Искусство как философия и искусство как радость

Искусство как философия и искусство как радость

Философия и искусство

Проблема соотношения философии и искусства сложна не только потому, что сама сущность вопроса непроста, но и потому, что соотношение двух исследуемых категорий на протяжении своей длительной истории изменялось. Если в эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи назвал живопись «истинной философией», то художники авангарда вообще отказались от философии как мировоззрения, вследствие чего искусство – истина, философия – ложь. Тем не менее, важно заметить, что даже в Средневековье все фундаментальные мысли о бытие и мире шли рука об руку с искусством.

Философия и искусство: мировоззрение

Первая проблема соотношения философии и искусства развязывается сама собой. Дело в том, что по своей сущности данные категории – это просто два разных метода познания мира и самосознания человека. О этих инструментах, конечно же, можно говорить, как о двух противоположностях, и в то же время, как о дополнении друг друга. Зачастую искусство подразумевает под собой метод интуитивного внедрения в неизведанное с интерпретацией данных интуитивных порывов в художественные образы. В это же время философия базируется на рациональном размышлении и логике. В то время как искусство располагает слиянием человека с миром, философия развертывает критическую и рефлексивную позицию человека к окружающему миру.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует знать, что философия и искусство – это два мировоззрения, так как располагают они одной целью – познание существующего и несуществующего. Философия и искусство не исчерпывают собою весь прочно сложившийся культурный ландшафт. Подкрепляется данное противостояние наличием религии и науки, где основа – высшее существо или объективная истина – одна субстанция с разными названиями. Тем не менее, в эти два полюса внедряется определенная неизведанность, где человек пытается разрешить самые абстрактные вопросы, которые не подвластные иным формам познания. Именно философия и искусство – плацдарм и экватор между религией и наукой.

Взаимодействие философии и искусства

Так, философия и искусство – это два дополняющие друг друга инструменты самосознания и самосозерцания человека. Это в большинстве случаев проявляется при смене регистра и кода культуры. Трансформация и переход классического периода в культуре в модернизм и авангард сопровождается тем, что радикальные художественные образы и философские идеи оказали очень серьёзное влияние на политику и социальные отношение людей. Утопии эпохи модернизма изначально возникли в философской мысли, литературе и искусстве, лишь после этого некоторые попытки продуцировались в жизни для реализации задуманного. Результат – несколько тоталитарных государств с утопией вместо идеологии. Тем не менее, искусство отторгло в этот период философию, что выразилось наиболее сильно в абстракциях авангарда. Если же говорить с точки зрения философа, то ничто не сможет отказаться от философии, так как смысл есть везде. Если же говорить с точки зрения автора художественного произведения, где философия скорее мировоззрение и миросозерцательная категория, то философская парадигма ушла на второй план уступая категории красоты и естественной истины.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

С другой же стороны, взаимодействие философии и искусства в этот период также нельзя отрицать. Основные идеи постмодерна изначально возникли в конструкционных теориях архитектуры, и лишь после были этически продуцированы в состояние культуры, которая защищается от агрессии модернистских идеологий.

То же самое можно сказать и об эпохе постмодерна – кризисе философии и искусства. Две вида человеческой творческой деятельности переживают свой наибольший упадок. Тем не менее, как известно, любой упадок ведет к определенному развитию, так как кризис – это своеобразная точка бифуркации. Возможно, в последующие годы проблема взаимодействия и сосуществования философии и искусства выйдет на новый уровень и разрешится сама собой.

Культурологическое сходство искусства и философии

Сходство двух мировоззрений заключается в следующем:

  • Философия и искусство базируются на очевидности и интуиции: для философии – это интеллектуальная интуиция, а для искусства – интуиция эмпирического восприятия;
  • Для философии и искусства необходимо наличие целостной связи человека и мира, о которой философия твердит в контексте бытия, а искусство – в контексте красоты. Таковая целостность – эквиваленция искусства и философии.
  • Интересы философии и искусства, которые выступают в самых разнообразных формах самосознания культуры, в итоге, сходятся в единой точке и проблеме – что собою являет человеческая сущность, какое место отведено индивиду в этом мире.

Так, искусство и философия сохраняют жизненность и значимость особенного, индивидуально, в отличии от абстракции всеобщности научного знания. Понятие науки делает абстрактными индивидуальное и единичное, вследствие чего формируется единое общепринятое понятие. Искусство и философия пытаются произвести понимание на едином примере, который достигается посредством символичности художественного образа в искусстве и гносеологического познания в философии.

Основная схожесть искусства и философии заключается в наличии творческого начала и единой конечной цели – познания чего-либо. Творческое начало в философии проявляется в человеческой рефлексии по отношению к существующему миру. Творцы искусства эту рефлексию воплощают на полотно, в музыку или литературный текст. Это своеобразная интерпретация и способ выражения гносеологической основы созерцания.

Культурологическая парадигма современного мира определяет искусство и философию в одну категорию – познание окружающей среды посредством собственных чувств, эмоций, разума.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Философия Искусства

Все, кто смог прийти на лекцию, были, безусловно, вознаграждены за это. Все вопросы и ответы были тщательно подобраны и записаны Бр. Сатьякришной (ныне уважаемый Свами Атмастанандаджи Махарадж) в виде статьи «Философия Искусства и Вера Художника».

Для художника, искусство – это выражение Ананды, радости в сочетании с блаженством. Существует несколько ступеней раскрытия искусства. Проявление художника постепенно становится всеобъемлющим, более живым и естественным, по мере постижения духа искусства проникая все глубже и глубже в его объект и все более сливаясь с ним. В конце концов, художник растворяется в своем искусстве и познает суть всех вещей. Но нередко эскизы и картины (хотя художник и желал бы максимальной точности) не передают индивидуальности предмета.

Читать еще:  Деформированные лица. Carlos Blanco Artero

Это происходит потому, что художник не может слиться с предметом, не может отождествить себя с ним.

Искусство – точная наука. Это не просто игра воображения или приятное времяпрепровождение ради собственного удовольствия.

Искусство – это созидание. Для его формирования необходимы три составляющие – самобытность, природа и традиция. Искусство мертво без какой-либо из них.

Оно развивается должным образом только тогда, когда все они собраны в единое органичное целое. Это подсознательная математика искусства. Пропорции и гармония эскиза говорят о наличии этого качества в художнике. Хотя даже сама мысль об изучении всех этих математических углов вызовет у художника протест.

Очень часто общество и этика подвергают сомнению искусство: Может ли искусство существовать отдельно от нравственности? Искусство ради самого искусства?

В искусстве нет понятий хорошего и плохого, морального и аморального. Сухой лист, увядающая роза, умирающий человек, безжизненная пустыня — вызывают в художнике такое же восхищение, как и зеленый лист, распускающийся бутон розы, наивность юности, журчащий ручеек и наполненные смехом детворы просторы. Художник повсюду видит лишь Божественную Суть. У него особый взгляд на мир, творческое сердце и ум. Там, где простой человек видит обыкновенные или предосудительные вещи, художник пребывает в безмолвии, потерянный в непостижимой радости, во всем улавливая божественный ритм и красоту. Для него нет хорошего или плохого, нравственного или безнравственного. Все, что он видит, – это лишь великолепие и восторг. Художники находятся на таком уровне восприятия, куда не в состоянии проникнуть простая человеческая слабость. Чтобы пояснить взгляд художника на искусство, можно привести следующую аналогию. Бог создал наш мир полным добра и зла, радости и печали, света и тьмы и, несмотря на все противоположности и конфликты, заложенные в Его творении, все же наслаждается своей Лилой, или Божественной Игрой, и одновременно беспристрастен ко всему. Подобно этому, истинный художник создает огромное количество различных образов, которые по-разному воспринимаются разными людьми, но для самого художника являются источником невыразимой радости. Художник — наблюдатель своего творения, он наслаждается, но не связывает им себя. Искусство не нарушает этику человека, равно как и истинный художник не разрушает изначальную чистоту человека. Искусство открывает новые грани видения людям. Оно возвышает человеческий ум, более того, оно побуждает человека к развитию и зажигает в нем божественный свет. Искусство, которое не наполняет человека духовностью, не делает его благородным и возвышенным, не одухотворяет его — не искусство в истинном понимании этого слова. Оно не более чем развлечение.

Истинный художник верит, что Бог, Существование – Знание – Блаженство, постижим так же и посредством искусства. Как только эта вера начинает превалировать, никакой истинный художник не может более ограничивать себя простой передачей оттенков. Для безупречного художника образ Будды и былинка травы имеют одинаковую ценность. Они не одинаковы только благодаря их внешней красоте. Художник стремится к внутреннему единству, лежащему в основе различных аспектов природы. Он так же пытается найти Чайтанья-Ананда-Сат, которое стоит за всеми этими проявлениями.

Некоторые философы говорили, что размышление вырастает в философию, а философия доводится до совершенства в поэзии. И есть художники, которые верят, что кульминацией искусства является высшее познание человека, что, в свою очередь, является целью религии. Искусство и религия – не два полярно противоположных друг другу явления. Они как две сестры-добродетели человека. Искусство пытается постичь Сатьяни-Шивам-Сундарам, которое также является целью религии.

Как искусство помогает искать вдохновение
и не тонуть в рутине

Влияет на организм и помогает узнать себя и близких лучше?

Между искусством и йогой больше общего, чем кажется на первый взгляд. Знакомство с произведениями искусства и причастность к их созданию снимает стресс, стимулирет творческое мышление и повышает пластичность мозга.

Кроме того, искусство — отличный способ вырваться из рутины и посмотреть на события под неожиданным углом. Влияние искусства на организм изучают нейроэстетика и психология. Вот что они рассказывают о том, как с помощью прекрасного «смыть пыль повседневности с души».

Искусство снимает стресс

Творчество может принести пользу психическому здоровью. Например, даже один сеанс музыкальной терапии снижает тревожность у хронически больных пациентов, показало исследование Университета штата Пенсильвания 2016 года. Во время такого сеанса люди с тревожностью слушали спокойную классическую музыку, а показатели электрической активности их кожи говорили о том, что уровень стресса после сеанса терапии снизился. Хороший классический концерт поможет и после тяжёлого рабочего дня.

Арт-терапия помогает людям спокойнее относиться к своим болезням. Так, пациенты с раковыми опухолями и болезнями сердца изображают боль: искусство помогает выразить переживания, которые сложно передать словами, принять своё тело и найти новые способы самовыражения.

Творческий процесс похож на медитацию: он отвлекает от повседневных забот, давая мозгу отдохнуть от обычных мыслей. Контакт с произведениями уменьшает уровень стресса, снижая уровень гормона кортизола.

Искусство приносит радость

Помимо этого искусство приносит радость. Когда мы узнаём новое, мы получаем положительные эмоции — так мозг стимулирует нас к развитию. Поэтому и в искусстве так важно создать что-то беспрецедентное — будь то картина с изображением чёрного квадрата или перформанс с участием койота. А ещё мозг независимо от сознания пытается предсказать финал разных жизненных ситуаций. И, в случае с искусством, радуется, когда финал неожиданный. Поэтому резкий поворот сюжета в пьесе или необычно законченная строфа стихотворения радуют нас на подсознательном уровне.

Искусство повышает уровень эмпатии

Мы чувствуем тревогу, глядя на картину «Крик» Мунка, и плачем за просмотром «Титаника». То есть примеряем чужие реакции и достижения на себя. Делать это нам помогают зеркальные нейроны: они отвечают за повторение движений и эмоций. С помощью искусства мы часто можем пережить более широкий спектр переживаний, чем в обычной жизни, а значит, можем научиться лучше понимать других. Врачи, например, гораздо более ответственно относятся к работе, если они способны поставить себя на место пациента и почувствовать его боль.

Читать еще:  Желание побороть страх перед "иным". Travis Louie

Искусство делает нас умнее

Каждый раз, когда вы занимаетесь какой-то непривычной или сложной деятельностью, мозг создает новые нейронные связи. Эта способность мозга называется нейропластичностью, а творчество и знакомство с искусством — один из способов стимулировать активность мозга. Например, в мозге пятьдесят процентов нейронов отвечают за движения, поэтому освоение новых балетных па или разучивание аккордов на гитаре улучшает вашу память. Займитесь гончарным делом, оригами или игрой на фортепиано — будет не только приятно, но и полезно.

Нейронные сети образуются и при сборе, и при переработке новой информации. Если разобраться в живописи Густава Климта или композиции «Войны и мира», а после этого обсудить тему или осмыслить её в посте для социальных сетей, ваша нейросеть тоже будет развиваться.

Как сделать искусство частью своей жизни?

Встроить искусство в свою повседневную жизнь не сложно, и быть для этого искусствоведом не обязательно. Разобраться в прекрасном помогут образовательные площадки, которые предлагают и классические лекции по живописи, истории и религиоведению, и узкотематические — об архитектурных стилях московского метро или необычных гастрономических сочетаниях.

Помимо этого появился новый формат: онлайн и офлайн курсы-гиды по искусству, культуре, архитектуре и науке. Такие курсы предлагает «Синхронизация» — образовательная платформа, которая интересно и доступно рассказывает о ярких исторических личностях и направлениях в искусстве, науке и моде. Это отличный способ «изменить разговоры на кухне»: вместо сплетен про общих знакомых или обсуждения рутинных дел — большие идеи, хорошие фильмы, выставки и любимые книги. Через эти разговоры люди узнают друг друга лучше и становятся ближе.

Любой человек может научиться разбираться в архитектурных стилях. А лекции «О чём молчат картины» или «Камера, мотор: как создают кино» помогут понять тайные замыслы великих художников, научиться правильно смотреть кино и наслаждаться приобретенными знаниями в самых обычных ситуациях: во время посещения музея, прогулки по городу и за просмотром фильма.

Искусство повсюду, оно влияет на нас ежедневно, осознаем мы это или нет. Живопись, музыка и даже видео могут улучшить настроение, избавить от тревог, вдохновить на решение сложных задач и помочь чувствовать себя счастливее.

Использование философии и искусства для познания истины

Сложности с учёбой? Мы поможем!

Взаимосвязь философии и искусства

Философия и искусство — два чрезвычайно схожих понятия. Причем одно всегда может дополнять другое. Это связано с интуитивным характером познания, на который опираются оба направления.

И искусство, и философия всегда стремились дать ответы на те вопросы, на которые не всегда найдется единственно верное решение. Их отличие лишь в том, что искусство дает личные, исключительно авторские ответы. Художник, музыкант или писатель показывает свое отношение через работы. В философии же существует гораздо больше вопросов, чем решений. Она подталкивает размышлять и делать выводы, но однозначных ответов никогда не дает.

Оба понятия существует в плотной взаимосвязи. Там, где есть размышления и анализ, практически всегда будет результат в качестве художественного произведения. А там, где есть вывод, найдется повод углубиться в причины его появления.

Культурологические сходства

Основными примерами культурологического сходства этих мировоззрений являются следующие утверждения.

  • И философия, и искусство обращаются к интуиции как к основному инструменту изучения окружающего мира. Разница лишь в том, что философы берут за основу интеллектуальную интуицию, а деятели искусства — эмпирическую.
  • Обе области базируются на взаимосвязи человека и мира. Именно взаимовлияние и постоянное желание человека быть ближе к остальному миру — основные темы философских трудов и произведений искусства.
  • Из второго пункта вытекает третий: основные вопросы, на которые пытаются ответить философия и искусство — какое место в мире занимает человек и что же собой представляет человеческая сущность.

Философия и искусство в Средние века

Говоря о средневековом искусстве, мы подразумеваем слияние культурного наследия Римской империи, иконографических традиций и «варварского» искусства Северной Европы. Соединяя в себе столь разносторонние традиции и философию, искусство играло довольно конкретную роль предмета «немой проповеди». Произведения не несли священный характер, а создавались с целью украшения и просвещения.

С точки зрения религии, бытовало мнение, что истинно верующая душа не нуждается в искусстве. Но использовать его для просвещения народа было нужно.

Философия в Средние века, наоборот, зависима от религии и теологии. Основным полем деятельности становится истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство существования Бога. Причем и в этом можно проследить сходство с деятельностью искусства: они оба способствовали просвещению.

Современное понимание искусства и философии

Сегодня в светском обществе оба понятия более независимы от религии и государства.

В ХХ веке искусство начало претендовать на роль философии. По сей день оно не просто остается эстетическим или просветительским атрибутом человеческой жизни, а несет в себе вопросы, на которые каждый зритель может самостоятельно найти ответ. Поэтому многие современные авторы дают аудитории шанс самой поразмышлять над значением произведения, используя множество трактовок одной и той же работы.

С развитием науки и технологий философия стала занимать все меньше и меньше людей. Хотя, в действительности, она бок о бок идет практически со всяким занятием современного человека. Будь то полеты в космос или создание компьютерных игр — во всем можно искать смысл и находить неразрешимые вопросы.

Философия и искусство в повседневном мире

Как уже было сказано ранее, феномен философии присутствует практически в каждой сфере жизни современного человека. Она просто остается в тени, пока о ней не вспомнят. Для поиска ответа на вопрос «Есть ли Бог?» человек летит в космос. Жаждая узнать смысл жизни, мы изо дня в день ищем себя в той или иной области.

Читать еще:  Испанская художница. Caroline Krabbe

Искусство тоже прячется среди обыденности. По сути, им может быть любая работа, наделенная смыслом. Дизайн кофейни, слоган компании или детские каракули — все, что находит решение или задает вопрос, может быть определением искусства.

Пишешь работы сам? Загружай в нашу базу и получай деньги

Философия искусства

  • Философия искусства — сегмент общей философии культуры, особенность которого составляет эстетика, являющая основу и суть философии искусства.

«Новая философская энциклопедия»,, подготовленная Институтом Философии Российской Академии наук и выпущенное в 2000—2001 гг. дает два определения;

Искусство — художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности.

Эстетика (от греч. αἰσθάνομαι — чувствовать; αίσθητικός — воспринимаемый чувствами) — наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его духовной Первопричиной, для верующих — с Богом.

В основе философии искусства (не выделяемой в строго научных категориях) лежит эстетика как раздел философии, изучающий специфический опыт освоения действительности. Определение Института Философии четко отделяет эстетику как специфически философский термин от бытового (вульгарного) употребления слова.

Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле — для обозначения эстетической составляющей культуры и её эстетических компонентов.

Однако искусство, как сказано выше, не является лишь «составляющей», но формой общественного сознания, над изучением, анализом и предвидением которого и работает эстетика.

В европейском интеллектуально-чувственном ареале протонаучная эстетика ярко проявила себя уже в греко-римской Античности. Платон впервые вывел понятие τό καλόν (прекрасное как в физическом, так и в нравственном смысле) на уровень некоего абстрактного начала, указывающего морального и духовного совершенствования.

В классический период имплицитная эстетика особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма. Начавшийся с Ницше постклассический период, основу которого составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно теоретическую эстетику (эксплицитную) на задний план, на уровень школьной дисциплины. Эстетическое знание в ХХ в. наиболее активно развивалось внутри других наук (философии, филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствоведения и т. д.).

Споры внутри эстетики как философской дисциплины ведутся много веков, и «разграничительные линии» в этих спорах часто повторяют различия ведущих национальных философских школ.

Например, классическая германская эстетика (Кант, Гегель, Шиллер) рассматривает искусство как «целесообразную деятельность без цели», «царство видимости», «игру творческих сил», проявление и выражение бытия «Абсолютного Духа».

Русская эстетика реализма настаивает на идее органической связи искусства с действительностью, считая его главным предметом «все, что есть интересного для человека в жизни».

Главный вопрос философии искусства; «что есть искусство?» обретает новую остроту с появлением постмодернизма, который ставит под сомнение многие «старые», классические представления, в том числе об эстетическом, о художественном. В постмодернизме они сохраняют своё значение лишь в качестве «транскультурных, трансвременных ценностей». Подвергаются ревизии античные представления о «мимесисе», который сводится к «обманному иллюзионизму», породившему традиционный реализм. Отстаивается идея приоритета т. н. осязаемых, а не иллюзионистских объектов, представляющих собой новое, оригинальное средство взаимодействия между художественной экспрессией и опытом повседневной жизни. Соответствующую этому принципу «постмодернистскую» художественную практику рассматривают (точнее — выдают) за новый и непредсказуемый по своему значению шаг в сближении искусства и жизни, якобы сливающихся в «единовременное переживание».

Однако столь решительный разрыв с классическим наследием пока не оказался могущественнее духовно-практической силы самого искусства, продолжающего поражать воображение и давать наслаждение все новым поколениям людей.

Искусство создается прежде всего личностью и обращается прежде всего к личности. Ни одна область творческой деятельности человека не может соперничать с искусством во всеохватности отражения человеческих ощущений. Беспрецедентны возможности искусства в раскрытии мотивов человеческого поведения, поступка, переживания. Художник воспроизводит внутренний смысл явлений, событий в индивидуально-неповторимом облике и форме. И здесь вопросы философии искусства тесно переплетаются с вопросами психики и психологии человека.

Связанные понятия

Индийскую эстетику можно представить как древнюю эстетическую традицию, которая берет свое начало в Древней Индии и теоретически сформировывается в средневековье. Индийское искусство развивалось с акцентом на призыв специальных духовных или философских состояний в человеке или символическое представление этих состояний. Её отличительные особенности — выдвижение эмоционального начала в качестве главного содержания искусства и тщательная разработка психологических аспектов эстетического восприятия.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

«Философия-будущего» — философское направление, конца X начала XXI веков, развивающие новое определение основного вопроса философии в духе прагматизма. Вместо «поиска истины» — «какое будущее нам следует построить?» Если размышления о вечности определяли философа служителем истины, то разговоры о будущем — должны послужить тому, чтобы эта истина восторжествовала.Основатель направления Ричард Рорти, считается одним из величайших философов двадцатого века. Но, его известность часто поясняют критикой.

Йенская школа — группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 году в университетском городе Йена. Среди них можно выделить таких известных литераторов, как братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис. Они начинают выпускать журнал «Атенеум», где формулируют собственную эстетическую программу. Деятельность йенской школы знаменовала собой первый этап в развитии немецкого романтизма.

В самом широком смысле теория искусства направлена на освещение некоторых аспектов проекта определения искусства или на теоретизирование относительно структуры нашего понимания «искусства» без приведения классических определений, а именно тех, которые сформулированы в рамках «необходимых и достаточных» условий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector