Искусство сельджуков Ирана

Искусство сельджуков Ирана

Сельджукские фигурки: гипсовые пришельцы из золотого века

Сельджукскими статуэтками назвали гипсовые скульптуры, найденные в районе империи Сельджуков.Они были созданы во времена «золотого века» — между одиннадцатым и тринадцатым веками. Фигурки украшали внутренние стены и фризы сельджукских дворцов, наряду с другими декоративными украшениями из гипса.

Фигуры были окрашены в яркие и часто золотые цвета. Они представляли реальных людей и служили символами власти.

Исламское искусство сельджуков

Сельджуки были турецкой династией кочевого происхождения из Центральной Азии. Династия стала править восточным исламским миром после победы над Газневи в битве при Данданакане и свержения династии Буджида.

После ярких побед сельджуки утвердились как новые представители халифата Аббасидов и суннитского ислама. Всего за полвека им удалось создать обширную империю, которая охватывала Иран, Ирак и большую часть Анатолии. Именно при сельджуках Иран пережил период культурного процветания. Особенно развивались архитектура и искусство, что наложило глубокий отпечаток на последующие художественные тенденции.

Сельджуки использовали для создания статуэток разные материалы: глину, гипс, камень, металл. В керамике мелкие мотивы подчеркивались краской методами остекления, глянцевой отделки и полихромной краски. Металлические предметы украшались серебряной и золотой инкрустацией.

Также сельджукские художники разработали множество образных мотивов с изображением животных, мужчин и женщин. При этом представление об антропоморфных фигурах в средневековой мусульманской культуре было весьма распространено. В то время как в первые века ислама изображение людей в священных местах, например, в мечетях, строго запрещалось, в светских местах изображение фигур все еще было обычным явлением.

Гипсовые фигуры в сельджукских дворцах

Все сельджукские дворцы сейчас превратились в руины. Но раскопки показывают, что они когда-то были украшены изразцами и рельефной гипсовой лепниной с геометрическими фигурами на стенах.

В Лашгари-Базаре, руинах старого дворца эпохи Газнави, были найдены полихромные фрески. На них были изображены 44 солдата, украшающие нижний этаж зала суда. У всех одинаковые круглые лица и миндалевидные глаза, традиционно ассоциирующиеся с турками Центральной Азии.

Гипсовые фигуры украшали королевские дворцы в залах суда и во дворах. Они были найдены в великих дворцах сельджукских султанов, в небольших королевских дворах вассалов и даже в резиденциях местных наследников.

Предполагается, что эти фигуры могут быть частью более крупного геометрического орнамента из гипса, который скрывал за собой основную стену. Пример целых гипсовых фигур можно найти в конце 12-го века в городе Рай. Одна из них представляет восседающего на троне сельджукского султана Тугриля Бека (1194 г.) в окружении его офицеров. Подобные примеры были найдены в Басте, Афганистане, Самарканде и Узбекистане.

Эти скульптуры были окрашены в яркие цвета красного, синего, черного и золотого. Это делалось для того, чтобы фигуры выделялись на фоне стен в темных дворцовых комнатах, где они были расположены.


Фото: источник

Какие материалы использовали сельджуки

В большинстве фигурки изготавливались из гипса, так как это материал на водной основе, который после высыхания легко поддается обработке. Раствор гипса пластичен, удобен в работе. Готовое изделие достаточно легкое, чтобы его можно было разместить на стене. В сухих условиях гипс отлично сохраняется. Многие гипсовые фигуры 12-го века выжили благодаря сухому климату пустыни, где они и были найдены.

Штукатурные фигурки сельджуков были окрашены в яркие цвета синего (порошок лазурита), красного (рубиновый порошок) и черного цветов и были позолочены.

Что символизировали гипсовые статуэтки

Сельджукские фигурки символизировали власть. Все что находилось в окружении королевского дворца было связано с властью империи, например, королевской гвардией, придворными или самим эмиром. При раскопках нашли фигуры воинов с мечами. Они были одеты в кафтаны, брюки, пояса и сапоги с ярких цветов.

Читать еще:  Единственная форма правды. Mathieu Bernard-Martin

Царские фигуры были представлены коронами. Например, две фигуры, хранящиеся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке имеют крылатые короны — древний символ власти, который впервые был запечатлен на монете сасанидов в третьем веке.

Все гипсовые фигурки сельджуков имеют округлые лица с типичными высокими скулами и миндалевидными глазами, отражающими тюркский и монгольский этнический тип. Они, как правило, показывались в обстановке королевских церемоний, подчеркивая помпезность ситуации.

Искусство сельджуков Ирана

Сельджукское искусство признано за переплетение персидских, исламских и центральноазиатских тюркских элементов

Сельджуки, тюркская династия центральноазиатских кочевников, стали новыми правителями восточных исламских земель после поражения могущественных Газневидов в битве при Данданакане (1040).

К 1055 году сельджуки достигли Багдада и захватили его, что положило конец правлению Буйидов и утвердило их в качестве новых защитников Халифата Аббасидов и суннитского ислама. В течение пятидесяти лет сельджуки создали обширную, хотя и относительно недолговечную империю, охватывающую весь Иран, Ирак и большую часть Анатолии.

К концу XI века, когда царство сельджуков стало неспокойным из-за внутренних конфликтов и разделения царства между наследниками, империя распалась на отдельные территории, управляемые различными ветвями династии. Главная ветвь дома сельджуков, так называемые великие сельджуки, сохраняла контроль над Ираном. При Султанате сельджуков Иран переживал период материального и культурного процветания, и изобретательность в архитектуре и искусстве в этот период оказала заметное влияние на более поздние художественные разработки.

Культурный и художественный расцвет сельджуков продолжался далеко за пределами политического влияния султаната. На самом деле, поскольку сохранилось мало датированных образцов иранского искусства собственно Сельджукского периода, произведения искусства, датируемые концом двенадцатого и началом тринадцатого веков, часто называют “Сельджукскими”, хотя они могли быть произведены под покровительством одной из нескольких местных династий. Тюркские сельджукские правители приняли и поддержали местные персидско-исламские традиции, а Сельджукское искусство признано за переплетение персидских, исламских и центральноазиатских тюркских элементов. В этот период искусство Ирана получило признание в исламском мире.

Важные события и инновации способствовали известности Сельджукского искусства. Начиная со второй половины XII века, искусство инкрустации бронзовых или латунных предметов драгоценными металлами, такими как медь, серебро и золото, получило широкое распространение в восточной иранской провинции Хурасан. Такие предметы часто украшались арабскими надписями, написанными «анимированным» шрифтом, разработанным в этот период, в котором буквы превращались в человеческие и животные фигуры.

Те же самые формы, известные в металлоконструкциях, были также произведены в современной керамике. Эти керамические изделия демонстрируют продвижение новых методов или дальнейшее усовершенствование существующих. Особенно заметными были работы, произведенные в Кашане, в технике блеска и Минеи. Также значительным, хотя и малоизвестным сегодня из-за немногих сохранившихся примеров, было искусство книги.

Сельджуки были также великими покровителями архитектуры. По всему сельджукскому царству было возведено беспрецедентное количество медресе (высших учебных заведений). Наиболее примечательным, однако, было медресе Низамия, основанное в Багдаде великим сельджукским визирем Низамом Аль-Мульком (р. 1063-92) для поддержки православного суннитского образования (1067).

В архитектуре мечети преобладал внутренний двор с четырьмя сводчатыми залами (Иванами) с каждой стороны. Преобразованная конгрегационная мечеть в Исфахане, строительство которой было поручено Низаму Аль-Мульку и Тадж Аль-Мульку, двум сельджукским администраторам, для султана Малик-шаха (р. 1072-92) и его жены Теркан хатун, была самым знаменитым и влиятельным памятником сельджукам. Также важное значение в этот период имели погребальные памятники, наиболее заметным из которых был огромный мавзолей султана Санджара в Мерве (ок. 1096-1157), в современном Туркменистане.

Читать еще:  Живопись и азбука Брайля. Roy Nachum

Архитектура времен сельджуков

В XI веке тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на её территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Во времена правления династии Сельджукидов (1077–1307) государство достигло политического и экономического расцвета. Сельджукские султаныприняли Ислам и объявили себя суннитами. С той эпохи сохранились мавзолеи и медресе, построенные в канонах местных традиций.

Мечеть в Заваре (1135) — типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамлённым четырьмя колоннами, айванами. Тогда же появилась и модель четырёхайванного медресе, которые воспроизводят план мечетей. При этом каждый айван посвящался одному из четырёх религиозно-юридических школ.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры. Благодаря международным связям с Ираном и странами Средней Азии местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приёмы, однако иранское влияние доминировало, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

Порталы, профили арок и декоративных ниш культовых зданий напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, сельджукские зодчие изобрели собственные орнаменты. Архитектурный декор построен на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетёнки. Мастера заимствовали из древнеперсидского искусства рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого сохранилась в фрагментарном виде.

Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечете и медресе. Особенностью многих построек стала обходная галерея, идущая по периметру двора. Архитекторы возводили медресе двух типов. Первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения типа айвана. Сюда относятся медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минаре в Эрзуруме. В медресе второго типа строили большие залы под куполом, чтобы избежать расчленённого пространства. Таковы медресе Каратай, Индже-Минар в Конье (построены в XIII в.).

Сельджукским архитекторам был известен парус — элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Из Византии, Армении и Ирана в сельджукское искусство проникли и некоторые элементы декора.

После опустошительного монгольского нашествия Румский султанат распался, и на его месте возникла Османская империя.

Архитектура времен сельджуков

В XI веке тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на её территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Во времена правления династии Сельджукидов (1077–1307) государство достигло политического и экономического расцвета. Сельджукские султаныприняли Ислам и объявили себя суннитами. С той эпохи сохранились мавзолеи и медресе, построенные в канонах местных традиций.

Мечеть в Заваре (1135) — типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамлённым четырьмя колоннами, айванами. Тогда же появилась и модель четырёхайванного медресе, которые воспроизводят план мечетей. При этом каждый айван посвящался одному из четырёх религиозно-юридических школ.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры. Благодаря международным связям с Ираном и странами Средней Азии местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приёмы, однако иранское влияние доминировало, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

Порталы, профили арок и декоративных ниш культовых зданий напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, сельджукские зодчие изобрели собственные орнаменты. Архитектурный декор построен на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетёнки. Мастера заимствовали из древнеперсидского искусства рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого сохранилась в фрагментарном виде.

Читать еще:  Женщины и море. Lluis Ribas 16+

Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечете и медресе. Особенностью многих построек стала обходная галерея, идущая по периметру двора. Архитекторы возводили медресе двух типов. Первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения типа айвана. Сюда относятся медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минаре в Эрзуруме. В медресе второго типа строили большие залы под куполом, чтобы избежать расчленённого пространства. Таковы медресе Каратай, Индже-Минар в Конье (построены в XIII в.).

Сельджукским архитекторам был известен парус — элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Из Византии, Армении и Ирана в сельджукское искусство проникли и некоторые элементы декора.

После опустошительного монгольского нашествия Румский султанат распался, и на его месте возникла Османская империя.

Искусство сельджуков Ирана

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Выставка в Нью-Йорке «Великий век Сельджуков»

Недавно в Нью-Йорке в Музее Метрополитен проходила выставка «Придворный мир и Вселенная: Великий век Сельджуков» (COURT AND COSMOS: The Great Age of the Seljuqs), посвященная искусству Великих сельджуков — турецкого племени создавшего огромную империю в Передней Азии. Подробнее о выставке можно почитать на сайте музея.

На выставке присутствовали экспонаты со всего мира, в том числе из Туркмении, страны, в которую попасть тяжело. Правда, лично мне и в Нью-Йорк попасть тяжело, поэтому я собирал фото оттуда из сети. Основные источники фотографий для этого поста — сайт посвященный Великому шелковому пути Mongols China and Thesilk road, и сайт Rugrabbit, где фотографий особенно много

Резная панель с изображением султана сельджуков и его придворных, резьба по ганчу. Предположительно украшала стену дворца в Рее (ныне пригород Тегерана), столицы Великих сельджуков, 11-12 вв. Philadelphia Museum

Можно предположить, что изображен здесь основатель сельджукской империи султан Тогрул.

Фигура сельджукского воина из собрания Музея Метрополитен. Недавно я делал об этих статуях из Ирана отдельный пост. Metropolitan Museum of Art

Сельджукская керамика, слева символ султаната — двуглавый орел, о его происхождении я раньше много писал. И сидящий сокол, 11-12 вв. Fitzwilliam Museum

Интереснейший экспонат выставки — так называемый «буидский шелк», где изображен самый ранний средневековый двуглавый орел 10-11 вв., я делал о нем специальный пост. Сохранился он плохо, но двуглавого орла разглядеть можно, эти куски шелка нашли в погребениях рядом с Реем, столицей сельджуков. Dumbarton Oaks and Philadelphia Museum

Ткань с двуглавыми орлами 12-13 вв, происхождение Анатолия или Иран. Metropolitan Museum of Art

Кинжал, найденный на территории Израиля. На рукоятке у него крест и свастика, а ниже интересное изображение всадника (Св.Георгия), которого Господь благословляет двумя перстами. Furusiyya Art Foundation

Сражающиеся сельджуки, резьба по ганчу, 12-13 вв. Seattle Art Museum. Изображение грифона, резьба по ганчу, 12 в. . al-Sabah Collection

Керамические емкости, 12-13 вв. Музей исламского искусства в Дохе.

Фигура султана Тогрула, 12-13 вв. Nasser D. Khalili Collection И кувшин в форме сидящего человека, Los Angeles County Museum of Art

Сельджукская керамика из собрания Музея Метрополитен.

Небесный глобус с созвездиями, 11-12 вв. Иран. Лувр.

Керамический бычок, Иран, 12-13 вв. И голова музыканта, 12 в. Иран. Royal Ontario Museum

Фрагмент ткани из Анатолии с двуглавым орлом, 12-13 вв.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector