Испанский художник. Adrian GoMa

Испанский художник. Adrian GoMa

Румынская звезда Адриан Гени: как мальчик из городка в Трансильвании стал художником с миллионными заработками

Адриан Гени наделал много шума за последние годы. Свой звездный рывок он начал в 2011 году, когда в венецианском палаццо Грасси, выставочном пространстве одного из главных коллекционеров современного искусства Франсуа Пино, состоялась его большая выставка портретов исторических личностей вроде Сталина, Гитлера и нацистского преступника Йозефа Менгеле. В 2015 году Гени представлял на Венецианской биеннале в национальном павильоне Румынию. В 2016 году на аукционе Christie’s акриловая живопись Nickelodeon (2008) Адриана Гени ушла за £7 млн.

Как оказалось, в 2009-м эту работу купил владелец аукционного дома Christie’s Франсуа Пино за €60 000. То есть за последние 10 лет цены на работы румынской звезды арт-рынка взлетели в 160 раз. Сейчас уровень цен выглядит так: €750 000–1,1 млн — на большие работы, €150 000-200 000 — на рисунки. На рынке художника представляют ведущие мировые галереи: Galerie Thaddaeus Ropac, Pace Gallery, крупные Nicodim Gallery, Galeria Plan B.

Главная заслуга Гени перед современностью — он заставил обратить особое внимание на такую вроде бы перепаханную область искусства, как фигуративная живопись.

От Чаушеску до Гени

Гени родился в 1977 году в Трансильвании, маленьком городке Бая-Маре, окончил Институт искусства и дизайна в Клуж-Напоке. Там же организовал галерею Plan B в Fabrica de Pensule. Живет между Берлином и Клуж-Напоком.

Если вспомнить ключевые живописные явления последних 30–40 лет, то неминуемо всплывают герои неоэкспрессионизма, Новой лейпцигской школы, а теперь Новой румынской школы живописи во главе с Гени. Очевидно, что в случаях с Лейпцигом и Румынией это одна и та же эстафетная палочка в цветах стран Восточного блока. Поиск новой идентичности бывших стран участников Варшавского договора создает ожидаемый интерес и повышенное внимание. Но мало кто ожидал, что в Румынии это произойдет в Клуже-Напоке, чего Бухарест не может пережить до сих пор.

С самого начала сюжетами Гени становятся исторические фигуры и сцены социально-политических потрясений XX века, от похорон Марселя Дюшана, офицеров СС до портретов супружеской четы Чаушеску. В этом смысле автор оправданно получил ярлык «исторического рассказчика». Сам автор говорит, что сегодня реализм не убедителен, он слишком буквален и примитивен. Гени интересует граница между фигуративом и абстракцией, а порой и чистая абстракция, к которой он приходит через разложение фигуративной формы, частенько доводя ее до кубизма начала XX века.

И цвет, и свет, и сезоны

Работы Гени можно назвать примером громкой живописи и по цвету (чистый цвет добавляет звона в этом оркестре), и по сюжету (порой не нуждающемуся в каких-либо объяснениях), и, разумеется, по размеру работ. Такая живопись сразу обращает на себя внимание, ее воздействие мгновенно, как у салюта на 9 Мая, а послевкусие терпкое и ностальгическое, как у старого кот-дю-рон. Если бельгиец Люк Тюйманс ищет цвет в градациях серого, как под слоем пыли в склепе на Пер-Лашез, то румын будто трясет радугу «Скитлс» в надежде не упустить ни один из цветов дисперсии Ньютона.

Гени виртуозно владеет материалом, демонстрирует прекрасную академическую выучку и чувство цвета. Краска превращается в скульптурный материал, из которого он буквально лепит отдельные участки картины.

Важным в творчестве Гени является постоянное обновление его живописи. Если сравнить его работы нулевых и работы последних пяти лет, то окажется очевидным, что это два безусловно талантливых, но совершенно разных автора. Это поразительная способность выдерживать жесточайшее давление рынка и продолжать свои экспериментальные практики, причем довольно успешные. Так он сохраняет постоянный интерес к своему творчеству и вписывается в логику рынка сезонных новинок (весна-лето, осень-зима).

Читать еще:  Индивидуальный язык. Перуанский художник. Fidel Ponce Ccana

На арт-рынке, как на боксерском ринге

Институциональное признание (выставки в музеях, биеннале, премии и прочее) является главным активом любого художника в защите или повышении цен на работы, именно поэтому себестоимость банана Каттелана равна $3, а цена — $120 000.

Выставка Гени — пример стратегии, последовательно проводимой Тадеушем Ропаком (Гени второй художник его галереи, первым был Ансельм Кифер два года назад, из тех, кто вторгся в Эрмитаж). Так его аукционные рекорды подкрепляются музейными выставками, а неспешность в производстве работ (10–12 в год) создает необходимый дефицит и лист ожидания (в 2017 году перед его выставкой в Pace Gallery список ожидания составлял 134 покупателя). Карьеру Адриана ведут так, как ведут промоутеры молодого боксера, подбирая ему удобных соперников, чтобы создать красивый рекорд побед.

Историческое алиби

В Эрмитаже показывают 12 полотен, треть из которых были специально написаны для выставки. Все работы объединяет история путеводителя по музейной экспозиции голландской живописи издательства «Искусство» 1984 года, оказавшаяся у автора в юном возрасте. Работы 2019 года сделаны настолько цветастыми и абстрактными, что превращаются в декоративные панно, создавая впечатление, что автор чересчур заигрался в эффекты и угодил одной ногой в барочность, а другой — в маньеризм. Как бы у нас сказали «залюбовался» или свалился в «салон». Собственно, это еще одно обвинение и хлесткий ярлык — «салон с историческим алиби».

Этой выставкой художник одновременно закрывает свой детский гештальт и «чекинится» в очередном музее c очередной персоналкой-благословением, создавая непробиваемый уровень поддержки для цен на свои работы. Грустной правдой является то, что сегодня цена определяет качество работы, а не наоборот, то есть это такой рыночный механизм манипулирования, который невозможно взломать и который обеспечивает устойчивую инверсию. Последние, кто на этом погорел, как раз художники волны неоэкспрессионизма. В случае с Гени такие дефолты вряд ли возможны.

Зачем смотреть Гени в Эрмитаже

Адриан Гени прославился «Сражениями на тортах» 2008 года, работа с изображением залепленных красочной массой лиц, буквально с «кашей вместо лица». Уже с этой серии автора начнут преследовать сравнениями с Бэконом, который также обезображивал лица, представляя их комками перекрученной плоти. Только Фрэнсис проживал свой крик плоти, тогда как Адриан говорит о тоталитарных ужасах XX века и с плотью обходится, как с исторической оберткой кошмарного воспоминания.

Другим камнем, который в него постоянно бросают, является его коммерциализированность. Смешное обвинение, которое предъявляется каждому художнику, выбирающему живопись в качестве основного медиума. Есть беда, к которой Гени имеет отношение опосредованное, — это его влияние на коллег по цеху. Уже сегодня по всему миру и в России есть армия подражателей, как в свое время у Нео Рауха из Лейпцигской школы. Все эти художники размазывают, смазывают, набрасывают, растирают, нашлепывают и даже говорят с румынским акцентом!

Работа Гени — мечта любого галериста, ведь в свои 43 года художник безумно дорог. Коллекционеры рыщут в поисках его ранних работ на вторичном рынке, аукционные дома включают его работы в вечерние торги, собратья по цеху люто завидуют и хейтят, а самые молодые из них очарованы художником, как юные курсистки. Руководство к действию может выглядеть так: инвестировать — поздно, подражать — глупо, восхищаться — уже легкомысленно, а на выставку идти — надо. Такое живописное чудо, пусть и местами рыночное, нужно видеть своими глазами.

Франсиско Гойя — ярких представитель эпохи романтизма: биография и картины испанского художника

Франсиско Гойя (Francisco Jose de Goya y Lucientes; родился 30 марта 1746 — умер 16 апреля 1828 гг.) — один из самых известных, самобытных испанских художников. Оставил после себя множество оригинальных произведений, повлиявших на историю искусства. Франсиско Гойя прославился благодаря экспрессивной манере. Работы привлекают гротескностью, стремлением к преувеличению. В своем творчестве, Франсиско Гойя руководствовался, как и художники эпохи Ренессанса, высокими гуманистическими идеалами.

Читать еще:  Две новые картины. Eduardo Urbano Merino

Биография Франсиско Гойи

Франсиско Гойя (полное имя звучит как Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) родился 30 марта 1746 года. Отец содержал небольшую мастерскую. Мать будущего художника имела дворянское происхождение.

Франциско Гойя начал учиться живописи с 13 лет. В это время семья перебралась в Сарагосу. Первым педагогом будущего знаменитого художника стал Хосе Лусан. В его мастерской Гойя проведет семь лет.

Поступать в мадридскую Академию Сан-Фернандо порекомендовал Лусан. В конце 1763 года Гойя принимает решение участвовать в конкурсе, ему было предложено слепить из гипса копию Силена. Результаты голосования не порадовали: работу не одобрил ни один член жюри.

В 1766 году Гойя вновь приезжает в Мадрид, пытается поступить в Академию Сан-Фернандо. И снова приходится пережить оглушительный провал. Причина в том, что сюжеты, предложенные для конкурсных работ, не вдохновили молодого художника. Академический рисунок никогда не был сильной стороной Гойи.

Не поступив в мадридскую Академию, 23-летний Франсиско отправился покорять Италию. Первым делом, попав в Рим, художник исполнил свою мечту — поднялся на купол Собора Святого Петра. Сделал он это не для того, чтобы написать шедевральный пейзаж. В центре купола фрондер и шалопай Гойя нацарапал свои инициалы.

В Италии живописец получил первое официальное признание — ему вручают премию Пармской академии.

Возвращение в Сарагосу произошло в 1771 году. Здесь его ждет множество заказов, Гойя с энтузиазмом берется за работу. От его ярких красок невозможно оторвать взгляд.

В 1773 году Франсиско Байеу представляет художнику свою сестру Хосефу. Гойя влюбляется, начинается страстный роман, закончившийся свадьбой.

В 1775 году переезжает в Мадрид, работает под руководством своего родственника со стороны жены, Франсиско Байеу, который был придворным живописцем. Карьера Гойи быстро пошла вверх. В 1786 году ему официально даровали титул королевского художника.

В 46 лет живописец неожиданно заболевает. Ему удалось поправиться, но вот восстановить слух так и не получилось. Научился читать по губам, при необходимости — просил писать записки. Это не могло не отразиться на его творчестве — уходит свойственная ему жизнерадостность, она сменяется мизантропией. Создает знаменитую серию офортов, получивших известность под названием «Капричос».

Случилась у Гойи и поздняя любовь. В 1823 году он знакомится с замужней дамой по имени Леокадия де Вейс. Вскоре она разводится с мужем и рожает от художника дочь, которую назвали Росаритой.

В Испании меняется правительство, Гойя опасается попасть в опалу, поэтому вместе с новой семьей переезжает во Францию, обосновывается в Бордо.

Прожил художник долгую и яркую жизнь, скончался 16 апреля 1828 года во Франции.

Самые известные картины Гойи

Творческое наследие Франсиско Гойи насчитывает сотни картин. Великий мастер оставил множество шедевров. Вот лишь небольшой список избранных работ:

  • «Махи на балконе» (1808 — 1812);
  • «Похороны сардинки» (1812 — 1819);
  • «3 мая 1808 года в Мадриде» (1814);
  • «Маха одетая» (1802 — 1805);
  • «Юдифь и Олоферн» (1819 — 1823).

«Маха обнаженная». Картина создана предположительно в 1798 году. В Испании в это время инквизиция запрещала писать обнаженных людей. Работа выполнена на заказ для коллекционера Мануэля Годоя. Интересно, что примерно в этот же период было написано еще одно полотно — «Маха одетая», созданное для того, чтобы спрятать от посторонних глаз «Маху обнаженную». На картинах изображена одна и та же натурщица — Пепита Тудо.

Читать еще:  Искусство без обработки: удивительные фотографии и ни грамма Photoshop

«Сатурн, пожирающий своего сына». Мрачное произведение Гойя создал между 1819 и 1823 годами. Изначально это была роспись стены в доме, в котором жил художник. Уже после его смерти панно перевели на холст. Также поступили с другими фресками. Сделали это по просьбе французского банкира, увлеченного живописью. Благодаря ему сохранилась серия «Мрачных картин», большинство работ можно увидеть в Прадо. На холсте мы видим Кроноса (Сатурна), терзающего плоть своего ребенка.

Портрет герцогини Альбы. Эту работу Гойя создал в 1797 году. В момент написания картины герцогине исполнилось 35 лет — она находилась в самом расцвете красоты и чувственности. Художник много лет был влюблен в эту необыкновенную женщину, сумел передать свои эмоции на холсте. В это время герцогине по этикету полагалось носить траур по мужу. Обратите внимание на наряд. В нем гораздо больше романтизма, чем грусти. Герцогиня на портрете указывает на надпись, сделанную на песке, которая переводится «Только Гойя».

Поклонникам романтизма в искусстве рекомендуем обратить внимание на аукционы картин на художественном портале Very Important Lot — у вас будет возможность купить интересную эксклюзивную работу.

Новое в блогах

ВОЛШЕБНЫЙ МИР голландского натюрморта.АДРИАН КООРТ.

Адриан Коорт.Три персика на каменной столешнице и бабочка Красный Адмирал, 31.3 x 23.3cm, 1693-1695.Картина продана за ;2 057 250.

Пять раковин на каменной столешнице

Адриан Коорт 1660 -1707 — голландский художник эпохи барокко. О творчестве голландского художника Адриана Коорта известно сравнительно немного. Они жил и работал во второй половине XVII века и в своих работах подражал великим голландским мастерам натюрморта. Около 1680 года он стал в Амстердаме учеником Мельхиора де Хондекутера. В 1683 вернулся в Мидделбург. В 1695 фигурирует в документах как член Гильдии Святого Луки.


Земляника.

Однако в отличие от своих великих коллег, Коорт никогда не стремился создавать масштабные полотна – все его картины имеют очень небольшой размер и содержат минимальное количество предметов. Такая скромность, вероятно, повредила художнику – ведь в течение почти трех столетий имя Адриана Коорта ничего не говорило любителям живописи.


Натюрморт со спаржей и красной смородиной
Nat. Gallery of Art (1696)

С другой стороны, сегодня его мастерство ни у кого не вызывает сомнений. До нашего времени дошло всего несколько натюрмортов Коорта, на которых мы видим изображения раковин, крыжовника, персиков, красной смородины и спаржи. Художник писал самые простые предметы – те, что всегда можно было найти под рукой.

Три плода мушмулы и бабочка (1705)

Порой, по всей видимости, тогда, когда он уставал от предметной живописи, Адриан Коорт рисовал бабочек, но и здесь он не стремился поразить зрителя красотой и буйством красок – все его бабочки – это всего лишь самые обычные представительницы местной фауны. Адриан Коорт – певец скромности и воздержанности, что, впрочем, не умаляет его значения в мире искусства.


Горный вид с утками

До середины ХХ века художник оставался практически неизвестным. Его открыл голландский историк искусства Лауренс Йоханнес Боль (1898—1994), опубликовавший в 1952 статью о нем, в 1958 организовавший в Дордрехте выставку его избранных работ, а в 1977 выпустивший в Амстердаме монографию о художнике.

Спаржа, земляника и крыжовник
Dordrechts Museum (1698)

В 2003 экспозицию его работ показала Национальная галерея искусства в Вашингтоне. 7 декабря 2011 прежде неизвестная работа мастера Три персика на каменной столешнице и бабочка Красный Адмирал была продана на аукционе за рекордную для работ этого мастера цену в ;2,057,250

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector