизоляции несколько пародий

Профессия аналитик данных

По данным можно предсказать поведение клиентов, отследить спрос на определенный товар, улучшить сервис и повысить продажи

Возрастная категория сайта 18+

— Жизнь длиною всего 20 лет! Из них шесть лет в Императорском Царскосельском лицее вместе с Пушкиным.

Лицейское прозвище Корсакова — Трубадур. «Милый наш певец», «кудрявый наш певец», — писал о Корсакове Пушкин.

«Корсаков, — говорил их товарищ Модест Корф, — был одним из самых даровитых, блестящих молодых людей нашего выпуска. Прекрасный музыкант, приятный и острый собеседник. с даром слова и пера, он угас в самых молодых летах, находясь при Тосканской миссии. «

Читать еще:  Пастельная живопись. Jane Christie

Корсакова можно назвать основателем лицейской журналистики. Но настоящую славу в лицейской среде принесли Николаю Корсакову виртуозная игра на гитаре и сочинение музыки. Первым, кто положил стихи Пушкина на музыку еще в лицейские годы, был именно Корсаков.

Под аккомпанемент его гитары лицеисты распевали «К Делии». О другом романсе на стихи Пушкина «К Маше» вспоминал Иван Пущин: «Стихи сами по себе очень милы, но для нас имеют свой особый интерес. Корсаков положил их на музыку, и эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах. » Большим успехом не только в лицее, но и вне его пользовался романс Корсакова на стихотворение Пушкина «К живописцу», адресованное прелестной Екатерине Бакуниной.

Корсаков окончил лицей с серебряной медалью и вместе с Пушкиным, Кюхельбекером, Горчаковым, Ломоносовым и еще двумя лицейскими был определен в Коллегию иностранных дел.

В первые годы после окончания учебного заведения в «Лицея день заветный» лицеисты первого выпуска собирались в Царском Селе. Был среди них и Николай Корсаков.

Последний раз он посетил Царское Село накануне отъезда в Италию, о чем говорит его запись, сделанная в альбоме директора лицея 20 ноября 1819 года: «Еду в Рим, почтенный и любезный Егор Антонович. Бог знает, вернусь ли, Бог знает, увижу ль места, где провел много счастливых и приятных дней под Вашим начальством…»

Очевидно, еще в лицее Николай носил зачатки болезни, от которой не спасло и пребывание в Италии. 26 сентября 1820 года он скончался от чахотки во Флоренции.

Из воспоминаний Е.А. Энгельгардта: «Сказывают, за час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и, когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертал ее крупными буквами и велел скопировать ее на камень:

Прохожий, поспеши к стране родной своей!

Ах, грустно умереть далеко от друзей!»

Во Флоренции не было православного некрополя. Хоронить православных на католических кладбищах запрещалось. Поэтому их хоронили в Ливорно, где находилось греческое кладбище, пользовавшееся покровительством российских властей. Сюда привозили русских, умерших в разных городах Италии. Для одних кладбище в Ливорно было временным пристанищем — их прах спустя некоторое время перевозили в Россию. Другие, как Николай Корсаков, остались в итальянской земле.

Памяти Корсакова Пушкин посвятил стихотворение «Гроб юноши». Ему же поэт посвятил строки «19 октября».

В 1857 году, 37 лет спустя после кончины Николая Корсакова, на этом же кладбище в Ливорно появится еще одна лицейская могила — здесь обретет свой покой дипломат Сергей Ломоносов, скончавшийся близ Флоренции.

Пушкин никогда не забывал тех, с кем сдружило его лицейское шестилетие. Давайте будем помнить о них и мы.

В этом году — 220 лет со дня рождения поэта, композитора и дипломата ­Николая Корсакова. 26 сентября исполнилось 200 лет со дня его смерти.

Из отзыва о 12-летнем Николае Корсакове лицейского надзирателя Пилецкого:

«С весьма хорошими дарованиями, имеет живое воображение, острый, беглый проницательный ум и счастливую память; но пылок и слишком резов и развлечен, чтобы быть основательным и порядочным. Впрочем, к похвале его можно сказать то, что он пользуется рассудком и советами в познании своих слабостей» .

Портрет музыканта. Nikolaj Lund

Утомительное детство, как часто называют годы взросления Моцарта, ребенка вряд ли действительно утомляло. Все вокруг него занимались музыкой, поэтому музицирование в семье постепенно стало чем-то естественным. Моцарт с четырех лет одновременно стал обучаться игре на клавесине, органе и скрипке. Во многом стремление ребенка к музыке — это заслуга отца. Леопольд Моцарт был довольно известным австрийским скрипачом и композитором, автором руководства по игре на скрипке.

Уже в четыре года мальчику хватало музыкальных способностей, чтобы написать небольшой концерт для клавесина. Мальчик сидел за столом, водил пером по бумаге с нотным станом, пачкая пальцы в чернильнице. Когда произведение было готово, взрослые сначала не поверили, что написанный наспех музыкальный текст с кляксами будет представлять какую-то художественную ценность. А потом решили сыграть по нотам «концерт» четырехлетнего Вольфганга. «Смотрите, господин Шахтнер, — обратился отец к своему придворному музыканту, — как все здесь правильно и со смыслом!».

В шестилетнем возрасте Вольфганг уже давал концерты в разных странах со своей сестрой и отцом. В начале 1764 года были опубликованы его первые сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе стояла надпись: «Автор музыки —- семилетний мальчик». Всё это время Леопольд Моцарт следил, чтобы занятия были строгими и регулярными. Путешествуя с концертами по Лондону, вундеркинд пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии, а отец отмечает: «Все, что он знал раньше — это ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас».

Моцарт обладал абсолютным слухом и уже в семь лет мог, например, легко определить, насколько звучание музыкального инструмента отличается от камертона. Однажды Шахтнер разрешил Вольфгангу поиграть на своей скрипке (мальчику казалось, что она играет более мягко и звонко). А когда Моцарт снова взял в руки свой инструмент, заметил: эта скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, — и был абсолютно прав.

Читать еще:  Перпендикулярный человек. Владимир Любаров

Хотя по-прежнему музыковеды ставят под вопрос авторство некоторых произведений Моцарта и обсуждают методы музыкального обучения, которые применяли к юному композитору, он остался в истории как самый талантливый из музыкантов-вундеркиндов, чьи способности к импровизации помогали создавать гениальные камерные и симфонические произведения.

На концерте «Моцарт – гений из Зальцбурга» в исполнении камерного оркестра «Инструментальная капелла». Концерт проходит в рамках проекта «Классика на высоте», и его название здесь приобретает буквальный смысл – музыку будут исполнять на высоте 220 метров, на 58-м этаже башни «Империя» в Москва-Сити.

Музыкальные сюжеты в жанровых картинах голландских художников XVII века

Музыкальные символы в сюжетах бытовой живописи голландских мастеров XVII века были широко распространены. Концерты, веселящиеся компании молодых людей с музыкальными инструментами, лютнисты, гитаристы и флейтисты – частые сюжеты картин голландских мастеров. Но в зависимости от творческого метода художника, его темперамента и индивидуальных пристрастий музыкальная символика в живописных полотнах использовалась по-разному.

  • Франс Халс. Поющие мальчики, 1625, Галерея старинной живописи, Кассель

Какую песенку могут играть мальчики? Попробуем послушать!

Франс Хальс (Халс, Frans Hals около 1582-1666) работал в жанре группового и индивидуального портрета, создал неповторимые детские портреты. Поющие дети Хальса – (по некоторым данным это собственные дети художника) это собирательный образ музыканта и паяца, то есть герои легкомысленные, но искренние и чистые. Дети, имея искреннюю природу восприятия и выражения чувств, часто проявляют себя вне рамок норм правильного телесного поведения.

«Детские сценки в живописи «малых голландцев» одновременно отражают гуманистическую педагогику воспитания чувств в целом, как младенческих, так и взрослых, и непосредственно живописуют реальные обстоятельства семейного уклада, сливая эмблематику и натурную модель до полной неразличимости»[1].

  • Ян Стен, «Автопортрет с лютней», около 1663-1665, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса

Веселая жига от героя картины Яна Стена!

Так же как дети ведут себя гуляки: у них можно найти множество «детских» жестов и поз, которые в контексте обстоятельств приобретают вульгарную, отвратительную характеристику, и тут уже мы видим не мотив умиления педагогов, а строгость порицания моралистов. Образы комического, шутовского музицирования встречаются также в картинах Яна Стена (Jan Havickszoon Steen, 16231626-1669), например, в «Автопортрете с лютней».

  • Дирк Хальс «Концерт», 1623 Государственный Эрмитаж

Можно предположить, что этот ансамбль звучал вот так:

Эта же тема продолжается в многочисленных «концертах и «пикниках» Дирка Хальса (Халса, Dirck Hals, 1591-1656), брата Франса Хальса, где музыкальные инструменты и сами музыканты являются символами порока праздности. Сюжеты с молодыми, богатыми, беспечными музыкантами Д. Хальса, как правило, выражали аллегории vanitas, быстротечности земной жизни.

  • Я. Дюк Веселящаяся компания. Тульский художественный музей

Такими же композициями «веселящихся компаний» знаменит художник Якоб Дюк (Дук, Jacob Duck, также Ducq, Duyck, Duick, Duc, 1600-1667). Сюжеты его картин посвящены сценам из жизни публичных домов: молодые люди в окружении женщин, вина, музыки, драгоценностей предаются праздному веселью.

  • Хендрик Янс Тербрюгген, Дуэт, 1620-е, Париж, Лувр
  • Геррит ван Хонтхорст. Концерт на балконе, 1624

На картине Хонтхорста вы можете увидеть большую басовую лютню – теорбу. Ее тоже можно услышать:

Хендрик Тербрюгген (Terbrugghen, Ter Brugghen) (15871588-1629), и Геррит ван Хонтхорст (Gerrit van Honthorst, 1590-1656) и Дирк Теодор ван Бабюрен (Dirck van Baburen, около 1595-1624) считались мастерами так называемого утрехтского караваджизма. Тербрюгген, Бабюрен и Хонтхорст писали преимущественно религиозные и мифологические композиции, интерпретированные как жанровые сцены, а также полуфигуры певцов, музыкантов и «концерты». Музыкант в живописи этих художников предстает в виде творческого человека, рождающего гармонию, в образе созидательной энергии и аллегории слуха (из серии “пять чувств”).

  • Геррит Доу, молодой скрипач в интерьере 1637 Национальная галерея в Шотландии, Эдинбург

Геррит Доу (Герард Доу, Gerard Dou 1613-1675)в своих натюрмортах и бытовых сценах часто использовал аллегории музыки («Натюрморт с лютней, глобусом и книгой» 1635 г., серия автопортретов в мастерской с 1630-1665). Музыка в картинах Доу – это аллегория искусства, это сочетание искусств живописи и музыки, символ гармонии бытия. Герой-музыкант у Доу всегда один, в статичной позе меланхоличного размышления. Он стал сам частью неодушевленного интерьера, лишившись движений и жестов.

  • Ян Вермер. Лютнистка. Около 1665. Нью-Йорк. Музей Метрополитен

О чем может играть эта задумчивая девушка? Может, это пьесы Джона Дауленда...

Ян Вермеер Делфтский (Вермер Дельфтский, Jan Vermeer van Delft, Johannes Vermeer van Delft, 1632-1675) и Герард Терборх (Terborch, Ter Borch, 1617-1681) в своих картинах особенно часто обращались к сюжетам, связанным с музицированием. С помощью музыкальных мотивов эти художники тонко передавали мир чувств своих героев. Часто в их творчестве можно встретить «вариации» на тему одной и той же бытовой ситуации, но с небольшими изменениями: на первый взгляд бесхитростный сюжет их картин зачастую содержит изобретательную фабулу с многочисленными деталями и подробностями, понять которую помогает музыка.

  1. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков. М. 1994

Музыкальные иллюстрации:

  1. Робер Баллар (1575-1650), Branles de village, десятихорная лютня
  2. Иоганн Готтлиб Конради (?-1699), Gigue, одиннадцатихорная барочная лютня
  3. John Playford`s English Dansing Master, скрипка, лютня, виола
  4. Робер де Визе (1650-1723) Prelude, теорба

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector