Портреты детей. Loretta Lux (фотограф)

Портреты детей. Loretta Lux (фотограф)

Лоретта Люкс: «Они выглядят испуганными, потому что я так вижу жизнь»

Лоретта Люкс: «Они выглядят испуганными, потому что я так вижу жизнь»

Работы немецкой фотохудожницы Лоретты Люкс (Loretta Lux) имеют некий призрачный, но одновременно минималистский и тревожный характер. Дети на ее изображениях выглядят как-то необычно – непропорционально большая голова, слишком проницательный взгляд…

Люкс родилась в социалистическом Дрездене в 1969 году и изучала живопись в Мюнхенской академии искусств. Ее воспитывали бабушка и дедушка, которые и познакомили ее с картинами известных художников: «Они водили меня в музеи и галереи Дрездена, где мы вместе смотрели на роботы старых мастеров», — вспоминает Лоретта. Люкс начала фотографировать детей совсем недавно, около 15 лет назад.

Ее творения напоминают произведения из викторианской эпохи, им также свойственно отстраненное спокойствие картин сюрреалиста Рене Магритта (Rene Magritte).

Про ее работы критики говорят, что дети, изображенные на них, «завораживают, но в тоже время устрашают» (издание «The Village Voice») и «напоминают нереальных существ, расу маленьких нордических монстров» (газета «New York Times»).

Какими бы странными не казались изображения Люкс, они успешно продаются на международных выставках и приносят всемирную известность своему автору.

Она признает, что реакция общественности на ее работу вызвала у нее смешанные чувства: «С одной стороны, я была удивлена, как сильно люди реагируют на мои изображения, так как они очень личные для меня. Но в то же время я счастлива, поскольку, очевидно, открыла некую экзистенциальную суть».

В качестве объектов съемки для Люкс выступают дети ее друзей, одетые в тщательно подобранную ею одежду из 70-х, с некоторыми символическими реквизитами – рыба, хлеб – и сфотографированные с ровным освещением без теней. Это позволяет создать бледные лица и кожу, которые визуально кажутся фарфоровыми. «Я никогда не разрешаю им быть на снимке в своей одежде», говорит Лоретта, а также отмечает, что ее фотографии не задуманы как портреты: «Мои работы не об этих детях. Вы можете узнать их на снимках, но при этом они отстранены от их внешнего вида в жизни. Я использую этих детей как метафору для невинности и утраченного рая».

После того, как снимок был сделан, начинается кропотливая работа с использованием программного решения Adobe Photoshop. Люкс немного изменяет соотношение головы к рукам и телу, а затем помещает изображение с ребенком на фон, который иногда и сама рисует.

Результат напоминает викторианский портрет, но Люкс помещает ребенка на невыразительный задний фон. Дети вырваны из времени и посредством технической обработки из контекста также. Они парят в каком-то нереальном, иллюзорном мире.

Ее «оцифрованные куклы», как их часто называют, основаны на портретах Рафаэля (Raphael), Гойя (Goya), Веласкеса (Velasquez) и Боттичелли (Botticelli), также автор признает, что таинственная атмосфера, присущая на изображениях, частично навеяна эпохой романтизма, особенно творчеством Каспара Давида Фридриха (Casper David Friedrich).

Глянцевое совершенство поверхности, необычные наряды из другого периода, пристальный взгляд объекта съемки – все это, в сочетании с небольшим форматом работ автора, которые хочется рассматривать с близкого расстояния, привлекает зрителя и одновременно эмоциональном отдаляет его.

Часто фотографы используют Photoshop, чтобы добавить некоторые элементы, не присущие исходному снимку. Поэтому это программное решение является неотъемлемым инструментом рекламных агентств. Люкс же использует эту технологию в весьма необычном минималистском направлении. Она удаляет ненужные элементы, немного изменяет пропорции и помещает объект съемки в нейтральное пространство, позволяя таким образом зрителю самому создать контекст и наполнение.

Не все работы фотохудожницы характеризуются одинаковым влиянием на зрителя. Изображение под названием The Rose Garden (2001) («Сад роз») имеет сентиментальный характер, что весьма необычно для ее эмоционально сухих творений. Но даже здесь не все элементы в отношении пропорций и контекста согласованы между собой. Зрителя привлекает очаровательная маленькая девочка в саду, но одновременно отталкивает отсутствие эмоций на ее лице.

Работы Люкс лишены сентиментального представления о детстве. Она использует детей как символы для передачи других идей. Реконтекстуализации основного изображения соответствует понятию детства, как части жизни, которую можно осознать только в ретроспективе. Люкс решила использовать художественную иллюстрацию этого жизненного периода человека и показать его по-новому, частично печальным и сложным.

О своих объектах съемки Люкс говорит: «Они выглядят испуганными, потому что я так вижу жизнь. Думаю, мы все немного испуганные и затерянные в мире, который ми не можем понять».

Но какими бы отдаленными не казались эти объекты, они все равно завораживают. Это призрачное ощущение детства, которое нас покидает, когда мы становимся взрослыми, остается здесь, на спокойных и почти нереальных изображениях, в виде «идиллических портретов, передающие идею детства», как их называет сама автор.

Стоимостью от $13,500 до $19,500 и тиражом около 20 штук работы Люкс расходятся по всему миру, при этом автор объясняет: «Главным фактором является то, что я делаю очень мало работ. Сам процесс занимает много времени. У меня идет около двух-трех месяцев на создание одного изображения. Мое творчество можно отнести скорее к живописи, чем к традиционной фотографии, несмотря на то, что конечный результат – это снимок».

По материалам: torchgallery.com

Перевод: Попиль Катерина

Фото: Лоретта Люкс (Loretta Lux)

Предыдущие материалы в этом разделе:

Майкл Уэсли. Мастер длинной выдержки

Фотограф Майкл Уэсли родился в 1963 году в Германии. Сейчас он проживает и работает в Берлине. Уэсли является рекордсменом в съемке с самыми длинными экспозициями. Знаменитые фотографы

Читать еще:  Новозеландский художник. Sarah Dolby

Энни Лейбовиц: Взгляд с другой стороны объектива

Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz), полное имя – Анна-Лу Лейбовиц, родилась в 1949 году и на сегодняшний день считается одной и лучших американских женщин-фотографов. Фотографии знаменитостей

Антанас Суткус: «Мой фотографический проект — моя жизнь»

Предлагаем вашему вниманию запись встречи Суткуса с киевскими фотографами Александром Чекменевым, Александром Гляделовым, Александром Ранчуковым и Александром Ляпиным, а также запись творческого вечера фотографа, который прошел 19 мая в галерее Фонда.

Фотограф Лоретта Люкс

Лоретта Люкс родилась в 1969 году в Дрездене. В настоящее время живет и работает в Монако. Занимается художественной фотографией, в частности, известна благодаря детским портретам, выполненным в особой технике с налетом сюрреализма.

Фотографировать Люкс начала в 1999 году, и в том, что касается темпа работы, она сродни скорее живописцу: в год она создает около шести законченных произведений. Ее портреты детей (хотя порой она выбирает в качестве моделей взрослых и иногда себя) очень тщательно продумываются на каждой из стадий их создания: начиная с поз, которые она выбирает для снимка, и заканчивая мягкой цветовой гаммой пастельных тонов, присущей окончательным отпечаткам. Часто в качестве моделей она использует детей своих друзей, вдумчиво подбирая костюмы для каждого из них (иногда это уже ставшая винтажной одежда, часто — вещи самой Лоретты) и продумывая все компьютерные эффекты. Удлиненные конечности, увеличенные головы, глаза, расположенные чуть дальше друг от друга, чем это обычно бывает, — все это, вкупе с фоном и пристальным взглядом детских глаз, создает ощущение некоей таинственности и необычности. Компьютер Люкс также использует, чтобы совместить своих персонажей с фоном будущего снимка, для создания которого она использует собственные фотографии различных европейских пейзажей и домов, а иногда рисует задник сама. Когда работа над снимком завершена, Лоретта делает ильфохромные отпечатки, которые, будучи сделанными на пластиковой основе, сохраняют ясность красок и глянцевитость.

Ее дебют состоялся в нью-йоркской галерее Yossi Milo в 2004 году. Эта выставка принесла необычайный успех и Люкс, и Yossi Milo: работы были распроданы по небывалым для молодой галереи ценам.

В работе над произведением Люкс сочетает фотографию, живопись и цифровую обработку. Эстетика и исполнение ее работ, одновременно притягательных и тревожных, имеет множество источников. Ведь изначально Лоретта Люкс обучалась живописи в Мюнхенской академии искусств, и основополагающее влияние на нее оказало творчество Диего Веласкеса, Аньоло ди Козимо и Филиппа Отто Рунге. Кроме того, ее художественное сознание уходит корнями в викторианскую эпоху, когда творили знаменитые создатели детских фотопортретов Джулия Маргарет Камерон и Льюис Кэрролл.

Увидев работы Лоретты Люкс в первый раз, зритель может принять их за живописные полотна. Дети, изображенные на них, будто бы вылеплены из гипса или фарфора: неподвижные, спокойные, хрупкие, овеянные фантастической, сверхъестественной аурой, они пристально вглядываются в зрителя. В них заключается и выражается вся загадочность и волшебство мира детей.

Процесс создания произведений довольно трудоемок. Лоретта объясняет своим юным моделям, какие позы они должны принимать, как им стоит вести себя. Своих героев Люкс помещает в утрированно идиллическое пространство. Эффект невероятной, сказочной атмосферы достигается уже после получения снимка с помощью компьютерной обработки.

Сама Лоретта Люкс утверждает, что ее портреты детей портретами в традиционном значении этого слова не являются: «Это фантазийные портреты, отсылающие нас к идее Детства. Детство всегда мыслилось как некий идеальный потерянный рай, в который нам больше не суждено вернуться. Мы изгнаны из этого мира беззаботности, невинности и единения. Однако вымышленные миры — это не более чем проекция идей и стремлений взрослых, это всего лишь выражение наших собственных желаний. Фотографируя детей в одиночестве, в отдалении от каких бы то ни было социальных норм и устоев, я позволяю им существовать самостоятельно… Я исследую неоднозначную и неясную связь между миром и человеческим „Я”».

В 2002 году Лоретте Люкс была вручена Баварская премия за развитие искусств, а в 2005 году Международный центр фотографии вручил ей награду Infinity Award в области искусств. С тех пор снимки Люкс часто выставляются за рубежом, например, в 2006 году — в Музее фотографии в Гааге и на Шестой московской фотобиеннале. Работы Люкс входят в собрания музеев Европы и США, среди них можно назвать нью-йоркский Музей Гуггенхайма, Музей современного искусства в Сан-Франциско, Музей актуального искусства Лос-Анджелеса, Лос-Анджелесский городской музей искусств, Институт искусств в Чикаго, Израильский музей в Иерусалиме, Музей фотографии в Гааге, мадридский Музей Королевы Софии, Елисейский музей в Лозанне, Национальный музей современного искусства в Токио, Австралийский центр фотографии в Сиднее. Многие журналы, посвященные художественной фотографии, публиковали подборки ее снимков.

Красивые дети мастера Лоретты Люкс

Лоретта Люкс родилась в 1969 году в Дрездене. В настоящее время живет и работает в Монако. Занимается художественной фотографией, в частности, известна благодаря детским портретам, выполненным в особой технике с налетом сюрреализма.

Фотографировать Люкс начала в 1999 году, и в том, что касается темпа работы, она сродни скорее живописцу: в год она создает около шести законченных произведений. Ее портреты детей (хотя порой она выбирает в качестве моделей взрослых и иногда себя) очень тщательно продумываются на каждой из стадий их создания: начиная с поз, которые она выбирает для снимка, и заканчивая мягкой цветовой гаммой пастельных тонов, присущей окончательным отпечаткам. Часто в качестве моделей она использует детей своих друзей, вдумчиво подбирая костюмы для каждого из них (иногда это уже ставшая винтажной одежда, часто — вещи самой Лоретты) и продумывая все компьютерные эффекты. Удлиненные конечности, увеличенные головы, глаза, расположенные чуть дальше друг от друга, чем это обычно бывает, — все это, вкупе с фоном и пристальным взглядом детских глаз, создает ощущение некоей таинственности и необычности. Компьютер Люкс также использует, чтобы совместить своих персонажей с фоном будущего снимка, для создания которого она использует собственные фотографии различных европейских пейзажей и домов, а иногда рисует задник сама. Когда работа над снимком завершена, Лоретта делает ильфохромные отпечатки, которые, будучи сделанными на пластиковой основе, сохраняют ясность красок и глянцевитость.

Читать еще:  Отстраненность от реальности. Zoran Zivotic Zoja

Ее дебют состоялся в нью-йоркской галерее Yossi Milo в 2004 году. Эта выставка принесла необычайный успех и Люкс, и Yossi Milo: работы были распроданы по небывалым для молодой галереи ценам.

В работе над произведением Люкс сочетает фотографию, живопись и цифровую обработку. Эстетика и исполнение ее работ, одновременно притягательных и тревожных, имеет множество источников. Ведь изначально Лоретта Люкс обучалась живописи в Мюнхенской академии искусств, и основополагающее влияние на нее оказало творчество Диего Веласкеса, Аньоло ди Козимо и Филиппа Отто Рунге. Кроме того, ее художественное сознание уходит корнями в викторианскую эпоху, когда творили знаменитые создатели детских фотопортретов Джулия Маргарет Камерон и Льюис Кэрролл.

Увидев работы Лоретты Люкс в первый раз, зритель может принять их за живописные полотна. Дети, изображенные на них, будто бы вылеплены из гипса или фарфора: неподвижные, спокойные, хрупкие, овеянные фантастической, сверхъестественной аурой, они пристально вглядываются в зрителя. В них заключается и выражается вся загадочность и волшебство мира детей.

Процесс создания произведений довольно трудоемок. Лоретта объясняет своим юным моделям, какие позы они должны принимать, как им стоит вести себя. Своих героев Люкс помещает в утрированно идиллическое пространство. Эффект невероятной, сказочной атмосферы достигается уже после получения снимка с помощью компьютерной обработки.

Сама Лоретта Люкс утверждает, что ее портреты детей портретами в традиционном значении этого слова не являются: «Это фантазийные портреты, отсылающие нас к идее Детства. Детство всегда мыслилось как некий идеальный потерянный рай, в который нам больше не суждено вернуться. Мы изгнаны из этого мира беззаботности, невинности и единения. Однако вымышленные миры — это не более чем проекция идей и стремлений взрослых, это всего лишь выражение наших собственных желаний. Фотографируя детей в одиночестве, в отдалении от каких бы то ни было социальных норм и устоев, я позволяю им существовать самостоятельно… Я исследую неоднозначную и неясную связь между миром и человеческим „Я”».

В 2002 году Лоретте Люкс была вручена Баварская премия за развитие искусств, а в 2005 году Международный центр фотографии вручил ей награду Infinity Award в области искусств. С тех пор снимки Люкс часто выставляются за рубежом, например, в 2006 году — в Музее фотографии в Гааге и на Шестой московской фотобиеннале. Работы Люкс входят в собрания музеев Европы и США, среди них можно назвать нью-йоркский Музей Гуггенхайма, Музей современного искусства в Сан-Франциско, Музей актуального искусства Лос-Анджелеса, Лос-Анджелесский городской музей искусств, Институт искусств в Чикаго, Израильский музей в Иерусалиме, Музей фотографии в Гааге, мадридский Музей Королевы Софии, Елисейский музей в Лозанне, Национальный музей современного искусства в Токио, Австралийский центр фотографии в Сиднее. Многие журналы, посвященные художественной фотографии, публиковали подборки ее снимков.

Взрослые дети

Дети познают мир с серьезностью взрослых. Каждый шаг для них более чем поступок. Однако полученный опыт только усугубляет тайну. Вселенная души не подвластна познанию

«Нет». Коротко и ясно. Мастер-классов для читателей журналов Лоретта Люкс/Loretta Lux не проводит, это не в ее традициях. Закрытой и чрезвычайно уравновешенной предстала эта невысокая, черноволосая, с глубоким выразительным взглядом женщина на открытии своей выставки в «Манеже» 29 марта — одной из многочисленных выставок, проходящих в рамках московского «Фотобиеннале-2006».

«Экспозиция Лоретты Люкс на нашем “Фотобиеннале” — одна из самых звездных, — поделилась Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии. — Когда я впервые увидела ее работы на ярмарке Paris Photo пару лет назад, они просто заворожили меня. И родилась идея, тогда еще казавшаяся невыполнимой, привезти выставку Лоретты в Москву».

Через какие тернии пришлось пройти организаторам, чтобы заполучить-таки фотографии Люкс и ее саму, уже никто не узнает. Но теперь у нас есть возможность — выставка «Воображаемые портреты» в ЦВЗ «Манеж» продлится до 6 мая — видеть в оригинале эти странные картины, своим появлением буквально произведшие фурор среди галеристов и ценителей фотографии всего мира.

Карьера немецкого фотографа Лоретты Люкс (родилась в 1969 г. в Дрездене) — одна из самых загадочных и стремительных в современном искусстве. Сначала художница изучала живопись в Мюнхене, и до сих пор полотна Бронзино, Веласкеса, Гойи и Рунге — ее источники вдохновения. В 1999 г. на смену живописи пришло увлечение фотографией, а уже через год, вслед за обретением нового имени («Лоретта Люкс» — псевдоним, и даже мать зовет ее Лореттой), прошла ее первая сольная выставка.

Уже на международной ярмарке Paris Photo 2004 картины Люкс завоевывают громкий, убедительный успех и раскупаются с немыслимой скоростью. Ее портреты детей оцениваются в суммы от 13,5 до 19,5 тыс. долларов. Через год каждую работу художника уже оценят в сумму 24,5 тыс. долларов.

О пришествии нового имени в мировую фотографию шумят многочисленные статьи и заметки, пока в 2004 г. актом окончательного признания не становится портфолио, опубликованное в весеннем номере журнале Aperture.

Читать еще:  Перспективный молодой художник. Фёдор Старин

Работы Лоретты Люкс хранятся как в европейских, так и американских коллекциях. Среди них — County Museum of Art (Лос-Анджелес), Museum of Art (Бруклин), Museum of Fine Arts (Хьюстон), ряд германских музеев. За ее картинами — а в чистом виде фотографиями их назвать все же сложно — охотятся галереи всего мира.

Так всего за шесть лет, если считать точкой отсчета ее первую сольную выставку в 2000 г., Лоретте Люкс, казалось бы, без особых усилий удается заставить заговорить о себе мировую фотографическую общественность.

Чем же загадочны эти работы? Почему они заворожили фотографов и галеристов? Конечно, как и в случае с любым другим настоящим произведением искусства, предполагается, что однозначной трактовки дать нельзя. Каждый увидит в этих картинах свое — в зависимости от его жизненного опыта, художественного вкуса, возраста. Кукол — конечно. Ангелов — бесспорно. Пришельцев — несомненно. Обычных детей — и их, наверное, тоже.

В основе каждого изображения лежит фотопортрет ребенка. Моделями для Лореты Люкс выступают дети ее друзей. Порой они облачены в старомодные наряды — в те вещи, которые сохранила ее мать с тех пор, когда Лоретта сама еще была ребенком.

Сами фотопортреты снимаются на нейтральном фоне, который затем сменяется задником — одной из фотографий, сделанных Лореттой Люкс во время путешествий по Европе, или живописным холстом, также созданным ею. На объединение и вживление друг в друга портрета и задника, а также на творческую доработку изображения с помощью «цифры» уходит около двух месяцев. В результате на стыке фотографии, живописи и цифровых технологий рождается новая реальность.

Размер оригинальных работ, выставленных в «Манеже», очень камерный — около полуметра по вертикали. При виде их возникает желание подойти ближе, внимательно вглядеться и вдохнуть пространство, удерживаемое паспарту и рамой.

Светящиеся и искрящиеся, дети напоминают игрушки, отлитые из тонкого фарфора. В картинах много воздуха и света и поэтому — одиночества. Такого одиночества, которое заполняет яркий солнечный день с его предельно расширенным пространством. Но одиночество — познание. Ее дети — взрослые дети. Они размышляют над миром и бытием. Их взгляды выразительны и глубоки, а сами они — закрыты и чрезвычайно уравновешены.

Одиночество и отстраненность, считает Лоретта Люкс, лежат в основе человеческого существования. «Мы абсолютно одиноки и обречены искать свой собственный путь и строить свою собственную уникальную жизнь, но личность — это тайна», — говорит она. На выставке в «Манеже» с одной из картин из загадочной воздушной реальности смотрит сама Лоретта. Ее палец поднесен к губам: «Молчи».

Loretta Lux: лучше меньше, но лучше

Лоретта Люкс родилась в 1969 году в Дрездене. Фотографировать начала в 1999 году, чем занимается и в наши дни проживая в Монако. Известна своей особой техникой выполнения детских портретов в стиле лёгкого сюрреализма.

Что касается её творческого пути, то тут всё просто и понятно, но очень не похоже на стандартный путь фотографа-сюрреалиста. Производительность труда Лоретты, если так можно выразиться рассказывая о фотографе, больше подходит для художника, ведь в год она выдаёт около шести законченных снимков. Всё дело в том, что Лоретта Люкс очень много времени уделяет планированию и продумыванию будущего произведения на всех этапах создания. Это и подбор модели, и выбор позы, фона, цветового решения композиции, костюма и реквизитов, то есть всего, что влияет на конечный результат. В качестве моделей чаще всего используются дети знакомых и друзей, фон она или рисует сама или дополняет фотографиями интерьеров, пейзажей и домов, отснятых опять таки, собственноручно.

В работе над произведением Люкс сочетает фотографию, живопись и цифровую обработку. Выбор компьютерных эффектов так же важен для Лоретты. Удлинённые конечности, увеличенные головы, глаза, расположенные чуть дальше друг от друга, чем это обычно бывает, — все это, вкупе с фоном и пристальным взглядом детских глаз, создает ощущение некоей таинственности и необычности. Компьютер Люкс также использует, чтобы совместить своих персонажей с фоном будущего снимка.

Когда работа над очередным снимком завершена, Лоретта делает ильфохромные отпечатки, которые, будучи сделанными на пластиковой основе, сохраняют ясность красок и глянцевитость.

Дебют молодого фотографа состоялся в молодой галерее Yossi Milo в 2004 году и принёс небывалый успех и ей и устроителям.

Сама Люкс портретами свои работы не считает, так как на её взгляд, они слишком отдалены от классического понимания этого термина. Это скорее картинки забытого, мечтательно мира Детства, который так быстро и неумолимо выветривается из жизни взрослеющего человека.

Работы Люкс входят в собрания музеев Европы и США, среди них можно назвать нью-йоркский Музей Гуггенхайма, Музей современного искусства в Сан-Франциско, Музей актуального искусства Лос-Анджелеса, Лос-Анджелесский городской музей искусств, Институт искусств в Чикаго, Израильский музей в Иерусалиме, Музей фотографии в Гааге, мадридский Музей Королевы Софии, Елисейский музей в Лозанне, Национальный музей современного искусства в Токио, Австралийский центр фотографии в Сиднее.

Лоретта Люкс была удостоена множества наград: в 2002 году получила Баварскую премию за развитие искусства; в 2005 году Infinity Award for Art, International Center of Photography, New York. С тех пор выставки её работ сильно зачастили, совсем недавно они были проведены в Музее фотографии в Гааге и на Шестом московском фотобиеннале.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector