Индийский художник. Sudip Das

Индийский художник. Sudip Das

Судип Рой — Sudip Roy

Судип Рой ( бенгальский : সুদীপ রায় ) (родился в 1960 г.) — индийский художник, изучающий искусство в Государственном колледже искусств и ремесел , Калькутта. Работы Судипа Роя включают в себя карандашные наброски и акварели, уголь и пьянящую серию пейзажей, выполненных в виде кривых линий. Рой с годами овладел искусством акварели и перешел от пейзажей к изучению архитектурных фасадов и объединению людей в исторических храмах и памятниках. Он переехал в столицу Дели в середине 1990-х годов.

Его сюжеты оставались архитектурными и образными на протяжении большей части его жизни, пока он не перешел к мрачной важности. Он начал делать большие абстрактные работы, отражающие время дня.

Объемные цветовые переходы, опирающиеся одновременно на неподвижное восприятие, с легкой руки и мелодичный дизайн бессодержательной, пустой тональности цвета, эти работы, как будто, являются встречей Судипа с историей реализма, отказом и примирением с магией абстрактного экспрессионизма.

Его произведения искусства перекрывают максимальные инстинкты, а также картины экспрессионистов. Он отказывается от настойчивой плоскостности в пользу трехмерности, переходя от холста к череде густо окрашенных фрагментов, очерченных четкими контурами.

Содержание

Жизнь и карьера

Ранние годы

Судип Рой родился в Бахарампуре , Западная Бенгалия, и поступил учиться в Государственный колледж искусств и ремесел в Калькутте. В колледже он был известен тем, что привлекал внимание ранних коллекционеров своими стилистическими особенностями в акварели и экспрессионистских рисунках. Он начал свою карьеру как молодой художник, писавший портреты и смелые импрессионистические пейзажи, а также изучая архитектуру.

Карьера в современном искусстве

Опираясь на эти влияния, он в конечном итоге сформировал стиль современной живописи, которым он наиболее известен, успешную интерпретацию традиционной тонкой гибкой иконографии с помощью четких, чистых, модернистских линий. Он стал одним из самых знаменитых модернистов в истории индийской живописи, потому что он применил множество методов, в том числе рисование смывкой, которые требовали более тысячи размачиваний.

Его первая персональная выставка в Дели в 1996 году в Art Today, галерее для художников в Дели, попала в заголовки СМИ, потому что он был распродан в течение нескольких часов. В Art Today было несколько архитектурных акварелей и несколько панорамных рисунков, сделанных еще в первые годы учебы в колледже.

Личная жизнь

Он женат на Митре Рой, имеет двух сыновей. Он живет и работает между Нью-Дели, Бародой и Калькуттой.

Работает годами

Обезьяна (Лангур) серия

Сидя в Бехрампуре и наблюдая за окружающим миром, он был глубоко очарован ловкими и томными движениями лангуров и их выходками, похожими на приматов — его первая серия была множеством рисунков, посвященных изучению обезьян. Эти рисунки были чистыми и четкими набросками, которые говорили о красоте контура, а также о магии абстракции, которая возникает, когда вы хотите, чтобы линии были короткими и живыми, а иногда позволяли пространствам играть в контурах озорного момента. Он также привел эту тему в свои картины для мытья посуды, где он изобразил много социальных комментариев.

Сериал «Чарулата» был рожден из рассказа Рабиндраната Тагора, но вышел за рамки, потому что современная женщина — это та, кто не заботится о незнакомце, который звонит в звонок или стучит в ее дверь. Она изображается в виде изящного женского существа, которое с небрежной грацией бросает свою паллу и стоит с запачканными овощами руками в дверном проеме. Чарулата — женщина, которую Судип обозначил как скрытную и застенчивую — « ладжджа » как прилагательное, описанное артист, но глубоко привлекательный своими извилистыми изгибами и свободно сложенными сари, задрапированными сновидческой интенсивностью, возвращая воодушевление и стилизованную грацию одноименного фильма Сатьяджита Рэя . Судип добавил изящный поворот в свою серию «Чарулата», добавив зеркало, которое перекликается с классическими исследованиями Хемена Маджумдара.

Мыть Картины

Судип действительно мыл картины во время учебы в колледже, и, хотя это требует больших усилий и времени, он продолжал делать ряд стирок, которые привлекли внимание коллекционеров и любителей искусства во всем мире. Его картины мытья включали серию Христов, которые были выполнены с квазиабстрактным чувством и романтикой реализма, рожденной виньетками Да Винчи, Ренуара и Рубенса. Тонкая мягкость и сила сюжета — вот что всегда выделяло его — вот почему его Христос был среди отмеченных наградами работ на Флорентийской биеннале.

Он начал с серии абстракций, созданных под музыку. Его понимание абстрактного экспрессионистского движения на Западе и его глубокое чувство плавных нот раги — вот что заставило его создать серию абстракций, которые больше походили на колышущиеся цвета, дующие на ветру, с крошечными образованиями идей и образов, которые, казалось, плывут в его свите ритмов. Он вышел за рамки абстракции, когда соединил полированные металлические поверхности со своими абстракциями в двух важных выставках нового тысячелетия.

Благотворительная деятельность

Судип поддержал CRY, стремясь восстановить права детей. Он работал с крупными дизайнерами по сбору средств для неправительственной организации Sahan with FDCI.

Фонд Kapil Dev’s Khushii организовал аукцион с Christie’s, в котором Рой участвовал в благотворительных целях, включая больницу в Нимране в Раджастане и пострадавших от цунами людей на юге Индии.

Его работы также участвовали в аукционе, который помог собрать деньги на скульптуру Махатмы Ганди в лондонском парламенте.

Рекламная работа

Он первый индийский художник, который создал и нарисовал BMW для немецкой компании. Сочетание унылой пружины контуров и красок BMW стало непреходящим символом художественного автомобиля BMW.

Судип сотрудничал с Audi.

Рой рисовал вживую, чтобы продвигать Tanishq Jewellery в 2002 году.

Во время CWG XIX (Индия) выставка была куратором Рупики Чавла, чтобы приветствовать гостей. Гравюра с этой работы находится в метро Jawaharlal Nehru Stadium. Даже отель Taj в Дели представил его работы для продвижения CWG.

  • Золотая медаль 1979 года от Сахитья Паришад, Калькутта
  • 1981 Govt. Колледж искусств и ремесел
  • 1982 Золотая медаль на Всеиндийской выставке изящных искусств, Калькутта.
  • 1982 г. Колледж искусств и ремесел
  • 1984 Индийское общество восточного искусства
  • 1985 Индийское общество восточного искусства
  • 1986 Индийское общество восточного искусства
  • 1991 AIFACS, Дели
  • 2011 Лоренцо иль Магнифико, Флоренция
  • Музей сакрального искусства, Бельгия
  • Академия искусства и культуры Бирла, Калькутта
  • Посольство Индии, США
  • Герой Honda Motors Limited
  • Bharti Tele-Ventures LTD (BTVL)
  • Колледж искусств Дели
  • Государственный колледж искусств и ремесел
  • Тата Групп
  • HCL Technologies
  • Tractors India Ltd.
  • Jindal Steel and Power Limited
  • Индийский парламент
  • Школа Дуна
  • Дабур Индия Лимитед
  • Тюлип Телеком
  • Музей Кералы, Коччи

Представлен в нескольких частных и государственных коллекциях по всему миру.

Читать еще:  День и Ночь. Houxo Que

Произведения

Его работы включают:

  • Мемориал Виктории, колониальная классическая архитектура Мемориала Виктории, его красота неба и его непреходящее величие показаны в этом исследовании.
  • Венеция, красота Венеции заключалась в романтике каналов и гондол, а не в цветах заката, пронизывающих его чувства.
  • Бенарес, священный город Бенарес, ожил не только в его людях, но и в перекрестных культурах священных мантр, маленьких зонтиков и гатов, которые стоят как безмолвные стражи.
  • Дхаба, маленький мальчик в дхабе, или пылающий уголь, и чайник, или фонари, освещающие темноту, — это серия акварелей, выполненных в элегантных абстракциях.
  • Христос — Исследования Христа продвигались семимильными шагами с помощью медиумов и различных композиций, которые принесли пафос и серьезность столь любимой в мире фигуры.
  • Мать Тереза ​​- Святая Желобов стала важной частью его творчества, потому что он считал, что она преподала нам урок гуманизма. Ее сари с голубой каймой и ее сострадание — вот что он стремился уловить.
  • Серия CWG, специальная серия, посвященная красоте Индии и любви к спорту.
  • Кришна, популярный бог индуистского пантеона, был не только маслом, но и акварелью. Кришна был не просто синим существом, но божеством великого смирения, простой харизмы и обаяния, когда она окаймляла его лицо лепестками и лотосами.
  • Форты — его главная особенность была в том, что он набросал и нарисовал серию фасадов и граней фортов, которые стали свидетельством разрушительного воздействия времени.
  • Храмы. Внутреннее святилище и тихое благовоние храма всегда доставляли ему непреходящие воспоминания, и он создал серию работ, которые были фрагментами маленьких деталей духовного пребывания.
  • Садху — В прошлом он проводил время со многими садху в городе Бенарес, и его близость дала ему некоторые знания, которые предложили множество сочинений в тяжелой жизни аскета.
  • Чайник. Скромный чайник, который используется для заваривания чая в дхабах маленьких деревень и городов, был важной частью его натюрмортов, поскольку он запечатлел оттенок и смешанную реальность чайника с его дымными пятнами.
  • Кальян — Символика кальяна и клубов дыма, наполняющих атмосферу, иногда сохраняет свою собственную композицию.
  • Фонарь — Причудливый и скромный фонарь с пепельным стеклом и небольшими ржавыми оттенками создал натюрморт, говорящий о красоте простоты.
  • Калькутта — Город радости в прошлом хранил множество секретов и картин для его листов бумаги или холстов. Калькутта славится своим богатством как классический колониальный город, предлагающий множество вещей многим людям.
  • Бомбей. Город Бомбей обладал собственным шармом и харизмой с его британскими колониальными вставками и архитектурными деталями, которые по-разному говорили в оттенках заходящего солнца или восхода солнца — даже когда морские волны шептались о своей собственной сущности.
  • Дурга — Великолепие Дурги — это история добра и зла, история силы победы и суть торжества поклонения.

Субодх Гупта: 5 избранных работ легендарного индийского художника

В ноябре по приглашению ЦВЗ «Манеж» индийский художник Субодх Гупта впервые побывал в Петербурге. ELLE Decoration поговорил с художником, которого называют «индийским Дэмиеном Херстом», чтобы выяснить, какие свои работы он считает наиболее значимыми — и почему

«Дерево народа»

Приборы из нержавеющей стали, сталь, 2018

Субодх Гупта (Subodh Gupta) известен своими инсталляциями из предметов кухонного быта: вилок, ложек и сковородок. Дерево бодхи — важный символ в индуизме, буддизме и джайнизме — было создано художником для персональной выставки в Парижском монетном дворе. Во вселенной Гупты это металлическое дерево, которое «цветет» столовыми приборами. Бодхи, фикус священный, на языке хинди называется peepal. Созвучие со словом people по задумке художника делает эту работу символом всего народа Индии.

«Я черпаю вдохновение в природе и окружающей среде, но моя цель — не просто копирование природных элементов с помощью промышленных материалов. Произведения искусства создаются не для того, чтобы лишь смотреть на них и жить среди них; они всегда часть диалога, — объясняет Субодх Гупта. — Эта работа, например, отражает сложные взаимоотношения индийских общин, а также свидетельствует о последствиях роста потребления и модернизации индийского общества за последние несколько лет». Как и дерево в естественной среде, люди привыкли бороться за пространство, почву и самобытность — и художник в своей работе уходит от религиозного контекста, делая акцент на людях и их корнях.

Aakaash, Pataal, Dharti (Пространство, Глубина, Поверхность)

Алюминий, сталь, ткань, смола, 2016

«Работа Aakaash, Pataal, Dharti сделана из ненужных алюминиевых изделий, спресованных с обрезками ткани, которые досталась мне от портных. Приборы уже были готовы для утилизации — я не „спас“ их, скорее просто изменил форму, которую они могли бы в результате принять. Посуда, которая использовалась при создании работы, сама по себе является произведением искусства — только представьте себе истории, которые она может рассказать через „созвездие“ царапин и вмятин на поверхности».

Это произведение Гупты содержит и элемент перформанса: внутри куба абсолютно неподвижно стоят актеры и смотрят на зрителя через трещины и уголки, а снаружи можно увидеть только их глаза. «Я хотел бы оставить работу открытой для трактовок, — говорит художник. — Конечно, кто-то может рассматривать ее как символ экономического неравенства в Индии. Однако куб отсылает скорее к великим истинам о нашем существовании на планете и о мироздании».

«Рождение звезды»

Нержавеющая сталь, сталь, светоизлучающие диоды, 2016

Чаще всего Гупта использует посуду в качестве материала, и «Рождение звезды» — не исключение. «Два больших элемента из нержавеющей стали по бокам работы называются ханди. Ханди — уникальной формы сосуд для приготовления пищи, который распространен в Индии. Увеличивая эту форму до гигантских пропорций, я старался играть одновременно с узнаваемостью и странностью. Я представлял себе, как посередине эти два предмета будут разграничены ослепительным светом, который выходит из зеркальной пустоты между ними, — столкновение двух небесных тел, которое ведет к появлению чего-то нового».

Создавая эту работу, художник исследовал связь между космическим и банальным, пытался с помощью повседневного объекта открыть «новые галактики»: «Свет, выходящий из центра, помогает мне вознести банальный объект до величественной красоты и космического значения. Этот свет ослепляет, его нельзя даже толком увидеть — не то что объяснить его значение».

«Очень Голодный Бог»

Приборы из нержавеющей стали, сталь, 2006

Инсталляция Very Hungry God, впервые установленная в венецианском Гранд-канале в 2006 году, принесла Субодху Гупте всемирную известность. Спустя 12 лет он надеется, что зрители будут «использовать ее в качестве отправной точки для более глубокого понимания поздних моих работ. Это магия хорошего произведения искусства; оно превосходит временные ассоциации!»

Монументальный череп был создан с помощью сотен сверкающих стальных приборов, которые можно найти на большинстве индийских кухонь среднего класса. «Да, в названии я взываю к жадному и ненасытному Богу, но эта работа далека от чего-либо божественного или святого, — объясняет художник. — Здесь я подчеркиваю контраст между блеском посуды, который символизирует процветание, и тем, что огромная часть индийского населения не может себе позволить заполнить эти контейнеры едой и водой. Их пустота является призрачным напоминанием о голоде и смерти».

Читать еще:  Живая живопись. Французский художник. Tonio Klay

Что есть в судне, чего нет в реке?

Смешанная техника, 2012

«Эта работа для меня особенная, потому что она обращается к философским и политическим вопросам, теме личности в нашем глобализованном мире. Очевидно, миграция является болезненной проблемой современности. Это произведение — ода тем людям, которые плыли через бурные воды, чтобы достичь безопасной земли; напоминание о том, что значит иметь дом».

Гупта позаимствовал название этого произведения из стихотворения Руми, суфийского поэта XIII века. Судно в его поэме — метафора души, а река — образ мироздания, и поэт обращается к суфийской идее о том, что вся вселенная заключена в одной-единственной душе. «Я много думал о том, что значит иметь возможность унести — или не унести — свое материальное имущество при переезде, о сложной взаимосвязи между принадлежностью и имуществом. Лодка наполнена совсем обычными вещами: мебель, горшки, велосипеды, телевизор, радио, постельное белье и прочее. Все эти вещи в лодке, потому что они были важной частью жизни одного человека, прежде чем он должен был все оставить позади и эмигрировать». Работа, для которой художник специально нашел рыбацкую лодку, была создана для Биеннале в прибрежном индийском городе Кочин.

Индийский художник. Sudip Das

Индийская живопись
Традиция живописи на Индийском субконтиненте уходит корнями в далекое прошлое. Доказательствами высокого мастерства индийских художников служат сохранившиеся до нашего времени фрески в пещерах Аджанты и Эллоры, буддистские манускрипты на пальмовых листьях, миниатюрная живопись могольской и раджпутской школы и многое др.
Посредством рисунка индийское классическое живописное искусство выражает радостность жизни, щедрость ее даров, религиозные чувства и торжество духовного совершенства. Характерной чертой индийской живописи является отсутствие в ней, в отличии от европейской, темы трагичности.
Индийское классическое изобразительное искусство можно условно разделить на два вида: на настенную живопись (фрески) и на миниатюру. Со временем эти виды развились в смесь различных стилей, влиявших один на другой. К примеру, от пещерной настенной живописи впоследствии возникает индийская храмовая настенная роспись.

Пещерные (наскальные) фрески
История наскальной живописи Индийского полуострова восходит ко II тысячелетию до н. э. Ярким примером этого могут служить пещерные фрески Багха, Ситтанавасала. Отдельного внимания заслуживают фрески Аджанты и Эллоры, занесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являющие собой сокровищницу древнего художественного искусства.

Пещеры Аджанты (Ajanta), датируемые II в. до н.э. — V в. н.э., когда-то были обителью буддистских монахов. Позже, покинутые, как считается, во времена расцвета Эллоры, они были забыты вплоть до 1819 г. Обнаруженные по случайности британским охотничьим отрядом, пещеры открыли миру высшее художественное мастерство древней Индии. В пещерах находится множество великолепных фресок, написанных темперой. Отреставрированные в 20-х годах ХХ столетия фрески Аджанты демонстрируют истории из жизни Будды, а также царственных персон и окружения. Сегодня наскальная живопись Аджанты признана историческим наследием и культурным достоянием Индии.


Настенная роспись Аджанты


Падмапани Бодхисаттва (Аджанта)

В пещерном храмовом комплексе Эллоры (Ellora) наскальные фрески сохранились в основном в храме Кайласа. Одни из них изображают бога Вишну и его супругу Лакшми, другие — небесных куртизанок апсар, а также риши — святых мудрецов.


Фрески Эллоры

Высеченные в скале пещеры Багх (Bagh), расположенные в штате Мадхья-Прадеш, славятся своей настенной живописью. Согласно легенде, эти пещеры были основаны буддистским монахом Датакой. Ранее считалось, что пещеры Багх датируются VII в. н. э., но найденные в них настенные надписи указывают на то, что пещеры были созданы в период с IV по VI в. н.э.
В X в. с упадком буддизма пещеры были заброшены, но в 1982 г. их отреставрировали. Самые знаменитые фрески Багха выполнены темперой.


Багх


Фрески Багха

Пещера Ситтанавасал (Sittanavasal/Chithannavasal) — это прекрасный пример наскальной живописи средневековой Индии, расположенный в штате Тамил-Наду. Пещера представляет собой вырезанный в скале джайнийский храм-монастырь, известный как Аривар Койл (Arivar Koil), датируемый VII-IX вв. н.тэ. Он примечателен своими фресками, которые были написаны растительными и минеральными красками на нанесённой тонким слоем мокрой штукатурке. На стенах изображены прекрасный лотосовый пруд, танцующие фигуры людей, животные, птицы.


Ситтанавасала


Фрески Ситтанавасала


Фрески Ситтанавасала

Индийская миниатюра

Миниатюра — это изящный вид живописи Индийского субконтинента. Изюминкой этого искусства является сложная и деликатная манера письма. Краски для написания миниатюр традиционно делали из натуральных материалов: минералов, растений, драгоценных камней, золота, серебра, раковин моллюсков. Написание миниатюрных картин является очень сложным, кропотливым искусством, где без внимания не остается ни одна из деталей.

Восточно-индийская школа миниатюрной живописи XIXII вв.
Школа живописи Пала
Самые ранние экземпляры индийской миниатюры относятся к периоду правления буддистской империи Пала, охватывавшей территории современных Зап. Бенгалии, Бангладеша и Бихара. Миниатюры Пала представляют собой иллюстрации к религиозным буддистским манускриптам, датируемым XI-XII вв. Стиль школы Пала — это искусные изящные линии, приглушенные тона, умелое моделирование фигур, использование натуральных красок. Этот натуралистический стиль напоминает идеально отлитые формы бронзовых скульптур и перекликается с фресками Аджанты. Школа Пала уделяет особое внимание символическому использованию цвета в картинах, заимствованному из тантризма.


Бодхисаттва Майтрея (Пала)


Мамаки (Пала)


Херука (Пала)

Западно-индийская школа миниатюрной живописи XIIXVI вв.
Джайнская миниатюра
Западно-индийский стиль миниатюрной живописи развился и доминировал на территориях Гуджарата, Раджастана и Мальвы. Одной из движущих сил творчества в этом регионе, на тот период времени, был джайнизм, покровительствовали которому с середины X в. до конца XIII в. правители династии Чалукьев. Огромное количество религиозной джайнийской литературы широко использовалось среди знати и богатых купцов того времени. Множество из этих манускриптов хранятся сегодня в джайнийских книгохранилищах (Бхандара/Bhandara) во многих местах Западной Индии. Рисунки в этих рукописях сильно стилизованны и искаженны. Акцент в джайнской миниатюре делается на несоразмерность частей тела, глаз, бедер и груди, на их существенное преувеличение. Джайнская школа мниатюрной живописи уделяет особое внимание чистым цветам, тяжелым золотым контурам и минимизации одежды.
Начиная с XV в. на западно-индийскую школу живописи начинает оказывать влияние персидский стиль изобразительного искусства. Об этом свидетельствуют присущие персидской живописи типы лиц на картинах, формы цветущих деревьев, присутствие сцен охоты, трава растущая пучками, небеса и облака. Особенно заметно это влияние в использовании ультрамаринового и золотого цветов, преобладающих в изобразительном искусстве Персии. Ранними примерами персидской живописи в Индии являлись иллюстрированные манускрипты, многие из которых копировались и постепенно распространялись по всему Индостану.

Читать еще:  Живые портреты Robert Carter


Бахубали (Джайнская миниатюра)

Могольская школа миниатюрной живописи
Могольская миниатюрная живопись отражает сочетание индийского и персидского стилей. Как искусство она возникла в период правления могольского императора Хумаюна (1530-1540 гг.; 1555-1556 гг.). Вернувшийся в Индию из Персии, где он находился в изгнании, Хумаюн привез с собой двух персидских художников, положивших начало развитию могольской миниатюрной живописи. Со временем персидская живопись, впитавшая местные традиций, сформировала свой характерный стиль. Основной тематикой могольской миниатюры являются сцены охоты, боя, сцены из придворной жизни, моменты из легендарных историй, природный ландшафт, изображения животных и портреты.


Джахангир

Удивительная история любви бедного индийского художника и шведской девушки — ФОТО

Более сорока лет назад началась эта красивая история любви между индийским художником и шведской девушкой. Пережив все удары судьбы, эта пара всё ещё вместе. Day.Az со ссылкой на Mixstuff представляет их историю.

Прадьюмна Кумар Маханандиа родился в семье, принадлежащей к касте «неприкасаемых» в далёкой индийской деревушке в 1949 году. Согласно пророчеству астролога, сделанному сразу после рождения Кумара, он должен был жениться на девушке из далёкой страны, рождённой под знаком Тельца, занимающейся музыкой и владеющей лесом.

«Я крепко поверил в это предсказание и сейчас точно знаю, что всё на этой планете предрешено», — сказал Кумар корреспонденту журнала National Geographic.

Мужчина очень чётко помнит тот день, когда предсказание сбылось. Эта прекрасная история началась 17 декабря 1975 года. В то время Кумар был уличным художником. Красивая блондинка с голубыми глазами по имени Шарлотта фон Шедвин попросила нарисовать её портрет.

«Когда она появилась возле моего мольберта, я почувствовал себя в невесомости, — говорит Кумар. — Нет подходящих слов, чтобы описать это чувство. Её глаза были такими большими и голубыми, и мне казалось, что она смотрит не на меня, а внутрь меня, как рентген».

Из-за волнения мужчина не смог нарисовать портрет женщины своей мечты с первого раза, поэтому попросил Шарлотту прийти ещё.

«Она приходила трижды, и я нарисовал три портрета, — говорит он. — Во второй раз я почувствовал, что она и есть та единственная».

Оказалось, что таинственная иностранка родилась под знаком Тельца, владеет лесом и играет на флейте, точно как говорилось в предсказании. Тогда Кумар сказал ей, что она станет его женой, и что им суждено было встретиться.

Шарлотта, которой тогда было 19 лет, не испугалась такого неожиданного признания и перед тем, как вернуться в Швецию, она провела несколько недель вместе с Кумаром.

Эта история любви могла так и закончиться, но молодой и смелый Кумар решил иначе. Через полтора года художник продал всё, что у него было, и купил велосипед. С очень небольшим количеством денег и благодаря помощи нескольких неравнодушных людей, которых он встретил в дороге, Кумару удалось преодолеть больше девяти тысяч километров, чтобы снова увидеть Шарлотту.

«Самым большим препятствием были мои собственные мысли и сомнения», — говорит мужчина.

Закончилось всё тем, что двое влюблённых поженились и живут вместе уже более 40 лет. Они вырастили двоих детей, и их любовь так же сильна, как и прежде.

Из литературных источников нам известно, что дворцы и дома богатых людей украшала живопись. Изобразительным искусством занимались как мужчины, так и женщины из высших сословий, а также профессиональные художники. Храмы и другие религиозные здания украшали настенной и станковой живописью. Скульптуры покрывали краской и золотом. Сохранившиеся произведения ранне-индийского изобразительного искусства датируются I в. до н. э. Их можно встретить в одном из пещерных храмов Аджанты.

Изображение антилоп. Мамаллапурам

Стены этого храма расписаны фресками на сюжеты джатак. Так же как и в Санчи, они представляют собой сплошное повествование, отдельные эпизоды не отделяются друг от друга линиями или рамками. Очень реалистично нарисованы слоны (речь идет о воплощении Будды в слона, когда он принес в жертву свои бивни), а между фигурами слонов проложен лиственный орнамент и цветы. Живописная техника была развита достаточно высоко. Метода перспективы не существовало. Для того чтобы показать дистанцию и глубину, предметы и фигуры на дальнем плане располагались выше, чем на переднем. Художники широко пользовались условными изображениями. Скалы, например, изображали в виде кубиков, а горы – кубиков, нагроможденных друг на друга.

На фресках Аджанты кипит повседневная жизнь того времени. Перед нами проходят цари и принцы, придворные, женщины из гарема. Мы видим толпы крестьян, бродяг, паломников и аскетов, разнообразных животных, птиц и множество цветов и других растений, садовых и дикорастущих. Фрески в стиле Аджанты встречаются и на стенах пещерного храма в Багхе, в 160 км севернее Аджанты, а также в других пещерных храмах.

Делали их следующим образом. Стену покрывали слоем глины или коровьего навоза, смешанного с нарезанной соломой или шерстью животных, а потом наносили слой белой глины или гипса. После этого художник рисовал изображение яркими красками. В конце работы поверхность отшлифовывали, чтобы придать ей яркость и прочность. Для того чтобы лучше видеть в сумраке пещеры, художник использовал металлические зеркала, отражающие дневной свет. Роспись в Аджанте продолжалась до VII в.

Хотя учебные пособия для художников появились еще в I в., идеи, сыгравшие определяющую роль в развитии индийской живописи, были окончательно сформулированы только во времена правления Гуптов. Основной работой, в которой они были изложены, является «Вишнудхармоттарам». В ней подробно рассказывается, какие изображения подходят для дворцов, храмов и частных домов. Подчеркивается, как важно выражать эмоции через движение. Другой работой является комментарий к «Камасутре», написанный Яшодхарой. В ней не только описывается, как правильно выражать настроения и чувства, соблюдать пропорции и положения, но и даются рекомендации по подготовке и отбору красок и тому, как пользоваться кистью. Конечно, художники, выполнявшие более поздние фрески, пользовались этими советами. Настроение действительно выражается жестами или позой, а фигурки, разбросанные на стенах, создают глубокое ощущение движения. Эти произведения изображают жизнь эпохи Гуптов точно и достоверно, и поэтому являются важными источниками, помогающими понять жизнь общества того времени. Однако, конечно, помимо этого, они отражают тот взгляд национального искусства и национального гения, который так ярко отразился в шедеврах, созданных во времена правления Гуптов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector