Повествовательный стиль портретной живописи. Irene Raspollini

Повествовательный стиль портретной живописи. Irene Raspollini

vanatik05

vanatik05 (Nataly)

«Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.»

Николай Заболоцкий. «Портрет»

Портретная живопись — очень обширная тема, портретный жанр в исторической ретроспективе является самым ранним, самым значимым проявлением в искусстве. Уже ранние наскальные рисунки первобытного человека, представляющие собой обведенные теневые силуэты профиля, можно считать портретами эпохи. А уж «фаюмские портреты», погребальные портреты, созданные в I-III веках в Египте и продолжающие видоизмененную под греко-римским влиянием местную традицию посмертных масок на мумии, поражают воображение своей выразительностью и реалистичностью.

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (восковая живопись расплавленными красками) с обильным использованием сусального золота на древесной основе. Позже стали использовать загрунтованное полотно и темперную технику, с применение яичного желтка или животного клея.

По этим погребальным маскам (а их обнаружено в разных местах более 900) мы можем судить о том, как выглядели люди той эпохи, какой была мода, что они носили, какие у них были прически и украшения.
Следующим этапом в развитии портретной живописи было раннее средневековье, когда художник был скован строгими религиозными правилами и надуманными церковными канонами. Живопись как таковая была ограничена религиозными сюжетами и изображениями всевозможных святых. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, художники не преследовали цели создать живое сходство с образом оригинала. Материальный мир с его индивидуальными формами не обладал важностью и оставался всего лишь отражением, тенью мира духовного, поэтому художественную форму можно определить как «символический портрет» в иконографии и скульптуре.

Зарождение настоящего портретного жанра в живописи происходит в период поздней готики благодаря духовному пробуждению Европы, достигая своего расцвета в эпоху, именуемую Северным Ренессансом (об этом периоде поговорим отдельно позже).
Постепенно художники начали придавать святым черты лица реально существовавших людей, иногда используя даже автопортреты.

Этот период и стиль в живописи принято называть «Проторенессансом» (дученто и треченто — 1200-1300 годы), возникшим в Италии, представителями которого были такие художники, как Томазо да Модена, Симоне Мартини, Тадео ди Бартотло, но самым известным его представителем считается Джотто ди Бондоне (1266- 1337).

Джотто можно назвать основателем итальянской школы живописи, сумевшим преодолеть иконописный стиль, использовать трехмерное пространство, светотень и иллюзию глубины. Основоположник современного искусствознания и художник Джо́рджо Ваза́ри (1511 — 1574) писал о Джотто: «И поистине чудом величайшим было то, что век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни.»

«Интерес Джотто к сложным пространственным и оптическим эффектам изменил историю живописи больше, чем какие-либо живописные приобретения его современников.»
Можно сказать, что он был провозвестником взлета итальянской живописи вообще и портретной в частности, выразившегося уже в эпоху Раннего Возрождения (Кватроченто: 1420-1500). В этот период создавали свои шедевры Гирландайо, Гоццоли, Козимо Роселли , Мантенья, Бальдовинетти, Филиппино Липпи, Перуджино, Пьеро делла Франческа и Мазаччо. Реалистический портрет, родившийся в эпоху Ренессанса, обязан своим появлением зарождению гуманистической философии, признанию ценности внутреннего мира отдельного человека и распространению станковой живописи. Портрет очень быстро завоевывает популярность в придворной среде, где становится средством прославления государей и приближенных ко двору, великих людей страны или города.

В этот период часто можно видеть проникновение портрета в монументальную живопись на религиозную тему в качестве «скрытого» портрета, где в образе святых и библейских персонажей, изображались разные известные люди, так например, в «донаторских» портретах можно видеть лица донаторов (донатор -заказчик произведений изобразительного искусства или архитектурного сооружения), которые хотели быть запечатленными на память о своих благодеяниях, изображались они обычно коленопреклоненными и молящимися, чаще — строго в профиль.

Обычно портретные изображения располагались по краям картины или фрески, и их прототипами были выдающиеся современники, родственники правителей или сами художники, как на этом портрете Мазаччо.

Постепенно в «ренессансный»метод внедряется портретирование с натуры, и благодаря схожести с оригиналом все сильнее проявляется индивидуальность образа в произведении на религиозную тему. Савонарола (итальянский монах и реформатор 1494—1498 годов) в одной проповеди упрекал художников, за то, что они в храмах изображают святых с лицами реальных людей, а молодые люди, видя тех на улицах, говорят: «эта — Магдалина, тот — Сан Джованни, вон та — Дева Мария».

Иногда, как например, в росписи Беноццо Гоццоли в капелле волхвов в Палаццо Медичи, можно увидеть мастерство в натуралистичной передаче лица, так как каждая голова на этой фреске соответствует кому-либо из членов семьи Медичи.

Еще одним важным новшеством в станковой портретной живописи стало появление пейзажного или интерьерного фона, в отличие от более ранних портретов на одноцветном, обычно черном, фоне. Этот прием особенно ярко проявился в период Высокого Возрождения, но впервые использовался именно в Раннем.

Наряду с появлением живописного фона меняется и положение фигуры или лица — привычное профильное изображение все чаще уступает место полуобороту и полному фронтальному положению, со взглядом, устремленным вдаль или на смотрящего.

Период Раннего Возрождения имеет решающее значения для развития портретной живописи, хотя и считается, что портреты эпохи Высокого Возрождения являются более важным этапом в развитии европейского портретного искусства. «Позже портретный образ будет богаче, сложнее и тоньше, иметь больше остроты и драматизма, но в нём будет не доставать радостного и сильного чувства первого открытия ценности человеческой личности, выражение в ней безмятежной гармонии индивидуального начала и типических черт». ( Гращенков В. Н.). Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения.)

ru_art links

Page Summary

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 2. Портретная живопись Высокого Возрождения.

« previous entry | next entry »
Mar. 22nd, 2017 | 11:18 am
posted by: vanatik05 in art_links

«Он в старой раме, с блеклыми тонами,
В губах усмешка, взгляд лукав и строг,
И кажется, везде следит за нами,
Чуть в комнату вступаешь на порог»

В.Брюсов. «Портрет женщины».

Продолжим наш разговор об эпохе Возрождения, мы его закончили в прошлый раз на новых тенденциях Раннего Возрождения. Тогда эти новые тенденции активно взаимодействовали с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее, а основной школой новаторства, распространившегося по всей Италии, стала Флоренция. Именно тогда была создана цельная концепция творчества, в которой на первый план даже в сюжетах на религиозную тему выходит образ конкретного человека, появляется портретный жанр как таковой, а на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное, авторское творчество.

Мы не всегда можем с точностью определить к какому стилю и даже к какой эпохе относится творчество того или иного художника, так как большинство из них не только жили на стыке эпох, но и меняли стили и жанры своих произведений. Поэтому понятно, что некоторые исследователи относят одних и тех же художников к разным эпохам, как это произошло, например, с Пинтуриккьо. Знаменитый «мальчик» выше вполне отвечает особенностям Высокого Возрождения, а портрет ниже можно отнести к эпохе Раннего Возрождения.

Читать еще:  Не бояться эксперимента. Екатерина Лебедева

Сегодня мы переходим к следующему этапу развития живописи, начиная с эпохи Высокого Возрождения (чинквече́нто) — наивысшего расцвета искусства, пришедшегося на сравнительно небольшой отрезок времени — первой трети XVI века (1500 — 1530 годы).

Впервые термин «Возрождение» упоминается художником и критиком Вазари в 16 веке для обозначения эпохи, наступившей после «мрачного средневековья» и ставшей поворотным моментом в истории европейского искусства. Наивысшему расцвету искусств в эпоху Высокого Возрождения, центром которого становится Рим, способствовало во многом вступление на папский престол Юлия II, человека не только смелого, но и знатока искусств, любителя античности, сумевшего привлечь к своему двору лучших художников Италии.

При нем создаются те шедевры архитектуры, скульптуры и живописи, которые и сегодня поражают нас своим совершенством. Античное искусство не только изучается и воспроизводится, но и перерабатывается в соответствии с возможностями (применение масляных красок, например, все большее распространение станковой живописи) и требованиями современности, приобретая классические черты, но не мешая художникам проявлять самостоятельность и фантазию. Великий Рафаэль (1483-1520) помимо фресок и картин на религиозные темы, ставшие предметом поклонения многих поколений, создает портреты, восхищающие зрителя и сегодня своей живостью и внутренним светом.

Считается, что на этом портрете избражена возлюбленная художника, которой он посвятил такие строки:
«Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья. «
Он прожил недолгую жизнь, всего 37 лет, но оставил такой след в истории человечества, что на его гробнице в Пантеоне высечена такая эпитафия: ««Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Одна из характерных особенностей эпохи Ренессанса — связь искусства и науки, особенно ясно проявившаяся в период Высокого Возрождения. Желание придавать миру и человеку правдивое отражение подталкивало художников к изучению наук, пробуждало их к познанию мира, к появлению в их среде художников-ученых, из которых самым известным и прославленным был Леонардо да Винчи (1452–1519), художник, изобретатель, инженер и анатом.

Портрет Джиневры деи Бенчи (около 1478, Вашингтон, Национальная галерея) – возможно, первая картина Леонардо, написанная самостоятельно. Сзади видны ветви можжевельника (по-итальянски – ginevra) и подернутый влажной дымкой пейзаж. Об этой картине я писала подробно тут: http://botinok.co.il/node/90011. В середине 1480-х годов Леонардо написал картину «Дама с горностаем»(Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани.

Контуры фигуры женщины со зверьком в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создают впечатление идеальной грации и красоты. Характерной чертой живописи Леонардо стало «сфумато» — расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень, когда кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, особенно хорошо это проявляется в картинах или портретах, включающих пейзаж и так называемую «воздушную перспективу» — вспомните его «Мону Лизу». А вот на этом листе, с профилями уродцев и карликов, в правом верхнем углу изображен один из наиболее мерзких злодеев в итальянской истории – Александр VI Борджиа самый развратный и жестокий из пап, уничтожавший своих врагов всеми возможными зверскими способами: кинжалом, ядом или на костре, как Савонаролу.

Рисовальщик и архитектор, скульптор, поэт, музыкант, философ, математик и теоретик искусства, автор названия «Золотое сечение», использовавший эту «божественную меру красоты» в своих произведениях, Леонардо да Винчи в своей жизни и творчестве воплотил в себе всесторонне развитую личность эпохи Высокого Возрождения. Художник и критик Вазари сказал о нем: «Препятствия лежали в самой душе Леонардо. Именно они побуждали его искать превосходства над совершенством. «.
Творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564), строго говоря, не совсем относится к нашей теме —

он был скульптором прежде всего, портретные изображения встречаются в его фресках на религиозные темы, но большое количество рисунков показывает нам его талант художника, умеющего передать внутреннюю напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.

Джованни Белинни (около 1430–1516) считается одним из «отцов» эпохи Высокого Возрождения в Венеции. Уже в его многочисленных «мадоннах» можно видеть вполне «земные» одухотворенные лица итальянских женщин на фоне величавых пейзажей. Но в начале 16 века Беллини проявляет интерес к портрету в полном соответствии с ренессансной гуманистической направленностью в живописи.

Сандро Боттичелли (1445 — 1510), строго говоря, следовало бы отнести к эпохе Раннего Возрождения, но он настолько опередил свое время во Флоренции, что во многих своих работах вполне отражал радостное восприятие жизни, гуманистические тенденции, характерные для Высокого Возрождения.

Только в последние годы жизни, после знакомства с доминиканским монахом Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни, в творчестве Боттичелли появляется аскетизм и сдержанная гамма темных красок.

«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Его чисто личное искусство отразило лицо века. » -А.Бенуа.
Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был и Джорджоне ( Джорджо Барбарелли да Кастельфранко — 1476 или 1477 -1510), художник, музыкант и певец. Почти ничего, кроме слухов и предположений, не известно о его происхождении и ранних годах жизни, он был в Венеции учеником Беллини и уже в раннем творчестве проявил себя как художник, для которого главным в творчестве было отражение богатства внутреннего мира человека, его жизненных сил и одухотворенности.

Творчество Джорджоне имело новаторские открытия в области передачи мягкой прозрачной светотени для отражения органического слияния человеческой фигуры и пейзажа (вспомните его «Спящую Венеру»). Его влюбленность в красоту человека и земного бытия, свойственное эпохе Возрождения, оказало большое влияние на многих итальянских художников.

Женские образы в портретной живописи

Развитие идей гуманизма в эпоху Возрождения изменило весь Западный мир, а затем распространилось на более отдаленные территории. Человек, его тело, чувства, жизненные обстоятельства становились открытиями, с которыми хотелось знакомиться. Интерес этот легко объясняется жаждой познания самих себя и окружающих через альтернативные образы. Как бы ни была богата природа, архитектура, быт — все это только декорации нашей жизни, в центре которой стоят женщины и мужчины, мир которых неизведан. Из всех жанров живописи портрет стал самым влиятельным, богатым на сюжеты, и уже несколько веков по праву сохраняет свое место на Олимпе. Посмотрим, как представляется женский мир на известных живописных портретах.

Читать еще:  Перфекционизм или недостижимое совершенство

История и техники

Жанровые характеристики портрета не всегда были оформлены так конкретно, как сейчас: им называлось точное воспроизведение чего-либо на картине. Однако, ко времени позднего Возрождения искусство сильно меняется, вместе с тем выделение человека из окружающей действительности обретает четкость. Благодаря этому формируется жанр портрета в живописи, предполагающий точное изображение именно людей. Но не каждое художественное воплощение человеческих черт будет считаться портретом в живописи. Например, изображения на иконах святых, Иисуса Христа и других библейских героев, не принадлежат портретному жанру. Из-за того, что это образы-символы, они не конкретны и служат проводниками к духовному бытию. Женщина, изображенная в образе Девы Марии, ею не является, это только лик. Значит, портрет в меньшей степени символичен, он отсылает к определенному человеку. Портрет, как все жанры изобразительного искусства, может быть выполнен в одной из множества техник. Всем знакомы женские живописные изображения (И. Е. Репин, «Женский портрет», 1874), графичные (П. Пикассо, «Портрет Франсуазы», 1946), эстампы или литографии (П. Пикассо, «Молодая девушка», 1946) и др.

Семейный портрет мог быть парадным и бытовым. Более интересен второй, потому что он дает возможность будто подглядеть за жизнью давно ушедших семейств, уловить взаимоотношения между детьми и взрослыми, настроение героев (К. Коровин, «За чайным столом», 1888). Особенно внимательны к эмоциям картины импрессионистов (П. О. Ренуар, «Портрет мадам Шарпантье с детьми», 1878).

Виды портрета

Кроме техники искусство портрета в живописи варьируется в соответствии со своими сюжетами и, соответственно, назначением. Варианты сюжета можно объединить в группы. Парадный — самый отстраненный из видов. Он представлял значительную персону во всем ее величии: с регалиями власти и государственности. Такой портрет писался для украшения залов богатых домов, размещения в государственных канцеляриях. Размещение портрета в ряду подобных изображений создавало эффект единства истории, позволяло включить монарха в цепь. Такие галереи портретов, с представителями династии, были нередки у благородных семей. К XIX веку образы таких картин часто направляют сюжет в европейских и русских романах.

От парадного несколько отличается более естественное, психологически точное изображение высокопоставленной персоны (Н. К. Бодаревский, «Портрет императрицы Александры Федоровны», 1907; К. П. Брюллов, «Княгиня Салтыкова Елизавета Павловна, урожденная Строганова», 1841). Такие картины представляли благородных женщин без регалий или с их минимумом, в естественной обстановке. Задачей было не вписать их в ряд, а создать уникальный образ.

Типологический — где сюжет выстраивается не вокруг конкретной исторической фигуры. Напротив, женский портрет в типологической живописи объединяет в себе характерные черты какой-либо группы людей (К. Е. Маковский, «Боярышня» (Этюд к картине «Хмелем обсыпают»); П. О. Ренуар, «Зонтики», 1886). Художник может не знать модель, ее имя не выносится в название картины, но это и не важно. Важно здесь общее впечатление, одежда или поведение девушки, потому что они отсылают к более глобальным образам, становятся знаковыми.

Семейный портрет мог быть парадным и бытовым. Более интересен второй, потому что он дает возможность будто подглядеть за жизнью давно ушедших семейств, уловить взаимоотношения между детьми и взрослыми, настроение героев (К. Коровин, «За чайным столом», 1888). Особенно внимательны к эмоциям картины импрессионистов (П. О. Ренуар, «Портрет мадам Шарпантье с детьми», 1878).

Становление русской живописи: портрет XVIII века

Как Левицкий, Рокотов и Боровиковский создавали новое искусство

Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I, испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку. Только что нас окружали одухотворенные образы, яркие цвета и гармонические линии, которые лишь отдаленно напоминали видимое вокруг, но своей нетелесной красо­той представляли в нашем мире закон и порядок, установленные при сотво­рении Вселенной. Добро пожаловать в реальность — переступая порог, мы нисходим в посюсторонний мир темных красок и нарочитой телесности, вылепленных светом рельефных лиц, как будто отслаивающихся от черных фонов. Мы пришли смотреть, но сами оказались под перекрестным огнем взглядов: почти все экспонаты здесь — портреты. С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи.

История русского портрета XVIII века — это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица». В Петровскую эпоху происходит привыкание к облику индивида, встроен­ного в социальную иерархию. От сословного стандарта, зафиксированного в доволь­но ограниченном репертуаре поз и выражений лица, портрет идет к выстраи­ванию более тонких отношений между внешностью и внутренним миром персонажа. С приходом сентиментализма именно жизнь души стано­вится ценностью, признаком личности, гармонически сочетающей природу и циви­лизацию. Наконец, романтизм и эпоха 1812 года позволят — наверное, впервые в русском искусстве — родиться образу внутренне свободного чело­века.

Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. Прежде всего, в сослов­ном обществе он — привилегия, маркер и одновременно гарант статуса модели. В подавляющем большинстве случаев героями портретов становились пред­ста­вители высших общественных слоев. Портрет, в котором соблюдены и согла­­сованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атри­буты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персо­нажа. Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения. Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. Будь подобен ему!» Так, дворянский портрет в течение столетий представляет не только вельможу-деятеля, но и человека, которому присуща изящная непринужденность, то есть свойство, которое издавна служило телесным выражением благородства и вос­пи­тания, а следовательно, принадлежности к элите.

Портретная живопись — своего рода промышленность. Сам характер портрет­ного рынка предполагает высокую степень унификации. Портреты достаточно четко делятся на торжественные (парадные) и более камерные (приватные). Они, в свою очередь, предполагают определенный набор форматов, поз и атри­бутов, а также соответствующий прейскурант, который учитывает, сам ли художник исполнял портрет от начала до конца или поручал менее ответ­ственные участки работы подмастерьям.

С первых своих шагов в Древнем мире портрет играл роль магическую: он буквально замещал изображаемого и продлевал его бытие после смерти. Память об этих архаических функциях сопутствовала портрету и тогда, когда он стал одним из жанров живописи и скульптуры Нового времени. Она пере­давалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним, истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма — страшные рассказы об оживающих изображениях. В них обязательно говорится, что пор­трет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как пра­вило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения. Однако сама традиция, сохраняемая словесностью в течение столетий, задавала способ восприятия портрета и напоминала о том, что он принадлежит не только миру искусства, но напрямую связан с проблемой человеческого существования.

Читать еще:  Отражение моей действительности. Luisa Villavicencio

Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном… роде всегда делается только одна фигура, и по большей части в одинаковом положении… Не можно сей род… сравнять с историческим…». В эту пору портретная живопись, связанная с подражанием несовершенной натуре, не должна была стать престижным заня­тием. Между тем в России сложилась иная ситуация: востребованный общест­вом портрет стал одним из наиболее верных путей художника к успеху. Начи­ная с Луи Каравака, Ивана Никитина или Георга Гроота создание портре­тов было одной из главных задач придворных живописцев. Но художник первой половины — середины XVIII века все еще многостаночник: шереметев­ский крепостной Иван Аргунов выполнял разнообразные прихоти хозяина и завер­шил свой путь домоправителем, оставив живопись; Андрей Матвеев и Иван Вишняков надзирали за зодчими и декораторами Канцелярии от строе­ний; сходные обязанности были у Алексея Антропова в Синоде. Однако за одну лишь копию собственного коронационного портрета Петра III, заказанную Сенатом, художник получил 400 рублей — всего на треть меньше своего годового синодского жалованья.

Алексей Антропов. Портрет Петра III. 1762 год Государственная Третьяковская галерея

С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться. Прежде русский портретист, подобно ренессансному подмастерью, учился ремеслу в мастерской практикующего художника или брал уроки у заезжей знаменитости. Сорокалетний Антропов совершенствовался под руководством Пьетро Ротари — переселившегося в Россию живописца с европейской репута­цией. Аргунов учился у Гроота, и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий историче­ский живописец Антон Лосенко. Теперь же в основу образования художника был положен проверенный поколениями целостный метод. Портретный класс в Академии был основан в 1767 году.

Несмотря на, каза­лось бы, невысокий ста­тус жанра, из девяти окончивших Академию учеников первого приема пятеро выпустились как портретисты, и лишь двое специали­зировались на историче­ской живописи. Портреты занимали важное место на академиче­ских выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру — стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. Боровиковский полу­чил первое звание в 1794 году за изображение Екате­ри­ны II на прогулке в Цар­скосельском парке, а через год — второе, за портрет великого князя Констан­тина Павловича. Портрет человека творческой профес­сии сам по себе мог символически повы­шать его статус. Левицкий изобразил архитектора Кокори­нова в 1769 году по стандарту портрета государственного дея­теля: ректор Академии художеств при шпаге и в роскошном костюме стои­мо­стью в его годовое жало­ванье исполненным благородства жестом указывает на секретер с академиче­ской казной, печать Академии и ее план. Через четыре года художник буква­льно воспроизведет эту схему в портрете вице-канцлера князя Голицына.

Разновидности жанра портрет

Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира.
На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост.
На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль.
Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый.
Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).
Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д.
Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм, кубизм, поп арт и т.д.

Существуют различные классификации портрета:

Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

Аллегорический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.

Военный портрет — разновидность парадного портрета — портрет в образе полководца.

Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.

Детский портрет

Донаторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).
Донатор (от лат. donator — даритель) — заказчик, организатор и покровитель строительства католического храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

На фото — Пьеро делла Франческа «Алтарь Монтефельтро». Справа, на коленях донатор — герцог Монтефельтро.

Жанровый портрет — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Женский портрет

Индивидуальный портрет — портрет, включающий одного персонажа.

Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Исторический портрет — портрет какого-либо исторического деятеля.

Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

Карикатура — (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — сатирический или юмористический портрет.

Колоссальный портрет — портрет огромных размеров (как правило в скульптуре).

Конный портрет — разновидность парадного портрета.

Костюмированный портрет — портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в образе».

Коронационный портрет — торжественное изображение монарха в день вступления на престол, в коронационных регалиях, обычно в полный рост.

Ктиторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине.
Ктитор (от греч. κτήτωρ — собственник, основатель, создатель) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.

На фото — Ктитор Радивой с семьёй и митрополит Калевит с макетом церкви (Кремиковский монастырь).

Малоформатный и миниатюрный портреты — портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография и т.п.
Миниатюрный портрет может быть камерным или парадным, иметь сюжетную основу или не иметь таковой. Как и на большом портрете, изображённое лицо может помещаться на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же основным закономерностям развития и тем же эстетическим канонам, что и весь портретный жанр в целом, но, отличается от него как по существу художественного решения, так и своей областью приложения — миниатюра всегда носит более интимный характер.

Мифологический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector