Искусство из дворянских усадеб

Искусство из дворянских усадеб

В путешествие по дворянским усадьбам. Резиденции русских писателей и влияние этих мест на искусство

Эти четыре дворянские усадьбы и один скромный крестьянский дом оказали неоценимое влияние на искусство. Именно здесь великие русские писатели и поэты черпали вдохновение для значительной части своих произведений. Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое и посмотрим, где и как жили классики русской литературы.

Ясная Поляна (Тульская область)

В этой усадьбе Лев Толстой провел большую часть жизни (почти 60 лет).

Изначально имение принадлежало отцу матери писателя, князю Волконскому. Николай Сергеевич Волконский стал прототипом старого князя Болконского в романе «Война и мир». Именно в Ясной Поляне Толстой и написал все тома этого романа. В Ясной Поляне были созданы и другие знаменитые произведения Льва Толстого, в том числе «Анна Каренина».

Деревня Константиново (Рязанская область)

В отличие от многих других знаменитых русских писателей и поэтов, Сергей Есенин провел детство не в усадьбе, а в небольшом деревенском доме. Поэт был не дворянином, а простым крестьянином. Он писал стихи о самых простых вещах: березах, полях с золотыми колосьями и бескрайних русских просторах. Пейзажи, которые окружали Есенина с детства, были описаны в его стихах. Из окна дома поэта был виден живописный берег Оки, золотые купола церкви и бескрайние поля.

Тем не менее в жизни Сергея Есенина все-таки была усадьба, впоследствии повлиявшая на его творчество. В деревне Константиново располагалось имение богатого купца Ивана Кулакова. Щедрый купец открыл школу для бедных крестьянских детей, где учился будущий поэт. В 1911 году усадьба перешла во владение дочери Ивана Кулакова Лидии Кашиной. Есенин часто приходил к ней в гости, поэтому некоторые историки предполагают, что у поэта с Лидией был роман. Правда это или нет, точно не известно. Однако Лидия Кашина послужила прототипом героини поэмы Есенина «Анна Снегина».

Спасское-Лутовиново (Орловская область)

В этой усадьбе прошло детство писателя. Хотя в дальнейшем Тургенев в основном жил за границей, он старался проводить в Спасском-Лутовинове хотя бы несколько месяцев в году.

Именно здесь были написаны знаменитые романы «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне» и «Дворянское гнездо». Действие произведений Тургенева происходило в таких же усадьбах, как та, где он вырос. Благодаря этому в русском языке и укрепилось выражение «дворянское гнездо».

Имение Мелихово (Московская область)

Антон Чехов часто менял место жительства и много путешествовал, но в этом подмосковном имении писатель прожил целых семь лет. Эти годы историками русской литературы были названы мелиховским периодом.

В наши дни на одной из хозяйственных построек усадьбы установили памятную доску с надписью: «Здесь была написана «Чайка»». Знаменитые «Дядя Ваня», «Палата № 6», «Человек в футляре» и другие (всего около сорока произведений) также были созданы в Мелихово. Чехов был врачом и помимо писательства принимал пациентов. Благодаря усилиям Антона Чехова холера в этом районе утихла.

Усадьба Михайловское (Псковская область)

«Михайловское» — это название целой музейной зоны в Псковской области. Музей состоит из трех огромных резиденций, связанных с жизнью великого поэта Александра Пушкина. Из-за политического содержания некоторых стихов Пушкину пришлось провести здесь целых два года.

Проживая в Михайловском, поэт написал огромное количество ставших впоследствии знаменитыми стихов. Персонажи романа «Евгений Онегин» были придуманы им в этих местах. Некоторые соседи по усадьбе стали прототипами героев знаменитого романа в стихах.

Совершая прогулку по парку усадьбы Тригорское, Александр Пушкин познакомился с Анной Керн, в которую влюбился. Именно эта встреча и вдохновила поэта написать одно из красивейших стихотворений о любви: «Я помню чудное мгновенье».

Магия русской усадьбы

У садьбы — это удивительные по атмосфере места, где сохранился дух старины. Именитые владельцы, архитектурные шедевры, старинные парки, аллеи с многовековыми деревьями, тайны прошлого — все это неизменно влечет туристов. И даже руины могут быть интересными, ведь в этих каменных останках прежних дней сохранилась энергетика и история. Сегодня мы расскажем о 10 усадьбах. Возможно, в детстве вы проводили рядом с этими местами свои школьные каникулы, но даже и не подозревали, какие люди оставили здесь свой след. Перемещаемся в Поленово, Вороново, Середниково, Виноградово, Ясную Поляну, Абрамцево, Остафьево, Марфино, Горки и Ольгово.

Усадьба создана в 1890-х годах художником Василием Поленовым по собственному проекту и чертежам и до 1939 года принадлежала его семье, затем была принесена в дар государству и переименована в Поленово.

Здесь можно увидеть деревянный трехэтажный дом 1890–1892 годов в стиле модерн, мастерскую художника, многочисленные жилые и хозяйственные деревянные здания, каменную ограду с воротами, парк из смешанных пород деревьев.

В двух километрах от музея находится Троицкая церковь 1906 года в неорусском стиле, построенная по проекту Поленова вместо прежней деревянной. Рядом с церковью — могилы художника и его жены Натальи. В соседнем селе Страхово расположено здание сельской школы 1911 года, выстроенной на средства Поленовых.

В 1775 году в усадьбе гостила Екатерина II. До наших дней сохранились двухэтажный с пониженными боковыми крыльями главный дом, построенный в конце XVIII века по проекту архитектора Николая Львова в стиле классицизм и отреставрированный во второй половине XIX века в стилистике неоренессанса. Здесь высится Спасская церковь с отдельно стоящей колокольней и парковый павильон «Голландский домик», созданные в середине XVIII века архитектором Карлом Бланком; раскинулись липовый парк середины XVIII века и пейзажный парк рубежа XVIII—XIX веков из смешанных пород деревьев с прудом. Парки обустроены в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем.

Середниково

В усадьбе неоднократно бывал Михаил Лермонтов, здесь провел первые годы жизни Петр Столыпин, гостил Федор Шаляпин. Усадебный ансамбль создан в конце XVIII века в стиле французского раннего классицизма, возможно, по проекту архитектора Ивана Старова. Сохранились двухэтажные с бельведером главный дом и четыре флигеля, соединенные колонными галереями; ограда парадного двора с металлическими решеткой и воротами; пейзажный парк из смешанных пород деревьев с лиственничной аллеей, прудами, мостами и белокаменной лестницей. О пребывании в усадьбе Лермонтова напоминают монументы и плафон овального зала на втором этаже, расписанный по мотивам лермонтовской поэмы «Демон». В километре от центральной части усадьбы в деревне Середниково, на месте прежней усадьбы, расположена церковь Алексея Митрополита 1693 года. На кладбище около церкви есть старые надгробия.

Виноградово

Здесь сохранились деревянный оштукатуренный двухэтажный дом, сооруженный в 1911–1912 годах архитектором Карстом по проекту Ивана Рыльского и соединенный остекленным переходом с кухонным флигелем; переделанный и надстроенный конный двор, скотный двор из трех двухэтажных корпусов. По другую сторону Дмитровского шоссе находится церковный комплекс. В него входят Владимирская церковь 1772–1777 годов (предполагаемые архитекторы храма — Василий Баженов или Матвей Казаков), современные колокольня и часовая башня — все в стиле классицизм; остатки кладбища с надгробиями XVIII–XIX веков.

Читать еще:  Индийский художник. Abhiram Bairu

Ясная Поляна

В Ясной Поляне и по сей день существует двухэтажный дом Льва Толстого 1800–1810 годов с пристройкой 1871 года (автор — тульский архитектор Гурьев). Природа тоже сохранена: березовая аллея, начинающаяся от двух въездных башен; липовый парк конца XVIII века; пейзажный «Нижний парк» из смешанных пород деревьев с каскадными прудами; яблоневые сады. К усадьбе прилегают входившие в имение старая дубово-липовая роща, еловые и березовые посадки, высаженные Львом и Софьей Толстыми.

Здесь же находится могила писателя. Недалеко от усадьбы, в селе Кочаки, около Никольской церкви, основанной в конце XVII века и капитально перестроенной во второй половине XIX века, находится некрополь — семейное кладбище Толстых.

В Остафьево сохранились построенные в 1801–1807 годах в стиле классицизм, предположительно, по проекту архитектора Ивана Старова, а возможно, и самого князя Андрея Вяземского, двухэтажные главный дом и соединенные с ним колоннадами боковые флигели. Здесь же находится Троицкая церковь 1778–1781 годов, возведенная в стиле классицизм; пейзажный липовый парк с главной аллеей и прудом, образованным запрудой реки Любучи. В парке установлены гранитные памятники — Николаю Карамзину, Василию Жуковскому, Александру Пушкину, все монументы созданы по проекту художника Николая Панова. Поблизости находится комплекс зданий суконной фабрики середины XVIII века, перестроенный в 1820-х годах архитектором Федором Шестаковым.

В усадьбе в разные годы бывали Николай Гоголь, Иван Тургенев, Илья Репин, Валентин Серов. Сохранились деревянный одноэтажный с мезонином главный дом последней трети XVIII века в стиле классицизм с пристройками 1870-х годов; деревянная мастерская 1873 года (архитектор Виктор Гартман), теремок 1878 года (архитектор Иван Ропет), одноэтажный дом управляющего, деревянная одноэтажная дача Василия Поленова; Спасская церковь 1881–1882 годов в неорусском стиле, возведенная архитектором Павлом Самариным по эскизу Виктора Васнецова при участии Поленова; прилегающая к церкви часовня, созданная по проекту Васнецова; парк из смешанных пород деревьев с прудами на берегу реки Вори.

В усадьбе бывал писатель Николай Карамзин, пьесы которого ставились в марфинском театре. В 1763–1780 годах при фельдмаршале графе Петре Салтыкове и его сыне — генерал-губернаторе Москвы графе Иване Салтыкове усадьба была перепланирована и перестроена; после разорения в 1812 году восстановлена крепостным архитектором Федором Тугаровым; центральная часть в 1832–1846 годах реконструирована архитектором Михаилом Быковским, придавшим усадьбе вид целостного ансамбля в стиле английской готики. До нас дошли главный дом и два флигеля; въездные ворота 1837–1839 годов; два двухэтажных здания псарен второй половины XVIII века в стиле классицизм; двухэтажный дом управляющего начала XIX века в стиле ампир; заброшенные конный двор и каретный сарай XVIII века; церковь Рождества Богородицы 1701–1707 годов в стиле барокко. Здесь же раскинулся липовый парк, благоустроенный в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем, — с беседками, прудами и «готическим» мостом через пруд.

В Горках можно увидеть двухэтажный главный дом и парные флигели; оранжерею; сооруженный на рубеже XIX–XX веков архитектором Федором Кольбе хозяйственный корпус, состоящий из конюшни, каретника и прачечной с водонапорной башней; липовый парк конца XVIII века; пейзажный парк XIX–XX веков на склоне к реке Туровке из смешанных пород деревьев с Малым и Большим прудами, гротом, мостиками и двумя беседками-ротондами. Несколько в стороне находится двухэтажный деревянный оштукатуренный флигель. В 1920–30-х годах он использовался как школа.

Когда-то здесь бывал Лев Толстой. Это очень красивое место, особенно осенью, когда подъезд к храму украшает упавшая листва. Сохранились руинированный главный дом, в основе которого лежит здание начала XVIII века, расширенное в 1786 году архитектором Франческо Кампорези. Невероятно величественна Введенская церковь 1751 года с колокольней и приделами 1828 года, увеличенными в 1892 году архитектором Иваном Мейснером. Сохранились некоторые липовые деревья, посаженные во второй половине XVIII века.

Золотая осень в Тверской области. Часть II: Тени дворянских усадеб

Второй день начался с бонуса — незапланированного посещения усадьбы Рябушинских, которую Денис Ивлев вместе с краеведами-энтузиастами спас от сноса и теперь восстанавливает по мере сил и средств.

«Хозяином дома был директор Вышневолоцкой мануфактуры Сергей Павлович Рябушинский (1872-1936) —основатель института педагогики в Рогожской слободе в Москве, автомобильного завода Акционерного Московского Общества (АМО), один из учредителей Общества возрождения художественной Руси.

Сергей Павлович возглавлял Московское Общество воздухоплавания и Московский клуб автомобилистов. Дружил со многими художниками, в том числе и с Ильёй Репиным, был скульптором любителем, специализировавшимся на анималистике. В доме Рябушинских проходили спектакли любительского театра и бывало немало гостей.

В первые годы советской власти в доме открыли клуб, в послевоенные годы в подвале разместилась инкубаторная станция, а в доме — 11 жилых квартир и контора. В 2018 г. расселенный дом был отдан под снос, но благодаря Вышневолоцкому краеведческому обществу им. М. И. Сердюкова и градозащитникам Твери и Москвы дом был поставлен на государственную охрану. В том же году он передан в безвозмездное пользование ВКОиС.

В планах размещение в здании культурного центра и музея Вышневолоцких купеческих династий и предпринимательства» [https://www.artdachar.ru/location].

Лично меня дом сразил наповал. Удивительно, что в нём сохранилось столько элементов декора: дверные проёмы с витражами,

дверь с павлином,

потолки с маками,

камины с изразцами,

старинная мебель [на заднем плане].

Но полный «отвал башки» (уж простите за бедность речи) случился в… ванной!

Как, как она могла такая сохраниться в клубе-инкубаторе-конторе-многоквартирном доме? Просто фантастика и чистый восторг!

Уже одной только этой усадьбы мне было бы достаточно в эмоциональном плане, чтобы день прошёл не зря. Но у нас впереди было ещё немало усадебных домов. Правда, не в такой степени сохранности.

Афимьино — «один из самых старых сохранившихся в области комплексов, состоящий из двух усадеб — Отто, от которой сохранился только парк, и Тыртовых, включающую в себя постройки середины XVIII — конца XIX вв., а также остатки пейзажного парка с прудами и аллеями.

В советское время на территории этой усадьбы располагалась машинно-тракторная станция.

В настоящее время находится в заброшенном и руинированном состоянии» [http://tversvod.ru/page96/?full=1].

Афимьинской церкви повезло больше: в ней идут реставрационные работы под общим руководством известного архитектора-реставратора В. И. Якубени .

Следующая усадьба на нашем пути — Дубровка, принадлежавшая Свечиным. От неё остались главный дом,

и валунным погребом,

а также церковь во имя Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1809 г.

Читать еще:  Идеи для фотосессии беременных

О том, как Дубровка пришла в такое состояние, поведал местный житель Алексей Баранов.«Во времена его детства здесь был большой колхоз, в здании усадьбы была школа семилетка, которая занимала 1-ый и 2-ой этажи, а 3-ий этаж пустовал. В этой школе он учился, а спустя годы работал в колхозе — даже стал ветераном труда. Спустя какое-то время партийный директор школы пропил деньги, выделенные на ремонт крыши, позже директор окончательно спился, после чего и вовсе скончался, а крыша рухнула. Так и началось разрушение усадебного дома. Школу же перенесли в другое место, но при этом она стала трехлеткой. Постепенно колхоз загибался, жители разъезжались и вымирали — как и по всей стране. Несколько лет назад приезжали люди от власти, вели важные речи, и даже выделили деньги на реставрацию усадебного комплекса. Вроде бы дело пошло, приехали рабочие (конечно же, не совсем русские), но сделать успели немного. Деньги быстро ушли налево, и больше никто сюда не приезжал. Итог попытки реставрации — закрытые пленкой окна и хлипкие навесы над стенами в усадебном доме, да несколько лавок в церкви. » [https://geocaching.su/?pn=101&cid=13525 ]

Следующие два объекта связаны с именем архитектора С. И. Чевакинского, построившего в Петербурге дворец И. И. Шувалова (Музей гигиены), Никольский Богоявленский морской собор с колокольней , Шереметевский дворец («Фонтанный дом») и др. Сначала наш путь лежал в усадьбу Вёшки , где мастер эпохи елизаветинского барокко родился и провёл детские годы. Точнее, к остаткам подвального этажа главного дома .

Затем заехали в Выдропужск, чтобы увидеть последнее творение С. И. Чевакинского — храм Смоленской иконы Божией Матери.

Архитектор не дожил до конца строительства и после своей кончины в 1779 г. был похоронен под полом строящейся церкви. Позднее его погребение превратили в родовой склеп.

Закрытый в 1930-е гг. храм сейчас восстанавливается.


Есть возможность подняться на колокольню.

Оглядев окрестности, спустились на землю и поехали смотреть на наследие Вышневолоцкой водной системы — валунные дренажные арки Тверецкого бечевника .

Следующая точка маршрута — село Матвеево, в центре которого величественно возвышаются два храма — Преображения Господня

и Георгия Победоносца,

ставший усыпальницей дворянских родов Карачинских и Энгельгардт ов.

Рядом находится Музей сельского прихода, созданный в 2005 г. силами местных жителей в здании земского Чудинского начального училища.

Экспозиция повествует об истории прихода, его священниках, старостах и прихожанах от помещиков окрестных усадеб до простых крестьян.

Денис заведует этим музеем и готов рассказывать бесконечно, но нам ещё нужно успеть в Спирово, где есть свой краеведческий музей, под завязку набитый всевозможными предметами.

Мне же больше хочется прогуляться по территории станционного комплекса середины XIX в.

И вовремя приехать на вокзал в Вышнем Волочке.

Пока писала отчёт, вспомнила, как обдумывали перспективы зимней поездки в эти края. И теперь мне грезится чудный вечер у камина в усадьбе Рябушинских с кружкой чая и разговорами об ушедшей эпохе.

Дворянская усадьба

Дворянская усадьба Фряново (конец 18-начало 19 вв.). Изначально принадлежала армянским купцам получившим российское дворянство (Лазарь Назарович Газарян – основатель семьи, осевшей в России, в дальнейшем взял фамилию Лазарев. Строительство вел его сын Ованес (Иван) Лазарев).

История русской дворянской усадьбы насчитывает около шести столетий. Селения Древней Руси были прототипом будущей вотчинной усадьбы, в них обособленно стоял дом наиболее зажиточного хозяина. Усадебное строительство получило развитие при Петре I, который дарил земли своим сподвижникам. Русская дворянская усадьба воплощала мечту их хозяев о создании собственного мира с особыми традициями, обрядами, моралью, специфическим типом ведения хозяйства, расписанием будней и праздников. Несколько столетий основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей. Очень часто господские дома были окрашены в желтый цвет и имели белые колонны. Такое сочетание говорило о богатстве хозяина (его олицетворял желтый цвет, напоминающий о золоте) и его духовности (белые колонны демонстрировали стремление к свету). Серые фасады свидетельствовали о том, что их владелец – философ и стремится удалиться от активной жизни и общества. Красный цвет на фасаде говорил о деятельной натуре хозяина, его уверенности и властности. Зелень садов и парков демонстрировали радость, здоровье и успех. Построенный мир дворянской усадьбы обособлялся и отделялся решетчатым забором, каменной стеной, а когда позволял окружающий ландшафт, озерами оврагами и рвами. Помимо парадных элементов – господского дома и парков — дворянские усадьбы имели и «экономию» (термин использовался с 18 века и означал хозяйственные постройки имения: конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы), которые строились в едином стиле с домом и парком

Расцвет дворянских усадеб пришелся на середину 18- начало 19 века. Усадьбы строились вокруг Москвы и в губерниях. После выхода “Манифеста о Вольности дворянства” строительство охватило практически всю европейскую часть России. В результате после 1762 г. владельцы крупных, средних и мелких поместий начали активно обустраивать свои усадьбы. В архитектуре русской дворянской усадьбы елизаветинских времен была популярной эстетика барокко. Фасады окрашивались в голубые, зеленые, красные, желтые оттенки. К середине 18 века планировка усадеб становилась регулярной с осевым построением, симметрией. Образцом дворянской усадьбы того времени является Ясенево, где во время Лопухиных был сооружен господский дом с флигелями. В Кускове граф Шереметев украсил парк павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурами.

Усадьба Кусково. Бывшее имение графов Шереметьевых в стиле классицизм. 18 в. район Вешняки. Москва.

После выхода манифеста в пригородах Москвы были построены крупные усадебные комплексы: Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Кунцево, Знаменское-Садки, Нескучное, Люблино, Останкино, Покровское-Стрешнево, Очаково, Узкое, Троекурово, Черемушки, большинство из которых были сооружены в стиле классицизм. В некоторых усадьбах использовались элементы неоготики – например, в усадьбе Михалкова (усадьба была построена еще в 16 веке, затем перестраивалась), парадный въезд в Воронцове, хозяйственный комплекс в Черемушках. Образцами российской неоготики стали императорские резиденции – усадьбы — Петровский дворец и Царицыно.

Петровский дворец на открытке с картиной «Санные гонки в Петровском парке» неизвестного художника 19 в.

Постепенно регулярный французский классицизм в устройстве дворянской усадьбы сменился английским пейзажным классицизмом. Иногда в русской дворянской усадьбе, как, например, в Кузьминках, сочеталось пейзажное и регулярное устройство. После войны 1812 г. новые дворянские усадьбы возводились редко, хозяева поместий ограничивались реставрацией и ремонтом старых строений. Некоторые усадьбы активно достраивались. Например, Кузьминки, где здания строились в стиле ампир.

Усадьба Кузьминки. Бывшая усадьба князей Голицына. Москва. Реконструировалась при С.М. Голицыне в 19 в.

Но, в основном, в 19 веке усадьбы реставрировались и достраивались в стиле классицизм, что отражалось в колоннах, портиках, скульптурах, фронтонах фасадов. Русские дворянские усадьбы всегда составляли единый ансамбль, кроме того, они никогда не имели фортификационного назначения, так как дворянство не вело военных действий между собой. Сейчас в моде строительство загородных резиденций в стиле дворянской усадьбы с домами с элементами классики и парковыми или садовыми зонами в регулярном или пейзажном стиле. В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля:

Читать еще:  Динамические и экспрессивные мазки. Seba Ugurtan

В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля.

В другом тюменском особняке удачно соединяются в фасаде современные тенденции и классика.

Дом в коттеджном поселке Подмосковья сочетает в своем фасаде разные стилевые мотивы дом в коттеджном поселке Подмосковья

Эклектика, в основе которой лежит классический стиль, в фасаде коттеджа в поселке Красное.

Для большой усадьбы подойдет дом, архитектурный проект которого представлен на фото.

Особенности русской усадьбы: стиль и интерьер, история и современные интерпретации

Русская усадьба стала отдельным явлением в архитектуре и дизайне интерьеров. И сейчас многие владельцы загородных домов пытаются воспроизвести это направление. Давайте попробуем разобраться, чем отличается русская усадьба от обычных особняков, немного окунёмся в прошлое и рассмотрим особенности такого интерьера.

Художник Станислав Жуковский известен своими картинами, на которых он любовно изображал старинные русские усадьбы. По его картинам можно изучать интерьеры домов с середины XIX и до начала XX века.

С. Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома, 1912

С. Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове, 1916

С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е

Сразу определимся, что говорить мы будем именно об усадьбах, а не избах, теремах и княжеских дворцах. Об избах и теремах сказано немало, это тоже история, причём более древняя. А повторить роскошь и царский стиль дворцов русских князей в настоящее время могут себе позволить единицы. Да и кто решится на воспроизведение такого стиля — в современных реалиях это сложно себе представить.

Русский терем, как место проживания достаточно зажиточных семей, сейчас можно встретить в основном в старинных городах и деревнях. Резные наличники, дерево в качестве основного материала, четыре небольших комнаты вокруг солидной печи, веранда — вот основные отличия такого строения.

Интерьер же русской избы в настоящее время можно встретить в банях, иногда так строят дачи люди, которые увлекаются стариной. Здесь всё просто, по-деревенски, без изысков и лишних деталей.

Итак, немного разобравшись с теремами и избами, переходим непосредственно к усадьбе. Название это происходит от «сажать» или «садить». Под усадьбой традиционно понимается загородная постройка, целый комплекс, куда помимо самого жилого дома входят хозяйственные строения и обширный сад. Принято различать следующие виды усадеб:

  1. Боярские или купеческие усадьбы, которые начали появляться в XVII веке.
  2. Помещичьи усадьбы, которые оставались основным местом проживания зажиточных россиян вплоть до начала XX века, а особенную популярность получили в XIX веке.

Барон Николай Врангель (брат Петра Врангеля, предводителя Белого движения) в 1902 году отправился в провинцию, чтобы подробно изучить особенности усадеб тогдашних помещиков. Вот как он описывал традиционную усадьбу в своей книге: «Белые дома с колоннами, в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду. ».

Белый или иногда синий дом в классическом стиле, колонны с коринфскими ордерами, максимум два этажа, широкое крыльцо или терраса — такой внешний облик русской усадьбы не устарел и сейчас.

На этом фото усадьба Гальских, расположенная в Череповце. Сейчас это дом-музей, рассказывающий о быте помещиков начала XIX века.

Что касается интерьера русских усадеб, то следует отличать купеческий стиль от более позднего, созданного под влиянием европейских, в основном французских направлений и приближённого к современным реалиям.

На этих снимках дом купца Клепикова, расположенный в Сургуте. Хорошо видно обилие текстиля, очень простая отделка, дощатый пол, добротная деревянная мебель. Такую металлическую кровать с пружинами, уверены, многие из вас ещё застали у бабушки в деревне. Обратимся вновь к барону Врангелю, который интерьер усадьбы описывал так: «Внутри, в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности».

Мебель в такой усадьбе зачастую была разномастной — старинный сундук, доставшийся от деда, мог соседствовать с новомодным французским стулом или английским креслом, которые владелец дома по прихоти супруги приобрёл во время поездки в город. Традиционно в русской усадьбе был зал для приёма гостей и, если позволяли размеры дома — балов, а также кабинет, который становился мужским убежищем хозяина.

На этом фото интерьер усадьбы, построенной в посёлке Медное озеро (под Санкт-Петербургом) архитекторами Еленой Барыкиной и Славой Валовень для коллекционеров антикварной мебели. Почти все предметы меблировки аутентичны, но есть в этом доме и современные реплики, созданные «под старину».

Если вы хотите воссоздать в своём доме интерьер русской усадьбы, следует придерживаться таких принципов:

  1. Обязательным элементом станет деревянный пол, можно паркетный или из досок.
  2. Мебель лаконичная, лучше из тёмного дерева, с тонкими ножками.
  3. Межкомнатные двери и плинтус белые.
  4. Стены тоже могут быть деревянными, окрашенными в нейтральные оттенки (но лучше — белоснежными). Можно также использовать обои под старину, которые имитируют текстиль.
  5. Столы круглые или овальные, с красивыми скатертями, светильники с уютными абажурами и лёгкие шторы.

Что касается кухни и санузла, то здесь целесообразно использовать изразцы. Дверцы кухонных шкафов можно оставить деревянными или расписать под Гжель, как на представленном нами примере.

Отдельно следует упомянуть о том влиянии, которое на интерьер русской усадьбы оказал ампир или поздний классицизм, пришедший из Европы. В рамках помещичьей усадьбы это направление получило название «сельский ампир», став менее помпезным и роскошным.

Сейчас стиль русской усадьбы некоторые домовладельцы представляют себе, как некую смесь избы, кантри, шале, рустика и современных мотивов.

Что ж, стиль русской усадьбы всегда был некой смесью различных направлений, взяв многое из классики и истории нашей страны. Однако, если вы будете придерживаться главных канонов, в итоге у вас должен получиться лёгкий, не перегруженный мебелью интерьер, уютный, свежий, достаточно простой и при этом действительно домашний, настоящая чеховская дача, не раз описанная классиками русской литературы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector