Индийский художник. Padmaja Madhu

Индийский художник. Padmaja Madhu

Мадхубани – древний стиль индийской живописи

Мадхубани – буквальный перевод: медовый лес

Отдельные произведения и искусство в целом обычно отражают культуру и традиции времени и места, где они зародились. Но бывает и так, что древние виды искусства становятся отражением актуальных вопросов современности. Поездка по скоростной трассе 52 округа Мадхубани в деревню Ранти штата Бихар (в 160 км от Патны) расскажет вам о том, как около 2500 лет назад появилась живопись мадхубани и почему она не исчезла с тех далёких времён, а продолжает процветать и развиваться в наши дни. Вы узнаете, как мадхубани помогла спасти леса и как стала неотъемлемым элементом не только домашнего религиозного искусства, но и социальной жизни.

История зарождения мадхубани

В древности и в средние века территория округа Мадхубани входила в состав могучего и процветающего королевства Митхила в предгорьях Гималаев – родины буддизма и джайнизма. Поэтому этот вид живописи, пришедший из региона Митхила, также известен как митхильская живопись (Бхитти Читра), и практиковался он в Бихаре и Непале.

Митхила была местом рождения царицы Ситы, поэтому в необычных картинах мадхубани часто встречаются сюжеты из древнего эпоса «Рамаяна», с которым они связаны историей своего возникновения. Считается, что народное искусство 2500-летней давности, живопись мадхубани, как раз и зародилось во времена «Рамаяны», когда царь Джанака попросил художников запечатлеть свадьбу своей дочери Ситы и принца Рамы.

Обычно эти картины создавались женщинами на стенах и полах домов во время праздников, церемоний или особых случаев. Матери передавали знания своим дочерям. Они обучали их изготовлению красок и рисованию, мало известным за пределами этой местности.

О существовании митхильской живописи стало известно только в 1934 году во время сильного землетрясения в Бихаре. Во время оценки урона, нанесенного землетрясением, британский колониальный офицер случайно наткнулся на картины, украшавшие внутренние стены домов.

Особенности живописи мадхубани

Живопись мадхубани традиционно создавалась женщинами Митхилы из каст брахманов, каястхов и дусадхов. Таким образом, искусство мадхубани имеет три основных стиля, соответствующих существовавшей в те времена кастовой системе.

Первый стиль – брахманический. Картины женщин-брахманок наполнены яркими красками, изображениями различных божеств, в живописи – религиозные мотивы. Свободный доступ к священным текстам помогал им с легкостью изображать мифологические и религиозные мотивы в своих картинах.

Рождение и игры Кришны, свадьба Рамы и Ситы, изгнанипе Рамы в лес, богиня Дурга – вот некоторые мифологические сюжеты, которые изображаются в живописи мадхубани.

Второй стиль связан с кастой кайстхи. Кайстхи вторые после брахманов в иерархии каст. Их стиль рисования символизирует плодородие. Стиль практиковался с эпохи вторжения ариев и включал мотивы, символизирующие продолжение рода. Вот некоторые из них: лотос, рыба, черепаха, попугай и другие птицы, а также духовные символы.

Третий стиль относится к касте дусадхи. В этой кастовой группе было не принято использовать религиозные мотивы в своем творчестве. Их стиль рисования известен как тату или годхана. В их искусстве можно увидеть общепринятые темы – цветы и животных. С течением времени и снятием социальных ограничений исчезли тематические рамки, связанные с кастами. И сейчас дусадхи рисуют также и божеств. Интересно, что дусадхи используют яркие краски, в точности такие, как на картинах брахманок.

Как же рисуются картины? Примечательно, что митхильская живопись создаётся с помощью пальцев и веточек, а в настоящее время – также с помощью спичек и перьев. В этих картинах обычно используются яркие цвета и рисуется контур краской, сделанной из рисовой пасты. Иногда в этих картинах бывают пустые, не разрисованные пространства, но если у рисунка есть граница, то всё его пространство украшается геометрическими и цветочными узорами. В картинах используются натуральные краски, например, уголь и сажа для черного цвета, сок куркумы – для желтого, красный цвет производится из сандалового дерева, голубой – из индиго и так далее.

Для человеческих фигур, изображённых на картинах мадхубани, характерны чётко очерченные профили, выпуклые глаза, похожие на глаза рыб, и острые носы. Эти картины обычно включают в себя изображения животных, растений и другие природные символы. На них можно увидеть геометрические узоры, которые часто символизируют любовь, мужество, преданность, плодородие и процветание. Этот древний вид искусства был известен также изображением сцен свадебной церемонии, религиозных ритуалов и различных других событий, например, праздников, а также мифологических сюжетов.

Первоначально живопись использовалась только для украшения жилищ, хотя сюжеты и образы повторялись на шкатулках, в узорах рукоделий и специальных ритуальных узорах на земле у дома. Для росписи в деревенском доме отводились специальные места: семейный алтарь, комната новобрачных, веранда. Каждому помещению соответствовала своя группа сюжетов. На стенах около семейного алтаря изображались парные символы плодородия (рыбы, черепахи, змеи), а также божества, которым поклонялись в данном доме. В комнатах новобрачных – божественные супружеские пары: Радха и Кришна, Шива и Парвати, Вишну и Лакшми. На веранде в росписях обычно присутствовали перенос даров в дом жениха, свадебные процессии, стилизованные деревья, хорошо известные герои мифологических повествований.

Традиционно росписями покрывали стены покоев новобрачных в доме невесты. В центре основной росписи находилась композиция из семи мандал в виде лотосов с листьями, окруженных геометрическими фигурами и изображениями как божеств, призванных освятить своим присутствием свадебное торжество, так и самих супругов. Кроме того, непременными элементами были символы плодородия и процветания. Целью росписи брачных покоев было обеспечение счастливого, процветающего брака и здорового потомства.

Композиция и схема каждой росписи создавались наиболее опытной женщиной в семье при помощи младших женщин и девушек. После консультации со жрецом, назначавшим благоприятную дату начала ритуала, роспись начиналась с нанесения в ее центре точки красного цвета. Церемонию определения центра могла провести лишь благополучная в браке замужняя женщина.

Возведение дома всегда оставалось мужской обязанностью, но украшение внутренних помещений – дело женских рук. Обязанность нанесения сакральных узоров была для женщин одним из компонентов Дхармы (Священного Закона): создание таких узоров являлось выражением того, что жена делит с мужем его традиционные обязанности – служение богам и исполнение религиозных обрядов.

Живопись мадхубани в наши дни

И по сей день живопись мадхубани практикуется многими женщинами деревни Ранти. Женщины трёх поколений в этой деревне предприняли большие усилия для сохранения этого искусства от вымирания. Они обучают мадхубани других женщин, чтобы митхильская живопись стала не просто рисунками, а образом жизни и передавалась последующим поколениям. Работы в стиле мадхубани нашли свое место в том числе в Музее Митхилы в Японии.

Читать еще:  Депрессивные картины. Hope Gangloff

Интересно отметить, что картины, изображающие религию, традиции и общественные устои, помогают женщинам донести до общественности свои взгляды на социальные проблемы.

Картины мадхубани – спасители леса

В 2012 году более чем 100 деревьев были украшены картинами мадхубани. Целью этой инициативы была защита деревьев, которые должны были вырубить ради расширения дорог. Эта акция оказалась эффективным способом уберечь деревенских жителей от последствий вырубки лесов – изменения климата.

Деревенские жители использовали синтетические краски, чтобы работа сохранилась дольше, и ни одно одиночно стоящее дерево не было вырублено. Интересно, что основная причина этого заключалась в том, что деревья были украшены изображениями богов, такими, как Радха-Кришна, Рама-Сита, сценами из «Рамаяны», «Махабхараты» и других эпосов, а также другими религиозными и духовными символами. Это внушало людям почтение и тем самым предотвратило вырубку деревьев.

Живопись мадхубани – не только картины

Как деревенское народное творчество из Индии заметили во всем мире? В 1960-х, когда по Бихару ударила засуха, Всеиндийский совет по ремеслам стал поощрять женщин из деревень вокруг города Мадхубани создавать ритуальные картины на бумаге для продажи. Постепенно этот стиль живописи занял свою нишу. Сегодня искусство мадхубани интересно любителям из разных стран, таких как США, Австралия, Великобритания, Россия. Узоры, заимствованные у этого вида искусства, находят своё применение в различных предметах – сумках, постельном белье, посуде и даже ковриках для мыши.

Индийский художник. Padmaja Madhu

Настоящее имя: Мадхубала Рагхунатх Малини / Madhoo Raghunath Malini
Дата рождения: 26 марта 1972 год
Рост: 165 см
Профессия: актриса
Родители: Рагхунатх и Ренука
Тетя: актриса Хема Малини
Супруг: Ананд Шах / Anand Shah (с 1999)
Дети: дочери Амейя / Ameyaa (16 ноября 2000) и Кейя / Keia (9 ноября 2002)

Мадху – индийская актриса, которая снималась в фильмах на языках хинди, малаялам, тамили, телугу и каннада. Она дебютировала на больших экранах в 1990 году с фильмом Т. К. Раджив Кумара Ottayal Pattalam на языке малаялам. Самым лучшим фильмом этой актрисы считается Роза / Roja (1992) Мани Ратнам, выпущенный на языке тамили, фильм был дублирован на хинди, малаялам, маратхи, телугу и на многие европейские языки, завоевал множество наград, в том числе и международных. Так на Международном кинофестивале в Москве в 1993 году Мани Ратнам был номинирован на Золотого Георгия. Помимо кино Мадху иногда мелькает на различных телевизионных шоу, ее, например, можно было увидеть в мистическом сериале канала Sony TV Man Mein Hai Visshwas.

Мадху, урожденная Мадхубала Рагхунатх, родилась 26 марта 1972 года. При рождении девушке дали имя в честь великолепной актрисы прошлых лет Мадхубалы. Ее отец — Рагхунатх — родной брат несравненной Хемы Малини. Мама же Мадху — Ренука — была преподавателем Бхаратанатьяма, к сожалению, она умерла от рака, едва будущей актрисе исполнилось 13 лет. Мадху с раннего детства грезила об актерстве и мечтала быть похожей на свою знаменитую тетю. Наконец ее удалось пристроить в актерскую школу Рохана Танеджи, однако Мадху вылетела от туда всего через два месяца. Это стало настоящим ударом для юной девушки, после чего она приняла решение серьезно заняться собой и своим внешним видом. Она занималась бегом и плаваньем для того, чтобы сбросить вес, выровняла зубы, улучшила дикцию и избавилась от акцента. В общем, практически полностью изменила себя. Так появилась новая, улучшенная и сексуальная Мадху, будущая актриса Болливуда.

19 февраля 1999 года Мадху вышла замуж, ее избранником стал член богатой семьи промышленников, Ананд Шах. В скорости после свадьбы супруги перебрались в США, где у пары появились на свет две очаровательные дочки Амейя (родилась 16 ноября 2000) и Кейя (родилась 9 ноября 2002). Кстати старшая уже заявила о своем желании тоже стать актрисой.

Нашим зрителям она запомнилась в основном благодаря своим хинди фильмам 90-х годов, когда она снималась с такими звездами первой величины как Митхун Чакраборти, Саиф Али Кхан, Акшай Кумар, Аджай Девган. Дебютировав в Болливуде в 1991году с фильмом Куку Кохли Шипы и Розы / Phool aur kaante в паре с дебютантом Аджаем Девганом, Мадху продолжала активно сниматься в этой киноиндустрии, выпуская иногда по 5 фильмов в год. Это были такие фильмы как Тень прошлого (Родственные узы) / Pehchaan (1993), Кровопролитная схватка / Elaan (1994), Гнев и правосудие (Народный суд) / Janta Ki Adalat (1994) и многие другие. Затем к 1999 году, после замужества, карьера Мадху начала постепенно сбавлять обороты, пока совсем не прекратилась в 2002 году. Всего же за период с 1990 по 2001 у актрисы вышло порядка 30 фильмов. После чего актриса лишь изредка мелькала на экранах, да и то только во второстепенных ролях. В 2011 вышло сразу два фильма с Мадху Скажи мне, о Боже / Tell Me O Kkhuda и Люблю Вас, господин художник! / Love U. Mr. Kalakaar! После чего снова последовало продолжительное затишье.

Хараппская цивилизация
IV–II тыс. до н.э.

За 4 тыс. лет до наступления новой эры в бассейне Инда возникла мощная городская цивилизация, которая оказала большое влияние на всю последующую культуру Индии. На ее базе сложился повсеместно распространенный культ богини-матери. До сих пор она покровительствует каждой деревне и каждому семейному очагу, до сих пор именно к ней обращены просьбы крестьян. Идеал женской красоты — пышная грудь, тонкая, как стебель, талия и очень широкие бедра, — запечатленный в терракотовых фигурках богини плодородия/змей/деревьев (это всё — разные лики одного и того же божества), и поныне является в Индии эталонным. Об этом свидетельствует сохранившийся до наших дней обычай при выборе жены проверять, пролезет ли под лежащей на боку невестой кошка.

Нагиня (полуженщина-полузмея)
Храм Лакшмана. X в.

Священное дерево пипaл (индийская смоковница), рядом с которым стоит богиня-мать или которое заменяет ее в позднейшей традиции брахманизма-индуизма, становится опорой мира (Мировым древом), а в буддизме — священным бодхи — деревом просветления Будды.

Читать еще:  Зеркальные наклейки как уникальный элемент дизайнерского решения

Танцовщица из Мохенджо-Даро
II тыс. до н.э.

Культ коровы и быка, до сих пор запрещающий индусам употреблять в пищу их мясо, также восходит к хараппской цивилизации, о чем свидетельствуют их многочисленные скульптурные изображения из камня, терракоты и бронзы, а также изображение на печатях из древнего города Мохенджо-Даро (что значит «холм мертвых»).

Мужской торс. Хараппа
III тыс. до н.э.

Главный кормилец и тягловая сила индийского земледельца превратился в волшебного белого быка Нанди, на котором разъезжает Шива, и в сказочную корову Сурабха, исполняющую все желания (то же самое, кстати, делает и корова из русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка»).

Танцующий Шива. Период Чола. XII в.

Частые изображения змеи на тех же печатях указывают на древность культа змей. Змей в Индии боятся и почитают. На бытовом уровне защиты от их укусов ищут у богини Манасы. В индуизме космический тысячеголовый змей Шеша держит на себе всю Землю, служит ложем бога Вишну, когда тот спит между актами творения, и является символом бесконечности (Ананта). В буддизме кобра защищает Будду во время его молитвы от внезапно хлынувшего ливня. Сам Будда, будучи бодхисатвой, проживает жизнь благочестивого царя нагов (мифические полулюди-полузмеи) Чампейи.

Статуя Будды с колесом на пятке
Династия пала. X в.

Функции древнего трехликого божества с рогами на голове, перед которым склонились буйвол, носорог, тигр, горный козел и слон (изображение на печатке из Мохенджо-Даро), унаследует ведический неистовый бог-охотник Рудра, а позднее брахманский Шива в виде Шивы-Пашупати (владыки зверей). Те же звери позже придут к престолу Будды послушать его первую проповедь. На печатях хараппской цивилизации впервые появляется характерная для всех индийских аскетов, а также для изображений Будды поза лотоса — поза углубленной медитации.

Печать с трехликим божеством из Мохенджо-Даро
III тыс. до н.э.

В круглой скульптуре того же периода обнаруживаются две устойчивые тенденции, свойственные индийской традиции изображения человека. Первая из них проявилась в небольшой бронзовой фигурке девушки-танцовщицы: в угловатых формах ее тела, удлиненных пропорциях, динамичности разорванного силуэта, энергии танцевальной позы. Позднее точно так же будут двигаться (или, скорее, обозначать движение) прекрасные небесные девы-ансары и индуистские боги Вишну в аватаре (воплощении) влюбленного пастуха Кришны и Шива в виде «космического танцора», своим вечным танцем жизни, отлитым в форму знака-символа, регулирующий мировой порядок.

Печать с быком из Мохенджо-Даро
III тыс. до н.э.

Вторая тенденция воплотилась в великолепном мужском торсе из красного известняка, в котором энергия жизни (прана) выражается не через движение, а через чувственную наполненность реалистически смоделированной поверхности тела, чаще всего пребывающего в состоянии покоя.
По существу, в этой маленькой статуэтке мы впервые сталкиваемся с цельной, уже сложившейся оригинальной концепцией пластики обнаженного человеческого тела, концепцией, которая определит лицо индийской культуры на многие тысячелетия, вплоть до наших дней.

Богиня плодородия Матхура
Нач. I тыс. до н.э.

Единственным достижением хараппской цивилизации, которое не получило прямого продолжения в культурной традиции будущего, является высокая инженерно-строительная техника и планировка городов. Регулярный план Мохенджо-Даро, одного из наиболее крупных городов той эпохи, поражает воображение своей рациональностью и продуманной функциональностью. В нем прямые улицы, ориентированные с севера на юг и пересекающиеся под прямым углом с улицами, идущими с запада на восток, обеспечивали городу прекрасную вентиляцию, рациональное освещение домов, а связанная с уличной сетью водопроводная и канализационная система — высокую культуру санитарии и гигиены.

Великая богиня из Мохенджо-Даро
III тыс. до н.э.

Техника обжига глины была настолько совершенной, что кирпич было трудно расколоть, и спустя 27 веков он был вполне пригоден для использования в новом строительстве (из этого кирпича была возведена буддийская ступа). Монументальные стены городов возвышались над окружающей равниной на многие десятки метров, а сами города были подобны ступенчатым рукотворным холмам — новые дома после наводнений строились на старых фундаментах, как на платформах.
К сожалению, высокие технологии работы с камнем и кирпичом были забыты на целых 12 веков и открыты вновь только в середине I тыс. до н.э., когда в долине реки Ганг возвысилось государство династии Маурьев.

Мадхубани – живопись Индии

Митхильская настенная живопись мадхубани детально переводится как «медовый, ароматный лес». Она считается особой разновидностью изобразительного искусства древнего индийского народа и представляет собой оригинальные монохромные или разноцветные изображения на внутренних (и иногда внешних) стенах жилого помещения.

Ритуальный оберегающий рисунок

Данное направление очень стилизовано, самобытно и носит символический, ритуальный характер. Для мадхубани характерно детальное или частичное изображение основных богинь и богов индийского пантеона, а также людей и различных животных.

В ритуальных целях оформлялись внутренние стены дома и особенно спальни во время религиозных и сезонных праздников, а также во время особых событий, например, рождения первенца или свадьбы.

В случае свадебных рисунков на стенах изображались божественные супруги:

Кроме того, обязательным элементом в живописи мадхубани было раскидистое мировое дерево «кохбара», которое символизирует благодать и достаток. Считалось, что такие рисунки принесут новой семье неисчислимые блага, а божественные супруги станут их покровителями, которые уберегут от всех бед и подарят здоровое потомство.

Для простого украшения жилища рисунки носили более легкий характер и на них изображались мифологические сцены или просто ландшафтные виды природы.

Искусные художники

Настенной живописью в жилищах традиционно занимались женщины. Искусство нанесения краски и методика рисования передавалась из поколения в поколение, и каждая искусная мастерица обладала своим секретом привлечения в дом счастья посредством магического изображения. Рекомендуем также ознакомиться со статьей про бинди.

Традиция рисования прошла через века и по сей день сохранила свою самобытность. Каждая линия и каждый элемент в ней несет сакральный смысл древнего народа и отражает мечты, надежды и веру людей.

Современный мир впитывает наследие предков

Из-за религиозных и этнических аспектов жилища индийцев долгие века были закрыты для европейцев, а значит и оригинальная живопись мадхубани была скрыта от посторонних глаз. Лишь несколько десятилетий назад это самобытное искусство стало доступно всем желающим.

Как говорится в поговорке «…несчастье помогло», – о северном регионе Индии узнал весь мир во времена ужасной засухи, которая длилась с 1966 по 1968 год.

Читать еще:  Живописец, график, монументалист. Вячеслав Протопопов

В этот период на развалинах заброшенных домов были обнаружены наскальные рисунки индийское правительство, а точнее Совет по развитию искусства и ремесла в Индии стал поощрять местных художниц на развитие данного направления.

Девушкам и женщинам было предложено перенести свои навыки на холст. Эти картины обрели ошеломительную популярность у европейских коллекционеров и моментально нашли своих покупателей. При этом многие проданные картины так и остались безымянными.

Этническое направление для массового пользователя

Сегодня тематические рисунки по мотивам индийских художниц можно встретить не только на холсте. Предприимчивые европейцы и местные жители наладили массовое производство недорогих рисунков на бумаге.

Кроме того, если вам нравится данное направление, вы можете украсить интерьер своего дома фресками или матерчатыми панно с изображениями элементов индийской мифологии.

В направлении живописи мадхубани, изображение божественного пантеона, как и другие элементы необычных картин, и по сей день наносятся на ткань, холст или бумагу вручную. Сначала рисуют монохромную основу из прямых линий, а затем пространство заполняется сочными и очень яркими красками.

Хараппская цивилизация
IV–II тыс. до н.э.

За 4 тыс. лет до наступления новой эры в бассейне Инда возникла мощная городская цивилизация, которая оказала большое влияние на всю последующую культуру Индии. На ее базе сложился повсеместно распространенный культ богини-матери. До сих пор она покровительствует каждой деревне и каждому семейному очагу, до сих пор именно к ней обращены просьбы крестьян. Идеал женской красоты — пышная грудь, тонкая, как стебель, талия и очень широкие бедра, — запечатленный в терракотовых фигурках богини плодородия/змей/деревьев (это всё — разные лики одного и того же божества), и поныне является в Индии эталонным. Об этом свидетельствует сохранившийся до наших дней обычай при выборе жены проверять, пролезет ли под лежащей на боку невестой кошка.

Нагиня (полуженщина-полузмея)
Храм Лакшмана. X в.

Священное дерево пипaл (индийская смоковница), рядом с которым стоит богиня-мать или которое заменяет ее в позднейшей традиции брахманизма-индуизма, становится опорой мира (Мировым древом), а в буддизме — священным бодхи — деревом просветления Будды.

Танцовщица из Мохенджо-Даро
II тыс. до н.э.

Культ коровы и быка, до сих пор запрещающий индусам употреблять в пищу их мясо, также восходит к хараппской цивилизации, о чем свидетельствуют их многочисленные скульптурные изображения из камня, терракоты и бронзы, а также изображение на печатях из древнего города Мохенджо-Даро (что значит «холм мертвых»).

Мужской торс. Хараппа
III тыс. до н.э.

Главный кормилец и тягловая сила индийского земледельца превратился в волшебного белого быка Нанди, на котором разъезжает Шива, и в сказочную корову Сурабха, исполняющую все желания (то же самое, кстати, делает и корова из русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка»).

Танцующий Шива. Период Чола. XII в.

Частые изображения змеи на тех же печатях указывают на древность культа змей. Змей в Индии боятся и почитают. На бытовом уровне защиты от их укусов ищут у богини Манасы. В индуизме космический тысячеголовый змей Шеша держит на себе всю Землю, служит ложем бога Вишну, когда тот спит между актами творения, и является символом бесконечности (Ананта). В буддизме кобра защищает Будду во время его молитвы от внезапно хлынувшего ливня. Сам Будда, будучи бодхисатвой, проживает жизнь благочестивого царя нагов (мифические полулюди-полузмеи) Чампейи.

Статуя Будды с колесом на пятке
Династия пала. X в.

Функции древнего трехликого божества с рогами на голове, перед которым склонились буйвол, носорог, тигр, горный козел и слон (изображение на печатке из Мохенджо-Даро), унаследует ведический неистовый бог-охотник Рудра, а позднее брахманский Шива в виде Шивы-Пашупати (владыки зверей). Те же звери позже придут к престолу Будды послушать его первую проповедь. На печатях хараппской цивилизации впервые появляется характерная для всех индийских аскетов, а также для изображений Будды поза лотоса — поза углубленной медитации.

Печать с трехликим божеством из Мохенджо-Даро
III тыс. до н.э.

В круглой скульптуре того же периода обнаруживаются две устойчивые тенденции, свойственные индийской традиции изображения человека. Первая из них проявилась в небольшой бронзовой фигурке девушки-танцовщицы: в угловатых формах ее тела, удлиненных пропорциях, динамичности разорванного силуэта, энергии танцевальной позы. Позднее точно так же будут двигаться (или, скорее, обозначать движение) прекрасные небесные девы-ансары и индуистские боги Вишну в аватаре (воплощении) влюбленного пастуха Кришны и Шива в виде «космического танцора», своим вечным танцем жизни, отлитым в форму знака-символа, регулирующий мировой порядок.

Печать с быком из Мохенджо-Даро
III тыс. до н.э.

Вторая тенденция воплотилась в великолепном мужском торсе из красного известняка, в котором энергия жизни (прана) выражается не через движение, а через чувственную наполненность реалистически смоделированной поверхности тела, чаще всего пребывающего в состоянии покоя.
По существу, в этой маленькой статуэтке мы впервые сталкиваемся с цельной, уже сложившейся оригинальной концепцией пластики обнаженного человеческого тела, концепцией, которая определит лицо индийской культуры на многие тысячелетия, вплоть до наших дней.

Богиня плодородия Матхура
Нач. I тыс. до н.э.

Единственным достижением хараппской цивилизации, которое не получило прямого продолжения в культурной традиции будущего, является высокая инженерно-строительная техника и планировка городов. Регулярный план Мохенджо-Даро, одного из наиболее крупных городов той эпохи, поражает воображение своей рациональностью и продуманной функциональностью. В нем прямые улицы, ориентированные с севера на юг и пересекающиеся под прямым углом с улицами, идущими с запада на восток, обеспечивали городу прекрасную вентиляцию, рациональное освещение домов, а связанная с уличной сетью водопроводная и канализационная система — высокую культуру санитарии и гигиены.

Великая богиня из Мохенджо-Даро
III тыс. до н.э.

Техника обжига глины была настолько совершенной, что кирпич было трудно расколоть, и спустя 27 веков он был вполне пригоден для использования в новом строительстве (из этого кирпича была возведена буддийская ступа). Монументальные стены городов возвышались над окружающей равниной на многие десятки метров, а сами города были подобны ступенчатым рукотворным холмам — новые дома после наводнений строились на старых фундаментах, как на платформах.
К сожалению, высокие технологии работы с камнем и кирпичом были забыты на целых 12 веков и открыты вновь только в середине I тыс. до н.э., когда в долине реки Ганг возвысилось государство династии Маурьев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector