Искусство Китая

Искусство Китая

Искусство Древнего Китая

Плодородная, хорошо орошаемая долина Желтой реки (р. Хуанхэ) способствовала быстрому расцвету первобытных земледельческих общин, возникших в Китае около 5000 г. до н. э. В местах многочисленных неолитических стоянок были найдены каменные и керамические изделия с раскрашенной поверхностью. Некоторые факты свидетельствуют, что нефрит и шелковичный червь, характерные элементы китайской культуры более позднего времени, были известны уже около 2000 г. до н. э. Становление китайского государства связано с династией Шан, возникшей около 1550 г. до н. э. и просуществовавшей вплоть до 1030 г. до н. э. та. Но самыми удивительными произведениями искусства периода династии Шан были гробницы.

Правителя хоронили вместе с тем, чем он владел, и эта традиция, как можно себе представить, приводила к массовым человеческим жертвоприношениям. Среди многочисленной утвари, найденной в грандиозных усыпальницах династии Шан, были бронзовые сосуды, исполненные с виртуозным мастерством, что свидетельствовало о зрелости художественной традиции. Эти ритуальные сосуды наполнялись едой и питьем для духов предков, культ которых был основой основ древнекитайской религии. Сосуды, в зависимости от их назначения, имели различную форму.

Хотя династия Чжоу и продолжала оставаться центром культурного единства китайского государства, начинается междоусобная борьба входящих в него царств за господство. Именно это время хаоса, политической и социальной нестабильности дает толчок к развитию философской мысли, способствует возникновению многочисленных философских школ, каждая из которых предлагает свое средство излечения. Интересно, что нечто подобное происходило в тот же период и в греческих городах-государствах. Но в отличие от греков, китайцы никогда не ставили под сомнение законность царской власти, связанной с традиционным для китайской религии культом предков. Конфуций, умерший в 479 г. до н. э., то есть за десять лет до рождения Сократа, учил, что каждый человек должен занимать то место в обществе, которое определяется его заслугами, а не происхождением. Кроме того, он утверждал, что обеспечить своим подданным мир и порядок может только та политическая система, которая руководствуется законами чести и уважает авторитеты. (О Конфуции см. ниже. «Искусство и культ предков».) Другие школы предлагали иные решения. Философы-легисты полагали, что авторитет государства следует утверждать жестким сводом репрессивных законов. Приверженцы даосизма разработали учение мистического толка, в соответствии с которым человек должен подчиняться универсальному закону дао, то есть фактически законам самой природы, и слить в гармоническом единстве индивидуализм и воображение. Это учение сыграло значительную роль в развитии китайской поэзии и живописи.

Первый император из династии Цинь В то время как римляне добивались господства на Средиземном море, похожие столкновения между соперничающими государствами и династиями происходили в Китае. В ходе этой непрерывной междоусобной борьбы верх одержало царство Цинь, правитель которого (221–207 до н. э.) объединил Китай в крупное централизованное государство и взял себе имя Цинь Ши-хуанди, то есть Первый Император Империи Цинь. Завоевав другие китайские царства, Цинь Ши-хуанди сразу же осуществил ряд мер, направленных на укрепление и централизацию империи. Аристократия завоеванных царств лишилась своих владении и была насильно переселена в столицу империи под контроль государственных чиновников. Империя была реорганизована, подчинена единому своду законов и единой официальной письменности, разделена на административные округа, в которых исполнение законов и взимание налогов было доверено государственным чиновникам. Под влиянием философа Хан-Фэйдзи обесценивались ремесла и профессии, которые не вносили прямого вклада в укрепление военной мощи государства; многие ученые были уничтожены; книги, особенно исторические и философские, сожжены, остались только медицинские трактаты и руководства по земледелию. Авторитарная природа режима Цинь Ши-хуанди сказалась и на введении единых мер веса, длины и емкости; были унифицированы оси телег и установлена система маркировки товаров для гарантии их качества. Необыкновенно интенсивным и грандиозным было строительство.

В гигантских императорских дворцах специально построены целые залы, воспроизводившие жилища завоеванных и покоренных феодалов. Но разумеется, самым впечатляющим воплощением безраздельности императорской власти стала Великая Китайская стена, которую строили приговоренные к принудительным работам, и стоившая бесчисленного множества жизней. Больше всего на свете император боялся смерти. Об этом свидетельствует и его гробница, построенная таким образом, чтобы обеспечить ему бессмертие. Работы над ней начались сразу после восхождения Цинь Ши-хуанди на престол, в строительстве было занято более 700 тысяч рабочих. Глиняное войско, призванное охранять сон императора, растянулось на полтора километра от гробницы, помещавшейся в трех подземельях, защищенных водонепроницаемой крышей, которая была сложена из дерева, циновок и глины. Среди 7500 глиняных солдат, вылепленных в натуральную величину, были лучники и пехотинцы.

Возникало ощущение почти осязаемой силы, подчеркнутой достоверностью самых мелких деталей, начиная от железной кольчуги и кончая гвоздиками на подошвах. Фигуры, разумеется, однотипны, но позы варьировались в известных пределах, создавая впечатление живого войска, состоящего из конкретных людей. Деревянные повозки сегодня уже обратились в пыль, но бронзовые, расположенные возле самой гробницы, сохранились. Первый китайский император умер в 210 г. до н. э. Ему наследовал сын, который был убит спустя четыре года. Хотя правление династии Цинь длилось недолго, она сыграла значительную роль в истории Китая. Идея объединения государства с помощью сильной императорской власти, которая опирается на мощный бюрократический аппарат, была усвоена и развита последующими поколениями китайских императоров.

Династия Хань Пришедшая к власти династия Хань продолжила кардинальные преобразования китайского общества, начавшиеся во времена правления династии Цинь. Легистская модель бюрократической системы государства была заменена конфуцианской. Императоры из династии Хань не блистали высоким происхождением и в своем правлении опирались в большей степени на новый класс и интеллектуалов. Теперь в империи распоряжалась чиновничья элита, которая прошла государственный экзамен. Запрет на книги, провозглашенный в эпоху династии Цинь, был отменен. В 136 г. до н. э. император У-ди основал Императорскую академию, целью которой была подготовка государственных чиновников, для которых высшей доблестью считались верность императору, уважение к знаниям и традициям. Историк Су мо-Чэн составил первую официальную родословную императорской фамилии, ведущей начало от мифических бого-царей. Эта своеобразная история Китая стала основой и моделью для официальных историографов, регистрирующих все, что происходило в правление последующих династий, а также стала примером беспрецедетной систематизации истории. По мере усиления и абсолютизации императорской власти придворная жизнь становится все более пышной и церемониальной. О существовании гигантских императорских дворцов династии Хань, построенных из дерева, украшенных картинами и росписями, мы знаем лишь из литературных источников. Более прочные материалы использовались при строительстве гробниц, в которых находим кирпичные своды, а также каменные статуи и рельефы. Сегодня мы знаем немного императорских могил эпохи Хань (открытых в 1968 г.), и одна из них — усыпальница Лю Шана, брата императора У-ди, и его супруги, принцессы Ту Вань. Оба тела облачены в роскошные погребальные одежды из нефритовых пластин, скрепленных золотой нитью. Нефрит -очень трудный в обработке материал и потому необычайно ценный. Кроме того, считалось, что он уберегает тело от разложения. Уже в последний период правления династии Чжоу начали применять железные инструменты для обработки твердых поверхностей, что способствовало распространению изделий из нефрита с орнаментацией. Если вначале эти изделия служили религиозным и ритуальным целям, то в дальнейшем некоторые из них. например такие, как «Би» — диск, символизировавший небо,- потеряли прежнее значение и стали предметом искусства или украшениями, которыми увлекалась новая знать. Своему процветанию во время правления династии Хань Китай во многом обязан торговле. Китайский шелк продавался даже на рынках Римской империи. Богатства, накопленные государственными чиновниками и придворными, позволяли им играть роль покровителей искусства, ранее традиционно сохранявшуюся за аристократией и самим императором. Строгая иерархия, царившая при дворе, неизбежно приводила к прямой зависимости между социальным статусом чиновника и его возможностями нести расходы. Продолжая традицию династий Шан и Чжоу, умершего хоронили вместе с принадлежавшими ему ценными предметами, чаще всего бронзовыми.

Читать еще:  Женщины, города, природа и эмоции. Dmitry King

В могилах эпохи Хань находят также глиняные модели различных строений. Постепенно этот обычай уходит, и в могилу покойного кладут только изображения или символы принадлежавших ему ценных вещей. После падения династии Хань в 221 г. н. э. наступает долгий период беспорядков и смут. Потребовалось почти четыре столетия, прежде чем новому императору удалось распространить свою власть на весь Китай. К тому времени эпоха Хань уже стала считаться «золотым веком» китайской культуры.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Искусство Китая – мировое культурное наследие

Искусство Китая – неотъемлемая часть мирового культурного наследия. От незрелых форм эпохи неолита оно постепенно превратилось в высокоразв итую культуру, которая складывалась в течение многих веков.

Главное место в искусстве Китая отведе но пейзажной живописи. Изо щренная техника написания кистью и тушью природных объектов: водопадов, гор, растений. Жанр такого пейзажа в Китае традиционно называется: шань-шуй, что означает “горы-воды”.

Китайские живописцы пытались изобразить не столько сам пейзаж, в европейском понимании слова, сколько постоянно меняющиеся природные состояния, а также их влияние на человека. Однако сам человек, если он изображен на пейзаже, занимает второстепенную роль и выглядит небольшой фигуркой, сторонним наблюдателем.

Поэтическая реальность передается двумя манерами написания: гун-би, что означает “тщательная кисть”, данная техника основана на глубокой проработке деталей и точной передаче линий ; и се-и, что означает “выражение мысли” – техника живописной свободы.

Школы вэнь-жэнь-хуа , дополняли свои пе йзажи каллиграфией – надп исями с философским подтекстом, которые никогда не раскрывали прямого значения; и тибами – эпиграммами. Их авторами являются поклонники художника, которые в разные периоды времени оставляют их на свободных участках изображения.

Архитектура Китая сливается с окружающим ландшафтом. Пагоды в Китае органично вписываются в окружающую их природу. Они возвышаются из земли также естественно, как и деревья или цветы. Силуэт тибетского храма напоминает форму горы или пологого холма, на склоне которого он располагается.

Все это создается с целью наилучшего созерцания красот природы, поэтому искусство Китая не стремилось к созданию грандиозных и монументальных архитектурных сооружений.

Главным преимуществом в традиционном искусстве Китая считалось повторение работ старых мастеров и верность традициям . Поэтому иногда бывает довольно трудно определить сделана ли данная вещь в XII или в XVI в.

Резьба в Китае осуществлялась по нефриту, дереву, кости, бамбуку, фарфору, рогу, чере­пице, янтарю, кокосовому ореху, на по­верхностях столов, литью, глиняной скульптуре.
К периоду Канси относятся лучшие резные нефритовые изделия.

В Китае в период позднего неолита впервые стали изготавливать орудия из нефрита. Изначально будучи примитивными изделиями позже они усовершенствовались до сложных произведений китайского искусства. В традициях Китая, нефрит – один из самых ценных камней.

Резные изделия из слоновой кости, как и изделия из нефрита, также относятся к наиболее популярным видам художественных ремесел Китая.

Достаточно длительный период времени Китай для Запада в первую очередь был родиной шелка. Секрет производства шелка был известен китайцам уже в эпоху Инь (XVI–XI вв. до н.э.); не менее давнюю традицию имеет художественное ткачество. Вышивание и ткачество в Китае всегда считались женским занятием, поэтому всех девочек, даже самых высоких сословий, обучали этому ремеслу.

Шерстяное вышивание развито в Шанхае и в Яньтае, среди народа мяо – вышивка

Искусство изготовления фарфора и керамики считается одним из величайших достижений Древнего Китая, фарфор своего рода вершина традиционного прикладного китайского искусства. История изг отовления фарфора насчитывает более 3-тысяч лет.

Начало его производства относится примерно к VI-VII веку, именно тогда путем усовершенствования технологий и подбора исходных компонентов начали получать первые изделия, напоминающие по своим качествам современный фарфор. Современный фарфор Китая свидетельствует о продолжении лучших традиций его производства в прошлом, а также о значительных достижениях современности.

Изготовление плетеных изделий – ремесло пользующееся популярностью и на юге Китая, и на севере. В основном производятся предметы повседневного пользования.

В традициях Китая существуют все формы искусства – одновременно прикладные и станковые, декоративные и изобразительные. Искусство Китая – это длительный процесс формирования творческого мировоззрения жителей Поднебесной.

Четыре особенности, два стиля и главные цветы китайской живописи

Китайская живопись — отдельная вселенная в мире искусства. Со своей особой историей, традициями, законами, «звездами» и изобразительными техниками.

Изучать ее и совершенствоваться в ней можно всю жизнь. Однако любой путь начинается с первых шагов. Предлагаем их сделать сейчас вместе с нами — начать знакомство с китайской живописью.

В чем главные особенности традиционной китайской живописи? Какими принципами должен руководствоваться мастер, если хочет создать совершенное живописное произведение? Наконец, какие четыре цветка начинающий художник должен нарисовать в первую очередь?

Разобраться в основах нам поможет Светлана Плакасова — художник направления
Се-И, автор специального онлайн-курса по китайской живописи в нашей школе.

Конечно же, одной публикации не хватит, чтобы погрузиться в теорию китайской живописи полностью. Поэтому я не буду пытаться объять необъятное, а постараюсь «прорисовать» самые значимые и интересные моменты. Постараюсь, чтобы вы прочувствовали самобытность этого вида искусства.

Особенности китайской живописи

Традиционная китайская живопись — это больше, чем просто изображения на рисовой бумаге. В ней слиты воедино философско-культурная, социальная, религиозная, этические функции, философия бытия.

Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей.

Минимальные средства при максимальной выразительности, глубокий символизм и в то же время сюжетная доступность, соотношение религиозного и светского —

вот отличительные черты живописных произведений традиционных китайских мастеров.

А главные особенности живописного произведения — это гармония энергий Инь и Ян, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии.

Гармония Инь и Ян

Гармония Инь и Ян в китайской живописи реализуется самым непосредственным образом, при написании картины тушью на рисовой бумаге. Линии и штрихи, пятна и размывка — все эти приёмы читаются как та или иная энергия.

Сухой штрих с эффектом непрокрашенности, как бы с естественными пробелами, оставляемыми движущейся кистью, так называемый парящий или летящий белый —
это Ян. Влажная, широкая линия — Инь.

Секрет шедевра в том, что таких разнообразных штрихов и пятен должно быть столько, чтобы все вместе они создавали гармонию.

Сухая чёрная тушь, влажная светло-серая, влажная чёрная, сухая светло-серая. Их вариативность и сочетание, объединенное с линией и рождает гармонию изображения.

Помимо этого, природа ИньЯн выражается и в строении самого объекта изображения.

Например, цветущая слива Мэй (мэйхуа). Её толстый старый ствол или ветка — Инь, а молодые, направленные вверх побеги — Ян. Но об этом цветке поговорим отдельно чуть позже.

Читать еще:  Женский стиль иллюстрации. Kelly Thompson

Сюжетное своеобразие и символизм

В разные времена на разных этапах развития китайской живописи, в разных школах и традициях на первый план выдвигалась то бытовая повествовательная живопись, то пейзаж, то живопись цветов и птиц, то портрет.

Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.

Художественный образ в китайской живописи практически не содержит преходящих, случайных деталей, читается лишь в контексте определённой культурной традиции.

Это не значит, что китайскую живопись нельзя воспринимать непосредственно.

Просто в одном и том же живописном образе житель Поднебесной и европеец увидят разное. О работах китайских мастеров говорят, что их нужно уметь «читать».

Искусство Китая

Китай является высокоразвитой цивилизацией, искусство и культура которой подчинены древним философским учениям. Страна не раз подвергалась опустошительным набегам завоевателей, но все-таки китайскому народу удалось сохранить свою культуру и традиции до наших дней. В Китае сохранилось множество исторических культурных памятников, создающих особый колорит этого государства. Культура Китая оставила след в искусстве практически всех стран, поскольку именно здесь зародились многие виды искусства, имеющие самобытный характер.

Архитектура Китая

Архитектура Китая подчинена древним правилам и традициям. Архитекторы старались как можно лучше вписать свои творения в окружающий пейзаж. К культовым сооружениям Китая относятся каменные пагоды. Они представляют собой высокие массивные сооружения из нескольких повторяющихся ярусов, установленных друг на друга. Пагоды более позднего периода отличаются изяществом форм, а в основании они имеют шестигранник или восьмигранник. В качестве декора китайские зодчие использовали архитектурный орнамент, узоры из кирпича и глазурованные плиты.

Другие здания в Китае обычно строили из дерева, поэтому многие из них не сохранились до наших дней. Но в архитектуре китайцы долгое время сохраняли древние традиции, поэтому и сейчас мы можем видеть дома такими же, как это было много веков назад. Крыши домов в Китае делают причудливой изогнутой формы, что помогает спасать жилище от постоянных дождей, а также создает особый стиль архитектуры, присущий странам Востока. В богатых домах крыши располагали одну над другой поэтому, чем богаче дом, тем больше у него крыш. Дворцы делали из дерева и раскрашивали в яркие цвета. Опорой дворца служили круглые деревянные колонны, а основание его обычно делали из глины, которую покрывали мраморными плитами.

Скульптура Китая

На формирование скульптурного искусства в древнем Китае сильное воздействие оказала индийская культура. Опорные столбы каменных пагод в скальных храмах того времени украшены фигурами змей и индийских божеств. С распространением буддизма в Китае начали делать многочисленные статуи Будды. Скульпторы постепенно выработали свой собственный особый стиль, в своей работе они использовали традиционные китайские элементы. Очень часто гробницы императоров мастера украшали высокими скульптурными рельефами, не связанными с буддизмом. На них изображались сцены из жизни людей и фигуры животных. В захоронения также клали глиняные скульптурные изваяния людей. Позже скульптурные изваяния стали делать из лессовой глины и дерева, покрытого лаком.

Живопись Китая

Искусство Китая основано на особых принципах, по которым привык жить народ этой удивительной страны. Оно подчинено традициям и ритуалам, дошедшим до наших дней из глубины веков. Во всем, что делают люди в Китае, прослеживается уважение к природе и глубокий философский смысл. К примеру, живопись чаще всего изображает горы и море, которые символизируют мужскую и женскую энергию, свет и тьму, активное и пассивное. Картины чаще всего имеют романтические длинные названия, которые иногда пишут на самих картинах, а в некоторых случаях на них пишут стихи, раскрывающие суть картины. Картины в Китае нередко пишут прямо на стенах или на шелковых свитках, у них нет типичных для Европы картин в рамах.

Искусством в Китае считается и каллиграфия – это так называемое изящное искусство красивого письма. Дословно «каллиграфия» переводится как «прекрасное письмо». Иероглифы совмещают в себе письмо и рисунок, поэтому написанные на листе бумаги или шелке, они играют роль картины, приносящей эстетическое удовольствие. Каллиграфия в Китае появилась еще раньше, чем живопись, поэтому для живописи там сохраняются те же правила написания. В каллиграфии очень важны движения кисти, все ее нажимы и повороты, благодаря которым становится понятен тайный смысла изображенного символа.

Декоративно-прикладное искусство Китая

Китай стал родоначальником многих привычных для нас вещей, которые были освоенными ими еще до нашей эры. Это относится к фарфору. Китайцы достигли совершенства в создании ваз из белого фарфора, украшенных росписью. Сначала рисунок делали в синих тонах, но позже вазы стали раскрашивать в разные цвета. Белый прочный, не пропускающий воду материал быстро завоевал расположение, позже продолжателями фаянсового ремесла стали Голландцы. Расписные фарфоровые вазы из Китая, принадлежащие к временам различных династий, сейчас не редко можно встретить на аукционах антиквариата, где они ценятся очень дорого.

В Китае были впервые получены шелковые ткани. Из них делали одежду, знамена и зонтики, которые служили отличительным признаком различных сословий. Со временем китайцы научились делать рисунки на шелке, а еще высоко ценился вышитый шелк. Помимо шелковых тканей в Европе была известна китайская лаковая мебель. Черный лак был расписан красивыми рисунками, которые называются ксилографией, что означает особый вид гравюры по дереву. В искусстве ксилографии китайские мастера достигли больших высот. К ремеслам в Китае вообще было особое отношение, там некоторые работы мастера делали по нескольку лет, и в результате получались настоящие шедевры, поражающие воображение, например, искусно вырезанные из кости ажурные шары, расположенные один в другом.

Национальным видом искусства в Китае считается художественная резьба по нефриту. Для китайцев нефрит – это драгоценный камень, у них даже существует высказывание, что «человек питает нефрит, нефрит питает человека». С глубокой древности из нефрита в Китае делали украшения и ритуальные предметы, поскольку верили, что этот камень подавляет влияние злых сил и является символом благородства. Нефритовые талисманы позволяли оградить ребенка от болезней, а взрослые зачастую использовали нефритовые четки.

Искусство древнего Китая, поражающее своим величием

Главной особенностью китайской культуры является ее непрерывное развитие, вследствие чего она сохранила древние культурные центры за все свои века. Эти важнейшие факторы, определившие устойчивость традиций, делают искусство древнего Китая величественным и богатым по своей форме.

Каждая из культурных эпох Китая теснейшим образом связана с экономическими и социально-политическими особенностями, характерными для конкретного периода истории. Так, развитие Поднебесной насчитывает множество культурных эпох. Древнейшие памятники, характеризующие искусство древнего Китая, датированы 3 тыс. лет до н.э. В этот период получила развитие неолитическая культура Янгшао (керамика в геометрическом орнаменте, полирование костей, использовании каменных инструментов). Период около 2 тыс. лет до н.э. был отмечен созданием черной не орнаментальной керамики (Лунгшанская культура). В то время идет начало формирования старейшей китайской религии, и все эти факторы накладывают свой отпечаток на дальнейшее формирование искусства древнего Китая.

Читать еще:  Иллюстрации. James Jean

Ритуальный сосуд гуй

Особое место в искусстве Китая отдано философии, в основе которой лежит религиозно-мифологический взгляд на мир. Китайские верования обожествляли в основном силы природы. Главным божеством китайцы считали Небо, поэтому их Божий дом — храм Неба, свою страну с тех пор они величают Поднебесной. Древние китайцы полагали, что от предопределения неба в правлении Шан-Ди, будет зависеть все в мире, и активно отображали свои верования и мировоззрение в искусстве.

Но рядом с обожествлением природы в китайской культуре присутствует и ее поэтизация, воспевание. Благодаря этому, искусство древнего Китая ранее других наполнилось пейзажной живописью, лирикой и архитектурой. И доныне, по степени воспевания природы, китайская культура не имеет себе равных.

Интересные слайды об искусстве Китая

Искусство Китая в первую очередь ассоциируется с живописью, наполненной философским содержанием, которое в ней заложено. Этот вид искусства содержит в себе особую этическую символику. Основными жанрами китайской живописи являются человеческие образы, флора, фауна, пейзаж. Также можно провести параллель с западной культурой, где есть портретный жанр, натюрморт и пейзажный жанр.

Фото: Керамические сосуды 3тыс. лет до н.э. .

Китайские художники писали тушью на рисовой или бамбуковой бумаге, часто на шелке. Обязательным элементом каждой картины является каллиграфическая надпись и печатка с инициалами художника.

Можно сказать, что в целом искусство древнего Китая выражает разными формами общие представления о мире, что сложились еще в древние времена. Такой же глубокий след как в живописи, остался до наших времен и в архитектуре.

Традиционная архитектура Поднебесной отличается рядом особенностей, обязательно посмотрите на Запретный город, присущих лишь ей. В основном все строения древнего Китая возводились из дерева. К сожалению, памятники раннего искусства дошли до наших времен в малом количестве. Ведь город, состоявший из легких деревянных построек, можно было легко сжечь и разрушить, а новая власть всегда уничтожала старые дворцы предшественников. В нынешнее время сложно показать последовательность развития архитектуры. Гораздо лучше до наших времен дошли культовые сооружения Китая — пагоды, построенные из кирпича и камня, они теперь — ценнейшие памятники.

Удивительные техники древнего искусства Китая

Во времена эпохи Шан, китайцами была изобретена техника бронзового литья, создана система иероглифического письма, что засвидетельствовано на памятниках культуры, это высечено на камнях, нанесено на кости жертвенных животных. В этот период усиливается вера в жизнь после смерти, так что погребения становятся особым культом. Невероятно величественно оформляются гробницы правителей и представляют собой произведения искусства, охраняемые стражами, изображенными как полузвери, полулюди.

Невероятное достижение Китая — изобретение бумаги, произошедшее в 1-2 веках до н.э. Это открытие стало настоящим переворотом в истории страны, вложившее свой вклад в ее искусство. С изобретением бумаги, иероглифическое письмо было доведено китайцами до совершенства, и доныне является предметом гордости.

Архитектура Поднебесной

Памятники древнего Китая впервые стали изготавливать из нефрита, ведь по традициям страны, нефрит является одним из ценнейших камней. Еще популярным видом художественного ремесла Китая являются резные шедевры из слоновой кости.

Довольно длительное время Китай для запада ассоциировался с родиной шелка. Секрет его производства был знаком жителям, начиная с эпохи Инь (16-9 века до н.э.). В связи с этим в Поднебесной сложилась давняя традиция художественного ткачества. Вышивка и ткачество в Китае завсегда было женским занятием, так что все девочки, даже очень высоких сословий, обучались данному ремеслу.

История производства различных изделий, статуэток из фарфора насчитывает 3 тысячи лет. Искусство обработки фарфора и керамики можно считать одним из невероятных достижений Древнего Китая. Можно сказать, что фарфор некого рода — верх классического прикладного китайского мастерства. Современный фарфор Поднебесной говорит о продолжении древнейших традиций его производства, но и к тому же, подтверждением сочетания его с новыми технологиями.

Архитектура современной Поднебесной

В художественном ремесле раннего периода формируются черты высокого совершенства, они становятся основными в стилистике последующих эпох. К примеру, бронзовые сосуды все больше имеют обтекаемые и элементарные формы, постепенно утрачивая свой магический смысл. Орнаменту уступает место украшение разноцветными металлами.

В эпоху Цинь-Хань прочно обосновываются формы классической китайской архитектуры, сохраняемые и в наши дни. Градостроительство идет на наивысшем уровне. Главными центрами империи становятся Лоян и Чань-ань, они отличаются четкой планировкой и изяществом улиц. Китайскими зодчими с успехом были построены дома в два-три этажа, с крышей из разных ярусов с цветной черепицей. Известным архитектурным памятником древнего Китая является Великая Китайская стена. Самый известный ее участок в 750 км расположен недалеко от столицы, где она шириной в 5-8 м и высотой до 10 м.

В ранний период развития искусства Китая значительный уровень развития получает скульптурный рельеф. Самыми интересными считаются рельефы из Шаньдуна, которые обнаружили в погребальном храме именитого рода У, и еще каменные рельефы их погребальных склепов в Сычуане. Каменные картины изображают сюжеты на религиозные и мифологические темы, имеются сцены битв, охоты, приема гостей. Также имеют место сцены из повседневной жизни, описаны жатва, тяжелый труд в соляных рудниках.

В период правления Хан зарождается станковая живопись, о чем гласит найденная часть полотна шелка с изображением на нем феникса, дракона и девушки. Для становления живописи большое значение имело открытие волосяной кисти и туши. Где-то в тот же период происходит зарождение лакового производства. Изобретенный китайцами лак, не имел себе равных. Его использовали для покрытия вооружения и предметов воинского снаряжения, для дерева и ткани, тем самым, увеличивая срок их хранения и придавая им чудесный эстетический вид. Изделия, покрытые лаком, имели значительный спрос, как в стране, так и за ее пределами.

Тонкости древнего искусства Китая, дошедшие до наших дней

Оригами

Китай — одна из немногих стран, где традиции и культуру чтят и в современном мире, причем очень гордятся произведениями искусства, уходящими корнями в глубокую древность. Многим, даже кто не бывал никогда в Китае, знакомы шедевры прикладного искусства из красного лака, оригами из бумаги, веера, зонтики, двусторонняя вышивка по шелку, изящные китайские вазы и статуэтки из фарфора. Как и в старину, нынешние изделия поражают техникой, искусностью и творческим подходом китайских мастеров. Когда речь идет о Китае, сразу приходят на ум тончайшие шелка, типичная монохромная бесперспективная живопись, различные виды боевых искусств, театральные маски, вычурная керамика, потрясающие резные изделия и многое другое.

Что поражает больше всего, что и старые, и не так давно сделанные вещи, удивляют изяществом и красотой, тонким вкусом и неповторимостью. Кажется, что в каждом произведении искусства заложена долгая история Китая.

Танец дракона

Из самого яркого современного искусства Поднебесной, о котором слава идет по всему миру, можно назвать танец. Но его история начинается в еще в 4 тысячелетии до н.э. Вначале, это были лишь групповые движения по кругу при разных ритуалах и религиозных действиях. Но со временем танец начал превращаться в искусство, в нем проявились определенные требования. В наши дни, например, ни один праздник не обходится без спектакля и танца дракона. Все это — традиционно китайское представление, уходящее корнями в глубину веков и являющееся неизменным атрибутом великих традиций Поднебесной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector