Искусство из частных коллекций поставят на учет

Искусство из частных коллекций поставят на учет

Искусство из частных коллекций поставят на учет

Заместитель руководителя рабочей группы по разработке федерального закона, президент Евразийской палаты национальных культурных ценностей Александр Швейдель

Комитет по вопросам собственности Государственной Думы РФ разработал законопроект «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации», распространяющийся на частные коллекции и предполагающий добровольное внесение владельцем произведения искусства данных о нем в специальный «Реестр предметов культурных ценностей» и получение паспорта на него. Как пояснил TANR заместитель руководителя рабочей группы по разработке федерального закона, президент Евразийской палаты национальных культурных ценностей Александр Швейдель, паспорт необходимо будет делать, в частности, в случае сделок купли-продажи, выдачи предмета на выставки, а также для упрощения процедуры ввоза-вывоза.

Одним из основополагающих пунктов данного законопроекта является проведение комплексной экспертизы, включающей искусствоведческую, технико-технологическую и экспертизу рыночной стоимости предмета. Для этого законом предусматривается создание профессионального союза в системе саморегулируемых организаций экспертов со взаимным страхованием. По словам Швейделя, страховые компании уже готовы идти навстречу заявителям и разделять ответственность за их профессиональную деятельность.

Процедуру проведения экспертизы впоследствии будет регламентировать документ под названием «Национальный стандарт комплексной экспертизы культурных ценностей. Требования».

«По сути дела, мы выполнили самое главное требование, которое Министерство культуры просило нас сделать для разработки этого закона, — правовое регулирование экспертизы культурных ценностей», — отметил Швейдель.

В глобальном смысле, полагают инициаторы законопроекта, его принятие поможет освободить рынок от фальшивых произведений искусства и защитить в правовом поле покупателей от действий недобросовестных продавцов, у которых можно будет требовать паспорт предмета. На его основании произведение искусства будет включаться в «Реестр предметов культурных ценностей». Обсуждается, кому поручат его ведение и как будет сочетаться этот документ с Госкаталогом и сведениями о Музейном фонде РФ. Планируется, что документ вынесут на первое чтение в Госдуме в феврале, после того как будет получено заключение правительства России.

№ 794. Декрет Совета Народных Комиссаров. О Регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений.

Статья № 794.

Декрет Совета Народных Комиссаров.

О Регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений.

В целях охранения, изучения и возможно более полного ознакомления широких масс населения с сокровищами искусства и старины, находящимися в России, Совет Народных Комиссаров постановляет:

1) Произвести первую государственную регистрацию всех монументальных и вещевых памятников искусства и старины, как в виде целых собраний так и отдельных предметов, в чьем бы обладании они ни находились.

2) Взять на учет находящиеся во владении обществ, учреждений и частных лиц монументальные памятники, собрания предметов искусства и старины, а также отдельные предметы, имеющие большое научное, историческое или художественное значение.

3) Никакое отчуждение или переход из одного частного или общественного владения в иное, а также перемещение, ремонт, поправка или переделка принятых на учет монументальных памятников, собраний и отдельных предметов искусства и старины не могут быть произведены без разрешения Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины в Петербурге и Москве.

4) Владельцам взятых на учет предметов или собраний оказывается содействие в деле их охранения и выдаются особые охранные грамоты.

5) Принятые на учет монументальные памятники, собрания и отдельные предметы могут быть принудительно отчуждены или переданы на хранение в ведение государственных органов охраны, если сохранности их будет грозить опасность от небрежного отношения владельцев или вследствие невозможности для владельцев принять необходимые меры охраны, или же в случаях несоблюдения владельцами правил хранения.

6) Все учреждения, в случаях реквизиции или отчуждения монументальных памятников, собраний или отдельных предметов искусства и старины или помещений, в коих таковые находятся, обязаны немедленно сообщать об этом в Комиссию по охране и регистрации памятников искусства и старины.

7) Работы по регистрации и по выяснению памятников, подлежащих учету, возлагаются на Комиссии по охране и регистрации памятников искусства и старины.

8) Владельцы монументальных памятников, собраний или отдельных предметов искусства и старины (частные лица, общества и учреждения) обязаны не позднее месяца со дня опубликования настоящего декрета представить общие сведения о принадлежащих им памятниках искусства и старины, а также списки с полным их перечнем в Комиссию по охране и регистрации в Петербурге и Москве и на местах в Губернские Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов, в Отделы Народного Образования; в случаях невозможности по каким-либо причинам представить полные списки, уведомить об этом Комиссии.

9) Признание памятников или собраний подлежащими учету и предусматриваемые пунктом 5‑м их перемещения и отчуждения производятся по постановлению Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Народном Комиссариате Просвещения в Петербурге и Москве.

10) Комиссии по охране и регистрации памятников искусства и старины предоставляется право немедленно брать на временный учет все монументальные и вещевые памятники, как в виде целых собраний, так и отдельных предметов.

11) Виновные в неисполнении сего декрета подвергаются ответственности по всей строгости революционных законов, вплоть до конфискации всего их имущества и лишения свободы.

12) Памятники, собрания и отдельные предметы, взятые на учет и отчужденные в новое частное или общественное владение без надлежащего разрешения, конфискуются.

13) Действие настоящего декрета не распространяется на предметы искусства, находящиеся у их авторов.

5 октября 1918 года.

Распубликован в № 220 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 10 октября 1918 года.

О новом законе: все частные коллекции, связанные с археологией и материалом старше 100 лет, являются собственностью государства

Произошло событие, которое может коснуться всех: президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части пресечения незаконной деятельности в области археологии. Вероятно, ни президент, ни большинство из заседающих в Госдуме даже не подозревали, какое нарушение прав граждан нашей страны и какие возможности для коррупции заложили в этом законе те, кто его инициировал.

Читать еще:  Индийский фолк. Thota Laxminarayana

Всех нас убеждали (хотя это и так понятно) в том, что необходимо охранять памятники археологии и древние кладбища от грабительских раскопок. Конечно, ни один разумный человек не станет спорить с тем, что это так, и ведь именно эта благородная идея стала основным аргументом продвижения проекта этого закона.

Но что мы имеем на самом деле? Хочу обратить внимание читателей на основные положения закона:

1. Обязательное согласование всех земельных работ на всей территории нашего государства на радость коррупционерам.

В законе заложен механизм, позволяющий изъять из собственности практически любую землю. И это касается всех сельхозпроизводителей и строителей, а также дачников и жителей деревень и сел, где есть культурный слой, доказывающий археологическими предметами (керамика, например) проживание человека более ста лет назад.

2 . Посягательство на частные коллекции.

В законе технично прописано, что все частные коллекции, связанные с археологией и материалом старше 100 лет, являются собственностью государства — это теперь называется «негосударственная часть Музейного фонда Российской Федерации», предполагается, что ВЫ СВОЮ коллекцию взяли на ответственное хранение!

В течение года коллекции должны быть зарегистрированы и поставлены на учет. Как должен чувствовать себя коллекционер, если преступники знают, где купить «секретную базу данных» о лицах интересующей категории? Коллекционеров не только грабят, но и заставляют, чтобы они вписали себя и своих родных в группу риска?

Правда, один способ легального владения своей коллекцией все же упоминается — коллекция легализована и принадлежит коллекционеру, если она ввезена из-за рубежа — коллекционеров заставляют заняться контрабандой, чтобы стать собственником своей собственности!

3. Наказание за нарушение закона — археолог-любитель страшнее убийцы.

Многие нарушения этого закона предполагают более строгое наказание, чем, например мошенничество в особо крупных размерах, непредумышленное убийство и прочие тяжкие преступления.

А штрафы составляют от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей! Где основополагающий принцип правосудия — соразмерность наказания совершенному преступлению? Или когда речь идет о подготовке почвы для расцвета коррупции в еще одной области, о правосудии можно забыть?

Как-то вдруг получилось, что из общественной науки, предназначением которой было открывать новые страницы в нашей истории, археология стала рычагом для реализации интересов какой-то небольшой, но сплоченной группы лиц. Прочитайте закон, чтобы понять, кого же на самом деле «наказали» заказчики. Порадуйтесь масштабам их коммерческих интересов.

Попробуйте для себя сформулировать: а где же интерес государства и в чем же он выражается?

Я бы поинтересовался у директора Института археологии РАН, академика Николая Макарова, главного археолога города Москвы, заместителя руководителя департамента культурного наследия города Москвы Леонида Кондрашева, министра культуры Владимира Мединского — они принимали участие в продвижении этого закона: если мы все так трепетно относимся к культурному наследию 100-летней давности, то каким же образом в нашей стране так быстро продвигаются стройки (хоть федеральные, хоть частные)? Где археологические материалы, отчеты по проведенным на них раскопкам? Возникает вопрос: если человек в полях, где есть единичные археологические предметы, — преступник, то кем являются строители, которые машинами вывозят грунт со всеми находящимися в нем артефактами? Зачастую — по согласованию с официальными археологами. Редко, но бывает, что на стройках присутствует археолог, который «глазами» выбирает артефакты из отвалов!

Москва, Останкино, Шереметевский дворец — ровняли и рыли землю вокруг; прошлая зима.

Москва, бывшее село Алексеевское — строят школу на месте, где стоял путевой дворец Алексея Михайловича, вынули землю за два дня, по ночам вывозили ее без разбора в неизвестном направлении; прошлый год.

Москва, федеральная трасса на Ярославль — сносят деревни, которые стоят на старом Ярославском тракте; нынешнее лето — настоящие дни.

Москва, село Черкизовское.

Москва, сквер имени академика Сахарова.

Москва, сквер на Садовой-Триумфальной.

Москва, работы возле Кремля; настоящие дни.

Пусть пояснят чиновники, как так получилось, что прошлым летом при сносе старых зданий в Белозерском кремле безжалостно сносили и вывозили культурные слои вместе с археологическими артефактами. А ведь это древнейший из археологических памятников!

А Ярославль — на празднование тысячелетия город был весь изрыт и распахан (раскопки проходили только на стрелке)?

А кварталы в Иркутске?

И таких примеров много.

У меня большое желание услышать из уст чиновников, как все это увязывается с внесенными поправками в законодательство про охрану и бережное обращение с культурными слоями, особенно на памятниках? Ведь в соответствии с действующим законодательством за такие нарушения в административном порядке отвечает территориальная власть субъекта. Так что этот вопрос должен быть адресован и к главам городов и регионов. Будет ли? Ведь проще наказать простого гражданина.

Как должны относиться ко всему этому настоящие, искренние археологи: за монеты, поднятые на полях и в деревнях, — тюрьма , а слои в самых древних и богатых материалом местах можно без проблем уничтожать тракторами?

Неужели в археологии сегодня приоритеты расставлены коммерсантами и «ослепшими от ненависти» инквизиторами?

На каком основании дороги, поля, перемешанные и размытые культурные слои деревень и берегов приравняли к памятникам?
Спросите у честного человека, мало-мальски знакомого с этой темой, и он вам скажет — есть огромное количество стихийных находок по всей территории страны, которые никогда бы к нам не вернулись, если бы не использовали инициативу увлеченных людей, которым интересен весь найденный материал — бытовые мелочи, обломки и детали утвари, мелкая царская монета. Подвох в том, что этот материал — зачастую не представляющий для науки никакого интереса — теперь подпадает под уголовщину, если он старше ста лет..

Нет сомнения, что необходимо упорядочить правила любительского поиска, но закон требует детальной проработки; крайне важно:

  • научиться выявлять и ставить под охрану настоящие, существенные памятники, необходимо вместе с общественностью выявлять и наказывать мародеров и грабителей таковых;
  • научиться быстро и технологично обеспечивать археологические раскопки в городах, не тормозя на долгие месяцы строительство, но и не допуская даже возможности утраты ценного материала, привлекая к процессу увлеченных темой людей;
  • выработать адекватные и понятные механизмы, обеспечивающие интерес государства в сохранности культурного наследия, но не вопреки логике и здравому смыслу и без необоснованных посягательств на право собственности.
Читать еще:  Иллюстрации. Carolina Rodriguez Fuenmayor

руководитель межрегиональной общественной организации содействия поиску

и сохранению реликвий истории государства «Третий Рим»

| Категория : Всякости об этом и не только
| Теги : археология, коллекционер, клад, монета 12.09.13 Просмотров : 11882 | Загрузок : 0 | Рейтинг : 4.6 / 5

Три правила формирования частной коллекции. Советы юриста

Много веков назад ценители произведений искусства начали настоящую охоту за подлинными шедеврами. Кто-то делал это, чтобы утолить жажду прекрасного, кто-то, чтобы выгодно инвестировать средства и получить прибыль от последующей продажи.

Как купить

Тому, кто раньше не сталкивался с вопросом приобретения произведений искусства, такое приобретение может показаться очень простым действием, не требующим каких-либо дополнительных усилий, кроме финансовых вложений. Однако, это не так. Зачастую, культурная ценность, попавшая на арт-рынок, обладает сомнительным провенансом: непонятно, кто выступил ее первоначальным продавцом и где гарантия подлинности ее происхождения.

Представьте, что российский предприниматель, отдыхая в Европе, в один из вечеров решил зайти в частную галерею из чистого любопытства и там увидел ту самую картину, которая должна украсить его кабинет. Любой ценой.

Продавец заверил покупателя, что картина подлинная, была написана в середине XIX века малоизвестным французским художником, предъявил заключение эксперта и пообещал, что все расходы и формальности, связанные с перевозкой, возьмет на себя. А если покупатель согласится на договор в устной форме и оплату наличными, то и скидку сделает. Покупатель знал правила арт-рынка и предпочел устным договоренностям договор в письменной форме.

Примерно через полгода счастливый обладатель картины показывал ее одному из своих знакомых искусствоведов, который порекомендовал отдать картину на повторную экспертизу в один из музеев. Этот совет он объяснил тем, что данная картина участвовала в выставке некоторое время назад, в ходе которой ее собственник заявлял, что продавать ее не собирается, а после смерти передаст музею.

Экспертиза показала, что приобретенная картина действительно является копией середины 1960-х годов и особой исторической или культурной ценности не представляет.

Благодаря наличию договора купли-продажи в письменной форме, в котором как предмет сделки называлась картина, написанная в середине XIX века, покупателю удалось расторгнуть договор и возвратить уплаченную сумму. При этом, если бы сделка совершалась в устной форме, вероятность удачного исхода такого спора была бы минимальной.

  • Первое правило покупки произведения искусства — проверять, участвовал ли он в выставках, прозрачна ли история владения с подтверждением оплаты прежним собственникам и перехода права собственности продавцу. Не следует забывать о проверке полномочий лица, предлагающего приобрести актив, если сделка заключается через посредника.

Как ввезти

Немало проблем может быть связано и с ввозом приобретенных за рубежом ценностей в Россию. Для перевозки объекта через границу важно узнать, может ли он быть признан культурной ценностью. При ввозе и вывозе произведений искусства через границу РФ осуществляется обязательная экспертиза для установления подлинности вещи, признаков культурной ценности.

Так, например, приобретая старинные часы на одном из главных уличных рынков Лондона Portobello road в Ноттинг Хилл, можно не подозревать о том, что при ввозе в Россию они могут быть признаны культурной ценностью, и вывоз их из России в дальнейшем будет возможен только на основании разрешительного документа или, при определенных условиях, вообще запрещен.

Если объект квалифицирован как культурная ценность особого значения, по закону его вывоз из России допускается только при условии принятия обязательства обратного ввоза. К таким ценностям относятся, например, художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года, мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся отечественных политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства и другие.

Все это необходимо учитывать при прохождении процедуры декларирования. Ошибки, допущенные при этом, исправить впоследствии даже в судебном порядке практически невозможно.

  • Так, например, коллекция, признаваемая культурной ценностью, подлежит обязательному декларированию, даже если каждый из предметов по отдельности не представляет особой значимости.

Поэтому следует крайне внимательно отнестись к описанию предмета в документах, представляемых в таможенные органы при декларировании, указанию его стоимости и возможности идентификации.

Как передать наследникам

Рано или поздно перед каждым коллекционером встает вопрос о передаче коллекции наследникам.

Для тех, кто коллекционирует или экспонирует ценности в России и владеет ими напрямую, актуальным остается вопрос применения норм российского наследственного права, в частности, норм об обязательной доле в наследстве, супружеской доле и правил наследования по закону (при отсутствии завещания). Если все указанные нормы не будут приняты во внимание при планировании наследования, коллекция может быть разделена и утрачена или даже присвоена наследниками, имеющими к ней доступ, вопреки воле наследодателя в течение шестимесячного периода принятия наследства.

  • Для решения части проблемных вопросов, связанных с наследованием предметов искусства в России, сегодня существует возможность распоряжения предметами искусства на случай смерти их владельца путем передачи коллекции в наследственный фонд.

Если речь идет о предметах искусства, находящихся за рубежом, применимой для частного владения конструкцией может быть отдельная персональная холдинговая структура, созданная в зарубежной юрисдикции, например, траст или частный фонд. Иногда такие структуры создаются для обособления разных коллекций и обеспечения их сохранности до передачи будущим поколениям.

И зарубежные структуры, и российские наследственные фонды позволяют вообще отказаться от передачи коллекции наследникам, а сохранить владение предметами искусства через такую структуру и передавать их музеям для экспонирования.

В целом, приобретение и владение предметами искусства и иными объектами коллекционирования может быть связано со значительными сложностями и рисками, не только описанными выше. В большинстве случаев такие риски могут быть существенно снижены при профессиональном сопровождении сделок с предметами искусства, разработке устойчивой структуры владения, соответствующей целям коллекционера и его личным интересам.

Читать еще:  Искусство каролингской эпохи

Забалансовый учет музейных предметов и коллекций

Автор: Л. Морозова

Обязаны ли музеи отражать за балансом стоимость предметов и коллекций, включенных в Музейный фонд РФ? Если да, то какой забалансовый счет для этого следует применять?

Несколько слов о Музейном фонде РФ.

Всоответствии со ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ[1] под Музейным фондом РФ следует понимать совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных данным законом.

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов РФ.

Согласно п. 2-4 Положения о Музейном фонде РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 (далее – Положение № 179), в состав государственной части фонда входят музейные предметы и музейные коллекции, которые:

  • находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и РСФСР) и в собственности субъектов РФ (автономных образований, краев и областей РСФСР) до принятия Федерального закона № 54-ФЗ независимо от источников поступления, а также приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и РСФСР), бюджетов субъектов РФ и закреплены в оперативном управлении или переданы в пользование музеям и другим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
  • приобретены государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств их учредителей, либо за счет собственных средств, либо посредством иной формы приобретения.

Музейные предметы и коллекции, приобретенные государственными музеями независимо от источника и формы приобретения, должны быть заявлены для включения в состав государственной части фонда в двухмесячный срок с момента их приобретения (п. 8 Положения № 179).

Включение музейных предметов и коллекций в состав фонда, а также их исключение из его состава производятся Минкультуры в установленном им порядке после проведения соответствующей экспертизы. Музейные предметы и коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда РФ со дня их регистрации в государственном каталоге.

В соответствии с п. 13 Положения № 179 музеи, в оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и коллекции, обязаны обеспечить их учет с использованием специальной учетной документации, позволяющей идентифицировать эти предметы и коллекции и содержащие сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т. д.

Основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций (в случае исключения их из состава фонда).

Отражение музейных предметов и коллекций на балансе учреждения, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается.

Бухгалтерский учет музейных предметов и коллекций.

Основной документ, регламентирующий правила организации и ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, – это Инструкция № 157н.

До внесения изменений единственное упоминание о предметах музейного фонда содержалось в п. 51 указанной инструкции. В частности, этим пунктом установлено, что включение объекта имущества в состав государственной части Музейного фонда РФ является одним из оснований выбытия объекта основных средств с баланса.

Исходя из этого, приобретенный музейный предмет (коллекция) до момента его включения в состав государственной части признается объектом основных средств. По факту включения в Музейный фонд РФ данный объект списывается с баланса. При этом никаких положений о том, что одновременно со списанием музейных предметов с баланса они подлежат отражению за балансом ранее Инструкция № 157н не содержала.

Некоторые эксперты и авторы предлагали организовать забалансовый учет объектов, включенных в состав Музейного фонда РФ, в целях контроля за их сохранностью, но для этого учреждениям необходимо было ввести дополнительный забалансовый счет, не поименованный в Инструкции № 157н.

После внесения изменений в п. 332 Инструкции № 157н прямо установлена обязанность учреждений учитывать музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, за балансом.

Согласно обновленной редакции п. 333 Инструкции № 157н для учета объектов, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат отражению на балансе учреждения (в частности, музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ), предназначен забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование».

Напомним, что рассмотренные нововведения следовало применить уже при формировании показателей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности за 2016 год. Иными словами, на сегодняшний день стоимость музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, ранее числящихся у музеев на дополнительном забалансовом счете или просто в инвентарных книгах, должна быть переведена на забалансовый счет 01.

Далее рассмотрим на примерах бухгалтерские записи по учету музейных предметов с учетом изменений.

Государственный музей (бюджетное учреждение) приобрел в антикварном салоне картину за счет средств целевой субсидии. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея оценила стоимость предмета в сумме 33 000 руб. После регистрации в учетной документации музея приобретенный предмет выставлен в качестве экспоната. В течение двух месяцев музейный предмет был включен в состав Музейного фонда РФ.

Музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, относятся к особо ценному движимому имуществу бюджетных (автономных) учреждений (пп. «в» п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»). Исходя из этого, предметы, которые приобретаются для пополнения музейного фонда РФ, но еще не включены в него, по мнению автора, следует учитывать в составе основных средств – особо ценного движимого имущества.

В бухгалтерском учете отражена следующая корреспонденция счетов:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector