Дега и женщины: любовь или ненависть?

Дега и женщины: любовь или ненависть?

Ненависть — это свернутая любовь.

«От любви до ненависти один шаг» — расхожая фраза.

Разошлась она большим тиражом я думаю потому, что ненависть прорастает как сорняк, только на полях, засеянных когда-то зернами любви. Когда сорняков становится больше, чем зерен, «прополоть» их, не причиняя вреда росточкам любви бывает сложно.

Чувство, противоположное любви — это отнюдь не ненависть. На обратном полюсе с любовью находится равнодушие:

«Он жив или умер? — да мне все равно!» — в душе по свободному полю гуляет ветер равнодушия.

«Как этот гад жив и здравствует: так чтоб ему неповадно было» — и наш внутренний простор заполняется кислотной, ядовитой, парящей субстанцией под названием «ненависть»

Ненависть — признак сильного неравнодушия к тому, о ком идет речь. Ненависть — это как правило любовь, отравленная обидой (скрытой, невыраженной агрессией), это больная любовь.

Гнев — требует быстрой разрядки. В ненависти можно зависнуть на годы.

Посмотрите на свою ненависть по-внимательней: это может быть обида на партнера, коллегу, на организацию или ситуацию. И скорее всего вы поймете, что в вашем внутреннем мире «партия не доиграна», отношения разорваны, но не закончены и любви, желания «слиться» и «что-то перекроить» в них также немало.

Как скажут гештальт-терапевты и не только: гештальт не закрыт.

А К. Юнг скажет, что в других чаще всего нас раздражают и вызывают гнев те качества, которые вытесняются как Тень из нашего собственного Эго. И сталкиваясь с ними проекционно снаружи, мы испытываем гнев и ненависть.

И эта ненависть «сигнализирует о слиянии границ с объектом «ненавидения». Слиянии границ, заметьте. Ни много не мало.

«Если вы ненавидите, значит вас победили» — эти слова приписываются или реально принадлежат Конфуцию. От себя добавлю: но вы не смирились с этой победой и хотите взять реванш.

И еще одна цитата, которую, если верить интернету произносило как минимум трое великих людей: «Обижаться (ненавидеть), — это все равно что выпить яд в надежде, что от него умрет другой».

Вот последнее предложение — самое неприятное в этой истории С НАМИ: кто-то сильно неприятный залез в нашу голову и живет там, не платя никакой арендной платы. Досадненько.

Слияние границ налицо.

Что же делать с «этим заразой» (читать «этой занозой») и с самим собой?

Предлагаю пошаговый план (как вариант)

1. Перевести ненависть и обиду на более рациональный язык: язык гнева. Осознайте, что за ядом ненависти и обиды стоит злость. Злость и гнев — более здоровые, базовые чувства. Запишите на листочке на что вы злитесь. Можно сделать это аж в 4х колонках: 1. — что сделано против вас, 2 — сформулируйте из «я-концепции» 3- ваши чувства 4. что следует сделать

1. Он при всех назвал меня глупой

2. Я ничего не ответила, потому что не хотела скандала

3. Я почувствовала себя маленькой беззащитной девочкой. Потом пришла ярость.

4. Подойти наедине и попросить выражать свое мнение (каким бы оно не было) тет-а тет.

Таким образом вы получите представления о своих границах, своих чувствах, и различные сценарии действий — ведь ситуации, сталкиваясь с которыми в будущем, не всегда будут идеальны. Вы повысите свои компетенции за счет этой ситуации, а не будете отброшены назад в кипучую кислоту яда или «цех по пилке опилков»

Есть у этого упражнения и еще один эффект. Благодаря ему вы можете понять критика каких ваших областей наиболее чувствительна для вас. И начать работать с этими областями. Через непродолжительное время, без всякой схватки с обидчиками вы лишите их «копий» потому что залечите свои «ахиллесовы пятки»

2. Работа с чувствами.

Тут поможет техника стульев из гештальт-терапии. Сядьте на стул, который является Вами — скажите все, что вы хотели бы сказать своему обидчику. Затем сядьте на его (даже если обидчик «Большая фигура» вроде корпорации или даже страны) стул — возможно тут вы поймете о нем, что-то, что до этого не предполагали. Ответьте себе из его позиции. По возможности закончите примирением.

3. Не умножать гнев

Часто работь с гневом предлагают выражая гнев. Но в данном случае, я соглашусь с Ошо, последователи которого, психологи, ориентированные в основном на телесные практики считают, что гнев — это единственная эмоция, которая при выражении увеличивается, а не уменьшается.

Что же делать? Наблюдайте! Заметив в себе гнев, раздражение, обиду, ненависть, замрите! Прислушайтесь к этому чувству. Где в теле сейчас оно живет? Заметив эмоцию, скажите просто: «Пусть будет!» Повторите это столько раз, сколько необходимо для обретения нового мира.

Любая обида (ненависть) — чаще всего является последствием микро-травмы. И лечить ее стоит также: расширить границы пространства, чтобы интегрировать. Позволяя обиде быть, находить место, вы расширяете это пространство и растворяете горечь, вызванную негативными чувствами.

«Свято место пусто не бывает» — на место где совсем недавно или уже очень давно жила ненависть нужно что-то оставить, чтобы заполнить пустоту. Традиционные техники арт-терапии работают везде. Ненависть или обиду можно нарисовать или слепить. Затем негативный образ следует трансформировать в положительный для вас. Оставьте на память лишь второй вариант, который будет радовать вас и вызывать ресурсные ассоциации.

Благодарность — это самая универсальное и мощное чувство, способное изменять жизнь. Уделите утром 3-15 минуты спокойного бодрствования (например после пробуждения) которое вы употребите на то, чтобы вспомнить за что вы благодарны конкретным людям, обстоятельствам или судьбе. Вспоминайте каждый день что-то новенькое.

6. Уроки и границы слияния. Подумайте какие уроки вы вынесли из того, что столкнулись с ненавистью? Возможно вы поняли, что нельзя оставаться с людьми, которые вас не уважают? Возможно вы поняли, что не надо соглашаться на условия, заведомо унижающие вас. Или что нельзя быть слишком открытым, доверяться, а не доверять малознакомым и малозначимым людям?

Что вы узнали о своих чертах «теневых» (см.упражнение 1)? Признание принадлежности себе того плохого, что на первый взгляд вы заметили в объекте ненависти и подведение уроков — это один из самых быстрых способов личностного роста.

Почти за всем, что вызвало ненависть стоит утрата Достоинства. Когда вы учтете уроки, это поможет восстановить Достоинство.И как знать, может быть именно из этого состояния бОльшего Достоинства вы наконец перестанете любить своего обидчика?

А ,следовательно, перестанете его ненавидеть!

Тогда вам станет просто все-равно. Легко и спокойно.

PS: А если вдруг сложно будет проделать всю эту работу самостоятельно, обращайтесь! На пути к легкости, спокойствию и достоинству я всегда готова поддержать вас. Ведь это такой прекрасный путь, по которому я готова ходить снова и снова.

Джулиан Барнс о том, был ли Эдгар Дега женоненавистником

Английский писатель, эссеист, литературный критик, удостоен Букеровской премии за роман «Предчувствие конца».

Великие художники часто навлекают на себя низкие подозрения; низкие, но поучительные. Летописец парижских окраин Жан Франсуа Рафаэлли (1850–1924) заявил в 1894 году, что Дега как художник «пытается принизить тайные формы Женщины» и что он «явно не любит женщин». В доказательство Рафаэлли приводит слова одной из натурщиц Дега: «Странный господин: целых четыре часа сеанса потратил на то, чтобы расчесать мне волосы». Эдмон де Гонкур (у которого были свои саркастические соображения по поводу Дега, как и по поводу всех остальных) пересказывает эти обвинения в дневнике и добавляет в подтверждение историю, рассказанную писателем Леоном Энником: у того одно время была любовница, чья сестра была любовницей Дега. И вот эта его «свояченица» якобы жаловалась, что Дега «не оснащен для любви».

Читать еще:  Из души. Richard White

Все ясно как день. У него слишком маленький (и/или не стоит); он странно ведет себя с натурщицами; он ненавидит женщин и мстит им в своих картинах. Дело закрыто, обвиняемый виновен, давайте сюда следующего художника на биографическое судилище. И вряд ли имеет смысл с понимающим видом посмеиваться над пошлостью столетней давности, а возможно, и над завистью (Рафаэлли как раз собирался прикоснуться собственной кистью к теме Женщины).

Вот вам сегодняшний критик, Тобиа Беццола: «Неизвестно, были ли у Дега сексуальные отношения с женщинами; во всяком случае, тому нет никаких свидетельств … [Его] серия монотипий, изображающая сцены в борделе, — яркий пример вуайеризма и отвращения к женской сексуальности».

Или, если вы предпочитаете более концептуальную версию, послушайте поэта Тома Полина в телевизионном «Позднем шоу». В 1996 году Полин отправился на выставку Дега в Национальной галерее, будучи заранее убежден, что тот был антисемитом и выступал против Дрейфуса:

«Я размышлял, как это повлияло на его живопись. По картинам этого не видно, и я сказал себе: наверное, надо восхищаться их красотой. Но потом я прочитал исследование об Элиоте [написанное Энтони Джулиусом], где говорилось, что женоненавистничество и антисемитизм тесно связаны, и осознал, что на этой выставке мы видим женщин в уродливых позах… Они как животные, выставленные на забаву, как звери в зоопарке. Здесь глубокая, глубокая ненависть к женщинам, думал я, что же мне это напоминает, как будто врач из концлагеря создал эти фигуры… Я оказался внутри головы глубоко, глубоко озлобленного человека… Я думаю, здесь закодировано вот что — он представляет себе женщину на толчке, это его эротизм. Он представляет себе сиськи и задницы, женщин, которые подтираются, — и я все думал, а что скажут об этом дети? — женщина подтирается, снова и снова».

С чего начать? Здесь и бьющее через край пуританство, и биографические подтасовки; сначала в восприятии перестают участвовать глаза, а потом и мозг. Если не можешь увидеть в картине те гадости, которые хочешь увидеть, то просто объясни, что они там есть. Оказывается, «восхищаться красотой» — сомнительное занятие, и лучше сразу от него отказаться, раз создатель красоты не тот человек, которого ты нанял бы присматривать за детьми.

Выставка, которая спровоцировала это злобное шипение, представляла поздние работы Дега. (Кстати, она включала только одну картину, где женщина прикладывает губку к своему колену; видимо, именно на ней базируется убеждение Полина, что все женщины Дега «подтираются» в туалетном смысле.) Работы на выставке служили примером того, как великий стареющий художник творит на границе между Правдой Жизни и Правдой Искусства, постоянно расширяя возможности формы, цвета, техники. Для большинства выставок одного мастера работы выбирают особенно тщательно: важно найти лучшие примеры того или иного периода «развития» художника, найти те полотна, на которых он наигрывает наши любимые мотивы. Это не то чтобы сознательный обман, но некоторая подтасовка, ведь творчество художника можно рассматривать как игру в лотерею, перечень выигрышей и проигрышей: шедевр, мимо, мимо, полушедевр, мимо, шедевр. Но карьера художника, как показывает эта выставка, — скорее навязчивое повторение, утомительное движение туда-обратно, процесс, а не результат; путешествие, а не прибытие в пункт назначения.

Многие работы выполнены на кальке, по причинам как эстетическим — калька особенно хороша для пастели, — так и практическим: образ скорее намечен (чем определен), его можно копировать снова и снова. Копировать, чтобы, переосмысляя, встраивая в другой контекст, использовать повторно. Этот изгиб бедра, поворот головы, скрещение ног нам уже встречались — иногда на той же стене, иногда два зала назад. Поза или жест кочуют из угля в пастель, в масло, в скульптуру (роль скульптур — отлитых только после смерти Дега — приятно загадочна: самодостаточны ли они или имели подсобную функцию, или, может быть, они — продолжение картин, или все вместе?). Сентиментальность ли это — чувствовать гнев за исступленным и неустанным исследованием одних и тех же форм? Творческий гнев, ярость против уходящего времени, уходящего света (на Дега наступала слепота), когда столько еще можно было бы увидеть, так много форм проверить на прочность.

Время. Дега четыре часа расчесывал волосы модели. Что за странный господин, когда обычно всего-то и надо, что сбросить одежду и забраться на помост, а потом можно еще быстренько выпить по рюмке? «Странный господин» был внимательным наблюдателем, а волосы — непростая материя. Есть история, как Дега вышел однажды с вечеринки и, повернувшись к приятелю, пожаловался, что теперь в обществе уже не увидишь покатых плеч. Пустяковое замечание великого художника. Гонкур пересказывает это наблюдение, подтверждает его справедливость, пытается объяснить это тем, что уже нескольким поколениям прививают новые привычки, но увидел это именно Дега — художник, а не писатель, не светский летописец, не критик искусства. Заметьте, это была жалоба. Гонкур не вдается в подробности, но жалоба эта, по всей видимости, художественного свойства: осознание того, что прекрасная, фундаментальная форма, изображенная на многих картинах, меняется если не прямо у него на глазах, то за время человеческой жизни — и будет меняться и дальше.

Четыре часа (и такие «четыре часа» повторялись много раз): работы Дега полны мгновений, в которых волосы оказываются «видны». Интимно, неформально — обнаженные волосы. Дега знает, как женщина держит волосы, когда их расчесывает, как она поддерживает их, когда ее расчесывает кто-то другой, как она уменьшает натяжение прядей, придерживая их ладонью в самые болезненные моменты расчесывания. Но (и тут Правда Жизни переходит в Правду Искусства) волосы еще и покладисты, метафоричны, готовы принять абстрактную форму. На многих картинах, изображающих женщин после ванны, волосы становятся эхом, отголоском узлов и каскадов полотенца, иногда как будто меняясь с ним местами. «Женщина в ванной» (1893–1898) даже предлагает шутливую подмену: то, что сначала кажется нам головой женщины с собранными темными волосами, на самом деле кувшин, которым горничная готовится сполоснуть наклоненную голову хозяйки. Современное женское тело, изображенное в интимный момент наблюдателем-мужчиной. Век спустя мы стали более скованными зрителями; к уравнению добавились разборчивость и корректность. Художник подлил масла в огонь своим часто цитируемым утверждением: «Женщины ничего мне не прощают; они ненавидят меня, они чувствуют, что я их обезоруживаю. Я показываю их вне кокетства». Возможно, отчаянные кокетки действительно ненавидели его полотна; возможно, те натурщицы, на которых он кричал (но с которыми также проявлял «невероятное терпение»), чувствовали, что заработали свой хлеб в поте лица. Но не стоит слишком яростно становиться на сторону людей, которые нам совершенно незнакомы. Нелишним будет напомнить вот еще о чем: как показал Ричард Кендалл, именно женщины часто становились первыми покупателями этих интимных сцен женского ухода за собой.

Читать еще:  Естественная красота женщин. S.Elayaraja

Это непростая область: мы все привносим в нее свои предубеждения. На пресс-показе в Национальной галерее я столкнулся с директором музея, который сказал, что, по его мнению, эти картины изображают «увядание плоти»; в то время как, по моему ощущению, Дега изображал плоть в самом расцвете. Его балетные танцовщицы не сильфиды или нимфетки — утонченные и в то же время слегка порнографические, — какими их писали до него мужчины-художники. Это настоящие женщины, делающие тяжелую физическую работу: они потеют и жалуются, у них рвутся сухожилия, кровоточат пальцы ног; но даже в состоянии передышки после изнурительного труда (напряженная спина, руки на талии, поза «когда уже день закончится») они излучают мощную жизненную силу. Или это всего лишь мое предубеждение? Может быть, мое предубеждение заставляет меня различать жизнь, в которой Дега мог высказывать или не высказывать характерные для той эпохи женоненавистнические взгляды, и искусство, которое, на мой взгляд, явно свидетельствует о том, что Дега любил женщин? Конечно, эти слова нуждаются в немедленном пояснении (когда он работал, он не «любил женщин», а писал картины, и, несомненно, именно картины занимали все его мысли), но в остальном все именно так. Разве вы будете снова и снова через силу изображать то, что презираете и не любите? «Постылое рисуют все» «Постылое рисуют все» Отсылка к строчке из «Баллады Редингской тюрьмы» Оскара Уайльда, которая в переводе В. Топорова звучит так: «Любимых убивают все». ? Как правило, нет. Может, тот факт, что Дега был «не оснащен для любви» (если это правда; как ни странно, недавно всплыло свидетельство, которое этому противоречит: он покупал презервативы), превратил его в женоненавистника? Не обязательно: эта особенность могла сделать его еще более внимательным наблюдателем.

Дега и женщины: любовь или ненависть?

Обычно люди говорят: «От любви до ненависти один шаг». Но почему женщина, которая недавно считала мужчину самым любимым и желанным вдруг начинает испытывать к нему жгучую неприязнь? Причина такого изменения отношений — в разочаровании, которое неизбежно подстерегает каждого страстно влюбленного человека.

Ведь влюбленная женщина идеализирует избранника и не замечает никаких его недостатков. Чем сильнее влюбленность, тем сильнее разочарование. Женщина видит своего возлюбленного через розовые очки и считает его единственным, каких на свете больше не существует. Со временем розовые очки теряют свое волшебное «напыление» и отношение женщины к своему любимому переходит на другой уровень. Перерастет ли любовь в ненависть или будет дальше укрепляться, зависит от желания каждого из партнеров сохранить то прекрасное чувство, которое между ними было.

Любовь, к сожалению, слепа, поэтому не удивительно, что многие женщины влюбляются и «в козла». В таких случаях спустя некоторое время любовь оборачивается своей позорной изнанкой — ненавистью. Ненависть — это такое же сильное чувство, как и любовь, но только искалеченная обидой. Многие считают, что ненависть — это противоположность любви.

Действительно, если учесть правила русской грамматики, то любовь и ненависть — это антонимы. Но в психологии считается, что любовь и ненависть -это человеческие чувства, одинаковые по силе и проявлению, противоположностью же любви является равнодушие. Любовь и ненависть считаются двумя сторонами одной монеты, которое поворачивается разными гранями в зависимости от того, как его бросают. На каждом этапе близких отношений между женщиной и мужчиной неизбежно возникают различные проблемы. В лучшем случае со временем на смену любви приходят земные чувства, такие как тоска, привычка, страх одиночества, экономические интересы и дружба, а в худшем случае — приходит ненависть.

От характера партнеров и их способа разрешения споров зависит, будет ли » от любви до ненависти один шаг» или это будет поход длиною в жизнь. Причиной изменения отношения мужчины к женщине во многих случаях является перевоплощение его любимой девушки после свадьбы из Василисы Прекрасной в лягушку или в сварливую столбовую дворянку. Новое корыто уже жену не устраивает, ей хочется жизни лучше, чем у нее есть. На этой почве начинаются выяснения отношений и безобидные бои без правил.

Постоянные упреки и скандалы рано или поздно приводят к тому, что порядочный муж ищет внимания и ласки на стороне. А жена за измену начинает его люто ненавидеть. И тут вместо выражений: «Я не могу жить без тебя, любимый» из женских уст вылетают страшные фразы: «Где ты шлялся? Как же я тебя ненавижу», «Куда ты дел деньги? Жрать, значит, сегодня не будешь!». Это признак того, что любовь ушла, а ревность осталось из-за нежелания отдавать кому-то «свою собственность». Именно в таких случаях, ревность без любви незаметно вырастает до ненависти. Любовь становится причиной рождения ревности и перевоплощения ее в ненависть.

Несмотря на то, что любовь и ненависть похожи, они все же разные. Любовь — положительное чувство, от нее идет тепло, а от ненависти можно ожидать только плохое. Это чувство отрицательное, от ненависти веет холодом. Любовь и ненависть разные, но предательски близкие чувства. Они идут рядом, могут вырастать одно из другого, но они никогда не пересекаются. Любить и ненавидеть одновременно невозможно, также как не может быть продолжения и конца в один и тот же момент.

Как утверждает психологи, есть общие для всех восемь этапов перехода любви к ненависти:
1. Знакомство. Мужчина и женщина встречаются и находят друг в друге много общего. Главное на этом этапе контакт глаза в глаза и прикосновения.

2. Увлечение. Человек влюбляется и теряет голову. Партнеры дают себе клятвы: «Ты моя, я твой на всю жизнь». Им кажется, что они полностью идентичны друг с другом.

3. Привыкание. Обычно это происходит после первых лет совместной жизни. Женщина ожидает от партнера, что он должен сделать ее счастливой. Мужчина начинает чувствовать себя отвергнутым. Образовывается дистанция между партнерами, они начинают понимать, что они разные.
4. Смутная тревога. Женщина начинает сомневаться, что он ее любит. Мужчина считает, что его не понимают и не проявляют должного внимания.

5. Разочарование. Восприятия партнеров характеризуется взаимными обвинениями в адрес друг друга, оба испытывают мучительную боль и стресс из-за слов: «ты всегда такой», «ты никогда меня не любил», «ты думаешь только о себе» и тому подобные.

6. Охлаждение. Партнеры устают доказывать друг другу, что они на самом деле лучше, чем он (она) о нем думает. Общение и взаимный интерес друг к другу на этом этапе сводится к минимуму.

Читать еще:  Живопись маслом. Armel Jullien

7. Раздражение. Партнеры соглашаются с тем, что они совершенно не подходят друг другу. Каждое слово или действие одного партнера вызывает раздражение у другого. На этом этапе люди не расходятся только в том случае, если у них есть совместные дети.

8. Разрыв. Разрыв неизбежен между партнерами, которые становятся чужими друг к другу. Иногда они могут жить под одной крышей и ненавидеть друг друга. Но чаще всего партнеры разводятся.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Дега и женщины: любовь или ненависть?

Сто пятьдесят работ Эдгара Дега, на которых запечатлена обнаженная женская натура, впервые собраны вместе в парижском Музее Орсе.

На выставке «Дега и обнаженная натура» представлены картины, пастели, рисунки, монотипии и скульптуры, созданные на протяжении полувека. «Как ни странно, до сих пор этой стороне творчества Дега не было посвящено ни одной большой выставки, — сказала «Культуре» ее комиссар Ксавье Ре. — Но именно эта тема помогает нам понять эволюцию художника от классической традиции к современной живописи начала ХХ века».

Однако даже нынешняя экспозиция не дает ответа на вопрос, который искусствоведы обсуждали все минувшее столетие: «Любил ли Дега женщин?» Это по-прежнему остается загадкой. Дело в том, что в молодые годы художник подцепил в борделе сифилис, который в те годы был настоящим бичом богемы. «Дурная» болезнь так шокировала его, что он, выздоровев, стал относиться к прекрасному полу с отвращением.

Возможно, именно поэтому Дега никогда не связывал себя узами брака, и если верить его переписке и свидетельствам современников, любовных романов у него почти не было. До конца жизни с ним оставалась только его домоправительница Зое. Поэтому некоторые биографы усматривают в его поведении признаки нетрадиционной сексуальной ориентации. Как бы там ни было, Дега с маниакальной настойчивостью рисовал женщин, которые принимают ванну, вытирают тело, сушат волосы, причесываются, одеваются.

По всей видимости, большинство его моделей были проститутками. Да и сам художник, судя по названиям его работ, не делал из этого тайны: «Комната в борделе», «В ожидании клиента», «Сцена в доме терпимости», «Серьезный клиент», «Биде», «Изнасилование» и т.д. Нет, он не восхищался женским телом, но разглядывал парижских гетер то с сочувствием, то с иронией, то с осуждением.

Над работами Дега, описывающими трудовые будни жриц любви, иронизировал Пабло Пикассо в своих графических листах, которые называл: «Дега платит и уходит. Шлюхи не делают ему подарков», «Пока путаны отдыхают, Дега мечтает».

«Я слишком часто смотрел на них, как на животных», — однажды признался с присущим ему цинизмом Дега. Обнаженная натура не раз служила лишь декоративным элементом в его композициях. Обычно он рисовал обнаженные модели со спины и крайне редко — их лица. Но что бы ни изображал Дега — обитательниц борделей, дам полусвета, балерин, прачек, скачки, театры, кабаре, кафешантаны, — он хранил верность завету Доминика Энгра, которого считал своим духовным отцом. «Молодой человек, — наставлял он молодого Дега, — рисуйте линии — с натуры и по памяти, и вы станете хорошим художником ».

В отличие от своих подельников — импрессионистов Эдгар Дега предпочитал творить не на пленэре, а в мастерской. По его словам, он любил видеть пейзаж только из окна поезда.

«Я хочу наблюдать за происходящим через замочную скважину», — любил повторять мэтр, излечившись от сифилиса. Неслучайно директор Музея Орсе Ги Кожеваль называет его вуайеристом. Впрочем, это не помешало Дега стать, по словам самого Ренуара, «самым революционным художником новой живописи».

Дега и женщины: любовь или ненависть?

Дега и женщины: любовь или ненависть
Сто пятьдесят работ Эдгара Дега, на которых запечатлена обнаженная женская натура, впервые собраны вместе в парижском Музее Орсе.

На выставке « Дега и обнаженная натура» представлены картины, пастели, рисунки, монотипии и скульптуры, созданные на протяжении полувека. «Как ни странно, до сих пор этой стороне творчества Дега не было посвящено ни одной большой выставки, — сказала „Культуре“ ее комиссар Ксавье Ре. — Но именно эта тема помогает нам понять эволюцию художника от классической традиции к современной живописи начала ХХ века».

Однако даже нынешняя экспозиция не дает ответа на вопрос, который искусствоведы обсуждали все минувшее столетие: «Любил ли Дега женщин?» Это по-прежнему остается загадкой. Дело в том, что в молодые годы художник подцепил в борделе сифилис, который в те годы был настоящим бичом богемы. «Дурная» болезнь так шокировала его, что он, выздоровев, стал относиться к прекрасному полу с отвращением.

Возможно, именно поэтому Дега никогда не связывал себя узами брака, и если верить его переписке и свидетельствам современников, любовных романов у него почти не было. До конца жизни с ним оставалась только его домоправительница Зое. Поэтому некоторые биографы усматривают в его поведении признаки нетрадиционной сексуальной ориентации. Как бы там ни было, Дега с маниакальной настойчивостью рисовал женщин, которые принимают ванну, вытирают тело, сушат волосы, причесываются, одеваются.

По всей видимости, большинство его моделей были проститутками. Да и сам художник, судя по названиям его работ, не делал из этого тайны: «Комната в борделе», «В ожидании клиента», «Сцена в доме терпимости», «Серьезный клиент», «Биде», «Изнасилование» и т. д. Нет, он не восхищался женским телом, но разглядывал парижских гетер то с сочувствием, то с иронией, то с осуждением.

Над работами Дега, описывающими трудовые будни жриц любви, иронизировал Пабло Пикассо в своих графических листах, которые называл: «Дега платит и уходит. Шлюхи не делают ему подарков», «Пока путаны отдыхают, Дега мечтает».

« Я слишком часто смотрел на них, как на животных», — однажды признался с присущим ему цинизмом Дега. Обнаженная натура не раз служила лишь декоративным элементом в его композициях. Обычно он рисовал обнаженные модели со спины и крайне редко — их лица. Но что бы ни изображал Дега — обитательниц борделей, дам полусвета, балерин, прачек, скачки, театры, кабаре, кафешантаны, — он хранил верность завету Доминика Энгра, которого считал своим духовным отцом. «Молодой человек, — наставлял он молодого Дега, — рисуйте линии — с натуры и по памяти, и вы станете хорошим художником « .

В отличие от своих подельников — импрессионистов Эдгар Дега предпочитал творить не на пленэре, а в мастерской. По его словам, он любил видеть пейзаж только из окна поезда.

« Я хочу наблюдать за происходящим через замочную скважину», — любил повторять мэтр, излечившись от сифилиса. Неслучайно директор Музея Орсе Ги Кожеваль называет его вуайеристом. Впрочем, это не помешало Дега стать, по словам самого Ренуара, «самым революционным художником новой живописи».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector