Искусство голландской мебели XVII века

Искусство голландской мебели XVII века

Мебель Голландии и других европейских стран 17 века

Интерьеры в стиле барокко в Голландии в корне отличаются от интерьеров Франции. Оки отражают бытовой уклад голландских буржуа. Развитие барочных форм мебели в Голландии начинается в 30—40-е годы XVII в. Первоначально в мебели используют формы и принципы позднеренессансной итальянской мебели. Расцвет культуры жилого интерьера приходится на 40—70-е годы XVII в. Мебель этого периода характеризуется конструктивной ясностью, энергичными формами рубленых и точеных деталей. Для Голландии были характерны не декоративные парадные формы, а мебель, удобная в домашнем быту, соответствующая небольшим жилым помещениям. Линии и формы голландской мебели просты и лаконичны.

В Голландии появляются столы на точеных ножках в форме шаров или балясин, крупные двустворчатые шкафы с сильно выступающим изогнутым карнизом, с колонками или пилястрами и ленточным орнаментом, горки, состоящие из комода с волнистыми формами и устанавливаемой на него застекленной витрины для хранения фарфоровых и стеклянных изделий, кровати с пышным оформлением из дорогостоящих тканей (бархата, шелка, штофа). Для сидения применяли мебель, обтянутую шерстяными тканями, и плетеную.

В последней четверти XVII в. в голландской мебели заметно влияние Китая. Широко применялся шкаф-кабинет на высоких ножках с массой выдвижных и потайных ящиков, закрывающийся двухпольными дверцами. Первые шкафы такого типа голландские купцы заказывали в Китае, позднее их стали изготовлять в Голландии. Ножки шкафа витые или точеные по европейскому образцу или же чисто китайского типа — изогнутой формы, расширяющиеся кверху. Оканчиваются они внизу птичьей лапой, держащей шар. Последний тип ножек послужил образцом для более поздней мебели не только в самой Голландии, но и в целом ряде соседних стран.

В Германию барочные формы мебели проникают из Италии и Голландии. В немецкой мебели конца XVII — начала XVIII в. широко используют древесину ореха, применяют обильный резной орнамент, энергично профилируют детали. Четко различаются северные и южные школы. На севере (Данциг, Гамбург) изготовляют крупные монументальные шкафы (рис. 1, а) с сильно выступающим раскрепованным в центре карнизом и колонками, богато обработанными филенками.

Юг (центр Нюрнберг) больше подвержен итальянскому влиянию. Большую популярность завоевали франкфуртские шкафы (рис. 1, б) с богатой резьбой, изящных пропорций. Декорируют мебель резьбой по дереву и инкрустацией костью, металлами.

В Германии развивается изготовление кабинетов. Особенно славились кабинеты, которые делали в городе Аугсбурге. Отделывали их флорентийской мозаикой. Изготовляли специальные парадные мебельные изделия, отделанные серебром и черепахой. Немецкие мастера вместо черного дерева употребляли мореную грушу. Иногда такие кабинеты украшали резным ормушлем (Ohrmuschl), характерным орнаментом, имитирующим складки ушной раковины, часто применяли живопись, тогда поверхность кабинета трактовалась как фасад с окнами, за которыми видны пейзажи.

В Баварском городе Регенсбурге изготовляли более строгие кабинеты, чьи гладкие плоскости, набранные из цветного дерева, создавали иллюзию глубоких архитектурных перспектив.

В Англии барочный стиль складывается к 60-м годам XVII в. Для переходного периода от позднего Возрождения к барокко были характерны прямые точеные ножки, соединенные внизу плавно изогнутыми проножками, гнутые ножки, отделка резными филенками с энергичным беспокойным по ритму орнаментом. Спинки стульев, кресел и диванов часто оплетены камышом, что придает им ббльшую легкость. В этот период появляется глубокое кресло с мягкой спинкой, сиденьем и подлокотниками, которое почти без изменений сохранилось до наших дней. Искусство мебели этого периода связано с именами крупного английского архитектора Кристофера Рена и резчика по камню и дереву Гриплинга Гиб-бонса.

Расцвет английского барокко совпадает с правлением королевы Анны (1702—1714), и поэтому его часто называют «стиль королевы Анны». Мебель этого периода отличается простотой, мягкостью линий, чистотой форм и ясностью построения. Широко применяют черную и красную лаковую технику в китайском характере, орнаментальную инкрустацию, изогнутую иожку-кабриоль. Характерные типы мебели — кабинет с нижней честью, решенной в виде стола; туалетный стол со стоящим на нем зеркалом.

В конце периода (1714—1727) под влиянием Китая развиваются формы мебели из бамбука (стиль Чембер).

Голландский интерьер XVII века

В XVI веке искусство Нидерландов испытывает сильное влияние итальянской школы. Голландские художники ездят стажироваться в Италию, и эстетика итальянского возрождения находит свое отражение не только в нидерландской живописи, графике, скульптуре, но и в домашней обстановке простых голландцев, интерьере, мебели, милых бытовых вещицах.

комод по рисунку Ганса Вредемана де Вриеса

На становление голландского декоративного стиля повлияли гравюры Кук Ван Эльса, У. Флориса, проекты художника Вредемана де Бризе, который выпустил сборник своих разработок мебельного декора. Сборник этот имел первостепенное значение для развития голландского мелельного искусства. Там содержались архитектурные шаблоны: цоколи, пилястры, карнизы, колонны и многое другое. Благодаря им голландская мебельная эстетика отошла от готических образцов в сторону итальянского ренессанса.

Шкафы и поставцы с двумя, четырьмя дверками, витыми колонками, консолями, гермами, высоким цоколем и рельефным карнизом. Стоят эти шкафы на шаровидных ножках.

Знаменитые голландские стулья, так полюбившиеся уже в допетровской России. С четко выраженной конструкцией, высокой прямой спинкой и удобными подлокотниками. Обивались такие стулья и кресла кожей или гобеленом специальными гвоздиками с круглыми шляпками.

Как и во всей Европе, любимый материал в это время – орех, или другие привозные пароды дерева. Появляются инкрустации ценными пародами дерева: палисандрового, черного, розового и фиолетового.

Читать еще:  Драматический реализм. Ricky Mujica

Голландцы не отказались от сундуков, правда, фасады их теперь имеют строгое архитектурное членение, карнизы и консоли в соответствии с новыми вкусами.

Но все большей любовью пользуются и шкафы-кабинеты со множеством потайных ящичков. Большое влияние на подобную мебель оказал Китай. Голландские мореплаватели путешествовали по всему миру и привозили разные диковинные вещи в родные Нидерланды. Так вот, ножки таких шкафов-кабинетов очень часто делались не в форме традиционного шара, а в виде изогнутой птичьей лапы. Такой тип ножек станет очень распространенным в Европе. Особенно в Англии. Вспомним хотя бы мебель знаменитого Чиппендейла.

Обеденные голландские столы . Большие, массивные. На шарообразных ножках с брусками — проногами. Очень часто эти столы раздвижные.

В конце XVII века северным провинциям Нидерландов удается освободится от владычества Испанской короны. Появляется два независимых государства: Голландия и Фландрия.

Любое порабощение – это, конечно, плохо. Но быть провинцией самого богатого и влиятельного государства мира, купающегося в золоте и не считающего средств, что может быть лучше для развития наук и искусств? Таким образом Антверпен XVII века – цент художественной жизни Фландрии, город, один из первых, после итальянских городов, испытал на себе влияние барокко.

Д ом-музей Рубенса.

Знаменитые фламандские мастера, работающие для богатейших дворов Европы: Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Теньер, люди умеющие дарить праздник и при этом жить весьма зажиточно и достойно. Примером фламандского богатого дома того времени может служить жилой дом Рубенса, построенный в 1613 году в Антверпене, после позвращения художника из итальянского путешествия. Строгая тяжелая мебель с обильной резьбой. Большой обеденный стол. Стулья, обитые кожей, с декоративными обойными гвоздиками. Картины на стенах в богато декорированных рамах. Сдержанная роскошь и достоинство в деталях – вот образец фламандского интерьера XVII века.

Мебель, придуманная голландцами

Голландия – страна, о которой сегодня мы много слышим, но мало знаем. Например, нынешнее государство именуется «Королевство Нидерланды», и, как утверждают, говорить «Голландия» – то же самое, что называть Россию Московией.

Так уж сложилось, что зрительные образы, характеризующие Нидерланды, ее традиции и обычаи, быт и жизненный уклад людей, населяющих «низинные земли», для нас в большей степени сформированы живописью «малых голландцев» – художников XVII века. Именно в то время (в конце XVI века) и появилась страна, существующая сегодня на карте.

Питер де Хох. Интерьер с фигурами

Тогда же складывались те отличительные черты, которые позволяли сразу же узнавать вещи, сделанные в Голландии (иногда приходится все же пользоваться именно этим наименованием – в отличие от средневековых Нидерландов, государства, объединяющего территорию нынешних Голландии, Бельгии, Люксембурга и части Северной Франции).

Попробуем разглядеть подобные особенности в мебели. Задача и простая, и сложная одновременно.

С одной стороны, благодаря новому статусу страны на карте Европы и мира, голландские мастера использовали все новшества, появлявшиеся не только в соседних европейских странах, но и в странах Африки и Востока, с которыми Голландия вела торговлю. Поэтому, например, среди мебельных форм XVI — начала XVII века сразу весьма трудно определить какие-либо специфические конструкции.

С другой стороны, формируется своеобразный диапазон предметов мебели, характерный именно для бюргерской протестантской Голландии. Это были не парадные сложно декорированные формы, а мебель, удобная в домашнем быту, соответствующая небольшим, чисто убранным комнатам. И в каждой должны были находиться стул, стол и шкаф.

Главное место среди предметов меблировки в добропорядочном обществе отводилось шкафу («kast»), показателю успеха, продвижения по социальной лестнице и символу богатства и комфорта.

Если в течение XVII века для украшения наиболее ценной мебели применялась резьба по дереву, то по мере приближения века к концу стал входить в моду новый, заимствованный из Франции, способ декора поверхностей – маркетри (инкрустация деревом по дереву). Посредником, очевидно, был голландский мебельщик Пьер Голль (ок. 1620-1684), работавший при французском дворе.

Мастер маркетри Ян ван Мекерен (1658 — 1733) прославился на весь мир. Ему приписывают авторство семи сохранившихся до настоящего времени предметов мебели со впечатляющим флоральным декором. Цветочные композиции ван Мекерена напоминают живопись – не только из-за точности воспроизведения роскошных букетов в вазе в окружении птиц и бабочек, но и в силу цветовой гаммы кусочков многочисленных пород дерева (от местных – остролиста, клена и барбариса до экзотических – розового и черного дерева).

Об особом значении шкафа для голландцев свидетельствуют два примера. Во-первых, «Волшебный фонарь с интерьером голландского дома» (1655-1660) Самуэля ван Хохстратена (1627-1678).

Во-вторых, такой интересный предмет, как кукольный домик («poppen cast»). Всю свою любовь к своему жилищу создатели и заказчики выражали в создании вещи, напоминающей шкаф-кабинет для хранения коллекций. Только вместо собрания редкостей там размещались все необходимые принадлежности бюргерского быта в миниатюре. И в этом принципиальное отличие голландского кукольного домика от всего того, что мы представляем сегодня под этим названием. Голландский кукольный домик – это скрупулезно созданные миниатюрные комнаты, расположенные на полках шкафа. Его содержимое не использовали в воспитательных целях и не считали игрушкой. Форма шкафа-кабинета со стеклянными дверцами, которые позволяли заглянуть вовнутрь, не нарушая лишний раз порядка в миниатюрных комнатках, подчеркивала определенное положение кукольного домика среди коллекционных предметов.

Читать еще:  Испанский художник. Albert Ramos Cortes

Современники говорили о подобных домиках как о части коллекции редкостей, формированием которых увлекались многие представители крупной буржуазии.

Кукольные домики традиционно передавались по наследству.

В поисках фактов и объектов будущему автору учебника о голландской мебели придется обязательно отправиться в Англию. Дело в том, что статхаудер Вильгельм III (1650-1702) стал в 1689 году королем Англии, Шотландии и Ирландии, женившись на своей двоюродной сестре английской принцессе Марии II Стюарт (1662-1694). Англичане многое переняли в области знаний и техники от голландского «золотого века», кое-кто даже считает, что Британия «по сути дела, построена на том, что Нидерланды создали в XVII веке» (Геерт Мак).

Основные стилевые тенденции XVIII века (рококо, неоклассицизм), происходящие из Франции, не могли не отразиться на голландской мебели. Однако гораздо важнее были изменившиеся условия жизни внутри страны. Торговая гегемония сменилась скрытым могуществом денег. Сулящие большой успех, но рискованные проекты больше не вызывали интереса. Иностранцы все больше говорили о бросающейся в глаза бережливости и осторожности голландцев. Красноречивое свидетельство: вдова банкира и купца, живущая в Амстердаме в первой половине XVIII века, имела относительно скромный дом на канале и всего лишь пять слуг, а в Венеции, к примеру, она, несомненно, проживала бы в двух-трех дворцах.

Наиболее востребованными по-прежнему остаются шкафы, они стали больше, линии их корпусов соответствуют требованиям моды. Бюро-кабинеты и бюро-книжные шкафы, не известные во Франции, теперь стали популярными почти во всех странах Европы.

Колониальный стиль

Колониальной следует считать мебель, созданную в Америке в эпоху колонизации ее европейскими державами. Речь идет не о самостоятельном стиле, а о такой мебели, которая на самом раннем этапе создавалась по подобию завезенных колонистами предметов домашней обстановки. В американской мебели постепенно усиливаются черты местного своеобразия, уже в 19 веке здесь складываются свои кадры проектировщиков, открываются мебельные фирмы. Колониальная мебель была, в сущности, местной американской разновидностью английской мебели, направление ее развития определялось событиями, имевшими место в английской мебели. Это означает, что не было одного, конкретного стиля, а существовало почти столько же вариантов и оттенков «колониального стиля», сколько стилевых разновидностей было в английской мебели.

Главными отличительными признаками этого стиля считаются витые ножки, архаические формы в духе английской позднеренессансной мебели, отделка под орех и т. д. Период формирования американской колониальной мебели можно подразделить на три этапа: 1608–1720 (ранний период), 1720–1780 (период правления английских королей Георгов), 1780–1830 (первые десятилетия после завоевания независимости). Добротная, качественная, исполненная под влиянием голландских образцов мебель, завезенная колонистами на американский континент, была выдержана в английском позднеренессансном стиле. Между 1700–1720 годом позиции этого стиля расшатываются крепнущим голландским барокко, которое, взяв, в конце концов, верх, подчиняет себе американскую мебель (1720–1750), претерпев здесь некоторые изменения.

На Юге в большом количестве производились шкафы, сундуки, кушетки; на Севере – комоды, секретеры, письменные столы и мягкие кресла. Среди ранних образцов американской мебели даже самые роскошные довольно просты по формам и исполнены, как правило, из мореного и отделанного воском дерева. Помимо сосны в работу идут дуб, береза, орех и клен. Мебель изготавливается прочная, добротная. В предметах домашней обстановки, производящихся в Новом Амстердаме, благодаря развитой торговле с Европой и Индией, ощущается дальневосточное влияние.

В 18 веке богатеющая американская буржуазия уже могла позволить себе роскошь приобрести все, что предлагал европейский рынок. Усилившийся приток различных товаров не мог не сказаться и на прикладном искусстве. Однако в целом американская мебель следует английским образцам с запозданием на 10–20 лет. Голландские барочные формы начинают вытесняться английскими лишь в середине 18 века. С запозданием осваиваются за океаном и модные в это время в европейском искусстве стилевые направления: французское рококо, китайские и готические влияния.

Американская мебель 1750–1780-х годов в техническом отношении уже не уступает по качеству английским изделиям. В мастерских Филадельфии производятся высокие комоды, туалетные столы, секретеры; мебель обрабатывается богатой резьбой, изогнутыми карнизами. Мастера Новой Англии специализируются на низких комодах, шкафах в виде двух комодов, поставленных один на другой (double chest), и секретеров с волнистыми поверхностями (block front). Это уже типично американская мебель. Ранняя колониальная мебель была столь простой, примитивной, что ее окрестили «кухонной колониальной», однако теперь, в эпоху стремительного подъема американской буржуазии, во всем чувствуется стремление к богатству. Обстановка жилищ американцев обнаруживает много общего с английским жилым интерьером этого времени. Между 1780–1810 годами американская мебель развивается под сильным влиянием творчества Чиппендейла и других видных мастеров. Стиль Шератона особенно сильное влияние оказал на творчество знаменитого американского мебельного мастера Дункана Файфа. Шотландец Файф с 1795 года работал в Нью-Йорке. Мебель его работы отличалась удобством, красотой, элегантностью. Файф не создал нового стиля, но господствовавшее в это время направление нашло в его лице лучшего выразителя. В американской колониальной мебели это период проникновения и распространения классицизирующих форм, влияния Хэплуайта и Шератона. Характерные особенности американской разновидности стиля Шератона: полное отсутствие профилей, прямые линии, орнаментация интарсией.

Читать еще:  Изобразительное искусство Америки. Alan Dingman

До первой четверти восемнадцатого века дорогая мебель преимущественно изготавливалась из орехового дерева. Около 1725 года у ореха появляется соперник: красное дерево (махагони). После 1800 года дорогую мебель исполняют из атласного и розового дерева. Американцы охотно пользовались разработанными английскими архитекторами и мебельными мастерами проектами образцовых предметов мебели и интерьеров. В 1760 году Джеймс Ривингтон издал сборник рисунков различных предметов домашней обстановки, содержавший 180 таблиц. Этот и ряд других аналогичных сборников свидетельствуют о том, что в Америке специалисты были хорошо осведомлены о новейших стилевых тенденциях в английском прикладном искусстве. Ведущим мебельным центром и законодательницей мод этого времени является Филадельфия, за ней следуют Бостон и Чарльстон. Мебельное производство в Америке строилось на принципе разделения и специализации труда (столяры, токари, резчики, отделочники и т. д.), что с одной стороны обеспечивало высокое качество продукции, а с другой увеличивало производительность. В эпоху ампира американская мебельная промышленность переживает полосу подъема. Мебель этой поры большей частью рубленая и украшенная резьбой. Около 1825 года в декоративном убранстве предметов мебели появляются готические элементы. Неоготика не нашла широкого отклика, она быстро уступает место очередному поветрию – стилю неорококо.

Самостоятельная, независимая – уже не «колониальная» – американская художественная мебель сложилась в 19 веке в условиях формирующегося крупного капиталистического производства, пройдя предварительно, подобно европейской мебели, стадии рождения, поисков, экспериментов и неостилей. Итак, «колониального стиля» как такового не было, а существовали лишь колониальные разновидности европейских, главным образом английских, мебельных стилей. Колониальные формы обнаруживают тесную связь с исходными прототипами, нередко являясь почти точными копиями их, а то и просто оригинальными предметами, завезенными из Европы. Поэтому часто бывает очень трудно отличить американскую мебель от соответствующей ей по стилю европейской.
http://www.ad-interiors.ru/info/art-55.html

A Dutch wardrobe or kas, a simplified colonial version of the form shown

An 18th Century Dutch Colonial Padouk Foldover


Antique Dutch Colonial Mahogany and Satinwood Linen Press Cabinet



Antique Dutch colonial two door armoire, 205 high, 195 wide
Dutch Colonial Armoire in Jackfruit Wood with Ebony Trim

Dutch colonial chairs made from teak with Art Deco motifs.
Кресло из тикового дерева с мотивами арт-деко?Или господа антиквары кому-то что-то втирают,или я чего-то не догоняю.А может быть,и то ,и другое.Скорей всего,ага.

Dutch Colonial Mahogany Trunk with Ebony Inlay


Dutch Colonial Satinwood Armoire with Ebony Trim

Dutch colonial setee in solid ebony. Elaborate carving in all major ebony
Какая изящная вещь.Прелесть!

Massive antique Dutch colonial solid teak sideboard base,



Massive antique Dutch colonial solid teak two height sideboard

this large cabinet is a typical piece of Dutch furniture
Ну вот,пока все.Какие будут комменты?

Интерьер бюргерского дома.

Внутренне убранство старых голландских домов простое, уютное и красивое.
Стол, с массивными резными ножками, из-за которых он и получил название “балпут»
(грушеобразные ноги)
Подобные столы делали из дуба, столешницу, которая раздвигалась, украшали инкрустацией из черного дерева и слоновой кости.

Знаменитые голландские стулья, с четко выраженной конструкцией, высокой прямой спинкой и удобными подлокотниками.
Обивались такие стулья и кресла кожей или гобеленом специальными гвоздиками с круглыми шляпками
Картины на стенах в богато декорированных рамах. В углу шкаф- кровать.
Сдержанная роскошь и достоинство в деталях – вот образец фламандского интерьера .

В старых голландских домах не было специальной комнаты, отведённой под спальню.
Кровати располагались в жилой комнате.
Голландский шкаф-кровать – оригинальное и придающее особый уют интерьеру бытовое «изобретение» XVI – XVII вв.
Чаще всего шкаф-кровать располагался в углу комнаты. Он мог быть дощатым, а мог и оформлялся особым образом: обивался материей или обшивался деревом.

Interior of a Townhouse.
Внутренне убранство старых голландских домов простое, уютное и красивое.
Расположение комнат – анфиладой.
Сквозь свинцовые окна видна зелень садов.
Шторы не препятствуют проникновению солнечного света.
Преобладающие цвета в интерьере: жёлтый, синий и немного красного;
стены оттенка светлой охры или бледно-синего цвета, натуральное дерево мебели,
фламандские шпалеры использовались в качестве скатертей на столах.

На этом фоне , бело-голубая посуда и изразцы печей выглядят очень нарядно.
Пол выложен гладкой мраморной плиткой, как правило, шахматным рисунком.
Характерное украшение стен в голландских домах уже с XVII века – плитка, выложенная в один ряд по всему периметру комнаты, непосредственно над поверхностью пола.
Традиционно плиткой выкладывались камины.


Особенности планировки интерьера бюргерского дома и его отделки,
отвечали потребностям голландцев и создавались исходя- из климатических условий.

Пространство дома делили на три поверхности — пол, стены и потолок,
-связанные между собой не только фактически, но часто имевшие смежный тип отделки или объединяющие их приемы.

Каждый использовавшийся в решении внутреннего пространства материал имел и функциональные,
и декоративные свойства.
Плитка или древесина, ткань или золоченая кожа, известка или огромные отрезы парусины,
покрытые живописными композициями —
все они были нацелены на поддержание тепла и на создание уюта.

картины художника Cornelis de Man (1621-1706),

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector