Искусство великих Моголов после 1600 года

Искусство великих Моголов после 1600 года

Искусство эпохи Великих Моголов

Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Самаркандского. Укрепил власть этого рода в Индии и создал централизованное государство на всей её территории правитель Акбар (1556-1605 гг.). Он вошёл в историю не только как талантливый организатор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя находили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское. Постепенно исчезли сдержанность и простота форм сооружений, архитектура и её убранство стали более сложными.

Образцом этого стиля служит мавзолей Акбара в Сикандре (начало XVII в.), находящийся недалеко от Агры – столицы Великих Моголов. Ансамбль расположен в саду, окружённом оградой с большими воротами. Главное здание имеет три этажа со стрельчатыми арками. Третий этаж представляет собой открытую террасу без покрытия, но по углам его находятся четыре небольших купола, каждый из которых поддерживают четыре стройные колонны. Во внутреннем дворе, выложенном мраморной мозаикой, возвышается ещё одна небольшая терраса – на ней стоит саркофаг Акбара, выполненный из белого мрамора.

Недалеко от Сикандры по приказу Акбара был выстроен город Фатхпур–Сикри, который служил правителю резиденцией. В нём находились здания самого различного назначения: дворец, зал для аудиенций, тронный зал, павильоны и, наконец, соборная мечеть с тремя куполами, в огромном дворе которой располагались два мавзолея. Белый и цветной мрамор, как и в гробнице Акбара, использовался при оформлении этой уникальной резиденции.

При Шах-Джахане (1627—1658), одном из преемников Акбара, архитекторы вновь обратились к формам исламской архитектуры, что привело к возникновению своеобразного государственного стиля Моголов, характерным примером которого может служить мечеть Джами-Мазд-жид в Дели.

Выдающийся памятник архитектуры Индии – мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина XVII в.). Он был выстроен Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал расположен в большом парке, к мавзолею ведут дороги и канал. Сооружение вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом.

По углам платформы располагаются четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты. Фантастический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд с лучшими памятниками средневековой Индии.

В эпоху Великих Моголов высшего расцвета достигла индийская миниатюра. Она представлена тремя основными художественными школами: придворной могольской, Раджастхана и Пахари. Стиль миниатюр могольской школы во многом определялся особенностями жизни при дворе Акбара. Здесь собирались художники из разных городов и стран, в том числе и европейских. Создавались иллюстрации к индийскому эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна», древнеиндийскому сборнику сказок «Панчатантра». Важное место в придворной живописи занимали портреты исторических личностей. Отдельную группу составляли иллюстрации к биографическим и историческим хроникам того времени: «Бабур-наме», «Акбар-наме», «Шах-Джахан-наме». Стиль большинства придворных миниатюр напоминал персидские образцы. Художник наносил рисунок легко, чётко, стараясь не упустить ни одной, пусть самой мелкой, но «драгоценной» детали. При этом каждый элемент картины, обведённый тонким чётким контуром, имел своё цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утончённость. Скучно на просторах сети? Специально для тебя есть интересная ссылка, где ты можешь увидеть, как две лесбиянки порно устроили. Не ограничивайся одним роликом! Долго наслаждайся крутым контентом со свингерами, который здесь на сайте отобран даже для самых яростных критиков.

В двух других школах индийской живописи, в Раджаст-хане и возникшей несколько позже Пахари, основную роль играли сюжеты из легенд о Кришне. Художники традиционных индийских школ живописи иллюстрировали поэмы «Гитаговинду» и «Бхагаватпурану» – классические тексты культа Кришны. Целую серию картин представляли иллюстрации к месяцам года, связанные с определённым настроением человека, той или иной музыкой. Подобные миниатюры вновь говорили о нерасторжимой связи всего живого, о единстве природы и человека– о том главном, что всегда утверждало индийское искусство.

Период исламского искусства Индии с его уникальными образцами художественного творчества, в которых соединились две традиции – мусульманская и индийская, показывает, как могут сосуществовать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры. Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры: в XVIII в. оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.

2INDIA.RU — главная страница сайта

1. Туристическая компания « ТурПлюс »

Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!

Лакшми — индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!

Телефоны:
+7 (495) 785-88-10 (многоканальный)

Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>

2. Туристическая компания « Мир странствий »

Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.

Контактная форма:

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию ( в этом случае укажите свой телефон и время отзвона ).

При заказе с сайта скидка 3%!

Ваши заявки обрабатывают сотрудники туристической компании « Тур Плюс »

Искусство Индии в эпоху Моголов

Проникновение исламской культуры в Индию началось в VII веке, когда мусульмане завоевали обширные районы субконтинента. В последующие века исламское искусство утвердилось в Индии в результате ряда исторический событий, таких как вторжение тюрков-кочевников и установление власти различных мусульманских династий. В 1192 году Дели стал столицей объединенной мусульманско-индийской империи, конец которой пришел с завоеванием региона Тимуром и основанием империи Тимуридов, пишет сайт islamicart.co.il.

Исламское искусство в Индии характеризуется сочетанием индуистских и исламских традиций. В музеях мира можно увидеть ящики для благовоний, кувшины той эпохи. Часто они сделаны из золота и серебра, инкрустированы драгоценными камнями и украшены изображениями растений, животных и людей в эмали и черни – технике, которую очень любили могольские императоры.

Читать еще:  Индийский художник. Sanjay Punekar

Пороховница, Индия, XVIII в. / Источник: islamicart.co.il

В середине XV в. появился новый способ обработки и инкрустации серебром – персидско-индийское искусство «бидри», получивший свое название в честь Бидара – столицы династии Бахманидов. Султан Ахмад (1422-1436) пригласил в свою столицу мастеров из Ирана во главе с замечательным художником того времени Абдуллахом ибн Кайсом, которые привезли в Индию новые технологии и узоры. В этой технике на изделие из особого сплава металлов наносят рисунок в виде борозд, после в эти борозды вбивают тонкую серебряную проволоку. Благодаря своей яркой инкрустации, такие изделия ценились как символ богатства. В музеях можно увидеть примеры работ в этой технике с чрезвычайно тонкой резьбой, инкрустированные драгоценными камнями и золотыми нитями.

Сосуд для воды, Индия, XVII в., золото, эмаль, драгоценные камни / Источник: islamicart.co.il

На стеклянное искусство того периода повлияли европейские стеклянные сосуды с позолоченными украшениями. Деревянные ящики и мебель украшались инкрустациями из перламутра и слоновой кости. Своего расцвета достигло искусство миниатюр – рукописи могольского периода иллюстрируются историческими батальными и охотничьими сценами, а также портретами императоров и придворных женщин, выполненными в реалистической манере.

Коробка с 96 круглыми игральными картами, Индия, XVII век, лакированные дерево и картон / Источник: islamicart.co.il

Ковры, тканые ткани и украшения этого периода удивительно богаты и представляют собой одни из самых красивых образцов исламского искусства. Но его венцом является ювелирное дело, изделия из золота и серебра. В музеях представлена огромная коллекция могольских украшений, инкрустированных бриллиантами, рубинами, изумрудами, драгоценными камнями и жемчугом. Такие украшения носили как женщины, так и мужчины.

Сосуд для воды, Индия, XVII-XVIII в., позолота, серебро, эмаль / Источник: islamicart.co.il

Моголы создали уникальную индо-персидскую архитектуру. В эту эпоху были построены многие памятники, вошедшие в копилку мировой культуры. Особое внимание строительству уделял император Шах-Джахан. Всемирной известностью пользуется построенный им Тадж-Махал – объект всемирного наследия ЮНЕСКО, который считается «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия» и привлекает 7-8 миллионов туристов в год. Дворцы, гробницы, сады и форты, построенные Великими Моголами, до сих пор украшают Агру, Дели, Дакку, Фатехпур-Сикри, Джайпур, Лахор, Кабул, Шейхупуре и многие другие города Индии, Пакистана, Афганистана и Бангладеша.

Индийская культура в эпоху Великих Моголов

Следующий этап в развитии индийской архитектуры приходится на XVI—XVII вв. Он стал возможен в результате объединения Индии в централизованное государство Великих Моголов, выходцев из Средней Азии. Средневековая культура Индии в это время переживала последнюю, завершающую стадию развития. Своего наивысшего взлета индийское зодчество достигло в XVI в. при правлении Акбара, сумевшего привлечь к себе на службу талантливых зодчих и художников. В это время складывается новый стиль индийской архитектуры, отличающийся торжественной величавостью и грандиозностью форм. Эти черты нашли свое художественное выражение во временной резиденции Акбара — городе Фатхпур-Сикри, который представлял собой грандиозный дворцовый и храмовый ансамбль, гармонично соединявший в себе природные и рукотворные формы. Каждое сооружение этой столицы представляло собой значительный архитектурный комплекс.

В дворцовых и храмовых сооружениях Индии XVII в. уже обнаруживается отход от монументального стиля предыдущего столетия. Тяга к роскоши и изяществу знаменует медленное угасание мощи государства Великих Моголов. Излюбленным материалом у зодчих того времени становится белый мрамор, из которого построен один из самых значительных архитектурных памятников XVII в. — мавзолей Тадж-Махал. Созданный строителями разных стран — Индии, Турции, Ирана, Афганистана, — он увековечивал память умершей жены Шах-Джахана. Нежные оттенки пропускающего свет белого мрамора, из которого возведены и само здание, и венчающий его луковичной формы купол, придают сооружению особую стройность и невесомость. Это новое качество, появившееся в индийской культуре XVII в. и столь несвойственное ей в прошлом, усиливалось просторностью арочных проемов, как бы устранявших стену, лишавших ее материальности, весомости и плотности.

Развитие художественней культуры периода Великих Моголов было ознаменовано не только бурным расцветом зодчества, но и расцветом миниатюры, также принесенной в Индию из стран Среднего Востока, откуда были вывезены и мастера-миниатюристы. Могольская миниатюра была тесно связана с книгой, ею иллюстрировались главным образом дневники и мемуары правителей. В создании мастерских миниатюр на первых этапах участвовали иноземные художники, но вскоре в искусстве миниатюры появились черты, характерные для индийской живописи в целом. В городах возникли мастерские, появились собственные школы миниатюристов.

Ранняя могольская миниатюра ярка и нарядна, ее отличают четкие контуры, сочные линии, пластичность форм. Она была ориентирована на точную передачу деталей и подробный пересказ событий. Особенно популярными были историко-героические сюжеты, повествующие о битвах, походах, героических деяниях моголь- ских правителей. Индийская могольская миниатюра была отмечена и особым интересом к природе, к миру животных. С XVII в. она все больше тяготеет к изображению реальной среды и пространства, причем важную роль в ней начинает играть пейзажный фон. Но в миниатюре нарастает тематический интерес и к личности человека. Следствием этого интереса стало появление острохарактерных портретов правителей, которые предстают то лукавыми, то мудрыми, то грозными, то пресыщенными жизнью. К XVIII в. могольская миниатюра теряет свою художественную значимость.

Искусство Индии в эпоху Моголов

Проникновение исламской культуры в Индию началось в VII веке, когда мусульмане завоевали обширные районы субконтинента. В последующие века исламское искусство утвердилось в Индии в результате ряда исторический событий, таких как вторжение тюрков-кочевников и установление власти различных мусульманских династий. В 1192 году Дели стал столицей объединенной мусульманско-индийской империи, конец которой пришел с завоеванием региона Тимуром и основанием империи Тимуридов, пишет сайт islamicart.co.il.

Читать еще:  Девушка без жемчужной серьги. Статья Tooba Soleymani Movahed

Исламское искусство в Индии характеризуется сочетанием индуистских и исламских традиций. В музеях мира можно увидеть ящики для благовоний, кувшины той эпохи. Часто они сделаны из золота и серебра, инкрустированы драгоценными камнями и украшены изображениями растений, животных и людей в эмали и черни – технике, которую очень любили могольские императоры.

Пороховница, Индия, XVIII в. / Источник: islamicart.co.il

В середине XV в. появился новый способ обработки и инкрустации серебром – персидско-индийское искусство «бидри», получивший свое название в честь Бидара – столицы династии Бахманидов. Султан Ахмад (1422-1436) пригласил в свою столицу мастеров из Ирана во главе с замечательным художником того времени Абдуллахом ибн Кайсом, которые привезли в Индию новые технологии и узоры. В этой технике на изделие из особого сплава металлов наносят рисунок в виде борозд, после в эти борозды вбивают тонкую серебряную проволоку. Благодаря своей яркой инкрустации, такие изделия ценились как символ богатства. В музеях можно увидеть примеры работ в этой технике с чрезвычайно тонкой резьбой, инкрустированные драгоценными камнями и золотыми нитями.

Сосуд для воды, Индия, XVII в., золото, эмаль, драгоценные камни / Источник: islamicart.co.il

На стеклянное искусство того периода повлияли европейские стеклянные сосуды с позолоченными украшениями. Деревянные ящики и мебель украшались инкрустациями из перламутра и слоновой кости. Своего расцвета достигло искусство миниатюр – рукописи могольского периода иллюстрируются историческими батальными и охотничьими сценами, а также портретами императоров и придворных женщин, выполненными в реалистической манере.

Коробка с 96 круглыми игральными картами, Индия, XVII век, лакированные дерево и картон / Источник: islamicart.co.il

Ковры, тканые ткани и украшения этого периода удивительно богаты и представляют собой одни из самых красивых образцов исламского искусства. Но его венцом является ювелирное дело, изделия из золота и серебра. В музеях представлена огромная коллекция могольских украшений, инкрустированных бриллиантами, рубинами, изумрудами, драгоценными камнями и жемчугом. Такие украшения носили как женщины, так и мужчины.

Сосуд для воды, Индия, XVII-XVIII в., позолота, серебро, эмаль / Источник: islamicart.co.il

Моголы создали уникальную индо-персидскую архитектуру. В эту эпоху были построены многие памятники, вошедшие в копилку мировой культуры. Особое внимание строительству уделял император Шах-Джахан. Всемирной известностью пользуется построенный им Тадж-Махал – объект всемирного наследия ЮНЕСКО, который считается «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия» и привлекает 7-8 миллионов туристов в год. Дворцы, гробницы, сады и форты, построенные Великими Моголами, до сих пор украшают Агру, Дели, Дакку, Фатехпур-Сикри, Джайпур, Лахор, Кабул, Шейхупуре и многие другие города Индии, Пакистана, Афганистана и Бангладеша.

Империя Великих Моголов, Индия

Мусульманская династия Моголов зародилась в Индии и, выйдя из Дели, расселилась по всей Северной Индии. Торговля и искусства процветали, а европейцам удалось наладить постоянное торговое сообщение с Индийским субконтинентом.

Индия после империи Гупта

В период между 400 и 500 годами под напором гуннов империя Гупта распалась, и власть перешла в руки местных феодалов, которые создали ряд более мелких империй. Их династии постоянно воевали друг с другом. В период между 550 и 750 годами ведущие позиции заняли три крупных династии: Пушьябхути, Чалукья и Паллава. Позднее им на смену пришли династии Ра-штракута, Пратихара и Пала, которые правили примерно до X века. В X веке власть перешла в руки династии Чола, которая перенесла столицу на юг. Север, напротив, был ослаблен вследствие длившихся столетиями междоусобиц и не смог противостоять нападению турецко-мусульманских войск, пришедших с северо-запада.

В 1206 году турками был учрежден Делийский султанат со столицей в Дели. Отсюда пять последующих исламских династий турецкого или афганского происхождения распространили свое влияние на всю Индию. И лишь шестая династия, династия Моголов, смогла довольно долго удерживать власть.

Основателем империи Моголов, возникшей около 1520 года, был Захирад-Дин Мухаммед Бабур по прозвищу «Лев». В роду этого правителя были два горячих воина: со стороны отца — Тимур (Тамерлан), который в 1398 году разграбил Дели, и со стороны матери — Чингисхан, завоеватель Монголии (могол — это персидский вариант слова «монгол»). Бабур родился в 1483 году и в возрасте 11 лет унаследовал маленькое королевство Фергана (Туркестан). Годами он напрасно пытался вновь завоевать столицу Тимура Самарканд.

Благодаря завоеванию Кабула в Афганистане в 1504 году он в первый раз расширил границы своей империи, и в зоне его внимания оказалась Индия. В 1526 году Бабур совершил поход в Индостан и возле города Панипат атаковал войска султаната Дели, а также разгромил войска афганского султана Ибрагима Лоди. Армия Бабура была довольно малочисленна и насчитывала примерно 12 тысяч человек. Однако вооружена она была лучше, в том числе простыми артиллерийскими снарядами и мушкетами. После победы Бабур занял города Агра и Дели и назначил себя новым султаном. Однако настоящим хозяином положения он стал лишь после того, как в 1527 году отразил нападения объединенного войска касты раджпутов.

Вместе с недоразвитой империей Хумаюн унаследовал множество проблем, например, восстания правителей династии Раджпутов и даже предательство со стороны своих собственных братьев, которые претендовали на его трон. Между 1530 и 1540 годами Хумаюн потерял контроль над регионом и в 1540 году был свергнут генералом Шер-шахом, который в правление Бабура был его наместником в Бенгалии. Хумаюн был изгнан в Персию, где в течение 15 лет собирал войско, чтобы вернуть свою империю.

Читать еще:  Женщины и море. Lluis Ribas 16+

С помощью императора Персии Хумаюн захватил города Кабул и Кандагар и после того, как победил войска сына Шер-шаха, Ислам-шаха, он снова воцарился в Дели на троне. После этого он начал социальные, культурные и административно-технические реформы по образцу реформ в Персии. Его привлекало и персидское искусство — Хумаюн распорядился доставить из Персии в Индию двух художников-миниатюристов, которые были учителями в императорских мастерских и заложили основу индийской настенной и миниатюрной живописи.

Пока Хумаюн был у власти, династия сохраняла свое положение даже в ситуациях политической нестабильности. Однако после смерти правителя моголы вновь должны были заботиться о сохранении стабильности в Северной Индии — и эти заботы они вручили сыну и наследнику Хумаюна — Акбару.

правитель Акбар из династии Моголов едет верхом на слоне.

Акбар Великий

Акбар Великий носил это имя по праву, так как при его власти династия Моголов достигла величайших успехов. Он заботился о расширении земель и одновременно с этим проводил радикальные политические и социальные реформы. Акбар понимал, что его империя сможет оставаться стабильной только в том случае, если на его стороне будут индуистские императоры из династии Раджпутов. Итак, он даровал им высокие государственные должности и присвоил высокие военные титулы, вернул им старые государственные границы, дал относительную автономию и таким образом из рассыпающихся в разные стороны империй создал провинцию собственной империи. Его женитьба на принцессе из династии Раджпутов также способствовала объединению империи. Его подданные-индусы были благодарны за то, что он свергнул немусульманских правителей, распорядился перевести индуистскую литературу и участвовал и индуистских праздниках. Индусы были даже в числе его министров. В религиозных вопросах Акбар показал себя как очень толерантный правитель.

Хотя сам он не умел читать и писать, он был всесторонне образованным человеком и в особенности интересовался Y вопросами философии и теологии. Он собирал представителей всех религий, чтобы обсудить религиозные вопросы. Он создал единое вероучение, идеи которого были заимствованы из различных религий, и проповедовал терпимость во всех вопросах. Кроме того, Акбар проявлял большой интерес к музыке, искусству, архитектуре и литературе, которые расцвели в эпоху его правления. Он основал гигантскую библиотеку и сотни мастерских, поддерживал художников и ученых всех направлений. Он отдавал распоряжения строить города и окружать их стенами, а в столице империи Агре для императорского двора распорядился построить сооружение из красного песчаника, где размещались сотни павильонов, богато украшенных резьбой и настенной живописью.

Однако, несмотря на его многочисленные успехи, жизнь Акбара была омрачена: его сын, принц Салим, в 1600, а позднее и в 1602 году, попытался взять власть в свои руки и в отсутствие своего отца устроить заговор с целью провозглашения собственного господства. Хотя позднее примирение отца и сына состоялось, умер Акбар в 1605 году в надломленном моральном и физическом состоянии.

Культурный расцвет и политический распад империи Моголов

После смерти Акбара принц Салим унаследовал власть и присвоил себе имя Джахангир, что в означает «Покоритель мира». Тем не менее, военные переходы его сына и наследника принца Хуррама, позднее Шах- Джахана, победы которого он приписывал себе, не способствовали существенному увеличению территорий империи. Причинами успешного развития экономики гигантской империи были, прежде всего, реформы Акбара. Джахангир передоверил правительственные дела своей жене Нурджахан, ее отцу и брату, а сам в это время предавался своим увлечениям: природе, искусству и архитектуре. Он умер в 1627 году из-за чрезмерного увлечения алкоголем и оставил после себя роскошные надгробные памятники и монументы в Агре, Сикандаре, Лахоре и Аллахабаде.

Шах-Джахан унаследовал, вероятно, богатейшую империю своего времени. Во время его правления архитектура Моголов достигла наивысшего расцвета, прежде всего из-за создания всемирно известного мавзолея Тадж-Махал в Агре, который он распорядился построить для своей любимой жены Мумтаз-Махал и который стал местом и его упокоения в 1666 году.

Его сын Аурангзеб уже в 1658 году бросил его в тюрьму, чтобы стать его преемником. Он называл себя «Алмагир» — «Владыка мира» — ив эпоху своего долгого царствования до 1707 года еще больше расширил свои владения. Однако в эпоху его правления было заложено и первое зерно падения династии, так как он радикально изменил основы, разработанные Бабуром и усовершенствованные Акбаром.

Алмагир отказался от принципов религиозной терпимости Акбара и решил внедрить ислам на всей территории Индии. Это послужило причиной затяжных и непреодолимых конфликтов, которые, в конце концов, истощили его ресурсы и вовлекли в страдания часть населения.

Был вновь введен налог на немусульманское население, святилища разрушены, и на их месте построены мечети. Искусство, музыка и танцы, которые для Моголов в Индии имели большое значение, были запрещены. Одновременно с этим Алмагир пытался, хотя и напрасно, завоевать провинции на западном побережье Индии, которые, благодаря сооружению многочисленных португальских и французских торговых постов достигли могущества и богатства.

Когда Алмагир умер, после него осталось 17 потенциальных наследников трона, которые начали семилетнюю кровавую борьбу за власть и полностью раздробили империю. Ослабление империи Моголов спровоцировало внутренние восстания и интервенцию посторонних сил, которые хотели увеличить свои территории.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector