Евросюрреализм. Viktor Safonkin

Евросюрреализм. Viktor Safonkin

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • искусство (3712)
  • живопись (2142)
  • фото (2135)
  • история (1595)
  • видео (724)
  • архитектура (685)
  • genius loci (659)
  • актуальное (633)
  • свидетельства очевидцев (627)
  • литература (621)
  • биографии (595)
  • юмор (561)
  • музыка (547)
  • животные (478)
  • абсурд (430)
  • фотоискусство (426)
  • черно-белое фото (415)
  • мифология (295)
  • ночное (198)
  • живая память народа (192)
  • художники шутят (126)
  • самиздат (125)
  • философия (106)
  • кич (79)
  • homo homini (72)
  • оружие (39)
  • спорт (37)
  • секс (35)
  • религия (21)
  • энциклопедия заблуждений (20)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Виктор Сафонкин — художник-самоучка. Часть 1.

Виктор Сафонкин родился 22 августа 1967 в Мордовии в городе Саранске, после средней школы закончил машиностроительный техникум, никогда не посещал даже изостудии, и первой датой своей художественной биографии считает 1990 год. В настоящее время живет в Чехии, у него собственная картинная галерея «Парнас», расположенная в самом центре Праги с постоянной экспозицией, есть круг ценителей, покупателей и коллекционеров. Художник активно сотрудничает с музыкантами: он оформлял альбомы групп „Killing Joke“, „October File“, „Viva Death“.

Его работы находятся в крупнейших „профильных“ музеях — итальянском Международном музее сюрреализма (Museo Internationale D’Arte Surrealista, Gallipoli) и голландском Музее фантастического реализма (Museum of Fantastic Realism, Zeist), среди прочих наград он удостоен приза Международного альянса Сальвадора Дали.

Техника создания работ художника уникальна, является продолжением традиций старинных мастеров, использовавших многослойное наложение краски. Для создания только одной работы Виктору подчас требуется несколько месяцев. Уже несколько лет он живет и творит в Праге, владея одной из самых престижных картинных галерей в самом центре чешской столицы.

Сафонкин является почитателем творчества Здислава Бекшиньского, а также Босха и Г. Р. Гигера. Самый известный из ныне живущих представителей сюрреализма, экстравагантный Эрнст Фукс оценивает талант Сафонкина как „сильнейший из встреченных им за последние годы“. Виктор Сафонкин — обладатель диплома чешской Академии Масарика, медали Франца Кафки, присуждаемой Европейским обществом Праги, и приза Международного альянса Сальвадора Дали.

Признали его и на родине — в 2011 году прошла его выставка в Государственном Русском музее. В нынешнем году в Киеве, в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко впервые на Украине прошла выставка его картин. 35 работ, объединенных названием «Незримые миры», созданные художником в 1999-2012 годах, предоставлены частными коллекциями и галереями мира, признав Виктора Сафонкина сложившимся классиком европейского символизма и сюрреализма. Из Киева экспозиция уехала на следующую выставку — в Германию.

(Огромное спасибо Sergey1958 за находку этого золота самородного )

Евросюрреализм. Viktor Safonkin

Виктор Сафонкин родился 22 августа 1967 в Мордовии в городе Саранске, после средней школы закончил машиностроительный техникум, никогда не посещал даже изостудии, и первой датой своей художественной биографии считает 1990 год. В настоящее время живет в Чехии, у него собственная картинная галерея «Парнас», расположенная в самом центре Праги с постоянной экспозицией, есть круг ценителей, покупателей и коллекционеров. Художник активно сотрудничает с музыкантами: он оформлял альбомы групп „Killing Joke“, „October File“, „Viva Death“.

Его работы находятся в крупнейших „профильных“ музеях — итальянском Международном музее сюрреализма (Museo Internationale D’Arte Surrealista, Gallipoli) и голландском Музее фантастического реализма (Museum of Fantastic Realism, Zeist), среди прочих наград он удостоен приза Международного альянса Сальвадора Дали.

Техника создания работ художника уникальна, является продолжением традиций старинных мастеров, использовавших многослойное наложение краски. Для создания только одной работы Виктору подчас требуется несколько месяцев. Уже несколько лет он живет и творит в Праге, владея одной из самых престижных картинных галерей в самом центре чешской столицы.
Сафонкин является почитателем творчества Здислава Бекшиньского, а также Босха и Г. Р. Гигера. Самый известный из ныне живущих представителей сюрреализма, экстравагантный Эрнст Фукс оценивает талант Сафонкина как „сильнейший из встреченных им за последние годы“. Виктор Сафонкин — обладатель диплома чешской Академии Масарика, медали Франца Кафки, присуждаемой Европейским обществом Праги, и приза Международного альянса Сальвадора Дали.

Признали его и на родине — в 2011 году прошла его выставка в Государственном Русском музее. В нынешнем году в Киеве, в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко впервые на Украине прошла выставка его картин. 35 работ, объединенных названием «Незримые миры», созданные художником в 1999-2012 годах, предоставлены частными коллекциями и галереями мира, признав Виктора Сафонкина сложившимся классиком европейского символизма и сюрреализма. Из Киева экспозиция уехала на следующую выставку — в Германию.

(Огромное спасибо Sergey1958 за находку этого золота самородного )

В конце подборки ссылки будут продублированы.

Преимущество жителей России в том, что мы знаем вкус всего — и тоталитаризма, и либеральных свобод…

Живущий в Европе саранский художник Виктор Сафонкин — «Столице С»

«Я окончил среднюю школу, потом получил техническое образование… Это не дало мне ничего, не заполнило даже маленький уголок моего мозга. Я чувствовал себя бесполезным…» Решительно уехав в 90-е годы из Мордовии вместе с семьей и поселившись в Праге, уроженец Саранска Виктор Сафонкин так описал свое советско-российское прошлое в небольшой автобиографии на личном сайте. Похоже, малая родина ответила взаимностью — местное информационное пространство «знает» о господине Сафонкине чуть больше чем ничего. В Европе же регулярно проводятся его выставки, его картины стоят десятки тысяч евро, а его имя стало символом европейского сюрреализма. Виктор Сафонкин — единственный из мордовских художников, кто может похвастаться персональной выставкой в самом большом в мире музее русского искусства — Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). О мордовских типажах, республике 90-х годов и том, как научить слона рисовать, с 48-летним мастером поговорил ДЕНИС ТЮРКИН

Читать еще:  Детские картины. Bob Byerley
Мордовия

Смотрю на ваши картины и будто узнаю жителей мордовии. Ну, мордовские же типы! Скуластые, жилистые, с глубоко посаженными глазами… вы находите схожесть героев ваших творений с типичной мордвой?

Про типажи и их этническую принадлежность никогда не задумывался… Для меня важна темпоральность (временная сущность явлений — «С») и гармония; хотя допускаю: где родился, таким и отобразился!

Вас не обижает тот факт, что некоторые мордовские коллеги, зная о вашем прошлом и отсутствии профильного образования, считают вас непрофессиональным художником?

Персональная выставка в Русском музее — и есть ответ о моем непрофессионализме. Я каждодневно работаю, и это не только мое увлечение, но и заработок. Это моя визуальная философия. Если имеется в виду отсутствие специального образования, то научить такому ремеслу можно и слона, важно лишь быть убедительным. Ведь ремесло — всего лишь инструмент. Вас научат рисовать, но не научат быть художником! Не каждый оформит полученное знание в собственную отличающуюся от прочих концепцию. Главное, было бы что сказать, а ремесло поможет выразить.

С удивлением узнаю о том, что ни одной вашей работы нет в саранском музее имени Эрьзи. Могли бы подарить музею одно полотно, если вас попросят?

Подарить могу, но не имею возможности. Придет время, и я сделаю это с удовольствием. Мне не жалко.

Talking with Birds / Разговор с птицами, 2010 | Do not even take in head to offend children / Даже не вздумайте оскорбить детей, 2011

Многие ваши картины по настроению мрачные, тяжелые, давящие. Можно ли считать, что и большинство почитателей вашего таланта и покупателей картин люди с таким же настроем?

Давящие? Мрачные? Не соглашусь! В них больше прогрессивной силы и надежды, веры и здравомыслия. У меня идеалистический склад ума, это естественно для творческого человека. Это помогает мне, как алхимику, выделять из собственного несовершенства и неоднозначности общества свой мир, свою веру и надежду на лучшее. Но для этого нужна бескомпромиссная борьба персонажей — героев в моих работах. И все они — лучшая или несовершенная часть самого меня.

Есть мнение, что вот этот ваш «тяжелый стиль» сформировался под влиянием непростой жизни в Мордовии в конце 80-х — начале 90-х, когда, по сути, на улицах шли локальные войны. Есть доля правды в таком взгляде на ваше творчество?

Все мое останется со мной. Начало 90-х действительно было мрачным и трудным, но важным переломом для России и всех нас: это было время перерождений и духовных накоплений. Мы алчили свобод и их получили, путая данную свободу со вседозволенностью, а многие завязали свои собственные кармические узлы. Но без этого шага Россия не осознала бы себя по-новому, не увидела бы нового подтверждения своего особого пути и значения. Мы ухитрились вкусить грязи и родника. Но это полезная корректировка общества и сознания людей помогла нам выстоять. Теперь мы знаем вкус всего — и тоталитаризма, и либеральных свобод, и в этом наше преимущество, наш иммунитет. Я вообще разделяю высказывание, что цивилизация начинается с табу. Жаль, что все проходит путем проб и ошибок. Мы в процессе… И это смятение и борьбу я подсознательно отражаю в сюжетах работ, это мои сомнения и мои победы. Это и есть отражение внешних факторов нового времени и Возрождения нашей Родины, и, надеюсь, меня лично!

Европа

Вас уже называют классиком европейского символизма и сюрреализма. Возьмете на себя такое звание?

Понятие «евросюрреализм» лишь отражало мою сопричастность и ориентирование в живописи. Я большой поклонник Иеронима Босха (нидерландский художник, работавший на рубеже 15–16 веков — «С»), Арнольда Беклина (швейцарский живописец 19-го века — «С»), Здислава Бексиньского (польский художник 20-го — начала 21-го веков — «С»), раннего Эрнста Фукса и Ханса Рудольфа Гигера (оба австрийские живописцы, наши современники — «С») с его психоделическими переживаниями готического ужаса. Возникновение моих тем происходит от разных источников — музыки, увиденного, прочитанного… Они, словно ключи, открывают нужные двери, и уже оттуда, как из клубящегося облака, возникают темы. Проникая в эту туманную субстанцию, вижу проявляющиеся детали будущих картин. Остальное — домыслы и выдуманное журналистами для красного словца. Могу только надеяться, что моя идея в символическом искусстве была актуальной. Но, думаю, это пройденный этап.

And you did not believe!? / И вы не поверите. 2016

Кем был обычный посетитель вашей пражской галереи? Кто он — тот европеец? Молодой ли? Или пожилой? С достатком или небогат? Клерк ли, студент ли, или успешный топ-менеджер? Расскажите о европейских почитателях вашего таланта.

Галерею посещали разные люди, кроме случайных. Человек ведь сознательно ищет, и без личного побуждения его арканом в такие места не затащить.

Ваши работы стоят солидных денег. Вам льстит осознание этого факта?

Это мне не льстит, но меня радует возможность жить и заниматься любимым делом.

Какую выставку или событие в вашей творческой жизни на данный момент считаете пиком карьеры?

Однозначно — выставка в Русском музее Санкт-Петербурга. Вообще, оценка работников музея, обладающих исчерпывающими знаниями, и есть профессиональная оценка твоей работы. В моей «копилке» три музея и артфэйры (художественные ярмарки — «С») в США (Нью-Йорке, Майями), Бельгии, Германии (Берлине) и аукцион в Лондоне. Также я периодически участвую в выставках современного искусства Русского музея.

Читать еще:  Живопись маслом и акрилом. Ivan Pili

Ожидать ли ваших выставок в 2016 году в России и Мордовии?

Будем очень стараться провести выставку, пока не скажу, когда. От меня мало что зависит. Но есть возможности у людей, которые в силах это организовать.

Планы

В конце 2015 года закрылась ваша галерея в Праге. Что случилось?

Просто моя пражская галерея ушла в небытие. Этому поспособствовал ряд рациональных обстоятельств. Первый раз в жизни я решил поработать с партнерами, но их недальновидность и незнание специфики убили галерею. Но не художника. Ну и Бог с ними. Прага была для меня «домиком в деревне», мистической атмосферой, которая неустанно инспирировала мое ограниченное ленивое Я. Думаю о глобальном рынке искусства. Возможно, открою галерею в немецком Штутгарте. Планов у нас громадье. Сейчас работаю над новым видением, формой… Можно сказать, нахожусь в поиске расширения творческого самовыражения.

Worship to Emptiness / Поклонение Пустоте, 2015

Часто приезжаете в Саранск? Общаетесь с кем-то из Мордовии?

Не часто, и от этого, естественно, тоскую. Родина и встреча с родными имеет свойство излечивать некоторые накопленные недуги. Хотя благодаря возможности смотреть российские телеканалы и общаться с родными посредством гаджетов ностальгия, бывает, сводится к минимуму. Вдобавок я нелюдим и могу неделями не выходить из дома, пребывая и изучая «собственные миры», при этом думая, что не уезжал из России. Общаюсь ли с кем-то из Мордовии? Большей частью — с родными и узким кругом друзей…

Мордвин Виктор Сафонкин – творец символического фантастического искусства

Любите ли вы сюрреализм? Интересны ли вам полотна Дали, Босха, Брейгеля и остальных? Если – да, то вы без сомнения знакомы и с родственным стилем виженари – арт, ярким представителем которого является Виктор Сафонкин.

Он живет в Чехии, у него собственная картинная галерея «Парнас», расположенная в самом центре Праги. Он имеет прочную репутацию одного из интереснейших чешских живописцев. А родился Виктор в Саранске в 1967 году. Недавно ему исполнилось 43 года. Он сначала учился в саранской школе №28, затем в школе №31, закончил машиностроительный техникум. Он — самоучка, специально живописи не обучался, за плечами нет даже художественной школы. Тем не менее -талант признанный.

Несмотря на то, что Сафонкин находится на гребне русского искусства в эмиграции и живет за рубежом уже не один десяток лет, он не забывает своей малой родины и считает себя мордвином. Сейчас он в очередной раз приехал навестить своих родных и близких и ответил на несколько вопросов нашего корреспондента.

-Меня всегда тянуло на родину. Вот и сейчас: четыре года не был здесь и соскучился ужасно, — откровенничает Виктор — И тянет меня не в Россию, не в Москву, а конкретно – в Мордовию, в Саранск. Мне приятно походить по этим улицам, пообщаться с земляками.

У меня мама-мордовка, жена-мордовка. Скоро в России состоится перепись населения. Мне кажется, что для любого народа важно идентифицировать себя со своим народом. И думаю, что если у жителя республики есть хоть толика мордовской крови, то он не задумываясь должен записаться мордвином. Я также на уровне подсознания, скелетировано ощущаю себе мордвином. Несмотря на то, каком языке мне приходится общаться повседневно: на русском, английском или чешском.

-Виктор, Вы- самоучка, нигде специально живописи не учились. Как же получилось так, что стали художником?

-Мое неучение мне помогло. Здесь главное желание. Важны не знания, а овладение техникой живописи, чтобы развить талант. Хотя поначалу желание учиться у меня было. После школы была задумка поехать в Питер, поступить в академию имени И.Репина. Но родные отговорили: «там 25 человек на место, а ты даже художку не заканчивал». Засомневался я тогда в своих силах, в способностях.

«Сознательно» творить Сафонкин стал в 22 года. Ему повезло в том, что он с самого начала выбрал тот стиль, какого и придерживался в дальнейшем. Не было метаний между портретной живописью и пейзажами. Монстры его влекли всегда. Только вначале у него был чистый сюрреализм, «а-ля Сальвадор Дали», а теперь свой стиль он склонен называть символическое фантастическое искусство. Когда он впервые стал посылать свои картины на выставки, знающие люди посоветовали ему попытать счастья в Европе, конкретно в Чехии. Там много картинных галерей и развит выставочный бизнес. И, действительно, Европа помогла ему раскрыться.

— В Чехии хорошо проходят выставки моих картин, — рассказывает Сафонкин. — У меня сейчас появилась собственная галерея, где в наличии постоянная экспозиция моих произведений. Меня неплохо принимают и в Германии, им близки эти монстры, ужастики, войны. Но все же Чехия мне ближе. Это — славянское государство и менталитет здешних жителей чем-то сродни россиянам. Европа помогла мне сделаться художником до конца, обрести свой стиль, найти свое направление, «рамки» творчества. Я востребован. Для российской живописи мое искусство нетрадиционно. Там на каждой картине художника присутствует временная печать. А мое искусство вне времени. Вы можете на моих полотнах увидеть средневековых рыцарей с современным оружием в руках. Для меня главное не точность в изображении, важнее показать зло. Символическое зло, с которым идет постоянная борьба. И эта война, показанная на большинстве моих картин, живет внутри меня. Мое информационное поле диктует мне сюжеты. И этот процесс непрерывный. Я и в настоящее время проецирую внутри себя то, чем буду заниматься в Праге.

-У Вас есть любимые художники или кумиры, на которых хотелось бы равняться?

Читать еще:  Идеальный баланс. Angela Bentley Fife

— Есть. И их немало. И современники, и не совсем. Босх, Брейгель, Бэкман, Фукс, Гигер, Бексинский. Мы с ними «говорим на одном языке». Это своего рода психоделическое искусство. У меня много знакомых среди музыкантов, «работающих» в тяжелом ключе. Нередко они обращаются ко мне с просьбой: использовать мои картины как иллюстрации на их новых альбомах. Я сам часто слушаю музыку именно такого направления. В чем-то вдохновляет. Из русской музыки я предпочитаю панк и покойных ныне Александра Башлачева и Егора Летова («Гражданская оборона»). Кстати, с Летовым у меня была договоренность и я хотел предоставить ему каталог своих картин, но не успел – он умер.

-У Вас есть планы на проведение новых выставок? Где они будут?

-Над проведением выставок я работаю всегда. Это процесс непрерывный. Не так давно я выставлялся в Калифорнии, в Голливуде. Очередная выставка моих полотен пройдет в марте будущего года в Берлине. Затем рассчитываю на выставку в России, в Санкт-Петербурге.

-Сколько картин у Вас в арсенале?

-Боюсь ошибиться, но думаю, что около 500 работ наберется.

— Ваши дети не пошли по стопам отца?

-У меня один сын Вячеслав. Ему уже 22 тогда. Он начинал писать, и вроде бы получалось. Но потом не срослось, забросил.

Он не сказал о наличии его работ в солидных частных и публичных собраниях Европы, а в том, что они есть, сомневаться не приходится. Как и не счел нужным назвать стоимость его картин, хотя бы приблизительную. Приходится только догадываться. Тем не менее приятно, когда нашим земляком является художник такого плана. Мирового уровня.

Н. И. Рокунова. Европейский сюрреализм из российской провинции

Европейский сюрреализм из российской провинции

Н . И . Рокунова , преподаватель кафедры иностранных языков Саранского кооперативного института, канд. культур.

Если поинтересоваться у среднестатистического обывателя, что такое сюрреализм, то, как правило, услышишь: Сальвадор Дали, паранойя, искусство психически нездоровых людей. Более осведомленный человек скажет: французское общество литераторов и художников начала и середины XX в. во главе с Андре Бретоном. Все вышеперечисленное в какой-то степени верно и относится к сюрреализму, но парадокс сюрреализма заключался в невероятном сплаве грубого, примитивного натурализма и утонченного интуитивизма. Он стал жизненной философией большого круга поэтов и художников ХХ в., а главное — и сегодня достаточно обширен круг его сторонников.

Сюрреалистические идеи проникли далеко за пределы европейских столиц, оказав огромное влияние на становление художественных вкусов и творческих принципов в том числе и художников российской провинции. Так, в начале 1990-х гг. в Саранске интересно и ярко заявил о себе начинающий художник-сюрреалист Виктор Сафонкин. Его первая выставка носила название «Социальный сюрреализм». На ней выделялись картины, разрабатывающие тему войны, немало работ было посвящено весьма актуальной в те годы «афганской» теме. В целом же и экспозиция выставки, и перформанс на ее открытии (явление почти уникальное в те времена) поднимали, «обнажали» кричащие социальные проблемы постперестроечной России. Картины Сафонкина «вытаскивали из подсознания» чудовищ жестокости, стяжательства, равнодушия, предательства. Характерны для полотен Сафонкина и общие особенности искусства сюрреализма — фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов.

В своей автобиографии Сафонкин пишет: «Я… могу предпочесть амбицию, истерию, любовь, ненависть, живопись, партию, заблуждение, самопожертвование, Гитлера, Христа, будущее, … — но я всегда, буду против БЕЗРАЗЛИЧИЯ! Оно не сеет семени и не имеет никакого будущего, потому что оно — ничто!» Всем своим творчеством художник доказывал свое жизненное кредо. Его главная цель — через бессознательное подняться над ограниченностью материального и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных ценностей современной цивилизации. При всей своей программной заданности его произведения вызывают самые сложные ассоциации. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера — эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях Сафонкина, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение. А это всегда было востребовано в искусстве.

Однако, несмотря на очевидное яркое дарование и большую плодовитость молодого художника, официальное российское искусствоведение в лице научных сотрудников саранских музеев не признало за ним право на это звание, припомнив ему отсутствие специального образования. В то же время его картины пользовались большой популярностью в художественных салонах Санкт-Петербурга и Москвы, проявляли к ним интерес зарубежные ценители. В результате Виктор Сафонкин получил предложение переехать в Прагу.

Сегодня Сафонкин — брэнд в европейской живописи, имеющий прочную репутацию одного из интереснейших живописцев. В центре Праги у него собственная галерея «Парнас», где за 10 лет он создал несколько сотен оригинальных живописных композиций. Его работы мгновенно раскупаются коллекционерами современной живописи. Международную значимость подтверждает наличие работ В. Сафонкина в солидных частных и публичных собраниях Европы. Кроме того, уроженец Мордовии — участник выставок в ведущих странах мира, обладатель диплома Чешской академии Масарика и медали Франца Кафки, присуждаемой Европейским обществом Праги. Своеобразное предчувствие судьбы художника — его картина «Мечта об Африке» (1993 г.). Герой, живя в «затхлом» провинциальном уголке, мечтает о захватывающем приключении на далеком, солнечном континенте. А все приключения, яркая, насыщенная жизнь ждут его за углом родного дома, надо только не побояться сделать несколько шагов. Мальчик на картине пока не решается их сделать, или просто не догадывается. В. Сафонкин сумел «свернуть» за угол провинциального мирка и выйти на широкую улицу мировой живописи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector