Искусство коллажа

Искусство коллажа

Коллаж — это искусство

С коллажем знакомы все. Кто-то мастерил открытку для мамы по своей инициативе, другие коллективно создавали школьный плакат о вреде курения, третьи крепили вырезки из модных журналов на обои перед письменным столом. Однако несмотря на компрометирующие ассоциации, коллаж не только эффектный инструмент, но и объемное направление в искусстве.

Дать определение коллажу не сложно: технический приём создания живописных или графических произведений путём наклеивания отличающихся от основы предметов и материалов. А вот проследить историю развития сложнее. После появлении бумаги в Китае (2 век до н.э.) некоторые мастера склеивали небольшие фрагменты между собой. Во времена позднего средневековья некоторые образцы библии украшали накладными золотыми пластинами и камнями. Несмотря на то, что технически это тоже коллаж, некоторые историки искусства утверждают, что первый коллаж появился только в 20 веке. Его создал Жорж Брак. Работая в самых новаторских стилях того времени: фовизме и кубизме, Брак искал новые выразительные средства. В 1912 году он стал включать в картины фрагменты картона, покрашенную текстурной краской бумагу, куски обоев, газеты, пачки сигарет и другие материалы с характером.

Жорж Брак. «Блюдо с фруктами и стакан» 1912

Жорж Брак. «Стеклянный графин и газета» 1914

Пикассо, знавший коллегу по цеху, решился использовать коллаж в картинах вместе с масляными краскам.

Пабло Пикассо. «Гитара» 1913

В это же время Джон Хартфилд, основоположник фотомонтажа, создает изображения, полностью состоящие из скомбинированных снимков. С этого началась популярность коллажа.

Джон Хартфилд. Гитлер точит ножи, готовясь зарезать французского петуха. Глава МИД Франции Жорж Бонне: «Не бойтесь. Гитлер — вегетарианец». Май 1939 года

Развивающаяся фотография быстро и дешево делала реалистичные изображения, а перед искусством встали новые задачи: эмоциональные, эстетические, идейные. Коллаж отлично справлялся с ними и поэтому проникал во все рождающиеся стили, порой вытесняя живопись и рисунок. Луи Арагон, французский писатель, говорил: «Коллаж – это искусство, которое бросает вызов живописи». Посмотрим интересные примеры взаимодействия коллажа с разными направлениями в искусстве.

Многие коллажи от дадаистов не только изобразительное произведение, но и литературное. Стихи, сложенные из случайных слов имеют графический и звуковой ритм.

Страница издания Ильи Зданевича (Ильязда) Париж: Сорок первый градус. 1923. Деталь

Эрнст Макс, увлекшись дадаизмом, сосредотачивается на коллажах, объясняя любовь к этому приему так: «Я пытался увидеть в нём [коллаже] разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане». Здесь имеется в виду известная фраза Лотреамона: «Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки».

Макс Эрнст. «Китайский Соловей» 1920

Макс Эрнст. «За облаками» 1920

Позже художник сосредоточится на сюрреализме, но о коллаже не забудет. В 1991 году вышла любопытная книга немецкого искусствоведа Вернера Шписа, Max Ernst Collages: The Invention of the Surrealist Universe.

В манифесте Баухауса, Гропиус пишет: «Художники должны быть подобны ремесленникам, но более высокого порядка». Следует создавать работы вручную, но при этом они должны быть лаконичными и понятными для всех. Для этого коллаж крайне удобен. Он сокращает время, так необходимое для рисунка и живописи, но оставляет возможность ручного труда, самого по себе вдохновляющего художника.

Марианна Бранд. Без названия. 1929

Коллаж создает не только фактурные грубоватые и лаконичные образы, как в дадаизме и кубизме. Ричард Гамильтон в работе «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года действует иначе. Работая по закону жанра, Гамильтон собирает желанные и модные объекты из журналов, создавая новое пространство. В этом мире рекламной жизни нет грубых текстур, но наполненное только новыми модными вещами и идеальной парой, новое пространство пугает стерильностью и неестественностью.

Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)

Концептуальное искусство Джон Стезакер

Простое совмещение двух снимков производит эффект больший чем дал бы каждый по отдельности. Оставляя на пространстве картины только два объекта, художник заставляет их взаимодействовать, дополняя и раскрывая друг друга. Обыденный портрет и пейзаж придают друг другу масштабность природы и индивидуальность человека. Часто Стезакер соединяет мужской и женский портрет. Это позволяет исследовать гендерные вопросы и порассуждать на тему зависимости критериев красоты от пола.

John Stezaker. «Mask LXIII»

John Stezaker. «Mask XLVI»

John Stezaker. «Siren Song V»

John Stezaker. «Betrayal XVIII»

John Stezaker. «Marriage (Film Portrait Collage) LXI»

Сегодня опасения о притеснении живописи в прошлом. А. Тарковский о работах С. Параджанова в этой технике пишет: «Между замыслом и исполнением нет разницы: он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в начале его творческого процесса, доходит до результата, не расплескавшись.» Эти слова справедливы для коллажа вне зависимости от жанра: американский поп-арт и советский конструктивизм, прикладной баухаус и шутливый дадаизм, можно продолжать еще очень долго. Везде коллаж уместен и убедителен. Подобно наемному солдату, он способен сделать все ради цели, если цель ясна.

Art-коллаж как творческий приём в изобразительном искусстве

ARTКОЛЛАЖ — рубрика, в которой предполагается «коллаж» не как отдельный, самодостаточный жанр в искусстве. И не как творческий приём в изобразительном искусстве. А только как общее название темы, где термин «коллаж» используется для обозначения Галереи из разнообразных по стилю и темам произведений художников. Знаменитых или пока не очень. Живопись. Графика. Скульптура. Полагаю, что в Галерее чаще буду предлагать вниманию более редкие творения. Некоторые выпуски рубрики будут посвящены конкретным темам. Надеюсь, выпуски «ARTКОЛЛАЖ» будут интересны Мастерам и Покупателям. Возможно, некоторые работы художников кто-то увидит впервые. И появится желание поближе познакомиться с биографией и творчеством автора произведения.

Читать еще:  Датский художник. Dan Civa

Эдмунд Чарльз Тарбелл (1861-1938). Голубая вуаль. 1898г..

Пол Ловеринг (р.1975). Момент мысли.

Уильям Моррис (1834-1896). Королева Джиневра. 1858г..

Уильям Виктор Хиггинс. 1884-1949. Горные формы №2. 1926г..

Адольф Александр Lesrel (1839-1929). Мёртвая лилия. 1873г..

Мелания Мутермилх (1876-1967). Натюрморт с цветами.

Франсуа Барро (1899-1934). Филателист. 1929г..

Abbott Fuller Graves (1859 — 1936). Ваза с настурциями.

Сьюзан Джейн (р.1948). Сиккуленты в белом пластиковом стаканчике с киви и битым кирпичом. 2005-2008гг..

Эдуард Вюйар (1868-1940). Утро в саду на Vaucresson — 1923-1937

А Сиань (р.1960). Китайская серия. Бюст № 10. 1998.

Энни Луиза Свиннертон (1844-1933). Зрение. 1895г..

Коно Bairei (1844-1895). Белые куры под цветущей бегонией. 1899г..

Хуго фон Хаберманн (1849-1929). Танцовщица с покрывалом. 1895г..

Фриденсрайх Хундертвассе (1928-2000). Вид города. 1994г..

Тошиюки Эноки (р.1961). N/A

Данте Габриэль Россетти Чарльз (1828-1882). Первое безумие Офелии. 1868г..

Клод Моне (1840-1926). Сад весной. 1886г..

Эмма Фордайс МакРей (1887-1974). Платье.

Гарри Epworth Аллен (1894-1958). Скалистый пейзаж.

Мари Спартали Стиллман (1844-1927). Любовный посланник. 1885г..

Эдмунд Чарльз Тарбелл (1861-1938). Возвращение с охоты на лисиц. 1905 г..

Александр Макс Кестер (1864-1932). Линька уток. 1900г..

Джон Эверетт Милле (1829-1896). Эстер. 1865г..

Эдгар Maxeнce (1871-1954). Профиль павлина. 1896г..

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944). Арабский город. 1905г..

Тора Вега Холмстром (1880-1967). Автопортрет. 1916г..

Уильям Виктор Хиггинс. 1884-1949.

Исидор Кауфман (1853-1921). Девушка с цветами в волосах.

Альберт Гертер (1871-1950). Женщина с рыжими волосами. 1894г..

Фредерик Карл Фризеке (1874-1939). Дамы с зонтиками. 1908г..

Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898). Сидония фон Борк 1849г..

Кес ван Донген (1877-1968). Карамелька с маковым вкусом. 1919г..

Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928). Ла Рю-дю-Солей, Порт Вендрес. 1926г..

Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956). Портрет В. Э. Мейерхольда. 1938г..

Уильям Виктор Хиггинс. 1884-1949. Розовый и чёрный.

Джордж Хичкок (1815 — 1930). Портрет голландской женщины в саду. 1887г..

Виктор Хиггинс (1884-1949). Циннии. 1922-23гг..

Франц Дворак (1862-1927). Ангел птиц.

Пабло Пикассо (1881-1973). Проститутки в баре. 1902г..

Константин Егорович Маковский (1839-1915). Боярышня. 1890г..

Энтони Пендлбери (р.1947). Конец Линии 2.

Кэролайн Westerhout (р.1970). Ревность.

Жан Жозеф Бенжамен Констан (1845 — 1902). Любимая эмира. 1879г..

Поль Гоген (1848-1903). Корзина цветов. 1884г..

Джонатан Грин (р.1955). Далёкие мысли. 2002г..

Лаура Мюнц Люал (1860-1930). Восточные маки. 1915г..

Гарольд Мид Мотт-Смит (1872-1948). Автопортрет.

Эван Уилсон (1953). Кимоно Павлин.

Миниатюра «Лицевого летописного свода», XVI век. Лазарь Сербин устанавливает первые башенные часы в Московском Кремле в 1404 году.

Коллаж как вид декоративно-прикладного творчества

История возникновения и развития коллажа

Первые упоминания о коллаже относятся ко II в. до н. э. Примерно в это же время в Китае была изобретена бумага. Однако вплоть до X века эта техника использовалась крайне редко. В десятом столетии японскими каллиграфами начали применяться обработанные специальным образом и склеенные между собой кусочки бумаги. В Европе коллаж как разновидность ДПИ был известен еще в XIII в. В XV – XVI столетиях в оформлении готических соборов часто использовались разнообразные элементы из позолоченных листов бумаги. Обрамления для икон зачастую выполнялись из благородных металлов и самоцветов. В качестве собственно художественной техники впервые коллаж был использован в XX веке. Его широкую популярность связывают с проникновением в искусство нового для того времени стиля модерн. Подобные произведения искусства создавали многие знаменитые художники, например, Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Благодаря использованию листов бумаги подобные картины смотрятся объемно и необычно. Эти оригинальные композиции представляют собой нечто среднее между собственно произведением живописи и скульптурой. С течением времени коллаж перестают воспринимать как дополнительную технику, позволяющую создавать необычные картины, и выделяют в самостоятельный предмет искусства. В середине XX века эта разновидность ДПИ становится еще более популярной. Очень интересны, например, композиции Луизы Невельсон, выполнявшей коллажи из найденных обломков мебели, бочек, предметов интерьера, деревянных ящичков, панно и т.д. Очень часто в этот период коллаж используется для обрамления фотографий. Древесина становится едва ли не обязательным элементом всех подобных композиций. В одном и том же произведении искусства этот материал мог сочетаться с графическими или живописными изображениями.

Считается, что первым в художественную форму технику коллажа перевел в 1924 г. немец Джон Хартфилд, использовавший такие панно в качестве сатирического оружия против Гитлера. Однако популярными объемные композиции в начале века были и в России. Самыми известными русскими коллажами считаются картины А. Лентулова «Москва» (1913) и «Василий Блаженный» (1913). В первом панно были использованы кусочки бумаги, во втором – фольга. Достаточно популярны и произведения художника В. Татлина, отличающиеся динамичностью композиций.

Читать еще:  Израильский художник. Hillah Nevo

Особенности техники

Стили коллажа

На данный момент известно всего четыре основных стиля, используемых для выполнения таких изделий.

• Вегетативный. В качестве основных элементов используются растения или их фрагменты. При этом художник старается сделать готовое произведение максимально реалистичным. Растения при этом выступают не как часть пейзажа или общего сюжета картины, а как самостоятельный элемент, на который сделан основной акцент.
• Декоративный. Такие коллажи отличаются фантастичностью сюжета. Главной целью, которую ставит перед собой художник, выполняя подобное произведение, являются оригинальность и неповторимость. Глядя на такую картину, зритель пытается отгадать замысел автора, его настроение.
• Пейзажный. Название этого вида коллажа говорит само за себя. На таких панно изображают разного рода пейзажи – природные или городские. Это может быть море, лес, красивые здания и т.д..
• Формо-линейный. Основными элементами подобных коллажей являются геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Даже фон в таких произведениях представляет собой сочетание этих простых элементов.

Оформляются коллажи обычно с помощью паспарту и рамы. Паспарту называют широкую рамку, обрамляющую панно. Ее основной задачей считается облегчение зрителю восприятия картины. Рама и паспарту также защищают картину от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.) [1] . Коллаж особенно характерен для искусства XX века. В изобразительном искусстве коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Развитие искусства коллажа в XX веке связывают с именами Жоржа Брака и Пабло Пикассо. [2]

Содержание

Основные черты

Коллаж использует принцип совмещения разнородных материалов. Одна из задач коллажа — эмоциональная насыщенность и острота произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

В сферу искусства коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.

Коллаж в кинематографе и изобразительном искусстве

Термином «коллаж» также обозначается отдельный самодостаточный жанр. Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов. В современной поэзии и рок-музыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова. Оба они также увлекались составлением коллажей в обычном смысле этого слова.

Одним из самых известных художников применял коллаж Макс Эрнст, также Джон Хартфилд. В России — Родченко, Телингатер, в наше время Анатолий Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения — аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур — тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.

Ещё одним из жанров следует назвать ассамбляж, в котором используются разнообразные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости. Иногда используют обозначение «ready-made» (нет русского аналога). Близко к ассамблажу подходят «арт-объект» и инсталляция, хотя и имеют некоторые отличия. Часто все эти понятия смешивают даже музейные работники так как термины ещё слишком новы в обиходе русского искусства.

В 2006 г. в Русском музее в Санкт-Петербурге состоялась большая выставка «Коллаж в России. XX век».

В 2007 г. в Галерее Актёр на открытии вечера «Испанская Фиеста» московским художником И. Каменевым был представлен новый стиль в современном искусстве — «Фотоарт», в основу которого положено наложение элементов, выполненных в живописной технике, на исходное фотографическое изображение.

Термин «коллаж» в его современном толковании используется также для обозначения приёма создания целого изображения из ряда других изображений или их отдельных фрагментов, как правило при помощи компьютерных программ. В основе создания цифрового коллажа — работа со слоями. В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности. Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы более уместен, границы этих двух понятий при манипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются.

18 сентября в тольяттинском центре современного искусства «Две точки» прошла выставка «Current Collage». Абстрактные коллажи, сделанные из мусора, обрывков журналов, газет, коробок, записок, документов. Самые знаменитые художники выставки: Ева Хан и Фред Фри.

Читать еще:  Зловещая красота. Bryn Sutcliffe

Фотоколлаж

Фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не связанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фотоизображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей, не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.

К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильд, Р. Хаусманн, Х. Хох, М. Эрнст, Л. Мохой-Надь, А. Родченко, В. Степанова, Э. Лисицкий, Ю. Рожков, Г. Клуцис и другие.

Видеоколлаж

Видеоколлаж — это видеоряд, собранный из небольших отрывков от одного или нескольких фильмов, иногда с добавлением фотоизображений и текстовой информации. Видеоколлаж используется для создания яркого сюжета, точно и контрастно отображающего творческую идею автора.

Коллаж в музыке

В музыке термин «коллаж» означает особую форму использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения — чужого или ранее написанного своего.

В частности, коллаж является одной из наиболее характерных особенностей сюрреалистической музыки.

Что такое коллаж, и как его сделать своими руками

Коллаж — это интересный прием в искусстве, позволяющий соединить в одной композиции несколько разнородных элементов (фотографии, картон, природные материалы и т.д). Само определение произошло от французского papier collee, что в переводе на русский значит приклеенная бумага. Данная техника позволяет создавать настоящие произведения искусства, которые могут стать стильным украшением дома.

Изначально популярный прием заключался в наклеивании на холст или бумагу элементов, различных по стилю и цветовому оформлению. Сегодня создание коллажа — это целое направление, которое не ограничивается одной декоративной техникой.

Виды коллажей: 5 популярных направлений

Современное коллажное искусство включает в себя большое количество направлений. Одними из наиболее популярных техник являются:

декупаж — прием декоративного оформления, суть которого заключается в покрытии предмета кусочками бумаги с рисунком или орнаментом и нанесении лака. С помощью декупажного искусства можно стильно украсить предметы интерьера.

    скрапбукинг — техника декорирования семейных альбомов, книг, открыток с помощью ткани, бумаги, бисера, природных материалов и т.д.

    квиллинг — декоративно-прикладное искусство изготовления объемных или плоских композиций из скрученных полосок бумаги.

    коллаж из фотографий — это одно из самых популярных направлений, открывающее широкие творческие возможности. Представляет собой соединение снимков на одном полотне или их совмещение. Картинки могут быть размещены хаотично или в определенном порядке, повествуя о каком-либо важном событии. Помимо фотографий коллаж может содержать надписи, иллюстрации, декоративные украшения.

    Видеоколлаж — небольшой фильм, созданный из видеофрагментов с добавлением надписей и графики. Видеоряд должен содержать тематические кадры.

Что нужно для коллажа: советы по созданию композиции из фотографий

Когда вы уже знаете, что такое коллаж из фотографий, можно поговорить о том, как его сделать своими руками. Для изготовления вам не понадобятся ножницы и клей, бумага или лак. Все, что необходимо, — выбрать любимые фотографии из альбома на телефоне или компьютере. Это могут быть тематические снимки, рассказывающие, например, историю вашего путешествия, или набор портретов и селфи.

Второй этап создания коллажа — подбор графического редактора (что означает этот термин, знают даже дети). Да-да, именно специальные программы открывают больше всего возможностей в создании композиции. Если вы не обладаете навыками работы с графическими редакторами, можно воспользоваться простыми онлайн-конструкторами.

Как только вы определись с программой, следует выбрать шаблоны размещения снимков. Существует большое количество вариантов. Создайте коллаж в виде сердца, стандартный прямоугольный, в виде буквы имени и т.д. Важно определиться, какие фотографии будут играть главную роль, а какие — дополнять композицию. Учитывайте при выборе качество и размеры изображений. Немаловажное значение имеет размещение снимков на полотне. Расположите фотографии в хронологическом порядке, чтобы можно было проследить динамику и развитие сюжета.

Что написать на коллаже? Большинство фоторедакторов имеет широкий функционал, позволяющий украсить композицию различными декоративными элементами и надписями. Напишите пожелание человеку, которому хотите подарить коллаж. Отличной идеей станут небольшие описания к каждому фото. От надписи можно и отказаться, если вы хотите акцентировать внимание только на изображениях.

Коллаж из фотографий — это подарок или украшение?

Коллаж — это и отличный презент близкому человеку по любому поводу, и стильный элемент декора, который внесет в интерьер своеобразную изюминку. Сделать красивую коллажную композицию вы можете самостоятельно, например в приложении Mimigram, или воспользоваться помощью профессиональных фотографов.

Узнайте больше о популярном приеме искусства в нашем блоге и делитесь своими мыслями, что для вас значит коллаж.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector