Интересная история использования золота в искусстве

Интересная история использования золота в искусстве

Золото в искусстве. От античности до наших дней

Во множестве мифов и легенд, священных писаний, шедевров искусства и литературы золото является одним из главных элементов сюжета. Золотом украшали оружие и доспехи. Из золота создавали прекрасные статуи и ювелирные изделия. Вот далеко не все примеры участия одного из самых металлов в истории человечества.

Мифы и Легенды

Сохранившиеся до наших дней древние мифы и легенды разных народов подтверждают особую значимость, силу и могущество золота. Древнеегипетские мифы рассказывают, что золото произошло от Солнца, которое пролилось на Землю каплями дождя. Легенда исхода евреев из Египта гласит о накопленном и похищенном золоте. Легендарные подвиги Геракла связаны с поисками трех золотых яблок, которые росли на дереве на краю земли в саду титана Атланта. По другой легенде царь Мидас едва не умер от голода, так как по его просьбе бог Дионис наделил его спосбностью превращать все, к чему царь прикасался, в золото.

Еще одна легенда рассказывает о Золотом Руне, которое стало символом процветания жителей Колхиды. Ирландская мифология описывает небольшого коренастого человека — лепрекона, у которого есть горшок золота, а народы ханты и манси, что на севере Западной Сибири, поклоняются богине покоя и тишины — Золотой Бабе.

Медицина

Издавна человек стремился к сохранению своего вида и совершенству своего тела, а, значит, и возможным способам улучшения не только духовного, но и физического состояния. Известно, что золото применялось в медицине еще с XVII века и первым, кто сделал этот шаг, был врач и алхимик Парацельс. Он писал, что целью химии должно быть приготовление лекарств, а не превращение металлов в золото. Слова врача стали пророческими и сегодня золото используют в различных сферах медицины — стоматологии, фармакологии и радиационной терапии.

Современная живопись и скульптура

В современной живописи художники создают свои работы на полотнах с золотым покрытием и используют краски, в состав которых входит золотая пыль, что значительно усиливает эффект восприятия картин и портретов. Примером этому могут служить произведения всемирно известного австрийского художника и графика Густава Климта, канадской художницы Лорен Бревнер, а также латиноамериканского художника Мануэля Нуньеса. И самое главное — поражающие воображение ювелирные работы Сальвадора Дали, выолненные им из золота. А изделия лучших современных мастеров Karrera Y Karrera только подтверждают всё выше сказанное.

Кинематограф

Не обошел стороной тему золота и кинематограф, ярко отобразив в своих фильмах невероятные приключения в поисках кладов, охоту, жажду наживы и поклонение желтому металлу. Достаточно вспомнить фильм по роману шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ», сюжетная линия которого построена на поиске сокровищ, спрятанных на необитаемом острове капитаном Флинтом. Продолжить этот список могут такие фильмы, как «Золотая лихорадка», «Золото Маккенны», «Золотое путешествие Синдбада» и фильм 2016 года «Золото».

Стать Участником Клуба Solomon Mines можно всего в 3 простых шага:

ШАГ 1: Заполните Профиль

ШАГ 2: Приобретите 2 г (0.064 тройской унции) золота, используя ваш счет в банке или карты Visa, MasterCard, American Express, Discover.

ШАГ 3: Начинайте получать дополнительный активный доход с Referral Rewards Program.

Интересная история использования золота в искусстве

Золото в руке художника всколыхнуло наши эмоции, изменило наше поведение и даже повлияло на ход истории

Интересная история использования золота в искусстве

В отличие от менее ценных металлов, золото имеет сложную историю: оно было причиной войн, безумия и смерти. На протяжении веков, несмотря на то, что его ценность осталась прежней, его значение и его символизм менялся вместе с людьми того или иного времени. Золото в руке художника всколыхнуло наши эмоции, изменило наше поведение и даже повлияло на ход истории.

Мы, человечество, поклонялись золоту с самого начала его открытия. Первые археологические находки, датирующиеся эпохой Энеолита (более известен как медный век), показали, что первая ассоциация золота была с солнцем.

Египетские иероглифы, начертанные еще в 2600 г. до н. э., увековечили слова царя Тушратта Митаннийского, который так описывает золото: «оно было более обильным, чем грязь в Египте». Египетские фараоны использовали золото как способ символизировать свое богатство и господство над менее удачливыми правителями.

Верующие в Осириса, египетского Бога загробной жизни, украшали свои гробницы золотом и драгоценными камнями, полагая, что они будут отравлены в загробную жизнь вместе с ними. Золото было важной частью погребальных традиций для древнеегипетских элит. Также существовала вера в то, что у божественных существ была Золотая плоть.

Христианская Иконография занимает свою долю в истории золота. Религиозные картины, чаще всего иконы, не редко, выполнялись темперой и сусальным золотом, почти все из нас сталкивались с такими произведениями в нашей жизни. Объединение золота с божественными образами не было новым, но впервые золотой лист был использован в таком изобилии, охватывая весь фон этих изображений. Помимо покрытия фона изображений божеств, золото использовалось в деталях других божественных созданий, таких как ангелы. Будучи предназначенным для просмотра с близкого расстояния при свечах, они показывали привлекательную сторону небес, манящих верующего.

Читать еще:  Испанская художница. Maribel Florez Bielsa

Густав Климт, родившийся в 1862 году, был австрийским символистом и одним из самых известных художников, которые включили золото в свое искусство. Например, в его картинах «Золотого периода», таких как «The Portrait of Adele Bloch-Bauer 1», «Die Umarmung» (объятие) и его самом знаменитом произведении, «The Kiss» (поцелуй), золото было использовано многократно.

Под влиянием как линейных конструкций стиля модерн, так и органических форм более раннего движения декоративно-прикладного искусства, Климт изображает пару, поглощённую друг другом, в то время как остальная часть картины растворяется в мерцающем, экстравагантном плоском узоре. Используя золотой лист, который в то время был также и финансовым вложением, Климт трансформирует и повторно связывает золото с романтической близостью и любовью, более благородными символами для этого металла.

В настоящее время мировое потребление нового золота составляет: около 50% в ювелирных изделиях, 40% в инвестициях и 10% в промышленности.

История позолоты — Золочение как древнейший вид декоративного украшения предметов

Золото один из самых первых металлов который научился использовать человек. Особое место среди государств древности занимает Египет, у которого была отлажена своя добыча золота и который обладал наибольшей золотодобывающей промышленностью. Кроме солнечного блеска второе свойство которое обнаружили было его невероятная пластичность. Способность расплющивать до состояния тончайшей пленки широко использовалась мастерами. Большинство предметом найденные на раскопках древнего Египта были украшены тонкими пластинками золота, что говорит о рачительности древних правителей, несмотря на огромные запасы этого металла.

Самые тонкие пластины золотые пластины в то время были всего в несколько раз толще изготавливаемых сегодня. Листы закрепляли непосредственно на предметы используя крохотные золотые клепки. Для крепления на дереве использовали нанесенную штукатурку, на которую при помощи клеевых веществ (предположительно яичный белок) прикрепляли наиболее тонкие пластины. Золотые пластинки накладывали на медь и серебро используя в качестве клеевого вещества предположительно смесь камеди и клея. Египтяне далеко продвинулись в металлургическом деле и ко 2 в. до н.э. можно однозначно судить об использовании очистки золота. В 3-2 вв. до н. э. был изобретен способ ртутного золочения – амальгамации, который применялся до изобретения гальванического метода в 19 веке. Древнеримский писатель энциклопедист Плиний Старший живший в начале I в. н.э. описывал способ получения чистого золота очисткой ртутью

В средневековую эпоху тонкие листы сусального золота начали использовать в живописи, о чем написано в Луккском манускрипте 8 века. О получении и применении сусального и твореного золота описывал в своих трактатах Теофил, где подробно рассказал про изготовление сусального золота для украшения нимбов святых и других частей икон. Там же Теофил упомянул и об использовании ювелирами ртутного золота, называя его «фламандским» которые так же, как и египтяне получали позолоченный слой путем соединяя ртути с золотом с последующим его нанесением на предмет и нагреванием до испарения ртути в результате чего образовался стойкий слой позолоты.

Симоном Мартини живший в конце 13 в. был известен своим мастерством в чеканке и его с различными узорными штампами стал распространяться по Италии, но постепенно к 14 веку мастера начали их заменять на более простые и окончательно были вытеснены с введением пейзажного и архитектурного фона.

Италия и Западная Европа в живописи эпохи раннего возрождения широко использовала сусальное золото в изображении одежд. Мастера Северной Европы применяли творенное золото в алтарной росписи различных элементов композиций значительно чаще им изображали те места где есть изображение золота в реальном мире.

Ранние христианские мастера иконописи использовали практически все перечисленные виды художественной отделки.

Русские мастера иконописцы с первых икон использовали все основные приемы золочения.

Декоративным слоем украшали как фон, так и нимбы святых, для этого накладывали покрытие на грунты покрытым слоем охры или чаще всего полименту (рецепты такого золочения дошли до нас с 17 века). К 17 веку в иконописи новым трендом стало письмо так называемым твореным золотом. Которое готовили, перетерев кусочки золота (использовали и смесь серебра и золота называемым «двойником&#187 с камедью и клеевым составом, после чего промывали и просушивали, далее можно было использовать данный состав при письме кистью. Амальгамный метод хоть и был известен средневековым мастерам, но в иконописи распространения не получил.

С развитием стиля рококо, пришедшему на смену барочному в середине 18 века было временем подъема отечественной культуры. Интерьеры этого периода характеризовали большое обилие позолоченных элементов от предметов обихода до лепнины огромных залов. Отличным примером этому является зал Екатерининского дворца в Пушкине, Шуваловский дворец, Мариинский Дворец и другие. В этот период большое распространение получил метод огненного золочения (золотой амальгамы). Сам метод известен еще со времен древнего Египта, на Руси был известен и применялся с 9-10 века и назывался методом жженого злата. Его активно использовали для покрытия деталей архитектуры. Данный метод очень стойким к внешней среде, но очень вредным в производстве. Для получения амальгамы мелко растертое золото смешивали со ртутью до получения желеобразной массы которую наносили на поверхность жесткой кисточкой, а далее нагревали и после испарения ртути на поверхности изделия образовывался стойкий слой позолоты. Ядовитые пары ртути при испарении часто приводили к трагическим последствиям с мастерами позолотчиками которые редко доживали до 30 лет, широко известен факт при позолоте куполов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в период с 1838 по 1841 погибло 60 мастеров.

Читать еще:  Женщины и власть. Прекрасная пришла

У старообрядцев было особое отношение к медным иконам, образовывавшаяся патина на которых считалась не допустимой. Все загрязнение, образованное на иконе должно быть устранено до сияющего блеска поэтому у многих икон дошедших до наших дней рельефные изображения часто затерты до плоского или слабо читаемого состояния. Для большей сохранности таких икон старообрядцы часто применяли огненное золочение.

Данный метод был вытеснен с середины 19 века методом гальванического золочения. Такое покрытие обладает большей стойкостью, можно регулировать толщину слоя, у него лучшая токо и теплопроводность, что получило распространение в электронной промышленности. Для гальванического золочения изначально использовались цианистые электролиты работа с которыми подвержена так же риску и такой способ золочения на данный момент вытеснен кислыми не цианистыми электролитами, которые обеспечивают осаждение блестящих покрытий сплавами золото-кобальт и золото-никель. В настоящее время для дополнительной защиты изделий используют катафорезный лак, наносимый гальваническим способом.

Как мы видим из материалов, собранных учеными и археологами, нанесение позолоченного покрытия использовалось уже очень давно и основные способы такого золочения известны со времен глубокой древности.

Золото в искусстве: от античности до современности

Лаконичное название «Золото» получила новая большая выставка в музее Mucem в Марселе. Ее кураторы приглашают зрителей в историческое арт-путешествие с фокусом на драгоценный металл и всё, что с ним связано в истории искусства. От самородков, древних статуй с разных концов света, ювелирных украшений, оружия и доспехов до «золотой» краски в работах художников и скульпторов, которую они используют со времен Средневековья вплоть до современности, — вот то, что собрано в экспозиции и иллюстрирует страсть и поклонение человечества желтому металлу, а также широкие возможности его использования в создании произведений.

На выставке собрано более шестисот экспонатов из Лувра и Центра Помпиду, региональных музеев Франции, Греции, Германии и Англии, созданных самыми разными художниками, работавшими последние 1500 лет, — от безвестных мастеров Древней Эллады до барочного живописца Жан-Лорана Монье, модерниста Осипа Цадкина и современных звезд Луизы Буржуа, Жан-Мишеля Отоньеля и Лизы Лу.

«Медея, Ясон и Пелий»
Вторая половина IV века до нашей эры
Louvres Museum, Paris
© RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) / Hervé Lewandowski

Браслет
XII век до нашей эры
Sacoșu Mare, region of Timiș, Romania
Museum of National History of Romania, Bucharest
© MNIR (photo: Marius Amarie)

Золотое блюдо с подвесным кольцом
«Сокровище лавы»
III век
DRASSM-MC, Marseille ©Teddy Seguin

Бронзовый шлем и золотая маска воина
530 год
Archaeological Museum of Pella, Greece
© Archaeological Museum of Pella, Greece

«Бог с золотой рукой»
начало второго тысячелетия до нашей эры
Elam (modern Iran), Suse
Louvres Museum, Department of Oriental Antiquities
© RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) / Mathieu Rabeau

Статуэтка «Сатир»
Vani, Géorgie
III век до нашей эры
National Museum of Georgia, Tbilisi
© Georgian National Museum, photo Mirian Kiladze

Маска Осириса
Период правления Птолемеев
Museum of Mediterranean Archeology, Marseille
© Ville de Marseille, Dist. RMN-Grand Palais/David Giancatarina

Серьги
III век до нашей эры
Museum of Mediterranean Archeology, Marseille
© Ville de Marseille, Dist. RMN-Grand Palais / David Giancatarina

Израиль Рухомовский
«Тиара Сайтаферна»
1800-е
Louvres Museum, department of Greek, Roman and Etruscan Antiquities
© RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) / Hervé Lewandowski

Никола Миньяр
«Суд Мидаса»
1667
Palais des Beaux-Arts of Lille © PBA, Lille, Dist. RMN-Grand Palais / Francis Dubuisson

Жан-Лоран Монье
«Даная»
1786-1808
Musée des Beaux-Arts of Rouen
© Musée de la Métropole Rouen Normandie

Осип Цадкин
«Золотая птица»
1924
Musée Zadkine, Paris
© Fr. Cochennec et E. Emo/Musée Zadkine/Roger-Viollet © ADAGP, Paris 2018

Луиза Буржуа
«Nature Study»
1998-1999
© The Easton Foundation/ADAGP, Paris
photo © Sèvres, City of ceramics, Dist. RMN-Grand Palais / Gérard Jonca

Лиза Лу
«Проклятые»
2004
Courtesy Galerie Thaddaeus Ropac, London, Paris, Salzburg
© Liza Lou
Photo: Charles Duprat

Читать еще:  Искусство и наука. Fernando Vicente

Эварист Рише
«Южная сторона / Северная сторона»
2010
© Courtesy of the artist
Photo: Philippe De Gobert / ADAGP, Paris 2018

Жиль Барбье
«Комната сокровищ / Четвертый желудок»
2012
Private collection, Paris
© Courtesy Galerie GP & N Vallois, Paris
Photo: Jean-Christophe Lett © Adagp, Paris, 2018

Жан-Мишель Отоньель
«Золотое ожерелье»
2017
Jean-Michel Othoniel, Courtesy Galerie Perrotin
© Jean-Michel Othoniel / ADAGP, Paris 2018 / Ph. Galerie Perrotin—Claire Dorn

Драгоценные металлы в истории ювелирного искусства. Часть 1. Золото и серебро

Веста Васягина 23 августа 2017

Испокон веков золото и серебро говорили о высоком статусе своих владельцев. Средневековые алхимики отчаянно искали эти драгоценные металлы, ими расплачивались, из-за них убивали, и их же клали в захоронения мертвых. Кроме того, люди во все времена ими украшали как себя, так и предметы культа или повседневного быта.

Почему люди так любят золото?

Первый драгоценный металл, на который обратил внимание человек, – это золото: символ божественности и вечной жизни, древнейший материал ювелирного искусства. Находки предметов, сделанных из золота, относят еще к V-IV тысячелетиям до н.э.

Золото ценили не только потому, что по своему сиянию оно подобно солнцу, но и из-за его химических свойств. Для него, как и для других драгоценных металлов, характерна стойкость, устойчивость к коррозии и окислению. Кроме того, его достаточно легко добывать, поскольку оно встречается в природе в виде самородков и золотого песка.

Золотой самородок / Pixabay.com

Мастерство работы с золотом

Золото – ковкий и пластичный материал, что крайне немаловажно при создании ювелирных изделий. Еще древние египтяне умели придавать ему разные цвета с помощью сплавов с другими металлами. Народы Передней Азии могли проковать золото в тончайшие листки толщиной до 0, 03 мм (так называемая техника золотого листа), а греки – растянуть кусочек золота в проволоку длиной несколько километров.

Интересно, что при всем этом золото – материал мягкий, чуть тверже ногтя. Поэтому, чтобы сделать его механически прочным и избежать царапин и вмятин, которые мы видим, например, в древнегреческих произведениях ювелирного искусства, его стали использовать в сплавах.

Кое-что о сплавах и пробах

Наидревнейший сплав, встречающийся в природе в самородках и знакомый египтянам, народам Малой Азии, критянам и многим другим, – это электрум, сплав золота и серебра. Будучи тверже золота, электрум стал отличным материалом для изготовления монет. Впоследствии электрум стали получать не только добывать, но и создавать искусственно, как и многие другие сплавы.

Интересный факт: мы до сих пор пользуемся системой проб, причем в разных странах она может различаться. Например, в России, как и в Германии, проба варьируется от 0 до 1000, показывая количество золота в промилле, то есть в тысячных долях. Самое дорогое и чистое золото – 999,99 пробы. Очистить его идеально, до 1000 пробы, просто невозможно. А вот в британской системе процент драгоценного металла исчисляется в каратах, самое чистое золото имеет 24 карата.

Чем примечательно серебро в истории ювелирного ремесла?

Серебро – второй драгоценный металл, с которым познакомился человек, и тоже очень древний: изделия из него появились уже шесть тысяч лет назад. Серебро – женский знак, символ Луны. Этот металл обладает антисептическими свойствами, поэтому из него всегда делали множество амулетов и оберегающих знаков.

Серебро тверже золота, но под воздействием среды постепенно темнеет, и его приходится время от времени чистить.

Серебро, как и золото, встречается в природе в виде самородков. В древности эти металлы добывали в основном в Египте, Испании, на Кавказе (здесь была та самая Колхида, знакомая нам из произведений древних греков), на Алтае, в Америке, Индии и Китае.

Ювелирное искусство древних мастеров

Древние мастера создавали из золота и серебра прекрасные произведения ювелирного искусства. Это могли быть культовые и погребальные украшения, амулеты, а также украшения на каждый день, говорящие о социальном статусе их владельца и о его достатке. Это многочисленные ожерелья и браслеты, причудливые подвески, крупные и изящные серьги, венцы, кольца, застежки-фибулы.

Они выполнялись с помощью разнообразных техник. Так, еще египтянам была известна эмаль, для изготовления которой они заполняли пространство между золотыми перегородками стекловидной смесью, а также чеканка, заключающаяся в выбивании рисунка на металлической пластине, гравировка (или резьба) и, по-видимому, перенятая от ассирийцев зернь – орнамент, созданный из очень маленьких металлических зернышек.

Как мы видим, золото и серебро были важным элементом локальных культур и прикладного искусства различных народов. Драгоценные металлы служили не только признаком достатка и украшением, но и символизировали определенные смыслы и ценности. Об истории и предназначении других металлов читайте в продолжении цикла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector