Для чего нужна фото съёмка фасадов здания

Для чего нужна фото съёмка фасадов здания

Архитектурная фотография. Как правильно фотографировать дома.

Урок по фотографии архитектуры пригодится практически любому человеку, потому что не только фотографы-любители, но и люди, которые берут камеру в руки раз-два в год, ездят… в отпуска!

Архитектурная фотография, как ни один другой жанр, передает опыт пребывания в определенном пространстве и местности. Именно здания на фотографиях наилучшим образом помогут представить зрителю где, в какое время и при каких условиях находился отдыхающий, турист или путешественник. Но, как и в любом другом жанре, у фотографии архитектуры есть свои головоломки. Как наилучшем образом фотографировать дома, мы и рассмотрим в этом уроке фотографии.

  • Фотография каких-то промышленных структур, торговых центров или бизнес-комплексов из железа и бетона в городе, который славится своими древними храмами и садами, поможет фотографу показать разнообразие. Вы покажете «движение» на снимке, если рядом с постройками позапрошлого века сможете грамотно вписать и современный новодел.

  • Оставляйте для старых зданий больше пространства. Если есть возможность включить в кадр деревья или другую растительность – делайте это. Такой подход покажет камерность старых застроек и привнесет дух прошлого, покажет настроение и подчеркнет перекличку старого (архитектура) с новым (деревья, цветы и т.д.).

  • Включайте в один кадр части нескольких архитектурных сооружений. Пробуйте найти общие черты и уловить ритм в цвете или деталях. Если не получается сразу, можно попытаться снять то же самое в другое время суток или при другой погоде.

by Sergey Bogomyako

  • Здание можно даже просто «вырвать из контекста». Убрать все детали окружающей действительности, чтобы подчеркнуть обособленность или уединенность.

by Giuliano Mangani

  • Если вы будете стараться исключить из фотографического поля все «лишние» кусочки сторонних зданий, может получиться слишком прямолинейная подача, которая хороша для фотографий недвижимости, предназначенной на продажу. Оставляйте некоторое пространство вокруг объекта съемки, это поможет закрепить объект в определенном контексте. Например, можно будет понять, насколько плотна застройка в том месте, где располагается дом.

  • Включайте в изображение тротуар, фрагмент улицы, пешеходов – детализация такого плана помогает зрителю проникнуться атмосферой и увидеть происходившее глазами фотографа.

by Fabrice Rose

  • Ошибочно полагать, что при съемке архитектуры нельзя использовать телеобъектив. Для своего рода сжатия перспективы, чтобы получить интересную закономерность, можно воспользоваться длиннофокусной оптикой.

by Sharon Riddick Groppi

  • Можно включить в композицию ритмичные объекты: деревья в ряд, штакетник забора или тени, которые создадут ритм и добавят объем снимку. (Дополнительно можно прочитать материал, который был уже опубликован на ФОТОГОРЕ «Зачем фотографу нужны тени».) За счет этого облегчается композиция, даже тяжеловесные здания будут выглядеть более гармонично в кадре.

  • Используйте погодные условия себе во благо. Полуденный свет создаст резкие тени и придаст контраст изображению. Но если перед фотографом стоит цель показать подробности украшенных фасадов, то лучшая погода будет в пасмурный день, тогда рассеянный свет способствует прорисовке мельчайших деталей.

  • Нет ничего более динамичного по своей природе, чем лестницы. Не бойтесь включать их в композицию снимка, это обязательно привлечет внимание зрителя.

by Ryusuke Komori

  • Надуманна и совершенно избита идея природных рамок. Но она работает. Бывает достаточно только грамотно включить в кадр естественное обрамление, чтобы он получился прекрасным образчиком вашего туристического достояния.

by Paul Emmings

  • Пока производителями не придуман antipeople-filtr, следите за расположением людей, которые попадают в объектив. Порой наличие человека в кадре придает изображению архитектуры законченный аутентичный вид.

  • Скульптура, лепнина, барельефы и архитектурные детали – требуют вашего внимания при съемке. Располагайте ключевые точки на линиях золотого сечения, чтобы на них в первую очередь было обращено внимание зрителя.

by Gianluca Tursi

  • Используйте все арки, которые попадаются на вашем пути. В их обрамлении любой тривиальный сюжет из жизни города будет выглядеть лучше и интереснее.

by Juergen Novotny

Если сложно найти арку, заполните передний план каким-то крупным изображением.

by Mahmut Yılmaz

  • Некоторые здания, особенно в центре городов лучше фотографировать поздним вечером. В цифровой фотографии увеличение значения ISO может привести к появлению неприятных цифровых шумов в кадре. Используйте штатив, чтобы снизить ISO до приемлемых значений. Например, 400 единиц или меньше, которые позволяют получить кадры без шума в условиях низкой освещенности.

by Sergey Eiderman

  • Промышленная архитектура хорошо получается при крупной детализации, тогда как руины лучше будут выглядеть в контексте окружающего пространства.

  • Помните про коррекцию перспективы. Даже среднее по высоте здание будет все равно выше фотографа. Это является источником 99% искажений архитектурной фотографии в мире.

Искажение не всегда плохо, обращайте внимание на сходящиеся вертикальные линии в кадре. Используйте широкоугольный объектив и наклоняйте саму камеру так, чтобы весь фасад вписывался в кадр.

Подведем итоги

Здания не двигаются. Только ленивый фотограф будет использовать высокое значение ISO, когда будет фотографировать архитектуру. Грамотный подход заключается в том, чтобы начать снимать с низким ISO (например, 100). В архитектурной фотографии желательна большая глубина резкости. У зрителя должен быть выбор, какую часть здания он хочет рассмотреть. Ее то он и должен найти в адекватном фокусе.

Большая глубина резкости означает небольшое отверстие. Небольшое отверстие плюс длительная выдержка – слишком «тяжелы» для съемки с рук. Следовательно, для того, чтобы правильно фотографировать дома и получить хорошие снимки, фотограф будет работать со штативом. Штатив более надежный помощник для фотографа, снимающего здания, чем разнообразие объективов. Даже с «обычным полтинником» можно получить прекрасные фотографии архитектуры. Тяжесть штатива можно и потерпеть. Ведь, в конце концов, здания просто красивы, и требуют к себе почтенного внимания.

by Saki Panagiotopoulos

По материалам зарубежной информации подготовил Ф.Светогоров

Видеоканал Фотогора

Читать еще:  Израильская художница. Zavi Apfelbaum

Как фотографировать архитектуру

Артем Кашканов, 2014

Распространено убеждение, что съемка архитектуры — довольно простой жанр фотографии. На первый взгляд, так оно и есть — нет ничего проще сфотографировать неподвижный объект (дом, храм, архитектурный ансамбль), это элементарно можно сделать в авторежиме! Однако, чтобы сфотографировать архитектурное сооружение красиво, зачастую приходится очень сильно напрячь мозги. Причем дело не в настройках фотоаппарата, а в выборе точки съемки, а также самой техники.

Когда фотолюбитель выбирает фотоаппарат или объектив для съемки архитектуры и обращается с этим вопросом на интернет-форумы, почему-то «гуру фотографии» рекомендуют для съемки архитектуры использовать непременно сверхширокоугольную оптику. В этом заключается самый главный подвох — хороший широкоугольник стоит весьма недешево (по крайней мере, автофокусный), но та картинка, которую он даст далеко не всегда удовлетворяет требованиям фотографа (или заказчика). В этой статье я приведу несколько рекомендаций, как фотографировать архитектуру, основываясь на своем опыте.

Перспектива

Эффект линейной перспективы, который чаще всего не беспокоит нас при съемке природы, при съемке архитектуры оказывает огромное влияние на окончательный результат. При выборе точки съемки часто отдается предпочтение той, которая наиболее удобная для фотографа (не надо никуда ходить, лазить) и здание при этом влезает в кадр целиком (объектив-широкоугольник в помощь). Увы, такие точки съемки очень редко являются оптимальными и результат выглядит не ахти — здания выглядят на фотографиях наклоненными. Приведу пару примеров:

Естественно, для любительского «туристического» фото это приемлемо (уж лучше так, чем никак), но если вы метите «в высшую лигу», от привычки снимать архитектуру подобным образом нужно избавляться.

Падающие стены — кто виноват?

Часто в причине появления «падающих стен» незаслуженно винят объектив, мол «он тянет углы». На самом деле, объектив тут почти всегда не при чем, винить надо самих себя. Обращали внимания, как иногда люди фотографируют городской пейзаж?


Фото из Интернета

Такие фотографы действуют по правилам:

  1. Фотографировать с того места, где стоишь. Если здание помещается в кадр, зачем что-то менять?
  2. Если даже на «минимальном зуме» здание не влезает в кадр, нужно присесть (или прилечь), все что угодно — только не отходить назад.

После этого нажимается кнопка «спуск» и получается очередная фотография с заваленными стенами! Смешно? А многие именно так и делают! По поводу второго пункта — съемка с низкой точки, действительно, помогает «впихнуть» в кадр больше — благодаря эффекту перспективы верхняя часть немного сплющивается по вертикали и горизонтали, но из-за этого фасад здания прямоугольной формы выглядит как трапеция.

Еще на широком угле у всех без исключения зум-объективов присутствует такое явления как дисторсия. Если говорить по-русски — искажение, из-за которого картинка выглядит не плоской, а чуть выпуклой или вогнутой. Из-за этого прямые линии по краям кадра выглядят изогнутыми.


Дисторсия заметна при съемке архитектуры и интерьеров

Чтобы уменьшить дисторсию чаще всего достстаточно при съемке чуть выдвинуть зум. На самом деле дисторсия не так уж страшна — ее можно легко исправить при обработке. Например, программа Adobe Photoshop Lightroom «знает», как искривляют картинку большинство объективов. Достаточно поставить соответствующую «галочку», дисторсия будет убрана (подробнее). Наверняка подобная возможность есть и в других более-менее серьезных программах для обработки фотографий.

А если снимать издали?

А теперь давайте посмотрим еще несколько фотографий объектов архитектуры:

Обратили внимание, что здания на них стоят ровно? У этих фотографий есть несколько общих признаков:

  1. Все они сняты с фокусным расстояним не меньше 50 мм. Если быть точным — первая фотография сделана с фокусным расстоянием 100 мм, вторая и третья — на 50 мм (на полном кадре).
  2. У всех фотографий горизонт проходит по середине кадра.

Вывод — если не хотите, чтобы на фотографии были падающие стены, отойдите подальше и снимайте с увеличенным фокусным расстоянием. Горизонт при этом располагайте ближе к середине кадра. Сразу скажу, что найти такую точку съемки бывает очень непросто — в этом и заключается главная сложность фотографирования архитектуры.

«Агрессивная перспектива»

С другой стороны, бывают ситуации, когда подчеркнутая «агрессивная» перспектива является частью художественного замысла.

Эта фотография сделана с объективом Зенитар 16мм (рыбий глаз), который заметно «закругляет» края изображения. Видно, что стена Нижегородского Кремля довольно эффектно вписалась в композицию, однако фотография воспринимается очень непривычно.

Эта фотография получена при помощи другого сверхширокоугольника — Samyang 14mm. Он, в отличие от Зенитара-16 ничего не закругляет, но все равно дает картинку, которая резко отличается от того, что мы привыкли видеть своими глазами. Иными словами, при использовании сверхширокоугольной оптики с перспективой нужно обращаться как с солью и перцем: мало — плохо, много — еще хуже. Фотографии с неуместным использованием «агрессивной» перспективы вместо интереса могут вызвать отторжение. Принцип прост — чем сильнее объектив задран вверх или опущен вниз, тем сильнее будут перспективные искажения.

Сделайте здание частью пейзажной композиции

Почти всегда это идет на пользу фотографии — пейзаж смотрится интереснее, чем просто фотография здания в упор. Некоторые архитектурные сооружения выглядят гораздо интереснее в составе всего ансамбля, чем по одиночке. Масштаб больших объектов гораздо лучше передается, если есть какие-то объекты «для сравнения» — люди, деревья, другие здания.

Наверняка вокруг примечательного здания разбит красивый сквер, может быть здание красиво отражается в воде. Ищите интересные ракурсы! Старайтесь не брать в кадр «фотомусор» — столбы, провода, рекламные щиты. Конечно, значительная часть успеха здесь зависит от того, какие объекты окружают здания, но на то вы и фотограф, чтобы замечать такие детали и ракурсы, мимо которых все проходят и не обращают внимания.

Читать еще:  Интервью с Илоной Вереск

Выбирайте оптимальное время для съемок

Если речь не идет о съемке во время туристической поездки, у вас почти всегда есть возможность несколько раз посетить одну и ту же достопримечательность — в разные времена года, в разную погоду, в разное время суток. Приведу небольшой пример:

На фотографиях — известная нижегородская достопримечательность — Чкаловская лестница. Ракурс примерно один и тот же, но вторая фотография выгодно отличается от первой по цветам (зеленая трава смотрится лучше, чем серая земля) и освещению — закатное освещение имеет огромное преимущество по сравнению с равномерным освещением, характерным для пасмурной погоды. В дневное и ночное время здания могут выглядеть совершенно по-разному из-за разных источников освещения — солнца или подсветки:

Здания, в оформлении которых преобладают светлые тона (например, Зимний дворец), как правило хорошо смотрятся и днем и ночью. Однако, здания из темного камня интереснее выглядят именно ночью (Казанский собор).

Поддержать проект

Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.

Купить мои книги о фотографии

Если вы начинающий фотограф, трудно переоценить ту пользу, которую они вам принесут! В них собраны основные вопросы, которые мне задавали слушатели фотокурсов. А еще ответы на вопросы, которые стеснялись задавать, считая их «глупыми» 🙂

Рекомендую начать с книги « О фотографии простым языком ».

Фасадная съемка: для чего она нужна и этапы проведения работ

Статья будет раскрывать понятие о фасадной съемке, её назначение и методы проведения. Также подробно разберем какое оборудование используется и этапы проводимых работ. В заключение подведём итоги результатов работ фасадной съемки.

Фасадная съемка— это съемка вертикальных объектов, зданий и построек, которую проводят для точных данных о передних поверхностях фасада и их состоянии.

При помощи фасадной съемки заказчик получает качественный обзор сооружения, документацию с приведёнными параметрами о здании, точные измерения его высоты и ширины, а также параметры отдельных архитектурных и декоративных форм. К фасадной съемке обращаются в случаях постройки новых объектов, а также при реконструкции или реставрации уже имеющихся.

При постройках новых зданий использование съемки помогает вычислить возможные деформации либо отклонения фасада от норм и допустимых параметров.

В случае с реконструкцией или реставрацией фасадная съемка помогает составить точные данные об утерянной форме и расположении здания, а также способствует правильному расчёту количества нужных материалов и трудоёмкость предстоящего процесса восстановления.

Назначение фасадной съемки

Она имеет широкое применение в самых разных случаях:

  • ее проводят перед запланированной реставрацией сооружения, архитектурных ценностей;
  • для точного определения расположения и площади фасада, его пространственных характеристик;
  • при постройках высотных домов для контролирования расположения стен относительно вертикали;
  • для фиксирования параметров специфики и декора;
  • для выявления отклонений и дефектов от приписанной документации.

Возможно, Вас заинтересует статья о том, кто такой кадастровый инженер и чем он занимается.

Полезную статью об уступке прав требования согласно статье 214 ГК РФ Вы можете прочитать здесь.

Используемое оборудование

Существуют разные виды фасадной съемки, при которых используют различное оборудование.

1. Тахеометрическая съёмка используется в простых конструкциях, частных домах или постройках для горизонтальной и вертикальной прокладки линий и обнаружения превышений. Прибором для такой съемки является тахометр.

2. Лазерное сканирование отличается своей скоростью считывания информации. Такой метод хорошо подходит для сложных архитектурных объектов со множественными декоративными вставками. Прибор представляет собой лазерное устройство, которое позволяет исследовать любой фасад со всеми детализациями.

3. Фототеодолитная съемка задействует дорогостоящие приборы для анализа результатов, поэтому она редко используется. Оборудование фототеодолит представляет собой камеру с устройством для ориентировки.

4. Комбинированная съемка (ещё её называют фототахометрическая) задействует новейшие цифровые устройства. Чем-то напоминает фототеодолитную съемку. К преимуществам можно отнести недорогое обслуживание, возможность быстро обследовать большие объёмы фасадов. Но, в свою очередь, её не используют для детализированных, сложных конструкций.

5. Ручной метод фасадной съемки практически не используется из-за больших затрат времени и неточных результатов.

Этапы проведения

Вся последовательность работ сводится к следующим шагам:

  • уточнение технического плана с заказчиком, программа выполнения работ;
  • точное получение данных касаемо объекта (старые документы, архивы, документация проекта);
  • сама съемка фасада, иногда конкретных этажей, декоративных сооружений, навесных конструкций;
  • точное составление чертежей по результатам замеров фасада в двухмерном или трёхмерном виде с дальнейшей программой выполняемых работ;
  • распечатка чертежей в нужном количестве или выполнение в электронном формате;
  • технический отчёт.

Двухмерный чертёж

Пример двухмерного чертежа (нажмите, чтобы увеличить)

Представляет плоское изображение с точными данными объекта, его описание с изображением всей детализации фасада.

Также на нём отображается расстояние рядом стоящих объектов с учётом всех высот.

Чертёж в конечном счёте переносится либо на бумагу, либо в электронный формат.

Трёхмерный чертёж

Пример трёхмерного чертежа (нажмите, чтобы увеличить)

Трёхмерный вид чертежа выполняют в специальных программах на компьютере, учитывают все этажи и детали.

В конце концов соединяя все фрагменты получают трёхмерную компьютерную модель изображения здания.

Результат работ

Пример конечного результата работы (нажмите, чтобы увеличить)

В роли конечного результата выполняемых работ выступают составленные двухмерные и трёхмерные чертежи по точным меркам. На чертежах отображают конструктивные особенности фасадов, расстояние между объектами, находящимися рядом, точные отметки высоты зданий. Также составляют чертежи всех требуемых разрезов здания.

Кроме того, фасадная съемка предоставляет такие данные:

  • точная площадь исследуемого фасада с учётом всех вершин и декоративных особенностей;
  • количество необходимого строительного и прочего материалов для реставрации или сооружения фасада;
  • всевозможные отклонения постройки от вертикалей или заданного изначально задокументированного положения;
  • технический отчёт о состоянии высотных сетей.
Читать еще:  Испанский художник. Agustin Redon Subirats

Есть интересная статья о том, что такое кадастровая палата и каковы её обязанности.

Если Вас интересует, для чего нужно межевание земельного участка, тогда подробную статью об этом Вы можете прочитать здесь.

Итогом проделанной работы является технический отчет выполненных геодезических работ, обработанных в специальных программах.

Предлагаем Вам посмотреть видео о с описанием особенностей фасадной съемки:

Фасадная съёмка тахеометром [методика]

Строительство одного из литеров на моем объекте уже подходит к завершению. В связи с этим для составления проекта по вентилируемым фасадам необходима фасадная съемка. У меня это была упрощенная съемка, так как я снимал только плиты перекрытия. Обычно делают еще съемку оконных проемов.

В моем случае я старался делать съемку граней плиты перекрытия, но как выяснилось позже нужно делать съемку и самих углов плиты. Также желательно еще знать отметку низа плит, хотя бы на балконах. Вообще чем больше измерений тем лучше, что бы лучше понять картину здания в целом. Зная эти данные проектировщики делают проект фасада. Прежде всего это необходимо для сметы. Ибо как правило выбирают наиболее доступного по цене подрядчика. Сейчас экономят на всем, вплоть до того что рассчитываются бартером. С этим разобрались.

Теперь перейдем непосредственно к самой методике съемки фасадов. Какие здесь проблемы и трудности. Ну во первых необходим диагональный окуляр, без него никак. Ну еще можно обойтись если здание не высокое. По другому никак. Вторая сложность нужно создавать репера дополнительные, так как нужно будет делать съемку со всех сторон здания и без перестановок тахеометра не обойтись. Ну и третья сложность это сама работа, довольно таки нудная и трудоемкая. Ведь нужно будет отснять порядка 10 000 точек, а может и больше, в зависимости от высоты здания и его конфигурации. Лично у меня получилось отснять около 5000 точек.

Нужно иметь ввиду что фасадная съемка отличается от обычной, так как она трехмерна. И в качестве третьего измерения будет выступать высота точки, в тахеометре это координата H. Нужно привязаться не только в плане, но и по высоте. Репера дополнительные которые будете создавать тоже должны иметь высотную отметку. По опыту нужно следить за высотой цели на экране тахеометра. У меня изначально высота цели была 0,000 по умолчанию. Иногда я случайно задевал кнопку и у меня изменялась высота цели. Если это вовремя не заметить, то придется перемерять, так как данные у вас будут не верны.

Теперь что касается самой методики измерения отклонений от проекта. После того как я скинул данные с прибора у меня получается следующая картина.

( Кстати я заметил что через макрос геоимпорт можно скидывать за раз не более 200 точек. Я в начале не мог понять, думал точки не сохранились. Но потом разобрался.)

Как мы видим точки наложились друг на друга и не понятно где какая точка, какой этаж и прочее. В принципе можно обзывать определенно точки и делать съемку по этажам. Т.е. сначала сделать съемку по кругу одной плиты перекрытия, потом другой и так далее. Но я так думаю это будет не практично. Гораздо удобнее это сделать с одного места и захватить сразу несколько этажей и фрагментов.

Дальше я просто менял вид сверху на вид сбоку и я уже видел эти точки в другой плоскости.

Затем я копировал каждый этаж, обязательно вместе с нулем. Это координата у которой Х и У равны нулю. Эта точка необходима для того что бы в дальнейшем наложить наши измеренные точки на контур плиты перекрытия. После этого мы можем измерить отклонения от проекта.

На этом все друзья. Я записал для вас еще видео, в котором постарался подробно показать весь процесс изменения вида, наложения, и определения отклонений от проекта. Если что будет не понятно, смело задавайте вопросы в комментариях. Отвечу обязательно.

Зачем нужна фасадная съемка зданий?

Инструментальная съемка фасадов для проектирования

В современном мире нас окружают здания и сооружения. Здания отличаются от сооружений тем, что основной их объем предназначен для проживания и пребывания людей. Таким образом, жилой дом и кинотеатр считаются зданиями, а путепровод и мост — это сооружения. «Лицо» здания — это его фасад.

На вновь построенные здания приятно смотреть, если, конечно, они гармонично вписываются в окружающую среду. Если здание старое, особенно промышленное, его фасад со временем утрачивает былую привлекательность, поэтому, после того, как проведена геодезическая фасадная съемка тахеометром, для него можно спроектировать современный навесной фасад. Более того, часто стены зданий уже не соответствуют современным нормам по энергосбережению, обладая высокой теплопроводностью. Монтаж утеплителя на стены делается по обмерным чертежам, полученным в результате геодезической фасадной съемки.

Подытоживая сказанное, работы по инструментальной съемке фасадов — востребованный вид работ на рынке геодезических услуг. Цены на работы по съемке фасадов зависят от назначения здания (промышленное или гражданское), от плотности застройки вокруг здания и сложности самого фасада (количество и конфигурация оконных проёмов и наличие дополнительных архитектурных элементов). Измерение фасада можно выполнить современными геодезическими приборами — тахеометрами — с точностью до 2 мм.

Полезные ссылки к этому геодезическому рассказу:

Следующий геодезический рассказ про вынужденное изобретение специального устройства для разметки опор при создании реперной системы. Прочитайте его обязательно! Ещё есть маленький рассказ про геодезический сайт нашей топографической фирмы. Мы будем очень благодарны, если Вы поделитесь этим текстом в социальных сетях с помощью вот этих вот кнопочек:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector