Египетский художник-экспрессионист. Hala el Sharouny

Египетский художник-экспрессионист. Hala el Sharouny

Ели мумии и рисовали ими: как «просвещённая» Европа обращалась с наследием Древнего Египта

Есть популярный миф о том, что европейцы очень бережно относились к египетским древностям, а арабы и копты – наоборот, и потому нет совершенно ничего плохого в том, что европейцы вывозили мумии, статуи и сокровища из Египта.

Увы, но на самом деле он мало соответствует действительности. Былая египтомания европейцев заставляет археологов со слезами на глазах подсчитывать потери для истории.

Европейцы ели египтян

Буквально, в Средние века европейцы, посещавшие Древний Египет, добывали мумии из простых гробниц (кладбища обычных людей были не так скрыты, как некрополи царей) и с выгодой продавали их знатным христианам или фармацевтам у себя дома. Вместе с мумиями привозили их забальзамированные внутренности, которые ценились ещё больше.

И высохшее мясо, и внутренности предполагалось есть как надёжное средство при некоторых болезней. Кроме того, что вслух почти не обсуждалось, сонмы любителей алхимии и общения с духами раздирали мумии на ингредиенты, пытаясь использовать трупы древних египтян как специальное магическое средство.

Европейцы рисовали египтянами

В восемнадцатом-девятнадцатом веках мумий стали ввозить чуть ли не в промышленных масштабах, и на поточное производство пустили производство коричневой краски из этого, скажем так, сырья. Производители уверяли, что такая краска даёт особый, «задумчивый» и «туманный» коричневый цвет.

Известен случай, когда художник не мог поверить своим друзьям, что краска «коричневая мумия» делается именно из стародавних трупов, а не названа так только по цвету, и те свозили его на производство. После увиденного художнику стало нехорошо, и свои тюбики с краской он захоронил, чтобы не участвовать в глумлении над трупами.

Эта картина Мартина Дроллинга нарисована преимущественно краской из древнеегипетских трупов.

Европейцы заставляли трупы устраивать стриптиз

Популярной забавой на иных вечеринках было постепенно разворачивать мумию, рассматривая бинты, скрытые в них амулеты и, наконец, само тело. По форме черепа френологи-любители пытались угадать, каким представший перед ними человек был по жизни. Любопытствующие заглядывали в глазницы и в рот. Мумию всячески переворачивали и, в конечном итоге, необратимо повреждали.

Вывезенные статуэтки были повреждены

Египтяне пользовались при изготовлении больших сооружений глыбами гранита, которые долго вытёсывались и так же долго доставлялись, могли делать маленькие статуэтки из бронзы и дерева, но популярнее всего были песчаник и глина. Европейские исследователи девятнадцатого века были далеко не так хороши в транспортировке хрупких вещей, и нередко до музеев Европы доезжали осколки египетских статуэток или растерявшие детали мраморные античные статуи (мрамор как материал довольно хрупок).

Кроме статуэток, оказались разбитыми немало стелл с письменами – то есть письменных свидетельств эпохи. Казалось бы, разумнее всего было бы тщательно их перерисовывать перед перевозкой, но этого очень долго не делали. Современным археологам повезло, что осталось так много более или менее целого – потому, что Древний Египет существовал тысячи лет и оставил после себя, соответственно, очень много надгробий, статуй, игрушек, утвари и просто мертвецов.

Не все статуи и предметы утвари добрались до Европы целыми.

Обелиски на улицах

Ещё древние римляне стали вывозить египетские обелиски как трофеи – так они расходились по Европе. Европейские авантюристы, приезжавшие вслед за крестоносцами или просто паломничать по местам, упомянутым в Ветхом Завете, тоже порой выкупали на память «каменюку». А что – она узкая, хоть и длинная, транспортировать не очень сложно, а при этом вся узорчатая.

Обелиски были сделаны в Древнем Египте так, что идеально подходили для векового стояния в местном климате. В более влажной и холодной Европе их поверхность разрушалась, в ходе военных действий или уличных беспорядков их роняли и разбивали, а ведь они были также письменными памятниками древней цивилизации – узоры на их боках были египетскими иероглифами. И тем не менее, ещё немало этих столбов украшает города.

Впрочем, не стоит напряжённо разглядывать каждый обелиск в Европе – не все из них настоящие. Всё, что может быть красивого создано за морем, решили европейцы, можно и сделать на месте, зачем зря возить? Так что на улицах можно увидеть и просто копии, «читать» которые бессмысленно. А вот некоторые настоящие обелиски туристам кажутся местными, потому что на их вершинах установлен крест. На самом деле, крест этот прикрепляли уже на месте, чтобы «заглушить» языческий дух – мало ли, что там на «каменюке» написано.

Не только европейцы

Арабы, конечно, тоже не отличались щепетильностью по отношению к наследию язычников. Среди них были учёные, которые тайно занимались магией и потому ценили всё древнее и необычное, но остальных, например, не устраивали изображения людей. Так, один фанатик ещё в шестнадцатом веке отстрели сфинксу нос из пушки. А в деятнадцатом веке неравнодушным к науке европейцам пришлось долго уговаривать египетского правителя-мусульманина не разбирать одну из пирамид на постройку плотины. Дело решили два пиастра – именно на столько обходился один блок из пирамиды дороже такого же блока, подвезённого с каменоломни. Великую гробницу оставили в покое.

Впрочем, массового уничтожения наследия древней цивилизации не наблюдалось. В наше время египетские власти, точно так же, как современные европейцы, заботятся о наследии страны. Несомненно, на это оказали влияние западные учёные, но грабить для этого было совершенно необязательно.

Читать еще:  Дизайнер и иллюстратор Shalimar Luis

Следы описанного в папирусах лечения обнаружены у египетской мумии

Ученые из университетов Гранады и Хаэна (Испания) при обследовании женской египетской мумии обнаружили древнейшие свидетельства гинекологического лечения.

Краткий отчет об открытии опубликован на сайте Университета Гранады. Сообщается, что ученые исследовали мумию женщины, обнаруженную во время раскопок 2017 года в Куббет эль-Хаве, на южной границе Египта.

Мумия была найдена в гробнице с условным обозначением QH34. Она находилась в погребальной камере, расположенной под землей. К ней вела вертикальная шахта, прорезанная в скале. Кстати, в этой камере было обнаружено десять неповрежденных захоронений.

Мумия женщины сразу привлекла внимание ученых. Первые же анализы показали, что она получила серьезную травму таза. Произошло это, по оценкам исследователей, в 1878-1797 годах до нашей эры. Вероятно, ее мучили сильные боли.

Анализ останков провела группа во главе с Мигелем Ботеллой. Она и выявила следы гинекологического лечения, которые на данный момент являются древнейшими в своем роде. Установлено, что женщину древние врачи лечили при помощи методов, описание которых ранее было найдено в текстах древних папирусов.

Пациентку, по сути, подвергали дезинфекции. А делали это способом, который в наши дни известен как фумигация — уничтожение возбудителей болезней при помощи ядовитых газов и паров. В наши дни этот способ используют для лечения растений, а в Древнем Египте, как оказалось, его использовали «гинекологи».

«Самое интересное в этом открытии — это не только задокументированные данные о паллиативном гинекологическом лечении, уникальном для египетской археологии, но и то, что этот тип лечения с помощью фумигации был описан в медицинских папирусах того времени», — говорит египтолог Алехандро Хименес.

Ученые отмечают, что около 4000 лет назад в данном районе Верхнего Египта методы мумификации еще не были достаточно эффективными. А самой мумификации подвергали только представителей высшего слоя общества.

Это подтверждают и найденные мумии. Они были обернуты толстыми слоями льняных бинтов. Это помогло скелетам хорошо сохраниться и не истлеть. Изученная антропологами мумия также принадлежала женщине из высокого социального класса. Она носила имя Саттжени, оно было написано на крышке ее саркофага.

Интересно, что полностью звали ее Саттжени А. Ученые считают, что имя Саттжени, вероятно, очень часто встречалось среди женщин высшего сословия. Поэтому к нему полагалось небольшое дополнение, указывающее на конкретную Саттжени.

«У мумий присутствовал погребальный инвентарь, как правило, это были ожерелья разных типов, — говорит ведущий автор исследования Мигель Ботелла. — У некоторых из них были маски для лица. Мумии хранились внутри прямоугольных саркофагов, которые были поставлены друг на друга. Сверху эти гробы были покрыты иероглифическими надписями, которые плохо сохранились из-за термитов».

Судя по всему, мумия Саттжени А была последней мумией, которую опустили в данную погребальную камеру перед тем, как вход в нее был закрыт.

Великий художник-экспрессионист погиб от гриппа. Трагедия семьи Эгона Шиле

Этот грипп, бивший ознобом, вызывавший высокую температуру, ломоту и головную боль, давал сильные осложнения на легкие: человек начинал харкать кровью и сгорал за несколько дней. 19 октября 1918 года жена Эгона Шиле заболела «испанкой».

Музей Леопольда в Вене знаменит тем, что здесь хранится самая большая коллекция работ Эгона Шиле, выдающегося австрийского художника-экспрессиониста. Но понятия «коллекция» и «экспозиция», к сожалению, не тождественны: фонды музеев зачастую недоступны для широкой публики, которой только и остается, что изучать художника по репродукциям, пытаясь составить мнение о его разностороннем творчестве по картинкам каталога, не всегда точно попадающим в цвет.

2018 год особенный – в конце февраля музей представил «Юбилейную выставку», посвященную столетию со дня смерти художника: огромное число графических и живописных произведений, фотографии и письма. На выставке можно увидеть не только его многочисленные автопортреты, по числу которых он обошел даже Рембрандта. Эта колоссальная ретроспектива покажет, как ученик Климта самоуверенно разрывает с традициями и проходит яркий путь от экспрессионизма с дерганными линиями и искривленными позами, из-за которых героям работ Шиле приписывали дистонию, до более плавного и мягкого рисунка. В поздних произведениях художника такие темы, как сложные взаимоотношения с матерью и дерзкие образы обнаженных острых подростков уступают место вдумчивому, практически академическому портретированию мужчин и женщин.

За всю свою жизнь Шиле создал около 250 живописных произведений и примерно 2000 графических листов, и это огромное число, когда ты знаешь, что художник умер в 28 лет. Например, в 28 лет ван Гог только начал писать, а Малевича во второй раз не приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но Шиле, анфан терибль, торопится жить, и в 1918 году для него эта самая жизнь, казалось, только начинается. Первая Мировая война клонится к своему закату, и Шиле, призванный в армию, но так и не видевший настоящей мясорубки, возвращается домой. В это время, перенеся инсульт, умирает Густав Климт, и лавры главного австрийского художника переходят его ученику. Шиле оформляет 49-ю выставку Венского союза художников, и главные залы этой выставки отданы ему. О нем пишут газеты, слава растет, его жена Эдит ждет ребенка, супруги покупают красивый дом, где хотят открыть школу живописи, и тут все обрывается — по Европе идет «испанка».

Читать еще:  Искусство лечит

Эгон Шиле. Портрет Эдит Шиле

Испанский грипп — величайшая пандемия XX века, которая убила больше людей, чем снаряды, пули и газовые атаки Первой Мировой. Болезнь появилась не в Испании, но именно здесь вышли первые публикации о ней. Дело в том, что в стране придерживались нейтралитета, а остальные мировые державы, ведущие боевые действия, не хотели сеять панику, и военная цензура просто не пропускала тревожные сообщения.

Перекинувшись из Китая в Северную Америку, «испанка» очень быстро завоевала Европу, убивая не детей и стариков со слабым иммунитетом, а в основном молодых здоровых людей в возрасте от 20 до 40 лет. Вскоре она подчинила себе весь мир: «испанкой» была заражена примерно четверть населения земного шара. Были деревни, где некому было хоронить мертвецов, были общие могилы, было более 50 миллионов умерших. На огромных заводах не хватало рабочих, не проводились общественные мероприятия, в трамвай не пускали без повязки на лице. Этот грипп, бивший ознобом, вызывавший высокую температуру, ломоту и головную боль, давал сильные осложнения на легкие: человек начинал харкать кровью и сгорал за несколько дней. 19 октября 1918 года жена Шиле заболела «испанкой».

Шиле женился на Эдит Хармс в июне 1915 года, и спустя 4 дня он, которому удавалось избежать призыва на протяжении целого года, был мобилизован. Его отправили в Прагу, причем Эдит поехала за ним, и так как военное начальство было лояльно к талантливому художнику, супруги могли встречаться. Через 2 года война для него закончилась, и Шиле вернулся в Вену.

Эгон Шиле. Семья

В своем полотне «Семья», которому суждено было стать последней его живописной работой, он изобразил обнаженных мужчину и женщину, задумчивых и меланхоличных. Мужчину Шиле писал с себя, образ женщины, как говорят исследователи, несколько раз перерабатывался, и итоговая версия не имеет ничего общего с обликом Эдит – художнику, скорее всего, позировала приглашенная натурщица. Изменилась и композиция – вместо букета, первоначально написанного у ног женщины, Шиле поместил маленького ребенка, которого писал со своего племянника Тони. После этого первоначальное название «Пара, сидящая на корточках», под которым работа экспонировалась в марте, было изменено на «Семью».

В этом полотне уже нет резких ломаных линий, присущих Шиле, плоскостности, разобщенности персонажей — художник создает для себя новый живописный язык. Ребенок не становится смысловым центром и композиционно не объединяет мать и отца, как это часто бывает в семейных портретах, но является своеобразным рефреном: прижимаясь к ногам матери, изображенный на ее фоне, он находится под защитой взрослого, тогда как сама женщина сидит между разведенными ногами своего мужа, и вертикали (спинка стула, стенки кушетки, руки мужчины) усиливают этот визуальный эффект, ощущение защищенности.

Эгон Шиле. Портрет умирающей Эдит Шиле

Тема семьи становится важной как никогда, поскольку Эдит беременна. Шиле не писал ей любовных писем, но часто портретировал, и понимая, что Эдит уже не сможет победить «испанку», он делает карандашный набросок своей жены. Это быстрая графическая зарисовка: высокая прическа, узнаваемые черты, чуть уставшее выражение лица с полуприкрытыми глазами, воротник платья, кольцо на пальце, 27.X. На следующий день Эдит, будучи на шестом месяце беременности, умерла, а через 3 дня, в день ее похорон, скончался и сам художник: «Война окончена, и я должен уйти. Мои работы следует показывать во всех музеях мира».

В Египте сделана крупнейшая находка года (23 фото)

Только 3 октября министерство демонстрировало предыдущую партию древних артефактов – тогда сообщили об обнаружении 59 саркофагов. На этот раз запечатанные саркофаги и статуи, захороненные более 2500 лет назад, выставили у подножия знаменитой Ступенчатой ​​пирамиды Джосера в Саккаре.

На пресс-конференции министр туризма и древностей Египта Халед Эль-Энани выступил перед группой послов и представителей СМИ. Прямо на мероприятии была сделана рентгенография одной из мумий, чтобы определить ее возраст, пол и способ мумификации.
«Мы позаботились о мельчайших деталях, а ее лицо очень красиво. На мой взгляд, эта мумия принадлежит к эпохе Птолемеев», — прокомментировал Генеральный секретарь Высшего совета по делам памятников древности Египта Мустафа Вазири.

Министр древностей и туризма Египта добавил, что COVID-19 не помешал его коллегам раскапывать новые сокровища в некрополе Саккара. Эль-Энани подчеркнул, что он безмерно горд открытиями года, которые были сделаны египетскими командами без участия иностранцев.

Вазири рассказал, что деревянные саркофаги были обнаружены в погребальных колодцах глубиной в среднем 12 метров.

Династия Птолемеев правила Египтом около 300 лет — примерно с 320 г. до н.э. до примерно 30 г. до н.э.

В большинстве саркофагов находятся человеческие мумии. Предварительные исследования показали, что недавно обнаруженные гробы принадлежат фараонам 26-й династии, высшим должностным лицам и элите.

«Сегодня еще не конец этого открытия, я считаю это только началом», — заявил Эль-Энани. По словам министра, на данный момент археологам удалось открыть лишь один процент от общего числа артефактов в данной зоне.

В очень хорошем состоянии были обнаружены несколько деревянных статуй, а также цветные и позолоченные погребальные маски.

Статуэтки покровителя некрополя Саккара — бога Птаха-Сокара-Осириса были найдены нетронутыми.

Саркофаги оказались изготовленными из местной древесины.

Среди находок — несколько статуэток ушебти, которые древние египтяне клали в могилы — для служения покойному в загробной жизни.

Читать еще:  Диковинные зверушки Brynn

Расписные саркофаги были спрятаны в нише погребальной камеры на дне глубокого колодца, вход в который был закрыт каменной плитой.

Все эти артефакты извлекли из колодцев, которые были запечатаны на протяжении 2500 лет.

Местечко Саккара находится примерно в 30 км к югу от Каира. Оно известно древнейшим некрополем Мемфиса — столицы Древнего Царства.

В Саккаре находится более десятка пирамид, древних монастырей и мест, где раньше хоронили священных животных.

Известный египетский египтолог Захи Хавасс сказал, что в мастерских древней Саккары занимались мумификацией и изготовлением саркофагов, а открытия этого года обогатят наши познания о технологиях и религиозных культах 2500 летней давности.

На июнь 2021 года запланировано открытие Большого египетского музея, коллекции которого пополнят находки из Саккары. Масштабный музейный комплекс возведен в двух километрах от комплекса знаменитых пирамид в Гизе. Главной его достопримечательностью станет полное собрание — 5000 предметов из гробницы Тутанхамона из нынешнего Египетского музея в Каире (которому на днях исполнилось 118 лет).

Еще 45 000 экспонатов переедут в главный музей страны из хранилищ и музеев в Луксоре, Асьюте, Фаюме, Александрии и других мест.

Теперь же Министерство туризма и древностей готовит масштабную процессию для перевозки королевских мумий из Египетского музея на площади Тахрир к месту их постоянной экспозиции в Большом египетском музее, на которую будут приглашены дипломатов из разных стран и журналисты мировых СМИ. Власти страны рассчитывают, что то событие привлечет внимание всего мира, и планируют устроить шествие, достойное грандиозной древнеегипетской цивилизации.

На новое место перевезут 22 правителей (18 фараонов и 4 их жен) и 17 саркофагов, относящихся к 17, 18, 19 и 20 династиям. Среди них будут мумии Рамзеса II, Тутмоса III, Сети I, царицы Хатшепсут и королевы Меритамен, жены Аменхотепа I, а также королевы Яхмос Нефертари, жены Яхмоса I.

Digest Знания

| Арт Искусство | Живопись | Fashion | Life Style | Фотомодели | Талантливые люди | Философия

Египетский художник Валид Эбейд: реалистический экспрессионизм

В начале XX века, в мире изобразительного искусства, появилось множество течений живописи, которые описывали современные реалии человеческого бытия. Среди них и стиль экспрессионизма, которому египетский художник Валид Эбейд (Walid Ebeid), смог придать актуальность настоящего времени.

Экспрессионизм феминной реальности Валида Эбейда

Нужно отметить, что течение экспрессионизма, часто можно спутать с импрессионизмом. Но в отличии от последнего, экспрессионизм не столь позитивен. И является скорей декадентским направлением современного искусства. В таком смысле, для художественной экспрессии характерно искажение фигур и образов. А также нарочитая чувственность идей, заложенная в работах художников этого направления.

Любопытно, что египетский художник Валид Эбейд, создал свой стиль экспрессии. Такой стиль выглядит более реалистично, за счет мелких деталей в сюжетах его картин. Множество деталей не характерно для классического экспрессионизма. Но именно на них, а не на фигурах людей, мастер творит свои идеи.

Валид Эбейд современный художник. Поэтому, как для любого человека XXI века, для него характерно увлечение множеством мелких идей, конструкций и смыслов. Эбейд понимает, что прошлые концепты экспрессионистов уже не могут принести результатов. А также оказать на зрителя значительное влияние. Поэтому живописец и взял за основу сюжетные линии, где вещь и предмет выводятся на первый план.

На Валида Эбейда яркое влияние оказал такой мастер экспрессии как Эгон Шиле. Но у этого художника порога XIX-XX века абсолютно отсутствовали детали в картинах. Именно это дополнил Эбейд, в своем реалистичном экспрессионизме.

Сюжетная линия Валида Эбейда

Стоит отметить также феминную тему в работах художника. Кроме экспрессии в работах художника присутствует и актуальная социальная тема, связанная с бытом и бытием женщины. Художник родился в Египте и является одним из немногих живописцев, кто посвятил свои работы проблемному бытию женщины своей страны, конечно выраженному как чувственная экспрессия.

Основной чертой в работах египетского художника является не только наличие мелких деталей, но и взгляд самих сюжетных фигур его картин. Художник применительно к образу его портретных рисунков, работает в стиле «позитивной задумчивости». Иногда создается впечатление, что мастер стоит на грани позитивного импрессионизма и туманной экспрессии.

Его идеи «позитивной задумчивости» выражены не в мысли. Стороннему наблюдателю иногда кажется, что герои его картин не думают совсем. Именно в отсутствии мысли и проявляется позитивный момент его персонажей, взгляды которых направлены в одну точку, искусно созданную художником.

Творческая биография Валида Эбейда

Валид Эбейд родился в Каире, в 1970 году. Детские годы Валид провел в Йемене, куда переехала его семья, по причине длительной командировки его отца, который служил офицером.

Жизнь в Йемене, быт и социальная культура этой страны, значительно повлияли на работы художника. Именно там он стал сталкивать с социальным неравенством по отношению к женщине. Художник стал писать свои картины в возрасте восьми лет. В каире он получил образование на факультете изящных искусств.

Люди считают меня феминистом. Однако это не так. Это не значит, что я не поддерживаю женщин, но это означает, что я в целом предвзято отношусь к человечеству. К его уязвимости и несправедливости. Вот почему женщины в основном представлены в моих картинах, — потому что они угнетены и лишены своих прав, — рассказывает Валид Эбейд.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector